Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская (+ 1050) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 10 февр. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Благоверная княгиня Ирина была старшей дочерью мудрого шведского короля Олофа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране. Супруга его, королева Астрида, также была известна своим умом и добротой. Святое крещение королевская семья приняла в 1000 г. Княгиня Ирина носила на своей родине имя Ингигерда. Вопреки обычаю того времени воспитывать детей у родственников, она выросла в своей родной семье и получила исключительное для того времени образование: она изучила литературу, историю и религию. Она пользовалась с ранних лет большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала и принимала кого хотела. Это была молодая девушка, полная ума и доброты, смелая, предприимчивая, имевшая большое влияние на всех, кто имел с ней дело. В 1016 г. она вышла замуж — по воле своего отца, искавшего ей мужа, «который был бы достоин его дружбы» — за вел. князя киевского Ярослава Мудрого. В приданое она получила город Ладогу и Ингерманландию (нынешнюю Петербургскую губ.), названную так по ее имени. Став русской княгиней с именем Ирина, она всей душой отдалась интересам своей новой родины и стала верной помощницей и советницей своего мужа. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и попросила вел. княгиню быть посредницей между ними и вел. князем, она согласилась, но предупредила их прямо, что будет защищать исключительно интересы своего мужа. Влиянию вел. княгини надо приписать и добрые отношения, установившиеся тогда между Скандинавскими странами и Россией. Она приютила у себя в Киеве изгнанных сыновей короля английского Эдмунда — Эдвина и Эдуарда — и принца Магнуса Норвежского, которого вернула на родину только тогда, когда убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права.

http://sedmitza.ru/lib/text/436910/

В Великом Новгороде представили мультимедийную панораму древнего города в храме XII века 29 августа, 2014. Новостная служба Натурные съемки дополнены анимационными и компьютерными эффектами. 29 августа. ПРАВМИР. В Никольском соборе Новгородского государственного музея-заповедника представили мультимедийную панораму центра древнего Новгорода. На панорамном экране диаметром 6 метров и высотой около 3 метров зрителям показали 12-минутный фильм «Великий Торг и Княжий двор», — сообщает ИТАР-ТАСС В видео новгородские ученые-историки рассказывают о появлении на берегу Волхова центра международной торговли, а также о месте, где мог находится исчезнувший дворец Ярослава Мудрого. Натурные съемки дополнены анимационными и компьютерными эффектами. «Зритель, сидя на вращающихся креслах, может полностью погрузиться в реальную атмосферу центра древнего Новгорода», — сказала куратор проекта Ольга Соболева. По ее словам, к прокату готовы еще два сюжета — об архитектуре и иконописи Никольского собора (1113 год) с компьютерным воссозданием пятиярусного иконостаса и об особенностях возведения храмов на Ярославовом дворище. Панораму создают к юбилею Новгородского музея-заповедника, которому в 2015 году исполнится 150 лет, уточнили в НГОМЗ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 июля, 2019 1 февраля, 2018 9 февраля, 2022 25 марта, 2021 1 октября, 2020 3 сентября, 2020 13 июля, 2020 26 декабря, 2019 13 сентября, 2019 25 июля, 2019 1 февраля, 2018 9 февраля, 2022 25 марта, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-velikom-novgorode-pr...

Отобранные вузы получат дополнительное финансирование 18 апреля. Экспертный совет при Минобрнауки определил 22 вуза-победителя второго этапа конкурса по созданию опорных университетов. Отобранные университеты разделены на две категории по уровню финансирования. Все вузы разделены на две группы. В первую группу попали университеты, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях, пишет «Коммерсант» . Среди них – Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Мурманский арктический госуниверситет, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Тульский и Череповецкий госуниверситеты и Ярославский госуниверситет им. П. Г. Демидова. Во второй категории оказались еще 14 университетов, которые получат аудиторскую и экспертную поддержку федерального центра, а дотации только из региональных бюджетов. В эту группу попали Алтайский госуниверситет, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Калмыцкий госуниверситет им. Б. Б. Городовикова, Кемеровский госуниверситет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Марийский госуниверситет, Новгородский госуниверситет им. Ярослава Мудрого, Петрозаводский и Псковский госуниверситеты, Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина, госуниверситет Сочи, Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина, Тольяттинский и Ульяновский госуниверситеты. Победители были отобраны после рассмотрения 80 заявок. Первые 11 опорных университетов были выбраны Минобрнауки в январе 2016 года. Тогда статус опорных получили Костромской технологический, Тюменский нефтегазовый, Уфимский нефтяной технический и Сибирский аэрокосмический университеты, Донской, Волгоградский, Воронежский, Омский и Самарский технические университеты, а также Вятский государственный университет и Орловский университет имени Тургенева.

http://pravmir.ru/minobrnauki-opredelilo...

Профессор Православного Свято-Сергиевского богословского Института в Париже прот. Николай Озолин, ученик известнейшего теоретика церковной культуры Л.А. Успенского, произнес свое приветственное слово и в докладе обратился к специфическим проблемам иконологии, сообщил об особенностях изучения этой науки в стенах учебного заведения, где он преподает много лет, остановился на вопросе о подлинности, а, точней, подложности так называемого «Письма к Констанции» Евсевия Памфила в контексте византийской иконоборческой мысли 8 века. Декан Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве прот. Александр Салтыков изложил православное понимание символа по отношению к реальности в церковном искусстве, подчеркнул неотъемлемую связь иконы с литургическим пространством. Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии игум. Александр (Федоров) поделился с участниками и слушателями чтений о проблемах формирования современных мастеров церковного искусства, поскольку он преподает иконопись в Духовных школах Санкт-Петербурга. Доцент Московского государственного университета и Православного Свято-Тихоновского университета священник Стефан Ванеян обратил внимание на подводные камни и рифы западной иконологии, особенно на примере работ Ганса Бетлинга, предложил двигаться от иконологии к святоотеческой «антропологии образа». Магистр богословия и докторант Свято-Сергиевского богословского Института в Париже, Ученый Секретарь Санкт-Петербургского Института иконологии М.В. Васина рассказала о своем видении начал иконологии как науки об иконе, которое заключается в том, чтобы раскрыть в пределах церковного Предания взаимосвязь вопросов о бытии, о человеке и христологической основе иконы. В высшей степени полезным стал доклад доцента и заведующего кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского университета П.Г. Малкова, внесшего ясность во многие запутанные богословские проблемы образа, возникшие в связи с актуализацией споров об имяславии. Доцент Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого В.С. Кутковой осветил постановления Святейшего Правительствующего Синода по вопросам изобразительного искусства, подчеркнул богословскую несостоятельность многих из них, отметив в то же время определенную полезность других распоряжений, не потерявших силу по сей день. В озвученном докладе профессора Шегедского университета (Венгрия) В.В. Лепахина обнаруживается дальнейшая приверженность ученого к раскрытию глубинной связи слова и образа.

http://pravoslavie.ru/11986.html

Останки Ярослава Мудрого могли попасть в одну из церквей Нью-Йорка Нью-Йорк, 15 апреля 2011 г. В истории с исчезновением мощей Ярослава Мудрого всё активнее изучают " американский след " . Есть версия, что останки князя во время Великой Отечественной тайно вывезли из Киева, и через Европу они попали в США, передаёт Седмица.Ру. В храме Святой Троицы в Бруклине не отрицают, что след Ярослава Мудрого тянется к ним. Протоиерей Владимир охотно демонстрирует святыни, которые вывезли за океан во время Второй мировой войны. Эта сень (шатер на столбах), построенная внутри храма в виде княжеского шлема, возведена в 40-х годах прошлого века. Именно в это время, как считают в Киеве, в Соединенные Штаты попадают мощи князя Ярослава Мудрого. Но в усыпальнице под старинными лампадами хранятся не останки Ярослава Владимировича, а шитая золотом плащаница, которую вывезли из России во время войны. Настоятель признает: если князь и присутствует в этом храме, то исключительно духовно. " Я впервые встречаюсь с этой теорией, что у нас находятся эти мощи. Мне приятно. Физического присутствия мощей Ярослава здесь нет, но духовное присутствие Ярослава Мудрого мы ощущаем, потому что более 100 лет в этом месте продолжается развитие русской или славянской культуры, у истоков которой стоял Ярослав Мудрый " , - говорит протоиерей Владимир Алексеев, настоятель храма Святой Троицы в Бруклине. Когда в Киеве обнаруживается пропажа - в саркофаге в Софийском соборе не князь, даже не мужчина, скелет принадлежит женщине, точнее двум, и жили они в разные эпохи - вспоминают о статье митрополита Иллариона Агиенко, который первым указал: останки похитили. Поскольку крышка саркофага - это две тонны, то когда она поднималась, историки знают точно. Останки князя изучал в 1939 году академик Герасимов, но с началом Великой Отечественной прах исчезает и, как теперь уверены в Киеве, через Польшу и Германию вывозится в США. На то указывает церковная святыня - икона святителя Николая " Мокрого " , которая в это же время и этим же маршрутом попадает из Софийского собора в Киеве в храм в Нью-Йорке.

http://pravoslavie.ru/45955.html

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Святого почитал Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. 16 мая. ПРАВМИР. Церковь вспоминает день преставления святого Феодосия Печерского, одного из первых игуменов Киево-Печерской Лавры, православного подвижника и отца русского монашества. О жизни Феодосия Печерского рассказывает один из выдающихся памятников древнерусской письменности — Житие, написанное в конце XI — начале XII веков монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Также сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в «Киево-Печерском патерике». Преподобный Феодосий родился близ Киева в семье княжеского слуги. С детства совершал аскетические подвиги, пребывал в молитве. На 24-м году покинул семью, вопреки желанию матери, и принял постриг в Киево-Печерской обители по благословению ее основателя преподобного Антония Печерского. В 1057 г. иеромонах Феодосий был избран игуменом Киево-Печерского монастыря. В годы его управления число братии возросло до 100 человек, были построены наземные кельи, началось строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала одним из значительных духовных центров Киевской Руси. В монастыре был установлен Студийский общежительный устав, ставший образцом для большинства русских обителей. За наставлением к игумену Феодосию приходили многие люди самых разных сословий. Святого почитал Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Чтобы не возгордиться, преподобный смирял себя простым трудом. Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. 3 мая 1074 г. преподобный Феодосий  скончался во время молитвы на восходе солнца. Тело преподобного игумена погребли в пещере, где он обычно молился. В 1091 г. святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. На церковном Соборе 1108 года, при митрополите Киевском Никифоре (1104-1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых.

http://pravmir.ru/16-maya-pamyat-prepodo...

Храмы, посвященные Ярославу Мудрому, есть на территории бывшей Киевской Руси (на Украине). Но, как оказалось, не только в Ярославле, но и на всей территории России не было ни одного храма, построенного в его честь. 12 августа. ПРАВМИР. В Ярославле началось возведение храма в честь Ярослава Мудрого. Он станет первым посвященным благоверному князю не только в Ярославле, но и во всей России. Храм будет центральной частью грандиозного комплекса, сообщает SmartNews . Помимо непосредственно храма туда войдут две церкви, церковно-приходская школа для детей и взрослых и православный детский сад, рассчитанный на 60 мест. Весь храмовый комплекс займет территорию около 6,3 тыс. кв. м. Храмы, посвященные Ярославу Мудрому, есть на территории бывшей Киевской Руси (на Украине). Но, как оказалось, не только в Ярославле, но и на всей территории России не было ни одного храма, построенного в его честь. Князь Ярослав Мудрый — сын крестителя Руси князя Владимира и княжны Рогнеды. Князь ростовский, новгородский, великий князь киевский. Известен как основатель многих российских городов, издатель церковного устава и Русской Правды — свода законов древнерусского феодального права. Ярослав Мудрый почитался христианами сразу после своей смерти, но официально канонизирован не был. День памяти благоверного князя христиане отмечают с 2005 года, когда его имя было внесено в месяцеслов.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 сентября, 2023 24 февраля, 2021 29 июня, 2020 22 января, 2020 3 сентября, 2019 8 августа, 2019 26 июня, 2019 17 июня, 2019 6 июня, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-yaroslavle-nachalos-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Остромирово Евангелие 2 мин., 12.05.2017 Остромирово Евангелие  — древнейшая из сохранившихся русская рукописная книга. Время написания: 1056-1057 гг. Основная часть книги была создана за семь месяцев в период с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. Место написания: Новгород Великий. Переписчик: диакон Григорий. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Заказчик: Новгородский посадник Остромир. Название книги происходит от имени заказчика — Остромира — новгородского посадника, близкого родственника великого князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Древнерусский посадник — городской глава, княжеский наместник. В его ведении были оборона и суд. Где находится: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. В 1806 году император Александр I передал найденную среди вещей Екатерины II рукопись Евангелия на хранение в Императорскую публичную библиотеку, ныне Российскую национальную библиотеку, где она хранится до сих пор. Благодаря послесловию рукописи ученые могут точно сказать где, когда, кем и при каких обстоятельствах было написано Остромирово Евангелие: Слава тебе г(оспод)и ц(ар)ю н(е)б(е)сьныи яко подоби мя написати еу(ан)г(е)лие се почахъ же е писати. Въ лет(о) 6564. А оконьчахъ е въ лет(о) 6565. Написахъ же еу(ан)г(е)лие се рабоу б(о)жию нареченоу сущоу въ кр(е)щении иосифъ а мирьскы остромиръ близокоу сущоу изяславоу кънязоу. изяславоу же кънязоу тогда предрьжящоу обе власти и о(т)ца своего ярослава и брата своего володимира самъ же изяславъ кънязь правлааше столъ о(т)ца своего ярослава кыеве. А брата своего столъ поручи правити близокоу своемоу остромироу нове городе. АЗЪ ГРИГОРИИ ДИякон(ъ) написахъ еу(ан)г(е)лие е да иже горазнее сего напише то не мози зазьрети и мьне грешьникоу. почахъ же писати м(е)с(я)ца октяб(ря) 21. А оконьчах(ъ) м(е)с(я)ца маия въ 12 Остромирово Евангелие — евангелие-апракос. Это богослужебная книга, в которой тексты разделены на отрывки и располагаются по порядку их чтения в храме в воскресные и праздничные дни, начиная со дня Пасхи.

http://foma.ru/ostromirovo-evangelie.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010