Иванова Светлана Валериевна, к. иск., Российский институт истории искусств. Санкт-Петербург. «Затрубите в шофар...»: Юбилейный рог в византийской иконографии Пасхи.    Рыжова Ольга Олеговна, к. иск. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Украина) «Икона и слово: надписи в иконостасе (1760-1762) пещерной церкви Св. Феодосия на Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры».   Исаев Григорий Евгеньевич. «Икона Божией Матери «Милостивая» в московском Зачатьевском монастыре как пример иконографического типа «Елеуса» («Умиление»)». Чистяков Петр Георгиевич, к. и. н., Центр изучения религий РГГУ. «Почитание Бронницкого списка Иерусалимской иконы Богоматери в XVIII-XXI вв.».  Гувакова Елена Витальевна, к. иск., ГИМ, Москва.  «Поздняя афонская икона: пять Богородичных памятников из Новодевичьего монастыря». 27 марта, пятница Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына   (ул. Нижняя Радищевская, 2) ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 10.30-12.30 Большой конференц-зал. Есаулов Иван Андреевич, д.ф.н., профессор, Литературный институт им. А. М. Горького. « " Ложная " иконичность " : о призраках " визуальности " в интерпретации русской словесности». Гуминский Виктор Мирославович, д. ф. наук, профессор, Институт мировой литературы РАН, Москва. «Икона в древнерусских хождениях». Дергачева Ирина Владимировна, д.ф.н., МГППУ, Москва. «Образы рая в переводных апокрифах Древней Руси». Анна Сергеевна Шкапа, к. ф. н.,  МГППУ, Москва. «Апокрифический сюжет " Сошествие во ад " в литературных текстах и иконографии " ». Комова Мариамна Александровна, к. иск., Орловский гос. университет, Орел. «Пространство и время в позднесредневековых сказаниях об иконах Орловской губернии».  Федорова Елена Алексеевна, д. ф. н., доцент, Ярославский гос. университет им. П.Г. Демидова, Ярославль.  «Иеротопия в рукописи " Описание Югской Дорофеевой пустыни " ».   12.30-12.45 — перерыв  ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ 12.45. – 15.00.  Большой конференц-зал. Ведущий —  Жилина Наталья Павловна, д. ф. н., профессор,  Балтийский федер. университет им. И. Канта, г. Калининград.  «Эонотопос в романе А.С. Пушкина " Дубровский " ».

http://e-vestnik.ru/db/ikona_v_russkoy_s...

Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. 80-е гг. XX в. (Введенская ц. в дер. Озерской Кировской обл.) Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. 80-е гг. XX в. (Введенская ц. в дер. Озерской Кировской обл.) Отправившись с иконой в Устюжский у., Л. остановился близ устья р. Якушицы, в 80 верстах от Устюга, около Туринской горы (считается, что уже с XVI в. там находилась Воскресенская ц. ( Суворов. 1916. С. 125-128)). Подвижник соорудил хижину из хвороста, однако крестьяне прогнали старца, и он прошел по р. Лузе еще 2 поприща. Согласно «Сказанию...», 8 сент. 1606 г. Л. встретил некоего Никиту Назарова, к-рый выделил старцу землю для строительства кельи и впосл. посылал ему пропитание (в тексте «Сказания...» много анахронизмов и неточностей, скорее всего святой обосновался на р. Лузе в 1607-1608). Позднее местные жители помогли Л. построить часовню. Решив воздвигнуть храм, Л. отправился в Ростов за антиминсом. Митр. Ростовский и Ярославский Варлаам I (Рогов ; † 1603; вероятно, речь должна идти о митр. Ростовском Филарете (Романове)) рукоположил Л. во иерея и поставил настоятелем новой обители. Вернувшись на Лузу, подвижник построил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в который, согласно «Сказанию...», 17 февр. 1608 г. была перенесена икона Божией Матери «Одигитрия». В обители существовала традиция совершать в 9-ю пятницу по Пасхе службу чудотворному образу «Одигитрии» (Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 29 об.- 30). Чудеса от иконы, описанные в «Сказании...», датируются периодом с 11 июля 1609 по 17 сент. 1661, 1663 или 1669 г. (датировка чудес в разных списках разная). Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. 2011 г. Иконописец А. Г. Смирнова Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. 2011 г. Иконописец А. Г. Смирнова Л. приложил много усилий к обустройству местности для обители. Осушая болота, он выкопал 3 канала («борозды») длиной ок. 2 км: от р. Лузы до оз. Чёрного (900 саж.), до оз. Святого (40 саж.) и далее - до Чёрной речки (800 саж.). На реке святой поставил мельницу, существовавшую мн.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

Богоматерь Знамение. Россия. XVI в. Частное собрание Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий Оранту, не является специфически христианским. Он был известен как в Ветхом Завете, так и в античном мире. Особенное распространение он получил в первохристианскую эпоху, но уже не как простой жест молитвы а как олицетворение молитвы в образе Оранты. Эти изображения имеются как на фресках в катакомбах, так и на донышках священных сосудов, найденных там же. На последних много изображений Божией Матери в позе Оранты с надписью «Мария» или «Мара» (древневосточная форма этого имени), которые относятся к началу IV в. К тому же веку относится и самое раннее известное изображение Божией Матери Оранты со Спасом Эммануилом на груди – наше Знамение. Это изображение с двумя монограммами Христа по сторонам находится в римской катакомбе Чимитеро Маджоре 158 . Наряду с торжественным изображением Божией Матери Оранты (без Христа) изображение Знамения служит запрестольным образом в православных храмах как иконографическое раскрытие Церкви, олицетворенной в лице Божией Матери, вместившей в себя невместимого Бога. Изображение Знамения имеет два варианта: на одних иконах Христос изображается в мандорле, на других, как на фреске в «Чимитеро Маджоре», – без нее; кроме того, на одних иконах Божия Матерь изображается по пояс, на других – во весь рост (например, Ярославская Оранта XII–XIII вв. в Третьяковской галерее). На фоне иконы по сторонам Божией Матери помещаются иногда огненные серафимы или другие ангелы (как на воспроизведенной здесь иконе), чем подчеркивается значение Ее как высшей ангелов, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». В иконостасах православных храмов, выражающих догматическое учение Церкви, икона Знамения, как мы видели, помещается обычно в середине пророческого ряда, так называемого Богородичного чина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра Первого Владимирский собор был построен и освящён. После упразднения Сретенской обители в 1764 году собор стал приходской церковью; православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в её стенах святыню- список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. После закрытия Владимирского собора в 30-ых годах 20 столетия чудотворная Нерехтская-Владимирская икона, как и всё убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквях города Нерехты. 13 мая 2004 года Владимирский собор города Нерехты был передан Церкви; с того же времени чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре и приносится на богослужения, совершаемые, к сожалению, столь изредко в ныне закрытом Владимирском соборе. Владимирская церковь каменная, с такою же колокольнею. Холодная церковь построена в 1685 г. усердием ярославского гражданина Иоанна Аверкиева по случаю принесения в 1634 г. из Ярославля на место, где ныне церковь, чудотворного Владимирского образа Божией Матери. На построение ее царь Федор Алексеевич, изволивший в 1678 г. прибыть в г. Нерехту и поклониться чудотворному образу, выдал из своей царской казны значительное количество денег, а на окончание строения в 1685 г. царь Петр Алексеевич приказал выдать 250 руб. Придельная теплая церковь построена в 1833 г. на средства неизвестных жертвователей. Церковь окружена каменной оградой. Престолов три: в холодной - в честь Владимирской иконы Божией Матери, в теплой - правый в честь Сретения Господня и левый во имя архистратига Михаила. Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери, именуемые Владимирскими. Церковный капитал 3809 руб. 17 коп. В часовне на городской площади производится продажа масла и свеч, но по ничтожности дохода ему не ведется особой записи, а причисляется он к общему церковному доходу. Имеется по книжке сберегательной кассы капитал на позолоту крестов.

http://sobory.ru/article/?object=00156

Из крытой паперти в храм вели 10 ступеней широкой каменной лестницы. К паперти был пристроен застекленный фонарь с образом Нерукотворного Спасителя наверху, в медальоне. Над фонарем, во фронтонах стены храма находилось изображение Св. Троицы, по сторонам - образы Божией Матери и свт. Тихона; на противоположной стороне алтаря в нише вне храма - икона Владимирской Божией Матери. Храм освещали 4 окна, каждое высотой 4,3 м; кроме того, в главном алтаре было 2 окна, а в боковом алтаре и в ризнице - по одному. В зап. части храма на хоры для певчих вела деревянная лестница. Внутри храм был отделан в византийском стиле; на стенах и сводах - роспись с сюжетами из Свящ. истории и Жития свт. Тихона. Внутри паперти на стенах были изображения, иллюстрирующие евангельские сюжеты (с правой стороны - «Спаситель указывает ученикам на вдовицу, опускающую в церковную кружку две лепты», слева - притча о 10 девах (частично сохр.). В главном алтаре, в куполе, были изображены 9 чинов ангельских, осеняемые Св. Духом в виде голубя, по стенам, справа и слева,- причащение Спасителем апостолов. В 1893-1896 гг. в храме была обновлена вся стенная живопись, произведен большой ремонт колокольни и келий, собор покрасили в желтый цвет. На горнем месте в большом резном дубовом киоте находился образ «Господь Славы на престоле», написанный в греч. стиле по золотому фону. Антиминс, освященный митр. Исидором, и большой медный вызолоченный ковчег, точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме (по модели, хранившейся в Свящ. Синоде) (1870), находились на престоле главного алтаря. Средний алтарь храма полукруглый, разделен капитальными стенами с пролетами. Выше иконостаса, на стене, находилось изображение «Св. Троицы Новозаветной», на зап. стене - Богородицы в облаках, окруженной сонмом святых. С юж. стороны - придел свт. Тихона c изображением Распятия с предстоящими на горнем месте. 4-ярусный резной иконостас из дуба и орехового дерева был богато декорирован резьбой в «московско-ярославском стиле» XVII в. (парные колонки с дыньками, профилированные карнизы, киоты-кокошники верхнего яруса, в т. ч. многочастный возвышающийся центральный киот-кокошник); иконы в стиле «древнего греческого письма» были написаны на вызолоченном чеканном фоне. «Детальный исполнительный чертеж иконостаса в византийском стиле» был составлен в 1867-1868 гг. Редковским «для построенной им церкви» (Отчет Имп. АХ c 10 сент. 1867 г. по 15 сент. 1868 г. СПб., 1870. С. 45). Над царскими вратами была укреплена храмовая Владимирская икона Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными ризами. В рус. стиле выполнено также большое 2-ярусное паникадило на 30 шандалов.

http://sobory.ru/article/?object=17695

Так и в таком виде принесена из Грузии в Красногорский монастырь святыня первых веков христианства. Черной горе явлено новое знамение благоволения Царицы Небесной. В явлениях, знамениях и чудесах от святых икон исходящих, верный залог Её любви и заступления православным. Для полноты славы и святости места Черной горы к чудотворному образу Владимирской Божией Матери, по особому указанию свыше туда принесённому, также изволением Божественным, из дальней страны переносится на север другая чудотворная икона Божией Матери, названная по имени страны, в которой до этого находилась (Грузинскою). И действительно, с тех пор слава о святости места возрастает! Красногорский монастырь прославляется обилием чудотворений, подаваемых от святых икон: Владимирской и Грузинской Божией Матери. Крепка вера православных в заступление Богоматери в посредстве её святых икон, и велики благодеяния, в разное время и различно чрез них изливаемые. Проявляющаяся в исцелении неисчислимых болезней, чудотворная сила Божией Матери произвела своё действие на умы и сердца верующих: слава о них распространилась, стечение богомольцев возрастало, а с тем вместе возвышалось и материальное благосостояние монастыря. Удостоившийся Божественного откровения, по которому св. икона принесена из Грузии на Черную гору, ярославский купец, Егор Третьяков Лыткин был и щедрым благотворителем Красногорского монастыря. Имея особенную веру к образу Богоматери, он воздвигнул новый (лучший первого) храм, украсил и снабдил его приличною утварью. В тот храм перенесены были и чудотворные иконы. Игумен Макарий, в просьбе о дозволении построить новый храм, писал митрополиту Киприяну, что прежний храм близок к разрушению и что в нем нельзя отправлять Божественные службы. Митрополит, разрешив постройку, велел заготовлять лес и всё потребное для храма, а старый храм разобрать, ненужные для постройки бревна и доски отвезти в реку или сжечь, пепел же опустить с камнем в воду, за тем даёт наставление освятить храм соборно, и с того дня в течение шести недель беспрерывно отправлять в нём Божественные службы.

http://sobory.ru/article/?object=23774

Был известен как иконописец, принимал участие в возобновлении стенных росписей в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля (70-е гг. XVIII в.); в обители занимался поновлением фресок Зачатьевского собора (с 1780). В Спасо-Яковлевском мон-ре хранились созданные А. Толгская икона Божией Матери, образы свт. Амфилохия, еп. Иконийского, свт. Димитрия Ростовского и финифтяный крест (в наст. время их местонахождение неизвестно). Сохранились Ватопедская икона Божией Матери 20-х гг. XIX в. (ГМЗРК), список с чудотворного образа Ватопедского мон-ря на Афоне, к-рая являлась благословением А. Икона свт. Димитрия Ростовского того же времени (ГЭ) также имеет на обороте надпись - благословение старца. Авторство А. остается предположительным, т. к. в наст. время его иконописное наследие не изучено. после смерти А. проститься с ним съехались его духовные чада из столиц, Ярославля и др. губерний; мон-рь не мог вместить всех. В отпевании участвовало до 150 священнослужителей. В Ярославской епархии установилось его почитание через усердное совершение панихид. Погребен А. на паперти собора Зачатия св. прав. Анны, надгробие выполнено в виде саркофага из красного мрамора. Рядом с захоронением, на стене храма в нише, была поставлена келейная икона Распятия Христа, перед к-рой всегда горела неугасимая лампада по завещанию графини А. А. Орловой-Чесменской . Захоронение с памятником сохранилось до наст. времени. Иконография Изображения А. появились, очевидно, при его жизни, их происхождение связано со Спасо-Яковлевской обителью. Наиболее ранний, возможно прижизненный, портрет работы неизвестного художника 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК), выполненный маслом на холсте, представляет А. в преклонном возрасте, со впалыми щеками, большими запавшими глазами, длинным заостренным носом, светлыми усами и бородой; старец облачен в мантию и клобук, на груди - 2 наградных креста. Образ А. 2-й трети XIX в., выполненный на финифти (ГМЗРК; размер 10,2 ´ 8,2 см), по иконографии близок к живописному портрету, в нем более подчеркнута изможденность лика старца. На гравюре 1834 г. работы А. Афанасьева (опубл. в: Описание жизни) А. представлен в более раннем возрасте; одет в мантию, клобук, епитрахиль, на груди - 2 наградных креста с украшениями и в память Отечественной войны 1812 г.; правая рука возле груди, в левой - развернутый свиток, очевидно со словами его наставлений: «Верно слово и всякаго приятия достоино, на сие бо труждаемся и поношаеми есмь, яко оуповахо(м) на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, пачеж вы къ». 2 эстампа были воспроизведены в издании 1911 г. ( Титов . Илл. 1, 2): на одном - образ А. восходит к сохранившемуся живописному портрету, на др.- старец изображен на смертном одре.

http://pravenc.ru/text/114638.html

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей. Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Современное состояние [ править править код ] В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Файл 25757.jpg:   Размер: 917x1100, 1.01 MPix, 374 Kb. Дата: 2015-11-19, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 4 (311) , (7) . Описание: 27 мая 2016 года, в день памяти иконы Божией Матери Ярославская (Печерская), в храме под звонницей Спасо-Преображенского музея-заповедника, бывшего Спасо-Преображенского монастыря, был отслужен праздничный молебен перед специально написанным к 800-летию обители списком с чудотворной иконы. Богослужение прошло на том самом месте, где в 1823 году был обретен чудотворный образ, явленный в фреске справа от иконостаса храма. Позже, в годы гонений на Церковь, фреска была утрачена и осталась только[...] Файл 27293.jpg:   Размер: 768x432, 0.33 MPix, 111 Kb. Дата: 2016-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (213) , (2) . Описание: Фрагмент. Список иконы сделан с утраченной чудотворной фрески с изображением Божией Матери, именуемой Ярославской (Печерской). Эта икона написана в честь 800-летия обители, которое празднуется в 2016 году. Файл 27294.jpg:   Размер: 768x553, 0.42 MPix, 132 Kb. Дата: 2016-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (178) , (3) . Описание: Список с чудотворной иконы из Спасопреображенского монастыря Ярославля. Дерево, темпера. Центральная Росиия, 1829. Размеры: 46 Х 38,4 Х 0,8 см. Файл 28779.jpg:   Размер: 1346x1346, 1.81 MPix, 518 Kb. Дата: 2017-02-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (237) , (4) . Описание: Богоматерь с младенцем на троне. XIX век. - Поморский храм Знамения Пресвятой Богородицы, С.-Петербург. " «Богоматерь с младенцем на троне», часто в описях именуемая «Печерской», что, впрочем, не совсем верно, находилась в центральной части. " Файл 31816.jpg:   Размер: 436x640, 0.28 MPix, 115 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (0) . Описание: Богоматерь тронная в раме с 20 клеймами истории иконы Период создания: XVIII в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: Вертикальный размер: 63. Горизонтальный размер: 48,5, рама 200 х 103 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 16964015 Номер по ГИК (КП): ЯХМ-53403/1260 Инвентарный номер: И-1405 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " В среднике Богоматерь в красном мафории и си[...]

http://pravicon.com/icon-250

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

http://patriarchia.ru/db/text/29526.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010