Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАГН (III в.), мч. (пам. зап. 19 авг.). Согласно Каталогу Петра Наталиса (венецианского агиографа XIV в.), М. жил в г. Кесария Каппадокийская (М. Азия) во время правления имп. Аврелиана (270-275). За исповедание христ. веры он был арестован и заключен в темницу. Представ перед правителем города Александром, М. отказался принести жертвы идолам и был передан 2 языческим жрецам, Александру и Зосиме, для пытки огнем. Однако мученик остался невредим после истязания. Не тронули его и дикие звери, к-рым он был брошен на растерзание в городском амфитеатре. У этого чуда было множество свидетелей, т. к. казнь М. должна была быть публичной; мн. жители Кесарии Каппадокийской вместо того, чтобы глумиться над мучеником, сами уверовали во Христа и позже были приговорены за это к смерти (в источнике названо количество уверовавших - 2597 чел.). М. был отведен за город и побит камнями. Его мощи были перенесены христианами в город и помещены в гробницу. Из иных зап. агиографических источников известен др. мч. Магн, называемый также Андреем, пострадавший в правление имп. Диоклетиана (284-305) в районе Таврских гор (М. Азия); с ним пострадали также 2597 христиан, уверовавших после того, как лев лег у ног святого. Несмотря на совпадение имен мучеников и сходные обстоятельства их кончины, болландист Г. Куперус считает этих Магнов разными людьми. В Мартирологе, составленном П. Кало (XIV в.), приведены разные подробности их мученичества, нет упоминания о пострадавших вместе с Магном (Андреем) христианах. Следует также обратить внимание на то, что западные источники, содержащие сведения о М. и др. одноименном мученике, довольно поздние, поэтому с уверенностью говорить об историчности этих материалов представляется затруднительным. Ни в греческих, ни в вост. агиографических источниках сведений о М. не сохранилось. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. Col. 717-719; Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae. Venetia, 1578. P. 270. Лит.: Sauget. J. M. Magno//BiblSS. Vol. 8. Col. 541-542. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДА [Лат. Oda] (ок. 680 - ок. 726), отшельница, дева Родская (пам. зап. 27 нояб.), шотландка или ирландка по происхождению. Покровительница голл. г. Синт-Уденроде. Возможно, принцесса, дочь легендарного Евгения VII, кор. Шотландии (очевидно, кор. Эогана (698-715)). Слепая от рождения. Родители для исцеления дочери приглашали врачей, ездили в паломничество по св. местам, но ничего не помогало. Ок. 714 г., когда мощи св. Ламберта были перенесены в Леодий (ныне Льеж), об этом узнали родители О. и отправили ее поклониться мощам святого. Проведя там ночь в молитве, под утро О. заснула, обессилев. Проснулась она уже зрячей. Там же О. дала обет посвятить свою жизнь Христу. Когда она вернулась домой, отец решил выдать ее замуж. О. сбежала вместе со своей кормилицей в Рим. Там она поклонилась могиле апостолов Петра и Павла и нашла неподалеку посох из тростника. После О. подвизалась в лесах в местности Токсандрия (ныне Де-Кампен, на границе Франции, Бельгии и Нидерландов, бывш. часть Сев. Брабанта). Вместе с кормилицей они построили хижину в лесу и беспрерывно молились. Но их уединенное место выдали сороки, кружившие над домом, и отшельницам пришлось уйти, т. к. их стали посещать крестьяне из соседней деревни. Они перешли в вересковую пустошь около Верта (совр. пров. Лимбург). Здесь их едва не нашел отец девушки, искавший О. по всей Европе. Птицы преградили путь отряду короля и напали на него и его свиту. Из-за этого О. пришлось опять сменить место отшельничества. Она перешла (кормилица к тому времени уже умерла) в лес около дер. Роде, построила дом и прожила там до кончины. В момент ее смерти произошло чудо: в небо от крыши хижины ударил яркий столп света, привлекший внимание окрестных жителей. Святую похоронили на том же месте в деревянном саркофаге, выдолбленном из ствола дерева. Позже саркофаг заменили каменным. На могиле О. стали происходить чудеса. Между 1098 и 1106 гг. магистр Арнольд Родский перенес ее мощи из леса в церковь, построенную незадолго до этого. Согласно Житию, от мощей О. распространялось благоухание. Ист.: Acta sanctorum Belgii selecta/Ed. J. Ghesquière. Brux., 1794. T. 6. P. 622-635; AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 65-117; BHL, N 6263. Лит.: Vuyst M., de. Oda//BiblSS. 1967. T. 9. Col. 1093-1096; Mulder-Bakker A. B. The Invention of Saintliness. L., 2002. P. 53; eadem. Gendering Medieval Martyrdom//More Than a Memory: The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity/Ed. J. Leemans. Leuven etc., 2005. P. 221-239; eadem. Anchorities in the Low Countries//Anchoritic Traditions of Medieval Europe/Ed. L. H. McAvoy. Woodbridge, 2010. P. 22-42. И. М. Косов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2578179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 28.11.741), св. (пам. зап. 10 дек.), папа Римский (с 18 марта 731). Согласно Liber Pontificalis , по происхождению сириец; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином. До избрания папой служил пресвитером в рим. ц. св. Хрисогона. В Liber Pontificalis, а также у рим. каноника Флодоарда указывается, что Г. был избран на Папский престол рим. народом после смерти папы Григория II и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии). Заняв Римскую кафедру, Г. продолжил борьбу с иконоборчеством, ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая визант. императора высшим светским правителем, Г. направил в К-поль пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Г. хотел лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в К-поль с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на о-ве Сицилии. 1 нояб. 731 г. Г. созвал в Риме новый Собор, объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей еп-ств Аврелиана (совр. Орлеан, Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман, Франция) вернуть в Кассинский мон-рь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , к-рые в период запустения мон-ря (с кон. VI до нач. VIII в.) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри . Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в К-поль дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итал. епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на о-ве Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 г. Г. направил к императорам и к К-польскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН [лат. Germanus] (ок. 495, близ Августодуна (совр. Отён, Франция) - 28.05.576, Паризии (совр. Париж)), св. (пам. 28 мая), еп. г. Паризии, вместе со св. Геновефой почитается как покровитель Парижа. Источники Житие Г. (BHL, N 3468) было написано вскоре после смерти святого Венанцием Фортунатом . Григорий Турский в «Истории франков», к-рая была закончена в апр. или авг. 594 г., сообщает, что св. Венанций Фортунат работал над Житием Г., будучи еще пресвитером, т. е. не позднее 599 г. В Житии автор, приноравливаясь к вкусам эпохи, повествует только о чудесах Г., почти ничего не рассказывая о его епископском служении и церковно-политической деятельности. Недостаток сведений восполняется упоминаниями о Г. у Григория Турского, в документах меровингских Соборов, нек-рых юридических актах эпохи, поэтических произведениях св. Венанция Фортуната, в житиях др. святых (напр., в Житии свт. Альбина, еп. Андекав (совр. Анже), Житии св. Дроктовея, написанном Гислемаром, анонимном Житии св. Домнула, еп. Ценоман (совр. Ле-Ман)). Среди посланий Г. подлинным можно считать лишь послание к кор. Брунгильде. Особую группу составляют юридические акты, связанные с основанием и привилегиями аббатству Сен-Жермен-де-Пре (изначально мон-рь Св. Креста и св. мч. Викентия на Лугу (лат. in prato), позднее получивший посвящение в честь Г.), подлинность этих документов оспаривается. Среди более поздних источников - соч. «О деяниях франкских королей» Аймоина из Флёри († после 1008) и хроника Гуго, аббата Флавиньи (XII в.). Жизнь Приблизительная дата рождения Г. ок. 495 г. вычисляется на основе указания Венанция Фортуната (Vita Germani. 79 - нумерация глав по изд. Мабильона, воспроизведено в PL) на то, что Г. скончался в возрасте ок. 80 лет. Это произошло, как уточняет Григорий Турский, в 1-й год правления франк. кор. Хильдеберта II - в 576 г. ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5, 8). Хронист XII в. Гуго из Флавиньи, стремясь представить Г. братом св. Павла, еп. Веродунского (Верденского; † 649), указал др. дату смерти святого - 582 г.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ III РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III (+ 741 ), папа Римский , святитель Память 28 ноября (Итал. ) Согласно Liber Pontificalis, по происхождению сириец ; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином . До избрания папой служил пресвитером в римской церкви св. Хрисогона . В Liber Pontificalis, а также у римского каноника Флодоарда указывается, что Григорий был избран на папский престол римским народом после смерти папы Григория II (+ 11 февраля 731 ) и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии).  Заняв Римскую кафедру, Григорий III продолжил борьбу с иконоборчеством , ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая византийского императора высшим светским правителем, Григорий III направил в Константинополь  пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Григорий III xomeл лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в Константинополь с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на острове Сицилии. 1 ноября 731 года Григорий III созвал в Риме новый Собор , объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей епископств Аврелиана (совр. Орлеан , Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман , Франция) вернуть в Кассинский монастырь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , которые в период запустения монастыря (с конца VI до начала VIII века) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри. Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в Константинополь  дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итальянских епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на острове Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 году Григорий III направил к императорам и к Константинопольскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохранились).

http://drevo-info.ru/articles/13681323.h...

Все эти разнообразные попытки не могли быть вполне одновременны. Палладий не дает никаких хронологических сведений о порядке их последовательности, но нам известно, что св. Иоанн, по словам Флёри, «всегда обличал пороки не иначе, как один после другого и прекращал бороться с ними не раньше, как искоренив их, или, по крайней мере, заметно ослабив». Казалось бы вероятным что он начал с исправления клира и в частности с очень затруднительного дела синизактов, и нужно заключить, что поход против роскоши и богачей стоял только на втором месте. Что служит к подтверждению этой догадки, это то, что, в течение двух лет (398 и 399), мы видим епископа в весьма добрых отношениях с Евдоксией. Тогда-то, например, он устроил перенесение мощей некоторых святых, имена которых нам неизвестны. Мы хорошо осведомлены об этой религиозной церемонии, благодаря гомилии, в первый раз появившейся в издании Монфокона. Крестный ход среди ночи вышел из Великой церкви и, идя с торжественною медлительностью, только на рассвете пришел к пределу своего пути, к Дрипийской часовне святого ап. Фомы, почти в девяти милях от города. И всего удивительнее были здесь не толпы монахов, не хоры девственниц, не ряды священников, не безчисленное множество мирян, свободных и рабов, великих и малых, константинопольских граждан и чужестранцев, ни самый Босфор, покрытый иллюминованными суднами. Всего удивительнее было благочестивое смирение императрицы, которая, облеченная в порфиру и увенчанная диадемою, пешком, как рабыня, следовала посреди этой массы, всю дорогу за священными мощами, касаясь своею рукою раки и одевавших ее покровов, тогда как она никогда не выходила из дворца, где ее могли видеть даже не все придворные евнухи. Подле неё, сияющий видимою радостью, шел архиепископ, и эта радость его излилась в беседе, произнесенной им тотчас после прибытия, изъ которой мы и извлекли предшествующее описание. Поведение Евдоксии было тем более замечательно, что её муж, безтактный Аркадий, выказал здесь гораздо меньше расположения. Бесспорно, св. Златоуст радовался тому, что на другой день сам император посетил часовню св. Фомы. Но он должен был испытать и разочарование, – о котором, впрочем, не сообщает нам, – потому что он проповедовал также и в этот день, но надменный государь не удостоил его чести выслушать его поучение. Таково было единодушие и полное согласие, царившее между Златоустом и императрицей в сентябре 398-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

он перевел в этот мон-рь монахов из Уэстбери. О. стал аббатом Рамси, ежегодно посещал обитель, повседневное управление общиной осуществлял декан. Являвшийся одним из главных приближенных кор. Эдгара (957/9-975) О. в 971 г. был назначен на почетную, хотя и обедневшую архиепископскую кафедру Йорка. В следующем году он вошел в состав посольства Эдгара ко двору императора Свящ. Римской империи Оттона I вероятно, тогда же посетил Рим, где получил от папы Иоанна XIII (по др. версии - от Бенедикта VI ) паллий и разрешение вопреки каноническим нормам сохранить за собой Вустерскую кафедру. Ок. 973 или 975 г. О. и Дунстан совершили коронацию Эдгара в Бате, на к-рой присутствовал ряд шотландских и валлийских правителей, признавших его сюзеренитет. В Сев. Англии О. попытался восстановить монашескую жизнь в мон-ре Рипон. При нем были обретены мощи св. Вильфрида (согласно Житию О. авторства Эадмера, Йоркского архиеп. Вильфрида II - Eadmer of Canterbury. 2006. P. 270-272) и 5 рипонских аббатов VII-VIII вв., но, по-видимому, он продолжал уделять больше внимания Вустерскому диоцезу и мон-рю Рамси. О. покровительствовал созданию книг и образованию в основанных им мон-рях, по его приглашению в мон-ре Рамси нек-рое время жил знаменитый ученый Аббон из Флёри , написавший Мученичество св. Эдмунда, короля Вост. Англии, и подготовивший нескольких учеников (в т. ч. и Бюрхтферта, автора Жития О.). После смерти Эдгара О. и др. лидеры «монашеской» партии выдвинули претендентом на престол старшего сына короля, Эдуарда, их противники во главе с элдорменом Мерсии Элфхере - сына от 2-й жены, Этельреда. Убийство Эдуарда в марте 978 г. (впосл. был канонизирован и почитался как мученик) и коронование Этельреда привели к опале О. и изгнанию монахов из ряда монастырей в Вустерском диоцезе (Уинчкомб, Першор, Ившем), но Рамси под покровительством Этельвине сохранил свое привилегированное положение. В нояб. 991 г. О. в последний раз посетил Рамси, освятив там новую церковь, вскоре его здоровье резко ухудшилось, и он скончался в следующем году, после церемонии омовения ног 12 беднякам, которую ежедневно совершал каждый Великий пост.

http://pravenc.ru/text/2581597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР мч. Римский (пам. зап. 9 февр.). В Римском мартирологе упоминается вместе с 38 «венчанными мучениками», что, вероятно, ошибочно, поскольку эта дружина мучеников во главе со св. Аммонием связана не с Римом, а с г. Мембресса в Сев.-Зап. Африке. Возможно, имя А. могло быть связано с Аммонием по аналогии со святыми Аммонием и Александром Кипрскими (пам. 9 февр.). А. И. М. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/64206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЮМБРАДЫ [испан. alumbrados, также iluminados, illuminati - просвещенные], влиятельное мистическое движение в Испании в XVI-XVII вв. Основной центр - Толедо, где оно возникло в нач. XVI в. А. вели жизнь отшельников, проводя время в молитве, посте и созерцании, стремясь к мистическому единению с Богом. Среди основателей движения - некая блаженная из Пьедраиты ( 1509), Изабелла де Санта-Кроче, Магдалина де Санта-Кроче. Они были близки к кругам реформированных францисканцев , их образ жизни и стремление к возрождению первоначальных идеалов монашества нашли развитие в проповедях св. Хуана Авильского , а также иезуитов , с ними была связана св. Тереза Авильская . Однако мистическое учение А. вскоре вызвало подозрение у Церкви и привлекло внимание инквизиции . А. считали своим идеалом полное растворение человеческой личности в единстве с Всевышним, причем в этом состоянии невозможно совершение греха, что бы ни делал человек. С т. зр. А., для общения с Богом необязательно совершение Причастия. В 1529 г. учение было запрещено инквизицией, а его последователи подвергались гонениям. В XVII в. движение А. постепенно угасло. Лит.: Llorca B. Die spanische Inquisition und die Alumbrados. B., 1934; Menendez-Pelayo M. Los heterodoxos españoles. Madrid, 19562. 2 vol. А. Ю. Серёгина Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/114200.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010