Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг. (пам. 4 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), вероятно, первая супруга киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Ее имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами А., видимо, всегда находилась в новгородском Софии св. соборе . Вслед за Н. М. Карамзиным часто считают, что А.- имя, принятое в монашестве хорошо известной по рус. и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведкой Ингигерд, в Православии Ириной. Однако на Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа XII-XIII вв. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414); кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском Св. Софии соборе, в саркофаге Ярослава. На Ингигерд Ярослав женился в 1019 г., в возрасте 40 лет. Однако нем. хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что польск. кн. Болеслав I, захватив летом 1018 г. Киев, пленил сестер кн. Ярослава и его жену. Очевидно, А. следует признать первой супругой Ярослава, бывшей замужем за ним в период его новгородского княжения. В 1439 г. состоялась местная канонизация А. в числе др. Новгородских святых. В НПЛ сказано, что в этом году Новгородский свт. Евфимий II установил «память творити» новгородскому кн. Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, «на всякое лето месяца октября в 4», т. е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием А. рассказывается в «Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского». Т. о., к 1439 г. в Новгороде уже сложилась местная традиция считать А. матерью кн. Владимира - первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/21 г. Вероятно, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений А., супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 г. архиеп. Евфимий перенес мощи Владимира, основателя собора, и А. из Рождественского придела в зап. Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы. Когда было установлено 2-е празднование А. (10 февр.), неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115550.html

Захваченных силой меча поляков Ярослав «посадил» на земли неподалеку от Киева — по реке Рось. Очевидно, полона хватало, чтобы на южном рубеже Руси, небезопасном от печенежских набегов, могли появиться новые опорные пункты. Добавив поляков к местным жителям, дав бойцов из своей дружины, Ярослав принялся ставить новые города в Поросье (1032). Совершенно так же отец его когда-то укреплял городами оборону Юга. Ярослав на своей шкуре почувствовал, сколь прав был отец в своей градостроительной деятельности. Другой раз печенеги дошли до Киева. Ярослав спешно вернулся из-под Новгорода, храбро вышел в поле против осаждающих и дал бой. Новгородцы бились совместно с давними своими соперниками киевлянами. Между ними встал отряд варягов. Объединенная Русь встретила бешеный напор кочевников, и «бысть сеча жестокая». Лишь на закате конные лавы пришельцев, утомленные и обескровленные, в ужасе перед северной твердостью рассыпались, побежали. Более никто не хотел допускать их к самому сердцу страны. Ярослав начал возобновлять оборонительную систему отца и наращивать ее. В 1037 году, вскоре после разгрома печенегов, он принялся строить вокруг Киева новые укрепления: город разросся, прежние стены не вмещали всех его улиц. Имел «книжный ум» Больше всего великий князь запомнилась современникам как устроитель дел Церкви и великий «книжник». Отец его тоже многое сделал для Церкви, но тягой к «винограду словесному» Владимир Святой отмечен не был. А вот его отпрыск бесконечно удивлял родню, киевскую знать и наемных варяжских князей необыкновенной любовью к пергаменным книгам. Вот слова летописи, наполненные пламенной благодарностью книжника рясофорного книжнику державному: «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное... Ярослав… как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Ярослав Владимирович позаботился о том, чтобы Русь обрела пока еще тонкий, но постепенно растущий слой образованных людей. При Ярославе, скорее всего, началось русское летописание — то ли при Десятинной церкви, то ли при соборе Святой Софии. Строил храмы, покровительствовал Церкви

http://foma.ru/5-vazhneyshih-faktov-iz-z...

Первый из таких периодов пришелся на правление киевского князя Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого), когда в Киеве были переведены с греческого «Мученичество свт. Климента» и «Сказание о чуде свт. Климента об отроке» херсонского епископа Ефрема. Оба перевода были сведены в единый текст и, в качестве финала, снабжены похвальным словом свт. Клименту – прото-«Словом», по принятой нами условной терминологии. В отличие от «Слова», прото-»Слово» ни по содержанию, ни ситуативно не было связано с обновлением Десятинной церкви, поэтому не оправдывается соблазнительная его датировка 1039 г., когда княжеский собор был переосвящен митрополитом Феопемптом. В прото-«Слове» усматривается два лейтмотива: первый – крещение Руси «пришествием святаго Климента створися и утвердися» (Сл 14–15); второй – Владимир Святославич перенес мощи свт. Климента из Корсуня в Киев «на освящение и спасение себе же и всему роду своему» (Сл 54–59). Поэтому, вероятно, создание прото-»Слова» сопровождало другие меры Ярослава Мудрого по укреплению и сакрализации династии – в частности, устройство в середине 1040-х годов единого династического некрополя в Десятинной церкви. Кроме того, прото – «Слово» содержало похвалу Ярославу как продолжателю дела «мучениколюбца» Владимира. Не считаем возможным положительно утверждать, но отнюдь не исключаем, что прото- " Слово», при явно «невизантийской» биографии своего героя, появилось как раз в пору русско – визатийской войны 1043–1045/6 гг. Именно в это время создается художественное убранство новопостроенного Софийского собора в Киеве, в святительский чин которого включается и свт. Климент Римский . Интересно, что он соседствует со свт. Епифанием Кипрским , открывающим череду святителей, редким для подобных композиций в византийских храмах и помещенным здесь, по всей вероятности, только потому, что его память (12 мая) совпадала с днем освящения Десятинной церви. В дальнейшем идейно-политическая программа Ярослава претерпела, похоже, заметные изменения. В 1045/6 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Бюст Ярослава Мудрого. Реконструкия М. М. Герасимова Характер и кончина По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Благоверного князя отличало усердие в вере. По одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы , надеясь этим избавить души их от вечной муки и погибели. Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде , под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе . Один из подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего...». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим» . Блгв. вел. кн. Ярослав Мудрый. Икона Память, оценки и почитание Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольного града Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Это была эпоха высшего процветания Киевской Руси. Своей деятельностью Ярослав так возвысился, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».

http://drevo-info.ru/articles/11101.html

Накануне празднования тысячелетия крещения Руси эстафету подхватил антирелигиозный пропагандист Г.М. Филист. Сначала он коснулся «преступлений» Ярослава в предельно тенденциозной книге «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия» (Минск., 1988.), затем «развив тему» в целый труд под названием: «История «преступлений» Святополка Окаянного» (Минск., 1990). Эти два творения «ценны» разве что указанным в библиографии перечнем исследователей, пребывающих в аналогичном «затмении», а с христианской точки зрения – «в прелести» относительно морального облика Ярослава Владимировича. Они лишь доказывают, что в полной мере проникнуть в образ мыслей людей далёкого прошлого можно только исповедуя их веру. Парадокс, ведь практически к аналогичному выводу пришёл и сам Борис Александрович Рыбаков, но… только в отношении восточно-славянского язычества! Б.А. Рыбаков, кстати, будучи, в первую очередь учёным, вынужден был отдавать должное заслугам Ярослава и признать очевидное – что принятие христианства было благом для Руси, тогда как Филист «профессионально» беспощаден. Почему эта «скандальная» версия так любезна атеистам? Как можно разом отбросить множество проверяемых друг другом достоверных известий ради одного, четыре с половиной века передававшегося изустно, повествующего о приключениях героев-норманнов на Руси? Очевидно, потому, что разрушает не только образ Ярослава Мудрого, но и святого мученика Бориса, который, оказывается, погиб «обычной» смертью, в борьбе за власть, а, главное – дискредитирует русское православие в целом, представляя Церковь как этакую корпорацию корыстных обманщиков-мифотворцев. «Товарищи не понимают», что, отстаивая своё «видение» и тем самым по-революционному перечёркивая великую духовную и культурную традицию, они «с водой выплёскивает ребёнка», целятся в Церковь, а попадают в Родину. Здесь необходимо, к сожалению, предельно кратко объяснить суть «новаторской» версии советских историков. Она состоит в буквальном прочтении «Саги об Эймунде», в которой, в частности, говорится о том, как группа варягов в надежде обогатиться в качестве наёмников приняла участие в междоусобной борьбе сыновей Владимира, поступив на службу к Ярославу – «Ярицлеву», в результате чего, после всяческих перипетий, главный герой повествования Эймунд, по наущению Ярицлева, убивает его врага и брата «Бурицлейва», отрубив ему голову. Достаточно характеризует этот источник уже то, что в соответствии с ним победителем в борьбе оказывается третий брат – Вартилав (правитель Полоцка Брячислав, в действительности - племянник Ярослава), а Ярицлейв остаётся правителем Новгорода, киевским князем становится Вартилав, а сам Эймунд начинает… править в Полоцке, что противоречит реальности.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

В 1037 году Ярослав Владимирович заложил в Киеве собор Святой Софии и Благовещенскую надвратную церковь. В 1043-м его сын Владимир начал строительство собора Святой Софии в Новгороде — очевидно, по согласованию с отцом. Ярослав Владимирович основал монастыри Святого Георгия и Святой Ирины. Когда на Суздальской земле волхвы (языческие жрецы) подняли мятеж, он лично отправился туда с войском, пленил волхвов, частью изгнал, частью же казнил. В ту пору над Ярославом еще нависала серьезная угроза междоусобной войны с братом Мстиславом; несмотря на это, бунтом волхвов князь занялся без малейшего промедления. Церкви он дал новый устав, расширявший ее прерогативы по сравнению с тем, что установил его отец. Дал Руси законодательство Подчиняя Русь христианскому идеалу, Ярослав видел перед собой общество, опьяненное этическими нормами дохристианской эпохи. Если оставить в людях ту языческую темень, в которой они жили веками, ту грубость нравов, то немилосердие, ту мстительность, которые окрашивали жизнь древнерусского общества в кровавые тона, христианство завянет, как цветок на каменистой почве. Сам Ярослав Владимирович и братья его были сделаны из того же теста. Отец едва-едва начал прививать им трудные нравственные образцы Христовой веры. Потомство его всё еще с радостью отдавалось буйству мечей, пляскам властолюбия, не видя в том ничего худого. И лишь со временем, уже в изрядном возрасте, оно начинало меняться: души, пусть и с промедлением, скрипя, застревая, поворачивались к Христу. А как же те, из кого слагалась нижняя часть в пирамиде русского общества? Требовалось дать им закон, твердый писаный закон, выволакивающий из эпохи хаотического насилия. При Ярославе и по его воле родился первый русский свод законов — «Русская Правда». Прежде закон если и существовал, то лишь в форме обычая, передаваемого из уст в уста. Теперь великий князь, желая быть добрым христианином, утвердил единые нормы для всех, предав их пергамену. «Русская Правда» ограничивала право кровной мести. Потомки Ярослава отменят ее совсем, но для начала требовалось хотя бы поколебать ее статус общепринятой нормы. Древнейший вариант «Русской Правды» включал в себя менее двадцати статей. Но позднее этот скромный источник породит полноводную реку средневекового русского законодательства.

http://foma.ru/5-vazhneyshih-faktov-iz-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) [Ингигерд] († 10.02.1051), 2-я (после св. кнг. Анны ) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дочь швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5-1021/22). Брак шведской королевны Ингигерд, на Руси принявшей имя Ирина, с новгородским кн. Ярославом Владимировичем по отчетливой относительной хронологии различных редакций «Саги об Олаве Святом» (прежде всего в составе сб. «Круг земной» Снорри Стурлусона, составленного ок. 1230) был заключен в 1019 г. (сватовство состоялось осенью 1018; отправленное тогда из Новгорода посольство Ярослава, по всей видимости, имело в т. ч. указанную в «Повести временных лет» цель найма варяжского войска). Брак скрепил новгородско-швед. союз, важный для Ярослава в его борьбе за Киев против киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича Окаянного. (Ранее, в авг. 1018, по сообщению нем. хрониста Титмара Мерзебургского , сестры и жена Ярослава (очевидно, св. Анна) были пленены захватившим Киев польск. кн. Болеславом I. Вероятно, 1-я супруга новгородского князя умерла в плену, ее останки были привезены в Новгород и погребены в Софии Св. соборе. ) Очевидно, все известное многочисленное потомство Ярослава (кроме первенца Ильи, умершего, вероятно, в юности бездетным) начиная с родившегося в 1020/21 г. сына - новгородского кн. св. Владимира Ярославича происходило от брака с И. (св. кнг. Анна почитается в новгородской традиции как мать Владимира, но это ошибка, возникшая, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки Анны и Владимира находились в новгородском Софийском соборе рядом). Помимо Владимира это были сыновья Изяслав (Димитрий) , Святослав (Николай) и Всеволод (Андрей) , к-рым в свое время предстояло занять киевский стол, а также Вячеслав (впосл. кн. смоленский) и Игорь (впосл. кн. волынский); дочери Елизавета (супруга норвеж. кор. Харальда Сурового), Анастасия (?) (жена венг. кор. Андраша I) и Анна (2-я жена франц. кор. Генриха I).

http://pravenc.ru/text/673959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1024/26 - 3.10.1078, близ Чернигова), киевский кн. (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078), 2-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. В крещении И. Я. был назван в честь вмч. Димитрия Солунского . Это подтверждается именованием И. Я. «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в нач. 1075 г. к герм. кор. Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апр. 1076 г. Кроме того, И. Я. обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта -Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения И. Я. в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного мон-ря, основанного И. Я. в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054). В кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XI в. женился на Гертруде, сестре польск. кн. Казимира I Восстановителя. И. Я. приписываются известные в 10 экз. свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения И. Я. в Новгороде. Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 г. Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем И. Я., к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. И. Я. усваивался некоторый объем общегос. прерогатив, главной из к-рых была обязанность служить гарантом политического status quo.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ († вероятно, в 1061 - нач. 1062), митр. Киевский. В новгородском летописании под 1055/56 мартовским годом упоминается осуждение Е. Новгородского еп. Луки Жидяты из-за клеветы некоего «холопа Дудикы». Митрополит подверг Новгородского владыку заключению, продлившемуся 3 года, после чего он был оправдан. Это наиболее раннее свидетельство о Е., заставляющее видеть в нем преемника Киевского митр. Илариона , поставление к-рого связано с неким церковным конфликтом между Киевом и К-полем (суть этого конфликта неясна). Следствием этого был ряд гипотез относительно деятельности Е. Так, по мнению А. Поппе , суд над еп. Лукой был вызван тем, что последний принадлежал к числу сторонников церковной политики киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого и настаивал на праве Собора Русской митрополии избирать и рукополагать митрополитов помимо патриарха. Еще ранее М. Д. Присёлков , развивая догадку И. Е. Евсеева , полагал, что Е. тождествен тому Ефрему, к-рый, согласно неск. сбивчивым данным новгородских летописей XV в. (ПСРЛ. Т. 3. С. 473; Т. 4. Ч. 1. С. 113; Т. 6. Вып. 1. Стб. 176; и др.), был подготовлен 1-м Новгородским еп. Иоакимом в качестве своего преемника, но не был утвержден кн. Ярославом, заменившим его спустя неск. лет Лукой; после же смерти Ярослава (в февр. 1054) его ставленник Иларион под давлением патриархии был вынужден оставить митрополию, на к-рую и был якобы назначен несостоявшийся Новгородский епископ, противник церковной линии кн. Ярослава Мудрого и сторонник «греческой миродержавной политики». Для такого рода построений не видно достаточных оснований. Особые церковно-политические взгляды еп. Луки, если таковые имели место, не могли быть секретом, и для их осуждения вряд ли было необходимо дожидаться доноса; скорее всего речь шла об обвинении в каких-то канонических нарушениях, о к-рых мог быть осведомлен только близкий к епископу человек. Еще одно свидетельство борьбы Е.

http://pravenc.ru/text/182105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 13.04.1093, Вышгород), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093), 5-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от (2-го?) брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд) († 1051), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. Печать кн. Всеволода Ярославича. 1054–1078 гг. Прорись (Нац. музей, Варшава) Печать кн. Всеволода Ярославича. 1054–1078 гг. Прорись (Нац. музей, Варшава) Князь был крещен во имя св. ап. Андрея Первозванного . Об этом свидетельствуют довольно многочисленные (14 экз. при 11 парах матриц) сохранившиеся свинцовые печати В. Я. с греч. надписью в большинстве экземпляров: + Κ[ΥΡΙ]Ε ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΣΩ ΔΟΥΛΩ ΑΝΔΡΕΑ ΤΩ ΣΒΛΑΔΩ (Господи, помози рабу Своему Андрею Свладу) - на одной стороне и изображением ап. Андрея на другой. (Крещение В. Я. с именем Андрей подтверждает граффито из киевского Софийского собора о погребении некоего кн. Андрея «в великии четверг… месяца апреля в 14» - дата совпадает с летописной датой захоронения В. Я.) Князь был женат по крайней мере дважды: в 1045/52 г. на родственнице (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха кнг. Марии (?), несколько ранее 1070 г. на кнг. Анне (?) († 1111). От 1-го брака имел сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочь прп. Анну (Янку), от 2-го брака - сына Ростислава (Михаила) († 26 мая 1093) и дочь Евпраксию († 9/10 июля 1109 в монашестве), а также (неизвестно, от какого брака) дочь Екатерину (Ирину?) († 11 или 24 июля 1108). Согласно ПВЛ, В. Я. был любимым сыном Ярослава Мудрого, к-рый «его имеяше присно у собе». Возможно, поэтому источники ничего не сообщают о столе В. Я. при жизни отца в отличие от его старших братьев - блгв. князей Владимира († 1052) , Изяслава (Димитрия) и Святослава (Николая) Ярославичей . Победа кн. Всеволода Ярославича над кочевниками-торками. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 94)

http://pravenc.ru/text/155466.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010