197. На место Сильвестра Медведева назначается справщиком иеромонах Тимофей, первый смотритель греко-латинской школы в Москве, помещавшейся на книгопечатном дворе 24 . 198. Вместо Кариона – Заиконоспасского монастыря строитель Моисей. 199. Иеродиакон Феофан – книжным справщиком. 200. Справщиком и книжным чтецом – монах Аарон, чтецом и книгохранителем – ученик греко-славянской школы Николай Семенов. 201. Писцом на место Ивана Иванова – «школьного учения первого чина» Федор Агеев. 206. Справщик греко-латинской школы учитель Федор Поликарпов; писцом на место Федота Агеева – Чудова монастыря монах Феолог. Монах Аарон назначается книгохранителем на место умершего иеродиакона Феофана, а справщиком на место последнего – учитель Николай Головин. Вот, перечень справщиков по бумагам типографского архива с 20 годов до конца XVII столетия. Не ручаемся за совершенную его полноту и последовательность, так как извлекать эти сведения нам приходилось из целого ряда толстых сборников, заключающих в себе сухие хозяйственные данные о приходе и расходе сумм печатного двора. Можем сказать лишь одно, что в этот перечень вошла большая часть и притом главнейших деятелей на поприще книжной справы с 20 годов XVII века. Действительно, мы встречаем здесь имена известнейших представителей тогдашней учености, каковы: Антоний Крылов, Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илья, протоиерей Михаил Рогов, ключарь Иван Наседка, старец Евфимий, Арсений и Дионисий греки, Александр Мезенец, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, иеродиакон Феофан, иеромонах Тимофей, Феодор Поликарпов. Это были лица, в которых выражалось умственное движение Руси в течении всего XVII века. Тут фигурируют и ученые греки, и южно-русские богословы, которыми снабжали нас киевские школы, и ученые монахи северорусских монастырей, и первые питомцы греко-латинской школы в Москве. Но в этом длинном ряду лиц, мы не встречаем между справщиками протопопа Аввакума, Лазаря, Никиты – первых расколоучителей и противников никоновского книгоисправления. Видно, что они не были справщиками ни при Иосифе, ни при Никоне; иначе было бы непонятно, почему в расходных книгах отсутствуют их имена и подписи. Это заключение было высказано в статье В. Е. Румянцева «Древние здания печатного двора» и принято Преосв. Макарием (Истор. русск. Церкви, т. XI, стр. 126) в том смысле, что эти лица не были справщиками постоянными, но что престарелый патриарх Иосиф возложил на них заведование изданием книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Он, по своему характеру, был расположен к подвижнической жизни в монастыре и несомненно тяготился, как сам писал Казанскому митрополиту Тихону, «обуреванием между многомятежными мира сего треволнении». После кончины митрополита Иова, когда Аарон, по существу, остался во главе епархии, он не старался воспользоваться этим, а продолжал занимать второстепенное место в епархии. Труды: Письма епископа Аарона: 1. Царю Петру I (4 письма)//Странник. – СПб., 1905. – Т. 1, ч. 1. – С. 582–585. 2. Кабинет-секретарю Макарову (11 писем)//Странник. – Пг., 1905. – Т. 1, ч. 1. – С. 583–586, 591–595. Литература: Рачинский А. В. Нилова пустынь в первые полтораста лет ее существования. Исторический очерк по старинным монастырским бумагам А. В. Рачинского. – М., 1876. Успенский В. А., протоиерей. Краткий очерк жизни преосвященного Аарона Еропкина, епископа Корельского и Ладожского. – Тверь, 1890. Успенский В. А., протоиерей. Историческое описание Нилово-Столобенской пустыни. – Тверь, 1886. – С. 39–50, 102, С. 26 (примеч.). Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 583–586. Исторический вестник. – 1882, май. – С. 484. Православный собеседник. – Казань, 1907, апрель. – С. 553. Странник. – СПб., 1905, т. 1, ч. 1. – С. 580. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 1. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т./Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 4. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 11. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 831–833. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 38, 46, 52. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не могу же не удивляться, как то люди коварные и злобные могут святыни вашей сердце подвигнуть к отвержению любви нашего смирения – любви же, глаголю, каковая от десяти лет не могла быть преосвященству вашему неизвестна, а ныне уже знатно и явственно засвидетельствовала о себе. Если в сердце святыни вашея не таилося некое к моему недостоинству противодушие, яко вам аки бы иностранному (каковым многие легкомысленные и малосовестные человецы болезнуют, не ведая силы онаго слова апостольскаго: о Христе Иисусе несть Иудей, ни Еллин): то таковому, да так внезапному, предложению довольно чудиться не могу, наипаче же если то правда, что в допросах своих показал. Неофит чернчишка, будто преосвященство ваше писал к нему, дабы и несмотря на соизволение наше подавать о вотчинах доношение. Сие знатнаго небратолюбия знак есть, если не лжет мерзкий плутец. Прочее прошу преосвященство ваше лучшее обо мне возъиметь мнение и таковое, каковаго всенародно ведомая любовь моя к вам заслужила, а не каковое влагают вам гордые, безумные н безсовестные молвовожды, весьма в том отцу их диаволу подобные». 461 В 1730 году Аарон, за болезнью и старостью, просился и был отпущен на обещание в Нилову пустынь. 462 В 1734 г. Феофан взял к себе викарным грузинского архиепископа Иосифа, который и помогал ему в управлении епархией до самой его смерти. Б 1727 г., бывший в низовом походе обер-иеромонах Давид Скалуба, который оттуда определен был на калмыцкую линию, просился куда-нибудь в послушание. Феофан взял его к себе, объявивши, что в епархии его есть не одно место, настоятеля требующее (20-го февраля), и вслед за тем определил его архимандритом в монастырь Антония Римлялина. Но Давиду в тягость была настоятельская должность. Года через два он стал просить Феофана об увольнении его в послушание в какой-нибудь из малороссийских монастырей. 463 Феофан отправил его в Чернигов с рекомендательным письмом к тамошнему епископу Иродиону Жураховскому. «Честнейший отец архимандрит, чрез котораго сие мое к преосвященству вашему письмецо посылаю, желая себе затишнейшаго по трудах пристанища, заблагоразсудил искать того, и надежду возъимел обрести у вашей святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Такие проявления воли Божией в физическом мире, с конкретной необычайной ясностью, выдвигают в сознании верующих ту необходимую для спасения мысль, что в жизни всего мира, отдельных народов, городов, обществ и т.д. должна быть осуществляема высшая правда, которая определена Создателем и Промыслителем. Большее или меньшее нарушение ее неминуемо влечет соответствующую гибель и уничтожение нарушителей. Следующие чудеса в области физического мира имели целью послужить для евреев новым доказательством того, что они находились под непосредственным водительством Самого Бога и что Моисей и Аарон действовали во имя Иеговы, а не по собственной воле. Жезлом Моисея, служителя и пророка Иеговы, сделалось проходимым для евреев Чермное море, в котором погибла затем враждебная Богу и им египетская конница фараона. И этим чудесным морем евреи отделены были от всего прошлого – рабского состояния. Они вступили в страну очистительных испытаний на пути к обетованному благоденствию. Руководительство Божие с ними неразлучно. Воля Иеговы открывается им или через теократический порядок всей их жизни, или через особые, поразительные свидетельства Божия промышления о них, как наиболее верных исполнителей Его святой правды. Уклонение от последней и для них сопровождалось всегда гибельными последствиями. Непроходимая безлюдная пустыня не устрашила их. Они постоянно имели прямое и ясное указание их пути, места и времени для остановок: облаком –днем и огненным столпом – ночью 118 . Бесплодная, сухая и мертвая для всех пустыня питала их чудесной пищей. Каждое утро с неба падала необыкновенная на вкус 119 манна, которую они и собирали в первые пять дней недели в соразмерном ежедневному употреблению количестве, а в 6-й день – в двойном; и только по субботам она чудесным образом не портилась, оставаясь от предыдущего дня 120 . Из камня горы Хорива 121 и в другой раз из скалы в Кадессе 122 Моисей и Аарон источали воду, хотя за ослушание воли Божией и они тоже подвергались наказанию 123 . Воспитанный сорокалетним странствованием по пустыне Аравийской еврейский народ подходил к земле обетованной. Теперь начиналась особая миссия народа Божия. Чудесные действия Иеговы сопровождали и это шествие Израиля. На виду у всех в орошаемой священным Иорданом ханаанской земле началась поразительная деятельность этого народа. «Дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы боялись Господа Бога во вся дни " 124 , совершается переход евреев через Иордан во время его половодья 125 . При трубных звуках и восклицаниях, прославлявших могущество и величие истинного Бога – Иеговы, падают неприступные для обычных средств стены Иерихона – ключа ко всей земле ханаанской; в этот раз они моментально пали, при полном отсутствии обычных разрушительных средств 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Историю с первым отказом фараона отпустить народ святитель Феофан Затворник использует для аккомодативного увещевания к бегству от греха: «Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтобы он отпустил его, он в ответ на это усилил работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: вы сделали нас ненавистными в глазах фараона ( Исх. 5:21 ). Точь-в-точь то же испытывает душа и кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтобы она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго греховного рабства, – радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, взгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха и наводит со всех сторон страхи – страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начав только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде ( Ис. 5:16 ). Бог сильнее врага. Воззови к Нему – и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: увидишь ты, что Я сделаю с фараоном ( Исх. 6:1 ) " 206 . Каждая из десяти казней становится посрамлением какого-нибудь из египетских божеств, считавшегося покровителем данной стихии. Последняя обрушилась и на «сына Ра» – фараона. Подобное посрамление богов Египта должно было привести к тому, что узнают египтяне, что Я Господь ( Исх. 7:5 ). Иудейская традиция, сохранившаяся и в некоторых святоотеческих истолкованиях, видит в фараоне младшего сводного брата Моисея – сына воспитавшей его царевны. При этом ожесточение фараона, часто приносящее вред стране, как ему о том говорили царедворцы, приписывается вражде фараона со своим старшим совоспитанником. Этим же объясняют и возможность доступа Моисея к «сыну Ра», непонятную при обычном ходе событий. Еще до начала казней, после первого отказа фараона, Моисей пытается убедить его в своем посланничестве понятным для египтянина образом – совершением чуда. Чудотворный жезл Ааронов, бывший, по мысли преподобного Ефрема Сирина , прообразом чудотворного Креста Христова 207 , превратился в змея и пожрал змеев, произведенных таким же образом и жрецами египетскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Читайте Жития Святых, кайтесь, и слезно молитесь. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: " вы сделали нас ненавистными в глазах фараона " (Исх. 5, 21). Точь в точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, - радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и взгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, - страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной начавши только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! " Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде " (Ис. 5, 16). Бог сильнее врага. Возопий к Нему, - и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: " теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном " . Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря в себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне. Александр 2014/03/11, 20:04:36 Андрей, прикрываясь красивыми словами, вы призываете людей сдаться фашиствующим, тем, кто призывает к пыткам и казням? Хорош льстец! Видно, не тот вы, за кого себя выдаете! Или считаете, имеете дело со слепыми и глухими? Вы призываете людей " умно молчать " и вывесить белый флаг, добровольно идти под ножи? Если хотите - ваша воля - молчите. А другим такое говорить не надо! Сами разберемся!! А есть такое: " Люби своих врагов, бей врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих " . Александру Невскому или Дмитрию Донскому, бившим поганых католиков-шведов да иго татарское, тоже посоветовали бы " умно молчать " и только молиться? Или вот такой участи желаете жителям Украины?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1777

Солга неправда себе: и буди благословен Бог, оскорбляющий нас попущением за грехи наша, и утешающий за неисчетную к нам милость Свою. Еще и нечто другое сим временем привпеслося; но уже как легшему пороку подлежащее, так и не так жестокую приносящее горесть. В недавнем времени приходили ко мне три знатные господа, которые повествуя, будто NN, по чьемусь навету впал в гнев преосвященства вашего, и лишен места страждет в заточении, просили мене о прилежное к преосвященству вашему письменное ходатайствовать, дабы милостивым вашим благопременительством возвращен был он и к отеческому вашему и к своему месту и чину. И если не толикое онаго преступление, чтоб весьма опасно было возставить его на прежнее, покорно прошу преосвященства вашего, аще что и согрешил, простить ему. Известно от кого он и как неправильно на оное место возведен: но когда уже преосвященство ваше, низложив его, паки возведешь, возведение неправильное уничтожено, а от вас правильное учинено будет, и NN быв прежде чуждая, отселе станет ваша креатура». 457 К антиохийскому патриарху, 1735 г., от св. Сиюда с известием о назначении ему от Государыни определенной милостыни. 458 б) По новгородской епархии. В 1725 г. Феофан выпросил, в помощь себе, по управлению делами, викарного, по примеру того, как был в Новгороде викарный при Иове митрополите. В конце 1727 г. Феофан просил, чтобы из Ниловой пустыни Аарона Еропкина взять опять в корельские епископы. Верховный Тайный Совет утвердил представление Феофана. Аарон поместился в Юрьеве монастыре и, к неудовольствию Феофана, тотчас же начал процесс о возвращении Юрьеву монастырю от архиерейского дома вотчин этого монастыря. «Дважды получил я – писал к нему Феофан – от преосвященства вашего писания: одно извествующее о вашем из С.-Петербурга в Новгород возвращении, а другое недавно чрез отца Серафима наместника, в котором, при изъявлении вашей ко мне любви и доброжелательстве, предлагаешь, преосвященство ваше, свое намерение просить, где надлежит, дабы отъятыя от монастыря Юрьева некия вотчины возвращены; и понеже сказуют, что тыяжде вотчины были ведомы и в доме архиерейском, того ради прошу вашего преосвященства потерпеть на время, покамест справкою о деле том мене из разряда уведомят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

28) Чугунный: «Здесь покоится прах чиновницы 9-го класса Анны Александровны Соколовой, урожд. Алтуфьевой, сконч. 17 марта 1854 г. на 61 году». 29) Чугунный памятник: «Боголюбивой старицы Агриппины». Главный же тут памятник, возле коего приютились многие другие – это церковь , поставленная на месте первоначального погребения Преосвященного Тихона. 30) Здесь же, против усыпальницы, устроенной в нижнем этаже нового Владимирского храма, указывают место погребения архиепископа Антония I Соколова, жившего здесь на покое, скончавшегося 29 марта 1827 года. Но в 1869 году из уважения к почившему архипастырю, по благословению епархиального начальства, перенесены кости Преосвященного Антония под алтарь Вознесенской трапезной церкви без огласки. В могилу же его положено тело архимандрита Никодима, бывшего долгое время смотрителем Задонского духовного училища. Скончался в 1885 году. 31) Рядом с этой архипастырской могилой, несколько западнее, одна за другой тянутся три могилы, в коих почиют три уважаемые Задонского монастыря иеромонахи: первый – Василий Идифум 131 , задонский прекрасный певец (бас), скончавшийся 5 декабря 1858 года; второй – Нафанаил, благоговейный иерей, скончавшийся 17 февраля 1860 года; третий – Венедикт, исправлявший должность благочинного и ризничего монастыря; скончался 11 апреля 1868 года. 32) Немного ниже – под мраморным памятником погребено тело Задонского монастыря иеромонаха Тихона Парузина, купеческого сына из г. Зубцова Тверской губ., скончался 9 октября 1864 года. Тут же покоятся без признаков современные сподвижники святителя Христова Тихона, как то: 33) Монах Феофан, родом из поселян Задонского уезда, неграмотный, за простодушие и трудолюбие был любим святителем Тихоном, о котором иногда Святитель отзывался: «Феофан, утеха моя»; скончался на 70 году. Погребен у южной стены прежнего Владимирского собора. Память о нем доселе хранится по преданию. 34) Монах Аарон, тоже любимый святителем Тихоном. Похоронен тоже подле прежней большой (сломанной в 1845 г.) церкви – с южной стороны, при входе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

67, л. 59). В 189–190 гг. в числе чтецов старец Феофан (кн. 78, л. 502), который, будучи чтецом, в 190 г. назначен был и книгохранителем (кн. 80, л. 41; ср. 78, л. 552 об.; 83, л. 70; 84, л. 49; 85, л. 219; 89, л. 7 и др.). Чтецом и книгохранителем Феофан был до 200 года, когда он был назначен в справщики, а чтецом и книгохранителем б. сделан ученик греко-славянской школы Николай Семенов (Мансветов стр. 542. Прибавления к Твор. св. Отцев 1884 г.). 248 «Росписка в тех книгах Печатные палаты подъячего Михаила Радостамова». См. опись библиотеки Московского Печатного двора 1679 г. 249 Опись книг Сильвестра Медведева см. в 16-й книге Временника (М. 1853 г.) Императ. Общества Истории и Древностей Российских, стр. 53–67. Ср. Бессонова о. с., стр. 57. 250 Перечень их см. в описании сборников Моск. Синод. типографии, сост. А. Орловым, ч. I, М. 1896 г., стр. XV – XVII. 251 См. у Бссонова о. с., стр. 57–58, Иконикова Опыт русской историографии, ч. II, стр. 1087 и в «Москвитянине» за1895 г. 21–22, стр. 79–86. 252 В 1698 г. книгохраннтелем монахом Аароном был составлен новый каталог библиотеки, неизвестно где ныне находящийся. Известие об этом сохранилось в прошении монаха Аарона, поданном им в феврале 1718 г. В нем Аарон между прочим писал: «в прошлом 206 г. святейший Адриан патриарх приказал мне описать книги в Книгохранительной палате на Печатном дворе греческие и латинские и иных языков, также и словенския писмяные и печатные после умершего книгохранителя; а описав книги, велел тое библиотеку ведать мне. И тое библиотеку описывал я один многое время с великою трудностию, потому что ныне в Книгохранительной палате всяких книг перед прежними многое число. Да и после моей описи прибыло в тое ж библиотеку книг немалое число, которые взяты после ростовского архиерея Димитрия и после умерших справщиков иноязычные и славенские. И с того 206 г. имею я от той книгохранительной службы великую суету и попечение для того, что всякие книжные переводы сыскиваю и отдаю наборщикам к тиснению книжному; а как из дела выдут, и те книжные переводы и нововыходные книги я же збираю в Книгохранительную палату. Да и справщики спрашивают в Правильную палату беспрестанно для всякого книжного правления и для свидетельства в книжном правлении всякие книги иноязычные и славенские. Да с Печатного же двора из библиотеки велено школьным учителям давать всякие книги для школьных их потреб и от того мне великаяˆсуета и попечение». Библиотека Москов. Синод. Типографии. Архив XVIII в., кн. 140, л. 113. См.также отметки Аарона на описи 1679 г. выше стр. 164, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

нижегородский и алаторский, Леонид, архиеп. сарский и подонский, синодальные члены Аарон, архим. чудовский, Иларион, архим. новоспасский, Амвросий, архим. симоновский и генерал кавалер, л. гв. Семеновского подполковник и Ея Императорского Величества ген.-адъютант Андрей Ив. Ушаков, начальник Тайной розыскной Канцелярии. Указ об учинении присяги велено было владыке иметь при себе в секрете, никому не объявляя. В тот же день синодальные члены донесли Феофану в его приморскую мызу, что «известная ему персона» присягу учинила. В вечер, того же дня, архим. Иларион, возвращаясь от архиеп. Питирима, на пути внезапно скончался и незаметно для слуг, сопровождавших его, выпал из коляски. Им пришлось потом искать его тело. Затем Феофилакта допрашивали в Синоде на основании показаний Решилова и Маевского. Архиеп. Филарет отмечает, что Синод не имел суждения о снятии с него сана, как позднее и о возвращении такового. Дело о нем перешло в Тайную Канцелярию. Бантыш Каменский, как упоминает архиеп. Филарет, писал, что Феофилакта подымали три раза на виску 1 и столько же наказывали батогами, без рубахи. Три года держался он под тайным караулом на подворье и получил параличный удар. По настоянию Бирона, он указом 13 дек. 1738 г. «за важные вины» был лишен сана и монашества и наименован растригой Феодором Леонтьевым, сыном Лопатинского. Архиеп. Феофан Прокопович не дожил до такого крайнего унижения и пытки своего идейного противника, умерши в 1736 г. На смертном одре он произнес: «главо, главо! разуму упившись, куда ся приклониши». Проф. Чистович, определяя его приемы в борьбе с противниками, пишет: «Феофан, великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, превращался в агента Преображенской канцелярии, являясь, смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то подсудимым, но всегда необходимым её членом» ( Е. Сумароков . Лекции по истории Русской Церкви т. II). 30 дек. 1740 г. последовал указ правительницы Анны Леопольдовны, матери младенца императора Иоанна VI: «Бывшего тверского архиепископа Феофилакта, хотя он по следственным делам виновен и явился, однакоже для многолетнего Его Императорского Величества дражайшего здравия и благополучного государствования, також и поминовения блаженной и вечной памяти достойной императрицы Анны Иоанновны, оную вину ныне отпустить, и по прежнему сан архиерейства ему отдать и для пропитания определить его в пристойный монастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010