В основе структуры Древнего И. лежит структура доиконоборческого Лекционария Иерусалимской Церкви. В него входят календарь, службы, песнопения различных жанров, основанные на псалмах и поэтических монострофах (см.: Leeb. 1970). Выделение Тропология-И. из Лекционария, вероятно, было вызвано формированием нового типа гимнографии - многострофных стихир и канона . Как и в Лекционарии, календарь Древнего И. открывается Рождеством Христовым (25 дек.), однако перед ним, в самом начале сборника, помещены песнопения праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта). Подобная особенность цикла неподвижных праздников, когда перед его началом выписаны благовещенские тексты, встречается и в древних груз. рукописях Евхология и Многоглава (сборник учительных чтений); М. ван Эсбрук связывал возникновение этой особенности с окончательным отделением праздника Рождества Христова от Богоявления в VI в. (см.: Esbroeck, van. 1968; Idem. 1994). Др. особенность календаря Древнего И.- наличие предварительного поста ниневитян в пятницу мясопустную (он упом. и в календаре Sinait. iber. 34), широко известного у нехалкидонитов. Кроме того, в Древнем И. в отличие от Лекционария сдвинут счет великопостных воскресений: мясопустная неделя названа 1-й, а Неделя ваий - 8-й. Как и в Лекционарии, песнопения подвижных периодов Великого поста и Пятидесятницы помещены в одном ряду с текстами неподвижных памятей - между мартом и апрелем. После праздников Обновления иерусалимского храма Воскресения и Богоявления следуют 7-дневные праздничные периоды (ср. ст. Попразднство ). Структура церковного года сохраняет традиц. деление на 7-недельные периоды. Календарь памятника краток: он в основном включает последования Господских и др. великих церковных праздников, составляющих ядро литургического года Лекционария, и неск. памятей святых (первомч. Стефана, св. Або Тбилисского, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Феодора Тирона, 40 Севастийских мучеников, св. Феклы). Однако краткость календаря Тропология не обязательно является свидетельством его большей древности по сравнению с Лекционарием. Последования нек-рых праздников (вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу Великого поста, сщмч. Афиногена в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, св. отцов 28 янв., архангелов 14 нояб. и др.) использовались в качестве общих песнопений, относящихся к тем или иным ликам святых.

http://pravenc.ru/text/200125.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя тридцать третья по Пятидесятнице, по Богоявлении, глас 8, воскресенье, 21 января 2024 года: что будет в храме? 9 мин., 20.01.2024 На воскресенье 21 января в 2024 году приходится попразднство Богоявления. В этот день Церковь вспоминает преподобных Георгия Хозевита, Домнику Константинопольскую, Паисия Угличского, Илию Египетского, Григория, чудотворца, и Григория, затворника, Печерских. В тридцать третью Неделю по Пятидесятнице мы молитвенно обращаемся к священномученику Исидору Юрьевскому и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, Картерию Кесарийскому, диакону Феофилу и мученику Елладию, мученикам Иулиану, Келсию, Антонию, Анастасию, Василиссе и Марионилле, семи отрокам и 20-ти воинам, а также мученику Або Тбилисскому и исповеднику Емилиану, епископу Кизическому. 21 января 2024 года Церковь также чтит память священномучеников Виктора Усова, Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого, Василия Архангельского, преподобномученика Пафнутия Костина, мучеников Михаила Новоселова и Иоанна Малышева, а также исповедника Михаила Розова. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 21 января. Воскресенье, 21 января 2024 года, попразднство Богоявления Воскресенье 21 января называется Неделей по Богоявлении, потому что в этот день совершается попразднство Крещения Господня. Недавно в праздник Крещения Господня Церковь вспоминала событие, описанное в Евангелии, когда Спаситель пришел к реке Иордан, чтобы пророк Иоанн Предтеча крестил Его. В момент крещения на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба был глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Евангелие от Луки, глава 3, стих 22). Таком образом Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — Сын Божий. Праздник получил название Богоявления, поскольку в событии Крещения явили Себя все Лица Святой Троицы.

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. 16, 18; 1889. 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. 23-24; 1890. 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. 789. С. 2-3; 790. С. 3; 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. 1. С. 13-14; 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др. Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289). 16/29 марта — прп. Пимена юродивого (XIII). 15/28 апреля — мч. Сухия и с ним 16 грузин: Андрея, Анастасия, Фалалея, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора и Зосимы (II).

http://pravoslavie.ru/39719.html

Однако некоторые представители русского и грузинского духовенства обструкцировали «Рай Грузинской Церкви». В личном письме своему другу, историку Захарии Чичинадзе, Сабинин с горечью писал, что «грузины сомневаются в его искренности, а русские считают его предателем, хотя он не сделал зла ни одному из народов». В 1883 году в Петербурге М. Сабинин и В. Мачабели организовали для грузинских студентов театральное представление на исторические темы, а доходы распределялись среди неимущих студентов. Возвратившись на Родину, Сабинин счел своим долгом вплотную заняться делом благоустройства самых почитаемых святых мест Грузии. Собранные им пожертвования со всей России позволили в 1888 году восстановить обитель Бодбе, где был возобновлен женский монастырь, а также устроено мраморное надгробие над гробницей святой равноапостольной Нины. По его заказу и эскизу была написана икона святого Або Тбилисского, установленная в устроенной в одноименной скале подле Метехи часовне. Также стараниями Сабинина была перестроена гробница святого Шио Мгвимского в монастыре Шио-Мгвиме близ Мцхета, обновлен иконостас монастыря Зедазени. Интересно отметить, что колокол для этого монастыря был выслан по просьбе Сабинина святым Иоанном Кронштадтским. Но особое попечение проявлял Михаил о Давид-Гареджийской лавре, для которой выписал из Москвы и Петербурга дубовые иконостасы, мраморные трапезы, золототканые покрывала и облачения, бронзовые паникадила, драгоценные предметы церковной утвари и др. Средства, по его же собственному признанию в письме епископу Александру (Окропиридзе), Сабинин собрал у «зажиточных людей по всей России» (например, он приводит имя одного из меценатов — московский купец 3-й гильдии Байков), которым испрашивал у епископа возможности выслать в знак признательности и отличия, награду грузинской Церкви крест святой Нины. Однако, судя по всему, его просьба так и не была выполнена. До наших дней дошел сильно поврежденный надгробный мраморный камень с гробницы святого Давида Гареджийского. Камень хранится в Армазском филиале Государственного исторического музея Грузии и содержит надпись на грузинском языке заглавным письмом: «Завидуем тебе, достойный отец Давид, и воздаем дань святой памяти (твоей)! Предводитель монахов, с ангелами пребывающий, помилуй Сабинина в ссылке! (1893)» (перевод – В. К.). Дважды, в 1890 и 1898 годах, по представлению Экзархов Грузии Владимира и Флавиана, считавших его «ненадежным элементом», Сабинина высылали из Грузии. Однако и в ссылке он не забросил своих занятий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Тбилиси. Часовня Або Тбилисского. . Часовня Або Тбилели /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Або Тбилисского Год постройки:Между 1848 и 2006. Адрес: Грузия, Тбилиси, под метехской скалой на берегу Куры Координаты: 41.690442, 44.81055 Проезд:Около Метехского моста Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Внизу, под Метехской скалой, у самой воды, находится храм Або Тбилисского и мозаичная икона святого. На этом месте в 70-е годы VIII века  сожгли тело убитого святого Або Тбилисского. Храм построен давно, но в советское время при постройке моста он был разушен, а часть скалы взорвана. В постсоветскую эпоху храм отстроили заново. Новый храм построен из серого камня, но отдельные кирпичные фрагменты - это остатки того - первого. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22296

Шио Отарашвили. Сердце Тбилиси (версия для печати)/Православие.Ru Сердце Тбилиси Православие.Ru , 7 мая 2013 г. Шио Отарашвили Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. По преданию, однажды грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах и застрелил сокола. Когда царь добрался до своей добычи, то увидел ее сваренной в теплых серных источниках, обильно истекающих в этих местах. Впоследствии и сам город стал называться Тбилиси, что переводится как «теплые воды». К XIII веку на территории квартала было около 65 бань. Свидетельства этому оставили арабский историк Тибериади и русский купец Василий Гагара. В XVIII-XIX веке каждая баня имела свое название, например, баня Эрекле, Бебута, Мелики, Мейтри, Коколо, Ходжа, Грили, Чрели и др. Сохранившиеся на данный момент бани построены иранскими архитекторами. Помимо прямого своего назначения бани использовались как место отдыха: жители города приходили сюда, чтобы отмечать праздники. Бани действуют и поныне. Район Метехи       Баня    Бани    Баня       Древний водопровод    Дом на скале    Уличные эмали    Игра в нарды       Рядом с церковью 40 мучеников Новопостроенная церковь 40 Севастийских мучеников    Вид с Метехи на церковь 40 Севастийских мучеников (внизу)    Церковь Метехи и статуя св. Вахтанга             Могила св. мц. Шушаники Эмалевая икона свв. благ. Тамары, равноап. Нины и мц. Шушаники Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Церковь св. Або Тбилисского    Святой Або Тбилисский Церковь св. Або Тбилисского    Вид от церкви св. Або Тбилисского

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

равноап. Нине , первомч. Раждену , мч. Евстафию Мцхетскому, царице-вмц. Шушаник , преподобным Иоанну Зедазнийскому , Шио Мгвимскому , Давиду Гареджийскому, Антонию Марткопскому , свт. Иессею Цилканскому , сщмч. Авиву Некресскому, царю-мч. Арчилу I, мч. Або Тбилисскому, великомученикам Давиду и Константину Аргветским , прп. Илариону Грузину , мч. Гоброну-Михаилу , преподобным Иоанну Святогорцу , Евфимию Святогорцу и Георгию Святогорцу , царю св. Давиду IV Строителю , мученикам Шалве и Элизбару Эристави и Бидзине Чолокашвили , царю-мч. Луарсабу II, царице-вмц. Кетеван (изданы в Москве в 1865; употребляются в совр. богослужении Грузинской Церкви). Считается, что Н. создал и др. ямбические произведения ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345-346). Н. также автор церковно-дидактического соч. «Семь смертных грехов и семь добродетелей» (Груз. лит-ра. 1984. Т. 1. С. 180). Кроме того, при 1-м издании груз. Часослова () Н. внес туда дни поминовения грузинских святых. Н. (очевидно, в московский период своей жизни) критически отредактировал труд своего брата Сулхана-Сабы (Орбелиани) «Врата рая» ( ), из к-рого изъял сентенции католич. направленности. Также Н. составил катехизис «Кратко о вероисповедании» ( ), в к-ром просто и доступно представил основы правосл. догматики и морали. Эти сочинения в 1885 г. издали в Тифлисе священники Г. Мгебришвили, исп. Полиевкт Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) и А. Молодинашвили ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 348). В 1730 г. Н. отредактировал и подготовил к печати сочинение митр. Киевского Петра (Могилы) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (в груз. варианте « » - «Истинное исповедание веры»), переведенное на груз. язык царем Кахети Арчилом II. В предисловии Н. писал: «Я не смог ослушаться царя Вахтанга, но для меня, грешного монаха, сложно было подготовить эту книгу» (Описание грузинских рукописей: Колл. S. 1959. Т. 1. С. 218).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Евангельские миниатюры Давида Попиашвили (+ фото) Интерес к древнегрузинской миниатюре у художника Давида Попиашвили возник еще в студенческие годы. После окончания Тбилисской академии художеств он несколько лет проработал в Тбилисском реставрационном центре, где занимался восстановлением памятников древней грузинской живописи. 15 февраля, 2013 Интерес к древнегрузинской миниатюре у художника Давида Попиашвили возник еще в студенческие годы. После окончания Тбилисской академии художеств он несколько лет проработал в Тбилисском реставрационном центре, где занимался восстановлением памятников древней грузинской живописи. Интерес к древнегрузинской миниатюре у художника Давида Попиашвили возник еще в студенческие годы. После окончания Тбилисской академии художеств он несколько лет проработал в Тбилисском реставрационном центре, где занимался восстановлением памятников древней грузинской живописи. В некотором смысле иллюстрации к книге «Рассказы об Иисусе Христе», вышедшей в 2002 году на грузинском языке, — это итог работы Давида Попиашвили с грузинской миниатюрой.  Художник по просьбе Патриарха Илии II создал для этой книги 30 иллюстраций. Предлагаем вашему вниманию миниатюры Давида Попиашвили из книги « Рассказы об Иисусе Христе «. Благовещение Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 июня, 2022 29 мая, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 21 января, 2024 8 апреля, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 29 мая, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/miniatyury-davida-popi...

Старообрядческие общины стали возрождаться в период оккупации Кубани и Сев. Кавказа нем. войсками. В 1942 г. вернула себе молитвенный дом община поморцев ст-цы Белореченской. Годом позже возобновила богослужения поморская община в ст-це Тбилисской (бывш. Тифлисская). По-видимому, в это же время вновь стали проводиться богослужения в общинах хуторов Новонекрасовского и Новопокровского. Нек-рое «потепление» в отношении властей к религии и, в частности, к верующим наблюдалось в СССР после издания 19 нояб. 1944 г. постановления «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов». В 1945 г. последовала регистрация старообрядческих общин: в станицах Гиагинской и Тбилисской, хуторах Потомственном, Новонекрасовском и Новопокровском. В послевоенное время малочисленная община староверов - «средников» из ст-цы Тбилисской переселилась в Майкоп (Адыгея). Важным событием в 1945-1947 гг. стало массовое переселение в СССР липован из Болгарии и Румынии. Значительная их часть, первоначально прибывшая в Мариуполь, Астрахань и др. места, переехала в хутор Новопокровский Приморско-Ахтарского р-на К. к. Переселенцы из румын. с. Журиловка стали проживать в ст-це Должанской и с. Воронцовка (ныне Ейского р-на), а также в окрестностях Темрюка. Уроженцем с. Сарыкёй в Румынии был Полиект Ефимов, приехавший в СССР в 1947 г. В 1957 г. он был рукоположен во священника в хуторе Новопокровском, окормлял старообрядческие приходы в К. к., Дагестане, Чечено-Ингушской АССР. Новопокровский стал для Новозыбковской иерархии кузницей кадров: в 1969-1987 гг. из числа его жителей было рукоположено 6 священнослужителей, в т. ч. Куйбышевский (Самарский) еп. Григорий (Корнилов; 1969-1992). 31 марта 1988 г. Совет по делам религий при СМ СССР разрешил строительство в хуторе Новопокровском древлеправосл. храма взамен пришедшего в аварийное состояние; храм был освящен в 1994 г. еп. Тульчинским и всея Румынии Евмением Титовым. С 1975 г. в Белореченске (ранее ст-ца Белореченская) и окрестностях селились прибывавшие из Киргизии и частично Сибири беспоповцы, не приемлющие общин. Духовным лидером этого сообщества был А. К. Килин . Согласие, проделавшее значительный исторический путь от Керженца до Горной Шории и К. к., никогда не состояло на гос. регистрации как духовное сообщество. Все последователи согласия отличаются трудолюбием, живут натуральным хозяйством, имеют многочисленные семьи, в К. к. они быстро завоевали уважение местных жителей.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010