Иконография Господских и Богородичных праздников, в которую составным элементом непременно входит и образ Христа, основывается на общепринятой схеме - Спаситель изображается средовеком в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как " Успение " и " Сошествие в ад " , где Христос изображается в одеждах золотого цвета, " Преображение " , где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа обнаженным в одной набедренной повязке; точно так же Его рисуют в композиции " Крещение/Богоявление " , здесь может отсутствовать даже повязка на чреслах. Традиционный тип иконографии Иисуса Христа вошел и в композицию " Новозаветная Троица " , но об этом иконографическом изводе речь будет в следующей главе. Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконографии, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока, такой тип именуется " Спас Эммануил " . Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи (Ис. 7.14) и означает " с нами Бог " . Это имя относится прежде всего к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы - как, например, мы видим в иконографии " Богоматерь Знамение " (или Воплощение). Яркий пример тому икона " Ярославская Оранта " или " Курская Коренная " . Благословляющий жест Иисуса, изображенного в обрамлении концентрических кругов, означающих лоно Богородицы, вместившее невместимого Бога. В момент зачатия Слово Божье все равно больше мира, Оно внутри и вне его. Тот же младенческо-отроческий тип Христа вошел во все богородичные иконы. О них пойдет речь в соответствующей главе. Здесь необходимо добавить только то, что часто Младенец изображается со свитком в руке, символизирующим Его учение, которое Он приносит в мир, Благую весть. Он еще как человек, но Его учение в Нем и с Ним, ибо Он - Бог и Спаситель. Одежды Младенца в богородичных иконах могут быть самыми различными - золотыми (Богоматерь Владимирская), красно-синими (Богоматерь Страстная), с цветной рубашечкой (Богоматерь Яхромская), с цветной и золотой каймой (Одигитрия Дионисия) и т.д. Ножки младенца либо босые, либо обуты в тонкие золотые сандалики (Богоматерь Донская), что символизирует Благую весть (Еф. 6.15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

350 Святцы: «прп. отец Косма, игумен Успенского монастыря Яхренский, иже в Шахматицех, Юрьевский чудотворец, преставился в л. 7000 мес. февр. в 18 день». Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. Служба прп. Косме на 18 д. февр. и житие его в сборнике Нижегор. Благовещ. монастыря. 351 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. В 2 т. СПб., 1866. Т. 2 (далее – Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской словесно­сти. – Ред.); Владимирский сборник. Материалы для статистики). По описи 1662 года «за Кузминым монастырем 94 двора». 352 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. О сей иконе ошибочно говорится в двух местах как о двух различных (см.: Слава Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ее икон в России: В 3 ч. М., 1853. Ч. 3, отд. 3 (далее – Слава Пресвятой Владычицы нашея Богородицы. – Ред.). В первом сказано, что св. икона явилась в 1482 г. Но это было раньше (ркп. повесть о Яхромской иконе в б-ке общ. ист. 213; у Ру­мянцева 371). 353 Собр. л. 4, 293, 295; Повесть о начале и основании Печерского монастыря; ркп. Минеи июня 10 в Сергиевой лаврской б-ке 5. 356 Храм 40 мучеников, похожий на молитвенный дом, с крышей в один скат, доселе цел и служит приходским храмом заштатного городка Печерска. Позже, и именно в 1565 г., при входе в монастырь построен прп. Корнилием храм св. Николая (ТолстойМ. Святыни и древности Пскова. М., 1861 (далее – Толстой М. Святыни и древности Пскова. – Ред.)). 358 См. письмо Курбского и письмо Полубенского в «Москвитянине» (1853. Ч. 5). Там же сочинение Корнилия описание обители (С. 139). Письмо к Вассиану см. в: Сказания князя Курбского/Изд. Н. Устрялов: В 2 ч. СПб., 1833 (далее – Сказания князя Курбского. – Ред.). Сочинение прп. Корнилия с такой надписью: «Сказание, от­куда бысть прозвание Печерскому монастырю во Пскове». Это сочинение пополняли Григорий инок в 1585 году, игумены Мелетий в 1587 г., Иоаким в 1601 г. 359 Межевая запись на села и деревни монастырские, данная писцами Юрьева- Ливонского, ноября 29 1556 г.; Востоков А. Описание Румянцевского музеума. Здесь в обводной грамоте 1491 г. видно значение одерена как оброчного. Другая грамота с переписью монастырских земель по писцовой книге дана сент. 8 1563 г., там же стр. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Житие святых Симеона и Саввы было составлено старшим сыном Симеона, преподобным Стефаном Первовенчанным (изд. Р. J. Safarik в Pámátky devniho piseimnetvi Jihoslovanv, Прага, 1851) и хиландарским иеромонахом Доментианом, учеником святителя Саввы (изд. Живот св. Симеуна и св. Саве, Белград, 1865). На иконах пишется седым долгобородым старцем в монашеском облачении; иногда, как знак великожупанского достоинства, на голове его также изображается венец. Прп. Симеон Мироточивый. Чтимая икона Яхромского Троицкого собора Молитвословия Тропарь, глас 3 Божественною благодатию просветився,/и по смерти показуеши светлость жития твоего,/источаеши бо миро благоухания/притекающим к раце мощей твоих,/и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/Симеоне отче наш,/Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Тропарь общий прп. Симеона Мироточиваго и сына его, свт. Саввы Сербскаго, глас 1 Обители Хиландарския священных строителей/и Афона светильники,/Сер­бии похвалу,/Симеона величайшаго, преподобных лепоту,/и род его чудный, святителя, - глаголю, - Савву,/приидите согласно почтим, глаголя:/молите Христа Бога о пастве вашей, блаженнии,//и о еже Церкви свободней быти от обстояний. Ин тропарь общий прп. Симеона Мироточиваго и сына его, свт. Саввы Сербскаго, глас 1 Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще,/Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/припадем к нима с верою,/яко да молитвами их от напастей избавляеми,/по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще:/слава Давшему вам крепость,/слава Прославльшему вы чудесы,/слава Избавльшему нас от скорбей молитвами вашими. Кондак, глас 6 Ангельское возлюбив на земли житие,/миродержание и мир оставив,/пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас. Ин кондак, глас 2 Иго Христово прием, Симеоне,/и, Того Крест взем, последовал Ему,/насажден в дому Господнем, процвете, яко финике,/якоже кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя,/муж желаний духовных, чудотворец бо явися,/Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

http://drevo-info.ru/articles/13676043.h...

В 1892 году весь храм сделали теплым, с устройством трех кирпичных печей, которые в начале XX века их заменили современной системой духового отопления. Тогда же в храме вместо деревянных устроили новые плиточные полы. Вокруг церкви построили изящную каменную ограду с железными воротами и калитками. В северной части церковной ограды в конце XIX века появилась трехпролетная звонница. Она воспроизводит формы древнерусских построек XVI века. В 1898 году при храме строится церковноприходская школа. С 1902 по 1909 год с помощью Апраксиных были построены деревянные одноэтажные дома для священника и псаломщика. Декретом 1918 года храм лишился церковных домов и здания школы. Большую часть церковной земли национализировали. Однако местное население не давало властям закрыть храм, поддерживая своими скромными пожертвованиями его существование. В 1940 году поселение Яхрома стало городом, и в его состав вошли все близлежащие селения, в том числе и Перемилово, став улицей Перемиловской. К началу Великой Отечественной войны все близлежащие храмы, кроме храма в Перемилове, были закрыты. В период битвы за Москву в районе города Яхрома шли ожесточенные бои. В конце 1941 года немцы захватили город, переправились через канал и заняли часть села Перемилова. Но даже в это время храм продолжал действовать. С 1944 по 1951 год храм в Перемилове являлся центром Дмитровского благочиния . Архитектура Архитектура постройки оригинальна сочетанием классицизма с декоративными элементами псевдоготики. В квадратное основание храма вписан крест с центральной ротондой, которая, поднимаясь над стенами, образует световой барабан купола. Внутри стены и своды покрыты масляной живописью конца XIX века с поновлениями. К тому же времени относится центральный и два придельных иконостаса. В церкви сохранилось несколько старых икон. Главная храмовая икона – запрестольный образ придела святой великомученицы Екатерины – находится в алтаре. Настоятели Литература Использованные материалы   Некролог//ЖМП. 1980. 8. С. 30

http://drevo-info.ru/articles/13676499.h...

В писцовой книге 1644-1648 гг. не имеется сведений о монастырской колокольне . Не исключено, что колокола были установлены на соборном храме. Эта традиция, вероятно, сохранилась при возведении каменной Успенской ц. В описи К. Я. м. 1665 г. упомянута при Успенском соборе покрытая тесом «колокольница каменная, а на колокольнице 6 колоколов да часы боевые старые без перечасья, ветхи». Более точно местоположение колокольни указано в описи 1763 г.: «При соборной церкви придельная колокольня, каменная, на которой глава обита черепицею зеленою, на ней крест железной прорезной. На оной колокольне 6 колоколов... боевые железные часы» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 1 об.- 2). До ремонтных работ в 1863 г. была покрыта тесом. В окт. 1909 г. Комиссия по сохранению древних памятников Имп. Археологического об-ва не дала разрешения повесить колокол (311 пудов) на колокольню, т. к. при выполнении работ мог быть нарушен вид памятника. Поэтому колокол находился рядом с колокольней на специально смонтированном для него подвесном устройстве. В период строительства каменного Успенского собора была разобрана деревянная шатровая церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы, о существовании которой известно только по писцовой книге 1644-1648 гг. и фрагментам описей монастыря 1619 и 1635 гг., упомянутых в одном из документов XVIII в. (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. 723-А. Л. 55 об.). Т. о., храм, как и собор, очевидно, существовал в XVI в. или ранее. В соборной трапезной со 2-й пол. XVII в. упоминается храмовая икона из упраздненной церкви «образ великомученицы Параскевы в житии, ветх» (Владимирские ГВ. 1884. 7. С. 3). Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г. Церковь в честь Нерукотворного образа Спаса. Фотография. 2011 г. Впервые сведения о трапезной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасской) приведены в описи К. Я. м. 1635 г. В писцовой книге 1644-1648 гг. указывается «церковь Нерукотворного Образа деревяна, клецки», т. е., очевидно, храм был теплым. К 1665 г. храм обветшал, при нем была колокольня с 6 колоколами, 2 разбитых колокола находились у ризницы. Одноименная каменная церковь была построена во время игуменства св. Митрофана, ок. 1665-1671 гг. По описи церкви 1763 г., «теплая, глава обита черепицею зеленой, на ней крест железный» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 238. Л. 1 об.). Кроме неоднократных ремонтных работ в 1778 г. к храму была пристроена паперть с лестницей и «балдахином». В 1862 г. храм был покрыт железом, однако к 1863 г. существенно пострадал от сырости и нуждался в капитальном ремонте, продолжавшемся до нач. 70-х гг. XIX в. (ГА Владимирской обл. Ф. 569. Оп. 1. 85. Л. 6; Оп. 2. 60. Л. 2 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 195. Оп. 1. 565. Л. 37 об.- 39 об.). В нач. XX в. богослужения совершались только в Успенском соборе и Спасской ц.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

А. «Богоматерь Яхромская»: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVI вв.//РиХВ. М., 1997. Вып. 1. С. 49-62). Святые изображены в небольшом повороте к центру, К.- слева со сложенными крестообразно на груди руками, на правой висят четки. Преподобный одет в темную мантию, коричневую рясу, зеленую схиму с белыми Голгофскими крестами, голова покрыта куколем. Трактовка лика и одежд реалистическая, темно-коричневая борода средней длины. На др. иконе, кон. XIX - нач. XX в. (Настоятели. 2013. С. 13. Ил. 2), повторяются те же иконография и композиция, но образы святых приближены к 1-му плану. Вид мон-ря между фигурами тоже крупный, детально выписанный. К. в серо-зеленой мантии, зеленой рясе и коричневой схиме с небольшими равноконечными крестами, голова не покрыта. Вверху большое изображение др. монастырской святыни - иконы «Успение Пресв. Богородицы», поддерживаемой коленопреклоненными ангелами на облаках. В надписях на обеих иконах преподобный назван Козьмой Яхренским (или игуменом Яхремским). На 3-й иконе того же времени (Там же. С. 115. Ил. 47), большого размера, святые представлены фронтально стоящими на полу с перспективно нарисованными плитами. К. изображен справа, одет в коричневую мантию, спадающую с плеч мягкими складками, и такого же цвета рясу, схима синяя, правая рука преподобного прижата к груди, в левой - наполовину развернутый свиток с текстом: «              ». К. без куколя; благообразный лик с черной бородой средней длины и гладко зачесанными на прямой пробор волосами выполнен в стиле иконописно-академической живописи кон. XIX в. Вверху на золотом фоне с чеканным орнаментом оформлены в виде триптиха изображения Успения Пресв. Богородицы и 2 избранных святых. Икона такого извода в медной ризе хранилась в мон-ре в 1-й четв. XX в. В XVIII в. образ К. был включен в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами-беспоповцами Выговской пуст. В частности, он изображен (с непокрытой головой, борода не столь длинная, как в ранних произведениях) рядом с прп.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

В известных источниках XVIII в. содержится упоминание о бытовании «издревле» в Космином мон-ре «письменной» службы К. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 443). Вероятно, речь шла об известной Павлинскому службе по рукописи XVIII в., в к-рую наряду с Житием К. был помещен и «канон преподобному смиреннаго Геласея» (Житие. 1883. С. 250). Согласно предположению прот. В. В. Косаткина, речь могла идти об авторстве службы митр. Крутицкого Геласия (1589-1601), имя к-рого имеется в синодике Космина мон-ря (Монастыри. 1906. С. 113). Биография Гипотетически время жизни К. можно отнести к 1-й пол.- сер. XV в., при этом нельзя исключать, что святой род. во 2-й пол.- кон. XIV в. К. происходил «от предел великаго Богом спасаемаго града Владимира». Судя по тому, что, согласно тексту Жития, К. еще в юности был отдан в услужение к «господину», у к-рого «родителя его питаста», можно полагать, что он происходил из незнатного рода. Со ссылкой на некое «предание» Павлинский писал о происхождении «господина» К. из рода бояр Секириных (Житие. 1883. С. 251). «Господин... любляше зело праведнаго отрока», учил «его книгам и прочим премудростям» ( Усачев. Житие. 2011. С. 96), но через нек-рое время тяжело заболел. К. сопровождал его в поездках по Руси в поисках исцеления. По Житию, «при источнице Яхрень зовомы и Шахматица нарицаемо» К. явился образ Богоматери; святой также увидел необычный свет в «полугоре» и услышал голос, повелевающий поставить церковь на месте явления иконы (согласно более позднему источнику - Сказанию об образе Богоматери Яхромской (Яхренской), помещенному в сборник, составленный сторожем кремлевского Благовещенского собора С. Ф. Моховиковым в 1714-1716,- явление иконы состоялось 14 окт. 1482; см.: Щенникова. 2002. С. 56). После исцеления благодаря чудотворной иконе «господина» отрок покинул его дом, взяв с собой явленный образ, к-рый всегда «имел с собою, храняща его от всякия неприазненыя вещи». Свт. Митрофан Воронежский и прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Космин Яхренский мон-рь)

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Косма Яхромский, прп. Описания иконы Косма Яхромский, прп. - житие Косма Яхромский, преподобный (ск. 18.02.1492), родился в благочестивой семье во Владимирской земле, в отроческом возрасте был отдан на воспитание и услужение к богатому боярину. Тот оказался человеком богобоязненным и жил строгой благочестивой жизнью. Он полюбил отрока и постарался дать ему хорошее образование. Заболев тяжелым недугом, боярин в поисках врача провел немало времени, переезжая из одного города в другой. Отрок совершал эти путешествия вместе со своим господином. Однажды, остановившись на отдых " при источнике на берегу р. Яхромы, боярин, истомленный болезнью и дорогой, уснул. В это время Косма увидел на дереве икону Успения Пресвятой Богородицы, от которой исходило сильное сияние. Взяв с благоговением св. икону, Косма осенил ею своего господина — и тот проснулся совершенно исцеленным. По истечении времени службы св. Косма с найденной им Яхромской иконой удалился в Киево-Печерский монастырь, где был принят в число братии. По прошествии многих лет после откровения, бывшего ем[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVI.] Прп. Косьма Яхромский. Шитый покров. Русь. Конец XVI в. (или 1-я четверть XVII в.) Собрание Владимиро - Суздальского музея. Файл 7617.jpg:   Размер: 405x1200, 0.49 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (142) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Прп. Косма Яхромский. Икона. Русь. 2-я половина XVII - 1-я четверть XVIII века. 30 х 26. Из Успенского Космина монастыря на реке Яхрени. Файл 7618.jpg:   Размер: 983x1200, 1.18 MPix, 269 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (223) , (6) .

http://pravicon.com/icon-2223

Изображение иконы Косма Яхромский, прп. #7618 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Косма Яхромский, прп. #7618 Эта страничка относится к разделу   Косма Яхромский, прп. Скачать или распечатать изображение 7618.jpg 983x1200, 1.18 MPix, 269 Kb. 8.3x10.2cm @ 300DPI (12.5x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 10 (223) , (6) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Русь. XVII.] Прп. Косма Яхромский. Икона. Русь. 2-я половина XVII - 1-я четверть XVIII века. 30 х 26. Из Успенского Космина монастыря на реке Яхрени. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Косма Яхромский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-7618

Изображение иконы Яхромская (Яхремская, Ахренская) #2738 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Яхромская (Яхремская, Ахренская) #2738 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) Скачать или распечатать изображение 2738.jpg 548x690, 0.38 MPix, 93 Kb. 4.6x5.8cm @ 300DPI (7x8.8cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (338) , (13) . в этом году (за прошлые годы с 2009-11-10) Происхождение изображения: Загружено 2009-11-10, анонимно. Описание: ya5_3 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-2738

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010