Думаю, что большинство участников встречи именно так и ощущали, потому что те общения, которые владыка проводил в свои приезды в Москву, были конспиративного характера. В советское время, как рассказывали люди, которые эти встречи устраивали, соблюдалась абсолютная конспирация, по крайней мере, в общении по телефону. Но народ узнавал очень быстро, где и когда можно будет увидеть и услышать владыку. В 1989 году эта меры предосторожности и аккуратности проведения встреч еще не отменялись. Что же до атмосферы внутренней – можно получить, подтверждение этому, по оставшимся фотографиям: все люди, которые слушали митрополита Антония, были затронуты живой речью, живым свидетелем и живым присутствием, скажем так, невидимого Духа. Ни одного лица на фото вы не увидите равнодушным, спящим, безразличным, скучным. – Люди, которые присутствовали на этой встрече, были, в основном, чада отца Александра? – В основном да. Большинство из них я знал и до этого, потому что они были либо уже состоявшимися чадами отца Александра, либо те, которым уже можно было доверять, и они тоже были приглашены. – А как потом продолжилось ваше общение с владыкой Антонием? – После гибели отца Александра мне не хотелось, да и было бы неразумно, оставаться без общения с человеком, который мог бы меня духовно вести. Тем более это было необходимо после моего рукоположения. А поскольку я его уже лично знал, то никого другого для духовного руководства и общения я и не мыслил. Было ясно: только он и никто другой, – потому что возникла такая внутренняя связь, такая полная степень доверия. Понимаю, что выглядело это дерзко и почти неисполнимо. Потому что возможности для такого общения практически не было: я в Москве, он в Лондоне, он – митрополит, я – молодой иерей. Рукоположен я был в 1990 году сразу после гибели отца Александра митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием – глубоким и мудрым иерархом Православнной Церкви, искренне уважающим моего погибшего духовника. Вскоре я написал владыке Антонию письмо с просьбой о духовном руководстве. Он дал согласие. Я начал пересылать с оказией ему свои письменные исповеди. А в 1993 стал активно размышлять, как мне попасть в Лондон.

http://pravmir.ru/protoierey-vladimir-ar...

Выяснилось, что, на самом деле, я это все-таки знал. Я регулярно посещал службы, и построение службы было мне понятно. Экзамен по литургике принимал Патриарх. Я ответил по билету, и он мне задал дополнительный вопрос: «Что общего между построением утренней службы и молебна?» Я подумал и ответил: канон и Евангелие. Он меня сразу принял. Поступление в духовную академию для меня было абсолютно логичным и естественным, хотя никогда мне в голову не приходило, что я могу стать священником. Просто начал учиться. А когда через три года Святейший мне сказал: «Приготовьтесь, скоро будет ваше рукоположение», — мне даже в голову не пришло отказываться. Так и должно быть. Урок из детства: просить прощения В семье было безоговорочное правило (особенно требовательным в этом отношении был отец): провинишься — обязательно попроси прощения . И никогда не лги. Сделал — значит сделал. Причем родители меня приучили к тому, что даже если я что-то очень плохое натворил, но признался и попросил прощения, то меня простят. Мне это очень помогло в общении со сверстниками, потом — во всяких общественных работах… Мне совсем не трудно извиниться, если я вижу, что был не прав. Кроме того, родители меня поощряли за хорошую учебу, и учиться мне всегда нравилось. За это родители мне иногда разрешали, например, пойти с друзьями в кино без сопровождения в шестом классе. Один раз в конце 6-ого класса я, круглый отличник, пришел домой в слезах: мой одноклассник заявил, будто родители ему обещали купить мотоцикл, если не будет двоек. Конечно, никто никакой мотоцикл не покупал, но я этого не знал. «Мама, — грустно говорил я, — я всегда учусь на одни пятерки, а никакого мотоцикла никогда не видел. Это же несправедливо!» Зачем нужна мечта Я в детстве мечтал стать водителем такси. Во-первых, на машине ездить, во-вторых, пассажиров возить, что-то для них делать, а в-третьих, с ними можно пообщаться. Примерно так и вышло: тружусь для людей, веду их к Цели и общаюсь с ними. В Евангелии написано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7). Искусство учит тому же. Основная мысль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер»: человек обязательно должен иметь заветное желание. Я этому учу своих прихожан и сам стараюсь формулировать просьбу Богу.

http://pravmir.ru/chto-takoe-tochechnyj-...

§ 98. Препятствия к посвящению. Посвящаемые должны удовлетворять известным условиям, отсутствие которых составляет препятствие к посвящению. В западном каноническом праве такое препятствие технически называется irregularitas, иррегуляритет, т. е. несоответствие правилу, требующему известных качеств от посвящаемого. От иррегуляритета отличается еще incapacitas, абсолютная неспособность к посвящению некоторых категорий лиц, несмотря ни на какие качества. Именно безусловно неспособными к посвящению признаются некрещенные и женщины, так что следовательно, если бы по какому-либо недоразумению совершено было посвящение названных лиц, посвящение это было бы недействительно. В источниках восточного церковного права это начало не выражено с ясностью, хотя относительно некрещенных оно должно само собою следовать из того, что, не принадлежа к христианству, они не могут получать каких-либо прав и благодатных даров, преподаваемых Церковью . Что же касается женщин, существующая практика сходится с католической, которая, однако, не соответстует древне-церковному порядку, существовавшему приблизительно в течение целого тысячелетия. Женщины посвящаемы были в церковную должность диаконисс, и посвящение их называлось. Вальсамон под 44 пр. Василия В. говорит об «извержении» диакониссы, т. е. употребляет тот же термин, которым на языке канонов обозначалось низложение духовных лиц. Вступление диакониссы, после ее рукоположения, в брак, рассматривалось как оскорбление благодати, подвергающее анафеме, как ее самое, так и того, кто женился на ней (15 халкид.). Из сопоставления некоторых канонов (9 ник. 11 лаодик., 15 халкид., 14 трул.) видно, что в практике старались даже создать должность женскую, параллельную пресвитерской (пресвитерису). Недостаток особых качеств, необходимых для посвящения (irregularitas) в лицах, вообще говоря способных к следует различать: 1) Незаконнорожденность (irregularitas ex defectu natalium). В восточном каноническом праве требование от посвящаемого законорожденности не высказано с такой ясностью, как в западном; но из того, что Юстиниан, согласно с древне-церковным неблагоприятным взглядом на вторые браки, даже рожденных от второго брака не допускал к посвящению, нужно заключить, что тем менее допустимым должно было считаться посвящение незаконнорожденных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Б. Титов: Действительно, на карте Китая сегодня много точек, где еще помнят и Россию, и Православие. Наша задача — продолжать развивать эту память, создавая новые традиции, в том числе и в области духовного обмена между двумя странами. Должен сказать, что в Китае своя духовная жизнь. В этом смысле Китай — очень необычная страна. Там есть три основные религии, на которые ориентируется абсолютное большинство китайцев. Прежде всего это конфуцианство, затем даосизм и буддизм. Конфуцианство — это вообще такая теория поведения, теория развития общества. Китайцы говорят, что конфуцианство — религия тех, кто посвящает себя служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Если мы говорим о даосизме, то это религия для людей образованных и высокопоставленных. Если мы говорим о буддизме, то это религия для людей более простых. Видите, у них все очень четко и прагматично. Религия также помогает им жить духовными ценностями, служить своему обществу. И поэтому мы должны развивать эти направления в совместной работе. Митрополит Иларион: Если говорить о христианстве, то это тоже традиционная для Китая религия. Не только потому, что еще в первом тысячелетии в Китае миссионерствовали монахи и епископы из Ассирийской Церкви Востока, а также там были и католические миссионеры, но еще и потому, что уже 330 лет на территории Китая развивается Православие. Причем Православие — это не только русская вера для китайцев, что очень важно. Да, действительно, Православие появилось в Китае благодаря русским, причем военнопленным, а не миссионерам. Правда, уже при Петре I для их пастырского окормления в Китай была отправлена Русская духовная миссия, просуществовавшая вплоть до начала «культурной революции». В книге, которую я держу в руках — «Православие в Китае» — описывается история православного духовного присутствия на китайской земле. И мы показываем, что Православие, пришедшее в Китай вместе с пленными казаками-албазинцами, приобрело истинно национальный китайских характер, став частью культурной традиции этой страны. Богослужение было переведено на китайский язык. Священники были китайцами. До сих пор там живут уже престарелые священники-китайцы (им за 90 лет), которые были рукоположены еще до «культурной революции». А сейчас появляются новые священнослужители-китайцы…

http://patriarchia.ru/db/text/4116536.ht...

Архимандрит Марк Давитти: Разделяя горести других Досадно, что о таких людях мало или совсем ничего не писали православные СМИ. Это в упрек не им. Мы, выходцы из России, Украины, Молдовы мало присылали и присылаем материалов о таких людях, и о них мало знают. Да и что там: петиций не подписывал, священноначалие не критиковал. Хотя мог! Видно в вере Христовой есть что-то еще ценное, кроме как «рубить правду-матку» и обличать ближнего. 22 августа, 2013 Досадно, что о таких людях мало или совсем ничего не писали православные СМИ. Это в упрек не им. Мы, выходцы из России, Украины, Молдовы мало присылали и присылаем материалов о таких людях, и о них мало знают. Да и что там: петиций не подписывал, священноначалие не критиковал. Хотя мог! Видно в вере Христовой есть что-то еще ценное, кроме как «рубить правду-матку» и обличать ближнего. Об архимандрите Марке Давитти — старейшем клирике Русской Церкви в Италии, рукоположенным в сан пресвитера в 1971 году, который стал первым в современности православным священником-итальянцем вспоминает настоятель храма Святых жен–мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов . Буквально за пять минут перед моим вылетом в Салоники мне позвонила Маша Шургина и сообщила, что скончался отец Марк Давитти. Этого ждали всю последнюю неделю, но точку в этой части его работы можно поставить только сейчас. И не мне, конечно. Не смогу присутствовать на отпевании, но уже сейчас ясно, что это будет очередная миссионерская акция отца Марка. И не последняя. Не такая, как у нас теперь принято: со злобой, с желанием загасить макаронников или еще кого, а с большой-большой любовью. Знаю, что будут сотни людей и много священников. Придут и те, кого бы он ни за что не хотел видеть. Он не был «добреньким» дедушкой, он вообще не был дедушкой, несмотря на свой возраст. И тем более «старцем». И был абсолютно неправильный в этом смысле. Никакого сюсюканья. И вот он сказал незадолго до своего ухода, что если придет к нему на похороны один его давний недоброжелатель, то он в гробу перевернется на другой бок… (Зная батюшку, понимаешь, что это все обычные его грозные слова при огромном, добром и незлопамятном сердце).

http://pravmir.ru/razdelyaya-goresti-dru...

В религиозной традиции, напротив, существует представление об абсолютном, то есть богоустановленном, нравственном законе, и об отклонении от него, которое именуется грехом. С точки зрения религиозного человека, совсем не все, что не задевает непосредственно интересы других людей, нравственно допустимо. И истинной свободой для верующего является не вседозволенность, но освобождение от греха, преодоление в себе того, что препятствует духовному совершенствованию. – Концепция прав человека, как подчеркнул Собор, имеет религиозные корни. Однако в современном мире она нередко используется для защиты таких поведенческих норм, которые оказываются неприемлемыми с точки зрения религиозного человека… – Здесь концепция прав человека и вступает в противоречие с религиозными нравственными представлениями. Поэтому необходимо создание – как в России, так и в Европе и за ее пределами – таких мировоззренческих парадигм, которые уравновешивали бы концепцию прав человека представлением о нравственной ответственности человека за свои поступки, а также о правах Церквей и религиозных общин. В одном из принятых недавно документов Совета Европы говорится, что свобода вероисповедания должна быть ограничена правами человека. Это очень опасный тезис, внедрение которого в практику чревато непредсказуемыми последствиями. Означает ли он, что Евросоюз будет принуждать Церкви и религиозные общины адаптировать свое вероучение, нравственную и социальную доктрину к идее прав человека так, как она понимается сегодня в секулярной Европе? Если да, то значит, женщине нельзя будет отказать в рукоположении в священный сан, потому что это будет рассматриваться как нарушение прав человека. Гомосексуалисту нельзя будет указать на греховность его образа жизни, поскольку это будет трактоваться как нарушение прав человека. В таком случае и православных, и католиков, а также представителей других религий, которые исповедуют традиционные ценности, ждут тяжелые времена. Поэтому Всемирный Русский Народный Собор в своей декларации и подчеркнул, что «существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и «изобретение» таких прав, которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.

http://pravoslavie.ru/4667.html

«Освободители» убрались восвояси несолоно хлебавши. Когда ополченцы прогнали их, предварительно отобрав практически все, что стреляло и на гусеницах ездило, поделилась со мной одна старушка своим переживанием. Тихонько рассказала, чтобы никто не слышал. Боялась, наверное, что не поверят ей или скажут, что с глузду бабка съехала. — Батюшка, а ты знаешь, я ведь беса бачила. — Когда? — спрашиваю. — Да когда нас убивать пришли. — Может, показалось вам? — Да нет, батюшечка. Точно бачила. С погреба вылезаю, как стрелять прекратили, а он стоит и на меня смотрит. — Кто? — Так бес же, отче! Здоровый, шея длинная, облезлый весь, очи черные, вместо рта клюв с зубами и лапы страшнючие, как у онука в книжке дракон… Может, грех на мне какой большой? Так я, кажись, уже обо всех рассказала. Теперь страх на мне великий, чем же я так Бога прогневала, что Он ко мне беса попустил?.. Бабушку я успокоил, да и односельчане, наверное, ей объяснили, что это за бесяка был на дракона похожий. А страусы куда-то ушли. Видели ополченцы, как они по балке перемещались, а вот куда делись, неизвестно. Может быть, в Африку к себе убежали, туда, где войны нет? Часть III. Воспоминания, размышлизмы Господь привёл… Наверное, большинство из нас, в священном сане находящихся, на вопрос «Как ты стал священником?» ответят неопределенным «Господь привел». Вот только неопределенность эта лишь для вопрошающего, а для нас — абсолютная уверенность. Ведь случайностей априори не бывает, и когда начинаешь составлять лесенку событий, по ступенькам которой взбирался к удивительным и непередаваемым минутам рукоположения, становится совершенно ясно, что тебя вели к нынешнему служению… Поэтому и ответ такой: «Господь привел». Ступеньки эти вспомнить можно, но не все. Были и такие, которые без твоей воли преодолевались и казались не очень обязательными, но сегодня, с опытом прожитых лет, видишь, что все в единстве и четкой последовательности происходило. Первый религиозный опыт, вернее, апологетический спор вышел у меня с бабушкой, матерью отца.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

" Мы категорически отвергаем внешний инструктаж администрации Патриархата. Никто не может нам навязывать определенных лиц для рукоположения в епископы. Это должно быть понятно всем и каждому " , – заявил он, подразумевая священника, которого принц Иордании хотел бы видеть епископом. " До сих пор не прекращаются попытки вторгнутся во внутренние дела Патриархата, что совершенно неприемлемо. Это проявление неуважения к священному институту Патриархата и его независимости. Это вопиющее нарушение свободы Церкви. Частные лица, защищающие личные и иные интересы, не могут диктовать Патриархату, что делать " , – подчеркнул он. Отвечая на вопрос о рукоположении второго арабского епископа, патриарх Феофил сказал: " Мы исходим не из национальных или этнических критериев. Что значит арабский или неарабский? Мы уже рукоположили епископа из арабов. В то время среди епископов был и еще один, араб по национальности, но он позже преставился. Конечно же, мы изберем и еще одного архимандрита из арабов в Священный Синод. Но протежирование кого-либо для нас неприемлемо. Мы не можем подчинять церковные структуры служению чьим-то целям " . " В свое время подобные заслуживающие порицания действия предпринимало израильское правительство, и вот теперь точно так же действуют другие... Разве они не признают наше служение? Разве они не видят, что мы подвергались давлению со стороны Израиля и до сих пор не поддались? Выдвигаются бесстыдные и безосновательные претензии... Это спланированная кампания, не лично против меня, но против Патриархата " , – заявил Патриарх. Патриарх Феофил III отметил, что у него прекрасные отношения с королем Абдаллой, " который уважает Патриархат " , и сказал, что приглашен посетить Международный экономический форум в Иордании. Патриарх указал и на то, что к вопросу независимости Иерусалимской Церкви проявили интерес и американские дипломаты. " Мы абсолютно и полностью доверяем королю, имеющему первое и последнее слово в решении любых дел, и всегда заявляли, что Иордания была примером уважения независимости Церкви для всех общин. Эти действия исходят от других кругов " , – такими словами завершил свое интервью Патриарх Иерусалимский Феофил III.

http://religare.ru/2_42919.html

Ободрённый этой победой Фердинанд издал в 1629 году реституционный эдикт. Но в 1630 году на помощь протестантам пришёл шведский король Густав Адольф. В 1632 году после победы на Лехе вся Северная Германия, Богемия и Бавария оказались в руках протестантов. В 1639 году начинается вмешательство в войну Франции, и это решило дело. В 1648 году Тридцатилетняя война завершилась Вестфальским миром. Его подписание было несомненной победой протестантов, ибо они добились главного: их религия была признана абсолютно равноправной с католической. Тридцатилетняя война имела громадное всемирно-историческое значение, совершенно изменив геополитическую карту Европы. На территории Германии надолго закрепилось разделение на княжества («земли»), которое было преодолено только в XIX веке. Усилились Швеция и Нидерланды, но более всего Франция, которая стала главной силой континентальной Европы. Однако нас здесь интересует иной аспект: Вестфальский мир возвестил о возникновении на нашей планете новой цивилизации. Всякая цивилизация начинается с появления своего духовного ядра – типа верования. Какую же веру положили в основу своего миропонимания протестанты? Её фундамент составляет следующие положения: 1. Спасают не дела, спасает вера во Христа, живущая в сердце человека, о которой никто, кроме самого этого человека, может не знать. 2. Авторитетным является только Священное Писание, но не Священное Предание и не соборные решения Церкви. 3. Всякий мирянин может читать Священное Писание самостоятельно и истолковывать его так, как ему кажется правильным, – иными словами, каждый сам себе богослов. 4. Никаких таинств не существует – это выдумки Церкви. Крестить младенцев не возбраняется, раз укоренилась такая привычка. Но когда они достигнут совершеннолетия и смогут сознательно объявить себя христианами, они должны проходить обряд вторичного, основного крещения – конфирмацию. Причащение совершать можно, но только как воспоминание о Тайной вечере. Фикцией является, в частности, таинство рукоположения, а потому нет и священства.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

Папа твердо стоял на принципе абсолютности и неизменности преимуществ лишь трех кафедр - тех, которые были утверждены на Никейском Соборе. Однако в реальной жизни он ничего не мог сделать, чтобы нейтрализовать новую роль Константинополя. Через два года, в 453 г., он примирился с Анатолием и утвердил все решения Халкидонского Собора, кроме 28-го канона. Сам же 28-й канон латинские канонисты не признают и поныне, считая его актом узурпации со стороны коварных греков. 8. Основной корпус канонов (27), принятых в Халкидоне, направлен главным образом на укрепление нравственной и дисциплинарной власти местных епископов над их клириками. Нет никаких сомнений, что бурные конфликты 429-451 гг. создали анархию во многих регионах и что епископы, которых убедили поддержать соборные постановления, нуждались в поддерживаемом имперскими властями законодательстве, которое закрепляло бы их права в отношении их пасомых. Однако принятые каноны, так как они базировались на традиционных церковных принципах, не признающих формальной власти над местными церквами (с единственным исключением акта хиротонии нового епископа), предоставляли определенную гарантию против дальнейшего развития «патриархийной» централизации. Каноны были направлены против обычая рукополагать клириков «без точного назначения», не приписывая их к конкретной общине (канон 6); против беспричинных переводов или переходов клириков из града в град без разрешения их епископов (каноны 5, 10, 11, 13, 20, 23); против обращений конфликтующих между собой клириков в светские суды, когда дело может быть разрешено в суде церковном (каноны 9, 21); против участия клириков в частном предпринимательстве или в гражданских и военных должностях (каноны 3, 7); против рукоположений за деньги (канон 2); против брака между церковнослужителями и еретиками (канон 14); против рукоположения диаконис до достижения ими сорокалетнего возраста (канон 15). В делах финансовых власть епископов и клириков была ограничена требованием иметь в каждой церкви эконома, который отвечал бы за все церковное имущество, и в особенности за имущество епископа после его смерти (каноны 22, 25, 26).

http://sedmitza.ru/lib/text/434745/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010