Вот, и Елисавета, родственница Твоя и она зачала сына в старости своей (Лк 1:36). Ангел склоняет Всеблаженную Деву к вере не так, словно Она не верует, но поскольку Она уже вполне верила услышанному, он раскрывает более значительные деяния Высшего Промысла, чтобы Дева, Которая родит Господа, узнала, что и Предтеча Господень родится от старицы и матери, неплодной в течение долгого времени. Не следует удивляться, что Елисавета, согласно повествованию, называется родственницей Марии, в то время как она [по происхождению] выше дома Давидова: ведь рассказывают, что она ведет свой род от дочерей Аароновых. Мы читаем, что сам Аарон принял жену, именем Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона (Исх 6:23) , из колена Иуды, от потомков которого был и Давид. Аарон же был вождем сынов Иудиных в пустыне, когда народ Израильский вышел из Египта (Чис 2:3, 10:14). И вновь мы читаем, что потомки Давида царствовали; что величайший первосвятитель Иоиада (Неем 3:6) имел жену из царского рода, то есть Иосавеф (4 Цар 11:2) , дочь царя Иорама. Это тот самый Иоиада, сын которого Захария, муж такой же святости, был побит камнями между храмом и алтарем, так что даже Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии, упоминая о блаженных мучениках (Мф 23:35) . Этим ясно показывается, что каждое из двух колен, то есть царское и священническое, всегда были связаны родством друг с другом. Такой союз мог быть заключен и в более позднее время, когда женщин, принадлежавших к одному колену, выдавали замуж в другое. Целью было то, чтобы Всеблаженная Богородица, происходящего из рода царского, была по рождению Своему теснейшим образом соединена и с коленом священническим — что самым достойным образом отвечало бы служению небесному. Ибо подобало, чтобы явившаяся в мире Посредница между Богом и человеческим родом происходила по плоти из двух колен — конечно, ввиду того, что Сам Господь, восприняв человеческую природу, будет иметь достоинство и священника, и царя. Так о царской Его власти, которою Он разделит Вечное Царство со Своими избранными, свидетельствует сегодняшнее чтение Святого Евангелия. Согласно [этому чтению,] Христос будет править домом Иакова в вечности и Царству Его не будет конца. Далее, о священническом Его достоинстве, в соответ­ст­вии с которым Господь соблаговолил принести жертву Тела Своего для нашего искупления, Пророк свидетельствует, говоря: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4).

http://pravmir.ru/gomiliya-na-prazdnik-b...

Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления Израильтянам проповедником покаяния. Тропарь: Священства одеждою обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре: и мечем убиен был в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим. Преподобномученица Раиса 18 сент. (5 сент. по церк.кал.) Сведения о жизни и мученической кончине святой Раисы (или Ираиды) очень скудны. Известно, что она была дочерью пресвитера и пострадала за христианскую веру при императоре Максентии (305–312 гг.). Она жила в городе Александрии и подвизалась монахиней в местной обители. Однажды она увидела корабль, нагруженный заключенными – мужчинами, женщинами, священнослужителями и иноками. Их арестовали за то, что они были христиане. Никто не знал, куда их везут. Когда преподобная Раиса навестила христианских узников, и на нее наложили оковы. Потом корабль прибыл в город Антиною в Египте. Здесь заключенных христиан подвергли истязаниям и казнили. Вместе с ними пострадала и святая Раиса. Ее обезглавили около 308-го года. Тропарь: Агница Твоя Иисусе Раиса зовет велиим гласом: Тебе Женише мой, люблю, и тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша. Праведные Иоаким и Анна 22 сент. и 7 авг. (9 сент. и 25 июля по церк.кал.) На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Церковь отмечает память ее родителей – праведных Иоакима и Анны. Иоаким происходил из рода царя Давида. Многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родится Мессия, потому что Господь обещал Давиду, что из его рода произойдет Спаситель мира. Анна по отцу происходила из первосвященнического Ааронова рода, а по матери – из Иудина колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Иез.44:13 .  они не будут при­ближаться ко Мне, чтобы священ­нодей­с­т­во­­вать пре­до­ Мною и при­ступать ко всем святыням Мо­им, к Святому Святых, но будут нести на себе бесславие свое и мерзости свои, какие делали. Определив положительно обязанности левитов, пророк определяет их отрицательно, чем ярко и не без горечи характеризуется невысокая, но вполне заслуженная их степень. Они не могут приближаться к Богу на такую близость как священники ( Иез.40.46, 42.13, 43.19 ) а) через непосредственное священнодействие (возложение жертв, каждение и т. п.), б) через приступание (слав. «приносити») неточный перевод (греч. προσαγειν) к святыням (вместо «Моим» LXX имеют определение «сынов Израилевых» gen. subjecti, вместо objecti), евр. миквашим, которое, имея в других местах значение «святилища», здесь вероятно, как показывает мн. ч., означает жертвы, святейшие из которых, напр., жертва за грех и преступление (предназначенные только для священников), далее названы «святынь святых», как b Иез.42.3 ; Чис 4.19 . Иез.44:14 .  Сделаю их стражами храма для всех служб его и для всего, что про­изводит­ся в нем. Левиты будут таким образом только стражами («стражи» здесь в более широком смысле, чем в 11 ст.) – в смысле низших служителей храма во всех его священнодействиях. Иез.44:15 .  А священ­ники из колена Левиина, сыны Садока, которые, во время отступле­ния сынов Израилевых от Меня, по­стоян­но стояли на страже святилища Моего, те будут при­ближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и будут пред­стоять пред лицем Мо­им, чтобы при­носить Мне тук и кровь, говорит Го­с­по­дь Бог. Левитам отступникам противополагаются потомки Левия, происходящие от Садока (потомка Елеазара, сына Ааронова), самое имя которого означает праведность и который при вступлении Соломона на царство остался верным Давиду и помазал Соломона, тогда как первосвященник Авиафар (потомок Ифамара сына Ааронова) принял сторону Адонии ( 3Цар 1.7, 25 ), за что лишился первосвященства, отошедшего с того времени к Садоку ( 3Цар 2.26–27 ). Садок совершил и первое жертвоприношение в Соломоновом храме. Верность Садока Давиду и Соломону ( 3Цар 2.35 ) была как бы залогом верности его потомков истинному Богу. Сыны Садока и впоследствии во время «отступления» Израиля (см. объяснение ст. 10) «стояли на страже святилища», отстаивали законность богослужения в одном Иерусалиме и его храме (высоты) и одному истинному Богу. Посему они и теперь одни из потомков Левии «будут приближаться» ко Господу «чтобы служить» Ему (см. объяснение Иез.40.46 ) и «будут предстоять пред лицем» (см. объяснение ст. 11) Господним «чтобы приносить ему тук и кровь» (см. объяснение ст. 7). В этом уверяет их Господь словом Своим. По мнению критич. школы, Иезекииль здесь ратует за привилегии, постепенно присвоенные себе Иерусалимским священством (Садокидов) пред священством провинциальным («высот») и за притязание его на исключительное право священнослужения (из нов. Сменд, Берт., Кречм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.7:17 .  А по мере, как при­ближалось время исполниться обетованию, о котором клял­ся Бог Аврааму, народ воз­растал и умножал­ся в Египте, «Время» исполниться «обетованию», т.е. указанному выше – о том, что потомки Авраама выйдут из Египта ( Быт.15:13–14 ). Деян.7:18 .  до тех по­р, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. «Востал иной царь», т.е. из новой династии, «который не знал» Иосифа. Прошло около 4 столетий со смерти Иосифа; царь был из другой династии, как кажется, даже не туземной; и не мудрено, что при тогдашних скудных средствах исторического знания он не имел вовсе сведений об Иосифе и его заслугах для Египта. Деян.7:19 .  Сей, ухищряясь про­тив рода нашего, при­теснял отцов наших, при­нуждая их бросать детей сво­их, чтобы не оставались в живых. «Принуждая бросать детей своих», το ποιεν λθετα τ βρφη αυτν εις το μ ζωογονεσθαι, слав.: «уморити младенцы их и не оживити». Буквально – делать выброшенными младенцев их, чтобы им не жить ( Исх.1:16–22 ). Деян.7:20 .  В это время родил­ся Мо­исей, и был пре­красен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. «Был прекрасен пред Богом…», ν αστεος τ Θε, точнее слав.: «бе угоден Богови». Разумеется необычайная красота младенца Моисея. Деян.7:22 .  И научен был Мо­исей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.: «Научен был всей мудрости Египетской». Ни в Пятикнижии Моисеевом, ни в других книгах Ветхого Завета не упоминается об этом. Очевидно, это было древнейшее предание, записанное также Филоном (в его «жизни Моисея»). И нет ничего невероятного, что, усыновленный царскою дочерью, Моисей – еврей получил самое высшее, доступное тогда для египтян образование. Это египетское образование состояло тогда главным образом в изучении естественных наук – астрономии, медицины – и математики, а также – магии. Главные представители такого образования были жрецы. В деле великого служения Моисея истине Божией внешняя мудрость должна была сделаться одним из орудий, способствовавших его успеху. «Был силен в словах и делах». Выражение о силе Моисея в словах не противоречит тому, что сам Моисей говорит о себе, что он неречист и косноязычен ( Исх.4:10 ); последнее относится к недостаткам его выговора, но это не препятствовало его речи быть сильною тою внутреннею силою, которая выражает сильный дух человека. Можно здесь и то иметь в виду, что уста Моисея, бывшего устами Бога, передавались устами Аарона, и сила этих уст Аароновых вполне могла рассматриваться, как сила уст Моисея, сила духовная, которою он обладал в высшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Рувима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1–3 стихи). С одной стороны‚ это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой – это было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне – политической власти. Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250 сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей. На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14700 чел. 15. Жезл Ааронов (Числа‚ 17) Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения. На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных. В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. «Жезл Ааронов прозябший, – поет Святая Церковь , – иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру воссиявшую Богу воплощенна» (богородичен по первой песни канона 23 апреля). 16. Жертва рыжей телицы (Числа‚ 19) В первых десяти стихах этой главы описываются обряды жертвы рыжей телицы; в стихах 11–16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в стихах 17–22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водою. Стихи 1–10 Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу – всему, что напоминало о смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей телицы в своих обрядах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически указывала на возможность очищения и помилования человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

490 – «И первый завет имел, а теперь не имеет», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». 491 Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5 ; Исх.25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою ( Исх.26 36). «Называет», – говорит блаженный Феофилакт , – «эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28 ), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов». 492 Стих 3. «3а второю же завесою была скиния, называемая «святое Святых». – «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх.40:22 ) завесою с изображениями на ней херувимов ( Исх.26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятисловие» ( Исх.34:28 ). «Все эти вещи», – замечает блаженный Феофилакт , – «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манною в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3 ), и чтобы потомки помнили, как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис.16, 17:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ст. 17–19. Последние слова завещания Давидова относятся к князьям Израилевым, чтобы они помогали Соломону, сыну его, в построении храма. В побуждение для этого, он выставляет им покорение и умиротворение земли Ханаанской силой Божией. В благодарность за это, …встаньте и постройте святилище Господу Богу, – взывал к ним Давид, – чтобы перенести ковчег завета Господня и освященные сосуды Божии в дом, созидаемый имени Господню…! Искреннее сочувствие к сим словам благочестивого царя князья Израильские доказали потом своими обильными пожертвованиями на храм 754 . Главы 24. Разделение священников на чреды священнослужения а) Шестнадцать глав священнических поколений из рода Елеазара и восемь – из рода Ифамара, сынов Аароновых (ст. 1–6). б) Распределение священнических глав на двадцать четыре чреды по жребию (ст. 7–19). в) Распределение левитских глав тоже на двадцать четыре чреды по жребию (ст. 20–31). Ст. 1–3. Два главных представителя священнических родов были при Давиде, – именно: Садок, прямой потомок Елеазара 755 , старшего сына Ааронова 756 , и Ахимелех, прямой потомок Ифамара 757 , другого сына Ааронова 758 . Оба эти потомки Аароновы облечены были первосвященнической властью, и один (Садок) служил при скинии Моисеевой – в Гаваоне 759 , а другой (Ахимелех) – при скинии Давидовой в Иерусалиме 760 . Ст. 4. Между тем, в побочных священнических родах, по линии Елеазаровой, состояло при Давиде шестнадцать глав, подчиненных Садоку, а по линии Ифамаровой – восемь глав, подчиненных Ахимелеху. Задумав сообщить прочное благоустройство церковному богослужению, а также определить строгий порядок и подчиненность между служителями религии, Давид заблагорассудил весь священнический род разделить на двадцать четыре племенные группы – с их вождями, или родоначальниками, во главе. Эти группы должны были чередоваться и сменять одна другую на служении при скинии, а потом и в храме Иерусалимском. Цель этого, поистине мудрого, распоряжения была та, чтобы, с одной стороны, всех без исключения священников привлечь к службе Господней, а с другой – уничтожить и предупредить на последующие времена всякое соперничество между священническими родами, или случайное преобладание одних над другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

12:1–8 (об очищении нечистот рождения) — в качестве паримии в день Сретения Господня (2 февраля). 26:3-23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за нарушение законов Божиих) — в качестве паримии 1-го сентября — в день церковного новолетия. Ветхозаветное священство (Исх. 28–29; Лев. 8) Ветхозаветное священство имело три степени: левитскую, священническую и первосвященническую. Помазание мира и особую одежду имели только последние две степени. Левиты . Левитами были потомки Левия, за исключением фамилии Аароновой, членом которой принадлежало священническое достоинство. Левиты охраняли здание скинии, ее принадлежности, наблюдали за чистотою и порядком во дворе. Они же переносили на себе все части скинии и богослужебную утварь во время странствования по пустыне Аравийской. Помогали священникам во время жертвоприношений, подавали воду, приносили дрова и т. п. После построения храма они были исполнителями богослужебных гимнов-псалмов посредством пения и игры на музыкальных инструментах. Священники . Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили жертвы, поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за горением светильника в скинии, воскуряли фимиам на алтаре кадильном, приготовляли и через неделю потребляли хлебы предложения. Они созывали народ ко входу скинии и к снятию станов звуками священных серебряных труб и ими же объявляли военную тревогу. Им же принадлежало исполнение обрядов очищение после проказы и других нечистот, на них возлагались учительство народа в законе Божием и судебные обязанности. К одежде священника относились: «надраги льняны» (нижнее платье), которое покрывало служителя скинии от бедер до голеней (Исх. 28:42–43); хитон или «подир» (Лев. 8:7), иначе — «срачица» — длинная льняная одежда с рукавами (Исх. 29:5); пояс узорчатой работы, стягивающий хитон для удобства при священнодействии; «кидар» (особенная головная повязка из виссона — Исх. 28:40). Первосвященник . Звание первосвященника принадлежало Аарону, а после его смерти — его старшим потомкам по прямой линии, переходя от отца к сыну. Все священнические обязанности относились к первосвященнику, но он являлся и распорядителем богослужения; особенное его преимущество состояло в том, что он имел право однажды в год входить в Святое Святых (в день очищения) и кропить кровию над очистилищем (крышкой) ковчега завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В связи с этим, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, все обряды ветхозаветных жертв имели духовно-таинственный, прообразовательный смысл. Поставление жертвы перед скинией предизображало преданность воли Божией и готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий ( Евр. 10:5–11 , ср. Пс. 39:7–8 ). Возложение рук на голову жертвы прообразовательно указывало, что Искупитель возьмет на себя грехи человечества. Заклание жертвенного животного, окропление его кровию и сожжение его прообразовало крестную смерть Христа Спасителя за грехи мира. 7. Ветхозаветное священство (Исх. 28–29; Лев. 8) Ветхозаветное священство имело три степени: 1) степень левитская; 2) степень священническая; 3) степень первосвященника. Помазание миром и особую одежду имели только последние две степени. 1. Левиты Левитами были потомки Левия, за исключением фамилии Аароновой, членам которой принадлежало священническое достоинство. Левиты охраняли здание скинии, ее принадлежности, наблюдали за чистотою и порядком во дворе. Они же переносили на себе все части скинии и богослужебную утварь во время странствования по пустыне Аравийской. Помогали священникам во время жертвоприношений, подавали воду, приносили дрова и т.п. После построения храма они были исполнителями богослужебных гимновпсалмов посредством пения и игры на музыкальных инструментах. 2. Священники Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили жертвы, 151 поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за горением светильника и скинии, воскуряли фимиам на алтаре кадильном, приготовляли и через неделю потребляли хлебы предложения. Они созывали народ ко входу скинии и к снятию станов звуками священных серебряных труб и ими же объявляли военную тревогу. Им же принадлежало исполнение обрядов очищения после проказы и других нечистот, на них возлагались учительство народа в законе Божием и судебные обязанности. К одежде священника относились: 1) «надраги льняны» (нижнее платье), которое покрывало служителя скинии от бедер до голеней ( Исх. 28:42–43 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

На груди первосвященника находился наперсник судный. Это была украшенная четырьмя рядами драгоценных камней (по 3) четырехугольная двойная ткань одинакового с эфодом приготовления. На каждом из двенадцати камней было начертано имя колена. Таинственное имя урим и туммим, что значит «светы и совершенства», усвоившиеся камням наперсника, указывало на истинность ответов, получаемых от Бога через первосвященника. К кидару первосвященника (род митры) шнуром голубого цвета прикреплена была дощечка из чистого золота, a на ней слова: «святыня Господня». Священниками были сыновья и потомки Аарона. Они приносили жертвы; поддерживали огонь на жертвеннике всесожжений; воскуряли фимиам на алтаре кадильном, поддерживали огонь в светильнике; по прошествии каждой недели заменяли новыми хлебы предложения, потребляя старые. Они обязаны были также трубить в священные серебряные трубы для созывания общества израильского ко входу скинии собрания, для снятия станов и извещения тревоги. Они же были учителями народа в Законе Божием и судьями его. Одежды священнические составляли: надроги. Это нижнее льняное платье в роде фартука, для покрытия тела от чресл до коленей; хитон – длинная льняная одежда с рукавами и отверстием для головы; пояс – длинный разнотканный и головная повязка – для благолепия. Потомки Левия, исключая Аароновой фамилии, все были левитами. Их служение состояло в том, что они постоянно стерегли здание скинии, наблюдали за порядком во дворе и переносили священные вещи походного храма во время странствования по пустыне Аравийской. Вообще они исполняли низшие должности в подчинении у священников. Книга Левит В Еврейской библии называется своим первым словом «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея к выслушанию законов Левитских. В Греческой библии называется «Левитская книга» по главному своему предмету, касающемуся Законов Левитского служения. Временем написания книги можно считать промежуток времени от половины первого месяца до половины второго во втором году по изшествии Евреев из Египта, т. е. когда была поставлена скиния и сообщались Моисею от Бога законы и обряды, содержащиеся в книге Левит и записывавшиеся им по мере сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010