Mansi – «Amplissima Collectio Concil». 16. Paris et Leipzig. 1902 an., p. 313 Е. 81 См. κολουθ α το μεγλου κα γγελικο σχ ματος по евхологию XV в. Иерусалимской патриаршей библ. 73 (274) в «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» проф. А. А. Дмитриевского , т. II. Киев. 1901 г., с. 514: Κα λαβ ν τ ποστολικν, λγει δελφς μν δενα λαμβνει τ ποστολικν πγγελμα το εαγγελ ου τς ερ νης, κ. τ. λ. 82 «Menologium Graecorum jussu Basilii Imperatoris Greace olim editum», pars secunda. Urbini. MDCCXXVII, р. 116 et. р. 24. Акад. Голубинский находит сходство скуфеек свт. Афанасия и Кирилла Александрийских с «женскими повойниками или чепцами». «Ист. Рус. Церкви», т. I, вторая полов. тома, с. 271, примеч. 83 «Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 года, иждивением члена-учредителя Общества любителей древней письменности Тимофея Саввича Морозова». СПб. 1880. Авторы «Описания славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» прот. А. В. Горский и К. И. Невоструев , сообщая сведения об «Изборнике» и описывая миниатюры его, не называют святителей поименно, см. отдел второй «Описания», М. 1859 г., с. 368. А. И. Успенский считает святителя в скуфейке за Василия Великого , см. «Очерки по истории русского искусства». Т. I. «Русская живопись до XV в. включительно», М. 1910 г., с. 196. Но это едва ли правильно. Василия В. в скуфейке не изображали. «По «Ерминиям», в скуфейке изображался только свт. Кирилл Александрийский , см. епископа Порфирия – «Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701–1733 года» в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1868 г., т. IV, с. 360: «Святой Кирилл Александрийский , с проседью в длинной раздвоенной бороде, в кресчатой скуфье на голове». В издании проф. Д. Айналова и Е. Редина: «Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастырь» (Харьков, 1899 г.), свт. Кирилл дважды представлен в белой сетчатой скуфейке, в какой он якобы изображен на фресках XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изобретение славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием в IX веке облегчило адаптацию распространявшихся текстов Священного Писания, святоотеческих сочинений, богослужебной, житийной и нравственно-назидательной литературы. Вместе с переводной литературой на Русь в X–XII веках стали проникать богословские и философские тексты Иоанна Дамаскина , Иоанна Златоуста , Григория Назианзина , Василия Кесарийского , Ефрема Сирина , Иоанна Лествичника , Афанасия Александрийского . Наибольшей популярностью пользовались переводы с греческого Иоанна Экзарха Болгарского «Шестоднев» и Иоанна Дамаскина «Источник знания». Иоанн Экзарх составил славянский «Шестоднев» и перевел Иоанна Дамаскина в конце IX – начале X века. Произведения болгарского автора привлекают своей энциклопедичностью, их главная цель – раскрыть смысл христианских истин при помощи античной философии и науки. Особым авторитетом при этом пользуются позиции Платона и Аристотеля. Автор выступает за необходимость диалога между христианским вероучением и античной мудростью. Кратким, но одновременно разносторонним и концентрированным изложением христианского вероучения являются и Изборники 1073 и 1076 годов. Изборник 1073 года был создан по заказу князя Святослава Ярославича Черниговского и представляет собой компилятивный труд, в котором предпочтение отдаётся взглядам апологетов и отцов Церкви Василию Великому , Афанасию Александрийскому , Максиму Исповеднику , Дионисию Ареопагиту , Иоанну Дамаскину и др. Близок ему по характеру содержания и Изборник 1076 года, ориентированный на передачу квинтэссенции главных идей патристики. Выдающимся и ещё, по сути, непризнанным памятником древнерусской письменности является «Палея Толковая». Отечественный историк М.Н. Тихомиров полагает, что Палея создана не позднее XII века, а возможно, и в XI веке. Она представляет собой грандиозный труд, энциклопедический по характеру источников и тем изложения, в котором синтезированы как истины богословско-христианского знания, так и основные принципы средневековой онтологии и космологии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неоднократно изливалась милость от чудотворных мощей благоверного князя и на страдавших ужасною болезнью беснования. Вот некоторые случаи из числа записанных древними биографами. Из села Старого был привезен в монастырь бесноватый, который своим страшным видом наводил на всех ужас: произносил ужасные слова, как зверь бросался на людей. Его привезли в монастырь связанного, и во время молебна он получил исцеление. Другой бесноватый не узнавал даже и близких родных, рвал на себе волосы, кусал себе язык; его тело было покрыто язвами от побоев, которые сам же он наносил себе. И по предстательству благоверного князя Александра он сподобился получить полное исцеление от своей ужасной болезни. В монастырской деревне Угрюмовой, Владимирского уезда, крестьянин Афанасий Никитин подвергся припадкам умоисступления, так что не узнавал окружающих, отказывался принимать пищу, совершенно лишился сна. Внезапно в минуту просветления он начал просить домашних, чтобы они отвели его в Рождественскую обитель к мощам благоверного князя Александра. Родные исполнили его желание, и вот на пути в обитель больной почувствовал себя здоровым и, придя в обитель, в сердечном умилении рассказывал всем, как явился ему святой князь Александр и как сам он указал ему искать исцеления у раки святых его мощей. Столько милостей удостоились получить по вере к благоверному князю болящие и озлобленные душою! И никогда не угасала в наших предках память о благодеяниях угодника Божия и его земных подвигах на славу отечества нашего. Жизнь благоверного князя Александра Ярославича тотчас же после его кончины сделалась предметом назидательных описаний. Вслед за житием, написанным современником благоверного князя, появились другие, более подробные жития, которые составлялись в разных местах Русской земли и особенно там, где жил и благодетельствовал святой князь: во Владимире и в Новгородско-Псковской области. Старались сохранить в назидание потомкам все черты из жизни и деятельности страдальца за Русскую землю, этой светлой звезды, озарившей путь жизни наших предков в самую мрачную, тяжелую пору татарского ига.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

( < < back) Вестн. 1906 г. Дек., стр. 694. ( < < back) Жизнь Константина II, 64–72. ( < < back) Жизнь Константина III, 17 V, 6. ( < < back) ныне Исник — бедное селение, тогда была обширным и богатым городом, — главным в вифинской приморской области; с морем она сообщалась посредством озера и была одинаково хорошо доступна с моря и суши; там был обширный императорский дворец и находилось много зданий, где свободно могли поместиться собравшиеся на собор епископы и клирики; Никея отстояла всего на 20 миль от Никомидии, тогдашней резиденции императора, которому таким образом представлялось большое удобство для участия в Соборе. На избрание Никеи местом Собора, по намеку Евсевия, повлияло будто и самое ее имя — «победа» (в русском переводе). Евсевий: Жизнь Константина III, 6. ( < < back) отцов Собора не одинаково показывается историками; Евсевий (Жизнь Константина III, 8) например насчитывает их до 250; св. Афанасий александрийский в своих сочинениях, и сам император говорит о 300. Цифра 318 названа св. Афанасием в одном его послании к африкан. церкви; в своем греческом начертании — ТШ — она напоминает «крест Иисуса, потому и принята в общее употребление, так что и Никейский Собор, получил название — Собор 318-ти Отцов. ( < < back) Жизнь Константина, кн. II,65. ( < < back) ересь и после Собора не замерла окончательно. Ариане при своей лукавой изворотливости входили иногда в доверие царя и, злоупотребляя его великодушием и миролюбием, производили по временам непристойные нападки на православных; особенно св. Афанасий Великий много терпел от них. ( < < back) Жизнь Константина, кн. IV,66; IV,47. ( < < back) Память святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев Святославич был младший сын Святослава Ярославича, сперва князя черниговского, а затем великого князя киевского (1073–1077), внук Ярослава Великого и правнук Владимира святого. Приговором князей на Любечском княжеском съезде в 1097 году Муром был утвержден за Константином-Ярославом. Он после святого Глеба был первым князем муромским и родоначальником последующего дома князей муромских и рязанских. Святой Константин княжил в Муроме с 1096 г. до своей кончины, последовавшей в 1129 году. Указание в Прологе на 1192 год (1092?), как на год прибытия святого князя в Мурому, следует считать ошибочным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кафедральным собором епископов Юрьевских был храм св. Георгия, конечно, построенный Ярославом в честь своего ангела, ибо в греческих каталогах епархия Юрьевская называется γιος Г εργιος ες τν Ρσον ποταμν, – святой Георгий на реке Роси (Ралли и П, V, 486). 11. Епархия Смоленская. Ярослав, при своём делении России на уделы, отдал область Смоленскую своему четвёртому сыну Вячеславу, после смерти которого в 1057г. она отдана была его брату Игорю, переведённому из Владимира Волынского. После смерти этого последнего в 1060г., она сначала поделена была тремя оставшимися Ярославичами (Погодин, Древняя История I, 417), а потом (не позднее 1076г.) досталась младшему из них Всеволоду Переяславскому, в роде которого, образовав из себя особое княжество, и осталась на последующее время (линия – Ростиславичи). Не знаем, к какой епархии принадлежала область Смоленская до её поступления в род Всеволодов, но с этого времени она стала принадлежать к епархии Переяславской. Впрочем, князья Смоленские скоро возымели мысль учредить у себя особую епископию, именно – таковую мысль возымел второй же князь Мстислав Владимирович. Не успев почему-то осуществить её сам, он завещал её своему сыну Ростиславу, который и осуществил её, по совету с митрополитом Михаилом, в 1137г. 1342 . Первым епископом Смоленским был Мануил скопец, родом Грек, «певец гораздый», который пришёл из Греции сам-третей к отцу Ростиславову Мстиславу и который, правив очень долго, умер неизвестно когда после 1168г. В одном Требнике XVI века, принадлежавшем Смоленской кафедре, ряд епископов Смоленских после Мануила, по всей вероятности, полный и правильный, перечисляется следующим образом: Константин, Симеон, Игнатий, Лазарь, Афанасий, Иоанн, Дионисий... (и так далее до ΧV Ι века) 1343 . Из них – Константин упоминается под 1180г., Симеон под 1197г. 1344 , Игнатий под 1206г., Лазарь, как уже находившийся на покое, под 1225г. 1345 . Кафедральным храмом епископов Смоленских была церковь Успения Божией Матери, которую в 1101г. Владимир Мономах заложил каменную.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году. Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, святая Евфросиния постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1338 года она мирно отошла ко Господу. Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором - 29 октября 1339 года. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XVII. Прп. Анна Кашинская. Шитая пелена. Русь. XVII в. Россия. К. XIX. Прп. Анна Кашинская. Икона. Россия. Конец XIX в. Ризница Покровского Академического храма Московской Духовной Академии. Россия. XIX. Прп. Анна Кашинская. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Москва. 1910. Прп. Анна. Василий Гурьяной. Икона. Москва. 1910 г. 35.7 х 26.9. Частное собрание. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912892.htm...

В 1504 году в Радонежской половине села было 29 дворов и к ней деревни Пашково, Казановская и Крючково. В начале XVII века село было разорено (нет сомнения, Поляками), так что в 1614 году вместо села значится пустошь. В 1678 году в Переяславской половине села было 16 дворов, а в радонежской – 5 дворов. В грамоте Елизаветы Петровны в Московском уезде – село Глинково с деревнями: Усовым, Афанасовым, Тураковым, Зубачевым, Степковым, Наугольным, Филимоновым; в Переяславском уезде – деревня Глинково, а по прежней ревизии – село Глинково с деревнями Назаровым, а по прежней ревизии – Назарьевым, Обрамовым, Устиновым, Евпловым, а по прежней ревизии – Устиновым. В настоящее время Московской половины села не существует, а на Переяславской (ныне Александровской) стороне – село Глинково, с каменною церковию, построенною в 1834 году, и с 26 крестьянскими домами. Приход села составляют деревни Абрамово и Назарьево. Гольково , деревня, находящаяся в четырех верстах от посада. До 1456 года Боровско-Радонежский князь Василий Ярославич пожаловал ее некоему Воронцу Степанову. В 1504 году она находилась в приходе села Копнина, в 1752 году – села Благовещенского, в настоящее время принадлежит посадскому Ильинскому приходу. Городок , село, бывший городок Радонеж. См. о нем выше, с. 391–3924. По Переписной книге 1725–1728 годов и по грамоте Елизаветы Петровны к нему – деревни Коросково, Репихово, Резанова, а по прежней ревизии – Резанцы. Грачнево . См. Константиновское. Григорьево . См. Выпуково. Гусарня (Гусарино). См. Константиновское. Дерюзино , село, находящееся в десяти верстах на восток от посада по Александровской дороге. Монастырь св. Николая в Дерюзине приписан был к Троицкому монастырю или ранее игумена Спиридона, или же при сем последнем, а по Кормовой книге, село Дерюзино с деревнями придано в монастырь Андреем Тарбеевым (вероятно, богатым вотчинником из окрестностей монастыря, ибо в округе последнего – несколько сел, носящих название Тарбеево). В грамоте архимандриту Елевферию 1561 года монастырь еще упоминается, а в конце XVI века было уже село, при церкви которого жили старицы, то есть был монастырек женский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

кн. Андрея владимирского, задумал посягнуть на Коломну, которая принадлежала тогда Рязани, но, как пункт, запиравший устье Москвы реки, была еще необходимее Москве, готовимой, по крайней мере в мыслях Данилы, сделаться ближайшей преемнице прав и преимуществ стольного Владимира. С такими мыслями, Данило, осенью 1301 г., самовольно вторгся в пределы рязанские, встретил у Переславля рязанского (нынешней Рязани) местного князя Константина Ярославича, в рати которого было несколько татарских отрядов, и «билися у города у Переяславля, говорит летописец, и Данила измогл, и много Татары избил, и князя Константина рязанского не какою хитростью ял, и приведе к себе на Москву» 25 . Едва успел Данило отпраздновать в Москве свою рязанскую удачу, судьба уже изготовила ему другую – плод 14-летней дружбы его с Переславлем: 15 мая 1302 г. ударил последний час кн. Ивана переславльского, который, умирая бездетным, «благословив себе место вотчиною своею Переславлем великого князя Данила Александровича московского, дядю своего, того бо любяше паче инех» 26 . Князь Данило, восхищенный этим первым приращением московского удела, спешно поехал в Переславль, нашел там наместников Андреевых, уже явившихся занять город именем, вел. князя, выгнал их из города, и, оставив в Переславле старшего сына своего Юрия, радостно возвратился в Москву, между тем как великий князь Андрей отправился искать управы на брата в орду. Но князю Даниле не было суждено дождаться результата этих исканий: в ночь с 4 на 5 марта 1303 года, он умер внезапно, в цвете лет и, как выражается Полевой, «в платье схимника», оставив Москву, с Переславлем и Дмитровом, пятерым сыновьям своим: Юрию, Ивану, Борису, Александру, Афанасию, имя матери которых, жены Даниловой, остается неизвестным истории. Тело родоначальника московских князей было погребено в стенах монастыря, основанного самим Данилом, на берегу Москвы реки, и до сих пор носящего имя своего основателя. Авторы «Степенной Книги» пишут, что древняя обитель Данилова, за переводом монашествующих, при Иване Калите, в церкви Спаса набору, совершенно опустела, что «во время великого князя Ивана 3 Васильевича, Даниил явился у своего гроба, на берегу Москвы реки, одному придворному юноше, там ехавшему, и сказал ему: «рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же забвению предал еси», что Иван 3 Васильевич, с того времени, установил петь соборные панихиды о душах родственников своих, что в княжение его сына, Василия Ивановича, боярин Иван Михайлович Шуйский, сопутствуя государю, хотел с надгробного камня Даниилова сесть на лошадь, но едва было не умер – и вылечился молебнами, отпетыми на этом месте, что, при царе Иване 4 Васильевиче, умирающий сын одного купца исцелился у гроба Даниилова, и что царь, удивленный такими чудесами, возобновил древний монастырь Данилов, и построил там церковь каменную».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

крещении Агафию, и, вручил зятю грамоту на великокняжеское достоинство, предоставил в распоряжение Юрия сильную татарскую рать, под предводительством ордынских вельмож Кавгадыя, Астрабыла и Остревы. С этой ратью, Юрий явился в 1318 г., к Костроме, откуда, пустоша владения Михаиловы по Волге, шел прямо к Твери, хотя Михаил заблаговременно прислал сказать счастливому сопернику: «Оже дал царь тебе великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, но в мою опришнену не вступай, а роспусти своя вои» 28 . Видя, однако, что наступление Юриево продолжается, Михаил тверской, засвидетельствовав пред лицом епископа, князей и бояр чистоту своих намерений, выступил на Юрия и у Бортного, в 40 верст. от Твери, разбил его на голову, при чем сам Юрий едва-едва убежал в Новгород, а жена Юриева, брат его Борис и вельможа Узбеков Кавгадый были взяты в плен и препровождены в Тверь. Увенчанный невольной победой, Михаил предложил Кавгадыю дары и свободу, а Юрию – совместную поездку в орду на суд ханский. Уже сочинили договорную грамоту, в которой Юрий был наименован великим князем, но, на беду Михаила, жена Юриева, Кончака-Агафия, скоропостижно умерла в Твери – и Юрий, обвинив великого князя тверского в умышленном отравлении сестры ханской, поехал с Кавгадыем в орду готовить гибель Михаилу. Последняя, действительно, состоялась: вызванный Узбеком к ответу, Михаил был замучен в орде, 22 ноября 1319 г., и в последствии причтен церковью к лику святых, а довольный местью Юрий, отправив брата Афанасия прямо из орды наместничать в Новгород, сам, с сыном Михаиловым, Константином, и тверскими боярами, прибыл во Владимир, где величаво принимал другого сына Михаилова, Александра, поспешившего явиться к Юрию с изъявлением почтения и просьбой – уступить Твери тело Михаилово, уже погребенное в Москве, в церкви Спаса на Бору. Согласившись переменить тело Михаилово на тело Кончаки-Агафии, Юрий, в 1320 г., ходил с войском к Рязани, для принуждения тамошнего князя Ивана Ярославича к покорности, а в 1321 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Андрей, епископ Тверской и Кашинский (Герденев) Родился в семье литовского князя Герденя. В 1264 году принял православие, постригся в монашество и был назначен игуменом Тверского Богородичного монастыря. В 1289 году хиротонисан в Киеве митрополитом Максимом во епископа Тверского. В 1290 году освятил в Твери храм в честь Преображения Господня. В 1293 году по поручению великого князя Владимирского Дмитрия Александровича ездил в Торжок договариваться о мире с братом великого князя Андреем Александровичем. В 1295 году венчал в Твери великого князя Владимирского и Тверского Михаила Ярославича (память 22 ноября/5 декабря). В 1300 году участвовал в рукоположении Новгородского архимандрита Феоктиста. В 1315 году ушел на покой. Причина ухода его была следующая. Епископ Андрей написал донос на святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января) Константинопольскому патриарху Афанасию (память 24 октября/6 ноября). Патриарх для разбора дела отправил в Россию своего представителя. Около 1311 года был собран в Переславль-Залесском Собор, на котором обвинитель святителя Петра был уличен во лжи. Но святитель Петр простил его и, поучив присутствовавших, распустил Собор. Таким исходом дела преосвященный Андрей был посрамлен в глазах всех, поэтому он отказался от епископства и ушел в монастырь. Литература: Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 1. – С. 208–209; т. 3. – С. 66–67, 222; т. 4. – С. 44–46; т. 5. – С. 201–203; т. 7. – С. 165, 179–181; 183, 187, 253. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1244, 1245, 1268, 1270. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 40. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010