Рис. 53. Снимок Хлыновской иконы Б. М. в Ярославском соборе. как вариация оригинала, неизбежная и значительная уже при самом переходе итальянского образца в греческую иконопись, а затем в русскую, осложняется здесь еще так называемыми переводами позднейших времен, в которых окончательно теряется не только тип, но и сама композиция. Рис. 54. Перевод иконы «Взыскание погибших» из Филимон. собр. 5 . Во флорентийской и сиенской живописи общее оживление групп Б. М. с Младенцем создалось на почве чуткого проникновения Божественного Младенца в мысли и чувства Своей Матери и повело затем к представлению совершенно нового мира чистых душевных ощущений ребенка и любящей матери, который собственно и составил содержание и славу итальянской «Мадонны». В первое время у последователей Джиотто эта жизненность изображения выражалась только в натуральных детских движениях, и нередко в реальных, а потому грубых и резких воспроизведениях. Более талантливые живописцы пытались сосредоточить детские порывы на выражении детской любви. Рис. 55. Образ Б. М. в нижней ц. св. Франциска в Ассизи, письма П. Лоренцетти, над могилою кард. Орсини. Младенец то хватается за пальцы Матери и любовно смотрит на нее (рис. 55), то отвлекает ее от задумчивости, стягивая с нее покрывало, теребя мантию, то привлекая ее внимание к окружающим ангелам или подходящим молебщикам. Одним из наиболее наивных детских движений Младенца у Флорентинских мастеров является то, когда он слегка касается подбородка Матери, обращая на себя ее внимание. Таковы, например, иконы Бернардо Дадди, Томмазо да Модена 51 , в сиенской школе знаменитая (воспроизводимая в рис. 56) икона Пьетро Лоренцетти 1340 года (в Уффициях, Алинари 788); тема эта встречается и на итало-критских иконах (Η. П. Лихачев, Материалы, таб. 69) и на старинных русских иконах Умиления (Н. П. Лихачев, рис. 198). Между нашими чудотворными иконами на эту именно тему написана (рис. 57) икона Яхремская или Яхромская, находящаяся в мужском Космине монастыре Владимирской губернии, в 40 верстах от Владимира, на реке Яхроме или Яхроме, и явившаяся в 1482 году 14 октября благочестивому отроку Косьме, провожавшему больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Шпилевская, в монастыре близ г. Сум, в 12 вёрстах. Крестный ход из монастыря в Сумы в Октябре, а на третий день Светлого Праздника обратно в монастырь. Шуйская (Одигитрия-Смоленская), 1654г., Июля 11 и 28, Ноября 2, во вторник Пасхи и в первое воскресенье Петрова поста, во Владимирской епархии, в г. Шуе, в соборном Воскресенском храме (Русский Паломник 1891, Экономисса, на Афоне, в лавре святого Афанасия, 5 Июля. Божья Мать на престоле, справа святой Михаил Синадский, слева святой Афанасий Афонский . Югская (Южная-Одигитрия), 1615г., Июля 28, в Югской пустыни, Ярославской епархии, близ Рыбинска, (Кормчий. 1896 привезена основателем пустыни старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря. Юсковская, в селе Юсковцах, Полтавской епархии, Лубенского уезда Икона чудной кисти. Явленная, см. Фанеромени. Якобштадтская – в Якобштадте, Рижской епархии. Яноборская. Ярославская, XIII в., Июня 8, в Ярославле, в соборе. Ярославская-Казанская, 1588г., Июня 2, в Ярославском женском монастыре. Ярославская-Печерская, 1823г., Мая 14, в Ярославле, при Архиерейском доме. Яскинская, или Яскино-Печерская, 682г., Мая 3; принесена в Киев из Царьграда в 1085г. Ястребская, на о. Кипре, найдена чрез ястреба в терновом кусте; празднование 9 Июля. Яхромская (Успение), 1462г. Октября 14, во Владимирской епархии, в Космине монастыре, на р. Яхроме, Юрьев-Польского уезда. Без всякого сомнения, и во многих других местах обретаются святые иконы, более или менее давно, по вере и местным преданиям, чтимые яко чудотворные; но сведений о них мы никаких не имеем. Впрочем, «Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворной благоговейно чтить всегда справедливо и полезно» – учит нас святитель московский Филарет. «Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу»... Выслушаем ещё несколько уроков от того же учителя Церкви. «Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие нет? На сие могу отвечать просто: не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы: то, как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, без сомнения, выше и сокровеннее действий и тайн природы? Изъясните мне: каким образом одни и те же силы стихии – земли, воздуха, света – у одного и того же растения – лилии – дают листку зеленеть, а цветку, возникающему из зелёного стебля, белизну? А если сего не можете сделать, то кольми паче не можете требовать, чтобы изъяснили вам, каким образом сила благодати простирает своё действие чрез один ею избранный естественный предмет и даёт ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия... Сокровенность и неизъяснимость даже нужна в действиях благодати, дабы дать свойственное место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого: к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим; открытое и объяснённое просто знаем...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Файл 32073.jpg:   Размер: 633x773, 0.49 MPix, 217 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (5) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ) Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см КП 7430 Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам,[...] Файл 32136.jpg:   Размер: 596x838, 0.5 MPix, 138 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (142) , (3) . Описание: Богоматерь Яхромская. Около 1883 г. 31 х 25,6 х 0,5 см. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34472.jpg:   Размер: 649x773, 0.5 MPix, 162 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (101) , (2) . Описание: Богоматерь Яхромская. Иконный образец. XIX в. Комплект: Иконография Богоматери. Альбом А.С. Уварова (разобранный). Место создания: Россия. 43,7 х 35,5 см. Материал, техника: Бумага, сажа, охра, оттиск. Государственный исторический музей, Москва. Файл 35177.jpg:   Размер: 571x830, 0.47 MPix, 149 Kb. Дата: 2020-11-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (54) , (0) . Описание: Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Яхремския. Фрагмент гравюры. Первая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 80 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ Файл 35400.jpg:   Размер: 613x1077, 0.66 MPix, 306 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (54) , (0) . Описание: Фотография. Икона. Богоматерь Яхромская. Период создания: конец XIX - начало XX вв. Материал, техника: бумага, эмульсия, картон, альбуминовый отпечаток Размер: фотография: 21,6х18,5 см; паспарту: 31,2х26,5 см Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 43349496 Номер по КП (ГИК): ГИМ 73469 Инвентарный номер: ДРЖ Фот. 330 Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " см. http://pravicon.com/image-34472

http://pravicon.com/icon-364

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (142) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ) Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см КП 7430 Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам, преподобный Косма обрел не икону Успения, а богородичный образ, причем не живописный, а меднолитой. Икона приносилась в Москву через некоторое время после смерти преподобного и была возвращена в монастырь в 1685 году. К концу XVII века в Козмине Яхромском монастыре, действительно, помимо образа Успения почиталась как явленная икона Богоматери в типе Гликофилусы (Умиление). Более того, там имелось два таких образа – живописный и серебряный, выполненный на крышке небольшого ковчежца-мощевика . Иконография их была схожей, но не идентичной, и очень близка типу Богоматери Ярославской, причем живописная была зеркальной относительно серебряной. Однако, в отличие от Ярославской иконы, на обеих Яхромских дальняя от зрителя ножка Младенца была подвернута под другую и обращена стопой к зрителю. На живописном образе держащая свиток рука Младенца была опущена вниз. Такой извод в прямом, переводе, имел распространение в русской иконописи с XV века. Богоматерь Яхромская была изображена в серии гравюр Г.П. Тепчегорского на тему чудотворных богородичных икон в 1714-1715 годах, и ею было проиллюстрировано позднее сказание о ней в экземплярах рукописного сборника " Солнце пресветло " . Это изображение при общем типологическом сходстве не соответствовало ни Ярославскому, ни Яхромскому образу. Младенец на нем обнимает Богоматерь обеими ручками за шею, а не касается ее лика правой ладонью. Кроме того, он совершенно иначе сидит на ее левой ладони – как бы верхом, так что зрителю видна только левая ножка. Эта идущая от гравюры иконография в зеркальном воспроизведении закрепилась в иконописных иконах-сводах чудотворных богородичных образов. Икона из собрания музея была частью такой большой иконы, и ее изображение соответствует распространенной в подобных памятниках иконографии Яхромского образа. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) " .

http://pravicon.com/image-32136

Описание иконы Яхромская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Она находится во Владимирской епархии, верстах в 60 от города Владимира, в соборной церкви мужского Косминского монастыря, построенного на реке Яхроме. Летописное сказание так повествует о явлении этого образа. Однажды около источника расположились для отдыха два путника — больной старец и сопровождавший его отрок Косма. Утомленные долгим путем путники погрузились в крепкий сон. Вдруг Косма был пробужден видением необыкновенного света и услышал таинственный голос: — Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ. В это же время отрок узрел на дереве икону Успения Богородицы, от которой исходили ослепительные лучи. Он благоговейно взял икону Богоматери и поднес ее к болящему. Старец, облобызав ее, здесь же получил исцеление от своей немощи. Повинуясь небесному внушению, Косма вслед за этим тайно покинул старца и пришел другой дорогой в Киево-Печерскую лавру. Отдав образ братии, Косма принял пострижение в этой же [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Яхромская (Яхремская, Ахренская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: из книги: Кондаков, Никодим Павлович (1844-1925). Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003418173#?page=70 Файл 26449.jpg:   Размер: 750x1201, 0.9 MPix, 161 Kb. Дата: 2016-03-26, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 3 (167) , (3) . Описание: Богоматерь Яхромская. XV век. Материал, техника: скань, ткань, дерево, ткачество, н/д металл, серебро, стекло, басма, золочение, темпера. 38.3 х 28.6 х 2.3 см. Место создания: Россия. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-364

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иверской принесена была в Москву из Афонского Иверского монастыря в 1648 году 13 октября. Она находится в Москве, в особо устроенной при Воскресенских воротах часовне. Точный её снимок в первоклассном мужском Иверском монастыре Новгородской губернии Валдайского уезда написан в XVII веке. На ней на полях изображены 12 апостолов, вверху два ангела и надпись по-гречески: Вратохранительница Иверская, а над правым плечом Богородицы тоже по-гречески написано: Милостивая. Патриарх Никон по тёплой вере к сей чудотворной иконе не щадил собственного имущества на её украшение. На сей иконе риза из чистого чеканного золота; на ризе вставлены алмазы, яхонты и кафимский жемчуг. Ценность украшения сей иконы простиралась в тогдашнее время более сорока тысяч рублей серебром, по словам самого патриарха Никона . 13.10. Седмиезерная Сия чудотворная икона Богородицы Смоленской-Седмиезерной находится в Седмиезерской мужской пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от Казани, основанной в XVII веке. Первоначально Седмиезерную икону принёс в пустынь из Устюга основатель сей обители, инок Евфимий, и благословил её этою иконою. В память перенесения иконы в пустынь установлено празднование 13 октября 119 . 14.10. Яхромская 120 Яхромская В мужском Космине монастыре Владимирской епархии, в шестидесяти верстах от г. Владимира, на реке Яхроме, или Яхреме, есть чудотворная икона, именуемая Яхромской. Икона сия явилась в 1482 году 14 октября благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы, и больной, утомлённый дорогою, погрузился в крепкий сон. Внезапно Косьма увидел необычайный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие благоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, явившейся ему на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднёс болящему, который немедленно получил исцеление. Следуя небесному внушению, Косьма тайно удалился от исцелённого, которому уже был не нужен, и пришёл в Киев, в Печерскую обитель, где находится подлинник обретённой им иконы. Здесь Косьма принял монашеское пострижение и после многих лет, проведённых в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию удалился из Киева, взяв с собою икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней Яхромскую икону, сам поселился при церкви, при которой образовалась обитель Косьмина. 15.10. Спорительница

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Новости Духовной истории земли Русской посвящена выставка в Музее имени Андрея Рублева 10.07.2014 15:06 Москва, 10 июля. Череду торжеств, приуроченных к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, продолжает проект в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Выставка под названием «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского» объединила экспонаты из музейных, архивных, церковных и частных собраний. Основная идея проекта – рассказать о формировании и расцвете монастырских традиций в русском искусстве в эпоху преподобного Сергия. Среди героев выставки – сам «игумен земли Русской» и многочисленные продолжатели его учения. Рассказывают «Новости культуры» . В Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева решили не просто рассказать историю Сергия Радонежского. А показать, какое влияние имел его духовный подвиг на всю последующую историю страны. «Вот 600 лет, шесть веков они не были пустыми, они были насыщены напряженной духовной жизнью, которую вели и последователи преподобного Сергия Радонежского, – рассказывает куратор выставки Лариса Алехина. – И мы смогли сюда вместить рассказ об этих шести веках». Об этой истории русской святости рассказывают иконы подвижников. Начинается экспозиция с изображений самого Сергия. Эта икона примерно 1510 года, а восходит она к еще более ранним образам святого Сергия, XV века. «Тогда были живы еще те люди, которые знали и видели Сергия Радонежского, – уточняет Лариса Алехина. – Плюс – незадолго до этого были обретены его мощи нетленные, которые послужили образом для создания шитой пелены надгробной». Далее – лики прямых учеников, духовных собеседников и последователей Сергия. Максим Грек, Кирилл Белозерский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. А вот уникальный образ Козьмы Яхромского, икона из частного собрания. Несколько лет назад она была выкуплена в Германии и возвращена в Россию. «Всего в мире сохранилось две иконы с изображением Козьмы Яхромского, – рассказывает ученый секретарь Музея русской иконы Анна Иванникова. – Собственно, вот эта небольшая обитель была основана, по разным данным, приблизительно в 80-е годы XVII века, когда Козьме была явлена на дереве икона Богоматери с младенцем. Он эту икону обрел, и с ней пошел в Киево-печерский монастырь, где принял постриг, а после этого пошел на место обретения иконы, основал там обитель».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Митрофан Воронежский. Икона. Митрофан , в схиме Макарий ( 1623 - 1703 ), епископ Воронежский и Елецкий , святитель Память 7 августа - прославление, 4 сентября - второе обретение мощей в 1964 году и перенесение их в 1989 году) , 23 ноября , в Соборе трёх русских святителей , а также в Соборах Владимирских , Воронежских , Ивановских , Костромских , Липецких и Старобельских (Укр.) святых В миру Михаил Васильевич, родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой семье иерея Василия и Марии . В этом селе в деревянном храме в честь святителя Николая Чудотворца служил отец святого, здесь младенец был крещён, и всё детство будущего святителя прошло при храме . До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском , расположенном недалеко от города Шуи . Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, ушёл сперва в Николо-Шартомский монастырь , а затем в Золотниковскую Успенскую пустынь Суздальского уезда, где и принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, патриарха Цареградского . Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил её на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребённым. В июне 1665 года братия Яхромского Космина монастыря избрала его своим игуменом.  В 1666 году возведён в сан игумена Яхромского Космина монастыря митрополитом Сарским Павлом III . Здесь о. Митрофан соорудил новый храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа . Почти 10 лет управлял он названным монастырём, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители. В 1675 году был переведён игуменом Макариева монастыря , что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Тут он построил тёплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (освящён в 1680 году) и украсил его церковной утварью и иконами.

http://drevo-info.ru/articles/4315.html

Тем не менее письменно зафиксированное почитание К.-П. и. как древней «наместной» иконы Киево-Печерского монастыря относится только ко 2-й пол. XVII в. и связано с начавшимся в кон. XVI в. процессом активного укрепления духовного авторитета Киево-Печерской лавры и восстановления поклонения ее древним святыням. В настоятельство архим. Иннокентия (Гизеля; 1656-1683) в лаврской типографии была издана книга архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (1659, 1660), в которой содержится 1-е упоминание о принесенной мастерами из К-поля иконе с указанием ее иконографии - «Успение Пресв. Богородицы». В разд. «Чуда Пресвятой Богородицы Печерской», включающем пересказ главы из Киево-Печерского патерика, говорится: «…и дала им образ успения своего, жебы такий был в церкви намесный» ( Ioahhukuй (Галятовский). 1660. С. 317; см. то же: Он же. Небо новое. Львов, 1665. Л. 107). Э. С. Смирнова, анализируя «темный период» в истории иконы - между домонг. временем и XVII в., обращает внимание на то, что списки К.-П. и. фигурируют в преданиях Яхромского и Псково-Печерского мон-рей ( Смирнова. 2003. С. 427-428). В Житии прп. Космы Яхромского XVI в. говорится о явлении святому на дереве иконы «Успение». С ней он отправился в Киево-Печерский мон-рь, неся, т. о., обретенный образ к чудотворной К.-П. и. Там он принял постриг и, вернувшись на Яхрому ок. 1482 г., основал мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. В описи 1906 г. Яхромской обители упоминается икона «Успение Пресв. Богородицы» - монастырская святыня, близкая по размерам к К.-П. и. (6×9 вершков). В Псково-Печерском мон-ре были 2 прославившиеся чудесами иконы «Успение»: XI или XII в. и написанная в 1521 г. Изображение одной из них (неясно, какой именно), разнящейся по формату, но близкой по иконографии к К.-П. и., приведено в своде чудотворных икон Е. Поселянина ( Поселянин. Богоматерь. С. 519). Т. о., «если за легендами обоих монастырей об иконах «Успение» кроется реальность (в чем нет уверенности), то можно было бы полагать, что в XV-XVI вв. в Киево-Печерском монастыре теплилось особое почитание маленькой иконы «Успение», но к кон. XVI в. этот культ забылся и в 1660-х гг. был возрожден» ( Смирнова. 2003. С. 429).

http://pravenc.ru/text/1684340.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010