А лучше два подписать, и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям» 511 . После этого преосвященные архиереи и архимандриты, которые были в Петербурге и сенаторы два экземпляра проекта регламента духовной коллегии по слушании закрепили 512 . На правой стороне, слева от зрителя, подписались духовные, на левой, справа от зрителя, светские. Подписали регламенты митрополиты – Рязанский Стефан и Смоленский Сильвестр; епископы – Псковский Феофан, Нижегородский Питирим, Тверской Варлаам, Корельский Аарон; архимандриты – петербургский Александро-Невский Феодосий, московский Златоустовский Антоний, казанский Спасопреображенский Иона; сенаторы: адмирал граф Апраксин, канцлер граф Головкин, князь Яков Долгорукий, князь Дмитрий Голицын, граф Андрей Матвеев, Петр Толстой, барон Петр Шафиров 513 . Когда кабинет-секретарь Макаров доложил государю, что проект регламента подписями «закреплен», государь велел скрепить проект по листам одному из сенаторов и одному из духовных, присутствовавших «при том деле», а внизу по листам же подписать обер-секретарю. Об этом Макаров тотчас же и написал сенатскому обер-секретарю 514 . Скрепили регламент по листам – один экземпляр епископ Нижегородский Питирим – первые тринадцать полулистов – и епископ Корельский Аарон – остальные полулисты, сенатор, тайный советник, граф Андрей Матвеев и обер-секретарь Сената Анисим Яковлевичи Щукин 515 . Другой экземпляр скрепили: митрополит Смоленский Сильвестр и сенатор, действительный тайный советник, граф Петр Андреевич Толстой, обер-секретарь тот же 516 . Затем оба экземпляра регламента подписал и Петр. В сенатском деле говорится, что архиереи и архимандриты, которые были в Петербурге, и сенаторы подписали оба проекта духовного регламента 27 февраля, «притом же оные регламенты и царское величество собственною своею рукою подписали же» 517 . На первом экземпляре Петр расписался в конце сенаторов 518 , на втором – впереди архиереев 519 . Оба экземпляра были написаны на 74 полулистах 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Блажени есте, егда поносят и ижденут вы... яко мзда ваша многа есть на небесех. – Мф. 5:11 – 12. Л.81 ...терпения бо имаши потребу... егоже обеща Бог любящим Его. – Ср.: Uak. I: 12 . ...правды не любят... – См. л. 266 об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Тако бо и прежде вас изгнаша пророки. – Мф. 5:12 . ...овых в Сибирь сослаша, овых не веси куды сослаша... – См. л. 266 об. в первом письме митрополита Афанасия к патриарху Никону . Не скорби, брате, благое творя... – Ср.: Гал. 6:9 . ...нас ради умучиша и заточиша... всякими нуждами. – О людях, пострадавших за него, патриарх Никон позже вспоминал и в своих посланиях ко вселенским патриархам в 1665– 1666 гг. Так, в «перехваченных» грамотах патриархам константинопольскому Дионисию, иерусалимскому Нектарию, цареградскому Парфению, александрийскому Паисию, антиохийскому Макарию он писал: «И иже прежде помянутый добрый оный человек, ему же имя Никита, иже прежде бе болярин, царским гневом обнажен всего жития своего и заточен в дальния страны. И жена его, блаженная Мария, чаяния мук нестерпимых внезапу жития своего пременилась. Иподдиакон Никита, иже грамоты к нам от него приносил, в темнице и во оковах с нужды вскоре сконьчася. Презвитер Сисой, иже к нам з грамотою приходил, безвестно заточен со всем домом.//Блаженный митрополит Афонасей Иконийский, иже свидетельствова о ложных грамотах, иже принесе Мелетий диякон на мя, и свидетельствовал о газском, яко враг человек и пагубник, той в Симонов монастырь заточен. Феофан архимандрит Святыя горы Афона Константинова монастыря в Кирилов монастырь заточен з братьею. Строитель Воскресенского монастыря иермонах Аарон в Соловки заточен. Василей иеродиякон великия церкви со всем домом в Сибирь заточен. Сава, принесый грамоты от иерусалимскаго блаженнейшаго патриарха царского величества в полатах вверху затворен. А иже нами несведомыя имены, яже о нас кто-любо слово какое доброе сотворил, много безвестно заточены и мучены» – цит. по грамоте Никона к константинопольскому патриарху Дионисию: РГБ, ф. 178, л. 115– 115 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 апреля 1740 года, объявлен Полицийместерской канцелярии именной указ, доныне сохраняют свою силу, о непровозе покойников мимо дворца. Так-как в нем изложена самая причина такого распоряжения; то мы приведем здесь текст сего указа в полном его составе, «её императорское величество изволило указать в полициймейскую канцелярию объявить: понеже, в 9-й день сего апреля, случилось, что мимо самых её императорского величества покоев и окошек, где её императорское величество высочайшей своей Особой присутствовать изволила, пронесли мертвое человеческое тело, – что весьма непристойно есть: ибо для таких случаев, что мертвые тела и прочее тому подобное проносить или провозить, много иных дорог сыскать можно: того ради, полициймейстерской канцелярии накрепко того смотреть, чтобы впредь такие непристойности не происходили, и мимо её императорского величества покоев и окошек, такой вольный проход проезд с мертвыми телами и прочим тому подобным, отнюдь не был (Собр. зак. т. XI, стр. 77–78)». В рассматриваемый период времени, некоторые события обратили себя внимание. 8 сентября 1736 года, в четвертом часу по полудни, волией Божией, умер первенствующий член св. Синода, преосвященный Феофан архиепископ великоновгородский и великолуцкий. Он жил на с.-петербугском острове близь речки Карповки, на карповском подворье. По распоряжению святейшего Синода через Духовное правление, священники, по особому расписанию, денно и нощно читали в домовой церкви при усопшем архипастыре св. Евангелия, соблюдая строгое благочиние. 12 сентября, в воскресенье, после шести часов утра, тело преосвященного было вынесено с подворья и препровождено в Невский монастырь, при стечении духовенства и рода. В процессии несения был впереди большой крест, взятый из Петропавловского собора. Тело сопровождали к монастырю до половины дороги Питирим нижегородский, а потом – Аарон, архиепископ архангельский, литургию в Невском монастыре совершал преосвященный Питирим, четыре архимандрита, член св. Синода благовещенский протопоп Иоанн Семенов сампсониевский священник, духовник преосвященного, Василий Терлецкий Троицкого собора протодиакон с синодальными певчими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О крещении (190) 224. Сила воды в Крещении: она и вначале была седалищем Духа Святого, и первая из стихий произвела жизнь III. «Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт. 1:2 ). Вот почему надобно иметь почтение к сущности воды из уважения к древности употребления ее, и почему затем надлежит благоговеть к ее достоинству. Она была седалищем Духа Божия, Который предпочел ее всем прочим стихиям. Все было не иное что, как ужасный хаос; звезды не издавали еще света; все было не устроено, море пасмурно, земля невидима, небо не украшено. Вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое, служила престолом для Духа Божия... Когда мир устроен был во всех своих частях посредством распределения различных стихий для удобного их населения: то Бог преимущественно пред прочими стихиями повелел: «да изведут воды гады душ живых» ( Быт. 1:20 ). И так, вода первая произвела то, что имеет жизнь, дабы никто не удивлялся, что крещение водою может даровать душе нашей жизнь вечную; ибо натура воды, освящаемая Духом Святым, получила силу освящать человека и в таинстве Крещения. С. 6 225. Древность помазания в Крещении VI. По исшествии из спасительной купели, мы приемлем святое помазание по древнему чину, состоявшему в том, что обыкновенно приносим был елей в сосуде для помазания посвящаемых на богослужение. Сим образом Аарон посвящен был от брата своего Моисея. С. 11, 12 226. Крещение огнем к осуждению X. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» ( Лк. 3:16 ), то есть, подобно как истинно верующие очищаются чрез крещение водою к своему освящению чрез Духа Святого, так лицемеры и неверующие получат крещение огнем к своему осуждению. С. 16 Статья VII. О молитве Господней (190) 227. Молитва стоя в Пасху XVII. Мы, подражая обычаям наших предшественников, молимся стоя в день Пасхи, или в Светлое Христово Воскресение, как в торжественный радостный праздник, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби. В следующие затем 50 дней мы исполняем религиозные наши обязанности также в веселии. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Составители приносят благодарность за помощь в подготовке указателя A.A. Наумову, М.П. Савельевой, П.И. Сорокину, С. А. Голубцову , Т.В. Смирновой и Л.А. Головковой. Указатель подготовлен составителями и Ε.Η. Хрущевой. А Аарон (Казанский Александр, 1818?1890) – архимандрит, регент Троице-Сергиевой Лавры (XIX в.) Абендрот Герман (18831956) – немецкий дирижер Августин ( Беляев Александр Александрович, 18861937) – священномученик, архиепископ Калужский и Боровский Августин Аврелий Блаженный (354430) – богослов, Отец Церкви христианского Запада Авраамий (ум. после 1927) – иеромонах Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (конец XIXhaчaлo XX в.), впоследствии иеромонах Иркутской епархии Агния – насельница Петропавловского монастыря в Юрьеве-Польском (1920-е) Азеев Евстафий Степанович (18311918) – композитор, хоровой дирижер Акимов Василий Иванович – собиратель книг (Юрьев-Польской, 1930-е) Аксаков Иван Сергеевич (18231886) – писатель, идеолог славянофильства Александр ( Ельчанинов Александр Викторович, 18811934) – священник и педагог Александр (Константиновский Александр Петрович, ум. 1923) – протоиерей Рождественской церкви в Сергиевом Посаде (начало ХХ в.) Александр (Кохомский Александр Михайлович , р. 1893)– священник ивановского Введенского храма (1920-е) Александр (Кумачев Александр Ильич, 1885середина XX в.) – звонарь Троице-Сергиевой Лавры Александр Васильевич (ум. 1332) – князь Суздальский Александр (Мезенц Александр) – старец, знаток церковного пения (середина XVII в.) Александр Невский (12201263) – святой благоверный князь Александров Анатолий Александрович (18611930) – профессор, журналист, поэт, коллекционер Александров Ф. (см. Феофан (Александров)) Александров Александр Васильевич (18831946) – композитор, хоровой дирижер, автор гимна СССР Александрова-Дольник, Татьяна Николаевна (1892после 1934) –реставратор древнерусского шитья Алексеев Петр Иванович (18921960) домрист и дирижер, руководитель оркестра народных инструментов Алексей (см. Трубачев А.З.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

44) Мефодий II. 1709–1717 г. Упоминается не раз в выписях 1709 г. и последующих годов; по списку братии в Ландратских книгах в 1713 году ему было 50 л. от рода; в 1717 г. он был отставлен. 45) Феофан I. 1717–1720 г. Подписал Духовный Регламент. Думаем, что это тот самый архимандрит из Лужецкого монастыря, который, как значится в Ландратских книгах 1713 года, жил на Угреше на покое, ему было тогда 75 лет. 46) Аарон II. 1720–1721 г. Находился недолго, был переведен в Борисоглебский монастырь, (по одним указаниям) в Переславль-Залесский что на Горе, а в делах архива св. Синода значится, что предместник Варлаама Овсяникова переведен в Дмитров Московский. 48) Варлаам I. 1721–1723 г. (Овсянников) иеромонах, ассесор и обер-секретарь св. Синода, с 31 Марта по 1 Октября; с 1-го Октября игумен Угрешский; Февраля 5-го 1723 г. по неприязни к нему Феофана Прокоповича – (несправедливо) лишен монашества; Мая 11-го 1725 года сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1732 году. 48) Аввакум. 1724–1731 г. Из протопопов; упоминается в выписи на Кременский посад Боровского уезда 1731 г. – в 1731 г. был членом Московской Дикастерии – в Декабре (т. г.) переведен архимандритом в Высокопетровский монастырь, внесен в синодик. 49) Игнатий. 1731–1732 г. Наместник, управлял монастырем после Аввакума до назначения Феодора; записан в синодике без лет. 50) Феодор. 1732–1735 г. (Левонов). Января 2-го 1732 г. переведен из Московского Сретенского монастыря; Марта 11-го 1735 г., определен в ризничие московского синодального дома на место иеромонаха Филагрия, (уволенного по прошению за старостью) записан в синодике без лет. 51) Варлаам II. 1735–1741 г. Находился игуменом в Николо-Перервинском монастыре с 1722, по 1735 г.; в 173в г. Июня 22 представлен в архимандриты Спасо-Андрониева монастыря, но не был переведен и оставался на Угреше до 1741 г. Упоминается в деле о осмотре архитектором Мичуриным ветхостей монастыря; на представление его, что здания требуют поправки, разрешение Кол. Экон. последовало чрез 4 года; он умер 1 Апреля 1741 г. В синодике записан без лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В другом месте: «Положение, что правила не от единого епископа есть обобщение довольно многих правил принадлежащих разным св. отцам. На самом деле в Кормчей указываются только два правила двух святых отцов. Говоря с чужих слов, говорит»... 11 Лишь подтвердил издавна существовавший обычай, см. у Андреева в Константинопольских патриархах стрр. 215–216. 12 На полях: «Что государь мог учредить, то мог и упразднить. Но право учреждать патриаршество усвоялось государям и они на самом деле учреждали их. Общее положение: кто что может учредить, тот может то и уничтожить». 13 В другом месте Е. Е. пишет: «Регламент написан не собором и это сообщает печать неканоничности всей реформе , – Январь, стр. 81 нач. Но реформа (учреждение Синода) сама по себе, а правила для Синода сами по себе. Для произведения реформы не требовался приговор собора; а регламент содержащий правила, признан всеми русскими архиереями». 14 По его подлиннику, который напечатан в I т. Собрания постановл. и распоряж. по ведомству правосл. исповед., а оглавление 1-го издания у Пекарского т. II, 478, стр. 519 fin.. 16 Именно: Рязанский, Смоленский, Псковский... остальные не названы , – у Пекарского. В Петербурге подписавшиеся шесть под Регламентом: Стефан митр. Рязанский, Сильвестр митр. Смоленский, Феофан еп. Псковский, Питирим еп. Нижегородский, Варлаам еп. Тверской, Аарон еп. Корельский. Седьмой, подписавшийся между архимандритами, Пахомий митр. Воронежский. Тихомиров думает что во время учреждения Синода было в России очень большое число архиереев-Январь, стр. 88 нач.. 17 Об учреждении Синода канонисты: Протоиерей Скворцов, Записки по церковному законоведению. Издание второе исправленное. Киев 1857. Отделение II. Б. О власти соборной, б) О управлении синодальном. §29. Учреждение и состав Св. Синода. Стр. 66: «Св. Синод признан и восточными патриархами». О каноничности Синода нет речей.–И. С. Бердников. Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права, соста­вленный профессором И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Перевод LXX толковников всегда имел — и будет иметь чрезвычайно важное значение для православного богослова. 1) В глазах вообще всех христиан он приобрел значение по своему употреблению в Священных новозаветных книгах. Апостолы в своих писаниях нередко приводили ветхозаветные изречения по тексту перевода LXX и освятили его употребление христианами (Деян.2­­ Пс.15:10, — не даси преподобному Твоему видети истления; тело же свершил Ми еси - Евр.10­­ Пс.39и мн. др.). По словам Иринея Лионского, апостолы согласны с этим переводом и перевод с апостольским преданием. По вычислению Экономоса, из 235 цитат в Новом Завете из ветхозаветных книг только 20 приводятся по еврейскому тексту, а остальные по LXX-mu. — От частого употребления священными новозаветными писателями ветхозаветных книг в переводе LXX зависело вышеупомянутое влияние терминологии и вообще языка этого перевода на терминологию новозаветную. Так, все собственные имена (Моисей, Иерусалим, Аарон и пр.), технические богослужебные термины (скиния, кивот, кадило и пр.), священные должности (иерей, архиерей и пр.) — перешли в язык новозаветных писателей, а от них и в православно-богословский язык из перевода LXX. По выражению епископа Феофана, «перевод LXX дал порфиру новозаветному учению» (Душеполезное Чтение. 1876, 2, 1—20 стр.). 2) По выражению митрополита Филарета, «текст LXX толковников от начала христианства доныне постоянно употребляется в чтении церковном и имеет свидетельство первенствующей и всех времен Церкви о своем достоинстве» (Записка о догматическом достоинстве... перевода LXX... 3 стр.). Действительно, согласно апостольскому примеру христианская Церковь с древнего времени, по незнанию ее членами еврейского языка, употребляла в общественном богослужении ветхозаветные книги в переводе LXX. С распространением христианства у восточных и западных народов, не знавших греческого языка, ветхозаветные книги стали употребляться в переводах, составленных с текста перев. LXX толковников. Так, в западной Церкви распространен был латинский перевод, составленный с LXX толковников, это — Древне-италийский перевод, употреблявшийся в Италии, Галлии и Африке; на востоке довольно рано появились и распространились переводы: арабский, эфиопский, армянский, коптский, готфский и др., составленные также с LXX. С распространением христианства в славянских землях ветхозаветные книги стали употребляться в них в славянском переводе, также составленном с LXX толковников. Не только при богослужении, но и при домашнем чтении и объяснении ветхозаветные книги у древних христиан употреблялись в переводе LXX. Вероопределения Вселенских соборов составлялись по чтению этого перевода. Отцы Православной Церкви, в большинстве случаев, составляли свои толкования, догматические и гомилетические труды по переводу LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Вскоре после перенесения в 1712 г. столицы России в С.-Петербург (основан в 1703) город сделался адм. центром Русской Церкви. В результате конфликта архим. Феодосия с митр. Иовом последний в 1715 г. передал архипастырское попечение о С.-Петербурге и прилежащих землях вдовствующей Патриаршей кафедре. Местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) не вмешивался в управление столичной областью, сведя свою деятельность лишь к освящению антиминсов и присылке священников, к-рых определял к церквам архим. Феодосий. Хиротонии совершал управлявший Новгородской епархией с 3 февр. 1716 г. викарный еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) . 22 янв. 1721 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Новгородского, т. е. в его распоряжение переходили в т. ч. и все церковные дела по С.-Петербургу и прилежащим территориям. Однако уже 25 янв. 1721 г. был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии ( Святейшего Правительствующего Синода ) с местопребыванием в новой столице. По указу Петра I в 1719 г. при Александро-Невском мон-ре была создана 1-я в С.-Петербурге типография. Для подготовки «ученого духовенства» 25 окт. 1721 г. открыта Славянская школа, преобразованная в 1726 г. в Александро-Невскую славяно-греко-латинскую семинарию. Также в 1721 г. еще одну ДС в С.-Петербурге основал архиеп. Феофан (Прокопович) . 30 авг. 1724 г. в Александро-Невский мон-рь по указанию Петра I были перенесены мощи небесного покровителя С.-Петербурга - св. кн. Александра Невского. С учреждением Синода С.-Петербург и присоединенные в ходе Северной войны земли вошли в состав Синодальной области . К ней относились Ямбургский и Копорский уезды, Выборг, Шлиссельбург, а также строящиеся Кронштадт, Царское село (с 1808 Царское Село), Петергоф, Стрельна и с. Красное (ныне г. Красное Село). Город Корела (Кексгольм) с уездом, воссозданные в кон. 10-х гг. XVIII в. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь и Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастырь остались в зависимости от Новгородской епархии, Гдов и Нарва отошли Псковской епархии.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

К какому времени относится выражение епископа Аарона, «как прежде», сказать определенно нельзя. Это «как прежде» едва ли восходит ранее восстановления Корельской епархии. Дело в том, что на запрос синодального вице-президента Феофана (Прокоповича) , архиепископа Псковского, о Корелии, Новгородский разряд, с ведома Феодосия, ответил, что Кексгольм с уездом до 1714 года не был подчинен новгородской кафедре. Через три недели после синодального определения, от 24 сентября 1722 г., о посылке указов, касающихся Корельской епархии, в Новгород, секретарь новгородского архиерейского разряда Герасим Семенов предлагал Аарону подать новую просьбу в Синод, чтобы г. Кексгольм «во всех отношениях и делах ведался в Петербургской Тиунской» конторе. 137 Надо полагать, что недружелюбие между епископом Аароном и Феодосием, назначенным из архимандритов прямо в архиепископы на важнейшую Новгородскую епархию, которой временно, в продолжение пяти лет, управлял Аарон, с одной стороны, с другой – отдаленность Кексгольма от Новгорода и крайнее неудобство путей сообщения были причинами, почему Новгородский Архиерейский разряд и сам Феодосий всеми мерами старались отклонить от себя заведывание Кексгольмом с уездом и желали подчинения его С.-Петербургской Тиунской конторе. В ведение конторы Кексгольм поступил тотчас, по удалении Аарона на покой в Нилову пустынь, и находился там по 6 ноября 1727 года. 138 Из всего видно, что восстановленное Корельское викариатство с 1714 года встало в какие-то неопределённые отношения к своей митрополии. Нельзя не отметить и того факта, что сама богатейшая Новгородская кафедра по смерти Иова не замещалась в продолжение пяти лет. Таким образом, в обширнейшей епархии, к которой новозавоеванные области имели прямое и косвенное отношение, целые десятки лет оставался один архиерей, из них пять лет даже викарий. Едва ли будет грубой ошибкой предположение, что денежные расчёты со стороны Петра, свобода действий во время войны со шведами в пределах Новгородской митрополии и содержание части войск на счет её богатых домовых вотчин поддерживали это ненормальное явление. 139 X

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010