Ярослав Мудрый в политике исторической памяти в позднесоветской и постсоветской России   Марасанова Виктория Михайловна , доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Новгородский период биографии князя Ярослава Мудрого   Перхавко Валерий Борисович , кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник  Института российской истории РАН (г. Москва) Размышления об особенностях древнерусской цивилизации   Аверьянов Константин Александрович , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) О княжеском статусе «Вещего» Олега   Полознев Дмитрий Федорович , кандидат исторических наук Кем, когда и зачем был основан город Ярославль   Горошников Виталий Владимирович , кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Переславль-Залесский – родина Александра Невского»: презентация издания, приуроченного к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя в 2021 году.   Перерыв 15 мин.   Морозова Людмила Евгеньевна , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) Московские князья – потомки великого князя Александра Невского   Смарагдова Марина Павловна , Городской телеканал, редактор специальных проектов (г. Ярославль) Смарагдов Андрей Николаевич , директор Издательского дома «Ярослав Мудрый» (г. Ярославль) Издательский проект «Звезда моя, крепость». Опыт культурного осмысления исторического наследия»   Серова Ирина Александровна , старший научный сотрудник Музея истории города Ярославля Ярославль и война Петра Великого: к вопросу о шведских военнопленных   Лушников Александр Александрович , кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области «Слово Григория об идолах» – древнерусский или южнославянский памятник?   Карпов Александр Владимирович , кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

О княжеском статусе «Вещего» Олега Полознев Дмитрий Федорович, кандидат исторических наук Кем, когда и зачем был основан город Ярославль Горошников Виталий Владимирович, кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Переславль-Залесский – родина Александра Невского»: презентация издания, приуроченного к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя в 2021 году. Перерыв 15 мин. Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) Московские князья – потомки великого князя Александра Невского Смарагдова Марина Павловна, Городской телеканал, редактор специальных проектов (г. Ярославль)  Смарагдов Андрей Николаевич, директор Издательского дома «Ярослав Мудрый» (г. Ярославль) Издательский проект «Звезда моя, крепость». Опыт культурного осмысления исторического наследия» Серова Ирина Александровна, старший научный сотрудник Музея истории города Ярославля Ярославль и война Петра Великого: к вопросу о шведских военнопленных Лушников Александр Александрович, кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области «Слово Григория об идолах» – древнерусский или южнославянский памятник? Карпов Александр Владимирович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург) Языческие древности Ростово-Ярославского края в историко-краеведческих трудах А. А. Титова Левагина Светлана Николаевна, ведущий методист научно-методического отдела Областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова (г. Ярославль) Былинные поленицы «ярославовых времен» Перова Екатерина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент Московского государственного лингвистического университет Методы изучения и сохранения культурного наследия в дореволюционной России Кривошеева Юлия Александровна, старший преподаватель Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Индустриальное наследие Ярославской области: проблемы сохранения и использования

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

5 марта Работа конференции 10.00–14.00 Председатель – Данилова Марина Дмитриевна, главный библиотекарь 5 марта – День памяти святого князя Ярослава Мудрого Шустров Андрей Григорьевич, доктор культурологии, профессор Ярославской духовной семинарии, проректор по научной работе, заведующий кафедрой богословия и церковной истории Ярославской духовной семинарии Мудрость Мудрого Ярослава Ваганова Ирина Вениаминовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, главный редактор журнала «Элитный квартал» «С ружьем и лирой. Некрасов». Новый взгляд на поэта. Презентанации книги, вышедшей  к 200-летию  Н. А. Некрасова Мышковец Ирина Витальевна, ведущий научный сотрудник научно-просветительского отдела Литературного музея Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Адам Богданович – исследователь творчества Н. А. Некрасова (по материалам фондов Литературного музея Максима Богдановича) Горошников Виталий Владимирович, кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск)  «Ярославская словесность»: презентация издания, приуроченного к 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова в 2021 году Аниськович Марина Маратовна, ведущий научный сотрудник Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь) Опыт Краеведческого музея г. Полоцка в сохранении и популяризации исторического и культурного наследия начала XX века (на примере экспозиции «Прогулка по Нижне-Покровской») Барановский Михаил Александрович, заведующий Литературным музеем Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Максим Богданович и ярославская газета «Голос»: новые находки и старые вопросы Белозёрова Елена Витальевна, ведущий библиотекарь Централизованной библиотечной системы Юго-Восточного административного округа Москвы Мужество как символ времени Священник Александр Парфенов (г. Ростов Великий, Ярославская область)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

Языческие древности Ростово-Ярославского края в историко-краеведческих трудах А. А. Титова   Левагина Светлана Николаевна , ведущий методист научно-методического отдела Областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова (г. Ярославль) Былинные поленицы «ярославовых времен»   Перова Екатерина Юрьевна , кандидат культурологии, доцент Московского государственного лингвистического университет Методы изучения и сохранения культурного наследия в дореволюционной России   Кривошеева Юлия Александровна , старший преподаватель Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Индустриальное наследие Ярославской области: проблемы сохранения и использования           5 марта   Работа конференции 10.00–14.00   Председатель – Данилова Марина Дмитриевна , главный библиотекарь   5 марта – День памяти святого князя Ярослава Мудрого   Шустров Андрей Григорьевич , доктор культурологии, профессор Ярославской духовной семинарии, проректор по научной работе, заведующий кафедрой богословия и церковной истории Ярославской духовной семинарии Мудрость Мудрого Ярослава   Ваганова Ирина Вениаминовна , кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, главный редактор журнала «Элитный квартал» «С ружьем и лирой. Некрасов». Новый взгляд на поэта. Презентанации книги, вышедшей  к 200-летию  Н. А. Некрасова    Мышковец Ирина Витальевна ,  ведущий научный сотрудник научно-просветительского отдела Литературного музея Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Адам Богданович – исследователь творчества Н. А.  Некрасова (по материалам фондов Литературного музея Максима Богдановича)   Горошников Виталий Владимирович , кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Ярославская словесность»: презентация издания, приуроченного к 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова в 2021 году   Аниськович Марина Маратовна , ведущий научный сотрудник Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

Остальные русские памяти в сентябрьских томах Пролога 1-й редакции распределяются крайне непоследовательно. В Прологе XIII в. Тип. 156 (349), который начинается с 6 сентября, есть лишь упоминания об освящении киевских церквей Св. Софии 4 ноября и св. Георгия 26 ноября. Как свидетельствует месяцеслов Евангелия Апракос, написанного по повелению Мстислава Владимировича в начале XII в., 4 ноября Св. София была освящена митрополитом Ефремом (около 1055 – около 1065). 388 Тем не менее в Прологах неизменно помещается фрагмент похвалы Ярославу Мудрому из статьи 1037 г. «Повести временных лет», посвященный строительной деятельности князя. Проложное чтение даже заканчивается известием о его смерти 20 февраля (1054 г.). Киевский храм св. Георгия, небесного покровителя Ярослава, был освящен 26 ноября при митрополите Иларионе (1051 – около 1055). Неизвестно, была ли эта память в Лобковском прологе, так как здесь нет листов за 7–27 ноября. Память освящения Св. Софии 4 ноября здесь точно отсутствует. Один из старших списков сказания на 26 ноября представлен в Прологе 1313 г. (ГИМ, Син. 239), 389 а сказания на 4 ноября – в упомянутом Прологе XIV в. Соф. 1325 . К сожалению, в этой рукописи выпала тетрадь, содержавшая памяти на 20 ноября – 9 декабря (между лл. 54 и 55 совр. пагинации), и было ли здесь чтение на 26 ноября, неизвестно. Из поздних святых в сентябрьском томе 1-й редакции появляются памяти Варлааму Хутынскому († 1191 г.) и Михаилу Черниговскому (убит в 1246 г.). В ранних списках XIII-XIV вв. этих житий нет. Древнейшие списки Пролога 2-й редакции датируются началом – первой половиной XIV в. Сентябрьские тома снова представлены полными списками, 390 а мартовские – дефектными. 391 С конца XIV в. сохранились двухтомные рукописи на оба полугодия: Спасо-Прилуцкий пролог РНБ, ОР, ПДА, А1/264, 1–2; ГИМ, Син. 248 (начала XV в.) и Усп. 3, 1406 г. (оба тома написаны по заказу Феодота Прусанова для церкви Бориса и Глеба, но разными писцами и, возможно, в разное время). 392 Среди прологов 2-й редакции тоже есть два, следующие архаической константинопольской традиции помещать вначале тропари и богослужебные указания. Это том на сентябрьское полугодие ГИМ, Син. 247 (XIV в.) и отрывок РГАДА, Тип. 167(362) (второй половины XIV в.). 393 От последнего сохранились чтения на январь, февраль, март, но богослужебные указания есть только в мартовской части.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ю. Б., не заслуживает доверия): князь был убит ночью в своем Боголюбовском дворце. Подробный рассказ об этом («О убьении Андрееве»), записанный очевидцем или со слов очевидцев, сохранился в пространной редакции в Киевской летописи, в краткой - во Владимирской. Точность этого рассказа подтвердило обследование останков святого в 1934 г. Рассказ живо отражает всю остроту общественного недовольства, царившего в конце правления А. Ю. Б. и сфокусированного на личности князя, некогда пользовавшегося общей любовью. Его тело 2 дня лежало брошенным сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской ц. без отпевания и только через неделю было перенесено во владимирский Успенский собор, где и совершилось погребение. Княжеский дворец в Боголюбове был разграблен, грабежи и убийства княжеской администрации происходили в самом Владимире и по всей земле («в волости») и прекратились лишь после крестного хода с Владимирской иконой Богоматери. Неудача слишком самовластной, по понятиям того времени, политики А. Ю. Б. была очевидна, и она не нашла себе продолжателей, так же как и род князя. Единственный из его сыновей, переживший отца,- Юрий был вынужден по вокняжении во Владимире Всеволода Юрьевича бежать к половцам, в 1184 г. был приглашен в Грузию, где стал мужем царицы Тамары и после 1188/89 г. безуспешно боролся за груз. престол. При всем том рассказ о гибели А. Ю. Б. прославляет князя как храмоздателя, второго царя Соломона (перекличка с похвалой Ярославу Владимировичу Мудрому в ПВЛ), щедрого жертвователя в пользу Церкви, нищелюбца, ревностного распространителя христианства. Высоко оценивается личное благочестие А. Ю. Б., любившего молиться в церкви по ночам: «Покаянье Давидово приимая, плачася о гресех своих». Составитель рассказа пишет об А. Ю. Б. как об «угоднике» Божием, «страстотерпце», к-рый «кровью мученичьскою умывся прегрешений своих со братома своима с Романом и с Давыдом» (т. е. со святыми Борисом и Глебом). Автор призывает погибшего князя молиться «о племени своем… и о земли Руськои».

http://pravenc.ru/text/115338.html

В 1993 г. Б.И. Яценко еще раз вернулся к датировке «Слова» 1198 годом, указав дополнительные аргументы: «Приведем еще два примера расшифровки поэтических образов, которые вполне определенно датируют «Слово» 1198 г. Прежде всего, чрезвычайно важен хронологический пробег «отъ стараго Владимера до ныняшняго Игоря», в котором князь Игорь поставлен на один уровень с киевским князем как равновеликий. Такое уравнивание могло возникнуть после 1198 г., когда Игорь стал великим черниговским князем, старейшим среди Ольговичей, соправителем Рюрика Ростиславича в Киеве» . При этом Б.И. Яценко ссылается на толкование сходного «хронологического пробега» из «Слова о погибели Русской земли» – «от  великаго Ярослава… и до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго». По его мнению, «младший Ярослав поставлен впереди старшего Юрия, потому что занимал более высокое место в княжеской иерархии». С этим выводом согласился и А.А. Горский .  «Только на киевском престоле Ярослав мог считаться равным Ярославу Мудрому. Такое же равенство между «старым Владимиром» и «нынешним Игорем» – великими князьями киевскими – в «Слове о полку Игореве». Согласно феодальному этикету, они должны быть одинаково почитаемы и в обществе, и в памяти потомков», - заключает Б.И.Яценко . «Еще один факт находим в рассказе о Всеславе, где идет речь о враждебных отношениях между полочанами и новгородцами. Осенью 1198 г. они обострились с новой силой.  Полочане вместе с литовцами напали на Луки и сожгли  хоромы. А зимой новгородский князь Ярослав Владимирович пошел войной на Полоцк. Конфликт закончился миром на озере Касопле. Именно в это время, - по убеждению Б.И. Яценко, - мог прозвучать призыв автора «Слова»: “Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени”» . Позволю небольшую ремарку к этому наблюдению: не в это же время, а после описываемых событий, поскольку в словах автора есть красноречивое междометие “уже”, косвенно указывающее на уже заключенный мир, после которого и целесообразно спрятать мечи в ножны…

http://pravoslavie.ru/5259.html

357 Беляев Иван Дмитриевич (1810–1873) – историк. В 1833 г. окончил Московский университет, с 1852 г. профессор истории права. Секретарь Московского Общества истории и древностей российских, редактор его «Временника». Славянофил. Основной труд – «Крестьяне на Руси» (1859) – первое обобщающее исследование по истории русского крестьянства со времен Киевской Руси до XVIII в. 358 Гизо Франсуа Пьер Гийом (1797–1874) – французский государственный деятель, историк. Член Академии моральных и политических наук с 1832 г. и Французской Академии с 1836 г. Министр внутренних дел в 1830 г., народного просвещения в 1832–1837 гг., иностранных дел в 1840–1848 гг. В 1847–1848 гг. премьер-министр. Автор «Очерков истории Франции» (1868 г.), «Историй Английской революции» (1854–1856 гг.) и пр. 359 Вико Джамбаттиста (1668–1744) – итальянский философ. С 1698 г. профессор риторики в Неаполе, с 1734 г. придворный историограф. Выдвинул т. н. «теорию круговорота» – развития истории по циклам, состоящим из трех эпох – божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или конституционная монархия). 360 Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь Киевский, сын князя Владимира Святославича, дед Владимира Мономаха . После смерти отца (1015 г.) боролся с братом Святополком Окаянным, окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. Разгромил печенегов, начал составление «Русской правды», поставил первого русского митрополита Иллариона. Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036) – сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Около 988 г. посажен отцом княжить в Тмутаракани, в 1023 г. сел в Чернигове. Воевал с хазарами (1016), касогами (1022). В 1024 г. нанес поражение своему брату Ярославу Киевскому (Мудрому), пытавшемуся изгнать его из Чернигова, в 1026 г. заключил с ним мир, в 1031 г. вместе с братом ходил походом на Польшу. Даниил Романович Галицкий (1201–1264) – князь галицкий и Волынский, сын князя Романа Мстиславича. В 1211 г. посажен боярами в Галиче, но в 1212 г. изгнан. С 1221 г. княжил на Волыни. В 1238 г. овладел Галичем и передал Волынь брату Васильку Романовичу, затем занял Киев. В 1245 г. в битве под Ярославлем Галицким разгромил венгерские и польские войска и завершил сорокалетнюю борьбу за воссоединение Галицко-Волынской Руси. Вмешался в борьбу за австрийский герцогский престол, добился признания прав на него своего сына Романа. В 1254 г. принял от папской курии королевский титул.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Монахи Каргопольского Ошевенского монастыря после чудесного явления одному из старцев преп. Александра, основавшего обитель, также пожелали иметь икону своего пустыноначальника, но, к сожалению, иконописец Симон, к которому они обратились, недоумевал, как по образу подобна написати его: много лет прошло со смерти святого, никто из живших в монастыре не помнил лица его, и нигде не нашлось иконы его. К счастью, пришел в это время от Онеги, из местечка Псала, некто Никифор Филиппов, лично знавший св. Александра, и сообщил иконописцу, что святой был среднего роста, лицом сух, образом умилен; очи влущенные, борода небольшая, не очень густая, волосы русые, седой вполовину. Отголоском этих первоначальных портретных изображений русских святых остались описания их внешнего вида в наших толковых иконописных подлинниках. Эти описания, при всей их бледности, отправляются от действительных черт известного лица и воспроизводят его индивидуальные особенности; но на практике мы напрасно стали бы искать оправдания этой портретности. Довольно взять в расчет беспомощное состояние тогдашнего живописного искусства, чтобы отказаться от подобной надежды и прийти к заключениям на этот счет более скромным. Подлинные черты наружности передавались схематически, иконным пошибом, и вскоре теряли ту типичность, индивидуальность, которая делает известное изображение портретом. Даже лицевые изображения наших князей и царей, сохранившиеся от древнего времени, исполнены в этом иконном пошибе и лишены индивидуальности. Например, в Изборнике Святос-лавовом на заглавном листе представлен князь Святослав Яросла-вич, внук Владимира, со своим семейством; но достаточно взглянуть на эту семейную картину, чтобы заметить, что все лица, за исключением известных внешних примет, изображены на один манер и отличаются друг от друга ростом, одеждой, бородой и волосами. Таким образом, более или менее достоверные изображения русских святых послужили первым основанием для внесения их в лицевые подлинники; но этот путь не был единственным и не исчерпывает полного состава русских лицевых святцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Единственный среди его учителей, который имел влияние на юного Ваню Шмелева, был преподаватель литературы, Федор Владимирови Цветаев. Этот преподаватель был страстным поклонником литературы и чутким лектором; он дал Шмелеву известный толчок для его будущего призвания. Он предугадал талант в мальчике и сказал, что в Шмелеве что-то есть, и что ему следует помнить о притче о доверенных талантах. Настоящее же творческое дарование выявилось у Шмелева только в 1894 году, когда он был в восьмом классе гимназии. В качестве ученика оканчивающего летние каникулы в деревне. Во время рыбной ловли на одинокой реке он попал на мельницу, в которой жил глухой старик. Мельница, старый человек, дикая природа, вода, скалы и обрывы, старые обветренные ивы: все это произвело на юношу сильное впечатление. Он почувствовал потребность писать, но не сделал этого. Позднее, готовясь к экзаменам на аттестат зрелости, занимаясь Виргилием и Гомером, он снова вспомнил о старой мельнице. Все образы снова вернулись к нему и пленили его. Он отложил в сторону книги и написал в один мартовский вечер в 1894 году большой рассказ «У мельницы», который он послал в редакцию журнала «Русское Обозрение». В марте 1895 года, когда он уже был в Университете, он получил от редакции приглашение прийти для переговоров. Шмелев пошел туда и получил, по тем временам, значительный гонорар в 80 рублей и ответ, что рассказ был принят хорошо. Ему было предложено написать еще что-либо. Редактор высказался одобрительно и с похвалой за «живое чувство природы», «хороший диалог» и «прекрасный русский язык». Рассказ появился в Июльской книжке 1895 года в журнале «Русское Обозрение». Это было первое печатное произведение молодого писателя. Осенью того же года Шмелев женился. Ольга Александровна Шмелева, жена писателя, рассказывала: «Венчались мы в деревенской церкви в подмосковном имении матери Вани Шмелева, он был только еще студентом первого курса юридического факультета Московского университета. После венчания пешком благоуханным полем — было начало июля (1895 г.), все поле было в цвету, а вечером того же дня внезапно решили ехать на Валаам».

http://azbyka.ru/fiction/soldaty/

  001     002