Николая, а след. и морская слава второго св. Николая? Полагать надобно, что в этот темный период времени ни о мощах чудотворца, ни о Мир, истекающем из них, не было совсем речи 4 . Когда собственно последовало запустение края и в частотности города Мир, мы не умеем сказать. В 787 г. видно, что Миры еще существовали и продолжали быть кафедрой архиерея, который приезжал на собор, и еще не один, а с двумя из своих епископов патарским и пинарским. Представляется таким образом, что в то время в Ликии еще все обстояло благополучно, хотя мы знаем, что в 714 г., во второй год царствования императора Артемия, следов. за 73 года до 2-го никейского собора, калиф Солиман посылал в ликийскую пристань Финик свой флот для рубки кипарисных бревен, и, следовательно, давно уже начались сарацинские набеги на злополучный край, подпавший первому натиску мусульманского фанатизма. В 792 г. в сентябре месяце знаменитый калиф Аарон Аль-Рашид посылал свой флот для разграбления острова Родо под командой Хумейда. Сделав это, мусульманский адмирал направился с флотом в Мирам. Для точности мы расскажем словами летописца: «Прибывши в Миры, и покусившись разломать священную гробницу святого и чудотворца Николая, сломал вместо нее другую 5 , стоявшую по близости нее. Но чуть он это сделал, как на море поднялась буря с громами и молниями и разбила довольное число хищнических судов, и сам богоборный Хумейд кое-как спасся. (Феофан стр. 749 и 750 Бонского издания). – Какое заключение относительно города Мир можно вывести из сего сухого рассказа летописца? Кажется, то, что если город и был разорен прежде, то разорен теперь самим Хумейдом. Старого времени воители, в особенности же сарацины, не приходили гостями в чужие города. Вспомним своего Батыя. И при всем том, рцарственный писатель X века в своем сочинении «О военных округах империи» говорить о городе Мирахе, как бы он все еще продолжал быть и благоденствовать. Вот его подлинные выражения: «Идя далее морем, найдешь пресловутый оный Тильмисс город, потом – Патары, потом – Ксанфе, отчизну онаго Прототена живописца, украсившего живописными картинами Родский Дионисион, затем благоуханный и треблаженный город ликийцев, в котором великий Николай, Божий раб, источает миро, по имени «города».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

152. Книжный чтец старец Авраамий, писец Ивашко Агафонов и Иван Шестов. 157. Книжный чтец Захарий Новиков, впоследствии справщик, писец Филипп Андреев. 160. Архимандрит Андроньевского монастыря Сильвестр. Справщик Сила Григорьев с жалованьем в 30 рублей, в 161 году указом патриарха был уволен от должности справщика и на его место назначен Новоспасского монастыря Крилошанин старец Матфей, с жалованьем в 40 рублей 14 . 161. На место Шестова Мартемьянова чудовского монастыря старец Евфимий 15 . Из справщиков выбывает Савватий. 164. Старец Арсений Грек 16 и Иван Озеров, рождественский протопоп Андреян 17 , книжный чтец Иван Еремеев, писцы: Герасим Дьяков и Петр Иванов. 165. Книжный чтец старец Иосиф и старец Александр, писцы: Михаил Иванов и Гаврила Васильев. 166. Чудова монастыря старец Иосиф, вероятно упомянутый сейчас книжный чтец. 169. С марта упоминается старец Арсений Суханов 18 . Писец старец Феодосий в тот же год переводится справщиком. 170. Старец Александр Печерский. Чтец дьякон Иван Архипов, впоследствии книгохранитель, писцы: старец Иринарх, старец Адриан и Федор Михайлов. 171. Старец Александр Шестаков, архимандрит Дионисий грек 19 , назначенный на место Арсения грека. 173. Вдовый священник Никифор, сначала чтец, а потом указал ему государь «быть у своего государева книгопечатного дела у книжной справы в справщиках». Книжный чтец Аврам Панкратьев. 177. Игумен, Молченского монастыря в Путивле, Сергий 20 . С 182 г. имя его не встречается. 182. Иосиф Белый называется бывшим справщиком и назначается к этому делу вновь 21 . 3ахарий Афанасьев, писец Иван Лаврентьев и Флор Герасимов. 183. Старец Евфимий 22 . 184. Старец Гавриил, чтец и книгохранитель. 185. На его место старец Мардарий. 187. Справщик старец Селивестр Медведев; он же и книгохранитель. 188. Старец Мардарий назначается справщиком. 191. Иеродиакон Карион Истомин 23 из чтецов переводится в справщики. Книгохранитель иеродиакон Феофан, чтец старец Аарон, писцы: Феодор Герасимов и Дмитрий Федоров. 192. Старец Моисей, бывший Чудовской уставщик, писец Иван Иванов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

  23 окт. 1837   (Адрес П. П. Яковлева: в Ямской, в доме Галченкова, в квартире Сергиевой Пустыни Архимандрита с братиею.) Высокопреподобнейший Батюшко! Отец Архимандрит! По милости Божией за Ваши Св. молитвы в обители нашей все обстоит благополучно. Я намерен доложить Вам токмо о том, что как и предуведомлены Вы о. Казначеем, — прибыл сюда 1 июня искать Вашего покровительства Новоезерский иеромонах Иаков, с билетом, данным ему до Моденского монастыря, для поступления в тамошнее братство. Представив его к Алексею Ивановичу Суслову [ 394 ], узнали, что резолюциею Преосвященного Митрополита иеромонах Иаков должен поместиться в Моденский монастырь не навсегда, но токмо на один год, почему 5-го числа сего месяца он туда и отправился с тем же билетом, который дан ему в Монастыре Новоезерском. Предприимчивость Отца Иакова — посетить столицу без надлежащего билета, довольно необыкновенна; но по вере чего не бывает… а потому-то сей его поступок можно повергнуть токмо Вашему Отеческому благоснисхождению. Третьего дня о. Аарон с о. Наместником Феофаном [ 395 ] отправились в Зеленецкий Монастырь; в тот же день уехала в Москву на несколько недель Княгиня Зинаида Петровна по делам своим. Указ о дозволении употребить остаточную Староладожского Николаевского Монастыря строительную сумму из Св. Синода к Преосвященному Митрополиту уже последовал. Просьбу о согласии принять о. Платона Георгиева Староладожский о. Строитель подписал; на сих днях представляю ее Преосвященному Митрополиту. Из Валаама пишут, что поныне там все состоит благополучно; в прочих обителях — также. Лесную дачу о. Нафанаил преимущественно выбрал Присыпскую, но мы не репортуем в надежде Вашего возвращения, с нетерпением нами ожидаемого. По делу Ивана Тимофеевича Генерал Полозов поручил мне сообщить ему те вопросные пункты, кои к нам будут присланы из Уголовной Палаты, и тогда окажет он всевозможное содействие. Преосвященный Митрополит отпустил о. Аарона токмо на две недели; следовательно, к 25-му или 28-му числу сего месяца он возвратится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

23 авг. 1735 г. Синод рекомендовал имп. Анне Иоанновне кандидатуру П. на архиерейское «праздное место» в Переяславскую и Бориспольскую епархию. Однако 3 янв. 1736 г. именным указом императрицы, который объявил ее духовник архим. Варлаам (Высоцкий), П. был назначен архиепископом Белгородским и Обоянским с оставлением его членства в Синоде. 4 янв. того же года состоялось наречение, а 11 янв.- хиротония, к-рую в придворной Сретенской ц. Зимнего дворца в присутствии императрицы совершили архиепископы Новгородский Феофан (Прокопович), Нижегородский Питирим (Потёмкин), Рязанский Алексий (Титов), Архангелогородский Аарон († 1738), Самебельский Иосиф (Квабулидзе), архимандриты Варлаам (Высоцкий), Никодим (Сребницкий), Стефан (Калиновский), Пахомий (Добрына; † 1759) и др. В Белгородской епархии П. прежде всего реформировал Харьковский коллегиум, ввел преподавание новых предметов: франц. и нем. языков, математики, геометрии, истории, географии и даже основ архитектуры. Для новых кафедр он пригласил преподавателей из-за границы, выписал необходимый инвентарь. С помощью Тредиаковского, выступавшего посредником в связях архиерея с АН, б-ка коллегиума была систематизирована и существенно пополнена, а сочинения харьковских преподавателей стали печатать в академической типографии. В 1739 г. в связи со «свирепствовавшей» в Харькове эпидемией П. перевел коллегиум в архиерейскую слободу Грайворон Хотмыжского у. и, когда опасность миновала, даже намеревался оставить ее там, но Синод распорядился: «Таковым знатным училищам в селех быть весьма неприлично, а наипаче от внешних стран имеет быть не без зазрения», и повелел немедленно вернуть «знатное училище» в Харьков ( Лебедев. 1902. С. 56). Однако единственное учебное заведение не могло удовлетворить нужд обширной Белгородской епархии. Указом от 1 апр. 1737 г. П. постановил открыть подготовительные славяно-лат. школы или гимназиумы в Белгороде, Курске и Ст. Осколе, которые подчинялись непосредственно Белгородскому ЕУ. Учебная программа в них соответствовала уровню низших классов коллегиума.

http://pravenc.ru/text/2580322.html

участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ростовского Димитрия (Туптало) из старой раки в новую. По благословению А. был построен и в 1771 г. освящен Троицкий собор Варницкого мон-ря, один из приделов к-рого посвящен святителям Афанасию и Кириллу Александрийским. По предположению В. И. Вахриной, по заказу А. написана «Ростовская икона Божией Матери» 2-й пол. XVIII в. (ГМЗРК), где наряду с традиц. изображениями святителей Ростовских Леонтия, Исаии и Игнатия Богородице предстоит свт. Афанасий Александрийский - очевидно, небесный покровитель А. Занимаясь благоустройством епархии, А. особое внимание уделял образованию, при нем в программу Ярославской ДС были введены богословие, греч. и евр. языки. В связи с проектами Екатерины по созданию новой образовательной системы А. отправил в Святейший Синод «Пункты», в к-рых указывал на необходимость создания в селах школ для обучения крестьянских детей чтению, письму и основам вероучения. В каждом приходе, по его мнению, следовало создать школу, в к-рой преподавал бы приходской священник, диакон или псаломщик, плату преподаватель должен был получать с учеников продуктами. А. погребен в Успенском соборе Ростова. А. является автором соч. «Systema theologiae» (1751, неопубл.), созданного под влиянием архиеп. Феофана (Прокоповича) , неск. проповедей и «Инструкции поповскому старосте» (1760). Соч.: Слово в пособии во всяком требовании нашем... говоренное в окончании путешествия императрицы Елизаветы Петровны в Троицкой лавре. М., 1749; речи А.]//ПрТСО. 1861. С. 563-573; «Пункты»//СбРИО. Т. 43. С. 422-425. Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 254. Лит.: Предтеченский С. Слово похвальное... преосвященнейшему Афанасию, еп. Ростовскому и Ярославскому. Ярославль, 1786; Крылов А. Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864; Титов А. Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 852-853; Смолич. История РЦ [по указ.]. П. Н. Грюнберг Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАРХ (Яцурин Владимир Петрович; род. 16. 10. 1965 , г. Загорск (ныне Сергиев Посад), еп. Николаевский викарий Хабаровской епархии. Отец — Алексий (Яцурин Петр Иванович), иером., насельник Свято-Смоленской Зосимовой муж. пустыни; мать — Феофания (Яцурина Дина Гавриловна; 1938 - 2011), мон. В 1982 г. А. закончил среднюю школу в г. Ногинске. В 1982-1985 гг. учился в Новогиреевском медицинском училище, после получения диплома работал на скорой и неотложной помощи в г. Москве. В 1985-1987 гг. служил в армии. В 1987-1991 гг. обучался в Московской ДС. 19 дек. 1991 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры наместником обители архим. Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Аристарх в честь апостола от 70-ти Аристарха, епископа Апамейского. 21 июня 1992 г. рукоположен во иеродиакона. 12 сент 1993 г. рукоположен во иеромонаха. С сент. 1993 г. по дек. 1995 г. служил на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. 15 янв. 1996 г. направлен в штат Хабаровской епархии, 29 янв. назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Христова г. Хабаровска. 25 февр. возведен в сан игумена с возложением наперсного креста. 8 апр. 1996 г. назначен благочинным 1-го Хабаровского округа. С 14 февр. 2000 г. по 31 марта 2003 г. служил настоятелем прихода св. ап. Иакова г. Биробиджан ЕАО. 29 мая 2003 г. назначен настоятелем прихода св. Георгия Победоносца пгт. Эльбан Амурского района Хабаровского края. Решением Свящ. Синода от 5-6 окт. 2011 г. избран епископом Амурским и Чегдомынским. 30 окт. возведен в сан архимантдита. Решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. азначен епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии. 31 дек. в Тронном зале Храма Христа Спасителя наречен, 25 янв. 2012 г. . за Божественной литургией в храме св. мц. Татианы при МГУ Москве хиротонисан во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) . Решением Синода от 14 июля 2018 г. назначен Преосвященным Ванинским и Переяславским. Лит.: Наречение и хиротония архиминдрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии//ЖМП. 2012. 3. С. 14-25. А. В. Гаврилин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1682972.html

И все, чего вы просили у Меня, дам вам; но не только сие, но и больше сего, ибо славящих Меня прославлю и уничижающие Меня посрамятся» (Ср. Цар. 1, II, 30). И сказав сие, Господь восшел со святыми своими ангелами на небеса. Когда же святые склонили головы пред Господом, ослепленный тиран спросил предстоящих: «Зачем все эти несчастнейшие и трикраты жалкие склонили свои головы? Не делают ли они снова против нас волшебства, большие прежних»? И вскипев гневом, повелел варварскими копьями пронзить бока их, и тотчас множество рук диких служителей Арабов стали пронзать святых, и немедля все природное и сдерживающее расположение тела истекло, уничтожилось и распалось. Затем святые, сказавши «Господи, Господи, приими дух наш в мире» и прибавив «Аминь», предали освященные и блаженные души всецарю Богу нашему, показавши и в этом силу над смертью и то, что они скорее волею переселились из здешнего мира. 29. После таких подвигов, после таких состязаний оканчивают жизнь трижды величайшие мученики в двадцать первый день Октября. Имена их суть следующие: Евсевий, Феодул, Давид, Пигасий, Неофит, Акакий, Дорофей, Стефан, Дометий, Герман, Дионисий, Епифаний, Стратоник, Леонтий, Мануил, Феофил, Илия, Иоанн, Самуил, Евлампий, Алексий, Фотий, Евтропий, Мефодий, Харитон, Феофилакт, Анастасий, Андроник, Симеон, Феоктист, Ролан, Павел,Агафоник, Мина, Афанасий, Иаков, Никифор, Порфирий, Тимофей, Иринарх, Авксентий, Иосиф, Григорий, Каллиник, Аарон, Кириак, Феодосий, Евстафий, Исаакий, Александр, Елевферий, Адриан, Христофор, Антиох, Исидор, Парфений, Сергий, Евпл, Игнатий, Феофан, Кирилл, Захария и Анфим. 30. Жестокие Арабы, даже после смерти не сжалившись над солнцевидными, подвижническими и богочтимыми телами непобедимых божественных мучеников, но все еще побуждаемые гневом, яростно сбросили с дерев святые и честнейшие тела, как проклятые, на бесчестную и полную грязи землю. И вот они сохранились на месте довольное время невредимыми и непричастными телесной природе. Все видящее и все сохраняющее неусыпное око Божие спасало и охраняло их от уст плотоядных зверей и птиц неприкосновенными и нетронутыми; они не были также увлечены временем к тлению и разложению, которые служат признаками человеческой слабости и бренности, но издавали мимоидущим некое величайшее и сверхъестественное благоухание и благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Синода член, преосвященный Леонид, архиепископ сарский и подонский, генерал и кавалер лейб-гвардии семеновского полка подполковник, и ея и. в. генерал-адъютант Андрей Иванович Ушаков, да синодальные ж члены Аарон архимандрит чудовский, Иларион архимандрит новоспасский, Амвросий архимандрит симоновский. И от означенных присутствующих персон синодальный секретарь Иван Муринов посылан дважды к имеющимся при Феофилакте архиерее тверском кабинета ея и. в. курьерам с таковыми объявлении: впервые, чтоб оный архиерей тверской был к выходу в церковь для исполнения повеленного ему в готовности; а вторично: дабы со оным архиереем те курьеры шли в церковь Успения Пресвятыя Богородицы, что в Никольской, близ тверскаго архиерейского подворья (где оной тверской архиерей содержится) обретающуюся. А сами оные присутствующее поехали в церковь и по прибытии их присутствующих во оную церковь, и по приведение архиерея тверскаго, по полуночи в начале осьмого часа, вытребована у него архиерея, данная ему архиерею, форма известной присяги, которая им и объявлена, и потом сказано ему архиерею: если совесть его не зазрит, приступил бы ко учиненной ему присяге; на сие сказал архиерей Феофилакт: «готов, и совесть его не зазрит; разве впредь не покажется-ль, да не думает того, но надобно-де объявить, что на него показано». На сие сказано ему: оного, что в присяге заключается, требуется у него не о будущем, но о прошедшем. И потом пришед он архиерей к налою, где Евангелие и Крест во обычном месте поставлены были, говорил он архиерей такое слово: «как-де и ответа у меня требовано, поступлено не право – имея в руках у себя мои письма, а прежде вопроса мне их не объявили и не показали, а объявили после; а присяга сия не так ли мне делается, как ответов требовано и хорошо ль это так делать»? На оныя его речи сказано тому архиерею Феофилакту, что оную присягу ему поведено учинить по всемилостивейшему ея и. в. указу, и обойтися кроме присяги не можно, понеже по разсмотрению высокосиятельных господ министров и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

И великий государь говорил, что поддьякон Микита умер от болезни, а не от желез, поп Сысой ……… митрополит иконийский был в Симонове монастыре ……… Феофан архимарит ……… строитель Аарон ……… 767 дьякон Василей сослан за то, что он про него великого государя говорил непристойные слова, Сава Дмитреев сидел в набережных хоромех и корм и питье дано ему было доволно. А что он Никон написал в листу своем будто за него многие мучены, и он бы сказал имянно, кто за него мучен? Никон бывший патриарх говорил: про поддъякона де Микиту и про иных имянно в листу своем он написал для того, что ему так сказывали, а про то, что он в листу своем написал будто за него мучены многие, ничего не сказал. И великий государь говорил, что ему Никону некто про то сказывал ему на ссору, а ему было ссорным речам верить и ложно писать не надобно. А как прочтено, что написано, будто царское величество постави своя повеления над всем священным чином, да не приимут от него благословения, и повеле быти собору, и в том соборе благословением газского митрополита Паисия сотвориша крутицкого митрополита Питирима в Новгород в митрополии, поправше божественный закон, а на ево место поставиша митрополитом чудовского архимарита Павла и иных епископов к иным епархиям многим. И великий государь говорил: написал де он Никон то в укоризну, что Питирим митрополит переведен в Новгород, а как он Никон патриарх был на патриаршестве, и он и сам в то время перевел Лаврентия из Твери в Казань в митрополиты, и иных многих от места к месту переводил, и он для чево сам так чинил? А чтоб к благословению ево не ходить, о том де он великий государь никому не приказывал. А Никон, бывший патриарх говорил: что де я от места к месту переводил, и то чинил беззаконно. А как прочтено, что написано в листу его: и от сего беззаконного собору преста на Руси соединение святые восточные церкви и от благословения вашего отлучишася, и от римских костелов начаток прияша волями своими, а отнележе прияша Руси святое крещение от святые восточные церкви и до ево лета в Росии не бе ни единого соединения с западным костелом, токмо един росийский митрополит Исидор, иже бе во Флоренский собор, соединися с римским костелом, и прииде в Росию и его не прияша, яко православна, но яко еретика изгнаша его; сице де и ныне бывает вся царским хотением: егда хощет кто дьякон или презвитер или игумен или архимарит поставлятися, тогда царскому величеству пишет челобитную и просит повеления, и царским де повелением на той челобитной подпишут по указу государя царя поставить ево попом или иного какого чину, и сице де хиротонисают их царским словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Тут-то и оказалось, что Нейшлотская крепость состояла в Новгородской епархии и подлежала ближайшему ведению кексгольмского соборного священника Никифора Григорьева. В 1754 году Новгородская Консистория прислала в Нейшлот священника Григория Яковлева. Тогда же Военная Коллегия стала настойчиво требовать у Сената денежной ассигновки на перестройку каменной нейшлотской кирхи в православную церковь . Сенат только в 1759 г. ассигновал на это дело 541 р. 66 коп. 538 В это время Нейшлот и Вильманстрадт с Фридрихсгамом состояли уже в С.-Петербургской епархии. Таким образом, Кюмменогорская провинция полностью вошла в столичную епархию 539 значительно позже образования Выборгской губернии. Территория и границы С.-Петербургской епархии, после присоединения к ней Кюмменогорской провинции, установились ненадолго. В начале 60-х гг. XVIII в. произошло общее изменение территорий русских епархий. Город Кексгольм, стоявший на северо-западном берегу Ладожского озера, являлся пограничным городом Новгородской епархии с С.-Петербургской в пределах Корелии, и вместе с Каргополем, Олонцом и др. считался одним из отдаленнейших новгородских епархиальных городов. 540 Как город, так и уезд, бывшие в ведении корельского епископа – викария новгородского, 17 декабря 1731 г. навсегда присоединены к Новгородской епархии. 541 Но только через год указом от 23 декабря 1732 г. Феофану Прокоповичу вменено было в обязанность «обретающиеся в том городе Кексгольме и уездные церкви Божии и в них имеющуюся всякого знания церковную утварь осмотреть и описать». 542 Приписка коренной области самостоятельного корельского епископа к Новгородской епархии произошла после вторичного ухода на покой епископа Аарона (1 июля 1731 г.) до назначения коадъютором новгородскому архиерею Иосифа архиепископа самебельского и цыркольского (15 мая 1734 г.), 543 выехавшего из Грузии в 1731 г. Иосиф не был ни епископом корельским и ладожским, как Аарон, ни ладожским, как Иоиль и Иоаким, переведенный викарием из самостоятельных астраханских епископов 23 июня 1723 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010