Крестных ходов в городе два: 18 июня в честь иконы Боголюбской Божией Матери, установлен в 1848 г. по случаю бывшей тогда холеры, и 26 августа в честь чуд. иконы Владимирской Божией Матери, что при Ростовском соборе. Эта икона ежегодно посещает г. Петровск 26 августа и остается здесь в течение 6 дней, с этой иконой и совершается крестный ход. При здешних церквах 38 десятин земли. Около версты от города находится Святой колодец, над ним сделана часовня с иконой Спасителя. Летом из Петровска бывает крестный ход и в часовне, где помещается несколько древних икон, в том числе образ «Неопалимая купина», служатся молебны. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Посёлок городского типа Петровск (Петровское) интересен в первую очередь грандиозным Петропавловским собором, построенным в 1783 году. Да как построенным! Казалось бы, типичная для времени и места гремучая смесь " недо-классицизма " с " после-барокко " , а вот поди ж ты! Строгие, выверенные формы увенчаны какой-то перетяжеленной главой (словно снятой с другой церкви и поставленной сюда!), но смотрится она настолько нетривиально и эффектно, что диву даёшься. Собор был выстроен на главной городской площади уездного Петровска. Плюс - все улицы городка равняются на храм, а центральная (она же - трасса " Холмогоры " ) так и вовсе делает ради него изгиб, поэтому на подъезде кажется, что собор стоит прямо в створе шоссе! Когда подъезжаешь к городку со стороны Москвы и спускаешься с пологого холма, весь Петровск как на ладони, и Петропавловский собор выступает в его панораме как архитектурная доминанта. Храм строился по канонам классицизма. Нижняя его часть - четверик, верхняя выполнена в виде восьмигранного барабана с круглой главкой. По бокам сделаны входы-портики с треугольным карнизом и пилястрами, между которых в виде окон сделаны по три круглых окна. С западной стороны к трапезной примыкает трёхъярусная колокольня с часами и невысоким шпилем. Внутри храм необычайно светлый и яркий за счёт множества окон и нежных тонов отделки. Высокий свод даёт ощущение простора, особенно в солнечную погоду. В качестве святынь здесь почитают ларец с мощами апостола Павла и две иконы с частичками мощей святой Матроны Московской и святого Луки Войно-Ясенецкого. А появился собор здесь благодаря Екатерине Великой.

http://sobory.ru/article/?object=03765

Соборная Успенская церковь каменная, приходская, зимняя и летняя одна и та же, прочна, о трех престолах: во имя Успения Пресвятой Богородицы; на правой стороне главного алтаря, в 1885 г. реставрированный в виде деревянного пещерного храма и 29 сентября того же года освященный, во имя Леонтия и Исаии Ростовских чудотв., почивающих на сей стороне собора, и вновь устроенный на северной стороне алтаря, в том же году 1885 и 7 сентября освященный во имя св. Игнатия Ростовского чудотв., мощи коего почивают на сей стороне собора. Малая церковь холодная, под колокольнею соборною, построенная митрополитом Ионою Сысоевичем в XVII в., во имя Входа Господня в Иерусалим, богослужение в ней совершается однажды в год. Сооружение соборной Успенской церкви относится к XIII веку ко времени княжения ростовский князей Константина Всеволодовича и сына его Василия Константиновича; при первом она в 1213 г. была заложена, а при втором достроена и освящена епископом ростовским Кириллом в 1230 г. В соборной церкви почивают мощи святителей: Леонтия, Исаии, Игнатия и Федора… Чудотворная икона Владимирской Божией Матери написана преп. Олимпием – иконописцем Киевопечерского монастыря в XI в. и принесена сюда в дар великим князем Владимиром Мономахом. Образ Спаса Нерукотворенного, по преданию, бывший келейным св. Леонтия, образ Боголюбской Божией Матери. Домов при соборной Успенской церкви каменных пять, в которых помещаются священнослужители, сторожа и звонари; кроме сего, при соборной церкви имеются три корпуса каменные, состоящие из 39 лавок и 10 палаток, с которых в пользу церкви получается аренды 4259 руб. 55 коп. в год. Капитал соборной Успенской церкви в билетах заключается в 68 850 руб. При церкви в 1900 г. учреждено общество хоругвеносцев. При соборной церкви по расписанию 1876 г. штатный состав причта положен: 1 протоиерей, 3 священника, 2 диакона и 3 псаломщика. Причтовый капитал в билетах заключается в 21 698 руб. Жалование от казны 58 руб. 85 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

http://sobory.ru/article/?object=00224

В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская - Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни - крест.. Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена стоящая у креста Мария Магдалина, цена иконы 4000 руб. Устройство всей часовни стоит до 22 000 руб. сер. Она устроена скульпторами Мадерни и Руджио. По желанию покойной графини Ольги Есперовны Шуваловой старый иконостас заменен новым, более художественным. Местные иконы Спасителя и Божией Матери писаны самой графиней. Иконостас выкрашен белой краской, иконы, на полотне, расположены в 3 ряда. Антиминс освящен митрополитом Исидором декабря 15 1877 г. Церковные документы ведутся с 1840 г. Причт состоит из священника и дьячка. Церковь содержится своими суммами. Церковного капитала, в бумагах, 600 руб. сер. Причт помещается в двух деревянных домах, построенных на земле помещика, хотя при церкви значится 30 десятин земли. В 1870 г. дома обращены в церковную собственность, исправлены на церковную сумму и застрахованы в 4000 рублей сер. С основания церкви священник получал штатного жалованья 100 руб., дьячок 50 руб. В 1881 г. на причт прибавлено 50 руб. Кроме того, за недостатком полного комплекта прихожан, Шувалов положил капитал в 1715 руб., проценты с которого идут в пользу причта. Вместо земли священник получает из графской конторы 800 руб. сер., а дьячок - 100 руб. Доходы за требы очень незначительные: священник получает до 400 руб., причетник до 180 руб. Топливо дает помещик; прихожане доставляют оное на место. Приход составляют 4 деревни: Верхняя и Нижняя Станки, Строилово и Оселки. Прихожане - переселенцы из Ярославской, Пензенской и Рязанской губерний, их муж. пола 370, жен. 418. Окруженные финнами прихожане умеют говорить и по-фински. Прихожане занимаются земледелием, но по близости к столице они постоянно отвлекаются от земледелия посторонними занятиями: занимаются легкими промыслами, торгуют картофелем, телятами и коровами, продают молоко и сливки. Полученные деньги оставляют в харчевнях, поэтому многие из них чрезвычайно бедны.

http://sobory.ru/article/?object=00558

Три года назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и с благословения владыки митрополита Феофана святыня, украшающая этот храм, побывала на благословенной земле Казахстанской. Прикасаясь к ней, получили благословение и утешились сотни тысяч людей. Икона была пронесена по всему Казахстану, побывала во всех крупных городах, столице республики, Южной столице — Алма-Ате, Кокчетаве, Караганде, Петропавловске, Павлодаре и других городах. Множество людей с верой и благоговением поклонились лику Царицы Небесной, испросили утверждения в вере, приложения надежды, любви ко Господу через любовь к ближним. Мы именуем Матерь Божию " Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим " . Ее молитва многое может. Разве может Сын отказать Своей Матери? Разве Божественный Сын не услышит молитв, которые возносит за нас Его Пречистая Матерь, Матерь Господа нашего, чтобы мы были не чужими, но своими Ему — по жизни, по делам, по поступкам (см. Еф. 2:19)? Мы привезли в этот храм точную копию, список образа, который почитается здесь, и освятили его через молитву, чинопоследование и окропление святой водой. Этот образ мы отвезем к нам, в Казахстан, народу Божиему для поддержки и утешения. Я искренне благодарю владыку митрополита Феофана за представленную возможность побывать на Казанской земле. Благодарю отца Алексия, который устроял сегодняшнюю радость молитвы и совершение церковного чинопоследования. Вас, дорогие братья и сестры, благодарю за молитву. Сегодня в церковном календаре — память одного из трех святителей Казанских. Мы почитаем священную троицу — Гурия, Варсонофия и Германа — и память святителя Гурия мы отметили, прикоснувшись к его честным мощам, испрашивая его духовного руководства в нашей жизни. Я желаю всем нам крепкой веры, сильной надежды и безграничной любви ко Творцу и Подателю всяческих благ — Господу нашему. И пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает с народом Божиим». В ответном слове настоятель храма Ярославских чудотворцев поблагодарил архипастыря за совместное служение Литургии. «Молимся всем приходом, чтобы образ Пресвятой Богородицы, который Вы сегодня освятили, был источником утешения и радости, окном в мир небесный для людей, которые будут приходить к нему и просить у Матери Божией помощи», — сказал протоиерей Алексий Чубаков.

http://patriarchia.ru/db/text/5464539.ht...

6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и ещё ряд других икон, в том числе образ своего дяди – преподобного Сергия Радонежского и «Деисус на Болвановке у Николы святого». Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне – начале октября 1378 года и в конце 1384 – начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. 28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых ещё в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещён в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, 1083, 1476–1483). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) даётся такой иконописный портрет святителя Феодора: «...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст». Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 247–248. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антипатр Коновницын в молодости очень выгодно женился на Феодосии Ивановне, родной сестре графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина - президента Императорской академии художеств и обер-прокурора Священного синода. Благодаря Мусину-Пушкину Антипатр Петрович долгое время был прокурором Вологодской области, а потом, когда чиновничество ему надоело, он поселился в усадьбе Воскресенское и перенял от графа должность предводителя Мологского дворянства Ярославской губернии. В Воскресенском Антипатр Коновницын жил как обычный русский помещик и очень часто страдал ничегонеделанием. Но в 1774 году он принялся за строительство в селе каменной церкви взамен обветшавших деревянных. Размах строительства по проекту был уникален - церковь должна была стать двухэтажной, с огромным коридором, приделом-трапезной, колокольней и подклетом. Его строителем-проектировщиком стал знаменитый петербургский архитектор Савва Иванович Чевакинский, построивший Северной столице ряд домов, которые сегодня считаются уникальными памятниками архитектуры в стиле барокко. Построить такой храм, как задумал Антипатр Петрович, могли себе позволить только очень богатые помещики, а Коновницын таковым не был, и потому строительство шло медленно и сложно. Еще не успели построить и половины, как в 1784 году он умер. Только через 20 лет строительство закончила его супруга Феодосия Ивановна Мусина-Пушкина-Коновницына при поддержке своего племянника Петра Петровича Коновницына-младшего. Однако точная дата освящения храма неизвестна, в разных документах встречаются два года - 1795-й и 1796-й. Петр Петрович Коновницын приехал в Воскресенское лишь после войны, летом 1815 года, когда строительство уже было давно завершено. Но он приехал уже как герой, как полководец и генерал, видевший и принявший всю сложность войны, о победе в которой молилась вся Россия. НОВУЮ церковь Петр Коновницын оценил. Еще бы, такой шикарный храм сложно назвать сельским. По размерам он вполне был сопоставим с городским собором. По своей величавости и архитектурной особенности редко где в сельской глубинке можно встретить двухэтажный и столь роскошный храм. На первом этаже был расположен теплый храм, в котором совершали богослужения от Покрова до Пасхи. На втором этаже - летний. Всего в церкви было устроено четыре престола - первый и главный - Воскресения Христова, второй - Знамения Божией Матери, третий - Николая Чудотворца и четвертый - девяти мучеников «иже в Кизице». Интересна история возникновения этого последнего престола. Древнее имя Антипатр было дано владельцу имения в честь святого Антипатра, мученика Кизицкого. Больше в святцах нет Антипатров. На иконостасе придела до наших дней сохранилась икона девяти Кизицких мучеников, на которой один из святых резко отличается от остальных восьми. Вероятно, иконописец запечатлел в нем лик самого Антипатра Коновницына.

http://sobory.ru/article/?object=10665

Бесстолпная одноглавая Толгская церковь сооружена в 1761 г. Имеет башнеобразную колокольню и небольшой северный придел. В 1760-х г.г. интерьер Толгской церкви был украшен фресковой росписью, заново переписанной маслом в конце XIX в. От первоначальной живописи сохранился небольшой фрагмент «Вознесение Иоанна Милостивого» на арке, разделяющей главный храм и трапезу (под иконой «Покрова Богоматери»). В центре сомкнутого свода «Саваоф», парящий на херувимах. На своде - «Распятие», «Снятие со креста», «Поцелуй Иуды», «Положение во гроб». Написанная в манере сухого официального академизма, роспись размещена на стенах в два яруса в виде небольших панно, обрамленных плетеночным орнаментом. Среди сюжетов - изображения ростовских свв.: Леонтия и Иакова в круглых медальонах; Димитрия и юродивого Иоанна Милостивого. На своде трапезы «Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому», «Кончина Иоанна Милостивого», «Рождество Иоанна Предтечи». В северном приделе на своде «Богоявление» и «Сретение», а на стенах - «Ростовские чудотворцы». Четырёхярусный золоченый иконостас храма сооружен в середине XIX в. Он украшен витыми колоннами, виноградными гроздьями и увенчан небольшим скромным крестом. Иконы написаны в 1770 г. художником Харковым. Среди икон местного яруса некоторые древнего письма: «Параскева Пятница» XVI в., «Богоматерь Толгская» и «Избранные святые» XVII в. В главном храме сохранились древние иконы в отдельно стоящих резных киотах: «Никола» (поясной), «Ростовские чудотворцы», «Не рыдай мене мати», «Покров» XVII в. У северной стены находится серебряная рака XVIII в. с мощами Иоанна Милостивого, ростовского чудотворца (ум. 1580). Она украшена барочными клеймами со сценами жития святого, исполненными в технике литья, гравировки и чеканки. Над ракой небольшая, вытянутая по горизонтали икона «Иоанн Милостивый» XVIII в., написанная в иконных традициях. В среднике иконы Иоанн изображен в рубище с посохом и свитком, слева и справа сцены из его жития, а вверху деисус с 20 фигурами предстоящих к трону Христа ростовских и ярославских святых. Над ракой резная деревянная сень, украшенная витыми колоннами, волютами и вензелем «И» «М» (XVIII в.).

http://sobory.ru/article/?object=00600

В 1931 году протоиерей Александр Державин был арестован и осуждён по статье 58, выслан в Устюг, затем в Сыктывкар, оттуда — в Зырянский край. С 1934 по 1939 г. отец Александр проживал у дочери в Ростове Великом. По ходатайству протоиерея Стефана Маркова, настоятеля Знаменской церкви, где служил отец Александр до ареста, его назначили туда вторым священником. Во время болезни отца Стефана Маркова отец Александр исполнял его обязанности. По смерти отца Стефана он был назначен почётным настоятелем. Служил отец Александр в Знаменском храме почти до конца своей жизни. Он вышел за штат в июле 1961 года, в возрасте девяноста лет. Но и находясь на покое, маститый старец-священник по воскресным и праздничным дням бывал в храме, усердно молился и часто приобщался Святых Христовых Таин. Кроме пастырства, отец Александр постоянно занимался научным трудом. Ещё во время службы в Ростове Великом он заинтересовался деятельностью святителя Димитрия Ростовского. В 1909 году, когда отмечалось 200-летие со дня кончины Святителя, отец Александр написал кантату, исполненную соборным хором и учениками Ростовского Духовного училища под управлением композитора — священника Василия Зиновьева (1874–1925), регента Ярославского архиерейского хора, автора широко известных церковно-музыкальных произведений. Примечательно, что благословил сочинение и исполнение кантаты тогдашний Ярославский и Ростовский архиерей архиепископ Тихон, будущий Всероссийский Патриарх. В 1991 году на юбилейном вечере, посвящённом 1000-летию Ростово-Ярославской епархии, проходившем в театре Ф. Волкова, эта кантата была с большим успехом исполнена Ярославским архиерейским хором. В Киевской Духовной академии отец Александр начал работу по теме “Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского”. Лишь в 1954 году после многолетних трудов он смог закончить своё исследование и успешно защитил магистерскую диссертацию в Московской Духовной академии в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. В последующие годы своей жизни отец Александр много работал над житием святого мученика Трифона, чья чудотворная икона пребывает в Знаменском храме.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В конце XVIII - начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 - в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 - выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 - писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей. Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть - крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее - бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне Осовых. Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца - «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери - Ерилы, во Владимире - Юнины, в Нерехте - Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».

http://sobory.ru/article/?object=20766

Введенская церковь о двух престолах: Введения во храм Божией Матери и священномуч. Власия. Троицкая о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотв. Время первоначального построения неизвестны, а приделы устроены: св. Архангела Гавриила и преп. Марии Египетской в 1898 г., Троицкая церковь перестроена в 1891 г. В соборе придел Арх. Гавриила устроен на средства московской купчихи Марии Александровны Гусевой. В Введенской церкви придел свящ. Власия устроен крестьянином дер. Бутаково Улейминской волости Семеном Леонтьевичем Волнухиным. В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. Чтимые святыни: чудотв. и явленная икона св. и чудотв. Николая и при ней часть св. мощей сего угодника Божия, собранная в серебряном ковчеге. Одна каменная часовня у св. врат при новой строящейся большой дороге. Земли 241 десятина 761 кв. саж. и дарственные пустоши: Чистофорова 23 десятины 1560 кв. саж, Мининская 32 десятины, Воронина 20 десятин, Филино 26 десятин и Темнина. Дома: каменный двухэтажный корпус для помещения настоятеля и братии; каменный дом пристроен к Введенской церкви с левой стороны; каменная двухэтажная гостиница, 3 деревянных флигеля, 1 дом деревянный на скотном дворе, 1 флигель каменный для рабочих. Неприкосновенного капитала 81 430 руб. Церковно-монастырская школа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. К числу наиболее известных и значительных памятников истории и культуры Угличского края относится Николо-Улейминский монастырь. В тексте Летописца записано: «сия Улейминская обитель построена бысть за городом в осми поприщах разстоянием, зовомая во имя святаго отца Николы Мирликийских Чудотворца». Те древние «поприща», насчитывавшие семьсот саженей, давно забыты – в более позднее время отмечалось, что обитель расположена «верстах в 12-13-ти от г. Углича по Ростовско-Угличскому тракту».

http://sobory.ru/article/?object=00487

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010