Само по себе мученичество обладает миссионерским значением, отчасти и поэтому св. Або сравнивается с апостолами. Его страдание помещается в рождественский контекст , ибо он проповедует Христа «как светило», уподобляясь тем самым рождественской звезде. Этот образ с одной стороны, основан на житии, ибо «над тем местом, где сожгли тело мученика Христова», появилась звезда, сияющая как лампада. Она стояла в воздухе до трех часов ночи и дольше. В первую ночь звезда эта издавала свет, походящий на блистание молнии и освещала собою Тбилиси». С другой стороны, проповедь св. Або носит более общий и христологический характер, поэтому сравнение с рождественской звездой - правомерно, в особенности учитывая связи Рождества и Богоявления (см. выше)- С другой стороны, его мученичество - второе крещение: В праздник прекрасный Крещения Спасителя, во второе рождение великого мученика Або Возрадовались реки И возликовали потоки. ибо благоволил Господь на водах, Тогда исцелил Он немощи человеческие И радостью исполнил верных, И ныне испрашивает душам нашим Великую милость . Следует вспомнить, что в раннехристианском богословии мученичество зачастую осмыслялось как крещение кровью . Параллель между Богоявленским празднеством и мученичеством заложено в самом житии: «В сей день Господь вошел в иорданские струи для крещения и сокрушил главы змиев в глубине вод Своим Божеством. Подобает и мне в день сей совлечься тела моего, служащего одеждой душе моей и войти в глубину вод в этом городе и креститься кровию моею» . Мученичество осмысляется также как второе рождение (меори шоба). Сам по себе термин «рождение» применительно к мученичеству не является новым: впервые он встречается в памятнике II века – мученичестве Поликарпа . Однако, значим термин «второе рождение». В Иадгари это сочетание устойчиво связано с крещением, которого сподобляет верных вышняя духовная кафолическая Церковь: Ибо сподобила второго рождения Духа Святаго вышняя кафолическая Церковь . В то же время мученичество св. Або – аскетический подвиг:

http://bogoslov.ru/article/2368300

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Максим, инок Афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. 24 2007 р. 20:41 27 января — память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского [Стаття] Святитель Савва, основатель Сербской Церкви, почитается во всем православном мире. Память святого отмечается в Русской Православной Церкви 25 января, а в Сербской — 27 января. 23 2007 р. 20:27 24 января — память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника [Стаття] Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. При жизни он совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. 22 2007 р. 16:13 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского [Стаття] «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. 21 2007 р. 14:46 Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс [Стаття] 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал 27-летний владикавказский башмачник Абдул-оглы. 21 грудня 2006 р. 15:57 22 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» [Стаття] Икона, в которой так ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, была всегда чтима в России. И в наши дни православные люди в теплой сердечной молитве к ней получают утешение в скорбях и бедах. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Гарнизон крепости вместе с народным ополчением оказали решительное сопротивление захватчикам. О победе над иноверцами совершались непрестанные молитвы в крепостном храме в честь мч. Феодора Тирона перед чудотворной, нерукотворной иконой Божией Матери. « И предстали… перед той святой иконой пречистой богородицы, молились ей преклонившись, и сказали: “Выступим с надеждой на Сына Твоего, Господа Бога нашего, Который рожден Тобою, помолись Ему за нас и пусть сопутствует нам милость Твоя”» [xix] . По заступничеству Царицы Небесной Господь явил чудо – арабское войско поразила кровяная холера, унеся за одну ночь около 35000 воинов. « Господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло тридцать пять тысяч сарацин, а от меча — три тысячи» [xx] . « Не будет преувеличением, если это Анакопийское сражение мы сравним со знаменитым сражением Карла Мартелла с арабами при Пуатье. Как при Пуатье в 732 году была предотвращена опасность дальнейшего продвижения арабов на север Европы, так и под Анакопией было остановлено их продвижение на Кавказ» [xxi] . Следует отметить, что христианство в Абхазии в VIII cm. процветало не только внешне, но имело глубокие корни в благочестивой жизни народа. VIII bek – это время расцвета христианства в Абхазской земле. Вот как повествует об абхазах современник и автор жития мученика Або Тбилели (Тбилисского): « Больше всех благодарил бога блаженный Або, ибо он нашел страну ту процветающей в вере Христовой, в ее пределах нельзя было найти ни одного неверующего» [xxii] . Благочестивая жизнь христиан Абхазии вдохновляла на духовные подвиги. Так, « увидев благочестие жителей Абхазского царства, Абó Тбилисский принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, Абó Тбилисский уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром» [xxiii] . Государственные успехи Абхазии начиная с VIII cm. и одновременно политический кризис Византии начала VIII b., вызванный войнами с болгарами, арабами и постоянными восстаниями, вынудил предводителей Абхазии на поиск путей получения церковной автокефалии.

http://bogoslov.ru/article/4875748

Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви Православие.Ru , 15 октября 2003 г. Михаил (Гоброн) Павлович Сабинин — один из известнейших церковных деятелей и просветителей XIX века. Родился в 1845 году (по всей вероятности, в Тифлисе). По некоторым источникам, его отец был тверским священником, женившимся на грузинке. Одно из неопубликованных писем Сабинина позволяет установить имя его матери — Екатерина. Фамилия ее доподлинно не известна. Принято считать, что она была Мирзашвили; но аналогичная фамилия ее зятя (мужа сестры самого Сабинина) позволяет подвергнуть это положение сомнению. Приблизительно в 60-е годы XIX века Михаил потерял отца, и мать вторично вышла замуж за тифлисского почтового чиновника Г. Панова. Известно также, что у Михаила были брат и сестра. В начале 60-х годов мальчик был отдан в Тифлисскую классическую гимназию, где проучился до 1868 года. Уже в ученические годы Михаил проявил свои незаурядные способности и пристальный интерес к истории Грузии. Он много ездил по стране, собирая церковные древности, записывая древние легенды и сказания, копируя росписи старинных церквей и монастырей. В фонде канцелярии экзарха Грузинского Экзархата (Центральный государственный архив Грузии) хранится один чрезвычайно интересный документ, из которого явствует, что 20 октября 1867 года, будучи еще учащимся гимназии, Сабинин составил рапорт на имя экзарха Грузии Евсевия, где ходатайствовал о благоустройстве часовни святого мученика Або Тбилисского подле церкви Метехи в Тбилиси, на месте мученического подвига святого. Михаил настойчиво требовал создания подобающей атмосферы возле будущей часовни, а именно — упразднения бакалейных лавок и «ретирадных» (отхожих — В. К.) мест. Также Сабинин принял активное участие в создании новой иконы святого Або. Архивное дело констатирует довольно неблагоприятную реакцию тифлисского благочинного Иоанна (Басхарова), недовольного как самим ходатайством, так и его поддержкой в лице главного священника военного ведомства Стефана Гумилевского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архив Пн Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс 21 января 2007 г. 14:46 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы. Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса. Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др. На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа. По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его. Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер. «Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/185471.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ УРБНИССКИЙ (Урбнели) [груз. ] (VIII в.), сщмч. (пам. 28 окт.), еп. Урбнисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Имя Н. У. не упоминается ни в исторических источниках, ни в календарях, содержавших Мученичества древних мучеников, ни в Синаксарях и т. п. Единственный сравнительно ранний источник, в котором сохранились сведения о нем,- «Рассказ о чудесах отца Шио», составленный католикосом-патриархом всей Грузии Василием III (Каричисдзе ; 1090-1100). В XVIII в. груз. агиограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони ; 1744-1755; 1764-1788) придал лит. форму коротким сведениям, сохранившимся в источнике, и в 1768-1769 гг. создал Мученичество Н. У. («Восхваление и повествование...»), к-рое внес в свой сб. «Мартирика». Н. У., по происхождению араб (в источнике написано, что Н. У. был персом, но историки считают это ошибкой агиографа), носил имя Умар (Омар). В совр. календарях РПЦ и ГПЦ, следуя традиции XIX в. (Жития груз. святых, составленные М.-Г. Сабининым , Энциклопедия Брокгауза и Ефрона и др.), время его деятельности определяют VII в. Однако то, что в источниках о Н. У. упомянуты лица, жившие в одно время с мч. Або Тбилисским , деятелем 2-й пол. VIII в., позволяет отнести время жизни Н. У. к VIII в. В этот период древнегрузинское государство Картли находилось под властью арабов, основавших здесь Тбилисский эмират Арабского халифата. Во время правления багдадского халифа Амира Мумни и в предстоятельство в Грузии католикоса Картли Самуила VII (обе фигуры известны по Мученичеству мч. Або Тбилисского) в Картли вошли войска араб. военачальника Ахмада; Умар возглавлял одно из военных подразделений этого войска. Ахмад прошел Мухранскую долину и разбил лагерь около слияния рек Лиахви (Б. Лиахви) и Кура. Военачальников Умара и Бурула с их отрядами Ахмад послал на противоположный берег Куры; когда они подошли к с. Цихедиди, то за рекой увидели пещеры, высеченные в скалах Саркинети, в к-рых подвизались монахи мон-ря Шиомгвиме , основанного в VI в. прп. Шио Мгвимским. Арабы приняли пещеры за военную крепость и решили захватить ее. Однако по молитвам монахов преподобному Шио случилось чудо: войска вошли в Куру, но, несмотря на многократные попытки, за целый день не смогли двинуться с места и были вынуждены вернуться на берег. Изумленные чудом, военачальники узнали от одного пленного монаха, что пещеры - не крепость, а обитель подвижников. Умар и Бурул рассказали об этом Ахмаду; он отправил Умара в Шиомгвиме с подарками и пожертвованием.

http://pravenc.ru/text/2565030.html

С. 285-344; Хаханов. 1910. С. 25-46; Кекелидзе. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 103-114, 118-124, XLII; Он же. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 3-26, 51-63, 79-85, 101-114; Он же. 1955. Т. 3. С. 178-250; Он же. 1959. С. 21-49; Он же. 1962. Т. 8. С. 56-131, 133-142, 170-199; Джавахишвили. 1947. С. 171-183), к-рые подобраны выборочно и помещены с нарушением календарной последовательности. Объяснение дает завещание Гавриила Патараи (Л. 590 об.- 591), где указано, что вначале планировалось включить в сборник Жития и Мученичества св. жен; затем, ввиду небольшого количества таких сочинений, П. М. пополнился Житиями и Мученичествами св. мужей, которые Гавриил переписал из книг монастыря Ишхани . Помимо переводных в П. М. включены также грузинские оригинальные агиографические произведения: Мученичества вмц. Шушаник (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 11-29; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 34-44; Имнаишвили. 1970. С. 133-153) и мч. Або Тбилисского ( Сабинин. Жития. 1871. Т. 1. С. 166-178; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 54-71). Греч. подлинники вошедших в сборник гомилии прп. Епифания Кипрского о Пресв. Богородице (Л. 5-7 об.), 2-й гомилии свт. Иоанна Златоуста о Крещении Господнем (Л. 117-118 об.), 3-й и 5-й гомилий свт. Иоанна Златоуста о мучениках (Л. 176 об.- 178 об., 181-183 об.; Шанидзе. 1959. С. 255-262), проповеди о генеалогии праведных Иоакима и Анны (Л. 212), Мученичества архидиак. Стефана (Л. 52 об.- 55 об.), Мученичества Ареса, Пробиоса и Илии (Л. 558 об.- 561 об.; Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 51-58) неизвестны; помимо П. М. они встречаются также в Синайском Многоглаве. Архаичность текстов подтверждает и то, что фрагменты проповедей о Крещении Господнем свт. Иоанна Златоуста (Л. 118-120 об.) и св. Иулиана, еп. г. Толет (Л. 120 об.- 124), сохранились также в Ханметном Многоглаве VIII в. (НЦРГ. S 3902. Л. 5-8). Раннехрист. апокрифическое сказание «Юность Господа», по свидетельству прп. Евфимия Святогорца , К-польской Церковью было внесено в список запрещенных книг, к-рый попал в груз. лит. среду в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2579124.html

1918. Т. 1. Ч. 1. С. 106-114), отличное от греч. версий; Мученичество св. Иулиана Эмесского (Ibid. С. 118-124), расходящееся и с араб. редакцией Жития (BHO, N 552), и с греч. текстом в Синаксаре К-польской церкви; Житие папы Римского свт. Григория I Великого (Двоеслова) (Monumenta. 1918. Т. 1. С. 125-132), отличное от известных греч. текстов (BHG, N 720-721); Мученичество св. Филоктимона (Monumenta. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 133-160), приписываемое некоему Александру, секретарю рим. имп. Гордиана, и неизвестное в греч. традиции; Мученичество ап. Марка (Ibid. С. 193-197), отличное от известных греч. текстов; Житие св. Онисимы (Нисиме) (Ibid. С. 202-214; рус. пер.: Кекелидзе. Эпизод из начальной истории егип. монашества. 1911. С. 93-101) - груз. версия истории о св. юродивой Исидоре, известной в греч., коптской (под именем Варанкис), сир. и слав. традициях; Житие прп. Симеона Столпника Младшего (Monumenta. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 215-340), представляющее собой полную версию утраченной греч. редакции X в., и др. Также К. составил и издал сб. «Византийская метафрастика и грузинская агиография» (1947), в к-ром привел сведения о кименных и метафрастических агиографических памятниках V-XI вв., а также составил их полное архивно-библиографическое описание. В 3-м томе сер. «Monumenta...» К. планировал разместить жития и мученичества грузинских святых, однако замысел не был осуществлен. К. удалось опубликовать жизнеописания лишь некоторых святых. Так, в составе монографии «Грузинская литература раннего феодализма» (1935) он критически издал наиболее ранние древнегрузинские агиографические памятники: Мученичество Або Тбилисского (VIII в.), автором которого был еп. Иоанн Сабанисдзе, и Житие прп. Серапиона Зарзмского (X в.), составленное мон. Василием Зарзмским. К. снабдил тексты комментариями и исследованиями, показав значение памятников для изучения истории и культуры Грузии и соседних гос-в в V-X вв., описал политическую и социально-экономическую обстановку данного периода, уточнил многие исторические даты, рассмотрел вопросы, связанные с личностью авторов, изучил литературные источники произведений, проанализировал художественную форму и филологические особенности каждого памятника.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

А на земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первым проповедником здесь был апостол Варфоломей. В древности здесь находилось государство Кавказская Албания. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение, и христианство стало государственной религией. В отличие от армян, отпавших в монофизитскую ересь, албаны сохраняли верность Православию. После арабского завоевания VIII века началась насильственная исламизация местных жителей. Примечательно, что азербайджанским национальным героем является христианин Бабек, беспримерно противостоящий арабским захватчикам в течение двадцати лет. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у этого мусульманского народа национальным героем первой величины является личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан. Известно, что Бабек вступил в переписку с православным византийским императором Феофилом († 842), объявив себя христианином и обещав обратить в христианство своих сторонников. Известно также, что его наставник Джанваншир был албаном-христианином. В наши дни из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству, под названием ундины, проживающие на границе Азербайджана и Грузии. Особенно стоит упомянуть тех мусульман, которые, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых 82 . 6 января 786 года принял мученическую кончину араб, уроженец Багдада св. Або Тбилисский, который после принятия христианства, проповедовал в столице Тбилисского эмирата. 14 апреля 789 года умер за Христа палестинский араб прп. Христофор Савваит, принявший монашество в лавре св. Саввы. В 805 г. был убит за проповедь среди мусульман араб-курайшит, уроженец Дамаска, св. Антоний-Равах. Около 820 года принял крещение араб из Северной Африки, св. Варвар, солдат мусульманской армии, оказавшийся на территории Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010