Т. 4. Ч. 1. С. 113; Т. 42. C. 63). После кончины Владимира Ярославича Новгородом управляли внук Ярослава Мстислав Изяславич и посадник Остромир (Иосиф) (заказчик знаменитой рукописи Евангелия, получившей его имя, см. ст. Остромирово Евангелие), причем новгородским князем считался, видимо, Киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в.//ВИ. 1985. 11. С. 22–23). Под 1071/72 г. в начальном летописании рассказывается о серьезном конфликте, разразившемся в Новгороде, когда там княжил др. внук Ярослава Мудрого Глеб Святославич. Явившийся в Новгород волхв выдавал себя за божество и «хулил» христ. веру. На его сторону встали «людье вси», а правосл. Владыку Феодора поддержали кн. Глеб и его дружина. Кн. Глеб взял топор и зарубил им волхва, люди после этого разошлись (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 180–181; НПЛ. Т. 3. C. 196; Лукин. 2018. С. 131–164). Это повествование, с одной стороны, свидетельствует о сохранявшихся еще пережитках язычества в новгородском обществе, с другой — о том, что серьезной конкуренции христианизации язычество составить не могло. Вопреки встречающимся в лит-ре оценкам никаких реальных фактов, к-рые говорили бы о сохранении в Новгороде к._л. сильных языческих традиций в более позднее время, нет. Князья Глеб Святославич (1068–1078) и Давид Святославич (1094–1095) были изгнаны новгородцами. Особенно любим новгородцами был княживший в Новгороде с детства старший сын блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха блгв. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович (1088–1094, 1095–1117), в 1102 г. они добились в Киеве оставления его на новгородском столе. Вероятно, именно в княжение Мстислава Владимировича в Новгороде возникало независимое от князя посадничество. Посадники нового типа не назначались князем, а избирались самими новгородцами (Янин. 2003. С. 84–88). Среди них ведущую роль играла аристократическая элита. Тогда же княжеская резиденция окончательно перенесена из Новгорода на Рюриково городище. Однако и в это время Киев в целом сохранил контроль над Новгородом: могущественный Киевский кн. Владимир Мономах привел к присяге новгородских бояр и назначил в Новгород своего, княжеского посадника (1118, 1120).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Если же допустить, что преподобный принес на Русскую землю не совершенный, а ущербный иноческий Устав, каковым является идиоритм (из-за чего якобы впоследствии возникло разделение в братстве), то в чем же тогда промысл Божий о русском монашестве, и каковы тогда сила и смысл благословения, принесенного святым Антонием на Русь?! Из приведенного выше анализа отнюдь не следует, что Антоний, подвизавшийся в Эсфигмене, не существовал как реальная личность. Несомненно, что преподобный Антоний Эсфигменский действительно подвизался в Эсфигмене и был пострижен в этом монастыре в 975 году; возможно также, что он жил где-то в уединении на Самарийской горе — уделе Эсфигменских отшельников. Однако никакого отношения к основателю русского монашества преподобному Антонию Киево-Печерскому он не имеет. Прп. Антоний Киево-Печерский Ввиду несостоятельности упомянутых выше преданий о Эсфигменском и Велико-Лаврском происхождении русского монашества, заслуживает всякого внимания предание русских святогорцев. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению этой версии, необходимо сделать несколько уточнений относительно хронологии жития преподобного Антония Печерского. О двукратном путешествии преподобного Антония на Афон Прямого и непосредственного источника для жизнеописания преподобного Антония не сохранилось. Косвенные, фрагментарные сведения о нем находятся в «Повести временных лет» и в житиях других печерских угодников. Так называемое «житие преподобного Антония», находящееся ныне в Киево-Печерском Патерике, является позднейшей реконструкцией. «Повесть временных лет» и Киево-Печерский Патерик излагают фрагменты из жизни преподобного Антония по-разному. Согласно летописи, преподобный отправляется на Афон в княжение князя Ярослава Мудрого, тогда как Патерик (основанный на так называемой Второй Кассиановской редакции) относит это событие ко временам равноапостольного князя Владимира и дополняет его еще одним, повторным путешествием на Святую Гору (уже в правление братоубийцы Святополка); в правление же Ярослава Владимировича происходит второе и окончательное водворение преподобного Антония в Киеве на Берестове.

http://pravoslavie.ru/93621.html

Если в материальном отношении Русская церковь, опирающаяся на всю мощь государства, стремительно усиливалась, в организационном она находилась в неопределённом состоянии, фактически управляясь князем, при том, что «по закону» должна была полностью зависеть от Константинополя, присылавшего своих ставленников на епископские кафедры. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о существовании митрополии в Киеве до 1039 г. Самоволие Ярослава с назначением местных владык воспринималось греками как недопустимое вторжение в область церковной власти. К тому же, если Владимир, силой оружия вырвавший у ромеев родство с императорским домом, заставил с собою считаться, как с царём, то Ярослав, при всём его наследственном «каганстве», авторитетом в Империи не имел. «Ярослав Владимирович, - по словам А.Н. Сахарова – лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Потому и последовало приглашение из Константинополя митрополита…». Великий князь надеялся, что должно было устранить возникшие претензии и подозрения, и разрядить накапливавшееся напряжение. На этом фоне назревающего межгосударственного конфликта русско-византийские отношения резко обострились в 1039 г., когда вновь прибывший митрополит Феопемпт вдруг освятил (ещё раз!) главную святыню Руси – церковь Богородицы Десятинную. Освящение это было, скорее всего, безосновательным и носило явно демонстративный характер. Оно, вероятно, было одним из «пунктов» полученной Феопемптом перед отправкой на Русь «инструкции». Совершённое внезапно, без совета с князем, или даже вопреки его мнению, оно должно было показать не каноничность в глазах официального Константинополя прежнего освящения храма, а, вместе с ним и всей прежней деятельности русского духовенства, не исключая и его предшественников на киевской кафедре, но, в первую очередь, - владимировых «корсунских попов». Русское духовенство, таким образом, оказывалось в роли «схизматиков». Естественно, такое действие было воспринято Ярославом как оскорбление и даже кощунство, перечёркивающее и его труды. Митрополит, от которого не исходила любовь к русской пастве в Киеве был не нужен и вскоре отправился восвояси.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

2092 Афонская гора (Афон), по греч. Agios Oros – Святая гора, узкий гористый полуостров, вдающийся в Архипелаг (Эгейское море), известен как центр иноческой жизни для греческого востока. Иноческая жизнь здесь появилась в древнее время, хотя несколько позже, чем в Сирии и Палестине. Для русской церкви Афон имел ранее, по XVII век, большое значение: здесь постригся отец русского монашества, преподобный Антоний; отсюда был взят Студийский устав преподобным Феодосием для своего (Печерского) монастыря, потом перешедший, по словам летописца, и в другие монастыри; здесь в богатых монастырских библиотеках получали наиболее широкое по тому времени религиозное образование наши иноки, ходившие на Афон (например Преп. Нил Сорский ). Как одно из наиболее чтимых святых мест православного востока, Афон ежегодно посещается тысячами богомольцев исключительно мужского пола (женщинам вход на полуостров возбранен) из России, Балканского полуострова и Азиатских владений Турции. Почти вся гора, за исключением глубоких ущельев и скал, покрыта богатою растительностью: здесь произрастают прекрасные деревья, отчасти фруктовые – лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены многоразличными породами винограда, доставляющего афонской братии удовлетворительный запас прекрасного вина, орехи, каштаны и масличные деревья обильно рассеяны по всей горе. В настоящее время на Афоне расположены 20 больших монастырей, несколько скитов и множество отдельных келий, числом до 700, греческих, русских, молдавских, болгарских и др. 2093 Изяслав Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого и внук св. равноапостольного князя Владимира, княжил в Киеве с 1054 по 1068 г. 2098 Ростислав Владимирович, сын Владимира Ярославича, – князь тмутараканский; княжил во второй половине XI ст. 2099 Святослав Ярославич, сын Ярослава Владимировича, – князь черниговский; княжил с 1054 по 1076 г. 2100 Глеб Святославович, старший сын Святослава Ярославича, князь новгородский; княжил с 1067 по 1077 г. 2101 Мусия (греч. μουσιου) – мозаика. Так называется искусная работа, состоящая в собрании разноцветных, главным образом мраморных, камешков узорами, так что выходит желаемый рисунок. Мозаикой выстилаются например полы в храмах, а также украшаются стены; даже иконы делаются таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

не фиксируется - Владычный двор. 2017. С. 236, 240). Софийский собор был освящен в 1050 г., в 1052-м в нем был погребен строитель собора блгв. кн. Владимир Ярославич. Согласно гипотезе А. Е. Мусина, в урочище Десятина к югу от новгородского Детинца (на месте буд. Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ) при новых князе и епископе создается городская таможня, где налог, согласно нормам церковного Устава Ярослава Владимировича, собирался в т. ч. каждую 10-ю неделю в пользу епископии ( Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 50-53). В 1055/56 г. новому митр. Ефрему поступил донос на свт. Луку от холопа последнего Дудики, епископ был вызван в Киев на церковный суд во главе с митрополитом и лишен кафедры, но через 3 года Новгородский епископ был оправдан и после кончины погребен в Софийском соборе (см.: Мильков В. В. Новгородский свт. Лука: Характер деятельности и идейные аспекты творчества//Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого. Вел. Новг., 2010. С. 209-211; Печников. 2015. С. 233-237; Гиппиус А. А. Клевета на еп. Луку: Эпиграфические свидетельства летописного эпизода?//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 806-817). Своеобразный дуумвират епископа и князя в Новгороде, проявившийся в деятельности св. блгв. кн. Владимира Ярославича и свт. Луки, продолжал существовать и во 2-й пол. XI в. (почти полностью совпадают княжения и епископства соответственно Мстислава Изяславича и Стефана (1059/60-1068), а также Глеба Святославича и Феодора (1068/69 - 1077-1078)). Еп. Стефан, вероятно, был вынужден бежать вместе с юным кн. Мстиславом в Киев в 1066/67 г., когда полоцкий кн. Всеслав Брячиславич предпринял поход на Новгород. Город был захвачен войсками Всеслава, а затем сожжен, собор Св. Софии был разграблен; о епископе в связи с этим ничего не сообщается. Вскоре Стефан, согласно новгородскому перечню епископов, был убит (удавлен) в Киеве своими холопами. Вполне вероятно, что это произошло во время киевского восстания 1068 г., поднятого против отца кн.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы – святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 г. она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г. и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына – Новгородского князя Владимира. Скажем немного и о нем, так как он тоже был канонизирован РПЦ еще в XV в. как святой великий благоверный князь. Старший (если не считать некоего Ильи, о котором нам практически ничего не известно) сын князя Ярослава Владимировича Мудрого и княгини Ирины. Родился в 1020 г. В 1036 г. (по другой версии, в 1034-м) отец сажает его на княжение в Новгород. В этом городе Владимир будет княжить до конца своей жизни. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. Вскоре Владимир женится; имя его супруги – Александра – известно только из позднейших и не слишком надежных новгородских источников. В 1038 г. у восемнадцатилетнего князя родился первенец, сын Ростислав (в крещении Михаил) (дата рождения приведена в «Истории Российской» В. Н. Татищева). В 1042 г. Владимир во главе новгородского войска совершил поход на финское племя ямь (хяме, или, по-другому, тавастов). Русские войска одержали победу, однако в целом поход нельзя назвать успешным. «Пошел Владимир, сын Ярослава, на ямь, – рассказывает автор «Повести временных лет», – и победил их; и пали кони у воинов Владимировых, так что с еще дышащих коней сдирали кожу – таков был мор в конях». В следующем, 1043 г., Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход – на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников – греческих ( Михаил Пселл , Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

• Анна — монашеское имя вел. княгини Ирины, принявшей постриг незадолго до смерти. • Согласно брачному договору между королевским шведским двором и великокняжеским, русским, св. Анне были даны в управление со стороны вел. князя Ярослава г. Ладога и прилежащие к нему земли. Пределы этой области позже были известны под названием Ингерманландия (по финскому произношению — «Ингеринмаа»), что в переводе значит «земля Ингигерды». • День памяти 4 окт. в современном церковном календаре не отмечается. Благоверный Владимир, князь Новгородский (+ 1052) Память его празднуется 4 окт. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св. князь Владимир  Новгородский  был старшим сыном вел. князя Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве — Анны (память ее 10 февр.), и родился в 1020 г. Он принимал участие во многих походах и в 1045 г. основал в Новгороде церковь во имя Святой Софии Премудрости Божией, ставшую соборным храмом и средоточием духовной жизни Новгорода. Новгородцы говорили: «Новгород там, где Святая София. Умрем, прольем кровь за Святую Софию!» Храм был закончен в 1052 г., а в том же году, 4 декабря, скончался его основатель и был в нем положен рядом со своей матерью, скончавшейся в 1050 г. В 1439 г. они были причислены к лику святых после явления, бывшего святителю Евфимию II, архиепископу Новгородскому. До последнего времени нетленные мощи св. князя Владимира и матери его почивали в открытой раке. •  Св. Владимир стал князем новгородским в 1034 г. По велению отца своего участвовал во многих походах, в частности против греков за оскорбление русских купцов в Царьграде. Преподобный Ефрем Новоторжский (+ 1053) Память его празднуется 28 янв. в день преставления, 11 июля в день обретения мощей и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших Прп. Ефрем, родом венгр, прибыл юношей на Русь с двумя своими братьями, и все они поступили на службу к князю Борису Владимировичу ростовскому.  Один из братьев — Георгии — был убит в 1015 г. на реке Альте со своим государем, которого он пытался защитить. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Святослав Юрьевич, сын Юрия Владимировича Долгорукого, родился около 1120–1140 гг., умер 11 января 1174 г. В летописном некрологе Святослав изображен праведником Божиим, который с детства страдал от злого недуга и которому Господь дал власть на небесах, хотя и лишил ее на земле. Сведения о прениях, которые Святославом якобы вел с некими учеными греками и латинянами, относятся к выдумкам В.Н. Татищева (XVIII в.), что не мешает им сохраняться в специальной литературе. Святослав (Николаи) Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родился в 1027 г., умер 27 декабря 1076 г. В 1054–1073 гг. был князем черниговским, а с 1073 г. до смерти занимал киевский стол. В течение 1054–1072 гг. Святослав и его братья Изяслав и Всеволод составляли своего рода “триархию”, совместно вершившую делами всей Руси. Это хорошо видно на примере канонизации Бориса и Глеба 20 мая 1072 г. Однако в марте 1073 г. Святослав с помощью брата Всеволода изгнал из Киева Изяслава и сам занял киевский стол. За эту “неправду” и “непослушание старшему” Святослава горячо упрекал Феодосий Печерский . Князь был любителем книг, о чем свидетельствуют два изготовленных по его заказу Изборника 1073 и 1076 гг., содержание которых отчасти соответствовало типу “энциклопедии” (εγκκλιος παιδεα). Феодор Ярославич, старший сын Ярослава Всеволодовича, родился в 1219 г. в Переяславле-Залесском, умер 10 июня 1233 г. в Новгороде. С 1228 г. Феодор вместе со своим братом Александром Невским часто пребывал в Новгороде, где оба малолетних князя наместничали в отсутствие отца. Зимою 1232/1233 г. по приказу своего дяди, великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, Феодор принял участие в походе на мордву. Скончался он внезапно, накануне собственной свадьбы, и погребен в соборе Св. Георгия (Юрия) Юрьевского монастыря под Новгородом. Местное почитание Феодора началось, вероятно, в 1614 г. с открытием и перенесением его останков в новгородский Софийский собор. Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, родился 26 ноября 1188 (или 1187 ?) г., торжественная церемония “постригов” и “всажения на коня” произошла 28 июля 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Blackwell Companion to Christian Spirituality. Malden, 2005. P. 90-105; idem. The Orthodox Church: An Introd. to its History, Doctrine, and Spiritual Culture. Oxf., 2008; idem. The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity. Oxf., 2011. 2 vol.; Gothoni R., ed. The Monastic Magnet: Roads to and from Mount Athos. Oxf., 2008; Hussey J. M., ed. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxf., 2010; Casiday A., ed. The Orthodox Christian World. L., 2012; Speake G., ed. Mount Athos: Microcosm of the Christian East. Oxf., 2012. О. А. Родионов М. на Руси X - 1-я пол. XIV в. Первые письменные упоминания о мон-рях на Руси относятся к эпохе св. кн. Владимира (Василия) Святославича (978-1015) и кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (1019-1054). В «Слове о законе и благодати» митр. Киевского Илариона (ок. 1037-1043) в Похвале кн. Владимиру говорится: «...манастыреве на горах сташа, черноризьци явишася» ( Молдован. 1984. С. 93). В ПВЛ о церковной политике кн. Ярослава Мудрого сказано, что при нем «черноризьци почаша множитися, и манастыреве починаху быти» (ПВЛ. С. 66), что свидетельствует о значительном увеличении числа мон-рей и монашествующих. Большая часть черного духовенства в это время была представлена выходцами из Болгарии и Византии. Кроме того, существовали монастыри, основанные монахами. Автор летописного «Сказания, чесо ради прозвася Печерский монастырь» противопоставил 2 вида обителей: «Мнози бо манастыри от цесарь и от бояр и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньемь, молитвою, бдньемь» (ПВЛ. С. 69). Основателями 1-го большого мон-ря в Др. Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. При прп. Феодосии (ок. 1062-1074) был осуществлен переход к киновии на основе Студийского общежительного устава. Начавшись с отшельнической пещеры прп. Антония, Киево-Печерский мон-рь превратился в общежительный на протяжении жизни одного поколения монашествующих. В Несторовом Житии прп. Феодосия имеется выполняющее уставную функцию описание порядка приема в монастырь всех желающих независимо от их имущественного положения, поскольку прп.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОНТИЙ I РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Леонтий Ростовский Леонтий I (+ ок. 1070 / 1073 / 1077 ), епископ Ростовский , святитель Память 23 мая , в день обретения мощей в 1164 году, к чему приурочено и празднование Собора Ростово-Ярославских святых , а также в Соборе Зверинецких преподобных Родом был грек , уроженец Константинополя , или же русский , уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ( " освящен от пелен, от младых ногтей " ), и с молодости начал постигать " научение книжное " . Как сказано о нем, " российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа " как первый престольник " из иноков печерских, не позднее 1051 года . В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов по смерти страстотерпца Бориса Владимировича долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого , Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду , тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки - первый святитель Феодор и его преемник Иларион , - были с бесчестием изгнаны язычниками из города. Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Памятником этой просветительной деятельности святителя служит его " Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец " . Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей " видеша великого Леонтья... свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею. "

http://drevo-info.ru/articles/15126.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010