Закрыть itemscope itemtype="" > «Достойный пример для молодых деятелей науки» Академику ПАНИ Александру Ивановичу Субетто 85 лет 28.01.2022 623 Фото: Из личного архива автора Сегодня, 28 января, исполнилось 85 лет одному из создателей Петровской академии наук и искусств, Первому Вице-президенту ПАНИ, выдающемуся советскому и российскому учёному, доктору экономических наук, доктору философских наук, кандидату технических наук, заслуженному деятелю науки РФ, почётному профессору НовГУ им. Ярослава Мудрого, полковнику в отставке Александру Ивановичу Субетто. Александр Иванович свою служебную деятельность начал в 1959 году после окончания Ленинг радской Краснознамённой Военно-Воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского. В 1959-1992 годах проходил службу в Вооружённых силах СССР на инженерных, научно-исследовательских и командных должностях. Затем занимался преподавательской и научной деятельностью. За его плечами значимые научные исследования, созданные научные школы, многочисленные труды, статьи и доклады. Об этом подробно написано в монографии «Субетто Александр Иванович. Научно-биографический очерк (к 85-летию)», авторы - Президент ПАНИ,д. ф. н., проф. А. В. Воронцов, д. псих.н., проф. В. В. Семикин, д. э. н., проф. В. А. Шамахов. Она опубликована 27.01.2022 года на сайте Академии. За свою многолетнюю и плодотворную деятельность А. И. Субеттоотмечен почётными званиями и наградами: - Заслуженный деятель науки РФ, - Премия и серебряная медаль имени Н. Д. Кондратьева Международного фонда Н. Д. Кондратьева и РАЕН, - Серебряная медаль имени академика П. Л. Капицы РАЕН, - Диплом и медаль имени летчика-космонавта СССР Ю. А. Гагарина Федерации космонавтики России, - Медаль имени М. В. Ломоносова Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, - Юбилейная медаль В. И. Вернадского Международного Фонда истории науки, - Серебряная медаль имени академика И. Ф. Образцова «За вклад в российское просветительство» Общества «Знание». Имеет Александр Иванович и награды ПАНИ. Это Высшая награда Академии – Орден Петра Iu премия им. NempaI. Единогласным решением Президиума Академии от 20.01.2022 года А. И. Субетто награждён премией ПАНИ имени М. В. Ломоносоваза выдающийся вклад в развитие российской науки, укрепление Евразийского сотрудничества и в связи с 85-летием.

http://ruskline.ru/politnews/2022/01/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исторический опыт экономических реформ в России: итоги и уроки Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) 07.10.2009 913 Время на чтение 22 минут Чему учит исторический опыт экономических реформ в России? Вот центральный вопрос, который требует сегодня, в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса, обоснованного ответа. Основной вектор всех социально-экономических преобразований в России, начиная с XVb. был связан с догоняющим сценарием развития. На этом основании некоторые экономисты и историки, как в нашей стране, так и за рубежом, делают вывод об исторической отсталости нашей страны. Но так ли это? В истории России не раз и не два бывали периоды, когда она становилась лидером экономического и политического развития на мировой карте. Вспомним Х в., когда русские князья угрожали Византийским императорам " шлемами своих дружинников вычерпать воды Босфора " . Вспомним XI в., когда с семьей Ярослава Мудрого сочли за честь породниться короли Франции, Венгрии и других стран, признавая мощь и величие Киевской Руси. Скажут, что это было давно. Вот более свежий пример: после разгрома армии Наполеона и освобождения Европы Россия оказалась единственной великой мировой державой, сохраняя свой статус вплоть до Крымской войны 1855 г. Естественно, что в основе политических подъемов страны всегда оказывались подъемы экономические - на незыблемом духовно-нравственном фундаменте. Поэтому анализ циклического характера развития российской национальной экономики, ее динамики в ретроспективе представляется крайне актуальным. Сегодня широко известны причины того огромного отставания в социально-экономическом развитии, которое было характерным для нашей страны на протяжении почти половины истекшего тысячелетия. Эти факторы оказывали сдерживающее влияние на саму экономическую динамику и детерминировали во многом " запаздывающий " характер многих социально-экономических реформ, осуществлявшихся в стране.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Малорусский вопрос 11.05.2011 761 Время на чтение 6 минут Созданная в XX веке советской властью украинская нация на сегодняшний день фактически представляет собой конгломерат трёх разноустремлённых национально, религиозно и политически субэтносов – малороссов (восток и юг), западноукраинцев (Галиция, Буковина, Волынь) и подкарпатских русинов (Закарпатье), причём последние заявляют о себе, как о четвёртом восточнославянском народе . На востоке и юге государства Украина всё чаще вспоминают о своём малорусском происхождении и, соответственно, былом общерусском единстве в противовес агрессивно навязываемой властями официальной галицко-украинской этнической концепции. Её суть заключается в том, что галичане самые «правильные» украинцы и именно к их европейскому менталитету, греко-католической вере и языку должны стремиться остальные сограждане. Малороссы, малорусы, малороссияне, южнорусы, а наиболее часто просто руськи – исконные исторические и народные самоназвания населения Юго-Западной Руси, отвечающие национальному самосознанию малорусского (малороссийского, южнорусского) народа. Малороссия, Малая Русь, Малая Россия, Южная Русь, Украйна Малороссийская, Украйна – исторические названия юго-западных русских земель. Русь Малая традиционно означает Русь первоначальная, исконная, то есть метрополия. Укрáин (пограничных об­ластей) на Руси, как известно, было много: малороссийская, слободская, си­бирская, зауральская, семиреченская, забайкальская и т.д. Соответственно, укрáинными звали многих жителей Русской земли. Наименование с этнической окраской стало применяться с начала XX века в Австро-Венгрии и имело политический характер. Обратимся, однако, к преданьям старины глубокой. В историческом фольклоре Украины (Галиции в том числе) нет ни слова о древнерусском периоде. Тем не менее, государственные деятели Киевской Руси запечатлены на нынешних украинских дензна­ках – гривнях, позаимствован­ных у древних русичей. Современная украинская исто­рическая наука упорно считает и Ярослава Мудрого, и Великого, и их наследников «украинскими» князьями. Миф, созданный мазепинцами ещё в конце XIX века, ныне возведён в ранг официальной историко-идеологической доктрины государства Украина. Соответственно, весь древнерусский период до Батыева нашествия при молчаливом согласии российских и белорусских историков объявлен староукраинским. Всё это произошло в лихие 90-е годы XX века, когда всё и вся, в том числе и в исторической области, можно было легко «прихватизировать».

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/12/...

Закрыть Вместо декоммунизации – рекоммунизация? Некоторые недоумения по поводу деятельности комиссии по топонимике Павел Тихомиров   Дмитрий Ольшанский   Борис Рожин   10:16 31.01.2023 2335 Время на чтение 4 минуты Фото: Коллаж РНЛ В поездках с ребятами из добровольческих организаций, снабжающих Донбасс гуманитаркой, мне – хочешь – не хочешь – приходится слушать современные патриотические песни. Песни разные, некоторые в основе имеют очень неплохую поэзию. Есть и попроще. Есть и совсем нечто такое… исполняемое в стиле, который раньше назывался «блатняк», а теперь вот обозначен эвфемизмом «шансон». Слушать такое нелегко. Но, куда деваться. Дорога – 17 часов и практически без остановок. Приоритет – желание того, кто за рулём. Это правильно. К тому же – вкусовщина – дело скользкое. Одному Тарковский нравится и Курёхин. Другому – «Терминатор» и «Шаман». Эстетам тяжело с этим смириться, но это жизнь. Эстетика – не главное. А что главное? Главное – то, что глубже культуры. В песнях современных патриотов рефреном звучит то, что «Снами Бог!» И действительно: Русские – в отличие от украинцев – над пленными не издеваются. Русские – в отличие от украинцев – не обстреливают «похоронные команды», не позволяя забрать тела павших товарищей. Русские – в отличие от украинцев – не «кошмарят» мирное население беспорядочными обстрелами гражданских объектов. Да много чего наши не делают. Это правильно. Если с нами Бог (точнее, мы пытаемся быть с Ним), то нельзя впускать в свои души нечистый дух. Нельзя превращаться в орудия сатаны. С этим почти никто не спорит. Зато спорят последние несколько дней о другом. О рекоммунизации Новороссии. Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии» Читатели в курсе, но, тем не менее, приведу полярные мнения по существу вопроса. Дмитрий Ольшанский: Дорогая власть! Дорогой Кремль! Остановите пожалуйста абсолютно безумных людей, управляющих городом Мелитополем, которые затеяли абсолютно безумное переименование городских улиц. Эти люди всерьез - я подчеркиваю, всерьез, это не пародия, - в России 2023 года решили переименовать улицу Академика Королева - в улицу Куйбышева, улицу Ярослава Мудрого - в улицу Розы Люксембург, Покровскую - в Луначарского, Университетскую - в Свердлова, Академика Патона - в Лазо, Петропавловскую - в Урицкого, Вишневую - в 40-летия Октября, Ялтинскую - в 60-летия Октября, Степной переулок - в Войкова, Соборную площадь - в площадь Революции и так далее.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/31/vm...

Лаврентьевская летопись — ценнейший памятник мировой культуры – хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге ЖМП 3 март 2014 /  20 марта 2014 г. Кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами Пчела и мед — устойчивые образы в древнерусской литературе при описании труда книжников. На протяжении веков этот труд оставался почти неизменным и только два больших потрясения изменили его характер: изобретение книгопечатания и развитие электронных средств коммуникации. С принятием христианства на Русь была принесена письменная культура, было положено начало русской книжности и литературе, основы которых были заложены веком ранее святыми равноапостольными братьями святыми Мефодием (†885; пам. 6 апреля) и Кириллом (†869; пам. 14 февраля). Креститель земли Русской князь Владимир (†1015; пам. 15 июля) прежде всего стал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное»1. Новый этап духовного просвещения знаменовала деятельность его сына — князя Ярослава Мудрого (†1054). В летописи читаем об этом: «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. Ярослав книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное»2. Последующие слова летописца — это похвала книге и книжной премудрости: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу»3. Всё это свидетельствует о развитии книжности на Руси, о начале русской литературы. Писатель Юрий Лощиц говорит: «Евангелие — первопричина и первотолчок нашей тысячелетней литературы».

http://e-vestnik.ru/history/kto_chasto_c...

О «внутреннем» и «внешнем» времени произведения и датировке «Слова о полку Игореве» Отражение «внешнего» (то есть, реального для автора), а точнее говоря, времени написания, во внутреннем,  «художественном» времени произведения, метод отнюдь не новый. Например, протоиерей А.В. Горский датировал «Слово о Законе и Благодати» временем, расположенным между 1037 и 1050 годами… Думаю, никто не станет отрицать целесообразность  комплексного подхода при определении времени создания древнерусского сочинения. Начинается такое исследование с  изучения истории текста: установления дат списков, датирования редакций, а затем уже, если удастся, и самого памятника. Но это в том случае, когда есть возможность работать со списками и редакциями. Многие же древнерусские произведения дошли до нас в одном-двух списках («Галицко-Волынская летопись», «Слово о погибели Русской земли»), а «Слово о полку Игореве» – только в копии, сделанной для Екатерины II, да печатном издании 1800 года. В таком случае нужен иной подход при определении времени создания произведения. Какой же? Необходимо четко уяснить идею произведения; иметь правильные представления о мировоззрении автора и не приписывать ему присущие нам воззрения; по мере возможности, установить место написания; учитывать современную автору историческую действительность, и т.д. Не стану перечислять всех составляющих, ибо они достаточно хорошо известны . Остановлюсь вначале на одной, но очень важной проблеме, играющей весьма существенную роль в датировке произведения.   § 1 В этой статье речь пойдет об отражении «внешнего», то есть реального для автора времени (иными словами, времени написания) во «внутреннем», то есть, «художественном времени» произведения. Подход отнюдь не нов и широко применялся еще исследователями XIX века. Так, например, протоиерей А.В.Горский датировал найденное им «Слово о Законе и Благодати» временем, расположенным между 1037 и 1050 годами. Нижняя граница определена им по сообщению «Повести временных лет» под 1037 г.  о «заложении» Софии Киевской (на самом деле в этом году она была уже освящена . – А.У.) и завершении строительства Благовещенской церкви на Золотых воротах в Киеве. Оба собора названы в «Слове». Верхняя – по упоминанию как здравствующей княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого, которая умерла в 1050 г. То есть, А.В.Горский предполагал, что Иларион еще не знал, когда писал свое сочинение, о кончине княгини. Иными словами, во «внутреннем времени» произведения не отражены события, выходящие за пределы 1050 года, что и позволяет определить верхние границы «внешнего времени» –  работы автора. 

http://pravoslavie.ru/5259.html

Одно из наиболее характерных явлений русской церковной жизни составляют православные церковные братства; чтобы уяснить то громадное значение, которое эти братства приобрели в XVI и XVII веках, необходимо бросить взгляд на их историческое происхождение. Церковные православные братства размножились и укрепились в западнорусском крае в ту эпоху, когда край этот, находясь под владычеством Польши, сделался с конца XVI века ареной борьбы между православием и католичеством. Которое из этих вероисповеданий было в крае издревле господствующим, как завязалась борьба между ними, и каким путем этот край перешел во власть Польши, – все эти вопросы, существенные для всестороннего выяснения причин укрепления и размножения на западе России церковных православных братств, разработаны в настоящее время в исторической литературе весьма подробно, и весь труд при изложении на них ответа состоит в удачном выборе и в правильной группировке материала, который в изобилии заключается в многочисленных исторических сочинениях, памятниках и сборниках. Распространение православия на Руси. Широкое распространение христианства во всей древней Руси история относит ко временам св. Владимира, крестившего русский народ в исходе X века. 1 Вместе со св. Владимиром, как известно, приняли св. крещение и его сыновья, которым он роздал тогдашнюю Русь в уделы, послав вместе с князьями священников, и заповедав им крестить и учить народ по всем городам и селам, и строить храмы; «еже и бысть», прибавляет летопись. Вслед за крещением были тотчас же приняты меры к водворению на Руси, в городах и селах, народного просвещения в христианском духе. Владимир повелел собрать детей знатных, средних и убогих, раздавая их по церквам, священникам со причетники в научение книжное. «И тако Владимир просвещен сам, и сынове его, и земля его». 2 , 3 При Киевском митрополите Леонтии, в 992 году, Русь была уже разделена на епархии, и в областях вошедших затем в состав «северо-западной и юго-западной России» были учреждены епископские кафедры, кроме Киева и Белгорода, еще во Владимире на Волыни, в Чернигове, а также, по всеми вероятиям, в Полоцке и Турове. 4 , 5 Вместе с водворением христианства были также немедленно приняты меры и к упорядочению всего церковного строя и суда, чему незыблемым свидетельством являются распространенные по всей великой, западной и червонной Руси церковные уставы св. Владимира и сына его Ярослава Мудрого. В правление этого последнего государя христианская вера начала, как выражаются летописи, «плодитися и разширяти», и его церковные уряды – с предоставлением духовенству суда по делам веры, браков и наследства – были продолжением и подробным развитием начал св. Владимира. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С.А. Левицкий Том первый. От истоков до XIX века Очерк первый. Киевская и Московская Русь О русской мысли в собственном, философско-научном смысле слова всерьез можно говорить лишь начиная с 40-х годов XIX столетия, когда впервые Чаадаевым был поставлен ребром вопрос о смысле существования России, а русская мыслящая интеллигенция разделилась на два лагеря – западников и славянофилов. Влияние немецкой идеалистической философии и успехи западной науки и техники оказали главное влияние на пробуждение русской мысли. Пробуждение, ибо вольнодумное вольтерьянство конца XVIII века было лишь ученическим перепевом мотивов западной просветительной философии. В Древней Руси – как Киевской, так и Московской – мы видим лишь бледные намеки на мысль: Древняя Русь не знала ни богословия, ни философии, ей была чужда стихия отвлеченной ищущей мысли. Древняя Русь имела свою художественную письменность, где мы можем гордиться не только «Словомо полку Игореве»; она имела богатую житийную литературу («Жития святых»); в народе были популярны такие произведения народного творчества, как былины, как многочисленные «Повести» (о Горе-злосчастии, о Шемякином суде и пр.); широкое распространение имели апокрифы; «духовные стихи»; наконец, первый очерк русской истории «Повесть временных лет» можно считать единственным в своем роде историческим документом по его правдивости и патриотическому духу. Мы не говорим уже о таких сборниках, как Патерики, Смарагды или Четьи-Минеи. Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона (эпоха Ярослава Мудрого) поражает стройностью замысла и живым красноречием. Проповеди Кирилла Туровского построены уже более искусственно и витиевато. О Клименте Смолятиче летописец сообщает, что он «был философ и писал от Платона и от Аристотеля», но далее искусного лавирования между приводимыми текстами он не пошел, да и трудно было бы ожидать большего от того периода. Везде по этим, далеко не скудным, памятникам древнерусской культуры рассыпаны золотые зерна народной и духовной мудрости. Но все же это – только зерна. Мы не видим в них сколько-нибудь зрелых плодов мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/och...

В ярославском храме появится мемориал погибшей хоккейной команде «Локомотив» 26 августа, 2013. Новостная служба В настоящий момент рядом со строительной площадкой храма возводится база училища олимпийского резерва по хоккею, а в самом училище приходом храма Ярослава Мудрого уже преподается курс «Основы православной культуры». В строящемся в Ярославле храме в честь Ярослава Мудрого будет размещен мемориальный комплекс — памятные доски с именами погибших в авиакатастрофе игроков хоккейной команды «Локомотив». Об этом сообщается на  сайте Ярославской митрополии . Освящение места строительства будущего храма совершил 25 августа после Божественной литургии митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении духовенства Ярославской епархии. В настоящий момент рядом со строительной площадкой храма возводится база училища олимпийского резерва по хоккею, а в самом училище приходом храма Ярослава Мудрого уже преподается курс «Основы православной культуры». Напомним, трагедия произошла 7 сентября 2011 года. При взлете с аэродрома «Туношна» под Ярославлем разбился самолет ЯК-42, на котором команда «Локомотив» должна была лететь в Минск для участия в матче КХЛ. Из 45 человек, находившихся на борту самолета, выжил только бортинженер Александр Сизов. Эксперты определили причину катастрофы. Она произошла по вине обслуживающей авиакомпании «Як Сервис» и недостаточной подготовки экипажа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 сентября, 2023 12 сентября, 2023 5 марта, 2024 24 января, 2024 24 января, 2024 21 января, 2024 21 января, 2024 7 декабря, 2023 17 октября, 2023 18 сентября, 2023 12 сентября, 2023 5 марта, 2024 24 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/v-yaroslavskom-xrame-p...

В Ростове к 700-летию Сергия Радонежского откроют выставку песчаных скульптур 22 апреля, 2014. Новостная служба Гости выставки смогут увидеть одного из первых известных ростовских правителей Ярослава Мудрого. 22 апреля. ПРАВМИР. Выставка песчаных скульптур, посвященная знаменитым героям прошлого, откроется в Ростове Великом 1 мая. Она будет приурочена к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, родившегося в селе Варницы под Ростовом, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на организаторов мероприятия. «Посетителям представится возможность прикоснуться к величественной старине, ее легендам и реальным событиям», — говорят организаторы. Гости выставки смогут увидеть одного из первых известных ростовских правителей Ярослава Мудрого, былинного героя Алешу Поповича, сражающегося с Тугарином Змеевичем, отважного князя Василько, отказавшегося служить монголам, строителя белокаменного кремля митрополита Ионы Сысоевича, преподобного Сергия, делившего хлеб с медведем. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 февраля, 2017 9 октября, 2016 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 8 октября, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 15 февраля, 2017 9 октября, 2016 18 июля, 2020 8 октября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/v-rostove-k-700-letiyu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010