Последний не остался сидеть спокойно в земле вятичей: он набрал множество половцев и стал с ними по Десне, но принужден был ограничиться одним опустошением сел, потому что войска Ольговича не пустили его через реку. Несмотря на то, однако, оба Святослава – и дядя и племянник, видели недостаточность своих сил и послали в Киев за новою помощию, Ростислав отправил к ним Ярослава Изяславича луцкого, Владимира Андреевича дорогобужского и галицкий отряд; Давыдович испугался и ушел с половцами в степь, но на дороге нагнал его гонец от черниговских приятелей, которые велели сказать ему: «Не уходи, князь, никуда; брат твой Святослав болен, а племянник его пошел в Новгород-Северский, отпустивши дружину». Получив эту весть, Изяслав немедленно поскакал к Чернигову, а Святослав Ольгович ничего не знал и стоял спокойно перед городом в палатках с женою и детьми, как вдруг пришли сказать ему, что Изяслав уже переправляется через Десну, и половцы жгут села; Святослав тотчас же выстроил полки, послал возвратить с дороги Владимира Андреевича и Рюрика, и те явились в тот же день вместе с галичанами. Таким образом, Изяславу не удалось напасть врасплох на Ольговича: тот ждал с многочисленными и выстроенными полками, а берендеи между тем напали на половцев и побили их; видя, что половцы бегут раненые, а другие тонут в Десне, Изяслав спросил: «Что это значит?» и, получив в ответ, что у города стоят сильные полки, бросился опять за Десну и потом в степь, а союзники стали опустошать занятые им волости; но Изясляв скоро опять явился с толпами половцев, из Черниговской прошел в Смоленскую волость и страшно опустошил ее. Половцы повели в плен более 10000 человек, не считая убитых. Видя против себя и Мстиславича и Ольговича, Изяслав обратился к северному князю, Андрею Юрьевичу, сидевшему во Владимире-Клязменском: Изяслав послал просить у него дочери в замужество за племянника своего Святослава Владимировича, князя вщижского, и вместе помощи, потому что жених был осажден в своем городе Ольговичами – дядею и племянником, и Рюриком Ростиславичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Мономах, видя настойчивость требования, согласился с желанием народа и был принят в Киеве с великою радостию и честию; граждане, довольные исполнением их желания, перестали волноваться; а Князья старшие Владимира не протестовали; и таким образом признали волю горожан Киевских, хотя она явно противоречила родовым Княжеским отношениям. При Мономахе, любимце народа, Киевляне наслаждались спокойствием и довольством, к ним возвратились времена мудрого Ярослава. Владимир так благоразумно управлял избравшим его народом, что во всё тринадцатилетнее свое Княжествование ни разу не дал столкнуться народной воль с Княжескою властью, и так привлекал к себе Киевлян, что они кажется дали клятву принимать Князей из его племени, предпочтительно пред всеми Княжескими родами; вместе с Киевлянами за Мономаховым же племенем остались Смольчане и Переславцы. Таким образом мы видим сряду трех Князей на Киевском престоле, избранных народом, явно против всех правил родового старейшинства между Князьями; и Князья старших родов ни разу не протестовали против такового, избрания. Явно, что мнение или решение Киевлян, как народа самостоятельного, признавалось законным и от самих Князей; конечно, здесь много участвовало и могущество Мономахова рода. А также нельзя не заметить, что в это время Княжеские роды как бы поделили между собою привязанность разных городов Руси: так род Мономахов стал считаться родовым, отчинным извечным Княжеским родом в Переяславле, Киеве, Смоленске с их пригородами и в земли Суздальской; род Святославов в Чернигове, стране Северской, земли Вятичей, Рязани и Муроме; род Ростислава Владимировича в Червонной Руси; род Изяслава Владимировича в стране Полотской. Причины такового разделения заключались: с одной стороны, в любви народа к Князьям, у него родившимся, выросшим на его глазах, и в его нравах; а с другой в том, что, один Княжеский род, утвердившийся в какой-либо стране, окружал себя дружиною, преимущественно из лучших и богатейших жителей этой ж страны, и пришлые дружинники, по давности жительства в одном городе, мало по малу сближались и сроднялись с коренными земскими гражданами».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

При великом князе Изяславе II Hobropoдцы выпросили себе князем его сына Ярослава Изяславича. Этот князь был дольше других их государем, потому что они любили его отца, который приезжал к ним из Киева. Народ, давно не видавший у себя великих князей, был в восхищении от приезда Изяслава, особенно когда он на другой день дал пир всем гражданам и сам обедал вместе с ними. Городище — то место, где был этот праздник, — и теперь еще известно в Новгороде. Не прошло и пяти лет, а ветреные Новгородцы уже забыли и Изяслава Мстиславича, и его сына. Третий внук Мономаха, Ростислав Мстиславич, приехал по их желанию княжить в Новгород. Но этот князь после смерти Изяслава II был призван Киевлянами заступить на его место при старом Вячеславе. Радуясь великому княжеству, Ростислав спешил в Киев и оставил Новгородским князем своего сына Давида. Гордые Новгородцы не любили князей, которые оставляли их, хотя бы и ради великокняжеского престола: они тотчас же изгнали Давида и выбрали князем Мстислава, другого сына Юрия. В это самое время исполнилось самое приятное желание Юрия Владимировича. Мы говорили уже об этом: он вступил с победой в Киев после смерти Вячеслава. Ростислав же Мстиславич, едва успев приехать в Киев, должен был уже выехать и уступить силе Юрия. С досадой поехал он назад в Новгород, но там ему стоило больших трудов примириться с народом, который разделился на две стороны: одна, Торговая, защищала своего нового князя — Мстислава Георгиевича; другая, Софийская, хотела прежнего — Ростислава. Добрый Мстислав Юрьевич, не желая, чтобы за него проливали кровь невинных, уступил свой престол Ростиславу и уехал ночью из Новгорода. Вот какие беспорядки творились у дерзких Новгородцев, а они были так безрассудны, что не винили себя в этом, а еще хвалились своим гибельным своеволием! Дерзость их была так велика, что они сами выбирали себе епископа. Ростислав Мстиславич был Новгородским князем до тех пор, пока Киевляне после смерти Юрия Владимировича во второй раз не призвали его на свой престол. Уезжая, он оставил у них сына, Святослава. Беспокойные Новгородцы изгнали бы и этого молодого князя, но через некоторое время помирились с ним.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

160 …трудныхъ повстии… – По-древнерусски слово «труд» означало не только работу, но и подвиг, а также заботу, страдание, скорбь, горе (ср. ниже: «синее вино съ трудомь смшено»), боль, болезнь, недуг. 161 Боянъ. – Из упоминаний в «Слове» князей, которым пел «славу» Боян, можно заключить, что он жил во второй половине XI в. 162 …расткашется мыслию по древу… – Образ этот не народно-поэтический, а книжный. В дальнейшем автор «Слова» говорит о «мысленом древе» (см. стр. 198), и опять-таки, как и здесь, характеризуя поэтическую манеру Бонна. Отдельные книжные, риторические, искусственные выражения встречаются по преимуществу в начале «Слова». 163 …старому Ярославу… – Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый (ум. в 1054 г.). При нем еще сохранялось в основном политическое единство Руси. 164 …храброму Мстиславу, иже зарза Редедю предъ пълкы Касожъскыми… – Мстислав Владимирович Великий, князь черниговский и тмутороканский, брат Ярослава Мудрого (ум. в 1036 г.). В «Повести временных лет» под 1022 г. рассказывается о его единоборстве с касожским князем Редедею. Касоги – племя, населявшее область Северного Кавказа. 165 …красному Романови Святъславличю. – Роман Святославич, князь тмутороканский, внук Ярослава Мудрого. Был убит половцами в 1079 году. 166 …отъ стараго Владимера до ныншняго Игоря… – то есть от Владимира I Святославича (ум. в 1015 г.) до Игоря Святославича Новгород-Северского. Автор «Слова» постоянно обращается от современных ему событий к событиям прошлого и охватывает русскую историю больше чем за полтора столетия. 167 Тогда Игорь възр на свтлое солнце и вид отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. – Речь здесь идет о затмении солнца 1 мая 1185 г. 168 Стр. 196–198. …копие приломити… – Выражение, означавшее: «вступить в единоборство», «начать битву». 169 Стр. 198. …а любо испити шеломомъ Дону. – Выражение «испить шлемом из реки» нередко встречается в древнерусской письменности в одном и том же значении победы. Ср. в летописи: «Тогда Володимер Мономах пил золотом шеломом Дон, и приемшю землю их всю» (Ипатьевская летопись под 1201 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Какие были эти условия, летописец не говорит; как видно, договорились, чтобы каждому из Мономаховичей остаться при своих волостях. Почему Всеволод думал, что ему нельзя обойтись без Мономаховичей, довольно ясно: при черниговской, галицкой и польской помощи ему не удалось силою лишить волости ни одного из них; несмотря на то что южные были оставлены северными, действовали порознь, только оборонительно, народное расположение было на их стороне. Мономаховичи были разъединены враждою, чем единственно и держался Всеволод в Киеве; но зато и между Ольговичами была постоянная размолвка. Святослав Ольгович, призванный в другой раз в Новгород, опять не мог ужиться с его жителями и бежал оттуда в Стародуб; Всеволод вызвал его к себе в Киев, но братья не уладились о волостях; Святослав пошел в Курск, которым владел вместе с Новгородом-Северским; чем владел Игорь – неизвестно; потом скоро Всеволод дал Святославу Белгород. Игорь продолжал враждовать с Давыдовичем за Чернигов, ходил на него войною, но заключил мир. Смерть Андрея Владимировича переяславского, случившаяся в 1142 г., подала повод к новым перемещениям и смутам: Всеволоду, как видно, неловко было сидеть в Киеве, окруженном со всех сторон волостями Мономаховичей, и потому он послал сказать Вячеславу туровскому: «Ты сидишь в Киевской волости, а она мне следует: ступай в Переяславль, отчину свою». Вячеслав не имел никакого предлога не идти в Переяславль и пошел; а в Турове посадил Всеволод сына своего Святослава. Это распоряжение должно было озлобить Ольговичей, тяжко стало у них на сердце, говорит летописец: волости дает сыну, а братьев ничем не наделил. Тогда Всеволод позвал к себе рядиться всех братьев, родных и двоюродных; они пришли и стали за Днепром: Святослав Ольгович, Владимир и Изяслав Давыдовичи – в Ольжичах, а Игорь – у Городца; прямо в Киев, следовательно, не поехали, вели переговоры через Днепр; Святослав поехал к Игорю и спросил: «Что тебе дает брат старший?» Игорь отвечал: «Дает нам по городу: Брест и Дрогичин, Чарторыйск и Клецк, а отчины своей, земли вятичей, не дает».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) После смерти Всеволода в 1093 г. киевский стол с согласия влиятельного черниговского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха занял старший в княжеском роде Святополк Изяславич (1093-1113). Смертью Всеволода воспользовался наиболее воинственный из Святославичей - Олег (с 1083 при поддержке Византии княживший в Тмутаракани), к-рый в 1094 г. при помощи половцев силой вернул себе отчинный Чернигов, вытеснив оттуда Владимира Мономаха в Переяславль. В этой запутанной политической ситуации в 1097 г. в днепровском г. Любече собрался общерус. съезд князей, призванный усовершенствовать учрежденный Ярославом Мудрым киевский сеньорат, приспособив его к изменившимся условиям. Постановление Любечского съезда: «Каждый да держит отчину свою» - означало, что владения князей по завещанию Ярослава закреплялись за его внуками: за Святополком Изяславичем - Киев, за св. кн. Давидом , Олегом и Ярославом (Панкратием) Святославичами - Чернигов (Тмутаракань в 90-х гг. XI в., видимо, перешла под власть Византии), за Владимиром Всеволодовичем - Переяславль и Ростов (помимо которых в руках Мономаха оказались еще Новгород и Смоленск), за Давидом Игоревичем - Волынь, за счет юга и юго-запада к-рой (буд. Галицкого княжества) были, однако, наделены также двое Ростиславичей. Эффективность системы коллективного сохранения status quo, установленной в Любече, была немедленно продемонстрирована в силовом урегулировании конфликта на Волыни, развязанного Давидом Игоревичем и начавшегося ослеплением Василька Ростиславича: Святополк был вынужден отказаться от попыток захватить владения Ростиславичей, а Давиду пришлось лишиться своего стола и довольствоваться второстепенным Дорогобужем. Др. положительным следствием княжеских съездов стали инициированные Владимиром Мономахом совместные действия против кочевников, набеги к-рых резко активизировались в 90-х гг. XI в., после смерти Всеволода. В результате побед 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. половецкая опасность была устранена на полвека и половцы заняли подчиненное место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе. Решения Любечского съезда не затрагивали традиц. принципа наследования киевского стола генеалогически старейшим из князей; они лишь, как ясно из дальнейшего, исключили Святославичей из числа его потенциальных наследников - ведь de jure Киев не был для них отчиной, т. к. киевское княжение Святослава Ярославича считалось узурпацией. Это привело к фактическому соправлению на Руси Святополка и Владимира Мономаха, так что после смерти первого в 1113 г. Киев при поддержке местных бояр беспрепятственно перешел в руки последнего. Киевское княжение Владимира Мономаха и его старших сыновей (1113-1139)

http://pravenc.ru/text/180439.html

Очнувшись в очередной раз, я мечтал увидеть мальчика, но теперь надо мной склонялось взрослое мужское лицо, довольно приятное. — Ну? — спросило оно. — Живой ты ай нет? — Живой, — ответил я, но не услышал своего голоса. Видать, только губами пошевелил. — А коли живой, говори, кто ты есть на белом свете? — Я — Савва. По прозвищу Топор, — вновь еле слышно ответил я. — О-о-о, видать, и впрямь — живой! — засмеялся добрый человек. — А ты кто? — спросил тогда я. — А я — здешний хозяин дома. И звать меня — Владимир Гуща. А придется мне, Савва Топор, уновь тебя терзать и вороцать, поелику ты от всяких ненадобностей поизбавился и следует тебя омыть, а заодно и раны твои наново перевязать и удобрить. — Не надо… — жалобно пробормотал я, но тщетно. Вновь меня подвергли пытке, и опять я летал туда-сюда от дикой боли, взывая к Ратмишке, будто к своему ангелу-хранителю. Но только с Пельгусиным братом на сей раз мне уже не довелось встретиться у тех странных ворот, и никто не лаял на меня, а значит, теперь уж я до самого того света не достиг в своем полете. Открыв глаза, увидел своего мальчишку и обрадовался так, будто Александра Ярославича встретил. — А-а-а, Ратмир… Как поживаешь, Ратмир? — Я-то — хорошо. А ты-то? — И не спрашивай. А скажи, Ратмир, что ты умеешь? — А что хошь умею. Хошь, могу конем иготать. — И он тоненько заиготал, подражая конскому ржанью. — Похоже? — Очень. Ты, наверное, коней любишь? — Коней-то? Люблю, а что ж. — А какие есть кони, ведаешь? — А как же! Цорные, белые, фряжьи, грецески, еще есть немецкий конь, а еще — мисюрьский… — Какой-какой? Мисюрьский? Сроду я про таких не слыхивал. Да точно ли есть такой, Ратмир Владимирович? — Откуда я тебе Владимирович! Я вовсе не Владимирович, а Глебович. — Разве? А что ж Владимир Гуща — не отец тебе? — Какой же он отец? Он — дядя. — А отец где? Воюет? — Если б… А то ведь убили отца моего немцы. И матушку, и братьев… Мы в Изборске жили. Оттуда меня дядя Володя и взял к себе в дети. — Так ты сирота?.. — Ага. — И он глубоко вздохнул. — И Уветка меня обижает. Туда же еще — христианским именем он никакой не Увет, а Тереха.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Ярославское региональное отделение ХДС-ХР, в частности, выставило и поддерживало на выборах 19 человек – работников аппарата и активистов «Нового поколения», проживающих в Ярославле. Многие одновременно выдвигались в депутаты разных уровней. Одиннадцать членов «Нового поколения», пытавшихся пройти в Государственную Думу РФ по общепартийному списку, «закрыли» собой сразу 4 региона – Ярославскую, Ивановскую, Костромскую и Тверскую области. Двое из них одновременно выдвигались в Госдуму РФ по одномандатным округам. В областную Думу баллотировались 13 кандидатов, из них 11 одновременно выставляли кандидатуры и в муниципалитет г. Ярославля. Перечислим претендентов в алфавитном порядке: Афанасьева Наталия Николаевна, род. 27 января 1949 г., заместитель директора государственного академического театр им. Волкова, активная прихожанка «Нового поколения» – в Государственную Думу РФ (от Ярославской области по общепартийному списку); Быстров Дмитрий Викторович, 1971 г.р., заместитель директора фирмы «Авен-Езер», член ЯРО ХДС-ХР и «Нового поколения» – в Государственную Думу Ярославской области (округ в муниципалитет г. Ярославля (округ Горева Надежда Львовна, 1969 г.р., бухгалтер Ярославской городской клинической больницы активная прихожанка «Нового поколения» – в Государственную Думу Ярославской области (округ в муниципалитет г. Ярославля (округ Жаров Вадим Владимирович, род. 16 марта 1970 г., региональный пастор Христианского центра «Новое поколение» – в Государственную Думу РФ (от Ярославской области по общепартийному списку); Коржев Сергей Владимирович, 1952 г.р., директор АО «Полис», член ЯРО ХДС-ХР, прихожанин «Нового поколения» – в Государственную Думу Ярославской области (округ в муниципалитет Ярославля (округ Кочешков Андрей Николаевич, род. 26 апреля 1962 г., менеджер по информатике фирмы ООО «Авен-Езер (Яр)», активист «Нового поколения» – в Государственную Думу РФ (от Ярославской области по общепартийному списку), в Государственную Думу Ярославской области (округ в муниципалитет г. Ярославля (округ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

Благодаря новым возможностям мы даже создали научный Центр геохимии и наномине-ралогии и получили под него трёхгодичный грант на двенадцать миллионов рублей. Лет пять назад мы об этом и мечтать не могли. Чтобы не утомлять читателя научной информацией, скажу ещё только о том, что недавно на нашей кафедре впервые в мире расшифорована кристаллографическая структура ча-роита – уникального поделочного камня с неповторимым сиреневым цветом, над чем без-успешно работали многие учёные из Европы и США… Когда у Лайнуса Полинга спросили, что нужно сделать, чтобы стать хорошим учёным, он ответил: правильно жениться. И действительно, иметь хорошую семью для человека нау-ки очень важно. Со своей будущей женой Ириной Старицкой Сергей Владимирович учился на одном фа-культете, но они не обращали друг на друга внимание. Познакомились же так. Однажды его попросили передать Ире стипендию, дело было летом. Ну, встретились они, разгово-рились и оказалось, что у них много общего, а главное - оба православные. Ира сразу с пониманием отнеслась к патриотическому настрою Сергея, что и тогда, и сейчас не так уж часто встречается в молодёжной среде. Родословная супругов настолько интересна, что скажу и о ней несколько слов. Когда я увидела учёного, то первая мысль: вот настоящий потомственный интеллигент. И ошиблась. Один его дед по отцовской линии из мордовских крестьян, после революции 1917 года получил геологическое образование в Ленинградском университете, работал полевым геологом. Дед и бабушка, по материнской линии, ярославские крестьяне. Если у Кривовичева рабоче-крестьянское происхождение, то предки его жены Ирины из древнего дворянского рода Старицких. Она дальняя родственница Вернадского. «Так что мне приятно, - шутит Сергей Владимирович, что у нас с Вернадским, кроме бороды, есть ещё что-то общее». И ещё. Был такой известный архиепископ Серафим Соболев, так вот, его келейник, архимандрит Пантелеимон Старицкий, и есть родственник Ирины Кривови-чевой. Конечно же, имея шестерых детей от полутора лет до пятнадцати, Ирина не работает, а занимается семьёй. Труд не из лёгких, учитывая, что растут они не как трава.

http://radonezh.ru/analytics/s-veroy-v-r...

Могу только сказать, что точно будет на «полках» нашего «Методического кабинета»: o Воспитание - Утробное - До 3-х лет - До 7-ми лет - До 12-ти лет - До 18-ти лет - До 25-ти лет o Духовно-нравственное воспитание o Духовно-нравственный образ учителя o Дошкольное образование o Школьное образование o Внешкольное образование o Дополнительное образование o Взрослое образование o Переподготовка и повышение квалификации o Психология - Возрастная психология - Переходный период - Отцы и дети - Угрозы - Пограничные ситуации o Дефектология - Логопедия - Сурдопедагогика - Тифлопедагогика - Олигофренопедагогика Для увеличения количества разделов в нашем «кабинете» и создания удобного сервиса и навигации мы просим вас, уважаемые родители и педагоги, оказать помощь и содействие. Актуальная информация о всех важных событиях, интересных детям, подросткам, их родителям и учителям, проходящих как на территории Ярославской Епархии, так и за ее пределами, будет постоянно обновляться. Мы рассчитываем, что Ярпросвет.ру станет также новостным порталом. Информационную повестку дня будут формировать как профессиональные журналисты, так и мы с вами. Новости и статьи, которые мы будем публиковать на своей персональной странице (да, у каждого из нас с вами может быть своя персональная страница, оформленная индивидуально) при нашем желании будут попадать на заглавную страницу Ярпросвет.ру. По результатам нашей с вами активности на Ярпросвет.ру будут проводиться конкурсы, и премироваться отличившиеся в разных номинациях. Фотографии самых активных наших коллег мы сможем видеть на главной странице интернет-портала Ярпросвет.ру. На новости воспитания и образования можно будет подписаться или читать их он-лайн (новости on-line). Желающие содействовать нашей инициативе, могут получить дополнительную информацию о проекте Ярпросвет.ру, направив запрос по электронной почте: yaroroik@mail.ru , Дмитрий Владимирович Топчий - ответственный за информацию, коммуникации и аналитику Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/30/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010