Но бедро твое поражено – тебе идти навстречу восходящему солнцу, но идти, хромая. P.S. То, что произошло с братьями Иаковом и Исавом, воспроизвелось в истории. Лютой ненавистью ненавидел Едом (потомки Исава) Израиля (потомков Иакова). Война за войной и брань за бранью. В самый страшный для Израиля день 9-го ава, когда Навуходоносор разрушал Иерусалим и свя­той храм его, тогда сыны Едома злорадно восклицали: Разрушайте, разрушайте до основания его! 1103 А чем все кончилось? В 126-м году до Р.Х. Иоанн Гиркан I, первосвященник и правитель Иудеи, овладевает Едомом и идумеи, потомки Исава обращаются в иудейство. Из­раиль хромает, он лишен царства и он потеряет свой второй храм, но идумеи благоволят – и они теперь духовные чада Авраама, Исаака и Иакова. Они с потомками Израиля, они под благословением Исаака! О, результат ночной борьбы Иакова! Боролся с Богом и людьми и вышел победителем 1104 . ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен 1105 Согласно приложению к Славянской Библии, опирающемуся на Сирий­скую книгу, Иов (или Иовав) жил в Авситидийской земле между Едомом и Аравией, был правнуком Исава, пятым от Авраама. Женат Иов был на ара­витянке и царствовал в одном из Едомских городов. Библия сохранила рассказ о событиях той патриархальной древности. Про­нзительная, потрясающая глубиной, болью и дерзновением драма, случивша­яся между человеческой душей и Богом, – едва ли мир знает равную ей. Непорочен и благочестив был Иов. Справедливый Бог щедро воздал ему – семь сыновей и три дочери; семь тысяч мелкого скота; три тысячи верблюдов; пятьсот пар волов; пятьсот ослиц; весьма много прислуги. И был человек этот знаменитее всех сынов востока 1106 . Потомки Израиля были далеко в Египетской чужбине. Среди диких хананейских племен набирали силу сыны Авраама – потомки Измаила (арабы), Исава (идумеи), а также сыны Лота – аммонитяне и моавитяне. И среди всех их возвышался и славился Иов. Все было так справедливо, так понятно. Не было и не могло быть у авраамитов претензий к Богу Авраама. А потомки Иакова, вечно все каким-то об­разом прибиравшего к рукам, пусть помаются и помучаются под фараоном – все хорошо, все справедливо. Так казалось сынам Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Интересно, что первым вопросом, фигурирующим в Ветхом Завете, является вопрос Бога направленный к человеку: «Адам, где ты?» ( Быт. 3:9 ), тогда как в Новом Завете первый вопрос раздается с уст человека: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Там Бог ищет согрешившего человека, а здесь кающийся человек ищет Бога. В Ветхом Завета дано было повеление людям любить Бога ( Втор 6:5 ), а в Новом – объявлено о том, что Бог возлюбил человека ( Ин. 3:16 ). Все это не разделяет Библию на две части, но лишь дает видеть план откровения Божия в двух разных периодах истории: до Христа и после Христа. В Ветхом Завете мы видим Христа в духе; в Новом мы уже видим Иисуса во плоти. В Ветхом Завете все направлено ко Христу; в Новом – все идет от Христа. В Ветхом Завете Христос – ожидаемый Мессия Израиля; в Новом – Христос – Спаситель всего мира. В Ветхом Завете праведники ожидали прихода Мессии; в Новом – верующие ( Церковь ) ожидают прихода Христа. Там ожидали Христа, как Искупителя; здесь ожидают Христа, как Царя царей и Праведного Судию. Немного о первой книге Библии Бытие – книга начал: начала неба и земли, жизни, греха, смерти и жизни из смерти чрез искупление ( Быт. 3:21 ). Начавшись живым Богом, книга кончается повестью об умершем человеке, Иосифе (50:26). Это результат падения Адама, «ибо, одним человеком грех вошел в мир, а с грехом смерть». Однако целью Бога всегда было – вернуть человека на путь жизни, поэтому уже в 3-й главе 15 ст. Бытие дается первый намек на грядущего Избавителя. Бытие – родословная книга Адама (гл. 5), в то время, как Первое Евангелие – родословная книга Иисуса Христа – второго Адама ( Мф. 1 гл.). К одной из этих родословных имеют отношение все люди, живущие на земле: плотские к родословной Адама земного ( 1Кор. 15:47 ), верующие, духовные – к родословной Христа – Адама Небесного ( Гал. 3:26 ); одни пишутся в книге смерти, другие – в книге жизни. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр. 20:15 ). Удивительно, что список людей плотских дается в Библии всегда впереди списка людей Христа. Потомки Каина (4:17) стоят впереди потомков Сифа (5:6); потомки Иафета и Хама впереди потомков Сима (10:2,6, 11:10); потомки Измаила – впереди потомков Исаака (25:12, 19); потомки Исава даны прежде потомков Иакова (36:1, 37:2). На первый взгляд такой порядок кажется странным, но он находится в полном согласии с учением Библии вообще. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» ( 1Кор. 15:47 ). Люди, чьи имена даются прежде, являются детьми плоти «людьми мира, которых удел в этой жизни» ( Пс. 16:14 ); люди же, имена которых следуют за первыми представляют собою последователей Христа, исповедующих, что «они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 10:13 ), стремящиеся к лучшему, небесному ( Евр. 10:16 ). Не это ли разумел Христос, когда говорил: «вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» ( Лк. 13:30 ). Гармония книги Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

51 Отверстие для воздуха и света, в локоть широтою, простиравшееся под крышею во всю длину, или кругом всего ковчега 56 Происхождение всеобщего потопа ученые стараются объяснить: а) перемещением точки равновесия земли; б) замедлением обращения земли около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. На вопрос, откуда взялось столько воды, что она покрыла всю землю, не трудно ответить: а) всеобщий потоп можно представлять перехождением воды с одной половины земного шара на другую; б) до третьего дня творения мира, когда воды еще не были собраны в свои места, вся земля была покрыта водою; в) одна атмосфера может дать воды более, нежели, сколько нужно для потопления всей земли. (Зап. на кн. Быт.) 57 Ной вошел в ковчег в 600 год своей жизни, в 17 день 2-го месяца, а вышел из него в 601 год, в 27 день 2-го месяца; значит, пробыл в ковчеге один год лунный и 10 дней, или круглый солнечный год 58 Полагают, что во время потопа от разлива воды по всей земле температура на земном шаре повсюду была почти одинакова 59 После потопа Бог разрешает людям кроме растений употреблять в пищу животных потому, может быть, что плодотворная сила земли уменьшилась, ослабление человеческого тела потребовало питательнейшей пищи, и люди еще до потопа привыкли употреблять в пишу животных. Бог запретил только есть кровь животных, потому что жизнь животного находится в тесной связи с кровью его, и потому что кровь назначена была для жертвоприношений ( Лев. 17, 11 .) 62 Ной не проклял Хама, потому что Хам получил благословение Божие по выходе из ковчега, но проклял сына его Ханаана, потому что провидел, что он будет наследником нечестия Хама. У Евреев есть предание, что Ханаан первый увидел наготу Ноя и сказал об этом Хаму 63 Пророчество Ноя исполнилось со всею точностью. Потомки Сима, Евреи, покорили себе Хананеев, в ветхом завете были хранителями истинного Богопочитания, от них родился по плоти Иисус Христос. Потомки Иафета, Европейцы, распространились по всей земле, вошли в Церковь Христову, господствуют не только над потомками Хама, но и в странах Семитов, преобладают на всем земном шаре, сосредоточивают в себе всю умственную деятельность, все движение к совершенству и управление народами земли. Потомки Хама хотя первые основали знаменитые царства на земле: Вавилон, Египет, Эфиопию, Финикию, Карфаген, но потомки Иафета, греки и римляне, стерли эти царства с лица земли, и теперь Хамиты, несмотря на старания Иафетидов, все еще пребывают в рабстве и нравственном унижении

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Потомки Сима поселились на Ближнем Востоке: это евреи, арабы, персы, жители Восточной Турции, дравиды в Индии, китайцы, малайцы и некоторые жители островов. Потомки Иафета населили Европу, Центральную Азию и Америку. Это и славяне, и скандинавы, и индейцы, и кельты, и многие другие народы. Потомки же Хама населили Африку и некоторые острова Океании. Его потомки – египтяне, эфиопы, берберы и другие негритянские народы. Все они говорят на своих языках, и возвращение изначального единства человечества, разрушенного Вавилонским столпотворением, происходит только в день Пятидесятницы, когда Дух Святой дал апостолом дар говорения на разных языках. Появление язычества Рассеявшиеся по лицу земли народы стали все дальше и дальше уклоняться от истинной веры в Бога Творца. Хотя следы изначального Откровения до сих пор сохраняются почти у всех народов, но к нему примешено примешано множество суеверий, заблуждений и нелепостей. Причины этой страшной духовной катастрофы описаны у апостола Павла ( Рим. 1, 18–32 ). Люди, имея знания о Боге и из Предания, и из созерцания стройного лада творения, не захотели воздавать Ему должного прославления и отказались благодарить Его. Все помыслы их были о земле, а о Боге вспоминали по случаю. Дальше суета захватывает их мысли, на небо и взглянуть некогда, все думают только о земных нуждах (ну, надо же семью кормить, некогда нам в храм ходить, говорят современные язычники). Как следствие, ум начинает искать оправдания своим поступкам и отравляет сердце человека, так что оно отучается слушать совесть, а слушает свои похоти. Чтобы заглушить голос Божий в сердце, люди стали выдумывать других богов: кланялись сперва мировым стихиям – солнцу, луне, звездам, ветрам, камням, морям. Затем стали приписывать волшебную силу зверям и растениям и, наконец, дошли до предела зла – стали кланяться идолам (или истуканам), изображающим обожествленных людей, зверей и чудовищ, и считать, что они-то и есть Бог. Кроме того, началось массовое почитание злых духов, руководивших этим процессом нравственного упадка, отсюда вновь развились магия, чародейство, астрология и прочие черные искусства. Бесы вселялись в идолов и совершали мнимые чудеса, чтоб отвести людей как можно дальше от Творца. Так большая часть людей стали язычниками или идолопоклонниками, чья религия заключается в поклонении твари вместо Творца. И доныне этой ложной веры придерживаются миллиарды людей на нашей земле – это и индуисты, и шаманисты, и буддисты, и многие другие. Призвание Аврама (Быт. 11, 27–13, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Это единственная заповедь с обетованием, то есть с обещанием долгой жизни при условии соблюдения заповеди. Если хочешь жить долго, тебе вовсе не нужно ездить в Гималаи, глотать мумие или гербалайф. Путь к долголетию один – почитай отца и мать. Я часто напоминаю на исповеди об этом и обращаю внимание прихожан на то, что очень важно почитать и православных духовных пастырей. Святитель Иоанн Златоуст так говорит тем, кто позволяет себе ругать патриарха, осуждать епископов, плохо говорить о священниках: Сказано в законе Моисеевом: кто скажет плохое слово на отца, того надо побить камнями, а кто ударит отца – сжечь живым. Но кто такой отец земной? Тот, кто рождает тебя к жизни временной. А кто такой отец духовный? Тот, кто рождает тебя через крещение, через покаяние к жизни вечной. И далее святитель делает вывод: сколь велика разница между жизнью временной и вечной, столь велика разница между ответственностью за то, что посмел обругать родного отца, и ответственностью за оскорбление или осуждение отца духовного. Если при вас ругают какого-либо батюшку, бегите оттуда, так как вам не дано право судить священнослужителей. Это – компетенция высшей церковной иерархии. Не греши ради своих детей! Хам смеялся над отцом. Когда Ной проснулся и узнал, как поступил его сын, он проклял, но кого – Хама? Нет! Он проклял Ханаана, сына Хама. Почему же не виновного, а сына его? Потому что когда спасшиеся люди выходили из ковчега, Бог благословил их. А то, что Бог благословил, не может быть проклято. Так что же, сын за отца отвечает? Нет, не отвечает, но наказывается род грешника. И грех Хама становится проклятием всего рода Ханаана. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ( Быт.9:27 ). Кто такие потомки Сима, Хама и Иафета? Потомки Сима – народы Юго-Западной Азии, семиты (симиты), то есть арабский и еврейский народы. Потомки Иафета – это индоевропейские народы. Потомки Хама – южные народы. Негроидная и монголоидная расы до сих пор несут на себе это древнее проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В грехопадении Адама преп. Марк выделяет преступление (παρβασις), которое совершили первые люди, и последствие, которое преподобный называет смертью 275 . Первые люди, которым Бог даровал всё сотворённое 276 , совершили преступление по собственному неверию 277 . Сластолюбие (δον) указало, что древо познания хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно ( Быт.3:6 ), а тщеславие (κενοδοξα) пообещало, что «будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ) 278 . Преп. Марк также указывает на то, что падение первого человека было результатом обмана дьявола 279 . Полемизируя с мессалианами, преп. Марк особо подчёркивает, что потомки не наследуют преступление (παρβασις) Адама. Преступление есть только то, что совершается произвольно 280 . По мысли преподобного, наследование преступления означало бы, что потомки Адама совершали бы преступления по необходимости, и в таком случае не было бы никаких оснований для их обличения Богом 281 . Потомки Адама наследовали не преступление, а смерть 282 , под которой преп. Марк подразумевает не только смертность, но и состояние смерти во грехах, состояние отчуждения от Бога 283 . Смерть за преступлением Адама последовала не по особому определению, а естественно (φυσικς), по закону, установленному Творцом от начала. Преп. Марк обращает внимание, что Господь не сказал Адаму в раю: «Я умерщвлю вас», но сказал: «В день, в который ты вкусишь от него [древа познания], смертью умрёшь» ( Быт.2:17 ) 284 . Сходным образом о естественности смерти после грехопадения писал свт. Афанасий Великий . По его учению, люди, отвратившись от Сущего Бога, уклонились в не-сущее, во зло, истощив в себе тем самым вечное бытие, сами для себя став виновниками смерти и тления 285 . Последствия преступления Адама преп. Марк, помимо слова «смерть» (θνατος) называет также «праотеческим грехом» (πατρικς μαρτα) 286 , «праотеческой смертью» 287 , «праотеческим законом» 288 . В сочинении «Против несториан» отпадение потомков Адама от вечной жизни преп. Марк называет обвинением (γκλημα) 289 , не подразумевая, конечно, здесь того, что потомки виновны в грехе Адама, как о том учил блж. Августин 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Мистическое состояние Авраама соответствует открывающемуся ему Богу. И.Ш. Шифман, толкуя Быт. 15:12 , говорит: «В дальнейшем (ср. Быт. 31:42 ) слово Ужас служит одним из обозначений Божества» 504 . Ужас Авраама потом будет страхом Исаака – это и есть великий и единый, таинственный и страшный Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог всех их потомков, единый и вечный Бог! Сон, ужас и мрак Авраама – это состояние Божественного Мрака, где Бог, о котором будут говорить св. Дионисий Ареопагит и другие отцы, опытно познавшие Бога. 5.10. Пророчество о египетском рабстве И сказал Ягве Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении: после сего они выйдут (сюда) с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй. В четвертом роде возвратятся они сюда; ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась ( Быт. 15:13–16 ). Господь возвещает Аврааму скорби, скитания и египетское рабство его потомков. Прп. Ефрем Сирин отмечает постепенное ухудшение положения Авраамова потомства. «Показав сие Авраму, Бог говорил: ведый увеси, о чем и хотел ты знать, яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них [так и было при Иакове и Иосифе – Г.Ф.]. И поработят я лет четыреста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству» 505 . Переселенцы постепенно станут рабами. Детальнее эту последовательность прослеживает равви Берман. Потомки Авраама будут пришельцами [ – гер]. И поработят их [ – авад]. И будут угнетать их [ – инну]. Берман: «(В Египте) будут жить три поколения, проходящие три ступени несвободы. Сначала – герут (проживание не в своей стране, не обязательно в Египте). Потом – авдут (рабство, которое начинается после смерти сыновей Иакова в Египте). И третья стадия – инуй (мучение в земле Египетской)» 506 . Три эти состояния переживаются народом не только в социальном (общественном) плане, но и в духовном, нравственном. Сначала утрачивается родная почва, потом происходит порабощение страстям, грехам, стихиям этого мира, и кончается все это мучительным состоянием. Эти три стадии прошел блудный сын в евангельской притче ( Лк. 15:11–32 ). Все это должны будут пройти потомки Авраама в своем становлении, своем рождении как народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Кто же мог быть Этим обещанным святым из Фарана? 913 . Кто, кроме Мухаммада...? Мухаммад – святой потомок Измаила от Кидара, который поселился в пустыне Фаран, Мухаммад – единственный пророк, через которого арабы получили откровение, тогда когда тьма невежества покрывала их землю. Че­рез него Божий свет воссиял от Фарана, и Мекка – единственное место, где прославлялся Дом Божий... Кидарские села и их жители [арабы – потомки Исмаила, потомки Кида­ра. – Г.Ф.] единственные во всем мире, которые не поддались никакому воз­действию Христовой церкви. Упоминание о 10 000 святых во Второзаконии также много значит. Он воссиял от горы Фаран и шел с 10 000 святых. Прочи­тайте всю историю пустыни Фаран, и вы не найдете там описания никакого другого события, за исключением того, что Мекка была завоевана Пророком. Он вышел с 10 000 последователей из Медины и обратно вошел в «Дом сла­вы Бога». Он дал миру огонь закона, который превращал в пепел все другие законы» 914 . Подобно Али Вячеславу Полосину, однако шире, синкретически, объеди­няя иудейство, христианство и ислам в одно Божественное откровение миру, толкует пророческие слова Моисея и Аввакума Д. В. Щедровицкий. «В последнем благословении Моисея, обращенном к Израилю, содержат­ся такие слова: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фаран и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно, Он любит народы 915 916 В этом описании троекратного явления Бога усматривается пророчество о трех великих монотеистических религиях, посредством которых Создатель откроется человечеству: это иудейство (символизируемое горой Синай и свя­занным с ней дарованием Торы); христианство (Сеир, страна Едома, символи­зирует Рим, в котором христианство стало государственной религией; сравни родословие Едома в Быт. 36,1. 30. 43 , где имя «Ирам», согласно древним тол­кователям, соотносится с Римом 917 ); и, наконец, ислам, символически представ­ленный гористой пустынной страной Фаран между Палестиной и Египтом, в которой первоначально обитали потомки Измаила 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как Сабуровы спасли Дмитрия Донского и породнились с византийскими императорами Беседы на Берсеневке. Часть вторая 16.03.2012 1551 Время на чтение 20 минут Загадка Ипатьевского монастыря. Часть первая Цель этих бесед из цикла «Потерянная династия» - историческая реабилитация царской династии Годуновых, боярского рода Сабуровых и других потомков основателя костромского Ипатьевского монастыря - боярина Захарии Чета. Помимо опровержения мифов о «татарском» происхождении «властолюбца» и «убийцы» Бориса Годунова, я ставлю перед собой цель показать величие потомков Захарии, их заслуги перед Церковью, Отечеством и народом. В первой беседе я рассказал о том, кем был Захария Чет. Этот выходец из Галицко-Волынской Руси пришел в Кострому в конце 13 века, и основал здесь два монастыря, один из которых - Ипатьевский, был построен им в память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы. Благочестие, благородное происхождение этого человека и тот факт, что он принес с собой летописи Юго-Западной Руси послужили толчком к тому, что его потомки заняли видное место при дворе великих князей московских. До сих пор, как историки, так и писатели обращали внимание преимущественно на основателя рода, а затем сразу на Бориса Годунова, - таким образом, в истории династии получался 250-летний временной провал, островками в котором виднелись малоизвестные фигуры Соломонии Сабуровой и Ирины Годуновой. Сегодня я постараюсь восполнить этот пробел и рассказать о том, чем прославились потомки Захарии Чета в 14 и 15 веках (с экскурсами в 16 век). Ближайшие потомки боярина Захарии носили фамилию «Зерновы». Сохраняя привязанность к Ипатию и владения под Костромой, они находились непосредственно при московском дворе. Это началось при Иване Калите, и одним из самых ранних свидетельств пребывания Зерновых в Москве является существование села Четрековского на Любосивли - это современное Гребнево Щелковского района Московской области . В сохранившихся документах Четрековское (то есть «рекомое», «именуемое» «Четово») впервые упоминается в завещании знаменитого внука Ивана Калиты (и двоюродного брата святого Дмитрия Донского), героя Куликовской битвы, князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго-Донского. Это завещание было составлено в начале 15 столетия: «...А из московских сел сыну князю Андрею:...на Любосивли Четрековское» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/17/...

11 …из Оковъскаго лса… – Судя по этому описанию, Оковский лес находился на водоразделе рек Днепра и Волги, то есть в районе Валдайской возвышенности. 12 Тм же и из Руси можеть ити по Волз в Болгары и въ Хвалисы… – Под болгарами здесь разумеются волжские болгары, Хвалисы – древнерусское название Хорезма (отсюда и «Хвалисское море» или «Хвалынское» – Каспийское море). 13 …жребий Симовъ… до племени Хамова. – По библейской легенде, три сына Ноя – Сим, Хам и Иафет (Афет) – стали родоначальниками народов мира. Жители северных и западных стран – потомки Иафета; жители восточных стран – потомки Сима; жители южных стран – потомки Хама. 14 Онъдрю учащю въ Синопии и пришедшю ему в Корсунь… – Рассказ о посещении Русской земли апостолом Андреем хотя и не соответствует действительности, не может, однако, считаться выдумкою самого русского летописца. Отметим, что миссия апостола Андрея в Синопию и в Корсунь (I в. н. э.) известна по греческим «Деяниям» апостола Андрея (она входит в описание последнего – третьего – его путешествия). Синоп – греческая колония на южном берегу Черного моря, впоследствии крупный политический центр Византийской империи. Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму. 15 Увозъ Боричевъ. – Боричев подъем соединял центральную часть Киева, расположенную на горе, с Подолом. Где находились поминаемые затем Щековица и Хоривица, установить не удалось. 16 Стр. 32. В лто 6367. – В древней Руси до Петра летосчисление велось «от сотворения мира» и началом года считался либо день 1 сентября, либо день 4 марта. От «сотворения мира» до «рождества Христова» считалось 5507–5508 лет (следовательно, дата нашей эры получается, если от древнерусской даты отнять 5507 или 5508 – в зависимости от того, приходится событие на время до 1 марта или 1 сентября или после, но до 1 января). 17 …чюдъ… – племя финно-угорского происхождения на севере Руси; предки эстов (ср. Чудское озеро). Входили в государственное образование Руси. Знатные представители чуди жили в Киеве («двор Чудин» в Киеве) и в Новгороде (Чудинцева улица в Новгороде).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010