Смолоду Ярослав отличался тем же неукротимым нравом, что и юный Владимир, его отец. Да и в усобицах ему пришлось участвовать не менее родителя своего. Летопись сообщает дату его рождения — 978 или 979 год. К Ярославу отец относился наилучшим образом — недаром он сначала получил из рук отца ростовский княжеский стол, а потом, перепрыгнув через головы старших братьев, оказался в Новгороде — втором «по чести» после Киева городе Руси. Ярослав очень рано почувствовал вкус самостоятельного правления. Летом 1015 года Владимир скончался. Незадолго до того Ярослав поднял против него мятеж — отказался платить дань с Новгорода. Ему грозила карательная экспедиция из Киева. Он даже набрал варягов для ее отражения. Но смерть сразила отца посреди хлопот о ее снаряжении. На Киеве вокняжился Святополк — старший по рождению. Братья — во всяком случае, некоторые из них, — согласились покориться Святополку. Но страх и неуверенность толкнули его на чудовищные поступки, благодаря которым он получил злое прозвище «Окаянный», то есть окаинившийся, уподобившийся братоубийце-Каину. По приказу Святополка были убиты его братья, святые Борис и Глеб. Еще один сын Владимира, Святослав, бежал к венграм, желая укрыться от гибели. Но его и там настигли подосланные старшим братом убийцы. Ярослав, человек отважный и гневливый, и мысли не допускал о бегстве. Два войска, Ярослава и Святополка, встретились у Любеча, осенью 1016 года. Новгородцы переправились через реку, оттолкнув лодки: так показали они, что ищут либо победы, либо смерти. Святополк бежал, не дождавшись конца битвы. Вслед за ним, дрогнув, начали разбегаться киевляне. Ушли, так и не начав боя, союзные им печенеги. Великий князь киевский укрылся от гнева своего брата у поляков, при дворе тестя. Ярослав же первый раз вошел в Киев как правитель. Два года спустя польский король Болеслав со Святополком привели польскую армию на Русь. Войско Ярослава не выдержало их напора. Едва сохранив при себе четырех ратников, Ярослав бежал в Новгород. Но Святополк скоро лишился главной своей опоры — иноземного войска. Ратники Болеслава, вставшие «на прокорм» по городам, скоро надоели местным жителям. Кормить чужую армию — кому в радость? Опасаясь потерять всякую самостоятельность, Святополк велел убивать рассеявшихся поляков. Тогда Болеслав отвернулся от него. Забрав остатки войска, он ограбил киевское боярство, выгнал киевлян пленниками, отобрал у зятя большую область. Между тем, новгородцы выставили новое войско. Под стягами Ярослава они опять попытали счастья на Киевщине. Святополк, выдавленный новгородской ратью из «стольного града», пошел за помощью к печенегам. Приведя их на Русь, он встретился с северным ополчением и вновь проиграл. Теперь ему пришлось навсегда покинуть Русь. Умер Святополк на чужбине. В 1019 году, Ярослав окончательно утвердился на киевском престоле. Оборонял Русь от степняков, строил города и крепости

http://foma.ru/5-vazhneyshih-faktov-iz-z...

Сортировать по Исключить новости Святополк. Окаянная жертва? 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия». 4 августа, 2010 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия». 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта «Осторожно, история!», организованного агентством «РИА Новости», радиостанцией «Эхо Москвы» и газетой «Известия». Вступительное слово: Здравствуйте, мои уважаемые респонденты. Спасибо вам за ваши вопросы. Я очень рад, что эти исторические события, связанные с именами святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба вызвали столь живой интерес. Дело в том, что Борис и Глеб это не только первые русские святые, об этом мы еще поговорим, но и подвигоположники, явившие такой уникальный образ святости как страстотерпчество, характерные для традиции русского благочестия. А сейчас давайте приступим к вопросам.

http://pravmir.ru/svyatopolk-okayannaya-...

под ред. О.В. Творогова Скачать epub pdf Иларион ИЛАРИОН (сер XI в ) – митрополит Киевский, оратор и писатель, церковно-политический деятель. О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под 1051 (реже – под 1050) г Характеризуя И. как «мужа книжного», летописцы рассказывают лишь о том, что он был пресвитером придворной церкви Св. Апостолов в С. Берестове (под Киевом) и что князь Ярослав вместе С. советом епископов поставил И. митрополитом русской церкви. Эти скудные сведения об И. становятся более понятными, если их сопоставить С. летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого.. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их чтению и письму. Сам Ярослав «любя церковные уставы, попы любяще по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне», «насея книжными словесы сердца верных людии». Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он «собрав писцы многы», организовал переписку славянских и перевод греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека. Формирование И. как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не прошли незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол. В настоящее время существует отличная от летописной дата утверждения И. Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволило В. Г. Брюсовой предположить, что И. был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. По ее мнению, вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043 – 1046 гг .Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им был выбран И. Последовавшее восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь, как считает Брюсова, признать законность избрания И. на соборе 1051 г. Последняя дата и получила распространение в летописях, поглотив собою первую.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/litera...

21 декабря 2020 г. 13:33 4-5 марта 2021 года. Ярославль. XII Международная научно-практическая конференция, посвященная Ярославу Мудрому 4 и 5 марта 2021 года в Ярославской митрополии в онлайн-формате состоится XII Международная научно-практическая конференция «Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия». Конференция приурочена ко Дню памяти святого князя Ярослава Мудрого, который отмечается 5 марта. Организаторы мероприятия: мэрия и управление культуры города Ярославля, Ярославская епархия, Централизованная система детских библиотек города Ярославля, Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Музей истории города Ярославля. Для участия в конференции приглашаются представители духовенства, сотрудники библиотек, музеев, архивов, представители вузовского и среднего образования, туристических фирм, краеведы, писатели, издатели, архитекторы, реставраторы и все заинтересованные лица. 4 марта Пленарное заседание Председатель – Труфанова Татьяна Алексеевна, директор Централизованной системы детских библиотек г. Ярославля Приветствия участникам конференции 10.00–10.30 Работа конференции 10.30–14.30 Кокоулин Владислав Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» (г. Новосибирск) Ярослав Мудрый в политике исторической памяти в позднесоветской и постсоветской России Марасанова Виктория Михайловна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Новгородский период биографии князя Ярослава Мудрого Перхавко Валерий Борисович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник  Института российской истории РАН (г. Москва) Размышления об особенностях древнерусской цивилизации Аверьянов Константин Александрович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва)

http://e-vestnik.ru/db/yaroslavl_yarosla...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Воспитание любовью В православном оздоровительном лагере «Солнечный» не боятся сочетать душевность со строгой дисциплиной 21.08.2014 401 Время на чтение 8 минут Необычный детский лагерь расположен на 9-й Дачной города Саратова. Его директор - священник, воспитатели - педагоги православной гимназии и воскресных школ, вожатые - семинаристы и воспитанницы духовного училища. Дети здесь тоже не совсем обычные: в их руках вместо телефонов и планшетов - мячи и книжки, и нецензурную лексику от них не услышишь. А еще в жизни этого лагеря есть то, чего нет ни в одном другом детском оздоровительном учреждении области - здесь совершается Литургия. Батюшка в авторитете Жаркий июльский полдень. За спиной остался шумный пыльный город. Маршрутка останавливается у поворота с указателем - лагерь «Солнечный». Несколько десятков метров вверх по дороге, и попадаешь в спасительную тень вековых деревьев. На территории «Солнечного» тишина и покой, слышно только как деревья шумят и птицы поют. На клумбах - море цветов, на футбольном поле мальчишки гоняют мяч, другой перелетает через волейбольную сетку. Ищу заместителя директора лагеря по воспитательной работесвященника Ярослава Коздриня. Отец Ярослав с детьми почти круглосуточно. Директор «Солнечного» - священник Александр Чеботарев- тоже постоянно в лагере, но на нем лежит решение насущных административных и материально-бытовых вопросов. Для решения вопросов духовных в «Солнечном» есть духовник. Со всеми остальными проблемами, которых немало в коллективе, состоящем из 120 очень разных детей, идут к отцу Ярославу. У детей всегда есть возможность поговорить с батюшкой, задать интересующие их вопросы и получить ответы. Очевидно, что его в лагере не просто любят и уважают - авторитет его здесь непререкаем. Крайней воспитательной мерой служит предупреждение: «Сейчас отведу тебя к отцу Ярославу!» Этого бывает достаточно, чтобы вразумить самых непослушных. Но сам отец Ярослав не производит впечатления строгого - скорее, мудрого и спокойного человека.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Высказывание Владимира Путина полностью совпадает с мнением исторической науки» Церковный историк Алексей Светозарский о словах Президента России об исторической роли Православия 01.08.2012 1458 Как сообщалось , вчера Президент России Владимир Путин на встрече с участниками форума «Селигер-2012» высказал свое мнение о роли Православия в истории России. «Что касается Православия, - сказал Путин, - то оно сыграло особую роль в истории нашего государства. Я бы хотел, чтобы это все услышали. Почему? Потому что ведь до того, как князь Владимир крестил Русь, а потом объединил, у нас ведь не было единого Российского государства, и русской нации как таковой не было. (…) Православие сыграло эту объединяющую роль». Прокомментировать слова Президента России мы попросили заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия Алексея Светозарского . Высказывание Владимира Путина полностью совпадает с мнением исторической науки, причем не только с мнением церковных историков, но и с позицией, доказанной ещё учеными-классиками нашей дореволюционной историографии. Хотя, безусловно, ростки нашей государственности формировались ещё в IX веке, но образование государства как такового шло параллельно с христианизацией. Это уникальность нашего русского опыта, и мы не должны этого забывать независимо от наших религиозных воззрений. Есть люди, начисто лишенные религиозного чувства, но историческую роль Церкви в этом вопросе любой объективно мыслящий человек, конечно, признает. Достаточно быстро семена Христианства принесли свои плоды. Если крещение Руси свершилось при святом князе Владимире, то уже при его сыне Ярославе Мудром наша страна заняла прочное место среди европейских христианских государств. Мы видим в тот период расцвет культуры и расцвет письменности. Здесь можно провести параллель с Болгарией времен царя Бориса, с событиями, которые произошли на сто лет раньше, с симеоновской Болгарией периода Болгарского царства, где тоже шел рост национального самосознания. Уже при князе Ярославе мы видим попытку первого поставления русского митрополита. Она была совершенно законной, потому что было получено благословение Константинополя. Митрополит Илларион был ярчайший человек, автор произведения «Слово о законе и благодати». Это первое авторское произведение русской литературы.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/01/vy...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ты воин наш светлый Слово к Ярославу Дронову 12.01.2024 450 Время на чтение 3 минуты Фото: zelengarden.ru Наш постоянный автор из Могилёва Леонид Поздняков прислал нам этот текст с припиской: Уважаемая редакция! Предлагаю вам для возможной публикации обращение могилевчанки Светланы Николаевны Раевской к певцу Ярославу Дронову. На русскую музыкальную почву положил Господь зерно. Корни даровал могучие, уходящие в таинственную глубину веков. А стебель тонкий, но сильный, который пробил зашлакованную землю современного шоу-бизнеса. Да так, что ни волчцы, ни терние не сломали его… Однако выпадают из гнездилищ своих черви жестоковыйные, гордые и завистливые. Они силятся взползти на стебель, подобраться к колосу, давшему плоды превосходные, и запятнать его. Не ленятся они друг друга поддерживать в своём гнусном движении… Ничего!!! Черви спадут, а колос останется и родит ещё плод сторицею! Держись, Яр Дрон, Богом данный России человек в годину лихолетья! Идея твоего творчества неудержимо влечёт к тебе родных и верных, всех, кто ищет высокое в правде и красоте. Твоё служение – искусство – п отом омытое, кровью сердца честного обагрённое. И как бы неистово не выражалась идея – мастерски, умело, решительно, талантливо, даже гениально, в словах и музыке звука, зрелища, движения – этого мало тебе. Это твой бой. Но в сравнении с огнём выжигающим, испепеляющим зрение, слух, саму землю и «вся яже в ней», тебе мало всех средств искусства. Душа твоя живёт ощущением реального боя и боли человеческой родных и верных тебе. Люди видят твою правду и дарят тебе любовь нелицемерную. А ближе к сердцу, под кожу – щит с чеканкой по золоту – кириллицей: «Народная любовь». Народная любовь – это и пламень огня очистительного, и мудрование смиренное. А в противовес ей – «дымление ума» учёных «разумных», которые стараются дымом своим замутить этот огонь очистительный. Это и многое жужжание раздражающей пошлости, которая прилепляется к медным трубам славы, забивая честные и мужественные гласы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/12/ty...

20.07.2011 Екатерина Рощина: Хочу донести до детей то, что люблю сама Сегодня большинство детей растут без книг, даже не чувствуя, что чего-то лишены. При этом на рынке книгопечатания сейчас переизбыток – предложение намного превышает спрос. ПОСЛЕ развала Советского Союза мы без сожаления расстались с теми его атрибутами, которые вмиг потеряли актуальность – с партсобраниями и пустыми лозунгами, верноподданническими худсоветами и амбициозными пятилетними планами… Но вместе с явным балластом кануло в Лету и многое другое – Дворцы пионеров с бесплатными кружками и секциями да по-настоящему качественная детская литература… О проблемах современной литературы для детей мы беседуем с редактором-составителем «Детской Романгазеты» Екатериной РОЩИНОЙ. Книг много, читать нечего – В советские времена существовал огромный пласт литераторов, писавших исключительно для детей. А сегодня много детских авторов? – В наши дни все направлено на то, чтобы дети только развлекались. Даже книжки! Комиксы побуждают ухватить, пролистнуть и – выбросить. Людям сейчас не хватает чего-то настоящего, все такое «силиконовое» вокруг… Издавая «Детскую Роман-газету», мы пытаемся привить детям любовь к книгам, к хорошей литературе. И конечно, есть и современные детские писатели, творчество которых укладывается в концепцию «Детской РГ». Например, Дмитрий Емец, популярный писатель, замечательный многодетный отец, который, помимо книжек об известной Тане Гроттер, написал исторический цикл рассказов о русских князьях. Фрагменты этой книги – про Дмитрия Донского, Ярослава Мудрого – мы и опубликовали. Скоро дадим переложение для детей пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ирины Токмаковой – известной (советской еще!) детской писательницы и поэтессы. – Но в целом – рынок правит бал? – Издателю, конечно, хочется издать книжку, которая принесет ему доход. В основном на полках – или дамские романы, или фантастика, или детективы. А по-настоящему интересных современных книг мало. Дети в наше время так мало читают, что задача родителей и учителей – впихнуть в них хотя бы что-то в рамках школьной программы. Хотя если у ребенка отобрать Интернет и ТВ, возможно, он и начнет читать.

http://new.izdatsovet.ru/news/ekaterina-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Коваленко В. П. Благоверный черниговский князь Давид Святославович Благоверный черниговский князь Давид Святославич занимает заметное место в истории Чернигово-Северской земли: он стал родоначальником одной из ветвей Святославичей – черниговских Давидовичей. Родился будущий святой в семье 4-го сына Ярослава Мудрого Черниговского (1054–1073 гг.) и великого Киевского (1073–1076 гг.) князя Святослава Ярославича и его жены дочери германского графа Письменные источники не сообщают точный год рождения Давида, однако анализируя дошедшие до нас краткие упоминания о его молодых годах, можно предполагать, что это случилось в начале – середине 1050-х гг.: около 1080 г., по мнению исследователей, у Давида Святославича и его жены Феодосии (как считает М. Димник, она была Н. Баумгартен считал ее дочерью маркграфа немецкого рода появился первенец – будущий князь-инок Никола Большинство историков, принимая во внимание сообщение «Повести временных лет» о Любечском съезде и разделе вотчины Святослава Ярославича между его потомками, считали Давида вторым (после Глеба, князя Новгородского, убитого 30 мая 1078 его Однако часть историков, отмечая несоответствие между активностью Олега Святославича в борьбе за отцовское наследие и его отстранение после Любеча с 1-го места в черниговской династии, пытались старательно обходить вопрос о результатах раздела вотчины Святослава Ярославича, отмечая ее принадлежность потомкам с этим согласились далеко не все. Уже Н. Н. Карамзин и Н. И. Костомаров, вопреки летописцу, в перечне Святославичей ставили Олега перед Давидом, намекая этим на его П. В. Голубовский первым открыто высказал предположение, что старшим в конце в. среди Святославичей оставался Интересно отметить, что в другом месте своего фундаментального исследования по истории Киевской Руси, анализируя события, изложенные в былине «Иван Гостиный сын», эту же мысль высказал и Б. А. Из современных исследователей старшинство Олега признают М. Димник, Н. Ф. Котляр, той же позиции придерживаюсь и В частности, М. Димник в качестве главного аргумента сослался на изображение семейства Святослава на цветной заставке из изготовленного по его заказу «Изборника», где среди княжеских сыновей после старшего Глеба вторым стоит Олег. Первым же назвал Олега Черниговским князем (т. е. старшим в роду), еще М. Впрочем, в «Слове о князьях» XII в. Давид действительно назван старшим в роду: «Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братией (Возможно, здесь идет речь о периоде после 1015 г., уже после смерти Олега Святославича).

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010