Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ († 1170?), блгв. кн. городенский (пам. 6 июля), 2-й сын 1-го городенского кн. Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно, в верховьях Немана; др. локализации - напр., в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерус. княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество, вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича, внука блгв. киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Г. В. впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода (Кирилла) Ольговича на Галич. Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Г. В. можно строить предположения: возможно, им был Волковыск, позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича против кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого (1149-1151), Г. В. в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича назван Г. В. (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» рус. купцов). Как и его младший брат Мстислав, Г. В. выступил на стороне волынского кн. Мстислава (Федора) Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в февр.-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом Г. В.- Мстиславом Городенским. Др. объяснением может служить предположение, что Г. В. к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упом. не названных по имени городенских князей - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 574).

http://pravenc.ru/text/165105.html

Нижегородцы выбирают, каким будет памятник святому Александру Невскому 22 июля 2020 г. 12:12 С 21 по 27 июля 2020 года на официальном сайте 800-летия Нижнего Новгорода проходит опрос общественного мнения с целью определить облик памятника Александру Невскому, который планируется установить в 2021 году в рамках празднования 800-летия как Нижнего Новгорода, так и святого благоверного князя. Местом установки памятника большинством голосов онлайн-пользователей (почти 10 тысяч человек) была выбрана площадка возле кафедрального собора Александра Невского, со стороны улицы Совнаркомовской. Теперь нижегородцам предстоит определиться с эскизом скульптуры из трех вариантов, отобранных компетентным жюри в составе представителей Нижегородской епархии , архитектурного сообщества, экспертов и специалистов. Нижегородскую епархию в жюри представляли ее секретарь протоиерей Сергий Матвеев, игумен Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), старший священник Александро-Невского кафедрального собора иерей Сергий Мороз. 20 июля члены жюри выбрали три эскиза памятника из 12 представленных. По словам министра культуры Нижегородской области Олега Берковича, учет как профессионального, так и общественного мнения позволит городу обрести действительно качественный памятник. Слово от представителей епархии было предоставлено архимандриту Тихону (Затёкину), который напомнил членам жюри краткую историю жизни великого князя Александра Ярославича: «Традиционно скульпторы изображают его в шлеме, с копьем, мечом и щитом, показывая его воином и великим полководцем. К сожалению, таких памятников достаточно установлено в необъятной России. Необходимо, чтобы образ вместил в себя и образ полководца, мудрого политика и святого. Среди представленных эскизов лично мне понравился эскиз памятника под заявкой 8. В этом эскизе скульптору удалось вместить в себя все образы Александра Ярославича. Здесь он представлен не в образе воина — победителя шведов и крестоносцев, а человеком, как мне кажется, возвращающимся из своей последней поездки в Орду. Здесь он и воин, и мудрый политик, и святой. Он — победитель! Он везет на Русь в очередной раз пайцзу от хана Золотой Орды! Он везет мир Святой Руси, доставшийся ему испытанием веры в Орде и ценой собственной жизни. Князь не в шлеме, легкий волжский ветер раздувает его волосы. Щит и меч, вложенный в ножны, говорит о том, что он уже давно не рубака-князь, что не только мечом можно управлять страной, но и мудрым действием. Он уже понимает, что дни его сочтены. Лик великого князя спокоен. С чувством выполненного долга возвращается он на Русь. Его верный конь, долгие годы служивший ему, состарился, но крепко стоит на ногах с тяжело опущенной головой, как бы прощаясь со своим великим хозяином. До Городца остается совсем немного. Именно там он примет великий ангельский образ — святую схиму и мирно отойдет в вечность, чтобы через свое служение и смирение навеки остаться великим символом Святой Руси».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Пиотровский Михаил Борисович директор Государственного Эрмитажа   биография         тексты (1)       Биография Родился в Ереване 9 декабря 1944 года. Его отец, Борис Борисович Пиотровский, – выдающийся археолог, директор Государственного Эрмитажа с 1964 по 1990 год. В 1967 году М.Б. Пиотровский с отличием окончил Восточный факультет Государственного Университета по кафедре Арабской филологии, в 1965-1966 годах стажировался в Каирском Университете. С 1967 по 1991 год Михаил Борисович работал в Ленинградском отделении Института востоковедения, защитил кандидатскую (1973) и докторскую (1985) диссертации. В 1991 году был приглашен в Эрмитаж заместителем директора музея по научной работе. В июле 1992 года постановлением Правительства России Михаил Борисович Пиотровский был назначен директором Государственного Эрмитажа. Михаил Борисович Пиотровский – член-корреспондент Российской Академии наук, действительный член Российской Академии художеств, заместитель председателя Совета по культуре при Президенте Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета, председатель Союза музеев России, президент Всемирного клуба петербуржцев, президент " Альянс Франсез " Санкт-Петербурга, председатель Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, член-корреспондент Германского археологического института, главный редактор журнала " Христианский Восток " . Михаил Борисович Пиотровский награжден орденом Королевского дома Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орденом Почета (Россия, 1997), орденом Почетного Легиона (Франция, 1998, 2004), медалью А.С.Пушкина (Россия, 1999), орденом Полярной Звезды (Швеция, 1999), орденом " За заслуги перед Итальянской Республикой " (Италия, 2000, 2004), орденом Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000), Президентской премией в области литературы и искусства (Россия, 2003), орденом Ярослава Мудрого (Украина, 2003), орденом " За заслуги " (Польша, 2004), орденом " За заслуги перед Отечеством " (Россия, 2004), Медалью " В память 300-летия Санкт-Петербурга " (2004), дипломом почетного доктора и памятной медалью Института истории им. Шагабутдина Марджани (Татарстан, 2005), наградой Совета муфтиев России – орденом Аль-Фахр (орденом Почета) (2005), памятной медалью " В память 1000-летия Казани " (2005), Командорским знаком Ордена Льва Финляндии (2005). В 2005 г. М.Б. Пиотровский стал лауреатом Международной премии Андрея Первозванного " За Веру и Верность " .

http://religare.ru/25_660_110_1.html

В акции участвовали около 70 радикалов 2 февраля. ПРАВМИР. Около 70 человек демонтировали крест в центре Киева на пересечении улицы Рейтарской и Георгиевского переулка. Участники акции уверяют, что сносить крест не планировали, а хотели разместить на нем украинскую символику. «Он сам упал, потому что, когда вешали украинскую символику на столб, который довольно хлипкий, один из моих побратимов решил проверить, насколько крепко стоит столб, качнул его, и крест сразу же упал», – цитирует УНИАН слова участника акции. Радикалы заявляют, что их действия были направлены на защиту находящейся в сквере скульптуры «Ежик в тумане». По словам депутата Верховной рады Игоря Луценко, «даже небольшая табличка и некий символ свидетельствует о намерении здесь возродить какой-то храм времен Киевской Руси. Это значит, что нам нужно действовать со всей решительностью, показывать, что мы не допустим уничтожения сквера, уничтожения деревьев и скульптур, которые здесь есть». Как сообщили Союзу православных журналистов Украины в Киевской митрополии, поклонный крест в сквере установлен на месте некогда бывшего там храма в честь Ярослава Мудрого (в крещении – Георгия) и его супруги Ирины. Строительство часовни на этом месте не планировалось. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 мая, 2017 30 ноября, 2017 5 декабря, 2017 7 июня, 2022 29 мая, 2022 29 мая, 2022 28 мая, 2022 28 мая, 2022 27 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-tsentre-kieva-demont...

Давид-Городок. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь, Юровская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь, построенная в 1724 г., расположена на территории, одного из древних городов Белоруссии, Давид-Городка на реке Горыни. Трёхсрубный храм выполнен из дерева. И считался примером для построения множества белорусских построек XVIII в. Все три сруба имеют шатры, расположены по одной оси. Их раскрытость друг к другу создаёт единое пространство интерьера. С внешней стороны церковь выглядит скромно и просто. Почти отсутствуют какие либо украшения. Внутренний дизайн так же как и внешний незауряден. Интерес составляет тонкая красивая резьба по дереву алтаря — прекрасный пример белорусского зодчества. Датой основания города считается 1100 год, а основателем - владимиро-волынского князя Давида Игоревича - внука Ярослава Мудрого, получившего взамен своей вотчины земли Погорынья. Старейший храм Давид-Городка - Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь находится на старом кладбище за озером Сежка. Его построили из дерева в 1724-1726 гг. сами прихожане. Церковь представляет собой наиболее простое и чёткое решение деревянного трёхсрубного храма и является известным прообразом многих культовых зданий XVIII века. В наружной архитектуре заметно стремление к простоте, что выражается в почти полном отсутствии декорации. Стоя возле этого деревянного храма, мы можем отчётливо наблюдать, что на фасадах поверхностей стен и шатров покрытых оцинкованым железом, нет никаких архитектурных деталей, украшающих данную церковь. Трёхсрубный храм состоит из компактных в плане близких к квадрату основного и алтарного срубов и более вытянутого в плане объёма бабинца. Все срубы накрыты четырёхскатными шатрами с главками на восьмигранных шейках. Основной сруб имеет четвериковый второй ярус, который отделён от нижнего широким заломом. Объёмы ризницы с северной стороны апсиды м тамбура с западной стороны бабинца пристроены позднее. Стены облицованы досками горизонтально, укреплены в центре широкими лопатками и симметрично прорезаны прямоугольными оконными проёмами с трёхгранным завершением. Вершины шатров над бабинцом и апсидой слегка сдвинуты относительно геометрических центров их планов для создания симметричной трёхглавой композиции венчающих масс.

http://sobory.ru/article/?object=23171

Для участия в событии на плацу был построен личный состав бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Фото Бориса Сердюка 26 ноября. ПРАВМИР. Торжественное освящение походного храма во имя святого благоверного князя Ярослава Мудрого для подводной лодки «Владимир Мономах» состоялось в Северодвинске, сообщает  пресс-служба Архангельской епархии . Искусно выполненный иконостас с вышитыми иконами привез в подарок подводникам президент общественного благотворительного Фонда «Омофор» (г.Москва) вице-адмирал Александр Бражник. Для участия в событии на плацу был построен личный состав бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Александр Бражник рассказал о деятельности фонда по возрождению духовных традиций русского воинства. Он также отметил, что нынешний его визит в Архангельскую область приурочен к празднованию юбилея бригады. Чин освящения походного храма совершили руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерей Валерий Суворов и помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими иеромонах Вениамин (Ковтун). «Устанавливая храм на борту крейсера, мы свидетельствуем, что служба подводника, соединенная с готовностью положить жизнь «за други своя», имеет высочайшее нравственное измерение. В воинской системе ценностей центральное место всегда занимала вера в Бога. Несмотря на то что сегодня моряками отеческая вера еще только познается, уже сейчас экипаж имеет возможность прикоснуться к Божественной благодати, укрепляясь в духовном единстве, так необходимом для успешного выполнения боевых задач», — отметил отец Валерий. Фонд «Омофор» вместе с руководителем вице-адмиралом Бражником представляли два вице-президента — Геннадий Салякин и Алексей Чесноков. Благотворители побывали на богослужении в Ильинском кафедральном соборе, посетили святые источники урочища «Куртяево», древнее село Холмогоры, приняли участие в торжественном посвящении в юнги учащихся северодвинской школы-интерната, а также познакомились с экспозицией Архангельского краеведческого музея.

http://pravmir.ru/dlya-podvodnoj-lodki-v...

Елецкая Черниговская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники История [ править править код ] Икона была обретена в феврале 1060 года, в лесу на окраине Чернигова. На горе, поросшей густым еловым лесом, народ заметил необычное сияние, а когда решили разобраться, что же это за диво, увидели на высокой ели икону Божьей Матери с младенцем на руках. Князь Святослав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родоначальник черниговской княжеской династии, решил основать здесь монастырь. Назвали его Елецким (по горе, заросшей еловым лесом), а немногим позже в монастыре возвели храм Успения Пресвятой Богородицы, в нём поместили чудесно обретённую икону Божьей Матери, которую тоже назвали Елецкой. По преданию, чтобы спасти икону от монголо-татар, обложивших Чернигов, иноки замуровали её в монастырской стене, а когда завоеватели ушли из разорённого града, вернули её в Успенский собор. Здесь она находилась долгие годы, но потом загадочно исчезла, следы её затерялись. Прошли столетия, лик чудотворной иконы основательно позабылся. Черниговский архимандрит Иоанникий Голятовский (1620—1688) специально отрядил нарочных в Москву к князю Н.И. Одоевскому, потомку Святослава Ярославича, чтобы они разузнали у него историю иконы Елецкой Божьей Матери. И детально рассказал об этом в своей книге «Скарбница потребная…». А в середине XΙX ст., пребывая харьковским епископом, Филарет Гумилевский записал предание, что кто-то из князей Барятинских, посчитав икону Елецкой Божьей Матери своим наследственным достоянием, увёз её из Чернигова, а потом она якобы очутилась в Харькове. Но была ли обретённая в Харькове икона Елецкой Божьей Матерью, теперь трудно судить, потому что она бесследно пропала уже в советские годы. В настоящее время в Успенском соборе черниговского Елецкого монастыря можно увидеть совсем другой чудотворный образ Елецкой Божьей Матери. Более 300 лет назад привезли его на ярмарку в Чернигов из города Владимира два брата, икону у них купил благочестивый черниговец и подарил Елецкому монастырю. Интересна композиция иконы: на дереве помещён образ Богородицы с младенцем на руках, а под ним написана черниговская крепость XVΙΙ ст.. И уже возле этой иконы происходили случаи чудесного исцеления притекающих к ней. Все они были записаны в специальную книгу, которая хранилась в ризнице монастыря до революции 1917 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Елецкая_Черниг...

Ефрем, преподобный Печерский, епископ Переяславский († 1098, память 28 января/10 февраля и 28 сентября/11 октября) До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Изяслава (Дмитрия) Ярославича. В 1056 году Ефрем принял монашеский постриг от игумена преподобного Никона в Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония Печерского († 1073, память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября). Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился странствовать по святым местам. Посетив Святую Гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита в связи с тем, что в Переяславе существовала особая, отдельная от Киева, титулярная митрополия, учрежденная в 60-е гг. XI в., что было следствием своеобразного политического устройства Руси при наследниках Ярослава Мудрого. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1077–1089). В своей епархии святитель Ефрем возвел много благолепных храмов из камня. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Святитель Ефрем прославился как благотворитель и благоукраситель Переяслава, укрепив его каменными стенами, устроив бесплатные больницы для бедных, а также общественные бани (по другим сведениям – крещальни, или баптистерии при храмах). В 1091 году преосвященный Ефрем участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского . В книге П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» преосвященный Ефрем упоминается митрополитом Киевским в 1088–1091годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иларион, святитель, митрополит Киевский (Русин) († 1067, память 21 октября/3 ноября, 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских святых) Родился в семье нижегородского священника и сам был священником в княжеском селе Берестове. Уже в эти годы Иларион вел строгую подвижническую жизнь. Он ископал себе пещеру на берегу Днепра и временами оставался в ней для тайной, уединенной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял преподобный Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг. В 1051 году Собором русских архиереев святитель Иларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Он вошел в историю Русской Церкви как первый из ее Предстоятелей, русский по рождению и поставленный на митрополию Собором русских епископов. Позже святитель Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Святитель Иларион отличался прекрасным для своего времени образованием, был блестящим духовным оратором. Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности. Будучи проповедником христианства, митрополит Иларион писал труды, в которых прославлял христианство, показывал его превосходство перед старой верой. «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, – говорил он, – мы более уже не безнадежники, но уповаем на жизнь вечную, не строим более капищ, но зиждем церкви Христовы; не закалаем бесам друг друга, но Христос закалается за нас и дробится в жертву Богу и Отцу». Духовное наследие митрополита Илариона до сего дня живет в Русской Церкви. Первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года кончины святителя, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) его уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. В 1054 году митрополит Иларион удалился от управления митрополией. Скончался он в 1067 году и причислен к лику святых. Память его празднуется 28 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Владимир Новгородский, блгв. Описания иконы Владимир Новгородский, блгв. - житие Святой благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский (Память 4 октября по старому стилю) Был старшим сыном великого князя Ярослава Мудрого и супруги его Индигерды, в иночестве Анны (? 1056; память 10 февраля по старому стилю). В 14 лет отец сделал его наместником и Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята (? 1060, память 10 февраля по старому стилю). Возмужав, князь стал отважным защитником отечества и благочестивым христианином. Князь усердно поучался в законе Господнем, и в 1047 г. для него были переписаны пророческие книги с толкованием. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор, освященный 14 сентября 1052 г. епископом Лукой; по его приказу сооружена была в Новгороде каменная крепость. Скончался святой князь в возрасте 32-х лет 4 октября 1052 г., через двадцать дней после освящения Софийского храма, куда и были положены его святые мощи. В 1439 г. святителем Евфимием, архиепископом Новгородским, (? 1458; память [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1970-е.] Св. Владимир. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.9 х 12.7. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 4834.jpg:   Размер: 579x1200, 0.69 MPix, 149 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (197) , (5) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4835.jpg:   Размер: 384x1200, 0.46 MPix, 61 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (154) , (3) . Описание: [Россия. XVIII.] Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано.

http://pravicon.com/icon-1449

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010