И услышал народ глас Божий, и увидел страшные явления. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся ( Исх. 20:18 )... Но не в силах был народ вынести это страшное Богоявление, эту нестерпимую Феофанию. Внешние проявления славы Ягве – громы, пламя, звук трубный, дымящаяся могучая гора – привели к тому, что народ отступил, и стал вдали ( Исх. 20:28 ). Не то чтобы переступить через запретную черту к горе, а и от нее отступили люди. И далее люди сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх, 20:19). Слова Божии не только неизреченны, но их невыносимо слушать. Звук Божественного Логоса мертвит неподготовленную тварь. Так открывается исключительная роль Моисея. Гугнивый Моисей один слышит Бога, ему одному открывается Логос, а уже он передает слышанное своему пророку, красноречивому Аарону. Аарон же, как уста Моисеевы, передает все народу. После декалога, который слышали все, с Богом говорил уже только Моисей, передавая слова Божии народу. Об этой невыносимости явления Бога, явления славы и любви Божией для неподготовленной твари, и в особенности для грешного человека, много рассуждали святые отцы. Св. Григорий Богослов : «Не всякий может приближаться к Богу, но только кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию. Да еще и прежде, при самом начале законодательства, трубы, молнии, грозы, мрак, гора вся дымящаяся, страшныя угрозы, что если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями ( Исх. 19:13 ), также другая подобныя грозныя явления удерживали других внизу горы, и для них много было, по надлежащем очищении, слышать один глас Божий; между тем Моисей и на гору восходит, и вступает внутрь облака, и получает закон, и приемлет скрижали, для народа скрижали письмени, а для тех, которые выше народа, скрижали духа» т. I, слово 3, с. 56–57]. О невыносимости для народа слышать глас Божий св. Кирилл Иерусалимский : «В огне снисшел Господь на гору Синайскую, и народ не мог вынести сего, но сказал Моисею: глаголи ты с нами, и будем слушать, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем ( Исх. 20:19 ). И еще: кая бо плоть, яже слыша глас Бога Жива, глаголюща из среды огня, и жива будет ( Втор. 5:26 )? Если и сие – слышать глас глаголющаго Бога, бывает причиною смерти; то как же не причинит смерти это – видеть Самого Бога? И чему дивишься? Сам Моисей сказал: пристрашен есмь и трепетен ( Евр. 12:21 )» Слова огласит., 12, п. 13].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На литургии Прокимен, гл. 4 1. Песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами ( Дан. 3, 26–27 ). Аллилуйя: 1. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его. 2 . Взывали к Господу и Он внимал им ( Пс. 98, 6 ). Причастный: 1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних ( Пс. 148, 1 ). 2. Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословить ( Пс. 32, 1 ). На вечерне Прокимен, гл. 8: Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи. Стихи: 1. От конца земли взываю к Тебе. 2. Покоюсь под кровом крыл Твоих. 3. И я буду петь имени Твоему во век ( Пс. 60, 6.3.5.9 ). Во Неделю вторую Великого поста Память святителя Григория, архиепископа Фессалоникского, чудотворца Тропарь, гл. 8 Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ. Кондак, гл. 8 Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати». В Неделю третью Великого поста Поклонение Святому Кресту Тропарь, гл. 2 Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Кондак, гл. 7: Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом Креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В Неделю четвертую Великого поста Память преп. Иоанна Лествичника Тропарь, гл. 2 Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретя небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Вашей честности всеусердный всяких благ желатель Аарон, епископ Карельский. 1721, Июля дне 2 Новгород. Отметка: в 16 день. 135 С 1721 года архиепископом новгородским был Феодосий (Яновский). Прослужив у него викарем два года, преосвященный Аарон стал проситься на покой в свою нилову пустынь „на безмолвие“, и был уволен синодом в июле 1723 года в среду братии, на одинаковое с нею положение. Сюда же прибыл и сотрудник преосвященного, архимандрит Серапонт, вскоре скончавшийся в схиме (8 ноября 1725 года). За четыре с половиною года тихой, скромной и незаметной жизни Аарона в пустыни совершилось на арене жизни много крупных событий. Смерть Петра. Волна времени с шумом снесла Феодосия. Одно время сильная опасность грозила и другому сподвижнику Петра, заместившему Феодосия в синоде и в Новгороде, Феофану (Прокоповичу) , но он удержался и, как бы вынырнув, стал искать опоры у людей старой партии, у тех, кем раньше пренебрегал. Он и вызвал из пустыни Аарона, сначала предполагал устроить его на коломенскую кафедру, а когда это не удалось взял его в викарии к себе, на прежнее его место (9 января 1728 года). Прослужив с Феофаном около двух лет, преосвященный Аарон стал опять проситься в Нилову пустынь. Он писал синоду „ныне вижду многое изменение состояния моего, как плотию, так и духом, отовсюду оскудение и пременение в крепости моей, и ожидаю скорого пресечения жизни моея, и ставленаческую должность и епаршеское управление по присылаемым указом за всеконечною моею болезнью отправлять весьма ныне не могу“. 1 июля 1730 года он был уволен, согласно прошению, по болезни. В 1734 году преосвященный выезжал в Петербург с хлопотами по делам пустыни, а вернувшись просил императрицу разрешить ему принять схиму. Разрешение было дано 5 июня 1735 года. Потом преосвященный рискнул обратиться к императрице с новым письмом, в котором ходатайствовал отменить для Ниловой пустыни состоявшийся, как он слышал, синодальный указ о том, чтобы постриженные в монашество без надлежащего разрешения были расстрижены. Императрица на этот раз, передав письмо преосвященного в синод, выразила желание, чтобы впредь преосвященный чинить ей утруждений не дерзал. Началось строгое и жестокое следственное дело, преосвященному был объявлен публичный при всей братии выговор и от большего взыскания он был освобожден только по вниманию к преклонным летам. Ему только было запрещено всякое вмешательство в дела пустыни. 3 апреля 1740 года он, наконец, принял схиму с именем Алипия и чрез месяц, 1 мая, скончался. У преосвященного было сбережен капитал в 30 рублей, который он распределил на похороны и поминовение. Всего имущества была суконная ряса, она завещана на клобуки братии. 136

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2014/03/12, 10:07:50 15 марта в 12 часов дня от Киево-Печеской Лавры двинется Крестный ход молящих о мире и братской любви. Братья и сестры присоединяйтесь.Зло сильно там, где мы слабы. Дорогие наши батюшки, молитесь за нас. из Украины с любовью 2014/03/12, 10:04:18 Господи, спаси благочестивыя и услыши ны! " Господи, даруй мир Твой людям Твоим. Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро. Господи, даруй им благодать Твою, чтобы они в мире и любви познали Тебя, и возлюбили бы, и сказали бы, подобно апостолам на Фаворе: " Добро нам, Господи, быть с Тобою " . Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли. Утешителю благий, слезно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою " . Раба Божия Ирина (Москва) 2014/03/12, 09:22:27 Спаси Господи, батюшка Рафаил. Храни, Господи, Русь православную! р.Б. Ирина 2014/03/12, 08:50:32 Беларусь - Россия - Украина давно есть Святая Русь!!! Просиявшая светом святых ! Видимо пора молится уже за и ВЕСЬ мир. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: " вы сделали нас ненавистными в глазах фараона " (Исх. 5, 21). Точь в точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, - радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и взгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, - страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной начавши только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! " Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде " (Ис. 5, 16). Бог сильнее врага. Возопий к Нему, - и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: " теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном " . Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря в себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=177...

Eximias animi dotes si cernere possis Possis foemineo corpore nosse virum. Nee satis hoc dictum est, laudes supereminet omnes, Quascunque in somnis cudere musa potest. Sola huic par laus est, Magnus quod censuit ipsam Dignam se et dignam Petrus honore suo. Expetitur conjunx Petro Gatharina Secunda, Nomen idem regum, quod fuit ante, manet. Ne timeas varios, о felix Russia, casus, Maxima constantis pignora sortis habes. 8) Без заглавия: Cernis, ut in tristi spectator papa theatro etc. 9) Без заглавия: Numen in auguriis (A. N.) sic disquiritur etc. 10) Ad lectorem incumbentem libro Kwiatkewitz. Non tibi vana fluent lustranti haec otia lector etc. 482 В Miscellanen Sacra, изданных архимандритом Давидом Нащинским в Бреславле в 1745 г., помещены между прочим: а) латинская Ода Императору Петру II-мy, на путешествие его в Москву для коронации. б) Описание местоположения Киева, латинскими стихами, в) Элегия к ученику, с увещанием о соблюдении непорочности жизни, г) Монашеская элегия от лица сына к отцу, отклонявшему его от монашеской жизни. 483 462 Дела арх. св. Синода 1730 г. 100. – Аарон скончался в 1740 г., принявши в схиме имя Алипия. (Дела арх. св. С. 1740 г. 146). 463 «Сего июля 23 (1728 г.) оный архимандрит Давид письменно мне предложил – писал Феофан в доношении Синоду 24 июля – что ныне сам себе он разсудил к такому (настоятельскому) послушанию быти не угодна, и по природе склонен признавает себя удобнейша жить в монастыре под началом, нежели к монастырскому строению. И требовал оной архимандрит, дабы уволить его в отечество его в Малую Россию». (Дела арх. св. Синода, 1728 г. 246.) 464 В Трудах Киевской академии, 1865 г., Т. I, стр. 297–330 это письмо не верно отнесено к лицу Маркелла Родышевского, вместо Давида Скалубы. 470 «In historia ecclesiastica, quam composuit, non vero edidit, doctrinam et caremonias sacras in orthodoxa primitiva ecclesia graeca ante tempora Constantini Magni usitatas recenset». (Vita Theophanis в Scherer’s Nordische Nebenstunden. Сравн: Das Nord und ostliche Theil von Europa und Asia, von Stralenkerg.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

К Афанасию Холмогорскому вполне приложимо то понятие, которое мы составили об авторе «Увета духовного», рассмотревши его содержание. Но с другой стороны, принимая во внимание краткость времени, употребленное на составление «Увета духовного», трудно предполагать, чтобы Афанасий мог написать его один; естественне предположить, что ему в его работе помогали другие лица, например, справщики печатного двора. Государево жалование на 190 год было выдано следующим лицам: главному начальнику печатного двора Симеону, архиепископу сибирскому и тобольскому; справщикам – Иосифу Белому, монаху Мардарию Ханыкову; чтецам-иеродиаконам – Феофану и Кариону; писцам – Флорке Герасимову и Дмитрейке Федорову 19 . Вначале 1682 года из состава печатного двора выбыл справщик монах Мардарий; на его место справщиком был назначен 4 марта бывший прежде чтецом иеродиакон Карион Истомин, а в чтецы на место Кариона поступил монах Аарон. Согласно с этими изменениями и жалование на 191 год было выдано следующим лицам: архиепископу Симеону, справщикам – старцу Иосифу Белому и иеродиакону Кариону Истомину, чтецам иеродиакону Феофану и монаху Аарону, писцу Герасиму Федорову 20 . Таким образом, около времени составления и печатания «Увета духовного» 5 июля – 20 сентября справщиками на печатном дворе были старец Иосиф Белый и иеродиакон Карион Истомин. Участие Кариона Истомина в составлении или, по крайней мере, исправлении «Увета» – несомненно. В некоторых местах рукописи «Увета» (типограф. библиотеки) добавления несомненно писаны им, Карионом Истоминым (л.л. 21 40 и в других местах). Ergo Карион Истомин принимал деятельное участие при издании «Увета». Вероятно, он и был справщиком этой книги при ее печатании. Относительно участия другого справщика старца Иосифа в издании «Увета» мы не имеем никаких сведений; вероятнее всего, что на нем лежала справка других печатавшихся в то время книг и что, следовательно, он не принимал никакого участия в составлении и издании «Увета». Таким образом, по нашему предположению, «Увет духовный» составлен архиепископом Афанасием Холмогорским при ближайшим участии справщика печатного двора иеродиакона Кариона Истомина. Что касается участия патриарха Иоакима в этом деле, то ему принадлежало высшее наблюдение за составлением и печатанием «Увета». Кому принадлежала мысль издать «Увет» – неизвестно; может быть и патриарху Иоакиму. Когда же «Увет» был написан, то, по всей вероятности, еще до печатания был прочитан патриархом Иоакимом и одобрен им к печати; быть может даже что-либо было и изменено вследствии замечаний патриарха. Впрочем, обо всем этом мы не имеем никаких сведений; все это только предположения ни больше, ни меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

30 мая, 26 и 29-го июня следовали допросы Феофилакту. Но как его ответы опять показались неудовлетворительными и не согласными с показаниями Решилова, то комиссия положила привесть его к присяге. Указ об этом, за подписанием членов св. Синода и кабинетных министров, объявлен был Феофилакту 7 июля 1735 года. 417 Вместе с указом сообщена ему и форма присяги, особливо на этот случай сочиненная Феофаном. 418 Можно было предугадать ответ Феофилакта. Посланные с указом симоновский и чудовский архимандриты с обер-секретарем Дудиным и секретарем канцелярии тайных розыскных дел Хрущовым донесли Синоду, что Феофилакт «прочет все, мало помедли, говорил: как он не знал – не ведал, и ни языка-де, ни доносителя нет, ан-де велено ему ответствовать. И того ответствия (говоря сердито и грубо) посланные требовали у него весьма торопко и понудительно, и так о требованных у него речах, – каковых-де, яко недостойных памяти, и что-де силы в них никакой нет, вспомнить тогда не мог, и на ум ему не пришло, – и не показал. А что ныне ему ея императорскаго величества указом повелевается присягу учинить, то исполнить готов, да и сам он желал того; понеже совесть его в том не зазрит и никто в том на него показать и доказать не может». Как совершилась присяга, приводим подлинный акт, подписанный синодальними членами и генерал-адьютантом Ушаковым. «В назначенный день, 10 июля, к члену святейшаго правительсттующаго Синода преосвященному Питириму, архиепископу нижегородскому и алаторскому, по полуночи в седьмом часу, в присутствие прибыли: св. Синода член, преосвященный Леонид, архиепископ сарский и подонский, генерал и кавалер лейб-гвардии семеновскаго полка подполковник, и ея императорскаго величества генерал-адьютант Андрей Иванович Ушаков, да синодальные ж члены Аарон, архимандрит чудовский, Иларион, архимандрит новоспасский, Амвросий, архимандрит симоновский. И от означенных присутствующих персон синодальный секретарь Иван Муринов посылан дважды к имеющимся при Феофилакте архиерее тверском кабинета ея и.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   После сего понятно содержание этих, 7—11, стихов. Надобно, однако же, сделать нужные замечания на некоторые речения.    Что разуметь здесь под служением? — Не Моисеево посредство и Апостольство, а домостроительство спасения подзаконное и благодатное, в их сравнении одного с другим. Так святой Златоуст и все наши. Феодорит только то на то, то на другое указывает. И по ходу речи лучше разуметь последнее. Апостол в этом отделении рассуждает все о превосходстве Нового Завета и его выставляет на вид, себя же всячески прячет и заслоняет. Пред этим только сказал, что сами по себе они ничто. Уместно ли предполагать, что после такого слова он тотчас выставляет славу Апостольства?     «Аще ли служение смерти писмены образовано в каменех, бысть в славу». — «Образовано» — εντετυπωμενη, напечатлено буквами на каменех — на двух скрижалях каменных. На этих скрижалях написано было только десятословие; под служением же смерти разумеется все ветхозаветное учреждение. Апостол обнимает все его тем одним, что написано было на скрижалях, ради того, что десятословие составляло средоточие всего ветхозаветного учреждения, и ради того, что слава на лице Моисея в первый раз показалась, когда он сносил скрижали, а может быть, и ради того, что писание буквами на камнях очень хорошо выражает существенные черты Ветхого Завета. Слова: «бысть в славе» указывают на прославление «зрака плоти лица» Моисеева, когда сходил он с горы. Это прославление было так велико, что Аарон и все сыны Израилевы не могли выносить блистание его, и «убояшася приступити» к Моисею (Исх. 34:29, 30). Это и выражает Апостол, когда говорит: «яко не мощи взирати сыновом Израилевым на лице Моисеово». Сам Моисей сначала и «не ведяше, яко прославися зрак плоти лица его», но когда узнал, стал возлагать покров на лице свое (Исх. 34:33) для того, чтоб беспрепятственно входить в общение с сынами Израиля по делу устроения всего Завета. Восходя же на гору, Моисей снимал покров для беседы с Богом. Это прославление лица было следствием видения славы Божией, ее отражением; почему по окончании всего дела устроения заветных порядков, вероятно, прекратилось. Почему Апостол и назвал славу сию престающею. Не могли, говорит, сыны Израилевы взирать на Моисея, — «славы ради лица его престающия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пророки сами расскажут о себе. Мы увидим образы этих таинственных мужей в окружении той среды, куда поместила их история, постараемся вглядеться в них, услышать их голос, обращенный к нам через столетия. Пророки и сегодня продолжают свое дело. Тирания и несправедливость, культ силы и национальное чванство, богоборчество и ханжество — все это полчище врагов, с которыми они сражались, угрожает человеку в наше время не меньше, чем в эпоху Амоса или Исайи. Поэтому слово вестников Царства Божия остается столь нужным для нас в борьбе сегодняшнего и завтрашнего дня. ПРИМЕЧАНИЯ ВВЕДЕНИЕ 1. Смысл слова «наби» проясняется в свете Исх 4, 16, где Аарон, говорящий от лица Моисея, назван его «пророком». См. также: Иез 37, 4, где «пророчествовать» означает говорить нечто по повелению Бога. См.: К. Корниль. Пророки. М., 1915, с. 6 сл.; прот. А. Князев. Пророки. — «Вестник РСХД», 1972, с. 10. См.: J. Мс Kenzie. Dicmionary of the Bib1e. N. Y., 1966, р. 624; В. Ваиег. Bibel Theologisches Worterbuch, 1967, S. 1135; G. von Rad. Old Tesmamenm Theology. London, 1966, v. 2, р. 8, ff; М. Вивег, Тне Prophemic Faith. N. Y., 1960, р. 23; Е. Jacob. Le prophemisme а la lumiere des recherches recentes. «Ои еп sont les etudes Bibliques», Paris, 1968, р. 91. 2. См.: K. Jaspers. Vom Ursprung und Zeit der Geschichte. 1949, S. 45. Впрочем, следует отметить, что на особую роль этой эпохи (середины I тысячелетия до н. э.) некоторые авторы указывали и до Ясперса. Например, Макс Вебер, К. Даусон и др. 3. М. Тареев. Основы христианства, т. 2. Сергиев Посад, 1908, с. 91. Другой православный богослов называет профетизм «квинтэссенцией» Ветхого Завета (А. Покровский. Ветхозаветный профетизм. Сергиев Посад, 1908, с. 14). Профетизм нередко рассматривают как единственный в своем роде диалог между Богом и человеком», так как в отличие от большинства книг Св. Писания Бог говорит у пророков от первого лица. См.: В. Vawter, Introduction to the Prophetical Books, 1965, р. 35. 4. Следует напомнить, что в большинстве переводов Библии священное имя Божие заменено словом «Господь». Священное имя, состоящее из четырех букв IHWH, было еще до н. э. запрещено к произношению (во имя благоговения). Поэтому подлинное звучание этого имени было впоследствии забыто и восстановлено в искаженной форме «Иегова». Однако в XIX веке на основании свидетельств учителей Церкви (Климент, Ориген, Иероним, Епифаний, Феодорит) св. имя произносится как Ягве (см.: архим. Феофан. Тетраграмма, или ветхозаветное божественное имя IHWH. СПб., 1905, с. 24.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

До последнего времени общим по этому вопросу воззрением было то, что Jahveh есть Qal imperfectum. Это понимание выражено во всех древних переводах и новых, назначенных для общественно-церковного употребления. В настоящем столетии, с оживлением к священному имени научного интереса, в этом отношении произошел переворот. Вместо Qal imperfectum в тетраграмме стали усматривать Hiphil imperfectum, форму, как известно, каузативную, т. е. глаголам средним придающую значение действительное. Идея переходно-действительного понимания тетраграммы, собственно, сама по себе не нова. Только прежде она связывалась с формой не Hiphil, a Piel. Еще в XIV в. Аарон бен Елия в своем сочинении «Древо Жизни» высказывал мысль, что до Моисея тетраграмма имела значение qal-hoe, а при Моисее получила значение каузативное и, именно, piel-hoe – вместо «абсолютно-сущего» стала означать «виновника бытия, дивным образом устрояющего мир и историю» 90 . Сторонником piel-horo понимания тетраграммы, хотя и в своеобразном смысле, является и известный Клерк (Clericus) в своем комментарии на Книгу Исход. Бог в тетраграмме, по определению Клерка, характеризуется как Осуществователь обетований. Понимаемое так, это имя, по его мнению, синонимично с именем «Творец», но отличается от последнего непосредственным отношением к истории Откровения 91  В наше время каузативное понимание тетраграммы получило видоизменение и дальнейшее развитие. По мере того как стало намечаться истинное произношение тетраграммы, толкование ее piel-hoe стало невозможным. Но взамен этого открылась возможность толкования hiphil-horo. Авторские права на это понимание с настойчивостию в свое время себе усвоял известный геттингенский профессор де-Лагард. Но в этом своем притязании он прав лишь в том смысле, что в нем оно нашло себе особенно усердного и авторитетного защитника. В действительности же понимание это не только было высказано, но и развивалось до него. Уже Фюрст в своем еврейском словаре в числе возможных чтений тетраграммы ставит чтение Jahveh со значением даровател бытия, призывающий к бытию, творец,приравнивая его к санскритскому dhatri.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010