Монета великого князя Ярослава Мудрого. XI в. Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну — во имя св. Николая Чудотворца, другую же — во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» . Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» . При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» . Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

Сии ми поведа игумен Сергий Островского монастыря от св. Николы, отец Залкхиев, нынешнего игумена Хатынского. И яко совершиша немцы ропату свою, и паяша иконников новгородских, и повелеша им написать образ Спасов – на ропатном углу, на полуденной стране в верху, на прелесть христианам и на соблазн, – и якоже написаша иконописцы образ Спасов на ропате, а архиепископа не доложа, и открыта покров, и абие вскоре том часе прииде туча с дождем и с градом, и выбило градом и место, то иде же был написан образ Спасов, и левкас (краска) смыло дождем, яко же не явившись ни знамению (ни знаку не осталось). 213 Вот эти браки: 1. Мария (Добронева), дочь Владимира Св., вышла за Казимира польского, около 1043 г. 2. Ярослав I был женат на Индигерде (Ирине), принцессе норвежской, около 1040 г. 3. Изяслав, сын Ярослава I, женился на дочери Казимира польского в 1043 г. 4.      В 1050 г. Игорь, сын Ярослава I, женился на Канигунде, графине Орламандской, дочери Оттона германского. 5.      Вячеслав, сын Ярослава I, около 1050 г. женился на Оде, графине Штадской. 6. Елизавета, дочь Ярослава I, была замужем за Геральдом, королем норвежским (1045 г.). 7. Анна, дочь Ярослава I, вышла за Генриха, короля французского, около 1051 г. 8. Дочь того же Ярослава Мудрого, Анастасия, около 1051 г. вышла за Андрея венгерского. 9. Дочь Изяслава I, Евпраксия, была за сыном Болеслава II, около 1060 г. 10. Дочь Святополка Изяславича, Сбыслава, была за Болеславом Кривоустым, королем польским (1102 г.). 11. Передслава, дочь Святополка Изяславича, была за сыном Коломана венгерского, около 1104 г. 12. Евпраксия, дочь Всеволода Ярославича, была за Генрихом II (немецким) (1109 г.). 13. Евфимия, дочь Владимира Мономаха , была за венгерским королем Коломаном (1112 г.). 14. Дочь Мстислава Владимировича была за норвежским королем Сигурдом (впоследствии датским Ериком) 1113 г. 15.       Владимир Мономах был женат на Гиде, дочери английского короля Гаральда (1125 г.) 16.      Другая дочь Мстислава Владимировича (Ingibiona?) – за Канутом, королем Оботридским, (Мекленбургским?), 1140 г. 17.      Евфросиния, дочь Мстислава Владимировича, была за королем венгерским Гейзою (1149 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

На стенах мн. древнерус. храмов обнаружены фрагменты кириллической азбуки. Для истории рус. письма исключительный интерес представляет открытая С. А. Высоцким на стене киевского Софийского собора кириллическая азбука XI в. необычного состава - она содержит 27 букв, из к-рых только 4 славянские (б, ж, ш, щ). Высоцкий считал эту азбуку ранним вариантом письменности, использовавшимся в христ. общинах на Руси до христианизации страны. Др. исследователи (Т. А. Иванова) видели в ней ученический и не вполне удачный опыт овладения кириллицей. В. Л. Янин , рассмотрев эту азбуку в контексте азбук на бересте (см. Берестяные грамоты ), назвал ее «азбукой неполного состава». В совокупности с др. азбуками в берестяных и эпиграфических источниках азбука из киевского собора свидетельствует о вариативности кириллической азбуки в ранний период рус. письменности и о приспособлении слав. алфавита к восточнослав. фонетической системе. Достаточно многочисленны древнерус. Г. летописного характера, содержащие известия о важных событиях в жизни города и храма. Сообщения нек-рых Г. находят соответствия в летописях: о смерти 20 февр. 1054 г. св. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ( Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 269), о кончине 23 авг. (кон. XI в.) Белгородского еп. св. Луки ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 45-46), о приезде в 1122 г. «из Грек» в Киев митр. Никиты ( Высоцкий. Средневек. надписи. С. 38-39; уточненное чтение: Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 271-272), о погребении 14 апр. (1093) кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (все перечисленные Г.- в киевском Софийском соборе), о кончине 22 мая (1299) Новгородского архиеп. Климента (ц. Спаса на Нередице, Новгород), о поставлении в 1326 г. на кафедру Новгородского архиеп. св. Моисея (ц. Николы на Липне, Новгород) ( Рождественская. Древнерус. надписи. С. 74, 102). Информация др. Г. уникальна: о заключении мира на Желяни, о покупке кнг. Бояней земли, о посещении собора князьями и членами их семей (киевский Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева мон-ря), о начале живописных работ в новгородском Софийском соборе («почяли длати на с(вя)тааго Костантина и Елены»), об организации братчинного пира по случаю завершения строительно-ремонтных работ. Исключительный интерес представляет Г. XI в. в новгородском Софийском соборе, принадлежащее Николе - «пришельцу из Киева-града от своего князя Ярослава»,- к-рый идентифицируется с известным по летописям боярином кн. Ярослава Мудрого Микулой Чудином ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 56-57, 97, 114-124). Возможно, о поставлении Киевского митр. св. Илариона сообщает Г. XI в. в киевском Софийском соборе: «м(е)с(я)ца априля въ 9 д(ь)нь поставлено бы(сть) вл(а)д(ы)ка» ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/166401.html

Князь Василий Всеволодович Ярославский, брат святого князя Константина. † 1249 3 июля; Князь Василько (Василий) Константинович Ростовский. † 1238 (замучен татарами) 4 марта; Великий Князь Владимир (во крещении Василий) Святославович, Креститель Руси. † 1015 15 июля; Князь Владимир Новгородский, сын Ярослава Мудрого, строитель и первый ктитор храма Святой Софии в Новгороде. † 1052 4 октября; Князь Всеволод (во крещении Гавриил) Новгородский, сын святого Великого Князя Мстислава. † 1138 11 февраля, 27 ноября и 22 апреля; Великий Князь Георгий II Всеволодович Владимирский. † 1238 (убит татарами) 4 февраля; Князь Глеб Андреевич, сын Великого Князя Андрея Боголюбского. † 1175 20 июня; Князь Глеб (во крещении Давид) Владимирович Муромский. † 1015 (убит) 24 июля, 5 сентября и 2 мая; Князь Давид Феодорович Ярославский, сын святого князя Феодора и брат святого князя Константина. † 1321 19 сентября и 5 марта; Князь Даниил Александрович Московский. † 1303 4 марта; Князь Димитрий Иоаннович Угличский. † 1591 (убит) 15 мая, 19 октября; Князь Димитрий Юрьева-Польского, сын Великого Князя Святослава III. † 1269 3 июня; Князь Довмонт (во крещении Тимофей) Псковский. † 1299 20 мая; Великая Княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния), супруга Димитрия Донского, строительница Московского Вознесенского монастыря. † 1407 7 июля и 17 мая; Княгиня Евпраксия (в иночестве схимонахиня Евфросиния) Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича. † 1243 (убита) 16 октября; Княгиня Евпраксия Рязанская. † 1237 (погибла из-за татар); Великий Князь Киевский и Черниговский Игорь II (в схиме Гавриил) Олегович. † 1147 (убит) 5 июня; Великая Княгиня Ирина (в иночестве Анна), дочь Шведского короля Олафа, супруга Ярослава Мудрого. † 1050 10 февраля и 4 октября; Князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Андреевич Угличский. † 1522 19 мая; Князь Иоанн Феодорович Рязанский, младенец, погибший с матерью, святой княгиней Евпраксией. † 1237; Княгиня Иулиания Вяземская. † 1406 21 декабря; Княжна Иулиания Григорьевна Ольшанская, жившая в XV-XVI вв.. 6 июля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Помимо задач христианизации важнейшими моментами в политике Владимира после крещения явились оборона зап. рубежей от давления со стороны Древнепольского гос-ва, резко усилившегося в правление Болеслава I Храброго (992-1025), и отражение печенежской угрозы. На западе Руси был укреплен такой важный город, как Берестье (совр. Брест), и построен новый - Владимир (совр. Владимир-Волынский). На юге многочисленными крепостями, а также земляными валами с деревянными палисадами Владимир укрепил берега Сулы, Стугны и др. рек, прикрывавших подходы к Киеву со стороны степи. Существенной приметой времени Владимира стало завершение славянизации княжеского рода (начавшейся в сер. Х в.) и его варяжского окружения (Владимир в отличие от отца был наполовину - по матери - слав. происхождения). Варяги не перестали приезжать на Русь, но они уже не пополняли правящую верхушку Древнерусского гос-ва или элиту торгово-ремесленных центров, а выступали в основном как военные наемники князей. Русь в эпоху Ярослава Мудрого После смерти кн. Владимира 15 июля 1015 г. повторилась ситуация 70-х гг. X в.: немедленно вспыхнула междоусобная схватка между наиболее влиятельными из его многочисленных сыновей. Киевский стол занял старший из князей - Святополк, начавший с убийства младших братьев - Святослава, святых Бориса и Глеба . Княживший в Новгороде Ярослав Мудрый в 1016 г. изгнал Святополка, к-рый в 1018 г. вернулся на Русь с военной помощью своего тестя - польск. кор. Болеслава I. Однако уже через год в Киеве снова утвердился, на этот раз окончательно, Ярослав Владимирович (1019-1054). В 1024 г. свои права на участие в управлении Древнерусским гос-вом предъявил княживший в Тмутаракани Мстислав Владимирович. Столкновение между братьями закончилось в 1026 г. заключением договора, по условиям к-рого Ярослав сохранил за собой Киев и Новгород, его брат получил все земли днепровского левобережья со столицей в Чернигове. Собор Св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве. 1037 - 40-е гг. XI в., перестроен в XVII, XIX вв. Фотография. 1912 г.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Kobenhavn, 1932. Kap. 8). Тем не менее и в это время высшая власть в Новгороде принадлежала Киевскому князю, который управлял Новгородом через назначаемых им должностных лиц — посадников, в их роли могли выступать не только князья и бояре, но и его родственники. Так, после вокняжения в Киеве Владимир Святославич назначил посадником в Новгороде своего дядю по материнской линии Добрыню (НПЛ. C. 128; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79). Позднее князь отправлял в Новгород своих старших сыновей: сначала Вышеслава, потом, после смерти последнего,— Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Следов., хотя во 2-й пол. X в. новгородцы могли в каких-то случаях проявлять политическую инициативу, Новгород оставался под властью князей. В летописи сохранились упоминания о даннической зависимости Новгородской земли от Киева еще со времен первых Киевских князей (согласно последнему исследованию, соответствующее известие попало в начальное летописание не позднее XI в.) (НПЛ. C. 107; ПСРЛ. T. 1. Стб. 23–24; см.: Стефанович П. С. Загадочное известие летописи: Древнейшая дань из Новгорода в Киев//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 3–33). Впоследствии дань, которую собирали новгородские князья с подвластной им территории, составляла 3 тыс. гривен, ее отправляли в Киев на содержание войска («гридей»). В кон. X в. состоялось крещение новгородцев, произошло искоренение языческих культов и была учреждена Новгородская епископия, что подтверждают новгородские летописи, вероятно восходящие ко 2-й пол. XI в. (НПЛ. C. 159–160; ПСРЛ. T. 4. Ч. 1. С. 90–91; Т. 42. C. 55). В новгородское княжение Ярослава Владимировича Мудрого делается попытка начать чеканку в Новгороде собственной серебряной монеты (Янин. 2008. С. 35–36). После кончины св. равноап. кн. Владимира Святославича († 15 июля 1015) между его сыновьями началась кровавая междоусобица, в к-рой активное участие принял и Ярослав Владимирович, стремившийся овладеть киевским столом. После получения сообщения о смерти отца он созвал вече «на поле», на к-ром новгородцы, незадолго до того расправившиеся со мн.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

В дальнейшем выпуск златников прекратился, а чеканка сребреников продолжилась. Однако икона Христа исчезает, а появляется трезубец с сохранением прежней легенды и портрета князя со священным нимбом вокруг головы и с крестом в правой руке (рис. 7, 8). Рис. 7. Сребреник II тип. Нач. XI в. Князь Владимир Святославич, Киев      Рис. 8. Древнерусское государство. Кон. X – нач. XI в. Сребреник Владимира Святославича (980–1015 гг.). Аверс (кн. Владимир) и реверс (трезубец). Прорись      Из этого Н.А. Соболева делает вывод, что окружение князя не устраивала сакрализация его власти с помощью «нового» образа Христа, и потребовалось восстановление «старого», привычного – трезубца, в качестве «сакрального, магического символа» – реликта древних индоевропейских верований 2 . Сребреник Ярослава Мудрого отличался тем, что на аверсе вместо портрета князя было изображение святого Георгия (христианского покровителя князя), а на реверсе – трезубец. Уникальным для европейских монет XI века было и мастерское исполнения штемпеля монеты (рис. 9, 10). Рис. 9. Сребреник. Князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий). Новгород. 1014 г. Аверс: Св. Георгий с нимбом вокруг головы, в правой руке копье, в левой – щит. Надпись на греч.: «Св. Георгий». Реверс: княжеский знак в виде трезубца. Надпись: «ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО»      Рис. 10. Древняя Русь. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого (1019–1954 гг.) Лицевая (Св. Георгий) и оборотная (трезубец) стороны. Прорись      Редкими являются монеты тмутараканского князя Олега Святославича (в крещении Михаила) (рис. 11). Их тип особый. На аверсе – погрудный образ архангела Михаила, на реверсе (грекоязычная или русская) надпись: «Господи, помози рабу Твоему Михаилу», что отсылает к инвокативным легендам византийских монет периода их максимального иконоподобия X–XI вв. Рис. 11. «Сребреник» князя Олега-Михаила (1083–1094). Образ архангела Михаила подписной (M-XA) (Источник: Бутырский М.Н. Новый тип «сребреника» князя Олега-Михаила Тмутараканского//Материалы научной конференцции. IX Международный нумизматический симпозиум «ПриРОПТийский меняла: деньги местного рынка». Черноморское, 4–8 сентября 2022 г. С. 51–54).     

http://pravoslavie.ru/155335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ († 1170?), блгв. кн. городенский (пам. 6 июля), 2-й сын 1-го городенского кн. Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно, в верховьях Немана; др. локализации - напр., в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерус. княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество, вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича, внука блгв. киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Г. В. впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода (Кирилла) Ольговича на Галич. Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Г. В. можно строить предположения: возможно, им был Волковыск, позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича против кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого (1149-1151), Г. В. в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича назван Г. В. (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» рус. купцов). Как и его младший брат Мстислав, Г. В. выступил на стороне волынского кн. Мстислава (Федора) Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в февр.-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом Г. В.- Мстиславом Городенским. Др. объяснением может служить предположение, что Г. В. к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упом. не названных по имени городенских князей - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 574).

http://pravenc.ru/text/165105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

Постриг прп. Моисея. Фрагмент ксилографии «Прп. Моисей Угрин». Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) В Слове из Патерика сообщается о том, что М. У. был братом мч. Георгия Угрина , отрока кн. мч. Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на р. Льте (Альте) посланцами Киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича (1015-1016, 1018-1019) (см. в ст. Борис и Глеб ). Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, у М. У. и мч. Георгия был еще один брат - прп. Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства нельзя считать бесспорной. Время и место рождения М. У. неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, можно думать, что М. У. был венгром или славянином, жившим на венг. землях. По мнению Э. Иглои, он мог являться потомком одного из венг. дружинников, воевавших против Византии в 970-971 гг. на стороне Киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии кор. Иштваном ( Стефаном I ) (1000-1038) и получившими кров при дворе Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Правда, большинство исследователей относят эти события к сер. 30-х гг. XI в. И. Феринц считал, что М. У. был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением кн. Дьюлы, либо из Баната - владений кн. Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство вост. обряда. Однако вслед. подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I М. У. с братьями покинул родные места и отправился на Русь (ок. 1003-1008). В. В. Лепахин, в целом принимая гипотезу Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов - Ефрем - мог быть приглашен на Русь Киевским равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (978-1015) или его сыном св. Борисом «в качестве специалиста по коневодству» ( Лепахин. 2003. С. 373). По мнению М. К. Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религ. притеснения во владениях Арпадов, а вслед. стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей» ( Юрасов. 2013. С. 98-99).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010