В Житии преподобного Космы Яхромского, составленном суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранившемся в нескольких списках XVI-XVIII веков, содержится мало исторических сведений. Возможно, это является косвенным подтверждением предположения, что преподобный Косма, основав обитель, по своему глубокому смирению и любви к безмолвию, избегая мирской славы и попечения о земном, не принял игуменства и его всецело посвященная Господу жизнь не имела внешне видимых деяний. В середине XVI столетия в монастыре, вероятно, не было не летописи, ни записей о почитании его основателя - иначе эти материалы были бы непременно использованы составителем Жития преподобного Космы. Представляется, что в то время братия этой маленькой, скрытой в лесах обители, сохраняя неписанные заветы местночтимого святого-основателя, жила тихой молитвенной жизнью. В XVIII столетии Житие преподобного Космы было вновь переписано. Следуя исторической традиции своего времени, составители сочли необходимым восполнить отсутствующие в ранних списках Жития, а также в сохранившихся исторических документах, сведения и даты. В XIX веке на основе этого списка, хранившегося в монастыре, было составлено печатное Житие. По преданию, изложенному в этом Житии, инок Косма был сыном некоего боярина, жившего в " пределах владимирских " . По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина - так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину - " соседу-помещику " . По преданию, господин был родом " из бояр Секериных " и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в 7,5 км от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днём путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени (Яхромы), и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушёл в Киево-Печёрский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Её Успения. Матерь Божия, многократно являвшаяся в земле Русской, посетила и это тихое, Богом избранное место. Под Её благодатным Покровом монастырь существовал более четырёх столетий, просвещая словом Божиим окрестные селения, устами скромных иноков вознося сердечные молитвы Господу о спасении мира. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух Её иконах - Успения и Богородицы " Яхромской " (правильное название - " Яхренская " , происходящее от названия реки Яхрень). Древние монастырские святыни привлекали внимание духовных владык и царей.

http://sobory.ru/article/?object=00205

В мон-ре имелось большое собрание богослужебных, святоотеческих и нравоучительных книг XVI-XVIII вв. После 1917 г. монастырское собрание икон и книг было расформировано. Все серебряные богослужебные предметы и кресты, небрежно (без подписи исполнителя) переписанные в мае 1922 г., вероятно, были сданы в Помгол. К 2015 г. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСМЗ) выявлено неск. древних предметов из мон-ря: шитый шелком лицевой покров прп. Космы (XVI в.), серебряный мощевик с Яхромским образом Божией Матери (нач. XVI в.) и золотой наперсный крест с распятием. В издании 1910 г. «Иконография Богоматери» Н. П. Кондакова помещено изображение Богоматери «Яхромской» - чудотворной иконы из К. Я. м., «явившейся в 1482 г.». Судя по воспроизведению, икона была под поздней записью. Возможно поэтому, она не вошла в опись древних предметов 1906 г. Местонахождение этой иконы неизвестно. Во 2-й пол. XIX в. по просьбе жителей деревни, считавших прп. Косму ее уроженцем, был учрежден ежегодный крестный ход с монастырскими святынями. С 13 июня 1886 г. епархиальное начальство разрешило изнесение в 9-ю пятницу по Пасхе из К. Я. м. в дер. Зерзнево (Зернево) Суздальского у. ростовых икон прп. Космы и свт. Митрофана Воронежского, а также местночтимого образа Успения Божией Матери. Кроме настоятеля и братии в торжестве принимало участие духовенство соседних сел Андреевского и Рожнова. 1917-2015 гг. В кон. 1917 г. в К. Я. м. проживали 11 насельников (5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 послушника), в кон. 1922 г.- 6 монахов. В 1917-1922 гг. настоятели избирались из иеромонахов К. Я. м. Лишь в мае 1918 г. по указу патриарха Тихона настоятелем был определен архимандрит Евфимиева суздальского мон-ря Макарий, управлявший К. Я. м. до июня того же года. Положение обители ухудшилось уже зимой 1917/18 г.: в результате противодействия местных властей насельникам не удалось заготовить дрова. В 1918 г. началась конфискация монастырской собственности. Принадлежавшие мон-рю торговая площадь и трактирное заведение (бывш.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Свт. Митрофан Воронежский и прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Космин Яхренский мон-рь) Некоторое время, согласно Житию, К. пребывал в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), в к-ром святой «преспеваше… разумом в подвизех простираяся и в пощении» ( Усачев. Житие. 2011. С. 96-97, 99-100). Возмужав, К. вернулся на Яхрень и здесь по Божию знамению («лучю божественую сияющу») «поставил церковь Божию и проименова ю во имя пренепорочныя Божия Матере честнаго и славнаго Ея Успения по образу явльшемуся» (Там же. С. 100). Точная дата основания мон-ря не установлена. Известно лишь, что между 1464 и 1473 гг. обитель уже существовала. Этим временем датируется наиболее ранний документ, относящийся к этому мон-рю,- меновая грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича и митр. Филиппа I. В ней среди митрополичьих владений, отходивших вел. князю, упомянуто «сельцо» «у Кузьмина монастыря» во Владимирском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. 149; Ефимова. 2002. С. 247). Поскольку в грамоте фигурирует «Кузьмин» мон-рь, можно предположить, что скорее всего К. ко времени составления документа уже не было в живых. По нек-рым поздним источникам (напр., в перечне рус. святых XIX в.), К. скончался в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118), однако ранние источники точных дат не содержат. Поэтому кончину К. можно отнести к периоду не ранее сер. 3-й четв. XV в. ( Усачев. 2010). В любом случае его кончина относится ко времени не позднее 1477 г.: под этим годом в качестве игумена Космина мон-ря упоминается Пахомий; ему, вероятно, наследовал Протасий, о котором сообщается под 1500 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 683). Т. о., можно предположить, что К. жил (и соответственно основал Космин мон-рь) не позднее 70-х гг. XV в. Согласно преданию XIX в., К. был удостоен дважды чудесного явления иконы Божией Матери: в обители праздновали явление иконы Успения (9-я пятница по Пасхе) и явление Яхромской иконы Божией Матери (14 окт.). Опись нач. XX в. среди древних святынь Яхренского мон-ря первой называет икону Успения длиной 9 вершков (ок. 40,5 см) и шириной 6 вершков (ок. 27 см), вставленную в ростовую икону XIX в. с изображениями К. и свт. Митрофана Воронежского (не сохр.). Второй образ, названный в описи «Яхромская Богоматерь»,- изображение Пресв. Богородицы с Младенцем по типу «Умиление» на серебряном ковчеге-мощевике (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) под литым окладом, к-рый, по мнению исследователей, вместе с окладом был выполнен в кон. XV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

В XIII в. сродник св. Константина, князь Георгий Ярославич, возобновил сей храм, существовавший после того более 300 лет; но иноческой обители тогда при нем еще не было. – Царь Иоанн Васильевич, проходя, в 1553 г., с войском под Казань, и молясь в этой церкви, произнес при гробах Муромских князей обет создать тут, по благополучном возвращении, монастырь. В следствие чего, в 1555, приступлено к перестройке ветхой Благовещенской церкви; при чем найдены мощи сих святых нетленными; а в 1563, Царь, исполняя обещание, устроил на свой кошт обитель, и церковь сделал соборной, в которой и почивают мощи св. Князей Муромских Константина и чад его Михаила и Феодора, в одной раке. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Юрьеве-Польском; находится под управлением архимандрита. Монастырь этот в конце XIII века уже существовал; когда ж именно основан, точных сведений нет. В нем 6 церквей каменных, старинной архитектуры, из которых: 1) соб. Архангела Михаила, с приделом Пророка Илии; она построена, вместо древней, в 1560 году, здесь почивают под спудом мощи князя Димитрия Святославича Юрьево-Польского 1 , сына В. К. Святослава III ; он скончался в иноч. и схиме , в 1269 году. 2) Знамения Богородицы, теплая. 3) Иоанна Богослова, над святыми вратами. Сверх того, в 1 версте от обители, деревянная церковь Апостолов Петра и Павла, бывшая некогда соборною в отдельном монастыре (см. Петропавловской Юрьево-Польский мон.). УСПЕНСКИЙ-КОЗЬМИН, муж. 3 класса, в Юрьево-Польском уезде, на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, на урочище, называемом в древности Хвахматица; находится под управлением игумена. Он основан около 1482 года Преподобным Козьмой, который и был здесь первым игуменом; мощи его почивают под спудом в Успенской соборной церкви сего монастыря. В этом храме находится явившаяся Препод. Козьме, в 1482 году, Чудотворная икона Божией Матери, называемая Яхромскою; празднество которой совершается 14 Октября. В числе преемников св. Козьмы известны: инок Илларион, муж добродетельный, который здесь и погребен, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, – бывшим и первым игуменом в этом монастыре. Сначала Косьма был иноком в Киево-Печерской лавре. Но однажды ему последовало видение, при котором ему велено было отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во Владимирский край, поселился в необитаемом месте, там, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался своим уединением. Слава о его подвигах привлекла к Косьме многих почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около отшельника. Скоро уединенное место подвигов Косьмы превратилось в целое иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и здесь основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 года. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Из числа преемников Косьмы: особенно известны, инок Иларион и Св. Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящен в Косминском монастыре и особый придел в зимней церкви. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Управляет обителью архимандрит. Лукианова пустынь в Александровском уезде. Лукианова заштатная общежительная пустынь находится в 10 верстах от уездного города Александрова (станция Московско-Ярославской железной дороги.       Обитель       расположена среди долины,       окаймленной густым дремучим лесом. Каменная стена с башнями       по углам окружает тихое пристанище иноков от суетливого мирского шума и суеты. Основан монастырь       в 1594 году одним благоговейным иереем Григорием. Предание говорит, что этот священник просил       построить в деревне Игнатьеве, около которой находится теперь пустынь, – храм в честь Рождества Богородицы. Благочестивое прошение Григория было исполнено. И вот, когда уже была устроена церковь , то поставленная храмовая икона по прошествии некоторого времени три раза переходила из сельской церкви в пустынное место, отстоявшее от Игнатьева в трех верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сколько раз впоследствии вспоминал он этот момент, и ничто и никогда более не могло сравниться с тем чувством, которое наполнило его в то мгновение! Ничто и никогда! Даже принятие пострига в Печерской обители, которому суждено было случиться несколькими месяцами позднее! Этой радостью и бесконечным счастьем следовало, конечно же, поделиться с господином: он, больной, обеспамятевший от мучительных колик в животе, еще не знает, ему нужно рассказать! Косма, трепетно сжимая икону в руках, хочет рассказать господину о радостной вести, однако с изумлением замечает, что тот, только что натужно дышавший, заснул впервые за много дней крепким, здоровым сном. Тогда юноша, мгновение поколебавшись, возложил икону Богородицы на утробу господина: «Это самое больное место, Владычице, – с рачением усердного ходатая пояснил юноша, – господин очень болен и устал терпеть, помоги же ему, он ведь очень почитает Тебя». И Косма видит, как опухоль под легким бременем Богоматерней иконы тает, изменяется и вконец исчезает. Икона Божией Матери Яхромская Рука господина, сжатая в кулак, упала на землю и блаженно разомкнулась. Косма не верил своим глазам: столь юным, столь прекрасным собой, столь возвышенно благородным своего опекуна он еще не видел. Юноша очень доволен, он никак не ожидал столь скорого исцеления и теперь с нетерпением ждал пробуждения господина, чтобы со слезами радости прижать его к своему сердцу. Но голос от иконы говорит ему, что время для объятий истекло, что он свято исполнил долг любви и заботы и что теперь наступает время уклоняться от объятий. Богородица говорит, что ему надлежит идти в Киев, в обитель преподобных Антония и Феодосия. Там будет ждать его игумен и подвиги монашеского жития. Она велит принести Свою икону в дар братии и исполнить все, что будет велено ему старцами святой Лавры… Там он пробудет столько-то лет в посте и молитве, там он научится смирению и чистоте душевной, без которой невозможно узреть Бога. Пойми, тебе уже давно, искони было определено место в величавом здании Божественного домостроительства! Иди же! Иди и молись! После, много лет спустя, когда игумен вполне уверится в твоей благонадежности, проси у него благословения на одинокую жизнь во владимирских лесах.

http://pravoslavie.ru/111176.html

877. Козмин – Успенский – Яхромский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ. и уезда, Чековской волости, в 40 вер. от Владимира и близ села Небылого, при р. Яхроме. Основан в XV ст. преп. Козмою, мощи коего под спудом почивают в соборном храме Успения, в котором находится древняя икона Божией Матери, по преданию, явившаяся в 1482 г. преп. Козме; празднество ей совершается 14 октября. С 1666 по 1675 г. здесь был игуменом св. Митрофаний, еписк. Воронежский, от которого осталось евангелие с собственноручною надписью. Преп. Козмы память чтится 18 февраля. “Ист. Росс. Иер.», IV, 567; Ратшин, 31; “Словарь ист. о свят.», 161, 183; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. I, 146; “Опис. монаст.», 1817 г., 58; Тихонравов, “Владимир. сборн.», 116; “Акты истор.», V, 157 (Цар. грам. 1687 г. Владимир. воеводе Мих. Мартюхииу об изъятии из подведом. его людей Козмина мон. по случаю приписки их к патриаршему Дому); “Владимир. сборн.», 1857 г., 116 (Замечательное Евангелие); “Владимир. губ. вед.», 1842 г., 8; 1848 г., 24; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 214, 393 (преп. Козма), 275, 476 (св. Митрофан); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 683, 11; Ключевский, “Жит. свят.», 284, 286; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, 51 (показание игум. Симона о приездах инокини Елены, быв. царицы Евдокии Фед. Лопухиной, в Кузмин м-рь, из дела 1721 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 723, 118 (Запись 1500 г., данная игум. Протасием митр. Симону о несвоении озера и заливов); II, 476, 156 (Меновая 1464 – 73 г. Вел. кн. Ив. Васильев. на дер. Небылую), 560, 176 (Оброчная 1477 г. на рыбн. ловли; игум. Пахомий), 561, 176 (Оброчн. 1500 г. на рыбн. ловли; игум. Протасий); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 27); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 143 (в 1744 г. имел 1.237 душ крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне), 650 (прошение 1721 г. игум. Симеона Слободского о взыскании с бобыля 16 руб.); II, ч. 2, 338 (дело 1722 г. о помещении крестьянина Трофимова в больницу синодального приписного Кузьмина м-ря); III, при- лож., XXXV (перенесен. мощей св. Алекс. Невск., 1723 г.; игум. Карион); VII, 262 (в 1724 г. был приписан к Волосову Николаев. м-рю, но в 1727 г. сделан самостоятельным и игуменом назначен иеродиак. м-ря Иаков); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 225 (межевая книга 1689 г. монаст. сел Небылого и Лыкова с деревн.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 512 (кратк. истор. опис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Запрудня. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Посёлок Запрудня расположен в истоках реки Куновки в 91 км на север от Москвы и 20 км к югу от райцентра (г. Талдом). Посёлок образован в 1932 году, объединивший село Гари (ныне Советская ул. в восточной части посёлка), деревни Запрудная (ул. Ленина) и Хохловка (ул. Школьная), а также несколько посёлков советского периода. Первые сведения о селе Гари, входившее в Повельский стан Дмитровского уезда, относятся к 1506 году. По данным писцовых книг, в 1627 году в селе имелось место " церковное " , где была церковь Воскресения, здесь же находились дворы церковнослужителей - попа Мартына Ильина, дьячка Ивашки Прокофьева и пономаря Ивашки Фёдорова. В 1629 году здесь уже стояла деревянная Преображенская церковь. В 1715 году упоминается погост на Мошках, а на погосте деревянная церковь Преображения Господня. В 1860 году на левом берегу реки Куновки, в деревне Запрудная кр. Ф. Тимофеевым был заложен стекольный завод. В 1870 году в селе Гари взамен деревянного был построен кирпичный Преображенский храм с приделами Богоявления Господня и Покрова Божией Матери. Во вт. пол. XIX века село Гари становится волостным центром Дмитровского уезда. В 1911 году в селе находились: Преображенский храм, Никольская часовня на улице села, часовня на месте прежней деревянной церкви, волостное правление, земское училище с бесплатной народной библиотекой, земская больница, казённая винная лавка, сапожные заведения А.В. Логина и М.М. Шатнова, квартира урядника, а также ночлежный дом. В соседней деревне Запрудная вместо небольшого завода Ф. Тимофеева вырос Стеклянно-плавильный завод торгового дома " А.А. Беляев и Ко " , на котором в 1914 году работало 238 чел., впоследствии преобразованный в завод электровакуумных приборов. Закрыта Преображенская церковь в 1938 году, а разобрана на кирпич в 1952 году. На её месте ныне поставлена небольшая металлическая часовенка. В 1993 году в посёлке образовалась община верующих, для которой в 1995 году была выделена деревянная постройка советского периода, в которой был освящён временный храм. В 2003 году близ него был заложен фундамент нового храма. Новая кирпичная шатровая церковь была построена в 2012 году. 19 августа 2012 года в храме состоялось первое торжественное богослужение. Ныне в храме находится деревянная резная икона свт. Николая Мирликийского из бывшего храма села Гари. Новый храм стал не только духовным центром, но и главной достопримечательностью этого небольшого посёлка, затерянного в лесах и болотах Дубнинско-Яхромской низменности. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=19176

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19526@ Подпись к иллюстрации: Яхромская икона Божией Матери. Псков (?). Первая половина XVI века. Из собрания Лихачева Н.П. Государственный Русский музей Размер файла: 225.1 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 28.11.2020 15:00:46 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/19526.html

В Оренбурге открылась выставка, посвященная первому архиепископу Японии 16 февраля 2007 г. 12:03 16 февраля в областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная архиепископу Николаю Японскому, который почти полтора века назад стал первым проповедником Православия в Японии. Об этом рассказала заместитель директора краеведческого музея Надежда Пляшешник. Основу экспозиции выставки составляют редкие фотографии конца XIX начала XX века, образа, написанные японскими иконописцами, Евангелие, Апостол и другие богослужебные книги, над переводами которых на японский язык работал в свое время святитель Николай. Часть экспозиции посвящена современному развитию Японской автономной Православной Церкви . На выставке представлены и уникальные экспонаты, среди них икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (Яхромская), вытканная в Токио на парче дар епископа Сендайского Серафима (Цудзиэ), образ Святой Троицы и Смоленская икона Божией Матери, выполненная на керамике Евгенией Сираисе японской женщиной-иконописцем. В рамках выставки запланировано чтение научно-популярных лекций о Православии в Японии, российско- японских отношениях, деятельности святого Николая Японского и его сподвижника настоятеля Никольского собора в Оренбурге Владимира (Соколовского), показ документального фильма «Свет невечерний восходящего солнца». Инициаторами проведения выставки стали Правительство области, представительство МИД в Оренбурге, Оренбургская епархия , Японский информационный центр Оренбургского государственного университета. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/197231.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010