Бог, ведущий греховность человека и злое расположение людей, послал им с Моисеем скрижали с десятью заповедями; так как Моисей был косноязычный, то имел он брата Аарона, который сказывал народу заповеди, написанные на скрижалях, передавая их речью в чувство человека. Так и меня Бог послал, яко скрижаль к тебе, косноязычному в речи грамматичной, дабы ты передал это твоему советнику отцу Герасиму, как Моисей Аарону, а советник твой передал бы сие чернильным писанием в чувства слушателей, подобно тому, как Аарон. Да, пусть передаст отец Герасим, но пусть передаст с вниманием и кратко, ибо от многого разговора и противословий слова делаются для человека великим смущением. Аминь, аминь, глаголю вам, противословия (препирательства) причиняют вред, а не пользу. Пусть сказанное передаст он чернильным писанием в чувства людей; потом пусть идет, куда ему нравится, ибо будут стараться погубить вас от лица земли, обоих вас убить (т.е.Феофана и Герасима), хотят сотворить слова мои бесовской болтовней. Моисей, прияв скрижали, сказал их Аарону, Аарон пересказал их народу; но люди приняли сие только слухом, потом положили скрижали под стопы ног своих, вменили их ни во что. Так не вменят на сей Горе и слов моих, которые я промолвил тебе. Глава 76. Пристрастие к исхождениям в мир, сборы. Блажен, кто не покидает Св. Горы Блажен, кто, придя в Гору сию честную и святую, никогда не исходит вне ее до конечного успения смертного; хотя он и грешник, но Святая Гора есть охранение его; Все-царица соблюдет его от всякого осквернения — если он и сам будет блюсти себя и не покинет Св. Горы. Ныне все блюстительство спасения оставили; когда отправляются в мир, то идут, точно в рай. Да, идут; но как идут? Одни идут для того, чтобы показывать свое угрюмое лицемерие, другие идут, чтобы превращать сребро в рост на рост; миряне же, видя, как монахи возвращают свое сребро, получают о монахах столь худое мнение, что и слышать не хотят про ангельскую схиму, особенно, когда видят, как ведут себя аскеты в миру. Когда аскет бывает в миру, миряне разнообразно испытывают его. Испытали и увидели, какое он дал о себе мирянам худое впечатление пьянством, многословием, прожорством, ложью; увидав, что он таков, миряне говорят: если этот аскет таков, то и все аскеты таковы; когда кто читает о житии какого-нибудь аскета, то мирянам сейчас же припоминается и приходит на ум бесчиние аскетов, которое они видели, а житие чтомого принимают, как болтовню.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

134) Но для путника возвращение туда, откуда вышел, есть причина радости; а для трезвенника возвращение назад есть пагуба разумной души и знак отступничества от богоугодных дел, слов и помышлений. И будет он, во время смертоносного сна душевного, иметь помыслы, которые, подобно остнам будут будить его (от усыпления), напоминая, в какое глубокое помрачение и расслабление ниспал он, по причине вознерадения своего. 135) Впадши в прискорбности, и в крайности безвыходные, из которых выпутаться нет надежды, надобно нам и себе тоже делать, что делал Давид, изливать сердце свое и моление свое пред Богом, и печаль свою, как есть, возвещать Господу ( Пс. 141:3 ), Ибо мы исповедаемся Богу, яко могущему премудро устроить все, нас касающееся, -и беду нашу, если полезно, сделать легкою (удобоносною и удобоисходною), и избавить нас от пагубной и разрушительной печали. 136) Гнев на людей, не по естеству движимый, печаль не по Богу и уныние – все равно гибельны для добрых и разумных помыслов; но Господь, расточая их нашего ради исповедания, водворяет радость. 137) Помыслы, против воли нашей появляющиеся и стоящие в сердце обыкновенно изглаждает молитва Иисусова с трезвением, из глубин помышления сердечного. 138) Облегчение и радость в скорби от множества бессловесных помыслов обретем мы, как только укорим себя истинно и беспристрастно, или возвестим все Господу, будто человеку. Всячески этими двумя (приемами) можем мы находить успокоение от всего (смущающего). 139) В образ ума принимается отцами законоположник Моисей, который Бога видит в купине, лицом прославляется и богом Фараону от Бога богов поставляется; потом казнями поражает Египет, изводит Израиля, и дает закон. Все сие, будучи взято в переносном смысле в отношении к духу, изображает действия и преимущества ума. 140) А образом внешнего человека служить Аарон, брат законодателя. И так с гневом взводя на него (внешнего человека) обвинения, будем говорит ему и мы, как Моисей погрешившему Аарону: чем онеправдовал тебя Израиль, что ты потщился сделать его отступником от Господа Бога живаго Вседержителя ( Исх. 32:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Аарон, епископ Корельский и Ладожский, в схиме Алипий (Еропкин Афанасий Владимирович) Родился около 1663 года в семье московского стольника, происходившего из древнего дворянского рода. Сначала он служил стряпчим и, как дворянин, принимал участие в военных походах. В 1688 году Афанасий поступил в Нилову Столобенскую пустынь и через три года, 6 августа 1691 года, был пострижен в монашество. Через год он был определен казначеем, а в 1699 году из казначеев был назначен строителем. Затем он был наместником Ниловой пустыни. С мая 1700 года митрополит Иов направил его на остров Кий наместником Крестного монастыря. В январе 1704 года возведен в сан архимандрита и назначен в Валдайский Иверский монастырь. 27 декабря 1708 года переведен настоятелем Юрьева монастыря. 24 января 1714 года архимандрит Аарон хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. С 3 февраля 1716 года после смерти митрополита Иова в течение 5 лет управлял Новгородской епархией. В 1723 году ушел на покой в Нилову пустынь в число братии на одинаковое с нею положение. 29 января 1728 года вновь вызван на должность викарного епископа Новгородской епархии. 1 июля 1730 года принял схиму с именем Алипия. Скончался 1 мая 1740 года. Погребен был в Ниловой Столобенской пустыни, под колокольнею, в одной палате со старцем Нектарием, бывшим игуменом пустыни. О епископе Аароне сохранился ряд отзывов его современников. Новгородский митрополит Иов называл его «мужем боголюбивым, жития доброго, беспорочного». Граф Андрей Матвеев признавал в нем «милосердие всюдухвальное». Архиепископ Феофан видел в нем «человека, прямым путем ходящего». Всю свою жизнь он оставался верен своему призванию – ходатайствовать за бедных и угнетенных, и в этом деле проявил исключительную настойчивость. Стараясь облегчить участь вдовы Боровитиновой, он не один раз обращался с ходатайством о ней к кабинет-секретарю Макарову. Еще будучи в сане архимандрита Юрьева монастыря, Аарон принимал активное участие в благоустройстве обители преподобного Нила, в которой было положено начало его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И с этим стариком-крестьянином просвещеннейший богослов беседовал о вечности, находя немногоречивое, но нелицемерное сочувствие своим задушевным стремлениям. «Феофан, пора, пора в отечество: мне уже истинно наскучила жизнь сия, я рад бы хотя и теперь блаженно умереть, только б не лишиться вечного блаженства.. Бедные, окаянные мы! Теперь избранные Божии радуются и веселятся, а мы, странники и пришельцы, в маловременной сей жизни бедствуем и волнуемся. Туда, Феофан, надобно всегда мысленно стремиться, чтобы не лишиться с ними участниками быть! Пусть, Феофан, мир мирское и любит, а мы непременно всегда будем стремиться горняя доставать. Так то, Феофанушка!» 547 . Какая нежность звучит в этом «Феофанушка»! Видно, что этот простец был тем подвижником, каким хотел бы быть и сам Святитель, когда говорил, что если бы было возможно, то он сложил бы с себя и епископский сан, и клобук, и рясу, сделался бы простым мужиком и пошел бы в самый пустынный монастырь, и употребил бы себя в черную работу, рубить дрова, носить воду, сеять муку, печь хлебы и проч. 548 . В тяжелые часы раздумья, когда Святитель с минуты на минуту мог оставить навсегда не только Задонский монастырь, но и Воронежскую епархию, чтобы переселиться в родную Новогородскую епархию и уже заготовил об этом прошение, его духовное испытание переживали преданные души. В одно время келейник Василий Чеботарев был за монастырскими воротами. Туда же вышел и монах Аарон. «Я и сказал ему, пишет келейник: что Преосвященный наш положил непременное намерение выехать отсюда в Новогородскую епархию, а отец Аарон на сие сказал мне: «что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Когда послушник передал свой разговор с Аароном Святителю, он спросил: «точно ли говорил о. Аарон такие слова»? Я сказал, что точно говорил. «Ну, так я же не поеду отсюда», сказал Преосвященный, взял просьбу и разодрал 549 . Так в твердом уповании строгого по жизни простеца-старца Святитель нашел духовную поддержку, помогшую ему освободиться от тягостного испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

7. Донесли императору, что Феофан, начальник дворцовой гвардии, и с ним три кувикулария почитают и поклоняются честным образам, (и его супругу Ирину убедили почитать их) 850 . Император же, услышав это и обнажив скрытую в нем злобу, нещадно тех избил и, тайно убив, сделал исповедниками; (а жену свою унизил и прогнал, больше не признавая ее) 851 . 8. Аарон, царь арабов 852 , отправившись в фемы и взяв много крепостей и пленных, вернулся обратно. 9. Этот Лев, будучи помешан на камнях, особенно полюбил венец Маврикия и, взяв, надел его и пошел в процессии. А когда он вернулся, ужасно почернела у него голова, и, охваченный и снедаемый жесточайшей горячкой, он скончался, понеся наказание за святотатство. 124. Константин [VI и Ирина] Константин со своей матерью Ириной процарствовал 10 лет 853 , и при них просияло благочестие и церковное установление. 2. А через сорок дней после того, как она воцарилась со своим сыном, некоторые сановники, устроив заговор, провозгласили императором кесаря Никифора, ее деверя, – подвергнув побоям и лишив имущества, она сослала их в различные места. А своих деверей, кесарей и новелисимов, она постригла и приставила к священнослужению и раздачам народу, на праздник Рождества Христова, в который, пройдя также по-императорски в процессии, она при народе вместе со своим сыном принесла в церковь взятый ее мужем венец, украшенный жемчугами. 3. У Длинных стен один человек, копая, нашел саркофаг и, открыв его, увидел, что там лежит огромный человек, а также свернутое письмо, в саркофаге, следующего содержания: «Христос должен родиться от Марии Девы, и я верую в Него. А при императорах Константине и Ирине снова, о солнце, ты увидишь меня». 4. Отправила Ирина послов к Карлу, королю франков 854 , чтобы просватать его дочь за своего сына. Но поскольку того снедала зависть, то взяла она девушку из Армениаков по имени Мария и выдала ее замуж за Константина, своего сына, против его воли и желания, так как он держался за свои отношения с дочерью Карла 855 . 5. Аарон, правитель арабов, пошел на Город с огромным войском и остановился в Хрисополе. А император, послав людей, занял Ванийскую гавань, и Аарон после этого просит мира. И вот вышли к нему без гарантии магистр Петр, логофет Ставракий и многие другие сановники, которых, схватив, отправили в заключение. Из-за этого горожане были вынуждены дать множество даров, чтобы вернуть их; и заключили мир, и арабы удалились 856 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зеленецкой архимандрит Аарон. 10 августа 1839 года Архимандрит Аарон (А. Д. Петров; † 1844) – с 1821 г. иеромонах Александро-Невской Лавры, один из тех, к кому в годы учебы в Инженерном училище обращался за советами Дмитрий Александрович Брянчанинов (будущий архимандрит Игнатий). Возможно, что Митрополит Серафим после удачного выбора настоятеля в Валаамский монастырь в лице о. Дамаскина решил посоветоваться с архимандритом Игнатием и по поводу назначения нового наместника в Александро-Невскую Лавру. В 1842 г. наместником Лавры был назначен архимандрит Аарон. VIII. Письмо наместника Московского Симонова монастыря Феофана к святителю Игнатию 48 Радуюсь Высокопочтеннейший и вселюбезнейший Отец архимандрит! И паки реку радуюсь, яко всеблагая Премудрость Божия, ею же царие царствуют и сильнии пишут правду, избравши Тебя от чрева матерна служити преподобием и правдою Богу Богов и Господу Господей, оправдала над тобою реченное: Аще кто мне служит, почтит его Отец Мой ( Ин. 12:26 ). И сим ли одним временным Богоизбранное и притрудное для нашей плоти и крови служение кончится! нет! да внемлет мир, наше смиренное и убогое служение часто порицающий, нам Бог отцев наших Сам глаголет: что мы избегшии сетей его и лова гибельного – сторицею приимем и в сем веке и в грядущем ? Но Господи кто верова слуху нашему? Оставляя миру бредить, якоже хощет: я без дара пророчества говорю прореченное: «Нынеже слыши рабе мой Иакове и Израилю, егоже избрах: Сице глаголет Господь Бог Сотворивый тя и Создавый тя из утробы, еще поможет ти: не бойся рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, его же избрах. Яко аз дам воду в жажду ходящим, в безводней, наложу дух мой на семя твое, и благословение мое на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды, и яко верба при воде текущей» ( Ис. 44:1:4 ). В сии заочного разглагольствия минуты вся душа моя устремлена в твой мирный и Богоданный Пагод, чтобы сказать приветствие от чиста сердца и нелукавыя совести: Возвеселися неплоды нераждающая, возопий и возгласи нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущая мужа, – разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи не пощади продолжи ужи твоя, и колы твоя укрепи… ( Ис. 54:1 ). Ищущим первее Царствия Божия и правды его – вся приложится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Определенное указом императрицы Анны Иоанновны число членов Святейшего Синода служило руководственной для Синода нормой при восполнении по временам оскудевавшего его состава. Оскудение это началось тем, что прежде других синодальных членов, утратили это звание два архимандрита: чудовский Ефемий Колетий и Ипатского монастыря Платон Маленовский. Оба они подпали под следствие по делу Рейбары, заподозрены в не православии, устранены от настоятельства при монастырях с лишением и звания синодальных членов (1734 г.). Вместо них в составе Святейшего Синода являются тоже два архимандрита чудовский Аарон и симоновский Амвросий, которые вскоре были назначены, первый архиепископом архангелогородским, последний-епископом вологодским, который оставался в Синоде вовсе время царствования Анны Иоанновны, и впоследствии, как увидим, с именем архиепископа новгородского, занимал первенствующее место в Святейшем Синоде. В 1736 г., согласно прошению и докладу Святейшего Синода, уволен из числа синодальных членов Леонид, архиепископ крутицкий, который при открытии Синода, в звании архимандрита Высокопетровского монастыря, занимал место синодального советника, и со времени назначения на крутицкую епархию в 1722 г., жил в Москве при отправлении синодальных дел; в 1732 г. Леонид, вместе с прочими членами Святейшего Синода переехал в С-Петербург, здесь в 1734 году заболел, продолжая посещать заседания Синода, а в марте 1736 года он уволен от звания члена Святейшего Синода. 8 сентября 1736 года скончался и Феофан Прокопович , архиепископ новгородский. В то время в Синоде находились: Питирим, архиепископ нижегородский, Амвросий вологодский и Аарон архангелогородский. Из них прежде других выбывает Аарон. 6 июля 1737 г. Июля 21 состоявшимся указом повелено в Синоде быть членами: архиереям четырем, архимандритам трем, протопопам двум персонам. А ныне в Синоде обретается членов токмо пять персон, а именно: архиереев два, архимандритов два, протопопов один. Того ради у Вашего Императорского Величества Синод всеподданнейше требует: не соблаговолите ли Ваше Императорское Величество в число синодальных членов определить обретающегося в С.-Петербурге Соловецкого монастыря архимандрита Варсонофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

С истинным высокопочитанием имею честь быть Вашего Высокопреподобия! Покорнейший слуга и сомолитвенник   Архимандрит Игнатий. 10-го февр. 1836 г. Серг. Пуст. VII Письмо архимандрита Троицко-Зеленецкого монастыря Аарона к святителю Игнатию [ 122 ] Секретно   Ваше Высокопреподобие, отец Архимандрит. Желаю Вам о предсладчайшем Господе радоватися! По приказанию Его Высокопреосвященства Серафима митрополита, уведомляю Вас, отец Архимандрит: Паладий, наместник Лавры, 9 августа подал просьбу — отказался от наместничества за болезнию, определить в Киево-Печерскую Лавру в больницу до выздоровления, и еда откроица ваканция монастыря. Потому вас просит Владыка посоветоваться: непременно к нему пожаловать сегодня 10 августа вечером хотя в девятом или десятом часу. В наместники избрать располагается о. ректора Антонова монастыря отца Анатолия Новгородского, который здесь на чреде, впрочем ваш совет нужен Владыке. Завтра Владыка поедет в Синод и хочет представить прошение отца наместника и с представлением на место его, а потому вы пожалуйте сюда ко Владыке на краткие часы, и пока назад можете обратится. Вот новость у нас какая. Я о сем сего дня получил сведение от Владыки самого, а братия вчерась знали: ибо я вчера не был во владыках, впрочем, вы можете из обстоятельств сами разуметь; при свидании лично с вами поговорить нужно. Вашего Высокопреподобия Ваш доброжелатель и послушник, эконом Лавры   Зеленецкой архимандрит Аарон. 10 августа 1839 года   Архимандрит Аарон (А. Д. Петров; † 1844) — с 1821 г. иеромонах Александро-Невской Лавры, один из тех, к кому в годы учебы в Инженерном училище обращался за советами Дмитрий Александрович Брянчанинов (будущий архимандрит Игнатий). Возможно, что Митрополит Серафим после удачного выбора настоятеля в Валаамский монастырь в лице о. Дамаскина решил посоветоваться с архимандритом Игнатием и по поводу назначения нового наместника в Александро-Невскую Лавру. В 1842 г. наместником Лавры был назначен архимандрит Аарон. VIII Письмо наместника Московского Симонова монастыря Феофана к святителю Игнатию [ 122 ] Радуюсь Высокопочтеннейший и вселюбезнейший Отец архимандрит! И паки реку радуюсь, яко всеблагая Премудрость Божия, ею же царие царствуют и сильнии пишут правду, избравши Тебя от чрева матерна служити преподобием и правдою Богу Богов и Господу Господей, оправдала над тобою реченное: Аще кто мне служит, почтит его Отец Мой (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

При увольнении еп. Аарона 28 июня 1723 г. викарием Новгородской епархии (в имеющихся документах титул викария не назван) был назначен еп. Иоаким , бывш. Астраханский и Терский, 11 окт. 1725 г. еп. Иоаким возглавил Суздальскую епархию. В 1725 г. архиеп. Феодосий был лишен сана, на Новгородскую кафедру вступил архиеп. Феофан (Прокопович) , положение которого осложнилось после смерти имп. Екатерины I Алексеевны († 6 мая 1727). Чтобы представить себя в лучшем свете в глазах пришедшей к власти старой боярской аристократии, архиеп. Феофан решил воспользоваться авторитетом еп. Аарона. 9 янв. 1728 г. Верховный тайный совет утвердил представление архиеп. Феофана о вызове владыки из Ниловой пуст. и о назначении его вновь епископом Корельским и Ладожским, настоятелем Юрьева мон-ря. Еп. Аарон принял назначение. Восшествие на престол имп. Анны Иоанновны открыло Феофану неограниченные возможности, и в сложившихся условиях еп. Аарон подал прошение об увольнении на покой «за всеконечною... болезнею». 1 июля 1730 г. прошение было удовлетворено. С 1734 г. архиеп. Феофан имел в Новгороде «наместным епархии нашей споспешником» выкупленного Россией из лезгинского плена груз. архиеп. Иосифа (Квабулидзе (Кобулашвили, Хвабулова)): архиеп. Иосиф не владел рус. языком, так что Феофан мог не опасаться его влияния в Новгороде. Высочайший указ «о бытии архиепископу Иосифу адъютором в Новгороде и архимандритом в Юрьеве монастыре» был объявлен Святейшему Синоду 15 мая 1734 г. Никакого титула викарий не получил. По «Определению дела и пребывания», составленному для него архиеп. Феофаном и утвержденному Синодом 10 авг. 1734 г., поминать его за богослужением следовало по формуле: «о преосвященном архиепископе Иосифе», письма ему адресовать следующим образом: «Преосвященному архиепископу, новгородского Юриевского монастыря архимандриту Иосифу» ( Здравомыслов. 1897. С. 68). В обязанности архиеп. Иосифа входило посвящение ставленников и совершение богослужений в кафедральном Софийском соборе. 20 сент. 1736 г.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Из процесса Решилова мы узнаем соседей и приятелей Маевского по караулу. Тут были всякие люди – чиновные и нечиновные: высокопетровский архимандрит Аввакум Львов, торопецкий небинский архимандрит Авраамий, ниловский игумен Авраамий, да с Ветки раскольницкий казначей монах Павел. Всяккий рассказывал свое горе. «Вот я здесь страдаю – говорил торопецкий архимандрит – по делу попа Луки: завязался с торопецкими посадскими людьми, руку прикладывал, а к чему – сам не воздаю». Тут не было интереса для разговоров, когда сам виновный мало знал вину свою; ктому ж он был большой постник, вина не пил, а пил только квас и воду. – Ниловский игумен настриг молодых монахов. Синод велел расстричь их. В братии произошло смятение. В ту пору в ниловской пустыни жил на покое бывший карельский епископ Аарон: братия бросились к нему с просьбою – написать прошение Императрице. Аарон написал. Государыня отдала прошение Феофану – и пошла переборка. – Раскольничий монах Павел жаловался на беглого архимандрита Епифания, который Синодом назначен был в ссылку и убежал в раскол. Все у них было мирно и спокойно, пока не пришел этот Епифаний. «Приняли его – нажили беды: нашли русские офицеры и солдаты, все забрали и церковь сожгли. Епифаний уж умер, да и нас погубит». – Все это – дела не общего интереса. Ближе всех подходил к Маевскому архимандрит Аввакум. Он был судьею в московской дикастрии и не один раз уже был под судом. Теперь он попал под суд за медленное производство дела о воскресенском архимандрите Мельхиседеке и, под арестом, свел дружбу с Маевским: одинаковое горе сблизило их. Аввакум, живя в соседней палатке с Маевским, слыхал, когда, бывало, поведут его в собрание, и жалея говаривал: «опять повели, совсем затаскали». Когда Маевский возвращался из собрания, Аввакум выражал ему свое сожаление: «да долго ль, батюшка, нам здесь живот свой мучить»? «Бог весть» – отвечал Маевский. «Скоро ли конец вашему делу»? «Куда конец, высоко несут и ищут не знамо чего, разве только мучеников наделают, а что сыщут – Бог весть». «И тверский архиерей здесь? У вас одно дело?» «Одно – по доносу Решилова; все за «Камень Веры». «Слышал, слышал – говорил Аввакум – уж не говори». И махнет рукой. Аввакум хвалился, что к нему милостив Леонид, епископ сарский, и что он надеется чрез его старание скоро получит свободу. Маевский отвечал на это с грустью, что у него нет защитника, а Феофан впрямь заест его за то, что наговорил на него Решилов. Судьба однакож поровняла их. В 1736 году 23-го июня Аввакума лишили монашества и с мирским именем Алексея Львова отправили в Тайную канцелярию. Три года держали его в казамате, мучили допросами и очными ставками, а может быть и чем похуже. Наконец, разобравши дело, решили 1739 года августа 8: «так как противнаго умысла и злости за ним не оказалось, а все учинил он (т. е. разговаривал с Маевским про его беду) с простоты своей, то бить его за это, вместо кнута, плетьми и сослать в монастырское братство, куда Синод назначит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010