Дорофею (Замятину), а сам большую часть времени проводил в уединенной молитве в пещерах, где слева от пещерной церкви, на месте первоначальных подвигов старца, стоял гроб, к-рый он подготовил для себя. Последние годы жизни принесли старцу тяжелые испытания. В 1730 г. саровский иером. Иосия (Самгин), утративший доверие И. и смещенный им с должности казначея, ушел из обители и возглавил Берлюковскую во имя святителя Николая Чудотворца пустынь Конфликт усугубился показаниями, к-рые по собственной инициативе стал давать в Московской синодальной конторе саровский мон. Георгий (Зворыкин Григорий), страдавший психическим заболеванием. После разбирательств его показаний и доноса о. Иосии в Саровской пуст. произвели обыск, была найдена запрещенная книга архим. Маркелла (Радышевского) «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный и на книгу О блаженствах», в к-рой критиковались церковные реформы имп. Петра I и архиеп. Феофана (Прокоповича) . На допросах выяснилось, что И. приобрел тетради с сочинениями архим. Маркелла в Москве у книготорговцев Щелягиных и поручил братии переписать их. Следствие по делу саровских монахов, получившее политический оборот, расследовалось в Тайной канцелярии. Осенью 1734 г. И., а также иером. Ефрем (Коротков) , иеродиак. Феофилакт и мон. Аарон были арестованы. И. скончался в тюрьме Тайной канцелярии, последняя выдача «кормовых» денег, согласно расходной книге, состоялась 16 дек. 1737 г. Старец был похоронен рядом с Преображенской ц. в Колтовской слободе, находившейся около Тайной канцелярии. В 1849 г. писатель А. Н. Муравьёв инициировал сбор средств для постройки вместо ветхой Преображенской ц. нового каменного храма (снесен в 1932). В числе первых жертвователей был саровский игум. Исаия II с братией. Попытка найти могилу или архивные сведения о точном месте захоронения И., предпринятые Муравьёвым, не увенчались успехом. В 1861 г. при строительстве Преображенской ц. были найдены останки некоего человека с железными цепями на ногах, мощи были положены в храме; благочестивые прихожане служили здесь панихиды по старцу.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Ибо утверждали о себе, что не передавались они на сторону злочестия, но, чтобы не были поставлены какие-либо нечестивцы и не растлили Церквей, согласились они лучше содействовать насилию и нести на себе бремя, только бы не погибли люди. И утверждая это, говорили они, как нам казалось, достойное вероятия; ибо выставляли они в извинение свое, что и Аарон, брат Моисеев, в пустыне, хотя способствовал народу в преступлении, однако же имел оправданием то, что без этого народ, возвратившись во Египет, обратит себе в навык и усилит в себе нечестие. А потому и дозволено им быть в клире; и тем, кои обольщены и потерпели насилие, дается прощение... Кающиеся же пусть явно и поименно предадут анафеме зловерие Евдоксия и Евзоия (ибо сии защитники арианской ереси, хуля Господа, включили уже Его в число тварей), да исповедуют же веру, исповеданную Отцами в Никеи, и никакого другого Собора не предпочитают сему Собору. С. 424, 425, 426. Творения иже во святых отца нашего АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО, архиепископа АЛЕКСАНДРИЙСКОГО. Часть IV. Москва. 1854. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов 160. Похвала за неоставление занятий по изучению Псалтири по причине болезни Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллин, за изволение твое о Христе; ибо и настоящее искушение, в котором много страдал ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученых занятий. Ибо, спросив подателя письма, как проводишь ты время после болезни, узнал я, что занимаешься и всем Божественным Писанием, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмов, и стараешься уразуметь смысл, заключающийся в каждом псалме. За сие-то и одобряю тебя ныне, ибо и сам имею великую любовь к той же книге, как и ко всему Писанию. С. 1. 161. В Псалтири изображена вся жизнь человеческая, польза их при всяких положениях По моему мнению, в сей книге Псалмов измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке… И ныне каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог услышит просящих псаломским словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

«А о прочих объявили, что все учинено изрядно». Духовные сановники, признавшие весь акт «изрядным», были следующие: 6 епископов — Стефан (Яворский) м. Рязанский, Сильвестр (Холмский) м. Смоленский, Питирим (Потемкин) архиеп. Нижегородский, Варлаам (Коссовский) еп. Тверской, Аарон (Еропкин) еп. Карельский, Феофан (Прокопович) еп. Псковский; и 3 архимандрита: Феодосий (Яновский) СПБ Ал. Невского монастыря, Антоний, Моск. Златоустова монастыря, Иона Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Спеша закрепить эту первую формальную победу над духовенством, Петр на другой же день требует закрепления подписями достигнутого согласия. «Понеже вчерась», пишет Петр в особом указе Сенату, «отвас же слышал, что проект о духовной коллегии как архиереи так и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереям и вам оной подписать, которой потом и я закреплю. А лучше два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям». По канцелярской справке и были подписаны два экземпляра и скреплены 27-го февраля и царской подписью. Сила формально обязательного закона этими подписями носителей верховной государственной и церковной власти была выражена полностью. Дальнейшие формальности подписания Духовного Регламента духовными сановниками в епархиях имели уже только моральное значение: — осведомления о совершившемся факте и собирания благожелательных советов об улучшении созданного учреждения. Новая форма высшего управления русской церковью вытекла из единоличной воли абсолютного монарха, без соборной воли самой русской церкви и без соглашения с соборной волей всех других автокефальных православных церквей. Верхушка русской иерархии беспрекословно приняла это учредительное волеизъявление светской власти. Формальная неканоничность этой реформы вне всяких споров. Неканоничность по существу выяснится пред нами вскоре.    Удовлетворенный первой решительной победой, Петр дал год сроку для приобщения к этому соир de l " egliseu остальной иерархии. Указом Сената для собирания подписей иерархии всех концов России был назначен светский агент власти, подполковник Семен Давыдов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христом называется и Давид Царь, и Аарон первосвященник, потому что и цари и священники были помазываемы; Христом, но не Богом по естеству может быть назван и всякий муж Богоносный, θεοφρος, в какомъ смысле и нечестивый Несторий дерзнул назвать Богоносцем родившегося от Девы. Но да не будет, чтобы мы называли, или, даже в мыслях своих представляли Его Богоносцем, напротив исповедуем Его Богом воплотившимся. Посему и Св. Дева почитается и именуется Θεοτκος не только ради естества Слова, но и ради обожения человеческого естества“. Кроме этого главного наименования: Θεοτκος в языке отцов церкви находим несколько новых, небывалых до того в греческом языке слов, изображающих достоинство девы Марии. Так напр. Кесарий, писатель VI века называет ее: επαις – присноотроковица, Златоуст – αειπρθενος, приснодева, Дамаскин – μητροπαρθνος – матерь дева: Παρθνομητωρ – дева матерь (у Афанасия) в 79 правиле Трульского Собора: χραντος παρθενομτωρ – всенепорочная матерь Дева, Θεομτωρ, Богоматерь ( Григорий Нисский ), Μητρθεος с тем же значением у Феофана; Θεογενντρια и θεοκυητωρ, Богородительница (у Андрея Критского ); θοπαις, Богоотроковица (у церковных песнопевцев); θεοχαρτωτος, богоблагодатная (у Андрея Критского ); νμφη νυμφευτος, невеста неневестная, т. е. не вступавшая в брак, приснодевственная (Акафист Богоматери), η πανχραντος, пречестая, πανμωμος, всенепорочная, θενυμφος, Богоневеста, πανμνητος – всепетая и т. п. 1 Renaudot. Lit. Orient. Collecm.-Фuлapema Черниговск. .Обзор песнопевц. стр. 10.Е. И. Ловагнна Собр. древ. историй. Введ. стр. 8. 2 Место это взято из 2-го письма Платона к Дионисию и читается так: περ των πντων βασιλα παντα στ κα κενε νεκα παντα, κα εκενο ατιον απντων των καλν, δετερον δε περ τ δετερα κα τρτον περ τ τρτα. 3 Слово: τριζειν встречается и у классиков, но там·оно употребляется, когда говорится о том, что в борьбе на Олимпийских играх победа доставалась тому, кто три раза повергнет на землю своего противника. Читать далее Источник: Прибавления к творениям Святых Отцов в русском переводе 1885, XXXV, с. 537-574 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ter...

М.: Синод. тип., 1913). С 80-х гг. XX в. в издания И., выпускаемые как гражданским, так и в церковнослав. шрифтом, добавляются воскресные отпустительные тропари, богородичны, ипакои и вседневные богородичны, поемые по тропарях (см.: Ирмологий/Изд. Моск. Патриархии. М., 1982, 1997, 2008. Ч. 1; Ирмологий/ТСЛ. [Серг. П.], 1995). В издание И. гражданским шрифтом, подготовленное в Московской Патриархии, включено нотное приложение: одноголосный И. знаменного и обиходного распевов, составленный в 80-х гг. XIX в. архим. Аароном (Казанским) (1982. Ч. 2), и сборник традиц. многоголосных напевов, а также гармонизаций и переложений, выполненных прот. Петром Турчаниновым , А. Ф. Львовым , архим. Феофаном (Александровым) , А. А. Архангельским , Е. С. Азеевым , А. Д. Кастальским , Д. М. Яичковым , А. Е. Ставровским , С. З. Трубачёвым , архим. Матфеем (Мормылем) (1983. Ч. 3). Арх.: РНБ. Ф. 1147. 808: Смоленский С. В. Описание знаменных и нотных рукописей церковного пения, находящихся в «Соловецкой библиотеке» КазДА. Каз., 1895. Маш. Изд.: Смоленский С. В. Снимки с певческих рукописей к Описанию соловецких рукописей. Каз., [б. г.]. Табл. I-IV; (переизд.: Smolenskij S. V. Paläografischer Atlas der altrussischen linienlosen Gesangsnotation/Hrsg. v. J. v. Gardner. Münch., 1976. Taf. I-IV); Ирмологий, содержащий ирмосы всего лета, употребляемые при церковных службах во обители Живоначальныя Троицы и прп. Сергия: С местным напевом, усвоенным давностию употребления/Сост.: архим. Аарон [Казанский]. М., 1886. [Серг. П.], 19042; Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии. М., 19072. Ч. 2: Ирмосы; Koschmieder E. Przyczynki do zagadniena chomonji w hirmosah rosyjskich. Wilno, 1932 [изд. части Вроцлавского Ирмология кон. XVI - нач. XVII в.]; idem. Die ältesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente. Münch., 1952, 1955, 1958. 3 Bde. (ABAW. Phil.-hist. Kl. N. F.; 35, 37, 45); Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. [Vol. B]: Hirmologium/Ed. R. Jakobson, C. Høeg. Copenhagen, 1957. (MMB. Sér.

http://pravenc.ru/text/674073.html

В обители оставались: Казначей Аарон с двумя монахами. Французы в самый день вторжения в Москву вошли в монастырь. Казначей, однажды угрожаемый смертью и совсем приговоренный к расстрелу, но, Божией помощью, спасенный от оной, скрылся из монастыря и проживал, впрочем, все время в Москве. Он объясняет с ужасом, как видел однажды несколько Французов, проехавших в Архимандричьих шапках и облачениях, в поругание духовенству. По изгнании врага, все иконы найдены поруганными и храмы – оскверненными. Сей же Наместник, по управлению его в тогдашнее время заштатным Сретенским монастырем, показывает об оном, что все церковное имущество оного монастыря, по недостатку казенной подводы, отправлено с купцами Капустиными в Казань. Сам же он с остальными вещами 1-го Сентября выехал в Коломну, а оттуда – во Владимир, а потом остановился в Спасо-Евфимиевом Суздальском монастыре. В Сретенском монастыре оставалось несколько монахов, из коих – Иеромонах Алексий был бит, для узнания церковного имущества. Замечательно, что Французы, во время грабления церкви, неоднократно брали в руки серебряный ковчег с частью мощей Марии Египетской, и опять поставляли его на своем месте, так что он остался целым. 24-го Октября Наместник возвратился в монастырь и нашел, что святые храмы обруганы, повсюду наполнены нечистотой. Главная церковь служила лазаретом для Русских раненых. Одна зимняя уцелела, в которой в скорости и началось богослужение. В. Второклассных 6-го – Спасо-Андрониева Настоятель, покойный Архимандрит Феофан, за день до вступления неприятельского, со всей лучшей ризницей и утварью, выехал в Юрьев Польской. На 3-е Сентября неприятели ворвались в монастырь и, разломав двери церквей, с жадностью грабили оставшиеся на иконах оклады. 4-го числа пожар, распространяясь в окрестности монастыря, объял и монастырские здания. Один только братский корпус остался в совершенной целости. 7-го – Высокопетровского Покойный Настоятель, престарелый Архимандрит Иоанникий, в провождении одного Иеродиакона и двух штатных служителей, С лучшими ризничными вещами и утварью, выехал 1-го Сентября, с намерением продолжать путь в Вологду, но, по старости лет, остановился в Ярославле. Прочее братство, в числе 8 человек, оставалось в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . И се немалая должность, как бы священство от симонии и бесстудного нахальства отвратить. К сему полезно есть сделать совет с сенаторами, как много дворов к одному приходу определить, с которых всякий бы давал такую-то именно подать священству и прочиим причетникам церкви своей, дабы они совершенное по мере своей имели довольство и впредь бы не домогалися платежу за крещение, погребание, венчание и прочая. Обаче сие определение не возбраняет доброхотным человекам подавать священнику, сколь много кто по щедрости своей похощет. Собственно, всяк коллегиат, как президент, так и прочие, в начале приятия чина своего должны учинить присягу, что верен есть и будет Царскому Величеству, что не по страстям своим, не для мздоимства, но для Бога и пользы людской со страхом Божиим и доброю совестию судить дела и советовать и других братии своей мнения и советы рассуждать, принимать или отвергать будет. И клятву таковую изречёт на себе под именным штрафом анафемы и телесного наказания, аще бы после противен присяге своей подстережён и уличён был. Сия вся зде написанная первее сам Всероссийский Монарх, Его Царское Священнейшее Величество слушать пред собою чтомая, рассуждать же и исправлять благоволил сего 1720 году Февраля 11 дня; а потом, по указу Его Величества, преосвященные архиереи, архимандриты купно же и правительствующие сенаторы слушали же и, рассуждая, исправляли сего же Февраля 23 дня. Таже в утверждение и в исполнение непреложное по приписании рук присутствующих духовных и сенаторских персон и сам Его Царское Величество своею собственною рукою подписать соизволил. Смиренный Стефан, митрополит недостойный Рязанский. Смиренный Сильвестр, митрополит Смоленский. Смиренный Феофан, епископ Псковский. Смиренный Питирим, епископ Нижегородский. Смиренный Варлаам, епископ Тверской. Смиренный Аарон, епископ Карельский. Феодосий, архимандрит Александро-Невский. Антоний, архимандрит Златоустовский. Казанского Спасского Преображенского монастыря архимандрит Иона Салникеев. Московского Симоновского монастыря архимандрит Пётр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже - святые Нестор и Прокопий. На куполе - Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева - святые Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. На нижнем поясе стены - святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни - также Архангел с шестью мучениками. На своде западной башни изображены - Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа - Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа - фигуры Архангелов Гавриила и Михаила. Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия. Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены - святые Алексей и Иоанн Каливит. В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже - Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода - пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева - святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери - Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая - иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором - Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены - Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом - Святой Пахомий и ангел. На северной стороне нефа изображено Успение святого Ефрема Сирина и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, святой Иоанн Лествичник. В западной части, в углу - Исцеление страдающего водянкой, ниже - Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.

http://sobory.ru/article/?object=10174

1. Сильвестр хирот. 1593, в 1608 переведён во Псков. 2. Павел по 1614 год. После его около 100 лет не было Викарных. 3. Иоиль хирот. 1708, скончался 1712. 4. Аарон Еропкин, хирот. 1714, отошёл на безмолвие в Николаевскую пустынь 1723 года. 5. Иоаким, бывший Астраханский, в 1723 дан Викарием Архиепископу Феодосию. 6. Иосиф, Грузинский Архиепископ, дан в 1734 году Викарием Архиепископу Феофану Прокоповичу . В 1740 году сошёл в Москву в Знаменский монастырь. 7. Маркелл Радытевский в 1742 хирот. Викарием Архиепископу Амвросию Юшкевичу и престав. 1744 года. 8. Иоасаф Хотунцевский хирот. 1752 Викарием Архиепископу Стефану Калиновскому, престав. 1759. II. Епископы, именовавшиеся Кекогольмскими и Ладожскими. 1. Парфений Сопковский, хирот. 1759 Викарием Димитрию Митрополиту. В 1761 году переведён в Смоленск. 2. Тихон Соколов хирот. 1761 года Викарием оному же Митрополиту, и в 1763 году переведён в Воронеж. 3. Иннокентий Нечаев 1763 хирот. ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и в том же году переведён в Тверь. II. Епископы, именовавшиеся Олонецкими и Каргопольскими. 1. Иоанн хирот. того же 1763 года ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и переведён в Устюг. 2. Антоний хирот. ему же Митрополиту Димитрию Викарием и скончался в Свирском монастыре 1774 года. 3. Вениамин хирот. 1774 года Викарием Митрополиту Гавриилу и в 1775 переведён в Архангельск. 4. Иоанникий хирот. 1775 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1782 уволен на обещание в Хутынь монастырь, а скончался в Юрьеве. 5. Виктор хирот. 1782 Викарием тому же Митрополиту, и 1783 года переведён во Владимир на Клязьме. 6. Амвросий хирот. 1784 тому же Митрополиту Викарием, и в 1787 переведён в Екатеринослав. III. Епископы, именовавшиеся Старорускими и пребывавшие в Хутыне монастыре. 1. Феофил хирот. 1787 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1788 переведён в Тамбов. 2. Афанасий хирот. 1788 тому же Митрополиту Викарием, и в 1795 переведён в Могилёв. 3. Досифей хирот. 1795, тому же Митрополиту Викарием, и в 1798 переведён в Севск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Потом, подождав с минуту, и видя, что я ничего не говорю сказал: «Ну, прости!» Я поклонился в ноги. Милостивый Владыка облобызал меня! Я вышел, обливаясь слезами умиления. 29 числа Митрополит Филарет выехал из Петербурга в Москву, в 6 часов утра. 3 мая, в доме Протоиерея Иоакима Семеновича Кочетова, где я был с Преосвященным Николаем, после служения с ним в Петро-Павловском Соборе (в Крепости), я слышал живого рассказчика, Егора Никитича (первого курса С.-Петербургской Академии, светского) 100 , о Архиереях: О Митрополите Филарете Московском он сказал: «Отлично кадить; в служении красив, но вял, как бы мертвен; ходит, будто считает шаги свои; вообще монотонен, хотя отлично регулярен. Мстит обидевшим благотворением (рассказ о Священнике в Печатниках. Не помню ни имени Священника, ни дела.) LVIII. В ионе 1831 года я назначен Ректором в Одессу, в Херсонскую Семинарию. Меня продержали в Петербурге до Августа. 22 августа я выехал, 28 приехал в Москву. 29 числа был у Митрополита Филарета. М. «Ты куда?» Я. – «В Одессу, в Ректора тамошней Семинарии». М. «Уже ли?» На этом «уже ли» и остановилась речь. Владыка не пояснил ее. Напутствовал благожеланиями и наставлениями честности, трудолюбия и покорности Архиерею. 30 Августа, в день Св. Александра Невского, я был у литургии в Успенском Соборе. Служил Митрополит. Служение величественное, чинное и высоко благоговейное. Здесь я видел всю знать духовную Москвы, а именно: Архиереи: Викарий Викентий, рыжеватый 101 . Аарон (Архангельский) 102 . Дионисий (Пермский), согбенный старец, кроткий 103 . Архимандриты: Феофан Донской, щеголеватый, но простак 104 . Платон Даниловский – черствая личность 105 . Мельхеседек Симоновский – мягкий и ко мне ласковый 106 . Аполлос Новоспасский – гордость и досада уступают дряхлости 107 . Гермоген с конвульсиями, но осанистый и непринужденный, Андрониковский 108 . Иосиф, Ректор Семинарии, худощавый, одни кости… 109 Протопресвитер…. 110 Не знаю, как я попал в Чудов, в залу, где Митрополит с сослужащими кушал чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010