Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1 Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в. Славяно-варяжские набеги на Византию. " Фотиево крещение " Руси. Образование епархии " Россия " . Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2 Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3 Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4 Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI-XII в.в. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5 Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси.Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237-1458 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия и Исландия 17.10.2006 681 Время на чтение 11 минут В Исландии христианство было принято около 1000 года, за несколько десятилетий до разделения Западной и Восточной Церквей (1054). Но и после разделения исландские христиане поддерживали связи с Православной Церковью. К середине XI в. относится известие о приезде в Исландию греческих и армянских епископов, что некоторые исследователи связывают с церковной политикой норвежского конунга (древнескандинавский аналог князя) Геральда Грозного, направленной на достижение независимости от Бременской архиепископии и от папской власти и имевшей восточную, византийскую ориентацию. Как бы то ни было, в древнейшем своде исландских законов, так называемых Gradas, в отделе церковного права есть указание на то, что позволяется посещать службу, совершаемую епископами или священниками, не знающими латинского языка, армянскими или греческими. Авторы исландских саг получали сведения о Руси преимущественно из Норвегии, отчасти из Дании. Непосредственные контакты с русичами имели лишь немногие исландцы; исландские скальды (скандинавские поэты, творившие в период 800-1300 гг.), входившие в дружину норвежских и шведских конунгов, сами на Руси бывали в редких случаях, но узнавали о тамошних событиях от тех, кто возвращался оттуда. Об одном таком исландце сообщается в древнем повествовании об Ингваре - двоюродном племяннике Ирины (Ингигерды), жены киевского князя Ярослава Мудрого, правившего в 1015-1054 гг. В описании сборов Ингвара в поход на Русь упоминаются по имени четыре человека; один из них - " Кетиль, которого звали Гардакетиль, - он был исландец " . Прозвище Гардакетиль возникло от скандинавского названия Руси - Гардарики, поскольку Кетиль ещё до похода Ингвара побывал на Руси в дружине Эймунда Хрингссона, служившего у князя Ярослава. После смерти Ингвара Кетиль принял на себя руководство скандинавской дружиной. О русско-исландских церковных связях упоминают некоторые западные рукописные источники. Например, в " Повести о Торвальде-путешественнике " рассказывается об исландце, принимавшем во второй половине X в. деятельное участие в христианизации Исландии. В конце своей жизни Торвальд отправился в Иерусалим, а оттуда - в Грецию, где был в большом почёте у императора и византийского духовенства по причине своего высокого благочестия. Сообщается, что византийский император послал его на Русь, где Торвальд основал монастырь при церкви св. Иоанна Крестителя, в котором и окончил свою жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Митрополия во Владимире 23. Кирилл II Когда бедствующее отечество наше повсюду представляло взорам одни дымящиеся развалины, из коих жители бежали по лесам, тогда, по благости Провидения, два доблестные Князя бодрствовали на севере и на юге: брат погибшего Великого Князя Всеволода, Ярослав Новгородский, и Даниил Галицкий. Они начали собирать народ, обстраивать города и воздвигать из пепла храмы, и пробудили Россию от тяжкого оцепенения, которое оковало ее после ужасов Монгольских. Даниил, в области не столь разоренной и далее от Золотой Орды Батыя, которая основалась на Волжских берегах, мог действовать смелее и, непрестанно думая о свержении ига, последний из Князей явился Хану. Но Ярослав, почти все города коего обратились в пепел, должен был первый признать над собою тяжкое иго соседних Монголов и исходатайствовать себе в Орде звание В. Князя. Там нашел он и прочих властителей Русских, и, посреди невольного их уничижения, отрадно видеть Христианское мужество Михаила Черниговского и верного его боярина Феодора, прявших венец мученический от гневного Хана, за смелую исповедь имени Христова. Чрез несколько лет и другой подобный исповедник Роман, Князь Рязанский, пострадал в Орде, мученическою своею кровью искупая отечество и прославляя Бога. Сын мудрого Ярослава, еще более мужественный и добродетельный, ему наследовал, Александр, витязь Невский, который княжа в Новгороде, был твердым оплотом России и отразил в кровавой сече Шведов, на берегах Невы, и Меченосцев под стенами Пскова. Но когда покушения обратить Русь, силою оружия, оставались тщетными, Папа Инокентий IV употребил другие средства. Видя бедственное положение Восточной Церкви, Патриархов Константинопольских, живущих изгнанниками в Никеи, и Россию уже десять лет без Митрополита, Первосвященник Римский послал к Даниилу Галицкому венец королевский, с предложением союза церковного и крестового похода против Монголов. И к Александру приходили со льстивыми речами легаты папские, но святой Невский решительно отверг их грамоты и увещания; Даниил же, по соседству Венгрии и Польши, действовал осторожнее. Он принял венец и звание Короля Галицкого, но отложил соединение церковное до Вселенского собора; а между тем послал избранного им Россиянина Кирилла (1250 г.) в Никею к Патриарху Мануилу II, для посвящения в сан Митрополита Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

(Некролог) Московская духовная академия и семинария понесли тяжелую утрату: 25 августа внезапно скончался от кровоизлияния в мозг профессор по кафедре Догматического богословия протоиерей Сергей Васильевич Савинский . Он умер в преклонном возрасте – на 78-м году жизни. В лице о. Сергия Савинского сошел в могилу крупный деятель духовного просвещения нашего времени. Занимая кафедру Догматического богословия в московских духовных школах, он одновременно был деятельным сотрудником «Журнала Московской Патриархии», членом Учебного комитета при Священном Синоде и пастырем Успенского храма б. Новодевичьего монастыря. Внезапная кончина о. Сергия переживается всеми его сослуживцами, учениками и прихожанами храма, где он служил, как утрата мудрого наставника и смиренного пастыря-молитвенника. Сергей Васильевич Савинский родился в 1877 году в семье священника с. Никола-Корма Рыбинского р. Ярославской обл. Детство он провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец. Рано определились незаурядные способности будущего богослова. Унаследовав от родителей тихий нрав, религиозную настроенность, серьезность и пытливость мысли, он развил и укрепил эти способности в последующие годы своей жизни: в стенах Ярославской духовной семинарии и Киевской духовной академии. Нелегко было учение в старой духовной школе. Оно требовало от своих воспитанников огромного напряжения всех психофизических сил и своей строгой дисциплиной смиряло строптивых, приучало к труду ленивых, умудряло и наделяло глубокими знаниями способных и прилежных. Юноша Савинский принадлежал к последней категории воспитанников. Неудивительно, что первым учеником он окончил Ярославскую семинарию и блестяще – Киевскую академию, будучи оставлен при ней профессорским стипендиатом. В духовной школе его интересовали все науки, особенно же богословские и философские. Изучая их, он стремился проникнуть в самое существо их содержания, находя здесь для себя необозримое поле для самостоятельных размышлений и постижений сокрытой в них духовной истины. Так незаметно, из года в год, в воспитаннике, а потом и студенте Савинском созидался тот убежденный, широко образованный, богослов-мыслитель, которым он заявил себя на педагогическом поприще по окончании Киевской академии в 1900 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть В чем истинное призвание России? «Слайдовый фильм митр. Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» Митрополит Вениамин (Пушкарь)   15:11 27.07.2022 4484 Время на чтение 3 минуты В чем истинное призвание России? Слайдовый фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» В нынешнее время мы как-то незаметно забываем об истинном призвании нашего государства, забываем о тех, кто созидал Россию. Мы отвыкаем от своей родной истории, а если и вспоминаем её, то лишь как набор каких-то фрагментов, событий, исторических дат, в которых не видим духовной связи, не осознаем великий смысл тысячелетнего пути России. Фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» раскрывает перед нами суть исторического призвания нашего Отечества. Показывает, на какой духовной почве и ради чего зарождалась Русь. Этот фильм – мощное духовное напоминание всем нам, для чего Господь создал Россию, какими великими жертвами, трудами, подвигами воздвигалась Русь. Это напоминание о том, какой великий безценный дар дал Господь русскому народу, приведя его через Своих святых, через Своего избранника великого князя Владимира к Крещальной купели Днепра. В картине мы видим образы отцов-основателей России. Святого Апостола Андрея, пришедшего с Благой Вестью на берега Днепра. Святых просветителей словенских, великих равноапостольных подвижников Мефодия и Кирилла, Божественным Словом осоливших Русь, умы и сердца наших славянских праотцев. Перед нами величественный образ святой равноапостольной великой княгини Ольги и ее святого внука равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь. И образ сына святого Владимира – великого князя Ярослава Мудрого, завещавшего потомкам «иметь страх Божий, ходить путями Евангельского учения, во всем подражать Христу и хранить веру Православную как свою жизнь и даже больше жизни».

http://ruskline.ru/rnl_tv/2022/02/09/v_c...

V. Шаткость Бориса на престоле Почему же так медлил Борис венчаться на царство? Почему патриарх так много раз созывал собор и не распускал его с февраля до подписания соборной грамоты в августе? Почему нужны были эти многократные приглашения крепко держаться крестного целования Борису и эти ответные уверения в верности? „Столько слёз было пролито при челобитьях и встречах!» – справедливо заметил историк. Кажется, можно было бы увериться в преданности народа избранному царю; но, видно, царь и патриарх были ещё далеки от этой уверенности. Всё это нужно было потому, что сам избранный царь Борис не верил в прочность своего положения на высоком престоле Русского царства. Ему, потомку татарского мурзы и недавнему боярину, не по плечу было царское место на троне величайших, природных наших государей, собирателей, объединителей и создателей могучего государства: Равноапостольного Владимира, Ярослава Мудрого, Мономаха, Боголюбского, Невского, Калиты, Гордого, Донского, Uoahha III , Грозного!.. В этом ряду славных и великих имён он был и неравным, и чужим человеком... Годунов понял всю тяжесть и всю шаткость своего нового положения, и с первых же дней своего воцарения не верил ни искренности своих избирателей, ни своему превосходству перед возможными другими избранниками. И вот его начинают снедать неуверенность в самом себе и в окружающих, страх пред низостью своего происхождения и крайняя, доходящая до ничтожнейших мелочей подозрительность. Борис боялся, что ему все желают зла, что его изведут отравой, что его испортят колдовством. Чтоб избежать беды и успокоить свои расстроенные чувства, он вздумал связать совесть своих подданных крестным целованием и заставил их присягнуть на всём, что только могло подсказать ему болезненно возбуждённое воображение. Присяжный лист, по которому вся Россия присягала на верность царю Борису Годунову, выдал неуверенность Борисову, оскорбительную и для его высочайшего сана, и для его верноподданных. Каждый, целовавший крест Борису, между прочим, клялся:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Архив Пн Состоялась встреча Президента Украины В.Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей 27 июля 2013 г. 18:45 27 июля в Киево-Печерской лавре состоялась встреча Президента Украины В.Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси. Обратившись к присутствовавшим со словами приветствия, Глава Украинского государства подчеркнул необходимость «оберегать духовные ценности, которые веками были основой нашей идентичности». «Мы благодарны вам за заботу и усилия, которые вы прилагаете для укрепления единства во всем православном мире, — сказал В.Ф. Янукович Предстоятелям Поместных Православных Церквей. — Надеюсь на ваши молитвы и практические усилия, направленные на содействие объединению всех, кто считает себя православными, вокруг единой Чаши Христовой». Рассказав о сложившихся в стране церковно-государственных отношениях, Президент подчеркнул, что благодаря мудрости и взвешенности Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира «удается успешно преодолевать вызовы, которые возникают перед каноническим украинским Православием». «Мы постоянно молимся, чтобы Господь даровал ему силы и в дальнейшем выполнять его Предстоятельские обязанности», — продолжил В.Ф. Янукович. Глава государства также подчеркнул значимость православного наследия в духовной жизни Украины. Он с особой сердечностью поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и всех Глав Поместных Православных Церквей, участвующих в праздновании, за общую молитву, совершенную в этот день в стольном граде Киеве. Указом Президента Украины за выдающуюся церковную деятельность, направленную на утверждение Православия в мире, и в связи с празднованием в Украине 1025-летия Крещения Киевской Руси награждения орденом князя Ярослава Мудрого I степени удостоены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III ,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Святейший Патриарх Болгарский Неофит ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Государственные награды Главам Церквей вручил Президент Украины В.Ф. Янукович.

http://patriarchia.ru/db/text/3129135.ht...

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

Владимир Русак Скачать epub pdf Список важнейших событий Русской истории 862 Легендарное призвание варяжских князей (Рюрикас братьями) новгородцами. Начало Русского государства. Поход Аскольда и Дира на Царьград Захват Киева Олегом и основание великого княжестваКиевского. Перенесение столицы в Киев. Поход Олега на Царьград. Договор Олега с греками. Второй договор Олега с греками. Поход на греков. Поход на греков. Договор Игоря с греками. Великая княгиня Ольга посещает Константинопольи принимает там крещение. Отнятие Великим князем Владимиром от ляхов Прикарпатскихгородов и земель. Поход князя Владимира на Корсунь. Крещение князяВладимира. Женитьба его на греческой царевне. Крещениекиевского народа. Приход митрополита с епископами и крещение всегонарода. Заложение Десятинной церкви. Учреждение православных епархий Новгородской, Черниговской,Владимиро-Волынской, Полоцкой, Туровской, Белгородской,Ростовской, Тмутараканской. Освящение Десятинной церкви и дарование ей (и митрополиту)десятины. Кончина Равноапостольного Великого князя Владимира.Убийство Святополком князей Бориса и Глеба. Учреждение Киевской Митрополии. Открытие в Новгородеучилища под управлением епископа Иоакима. Епископ Иоаким открывает в Новгороде училище. Учреждение Юрьевской епархии. Нашествие печенегов на Киев. Освящение Софийского собора, построенного ЯpocлaboмI в Новгороде. Построение Георгиевского и Ирининскогомонастырей в Киеве. Учреждение Переяславской епархии. Начало создания первой русской Летописи. Основание святым Антонием Киево-Печерского монастыря.Поставление митроп. Илариона своими русскими епископамибез сношения с греками. Окончательное отделение Восточной и Западной Церкви.Разделение Руси между сыновьями Ярослава Мудрого.Утверждение удельной государственной системы. Перемещение Печерского монастыря из пещеры на поверхность. Открытие дочерью великого князя Всеволода ЯрославичаАнной при женском монастыре в Киеве училища для детей. Установление праздника в память перенесения мощейсвятителя Николая в Бари (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреча Президента Украины В. Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей 27 июля 2013 г. 27 июля в Киево-Печерской лавре состоялась встреча Президента Украины В.Ф. Януковича с Предстоятелями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси. Обратившись к присутствовавшим со словами приветствия, Глава Украинского государства подчеркнул необходимость «оберегать духовные ценности, которые веками были основой нашей идентичности». «Мы благодарны вам за заботу и усилия, которые вы прилагаете для укрепления единства во всем православном мире, — сказал В.Ф. Янукович Предстоятелям Поместных Православных Церквей. — Надеюсь на ваши молитвы и практические усилия, направленные на содействие объединению всех, кто считает себя православными, вокруг единой Чаши Христовой». Рассказав о сложившихся в стране церковно-государственных отношениях, Президент подчеркнул, что благодаря мудрости и взвешенности Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира «удается успешно преодолевать вызовы, которые возникают перед каноническим украинским Православием». «Мы постоянно молимся, чтобы Господь даровал ему силы и в дальнейшем выполнять его Предстоятельские обязанности», — продолжил В.Ф. Янукович. Глава государства также подчеркнул значимость православного наследия в духовной жизни Украины. Он с особой сердечностью поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и всех Глав Поместных Православных Церквей, участвующих в праздновании, за общую молитву, совершенную в этот день в стольном граде Киеве. Указом Президента Украины за выдающуюся церковную деятельность, направленную на утверждение Православия в мире, и в связи с празднованием в Украине 1025-летия Крещения Киевской Руси награждения орденом князя Ярослава Мудрого I степени удостоены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III , Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Святейший Патриарх Болгарский Неофит , Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Государственные награды Главам Церквей вручил Президент Украины В.Ф. Янукович.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010