Казанская церковь В 1770 г. огромная летняя Казанская церковь была построена на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных прихожан. В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Уникальность данного храма в том, что издавна в нем находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной, в настоящее время икона находится в соседнем храме с. Васильевском. Казанская церковь это интереснейшее по своей архитектуре 16-ти лепестковое в плане центрическое сооружение. Местное население называет ее еще круглой. К сожалению, архитектор храма не известен. Церковь восхищает красотой и богатством фресковой росписи от пола до потолка, написанные на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Обилие света, богатство и изысканность росписей придают интерьеру парадность и праздничность. Фресковые росписи Казанской церкви были выполнены ярославскими мастерами в 1796–1799 г.г. В 1929-1930 г.г. Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Долгое время храм пустовал и начал разрушаться. Разрушалось покрытие глав, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав, местами разрушалась и кирпичная кладка стен, особенно стен входных папертей. С 1988 г. стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры XVIII в. Местная администрация выделила средства на осуществления реставрационных работ. Однако наступили трудные времена, собранных средств катастрофически не хватало для полной реставрации грандиозного храма. В 1993 г. реставрационные работы были приостановлены. Восстановить к тому времени смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично кладку стен. Церковь долгое время стояла в лесах, вызывая у каждого взглянувшего на ее некогда величественные стены, чувство вины и боли… От былого великолепия практически ничего не осталось, храм находится в тяжелом аварийном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=00574

Просуществовала церковь до 1931 года, когда новые власти России решили, что сие здание нужнее мирским делам нежели духовным. В разное время в здании церкви были лодочная станция, жилые квартиры и даже пивоваренный завод. Лишь в 1997 году разоренное здание было передано православной церкви. Фрески нижнего храма полностью утрачены, а наверху в галереях чудом сохранились древние росписи, которые будут восстанавливаться силами современных художников. На что уже получено благословение Архиепископа Ярославского и Ростовского. Есть еще одна легенда о церкви… Будто ведет к ней подземный ход с противоположного берега Волги, по которому люди спасались в древние времена от татарских набегов. Причем по рассказам очевидцев (ныне живущих жителей Тутаева), по этому ходу они будучи детьми лазали тайком от родителей. И ширина прохода была такой, что можно было повозку с лошадью провести… Где сей ход сейчас, и был ли он, нетрудно установить с помощью современного оборудования. Но видимо никто не хочет разрушать красивую легенду… Пусть живет она в наших умах, как живет прекрасный Казанский-Преображенский храм. Красивейшая Казанская-Преображенская церковь расположена у самой воды. Возведена в 1758 году, на месте, как говорят, женского монастыря, якобы известного еще в 14-15 веках (на деле, как нам кажется, монастырь не может быть старше крепости, то есть середины 15-го века). В монастыре, наверное, было две церкви, Казанской иконы и Преображения, а храм, появившийся на месте монастыря, впитал их названия. Храм выглядит несколько старше своих лет; так строили в 17-м веке, в самом конце столетия, но уж точно не в середине. Как видим, в Романове вкусы лет на 60 отставали от столичных. Колокольня стоит отдельно, под ней похоронен юродивый Онуфрий. Кроме того, что его почитали в Романове, нам не удалось найти про него никаких известий. У самого спуска к воде, где народ стирает белье, некогда находилась часовня, возле которой каждый проплывающий по Волге обязан был положить камень. Краеведы ломают голову, откуда такой обычай? Представляется, что это рудимент восточного (ногайского) обряда. Вспомним хотя бы историю про то, как Тимур приказал каждому воину бросить камень перед битвой. Потом воины взяли камни, и по числу оставшихся камней Тимур понял, сколько солдат он потерял, а сами нетронутые камни стали памятником погибшим. Я думаю, что неискаженный обычай заключался в том, что плывший по реке на юг оставлял камень, а возвращаясь, скажем, из Хаджи-Тархана (Астрахани) или из Сарая, его забирал. А те камни, что оставались, видимо, становились памятником погибшим. Но те камни, наверное, романовцы давно на надобности растащили. Наша гипотеза подтверждается еще и тем, что в храме хранилась особо чтимая икона Казанской Богоматери. Культ Казанской Богоматери выражал идею непростого взаимодействия православного человека и иноверческой среды Нижнего Поволжья, и икона должна была защищать путников, которые ехали “к татарам”.

http://sobory.ru/article/?object=03240

В результате храм был обезображен перегородками, лишился купола, стала разрушаться ограда. Только двадцать лет назад церковь Сретения Господня вновь стала действующей. И как дружно взялись прихожане за восстановление интерьеров любимого храма! Воссоздать купол с крестом помогла мэрия города. Спустя несколько лет при храме открылась воскресная школа для детей и взрослых. Многое ещё предстоит сделать... " Вы видите, как тусклы сейчас фасады здания, - говорит завхоз храма Николай Шаров. - Думаете, это от старости? Нет. Просто в дни Великой Отечественной войны яркие краснокирпичные стены специально зачернили, чтобы они не служили ориентиром для немецких лётчиков. Посмотрите на колокольню - с её очисткой нам посодействовало городское правительство, так должно выглядеть всё строение. Ещё необходимо заделать трещину в стене, отремонтировать окна, отреставрировать трапезную и бывший крестильный храм. Кроме того, нужны новые колокола. Не хватает рабочих рук и финансов, но с Божией помощью трудности будут, надеемся, преодолены " . Ярославцы считают Сретенскую церковь одной из самых нарядных достопримечательностей города. Одна из основных святынь храма - чтимый образ Божией Матери " Умиление " , написанный по типу Псково-Печёрского. Попал он сюда из затопленного в 1941 году при создании Рыбинского водохранилища Афанасьевского женского монастыря под Мологой. Ещё в январе 1930 года, очнувшись от новогодней гулянки, толпа безбожников заявилась в обитель и сразу после Литургии буквально пинками вытолкала всех верующих из Свято-Духовского и Троицкого храмов. Множество икон и утвари было вдребезги разбито, с колокольни сброшены и расколоты все колокола. Многие иконы были погружены на телеги о отвезены в городской музей, а икона Божией Матери " Умиление " оказалась в фондах Ярославского художественного музея, откуда была передана во вновь открытый Сретенский храм, настоятелем которого с 2012 года является протоирей Павел Рахлин. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск 2 (февраль), 2015 г.

http://sobory.ru/article/?object=00587

13 авг. 1944 г. была образована Костромская обл., территория к-рой составляла ок. 70% бывш. Костромской губ. и совпадала с территорией К. и Г. е. Части бывш. Костромского, Нерехтского, Кинешемского, Варнавинского, Ветлужского уездов и весь Юрьевецкий у. остались в составе Ярославской, Ивановской и Горьковской областей соответственно. С 1944 г. епархия объединяет приходы и мон-ри РПЦ на территории Костромской обл. История 1213-1744 гг. Христианство начало распространяться в Костромском крае в XII в. с его включением в состав Владимирского великого княжества . Центрами христианства являлись Кострома (впервые упом. в 1213), Нерехта (1213), Унжа (1219) и Галич Мерский (1238). В февр. 1238 г. край подвергся нашествию монголо-татар. войск хана Батыя. Летописи отмечают взятие монголами Галича Мерского - крайней сев. точки продвижения Батыя на В. Волге. В 1246 г. на территории совр. К. и Г. е. было создано 2 удельных княжества - Костромское и Галичское. Главным храмом Костромы являлась ц. во имя св. вмч. Феодора Стратилата (впервые упом. в 1265), возведенная по приказу блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича (1190-1246; занимал великокняжеский стол в 1238-1246). С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял князь Василий Ярославич (1241-1276), сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . По преданию, во время охоты в окрестностях Костромы в лесу на р. Запрудне Василию Ярославичу «на соснове древе» явилась икона Божией Матери, к-рую перенесли в ц. вмч. Феодора Стратилата. Со временем образ, ставший главной святыней Костромы, стал называться Феодоровской иконой Божией Матери . На месте явления иконы Василий Ярославич основал Спасо-Запрудненский мужской монастырь . В 1272 г. Василий Ярославич стал вел. князем Владимирским. Он скончался в янв. 1276 г. в Костроме, где и был погребен в ц. вмч. Феодора Стратилата. Из-за отсутствия у Василия Ярославича наследников после его смерти костромские земли вернулись в состав Владимирского великого княжества.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Благовещенский собор монастыря Собор Благовещения Пресвятой Богородицы заложен 27 июня 1910 года «в память основателя Воронцовской обители святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Чудотворца». Строился на «собственные средства крестьянина Ярославской губернии Василия Федоровича Пустошкина и некоторых других дарителей». Имел 4 престола (четвертый в нижнем, подвальном этаже храма). На примыкавшей к собору колокольне висело 9 колоколов. Самый большой из них, весом 126 пудов 30 фунтов, был приобретен на средства разных благотворителей, а остальные, по просьбе о. Иоанна Кронштадтского, подарила монастырю московская купчиха Оловянникова. Закрыт в 1937 г. Вновь открыт в 2001 г. Количество алтарей: 3 Настоятель: священник Молотков Сергий Евгеньевич Председатель приходского совета: священник Молотков Сергий Евгеньевич Подворье монастыря Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ Воронцовского Благовещенского женского монастыря Псковской епархии. Почитанием богомольцев пользовалась храмовая Тихвинская икона. Священником в подворье до революции был о. Алексий Александрович Веселовский. После революции храм сделан приходским, в начале 1930 закрыт и отдан под рабочий клуб. В это время на подворье жило 39 монахинь. Сейчас здание занято спортивной школой С. Петербургского университета. Домовая церковь Одновременно с началом реставрации Благовещенского собора, в 2001 году, на месте разрушенного корпуса с домовой церковью, строится тёплая домовая Казанской иконы Божией Матери церковь для служб в зимнее время. Часовня Небольшая деревянная часовня, поставленная одновременно с началом реставрации собора. Расположена на краю обрывистого берега реки. Престольные праздники [ править править код ] Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Фото [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд На личном транспорте от Торопца на север до Плоскоши (45 км), далее на Волок (8 км) , за Волоком (5 км) поворот налево до Краснодубья (15 км, грейдер), от Краснодубья на север 2 км грунтовая дорога (пешком или на транспорте, в зависимости от состояния дороги)

http://azbyka.ru/palomnik/Воронцовский_Б...

В 1714 г. начата была, по Высочайшему повелению, Успенская церковь , вблизи дворца, по северную сторону так называемых «Больших берез», в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской, среди «Лицейского» сада. Церковь эта, деревянная, освящена была 2-го ноября 1716 г., в присутствии Высочайшей фамилии. Когда она оказалась тесною, тогда в 1717 г. на запад от нее, повелело было построить новую, деревянную, на каменном фундаменте, церковь во имя Благовещения. Освящение ее, 6-го августа 1724 г. происходило в Высочайшем присутствии с особенною торжественностью. В служении участвовали: архиереи ярославский, псковской и вятский, 2 архимандрита, 2 протоиерея и 2 священника; пели придворные певчие; торжество сопровождалось пушечною пальбою. Благовещенская церковь была не обширнее нынешней Знаменской, так как эта последняя была построена на том же фундаменте. Благовещенская церковь , 24-го июня 1728 г. сгорела, до основания, от удара молнии. Церковь Успенская, как уже излишняя, перенесена была в 1742 г., за ручей Вангази (с финского языка – значит старый), на городское кладбище, а с закрытием кладбища ее перенесли в Кузмино, в 1747 г. С построением каменной церкви, Успенская, за ветхостию, была окончательно разобрана. Знаменская церковь , по повелению Цесаревны Елизаветы Петровны, владетельницы Царского села, заложена, в половине мая 1734 года, на месте сгоревшей Благовещенской церкви. Закладка ее совершена в присутствии Цесаревны и множества гостей, с торжеством и пушечною пальбою. Мысль построить церковь , в честь иконы Знамения Божией Матери, возникла у Цесаревны не случайно. По преданию известно, что здешняя храмовая икона, с древних времен, составляла собственность цареградских патриархов, и один из них, святой Афанасий, посетивший в 1652 г. царя Алексея Михайловича в Москве, поднес ему эту икону, и она с тех пор находилась во дворце, благоговейно почитаемая и называвшаяся фамильною. Она переходила от венценосных родителей к их наследникам, как драгоценный знак родительского благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В докладе было упомянуто о принесении в Казахстан Казанской чудотворной иконой Божией Матери: «В 2016 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Казахстан была принесена великая святыня Православия — чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся в храме во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани. Образ Царицы Небесной находился в пределах Казахстанского митрополичьего округа в течение двадцати дней. За это время святыня, которой поклонилось свыше 225 тысяч человек, посетила Астану, Алма-Ату и крупные города республики — Чимкент, Жезказган, Уральск, Актюбинск, Караганду, Кокшетау и Петропавловск. Днем и ночью, несмотря на непогоду в большинстве регионов страны, паломники нескончаемым потоком шли с мольбами к Божией Матери, желая получить духовное утешение и укрепление». Митрополит Александр рассказал участникам собрания о своем общении с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым: «1 марта в рамках поддержания и развития диалога Церкви с высшими органами государственной власти состоялась моя встреча с Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. В ходе общения обсуждался широкий круг вопросов, касающихся церковно-государственного взаимодействия, а также миссии Церкви в современном казахстанском обществе. Пользуясь случаем, хотел бы сказать в адрес многоуважаемого Нурсултана Абишевича слова благодарности за внимание к насущным потребностям и нуждам православных христиан, проживающих на земле Казахстана». Митрополит Александр рассказал об осуществлении образовательного и воспитательного процесса в Алма-Атинской православной духовной семинарии: «Обозревая уходящий год, вспоминая события, состоявшиеся в нашей духовной школе, хотел бы отметить главное из них, ставшее важным этапом в развитии нашего духовного учебного заведения, — вручение семинарии лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 1 сентября в Доме министерств в Астане документ был торжественно передан ректору духовной школы епископу Каскеленскому Геннадию министром образования и науки Казахстана Ерланом Кенжегалиевичем Сагадиевым. Можно сказать, что Алма-Атинская семинария получила государственное признание и право реализовывать программы богословского образования по подготовке специалистов (бакалавров) в области православного богословия. Это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В ходе секуляризации, проведённой Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Тем не менее, в конце XVIII века Успенский собор капитально ремонтировался - средства на это нашлись. Чугунный пол тогда заменили лещадной плитой; тесные деревянные приделы в галерее разобрали и вместо них построили более просторные каменные; а главное - в храме появилась новая стенопись. Старую за ветхость счистили, после чего стены, столпы и своды были вновь расписаны. Автор росписей известен - Логгин Шустов, представитель известной ярославкой династии иконописцев, занимавший тогда должность надзирателя за иконописанием при Святейшем Синоде. В собранную им артель входили ярославские же мастера со знаменитыми в среде иконописцев фамилиями - братья Иконниковы, отец и сын Сарафанниковы и др. Ещё более столетия после этого Успенский собор жил богослужебной жизнью, а проистекавшие от Тихвинской иконы Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников. 1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря. Уже в 1918 году он был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нём размещался воинский продовольственный склад, а в военные годы - госпиталь, после войны - цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов. В ноябре 1941 года немцы захватили город. Хозяйничали они там недолго, но, тем не менее, успели вывезти " предметы искусства " . В их числе оказался и чудотворный образ. Летом 2004 года Тихвинская икона Божией Матери вернулась из США на родину и заняла своё привычное место в Успенском соборе - в киоте у юго-западного столпа. Исследователи Успенского собора, находили в нём элементы, сближающие собор с церковью Жён-Мироносиц (1510) на Ярославом дворище Великого Новгорода. Любопытно, что Мироносицкий храм был построен отцом Дмитрия Сыркова, строителя тихвинского Успенского собора, при участии последнего. А это факт немаловажный.

http://sobory.ru/article/?object=05268

В храме находилась главная монастырская святыня - И. и.: «Образ чюдотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чюдотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата» (Мат-лы для истории сел. 1912. С. 24). В описи мон-ря 1688-1689 гг. уточняется: образ помещен в деревянном киоте, к-рый «писан золотом и серебром; на киоте и на затворех писаны праздники и святые; поверх киота пятнадцат глав со кресты золочеными. Чюдотворной образ обложен серебром, в чекан, золочен; венцы и коруна, и цата - чеканные, другая цата резная - золочены. На коруне и на венцах, и на цатах, в гнездах серебряных, и поверх коруны, на спнях - двадцет четыре камени розных; на спнях, в закрепе, у каменей девят жемчюжин. Возглавие у образа Богородицы низано жемчюгом, посреди камешек... В привесе у того ж образа Богородицы: трои серги и рясы жемчюжные…», в венце образа свт. Николая Чудотворца «три камени: две винисы да смезен» (цит. по: Виноградов. 1915. С. 4). В 1686-1689 гг., после возведения в мон-ре нового, каменного 5-главого 2-столпного (летнего) собора в честь Смоленской иконы Божией Матери, в него была перенесена И. и. Во время секуляризационной реформы 1764 г. мон-рь «по уважению» к тому, что в нем находился чудотворный образ, не закрыли, но он стал заштатным. С 1792 г. по просьбе костромской Думы И. и. ежегодно носили в Кострому: в среду 9-й недели по Пасхе и в первых числах дек. Приблизительно с 1820 г. по весне икону ежегодно возили в г. Нерехту и в с. Писцово Нерехтского у. (ныне пос. Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл.), откуда был родом тогдашний настоятель мон-ря игум. Порфирий. По-видимому, во 2-й пол. XIX в. установился обычай носить И. и. во время Великого поста в Воскресенскую ц. с. Левашёва Костромского у. (ныне Некрасовского р-на Ярославской обл.) и в селения прихода. Ежегодный крестный ход с И. и. из мон-ря в Кострому и обратно был важным событием в жизни города и уезда.

http://pravenc.ru/text/293521.html

Иконостас (устроен 1812 г.) трехъярусный по золотому полю с цыровкою; местные иконы в медных посеребренных ризах. Алтарь троечастный с низкими сводами, освящен 5-и окнами. Антиминс освящен преосвящ. Самуилом, архиеписк. Ростовским и Ярославским в 1780 г. Ноября 1 дня 18 . Средина храма помощена чугунными плитами, а около стен и в алтаре белым плитняком. Солея возвышена на 2 ступени. Дверей входных двое, обе двойные. 2) Теплая церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом в притворе во имя трех святителей, построен в 1823 г. строителем о. Венедиктом, освящена в 1825 г. Она заменила в обители небольшую каменную церковь того же Наименования, построенную в 1793 г. строителем монахом Серафимом, стоявшую по левую сторону колокольни. Церковь домового расположения: внизу в подвальном этаже выход, а вверху храм; квадрат его с каждой из боковых сторон украшен фронтонами и освещен тремя окнами с прямыми перемычками; крыша высокая куполообразная, по деревянным стропилам крыта железом. С западной стороны приделана паперть; внизу входная дверь и лестница во второй этаж служащий трапезою церкви: здесь с правой стороны устроен придел во имя трех святителей. паперть эта освещена с северной стороны двумя большими окнами дуговыми перемычками. Под одну крышу с папертью пристроено в 1857 г. двухэтажное здание братской трапезы (см. ниже). Иконостас с 4-мя колоннами и аркою над царскими дверьми, поле темно-голубого цвета, а капители колонн и карнизы позлащены. Местные образа в медных посеребренных ризах. Против левого клироса помещается икона Владимирской Божией Матери, перенесенная сода из упраздненного Шаровского монастыря (описание ее смот. в главе достопримечат. вещей). В приделе трех святителей антиминс перенесен из старой Знаменской церкви, освящен в 1703 г. преосвящ. Афанасием епископом Коломенским и Тульским. Иконостас одноярусный, поле белое с позолотою, на местных иконах медные посеребренные венцы. 3) Церковь при архиерейском доме каменного здания двухъярусная, внизу во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху на хорах: во имя Вознесения Господня. Эта церковь устроена по мысли и на половину иждивением преосвящ. Дамаскина, и освящена: нижняя в 1848 г. Ноября 7-то, а верхняя в 1843 г. июня 5 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010