Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения, и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался (Моисей) на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом. ( Лев.10:16–17 ) То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: «Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится». ( Лев.6:17–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии необходимо остановиться на пророческом видение Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей, и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть на веки. ( Ис.25:6–8 ) Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). II. Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной Вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии , Тайную Вечерю связывали с трапезами типа ‏ (киддуш), (хавура), а также с совместными трапезами ессеев. Представление о том, что Тайная Вечеря являлась субботним киддушем, на том основании, что киддуш предполагает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается что, совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Эта гипотеза тем более не приемлема, что киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Пища и очищение Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался [Моисей] на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом ( Лев.10:16–17 ). То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится ( Лев.6:14–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии, необходимо остановиться на пророческом видении Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки... ( Ис.25:6–8 ). Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме эпохи Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии, прообраз Тайной вечери некоторые исследователи усматривали в трапезах типа qiddush (киддуш), chbur (хавура) или же в совместных трапезах ессеев. Предположение, что Тайная вечеря являлась субботним киддушем, основанное на том, что киддуш включает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается, что совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось лишь в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Кроме того, киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

28 . И воинства его, вошедших в исчисление его, сорок одна тысяча пятьсот. 29 . Далее (ставит стан) колено Неффалима, и начальник сынов Неффалима Ахира, сын Енана 28 . 30 . И воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят три тысячи четыреста. 31 . Всех, вошедших в исчисление к стану Дана, сто пятьдесят семь тысяч шестьсот: они должны идти последними при знаменах своих 29 . 32 . Вот вошедшие в исчисление сыны Израиля по семействам их. Всех, вошедших в исчисление в станах, по ополчениям их, шесть сот три тысячи пятьсот пятьдесят. 33 . А Левиты не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею. 34 . И сделали сыны Израилевы все, что повелел Господь Моисею; так становились станами при знаменах своих, и так шли каждый по племенам своим, по семействам своим. Глава III. Сыны Аароновы, назначение Левитов: они взяты на служение Богу вместо первенцев; роды Левиины, потомки Гирсона, Каафа и Мерари. Выкуп первенцев, превышающих число Левитов 1 . Вот родословие Аарона и Моисея, когда говорил Господь Моисею на горе Синае 30 ; 2 . И вот имена сынов Аарона; первенец Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. 3 . Это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он посвятил, чтобы священнодействовать 31 . 4 . Но Надав и Авиуд умерли пред лицом Господа, когда они принесли огонь чуждый пред лице Господа, в пустыне Синайской 32 , детей же у них не было; и остались священниками Елеазар и Ифамар при Аароне, отце своем. 5 . И сказал Господь Моисею говоря. 6 . Приведи колено Левиино, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему. 7 . И пусть они будут на страже за него, и на страже за все общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии 33 ; 8 . И пусть хранят все вещи скинии собрания и будут на страже за сынов Израилевых, чтобы отправлять службы при скинии. 9 . Отдай Левитов Аарону (брату твоему) и сынам его (священникам) в распоряжение: да будут они отданы ему из сынов Израилевых. 10 . Аарону же и сынам его поручи (скинию откровения), чтобы они наблюдали священническую должность свою (и все, что при жертвеннике и за завесою); а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Лк.1:5 . «В дни Ирода царя»: см. прим. к Мф.2:1 . – «Священник»: достаточных оснований считать Захарию первосвященником нет, хотя мнение об этом и есть. Первосвященником он может быть назван только разве как первый по череде или старшинству из священников Авиевой череды (ср. прим. к Мф.2:4 ). – «Из Авиевой чреды» (ср. прим. к Мф.2:4 ): потомки сынов Аароновых, Елеазара и Ифамара, исключительно назначены были к служению при скинии, а потом при храме; и когда они слишком умножились, то для соблюдения порядка при храмовом служении, в пресечение замешательств и в предотвращение таковых, были разделены Давидом на 24 череды, которые должны были понедельно совершать служение при храме (гл. 1Пар.24 ). Потомки Елеазара, первенца Ааронова, составляли 16 черед, потомки Ифамара 8 черед: Авиева череда была восьмая ( 1Пар.24:10 ). – «Жена его из рода Ааронова»: таким образом Предтеча Христов и по отцу и по матери принадлежал к роду Ааронову, то есть к роду священническому, и сам мог быть священником. Господь же Иисус не принадлежал к этому роду, ибо был из колена Иудова. Лк.1:6–7 . «Праведны пред Богом»: вели высоконравственную жизнь, были святы. Этой праведности или святости, т. е. высокого нравственного совершенства, достигли они тем, что точно, «беспорочно», то есть неопустительно исполняли заповеди и уставы закона Господня, данные народу еврейскому через Моисея и пророков. Без сомнения, это не было с их стороны лишь внешним одним исполнением закона, без внутреннего духа любви и благочестия, каковое внешнее исполнение не делает правым человека перед Богом (как, например, Апостол Павел свидетельствует о себе, что он до своего обращения «по правде законной был «непорочен», но, однако же, не был в то время прав или праведен перед Богом, а был гонитель. – Флп.3:6 ). Нет, видно праведность Захарии и Елисаветы основывалась на внутреннем благочестии, коего внешним только выражением было непорочное исполнение заповедей и уставов Господних; это была «истинная праведность» (Евф. Зигаб.) не пред людьми, но пред очами Божиими (ср. Быт.7:1 . Деян.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, Ковчег завета называется так потому, что в нем находились скрижали, содержащие закон ( Исх.40:20 ). где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Все эти вещи служили памятниками иудейской неблагодарности. «Золотой сосуд с манною» – в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3–10 ), и чтобы потомки помнили как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. «Жезл Ааронов» – в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Числ.17 ). «Скрижали завета» – в память того, что они сокрушили первые своим идолослужением. Ты спросишь, каким образом в книге Царств написано, что в ковчеге ничего не было другого, кроме скрижалей, апостол же теперь утверждает, что в нем были положены и золотой сосуд, и жезл Ааронов? Так как он наилучшим образом был воспитан Гамалиилом ( Деян.22:3 ) в еврействе, то он, вероятно, заимствовал это из предания; ибо и ныне фарисействующие евреи соглашаются, что это было так. Однако не сначала, но при Иеремии, когда было необходимым скрывать ковчег, тогда, говорят, вероятно, и были сложены в ковчег и эти вещи. Евр.9:5 .  а над ним То есть над ковчегом. херувимы славы, (ср. Исх.25:18–20 ) Славные, или подчиненные Богу; но служившие для славы Его. И это выставляет нарочито с той целью, чтобы показать превосходство того, что у нас. осеняющие очистилище; «Очистилищем» назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это – что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил. о чем не нужно теперь говорить подробно. Здесь показывает, что все это было не только видимое, но и служило знаком чего-то другого, изъяснение чего требует слишком много времени. Евр.9:6 .  При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Ирод был не иудей, а идумеянин, т. е. из потомства Эдома или Исава, брата Иакова. Под Иродом здесь разумеется Ирод великий, который разными происками и подкупом приобрел себе титул царя Иудейского, за 37 лет до Р. Хр. от Римского сената. Этот Ирод был человек весьма, подозрительный и жестокий, и очень естественно, что при таком царе ожидание Мессии, как освободителя от чужеземного ига, и молитвы о сем усилились в среде иудеев. Иерей (священник) из Авиевой чреды. Некоторые из толкователей Евангелия называют Захарию первосвященником, но это разве только потому, что он был первым или старшим из священников своей чреды, каковые носили название первосвященников (чит. объясн. 4 ст. 2 гл. Матф.). Св. Отцы Василий Великий , Григорий Богослов и др. думают, что он был сын Варахии и тот самый, кровь которого нечестивые иудеи неповинно пролили между храмом и жертвенником (Мат.23:35). Потомки сынов Аароновых Елеазара и Ифамара назначены были к служению при скинии, а потом при храме, в чине священников. Когда же они очень умножились, то, для удобства при отправлении Богослужений, были разделены Давидом на 24 чреды, или класса, которые должны были понедельно, от субботы до субботы, отправлять священнослужение. Потомки Елеазара составляли 16 чред и потомки Ифамара 8. Авиева чреда была 8-я из 24-х ( 1Пар. 24 гл. 4Цар.11:9 .). Жена ею от дщерей (из рода) Аароновых. Отсюда видно, что Предтеча Христов не только по отцу, но и по матери происходил из рода Ааронова, – священнического, следовательно, и сам мог быть священником. Лк.1:6 . Беста же прáведна óба пред Бóгом, ходяща во всех зáповедех и оправдáниих Госпóдних безпорóчна. (Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.) Захария и Елисавета вели жизнь высоко нравственную, святую, – безпорочно, были (беста) праведны пред Богом, т. е. неопустительно исполняли все заповеди и уставы закона Господня, которые даны еврейскому народу чрез Моисея и пророков, и с внешним исполнением закона соединяли внутреннее и истинное благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В обетованной земле, данной Богом Израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находится город Назарет. Он лежал на откосе горы и отстоял на три дня пути от Иерусалима и на восемь часов от Тивериады и озера Геннисаретского. Во всём Ветхом Завете нигде не упоминается о Назарете, он был так незначителен и маловажен, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: «от Назарета может ли что добро быти»? Незадолго до Рождества Христова в Назарете жила благословенная Богом чета – Иоаким и Анна. Эта чета происходила из древнего царственного рода Давидова 2 , Цари из этого рода, в течение нескольких веков, преемственно занимали прародительский престол, пока Навуходоносор сокрушил царство Иудейское: взяв столицу Иерусалим, он отвёл лучшую часть народа в плен, известный под именем Вавилонского. Впрочем, потомки Давида, находясь в тяжкой неволе, хотя и не имели скипетра в руках своих, но всё ещё сохраняли призрак величия. Наконец один из них, Зоровавель, получил впоследствии дозволение не только возвратиться с народом своим в отечество, но и восстановить разорённую Иудейскую столицу. Иерусалим был возобновлён, и народ, по возможности, собран и устроен; но слава царства миновала невозвратно. Зоровавель продолжал управлять иудеями, пока был жив; со смертью же его, древние права царского дома Давидова до того затмились, что о них не упоминается ни в позднейших книгах Ветхого Завета, ни в других Иудейских сказаниях. А когда израильский народ подпал под зависимость римлян и потерял свою самостоятельность, тогда потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом. Таково было состояние славного рода Давидова, когда Иоаким и Анна жили в Назарете. Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова 3 . Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый и, подобно праотцам израильского народа, имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало эту чету между другими и соделало достойной особенной милости Божьей. Предание не говорит, подробно о добродетелях Богоотцов (так Святая Церковь называет Иоакима и Анну в смысле предков по плоти Господа Иисуса Христа), но указывает особенно на одну их черту, которая свидетельствует, что вся из жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали бедным. Неотступно следуя всем правилам закона Божьего, они, как исповедует Святая Церковь , и в законной благодати были так праведны перед Богом, что удостоились породить младенца Богоданного. Это доказывает, что чистотой и святостью они превосходили всех, чаявших тогда Утехи Израилевой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Сарра рассмеялась, Захария онемел, а Мария испугалась ( Быт.18:12 ; Лк.1:22,29 ). Отчего? От явления небожителя-Ангела и от его известия: Сарре в Хевроне, Захарии в Иерусалиме, а Марии в Назарете. Бездетному Аврааму было сто лет, а его жене Сарре – девяносто, когда Ангел возвестил им, что на следующий год у них родится сын Исаак. Бездетный священник Захария и его супруга Елисавета, оба из рода Ааронова, были уже обременены многими годами, когда Ангел явился ему на богослужении в храме и сообщил, что его жена родит сына Иоанна, отчего будет ему радость и веселие... ибо он [Иоанн] будет велик пред Господом ( Лк.1:14–15 ). Незамужняя девица Мария устрашилась явления Божия Ангела, а еще больше – его благовестия: Вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус ( Лк.1:31 ). И Он будет Царем, и Царству Его не будет конца ( Лк.1:33 ). Хотя произошло это в разные времена, в разных местах и с разными лицами, однако теми же самыми были и изумление, и сомнение, и вопрос: «Как это возможно?» В первых двух случаях – как способны престарелые и иссохшие человеческие тела, едва имевшие силы удерживать себя в жизни, дать начало жизни новой? Как и впрямь могло это быть? В третьем же случае невинная Дева Мария, вся раскрасневшись от стыда, сквозь этот румянец молвила: Как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк.1:34 ). Как это [вообще] может быть? У небесного Вестника нет ни крупицы сомнения в том, что всё возвещаемое и предсказываемое им сбудется. Ведь он поступает по небесной логике, глаголя от лица Бога, для Которого нет ничего невозможного и Чье слово непременно осуществится. Однако потомки Адама и Евы мыслят по логике земной. Хотя и неоднократно засвидетельствовано было людям с небес, да и в Святой Божией Книге записано, что Богу возможно все, что Он замыслит и скажет, тем не менее потомки Адама и Евы легче доверяли естественному ходу событий, чем слову Божию. А к тому же, сдавленные со всех сторон мятежной природой и окруженные злом, они утратили способность верить в великое добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Лев.6:14 .  Вот закон о приношении хлебном: [священники] сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику; Лев.6:15 .  и пусть возьмет [священник] горстью своею из приношения хлебного и пшеничной муки и елея и весь ливан, который на жертве, и сожжет на жертвеннике: это приятное благоухание, в память пред Господом; Лев.6:16 .  а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его; Лев.6:17 .  не должно печь его квасным. Сие даю Я им в долю из жертв Моих. Это великая святыня, подобно как жертва за грех и жертва повинности. Лев.6:18 .  Все потомки Аароновы мужеского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится. Повторяется и восполняется постановление Лев.2.1–10 , о хлебной жертве. По сожжении части приношения остальное поступало в пользу священников: из их семейств только мужские члены, и притом только при входе скинии, словом – «как великую святыню», съедали, непременно в пресном виде. Лев.6:19 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.6:20 .  вот приношение от Аарона и сынов его, которое принесут они Господу в день помазания его: десятая часть ефы пшеничной муки в жертву постоянную, половина сего для утра и половина для вечера; Лев.6:21 .  на сковороде в елее она должна быть приготовлена; напитанную елеем приноси ее в кусках, как разламывается в куски приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Господу; Лев.6:22 .  и священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие: это вечный устав Господа. Вся она должна быть сожжена; Лев.6:23 .  и всякое хлебное приношение от священника все да будет сожигаемо, а не съедаемо. По связи с хлебными жертвоприношениями народа, говорится о хлебном же приношении священников, которое они совершали, начиная со дня поставления или помазания Аарона (ср. Исх 12.15 и Иосиф Флавий Иуд.Древн.3:10, 7). При этом нарочито оттеняется мысль, что все вещество этого приношения должно быть сжигаемо, а не съедаемо, как при жертвах от народа, в подлежащем же случае сами служители Иеговы приносили дар Ему, а потому и не могли брать его себе обратно (так было и при жертвах за собственные грехи священников). По блаж. Феодориту (вопр. 3 на Лев.), постановлением о всецелом сожжении жреческой жертвы «Бог научал, чтобы иерей был совершен, и не часть, но всего себя посвящал Богу всяческих».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.14:11 . «И они взяли всю конницу Содома и Гоморры». Вместо конницы в еврейском тексте стоит rachush ( ), то есть «имущество». Быт.14:13 . «И уцелевший известил Авраама пришельца. А сам жил у дуба Мамвре аморреянин брата Эсхолова и брата Онамова, бывших союзниками Авраама». Вместо «пришельца», как я здесь поставил, в еврейском тексте написано ivri (), потому что это слово имеет значение «пришелец». А то, что говорится: «...у дуба Мамвре аморреянин...», лучше прочесть в еврейском тексте: у дуба Мамвре аморреянина, брата Эсхолова и брата не Онамова, как перевели Семьдесят толковников, а Анерова. Этим показывается, что родные братья аморреи Мамвре, Эсхол и Анер были союзниками Авраама. Быт.14:14 . «И он преследовал их до Дана». До финикийского города, который сейчас называется Паней. Но Дан – это и название одного из [двух] истоков Иордана. А другой исток называется «Иор», что переводится как ετρον, то есть «ручей». Итак, Иордан в своём последующем течении называется от двух, объединённых в одно русло истоков, недалеко отстоящих друг от друга. Быт.14:18–19 . «И Мелхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино. И он [был] священник Бога Всевышнего, и благословил его». Поскольку мой небольшой труд является, если сказать в двух словах, собранием либо еврейских вопросов, либо преданий, то следует вставить сюда сведения о том, что евреи думают по поводу этого места. Они утверждают, что Мелхиседек – это Сим, сын Ноя, и, подсчитав количество лет его жизни, показывают, что он жил вплоть до Исаака, а все первородные потомки Ноя были первосвященниками, пока не начало действовать Аароново священство. Далее, под царём Салима подразумевается царь Иерусалима, который прежде именовался Салимом. А святой апостол в Послании к Евреям, упоминая о Мелхиседеке как [о человеке] без отца и матери ( Евр. 7, 3 ), соотносит его со Христом, а через Христа ­- с Церковью язычников (так как вся слава главы относится к членам). Потому что имеющий крайнюю плоть благословил обрезанного Авраама, а в Аврааме – Левия, а через Левия – Аарона, от которого затем пошло священство. Из чего напрашивается вывод, что обрезанное священство синагоги было благословлено священством Церкви, имеющей крайнюю плоть. А тем, что говорится: «Ты священник во век по чину Мелхиседека» ( Пс. 109, 4 ), указывается (в слове «чин») на наше таинство. [Этот чин священнодействий] никак не Ааронов. Он совершается не посредством заклания бессловесных жертв, а через принесение хлеба и вина, то есть Тела и Крови Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010