– Глубокие и ценные выводы, пожалуй, для каждого человека… Знаю, что вы, помимо священнического служения, трудитесь на светской работе. Что вынудило пойти на этот шаг? – Да, я работаю. Первые два года после рукоположения не работал, занимался только делами приходов. Но потом понял, что это немного неконструктивно. Очень многое переложено с моих плеч на прихожан. И дел, в общем-то, было не так уж много. Просто я начал понимать, что у меня «едет крыша», и сообразил, что с этим надо что-то делать. Еще до рукоположения я приобрел профессию маляра в Ванкувере и, имея этот навык под рукой, решил в нем развиваться. Открыл небольшую компанию. Занимаемся малярными работами. Нигде свой сан не афиширую. Если клиент узнал, что я священник, – о’кей, не узнал – ну и ладно. Скажу честно, иногда у меня даже больше миссионерского успеха в тех случаях, когда я не говорю, что несу служение священника. Это довольно интересно. – Нужно ли, на ваш взгляд, священнику работать? В миру, скажем так. – Нужно, однозначно! Считаю, что у нас сложилась не совсем здоровая ситуация, когда священник на приходе занимается абсолютно всем. В этих проблемах прихода он замыкается и истощается эмоционально, физически. Мне так кажется, что в некоторых случаях вот это пресловутое выгорание священническое, которое происходит, может быть, связано именно с тем, что человеку некуда выплеснуть накопившееся. А у меня есть светская работа. Частично я погружен в нее. Когда меня достает светская работа, я могу переключиться на церковную жизнь. И наоборот. Этот переключатель очень важен для священника. Переключатель не дает сойти с ума или резко уменьшает шансы, что у священника появляются какие-то нехорошие мысли в голове. В нашей Церкви сложилась ситуация, когда духовенство получает специальные послушания. Это важно и нужно. Но я думаю, что подобного рода послушания должны даваться людям с профильным образованием, а для этого нужен диплом, профессия. Простой пример: бухгалтерией в епархии должен заниматься человек с образованием бухгалтера. Если человек общается с больными, то ему необходимо хотя бы минимальное медицинское образование. Ведь человек, несущий служение в какой-то сфере, должен туда приходить не просто как представитель какой-то религии. Он должен приходить со знанием той сферы, куда пришел. В больнице – быть хотя бы медбратом по образованию, в тюрьме – хотя бы соцработником или психологом. К разным людям нужен разный подход. Это и подразумевает светский диплом, подкрепленный определенными знаниями об отрасли приложения сил, и это хорошо, и это нужно поощрять, неважно, получен ли этот диплом и знания до или после рукоположения.

http://pravoslavie.ru/137111.html

Тем не менее, сказать, что я прямо с детства шел к священству, будет неверным. Конечно, были сомнения — особенно в старших классах, когда школьные товарищи думали о разных профессиях и все дороги перед нами были открыты. К тому же началась перестройка — и в стране, и в головах. Многие знакомые тогда стали возрождать другие приходы, становились в свою очередь священниками, поэтому дома стало меньше интересных встреч, а мы остались предоставленными сами себе, и многое стало казаться обыденным, в том числе и папины службы. И я даже решил поступать в Политехнический университет, но все равно через год уже оказался в семинарии… В те годы у меня было два очень сильных духовных переживания, которые предопределили во многом мое священство. Тогда я совершенно не осознавал важность этих событий, но сейчас, оглядываясь назад, воспринимаю их как своего рода знаки. Первое — когда я услышал проповедь митрополита Сурожского Антония. Помню, принесли магнитофон и в очень плохой, потрескивающей записи проповеди я вдруг услышал, почувствовал что-то необычное. Сейчас я понимаю, что это было ощущение святости. Владыка Антоний запомнился не только проповедями, а манерой их говорить — необычной, неоднозначной, и меня это так поразило тогда! И второй момент был, когда я услышал впервые песни иеромонаха Романа. Сейчас многие поют свои духовные сочинения, хорошо или плохо — другой разговор, но тогда для нас это стало открытием. Эти записи тоже были не лучшего качества: у отца были знакомые в Псково-Печорском монастыре, он и привез эти записи прямо из Печор, так что мы одни из первых услышали известные многим сегодня песни отца Романа. Я до сих пор не слышал ничего более оригинального, а тогда эта музыкальная поэзия так совпала с нашим настроением (мы как раз увлекались гитарой), что запомнилась надолго. Я никогда не жалел, что стал священником. Более того, всякий раз убеждаюсь, что выбрал правильный путь. И я искренне считаю, что в Таинстве Рукоположения происходит чудо. Я ощущаю себя абсолютно другим, и не только себя: мои одноклассники-семинаристы до и после принятия священства — просто как земля и небо. Человек вообще меняется в важные моменты своей жизни: вот женился — немножко изменился, стал отцом — опять он другой, а стал священником — абсолютно поменялся. Я знал людей, которые до рукоположения двух слов связать не могли, но когда становились священнослужителями, то делались не просто духовниками, а очень уважаемыми в приходе. Получается, что благодать Божия чувствуется реально, существенно!

http://pravmir.ru/posledstviya-chuda/

Епископам, священникам и диаконам разрешалось быть женатыми и не только в том случае, если они вступали в брак до рукоположения, но им дозволялось жениться и после рукоположения точно так же, как это допускалось и для лиц из низшего клира. В случае если епископ, священник и диакон, или кто-нибудь другой из клира оставался вдовым, ему разрешалось, при его желании, и вторично вступать в брак. Таково учение божественного закона, как оно выражено в упомянутых посланиях апостола Павла, что епископ, равно как священник и диакон «должен быть одной жены муж». Основная мысль этого учения – моногамия, которая имеет абсолютное значение для каждого священного лица и кото­рой, безусловно, исключается дигамия, или двоеженство. Но и —430— это учение, которое ясно, как солнце, в тех церквах, где энкратизм пустил глубокие корни, последним было истолковано в своих интересах, не имеющих ничего общего с прямым смыслом Священного Писания . Энкратизм слова Апостола: «епископ должен быть одной жены муж» понимает не в смысле запрещения дигамии, т. е. совместной жизни с двумя женами, а в смысле запрещения вторичного вступления в брак, или второбрачия. Подобное понимание приведенного места из Священного Писания замечается уже в III веке. В одной из бесед Оригена читаем: «от должностей церковных удаляет не только прелюбодеяние, но и брак, ибо ни епископ, ни пресвитер, ни диакон не могут быть двоеженцами» 549 . Тертуллиан , когда усвоил и стал защищать монтанистические взгляды и осуждать второй брак даже мирян, в особенности требовал моногамии для священников в том смысле, что эти лица могут вступать в брак только один раз 550 . Подобное толкование усвоили на западе, между прочим, Амвросий Медиоланский и Иероним Стридонский . Первый пишет: «Что скажу о целомудрии, когда дозволяется только один союз, а не два, и в самом супружестве указывается закон – не повторять брака и не устраивать союза со второю супругою»; и, обращая внимание на то, что некоторые указывали на необходимость принимать в расчет, если кто до крещения был дважды женатым, так как после крещения он мог быть принять в клир, – осуждает подобное мнение и продолжает: «Многим кажется уди­вительным, почему даже вторичным браком до крещения создаются препятствия к преимущественному избранию на должность (церковную) и посвящению, когда, также, (этот) порок не изглаживается, когда в таинстве крещения дается отпущение; но мы должны понять, что в крещении вина (проступок) может быть отпущена, закон же нельзя уничтожить; в браке – не вина, но закон: что относится

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Клиром называется церковное состояние лиц, назначенных для общественного служения в церкви и получивших на это служение особые полномочия. Отделение особого класса должностных лиц (диаконов – служителей, пресвитеров – старейшин, епископов – наблюдателей) произошло в церкви весьма рано, вместе с первым началом ее общественной организации. Название «клирик» с течением времени стало употребляться преимущественно для обозначения низших церковных степеней: иподиаконов, чтецов, певцов и пр.; для обозначения же высших степеней церковной иерархии – епископов, пресвитеров и диаконов – стало употребляться название «священно-служители». Эти три высшие степени и составляют собственно церковную иерархию, в которой сосредоточена как духовная, так и правительственная власть в церкви; клирики низших степеней или, как они у нас называются, «церковнослужители» имеют в церкви лишь служебное назначение и характер. Единственным способом вступления в клир или иерархию служит хиротония (χειροτονα) или рукоположение, В клир могут быть принимаемы только действительные члены общества, получившие через правильно совершенное крещение общую церковную правоспособность, без различия происхождения. 51 Женщины абсолютно неспособны ко вступлению в иерархию и принятию рукоположения, но могут занимать низшие церковно-административные должности (напр. настоятельниц женских монастырей). § 28. Условия хиротонии А. Условия для получения хиротонии, требуемые от лица, принимающего рукоположение (препятствия к хиротонии). Рукополагаемый должен удовлетворять особым условиям или качествам, недостаток которых составляет препятствие к посвящению. Недостаток особых качеств, необходимых для рукоположения – irregularitas, смотря по источнику, из которого он возникает, может быть или невменяемый в вину лицу, ищущему священства – irregul. ex defectu, или вменяемый в виду – irregul. ex delicto. К недостаткам первого рода относятся: 1) Телесные недостатки (irregul. ex defectu corporis), которые делают невозможным или же затрудняют отправление должностных обязанностей 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Последнее обсуждение данного вопроса состоялось на II Всеправославном предсоборном совещании в 1982 году, итоговый документ которого лишь отражает эволюцию исследования календарной проблемы в сторону констатации факта, что «в настоящее время переход всех Поместных Церквей на новоюлианский календарь не представляется возможным» . Важным пунктом итогового решения Совещания является положение о том, что «возникшие в связи с календарем аномалии не должны вести к разделению, расхождениям и расколам и что даже те, кто не согласен со своей Церковью, должны принять освященный Преданием священный принцип послушания канонической Церкви и воссоединения в ее лоне в евхаристическом общении, руководствуясь убеждением, что " суббота для человека, а не человек для субботы "   (Мк. 2:27)». 6. Вопрос о канонических препятствиях к браку Вопрос о канонических препятствиях к христианскому браку обсуждался на Межправославной подготовительной комиссии 1971 года. Выводы Комиссии были основаны на докладах Русской и Элладской Церквей с учетом отдельных замечаний Сербской, Румынской , Болгарской , Кипрской и Чехословацкой Церквей. Были уточнены степени родства, далее которых не должно распространяться разрешение на брак (5-я степень включительно в случае кровного родства и родства от свойства, 2-я — в случае родства от усыновления и духовного родства). В отношении священнослужителей было подчеркнуто, что «по находящемуся в силе каноническому порядку запрещается брак всякому лицу, получившему священство в любой степени рукоположения (3-е правило Трулльского Собора). Тем не менее, Комиссия, имея в виду существующее положение в некоторых поместных Церквах и пастырские нужды, [высказала мнение], что для Церкви полезно было бы обсудить вопрос о браке 1-й степени священства, т.е. диаконов, после рукоположения и изучить эту тему с благосклонным вниманием к тому, что является возможным в духе канонов и древней практики Церкви, чтобы число священного клира не уменьшалось» . Комиссия заключила, что монашеский постриг является абсолютным препятствием к браку (согласно 44 правилу Трулльского Собора). Монахи же, «добровольно покинувшие монашеское братство и вольно или невольно снявшие с себя монашество, могут вступить в брак после того, как они переведены церковным решением в разряд мирян» .

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

В ОВЦС прокомментировали решение Церкви Норвегии о допустимости рукоположения содомитов 21 ноября 2007 г. 19:04 Как уже сообщалось , Генеральный синод лютеранской Церкви Норвегии на последнем заседании принял решение разрешить членам однополых «браков» принимать священный сан. Рукоположение геев после напряженных недельных дебатов поддержали 50 членов Синода против 34-х. Значительная часть духовенства Церкви Норвегии по-прежнему считает оправдание гомосексуализма противоречащим Священному Писанию. Таким образом, Синод аннулировал абсолютный запрет на рукоположение геев, переведя этот вопрос в компетенцию конкретных епископов на местах. В 1995 и 1997 годах Генеральный синод как высший исполнительный орган Церкви Норвегии установил нормы, по которым члены официально зарегистрированных однополых «браков» могут занимать некоторые позиции в церковной иерархии, кроме позиций рукоположенного священства. Однако в сентябре 2007 года Национальный совет Церкви Норвегии заявил Синоду, что вследствие растущей угрозы церковного раскола по вопросу о гомосексуалистах он отныне находит «затруднительным» соблюдать предыдущие синодальные решения, и рекомендовал перевести данную тему в ведение епископов и епархиальных советов. Последнее решение Синода вызвало неоднозначную реакцию в среде норвежского епископата: если одни сочли, что итоги заседания «обеспечат Церкви мир, а гомосексуальному духовенству — безопасность», то другие назвали это решение «раскалывающим фактором», следствием которого станет «ощущение бездомности в Церкви» у многих ее прихожан, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на британский сайт Christian Today. В свое время генеральный секретарь Всемирной лютеранской федерации Ишмаэль Ноко заявлял, что не видит проблем в церковном благословении однополых союзов. «Для лютеранских церквей брак не является таинством, как, например, для православных или католиков. Вопросы брака, конечно, не лишены этического измерения, но в то же время брак — это гражданский контракт, а не догматическая проблема», — заявлял И. Ноко.

http://patriarchia.ru/db/text/327607.htm...

Запрещение, сформулированное в этом правиле, связано с самой целью рукоположения, смысл которого заключается в соблюдении исполнения церковного служения. Посвящать в духовный сан и игнорировать эту цель было немыслимым. Кроме того, нельзя быть клириком «вообще»: пресвитер, диакон или церковнослужитель обязательно принадлежат к определенной местной Церкви и находятся под властью епископа, который осуществляет руководство над ней. Сам факт необходимости издания подобного постановления показывает, насколько было утеряно у некоторых епископов понимание неотъемлемой связи между принятием духовного сана и вполне определенным служением в какой-либо Церкви. Само представление о служении в Церкви первых трех веков христианства не давало возможности помыслить о возможности «абсолютных» рукоположений, однако позднейшее развитие не могло не оказать влияния на практику. Иногда священство рассматривали скорее как честь, а не как служение. Нам доподлинно известны случаи, когда совершались рукоположения без точного назначения в том смысле, в каком оно предусматривается правилом: св. Павлин Ноланский в 394 г. принял пресвитерское рукоположение от епископа Барселонского при условии, что он не получит никакого особого назначения, как он сам о том ясно заявил 1147 . Несколько ранее блж. Иероним согласился принять священство, видимо, на тех же условиях 1148 . Кроме того, особенно часто рукополагали в такое «почетное» священство известных подвижников. Каниве считает, и не без основания, что это правило было издано со специальной целью упорядочить поставления монахов 1149 . Действительно, помимо упомянутого выше рукоположения блж. Иеронима , странными кажутся и поставления некоторых иноков, если рассматривать их с этой точки зрения. Так, отшельник Акепсима принял пресвитерское рукоположение, которое предлагалось ему как отличие за его добродетель, только потому, что он знал – жить ему осталось всего несколько дней 1150 . Поставление другого подвижника, Македония, совершенное без его ведома и против его воли, также не соответствовало никакой пастырской необходимости 1151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

В ОВЦС прокомментировали решение Церкви Норвегии о допустимости рукоположения содомитов Москва, 22 ноября 2007 г. Генеральный синод лютеранской Церкви Норвегии на последнем заседании принял решение разрешить членам однополых «браков» принимать священный сан. Рукоположение геев после напряженных недельных дебатов поддержали 50 членов Синода против 34-х. Значительная часть духовенства Церкви Норвегии по-прежнему считает оправдание гомосексуализма противоречащим Священному Писанию. Таким образом, Синод аннулировал абсолютный запрет на рукоположение геев, переведя этот вопрос в компетенцию конкретных епископов на местах, сообщает Патриархия.ru. В 1995 и 1997 годах Генеральный синод как высший исполнительный орган Церкви Норвегии установил нормы, по которым члены официально зарегистрированных однополых «браков» могут занимать некоторые позиции в церковной иерархии, кроме позиций рукоположенного священства. Однако в сентябре 2007 года Национальный совет Церкви Норвегии заявил Синоду, что вследствие растущей угрозы церковного раскола по вопросу о гомосексуалистах он отныне находит «затруднительным» соблюдать предыдущие синодальные решения, и рекомендовал перевести данную тему в ведение епископов и епархиальных советов. Последнее решение Синода вызвало неоднозначную реакцию в среде норвежского епископата: если одни сочли, что итоги заседания «обеспечат Церкви мир, а гомосексуальному духовенству — безопасность», то другие назвали это решение «раскалывающим фактором», следствием которого станет «ощущение бездомности в Церкви» у многих ее прихожан, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на британский сайт Christian Today. В свое время генеральный секретарь Всемирной лютеранской федерации Ишмаэль Ноко заявлял, что не видит проблем в церковном благословении однополых союзов. «Для лютеранских церквей брак не является таинством, как, например, для православных или католиков. Вопросы брака, конечно, не лишены этического измерения, но в то же время брак — это гражданский контракт, а не догматическая проблема», — заявлял И. Ноко.

http://pravoslavie.ru/24964.html

Поясняя, почему он отвергает любые предложения, направленные на легализацию т.н. ПЦУ, митрополит Исаия заявил о своем «абсолютном уважении и непоколебимой приверженности синодальному устройству Православной Церкви, как это определено православной экклезиологией, Священными Канонами и Уставом Кипрской Церкви». «Только Священный Синод имеет исключительное право " регулировать отношения Кипрской Церкви с другими Православными Церквами " (статья 7 § 2 Устава), а Предстоятель призван выражать синодальное решение (статья 7 § 2 а, в)», – подчеркнул иерарх. Он заявил, что настаивает на единогласном решении Кипрского Синода от 18 февраля 2019 года, «которое, к сожалению, было нарушено архиепископом». «В частности, я повторяю свои серьёзные опасения и сомнения, которые были выражены в вышеупомянутом синодальном решении из-за отсутствия апостольского преемства в руководстве так называемой автокефальной православной церкви в Украине. Следовательно, я не могу согласиться с действительностью рукоположения и таинств, совершаемых этим руководством. Я повторяю твердую позицию Кипрской Церкви, согласно которой единственным каноническим Предстоятелем Украинской Православной Церкви является его Святейшество Митрополит Киевский Онуфрий. Поэтому, следуя каноническому требованию " да не будет в одном городе два епископа " (8 Правило Первого Вселенского Синода), я отказываюсь признавать другого " предстоятеля " , особенно, когда он фактически не имеет ни канонического, ни действительного рукоположения», – подчеркнул митрополит Исаия. Кипрский архиерей разъяснил, что его отказ признавать «ПЦУ» и её «предстоятеля» Епифания основывается на учении, вере и церковной и канонической традиции Православной Церкви. «Речь не идёт о разногласиях по простым административным или второстепенным вопросам, а по сути православной экклезиологии и нашего церковного учения о Святых Таинствах и апостольской преемственности, вопросах, касающихся нашего спасения. Эти вопросы не могут быть выставлены на обсуждение или согласование в рамках какого-либо даже и синодального процесса, а также они не могут быть одобрены оппортунистическим, маргинальным, по сути, большинством», – заявил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/25/et...

Ровно через полвека после рукоположения профессора Войно-Ясенецкого в иереи я беседовал в Ташкенте и Москве с людьми, которые хорошо его знали в начале двадцатых годов. Удалось сыскать шесть человек. Старые врачи, не столько атеисты, сколько люди, уставшие от жизни и потому равнодушные ко всему, и в том числе к религии, тем не менее охотно говорили со мною о Валентине Феликсовиче. Воспоминания юности всегда приятны. И о нравственной личности профессора, ставшего священником, говорили тоже с удовольствием: за долгую свою жизнь мои собеседники успели оценить то, что в просторечии зовется совестью. Никто из них не читал находящихся под запретом книг Бердяева. Едва ли кто-нибудь помнил спор Л. Н. Толстого с Фетом, исполнимо ли христианство , возможен ли в современных условиях христианин-абсолют. И тем не менее, рассказывая об о. Валентине, все они, будто сговорившись, повторяли эпитет- «абсолютный». «Абсолютно чистый», «эпически абсолютно бесстрашен», «человек-абсолют». Подводя итог беседе, бывшая медицинская сестра Ташкентской городской больницы Минна Григорьевна Нежанская (Канцепольская) так выразила общее мнение: «В делах, требовавших нравственного решения, Валентин Феликсович вел себя так, будто вокруг никого не было. Он всегда стоял перед своей совестью один. И суд, которым он судил себя, был строже любого трибунала». Тысяча девятьсот двадцать второй и начало двадцать третьего года были для христианской церкви в России трагическими. Не проходило дня, чтобы в газетах не появлялось объявлений об аресте священников и епископов. Процессы церковников шли по всей стране. Судили в Екатеринославле, Уфе, Екатеринбурге, Рыльске, Орле, Калуге, Шуе; судили в Ростове-на-Дону, Иркутске, Харькове, Туле, Рыбинске, Киеве. В мае 1922 года в Москве взят под стражу Патриарх Русской Православной Церкви Тихон. В июле 1922 года суд в Петрограде приговорил к расстрелу митрополита Вениамина и десять священников якобы за то, что они противились конфискации церковного имущества. В марте 1923 года перед судом предстал глава католической церкви в России с одним из своих приближенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010