18-е правило Собора говорит о епископах, которые, будучи рукоположены законным образом, не были приняты епархией (см. Абсолютное рукоположение ), таковые епископы не должны приходить в другие епархии и утеснять поставленных там епископов, в противном случае «лишать их и пресвитерской чести, и быть им отрешенным»). 19 Давшие обет девства и нарушившие обет да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, словно с братьями, мы сие возбранили. 19 Давшие обет девства и нарушившие обет, да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, аки с братиями, мы сие возбранили. 20 Если чья жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал, таковым надлежит в семь лет прийти в совершенное общение, по степеням к тому ведущим. 20 Аще чия жена прелюбодействовала, и кто либо прелюбодействовал: таковым надлежит в седмь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим. 21 Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением было возбранено причащение Святых Тайн до кончины, -- и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходить десятилетнее время покаяния, по установленным степеням. 21 Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых тайн до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто же более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным. 22 Виновные в вольных убийствах да будут в разряде припадающих; совершенного же общения да удостаиваются при конце жизни. 22 Виновные в вольных убийствах, да будут в разряде припадающих: совершеннаго же общения да удостоятся при кончине жизни. 23 Виновным в невольных убийствах прежнее определение повелевает: в течение семи лет, по степеням установленным, достигать совершенного общения; новое же определение -- исполнять в покаянии пятилетний срок.

http://drevo-info.ru/articles/13676102.h...

Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определённого лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определёнными лицами из-за их родственных отношений. Причём, кроме кровного родства, препятствия могут заключаться также в отношениях свойства или родства духовного. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению, – расторгающие, и такие, обнаружение которых не влечёт за собой расторжение брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям, – нерасторгающие или запретительные препятствия. 55.2. Абсолютные препятствия к браку Абсолютными препятствиями к браку, одновременно расторгающими его, считаются следующие. Первое. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый брак, ибо христианский брак – безусловно моногамный, то есть единобрачный. Второе. Брак священных лиц, заключённый после посвящения в сан, признаётся незаконным. Это видно из 6-го правила святого Василия Великого . Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам. Апостольское правило 26-е дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Эти церковные правила во времена императора Юстиниана были подтверждены и гражданскими законами. Брак священных лиц, заключённый после посвящения в сан, признавался незаконным. Это видно из 6-го правила святого Василия Великого и 3-го правила Трулльского Собора. Император Юстиниан в своём постановлении от 18 октября 530 года постановил: «Повелеваем: браки, которые не позволяются по церковным правилам, чтобы они были запрещены и нашими законами -чтобы дети, рождённые в таком противозаконном браке, не считались рождёнными в браке...» (Кодекс. 1, 3, 45). Юстинианов закон должен был утратить свою силу с введением 79-й новеллы императора Льва Философа, определившего, чтобы клирик, сочетавшийся браком после рукоположения, лишался священного сана, но не исключался из клира и вообще не был удаляем от церковных служений, отправлению которых не препятствует второбрачие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отвечаю: вероотступничество означает отступление от Бога. Это может происходить различно – согласно различным видам союза между человеком и Богом. Действительно, человек соединяется с Богом, во-первых, посредством веры; во-вторых, посредством своей воли, которая надлежащим образом послушно повинуется Его заповедям; в-третьих, посредством некоторых особых вещей, относящихся к исполнению того, что превосходит общие требования, например монашеского образа жизни, духовного состояния или служения. При этом если что-либо из последующего устраняется, то предшествующее ему сохраняется, но не наоборот. Поэтому человек может отступить от Бога путем прекращения монашеского образа жизни, относительно которой им был дан обет, или же оставления священнического сана, в который он был рукоположен, и это называется «отступничеством от монашеской жизни» или «от духовенства». Человек также может отступить от Бога, восстав в своем уме против божественных заповедей. Но хотя человек и может отступить обоими вышеупомянутыми способами, он при этом все ещё может остаться соединенным с Богом посредством веры. Но если он оставляет саму веру, то в таком случае, похоже, он полностью отвращается от Бога. Таким образом, в простом и абсолютном смысле вероотступничество – это то, посредством чего человек отрекается от веры, и оно называется «отступничеством вероломства». Следовательно, вероотступничество в прямом смысле слова относится к неверию. Ответ на возражение 1. Это возражение относится ко второму виду отступничества, которое означает акт воли, восстающей против заповедей Божиих, тот акт, который обнаруживается в любом смертном грехе. Ответ на возражение 2. К вере относится не только то, во что верит сердце. О внутренней вере должно свидетельствовать то, что говорится и делается вовне, поскольку исповедание – это акт веры. Поэтому некоторые внешние слова или дела относятся к неверию, а именно постольку, поскольку они служат признаками неверия, что подобно тому, как признаки здоровья называют здоровыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

1 .Оглашение взрослых, достигавшее кульминации в крещении в обнаженном виде все еще находилось в расцвете в Константинополе в начале V века. 2 .Дети в опасности смерти крестились немедленно вне зависимости от возраста. 3 .Со второй половины IV столетия в широкий обиход входит крещение детей и даже младенцев из православных семей. 4 .В VII веке система оглашения вырождается в рудиментарный катехуменат для обращенных и детей православных родителей, которые по каким-то причинам были еще не крещены. Taft R. F. When Did the Catechumenate Die Out in Constantinople?/Alchermes J. D., Evans H. C., Thomas T. K. (eds.)//Anathemata Eortica. Studies in Honor of Thomas F. Mathews. Mainz: Philipp von Zabern, 2009. P. 283–290. Материалы об авторе I. Общая часть: Ваше собственное «я» 1 . Кем Вы считаете себя? Кто Вы? Во-первых, и по порядку, я – католик русско-византийской традиции и ученый иезуит, специализирующийся в области христианского Востока, конкретно в литургических вопросах. Этим определяется мое бытие, или личная идентичность, и моя деятельность, – человек есть то, что он делает, в этом есть доля правды, – я есть то, что делают мои коллеги, и это неотделимо от того, кем они являются. Я выстраиваю эти определения именно в таком порядке, а не так, как делают другие иезуиты, принявшие русский обряд: т.е. ставлю мою литургическую традицию на первое место – через меня (per se) и для меня – перед моим членством в Обществе Иисуса. Многие удивятся или даже разочаруются, что в моем сознании я ставлю первым по значению эпитет «русский католик», а не «иезуит». Пусть это кого-то и разочарует. Но для меня этот принцип – важнейшее осознанное руководство на пути к восточному священству в традиции византийского обряда, в которой я был рукоположен и которой пытался быть верным в мыслях и делах. Для меня византийская традиция является экклезиологической реальностью, превосходящей по своему значению партикулярные обычаи различных монастырей, религиозных конгрегаций или орденов, включая мой собственный. Когда случается конфликт, то эта иерархия ценностей подсказывает мне, как следует поступить. Мой более чем сорокалетний опыт иезуита восточного обряда только подтверждает абсолютную правоту выбранного пути. Меня вело по жизни двойное призвание восточного члена латинского религиозного ордена: поэтому, когда существует конфликт, реальный или воображаемый, (т.е. как он воспринимается настоятелями) между требованиями моего обряда и уставами ордена, обряд всегда превалирует. К счастью, эта проблема серьезно никогда не вставала предо мной, ибо с начала 1940-х гг. времена сильно изменились. Послание и Декрет генеральною настоятеля Жана-Батиста Янссенса SJ от 25 декабря 1950 г. «Pro ramo orientali Societatis Jesu» 813 считаются «великой хартией» иезуитов восточного обряда. Эти документы даровали возможность членам ордена жить в избранной традиции во всей ее полноте, а те элементы иезуитской духовности, несущие явно латинский характер, перестали быть обязательными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

п.). Все Патриархи были греч. происхождения, в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. среди них преобладали выходцы с Крита. Многие из них до вступления на Александрийский престол занимали архиерейские кафедры в К-польском Патриархате. Избрание очередного Патриарха осуществлялось, как правило, по указанию его предшественника, с согласия егип. клира и паствы; рукоположение происходило в Египте или в одном из соседних Патриархатов. Миряне принимали активное участие в жизни АПЦ. Они были объединены в торгово-ремесленные корпорации, возглавлявшиеся старейшинами греч. и араб. происхождения (архонтами, шейхами). Верхушка правосл. общины поддерживала духовенство материально и в свою очередь влияла на церковные дела и избрание Патриархов. Внутренняя жизнь АПЦ обычно не омрачалась конфликтами, связанными с борьбой за Патриарший престол, и была самой спокойной по сравнению с др. поместными Церквами Востока. Исключение составили 10-е гг. XVIII в., когда оспаривали власть Патриарх Самуил и митр. Клавдиупольский Косма, буд. Патриарх Косма III (II) (1723-1736). От покорителя Палестины и Египта султана Селима I (1512-1520) Патриарх Иоаким получил фирман, утверждавший его Патриаршие привилегии и защищавший от произвола гражданских властей. Хотя этот документ не сохранился, о его содержании можно судить на основании древнейшего из дошедших до нас фирманов, данного Александрийскому Патриарху Матфею Псалту (1746-1766). Патриарх имел абсолютную власть над всеми клириками и монахами, поставлял, а в случае необходимости удалял из Египта архиереев, был хозяином храмов и мон-рей, имел право решать бракоразводные, наследственные и прочие споры своей паствы (причем тур. власти не имели права вмешиваться в эти дела). По политическим мотивам Высокая Порта запрещала лат. пропаганду среди православных. Патриарх Иоаким пользовался правом беспрепятственного передвижения не только по территории Египта, но и за его пределами. В 1526 г. он присутствовал в Иерусалиме на Соборе под председательством Вселенского Патриарха Иеремии I , на к-ром был осужден митр.

http://pravenc.ru/text/82070.html

В частности, Хейнеманн утверждает, что все литургические варианты отдельно взятого формуляра в равной степени верны той литературной форме, от которой они зависят, и потому в равной мере авторитетны. Этим он опровергает распространенное допущение, будто в основе различных вариантов одной молитвы всегда лежит один конкретный текст и что подобный текст, как предполагается, обязательно намного короче, чем каждый из возникших позднее вариантов. Опираясь на авторитет Хейнеманна, в нашем исследовании происхождения литургических формул мы пришли к тому, что отталкиваться следует не от единственных и исключительных архетипических моделей, но от комплексов моделей, архетипических в равной степени . Конкретный пример: признавая особую важность Birkat hammazon (иудейские благодарственные молитвы после трапезы) для ситуаций, тесно связанных с евхаристическим воспоминанием, мы, однако, должны признать, что с точки зрения литературной формы и другие иудейские благословения занимают то же положение по отношению к происхождению анафоры. То же относится и к образцам ветхозаветной молитвы. Та или иная конкретная ветхозаветная формула не должна претендовать на авторство в отношении какой-либо иудейской молитвы. Короче говоря, следует оставаться не на уровне молитвенных формул, но на уровне литературных форм, к которым сводятся комплексы конкретных формул. 4. Данные, полученные в отношении происхождения и структуры анафоры Принимая во внимание жесткие рамки настоящего доклада, я схематично подытожу основные результаты своего исследования 620 . 4.1. Хотя абсолютно уникальное событие евхаристического преложения, или пресуществления, тесно связано с анафорой, саму анафору нельзя рассматривать как нечто совсем уникальное и изолированное. Существенный интерес представляет собой параллельное рассмотрение различных анафор и других христианских формуляров, таких как освящение крещальной купели и святого мира, разрешительные молитвы (особенно восточные – но также и западные!), молитвы Елеопомазания болящих, молитвы при рукоположении, благословение брака, римский

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Большинство верующих Русской Церкви поддерживают разрыв с Константинополем – Патриарх Кирилл 19 октября, 2018. Новостная служба Об этом глава Русской Церкви заявил на VIII Общецерковном съезде по социальному служению 19 октября. ПРАВМИР. Большинство верующих Русской Православной Церкви поддерживают решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил на VIII Общецерковном съезде по социальному служению. «Для того, чтобы такие решения поддерживались всем народом – а сейчас я чувствую, что абсолютное большинство православных людей поддерживает эти решения, надо, чтобы духовенство тоже проводило работу…Я очень надеюсь, что так оно и есть, но пастырская работа по разъяснению ситуации на Украине является очень важной», – отметил Предстоятель Русской Церкви. Патриарх Кирилл пояснил, что отношения были разорваны «именно потому, что Константинопольский Патриархат отождествил себя с раскольниками – неканонически нарушая все правила, он вторгся в нашу юрисдикцию и простил раскольников, которые были анафематствованы». 15 октября Синод РПЦ принял решение о  разрыве  евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Причиной этого стало «принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2022 23 мая, 2022 15 октября, 2018 15 октября, 2018 16 октября, 2018 27 февраля, 2024 18 октября, 2023 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 29 мая, 2022 23 мая, 2022 15 октября, 2018 15 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/bolshinstvo-veruyushhi...

В Ап. 25 цитируется Библия: «...не отмстиши дважды за едино» (Наум 1. 9), воспрещающая двойное наказание за один грех. В данном случае извержение из сана вместе с отлучением от церковного общения, казалось бы, служит примером отступления от этой нормы. Однако отступления нет. Дело не только в том, что симония представляет собой особо тяжкое преступление, подрывающее основы церковного строя, и потому совершивший его заслуживает самой суровой кары. Извержение из сана в этом случае само по себе не является наказанием, ибо покусившийся на приобретение благодати священства через подкуп или интриги не получает этой благодати. Хиротония, совершаемая в отношении к симониату, ничтожна и недействительна с самого начала. Действительным же наказанием лжесвященнослужителя, в сущности оставшегося мирянином, является отлучение его от церковного общения. Качества кандидата священства, препятствия к посвящению Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Католич. право различает т. н. абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т. е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, к-рый, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то признается недействительным, ничтожным. Этого, однако, нельзя безусловно утверждать и о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененного как неправильность. В целом различение этих 2 основных видов препятствий принято и в правосл. церковном праве.

http://pravenc.ru/text/180638.html

Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и архиепископом Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ(В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени первоиерарха РПЦЗ(В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа заместителя первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископа Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого первоиерарха. Имея целью создание альтернативы " Русской Истинно-Православной Церкви " и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ(В), фактически управляемый заместителем первоиерарха архиепископом Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии епископ Бэлтский и Молдавский Антоний (Рудей) , епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии епископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров) . 5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ(В): «Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей».

http://drevo-info.ru/articles/22963.html

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.) В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) , обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри " Архиерейского Совещания " , стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский) , который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский. В юрисдикции РПЦЗ Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено " Архиерейское Совещание Российских Пресвященных " , главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко) , епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) , епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) . Функция осуществления связи между " Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных " и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову) , викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

http://drevo-info.ru/articles/22963.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010