Наряду с этим на Руси появилась и церковно-полемическая литература, направленная как против еретиков-павликиан, так и против представителей Армянской Церкви: послание игумена Киево-Печерского монастыря прп. Феодосия князю Изяславу Ярославичу (1069 г.), статья Никоновской летописи «Прение святаго Илариона со Армены» (1114 г.), статья «Об арменской ереси» в рукописном сборнике Софийского собрания, заметка в письме митрополита Киевского и всея Руси Киприана к игумену Высоцкого монастыря Афанасию «о некоих потребных вещах» (1390–1405 гг.) и др. Полемика велась против вероучения двух конфессиональных групп армян (например, это ясно отражено в Никоновской летописи в споре св. Илариона «со Армены»): первая группа оппонентов – манихеи павликиане, которые, как известно, отвергали церковное вероучение и обряды, почитание креста (и икон) и т. д. Вторая группа оппонентов, как видно из текста, принимает церковное вероучение (в рамках первых трех Вселенских соборов, до 4-го Халкидонского), таинства и обряды. Относительно же того, что они не почитали крест, если он не «крещен», – как мы определили, такая особенность действительно имела место в средневековой Армянской Церкви. Однако некоторые обрядовые традиции Армянской Церкви по ошибке были смешаны с обычаями армян-павликиан и утверждены в литературе Православной Церкви. Таким примером является проблема «Арцивуриева поста»: в Византии произошло отождествление его с павликианским обычаем, путаница с постом Арачаворк Армянской Церкви, и эта ошибка через представителей Греко-Византийской Церкви передалась в литературную традицию Русской Церкви, отразившуюся в рассмотренных летописных памятниках и богослужебном Уставе (Типиконе) Русской Церкви.   Источники Агатангелос. История Армении/пер. с др.-арм., вступ. ст. и коммент. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван: Наири, 2004. Анания Санахнеци. Об иконопочитателях/пер. с др.-арм., вступ. ст. и примеч. А. С. Рамазяна//Богословский вестник. Сергиев Посад: МДА, 2017. 24–25. С. 592–616.

http://bogoslov.ru/article/6192720

Этот отрывок из «Легенды о граде Китеже» полностью совпадает с историческими событиями, но здесь древний рассказчик добавляет, что князь Георгий был убит нечестивым Батыем в Большом Китеже, куда бежал, спасаясь от татар. И «после того разорения... невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова...» В других преданиях о граде Китеже говорится, что он стал не просто сокрытым, а был затоплен – так сохранил его Господь от поругания нечестивых. Будто бы и по сию пору звонят по ночам колокола затопленных храмов – плывет над тихими водами озера колокольный звон в память о невидимом граде... Каким-то странным образом переплетаются историческая реальность и духовная, словно в ударе колокола – гулкая тяжесть металла и тончайшие колебания воздуха. И архимандрит Павел – то же непостижимое сочетание реальности житейской, внешней, и невидимой, внутренней. Он одновременно из Мологи и из сокровенного Китежа. И сама-то Молога – и «пьяная», и святая, торгующая и юродствующая, стертая с лица земли и с географической карты, вечная, как Китеж-град... «Пьяной» прозвали Мологу по причине большого количества питейных заведений – легендарных «70-ти мологских кабаков». А кабаков было много потому, что еще со времен первого мологского князя Михаила, внука Феодора Черного, прославилась отстроенная заново Молога своей роскошной ярмаркой – а где торг, там и питие, и веселье. Ярмарка располагалась сначала в 30-ти верстах выше устья реки Мологи, в Холопьем городке, отчего и называлась Холопьей ярмаркой, а позднее была перенесена прямо к городу, на пойменный Боронишинский луг. До XVI-ro века эта ярмарка считалась первою в России и славилась далеко за пределами государства, но и после того, как значение ее упало в связи с открытием торговли в Нижнем Новгороде и Архангельске, мологские кабаки не закрылись для посетителей, хотя пили здесь уже не больше, чем по всей России... Но прозвище «пьяная Молога» прочно укрепилось за городом. Древние мологские князья были набожны, храбры и предприимчивы – ведь они происходили из корня святого князя Феодора Ярославича; хранили как зеницу ока наследственную чудотворную икону Тихвинской Богоматери, которую в 1370 (1377) году завещали в Афанасьевский монастырь – сия икона стала древнейшей мо-логской святыней. В отличие от новгородцев, дружили с московскими князьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ († 6(16?).12.1305, Владимир-на-Клязьме), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), митр. Киевский (1283-1305). М., грек по происхождению, был поставлен в К-поле митрополитом на Русь после кончины св. митр. Кирилла II . Поставление М. «Гречина» в 1283 г. возглавил патриарх К-польский Григорий II Кипрский (1283-1289; будучи известным богословом, он противодействовал сведенному с престола симпатизировавшему униатству патриарху Иоанну XI Векку ). В том же году М. прибыл на Русь. Находившийся в это время в столице Византии Александрийский патриарх Афанасий III (II) Синаит отправил на Русь грамоту со свидетельством о православности византийского предстоятеля. В ней также сообщалось, что угроза Лионской унии после кончины имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) миновала ( Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделение христиан: Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Московская Русь. М., 2000. С. 367). По прибытии на Русь в 1283 г. М. совершил поездку в Сарай к хану Туда-Менгу. Вполне вероятно, что митрополит направился в Орду также и по поручению визант. имп. Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328). Вернулся М. на Русь весной 1284 г. Согласно позднейшей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), по возвращении в Киев новый митрополит созвал в 1284 г. Собор рус. епископов; о причине созыва иерархов и об обсуждавшихся на Соборе вопросах ничего не сообщается (ПСРЛ. Т. 10. С. 162), более ранние источники о нем умалчивают. В 1285 г. М. совершил поездку по митрополии, посетив, в частности, Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Новгород. Очевидно, с разорением и запустением рус. юга епархии севера Руси приобрели в жизни митрополии особое значение. В период своего святительства М. возглавил неск. архиерейских хиротоний. В 1288 г. в Киеве был хиротонисан Иаков, еп. Владимирский, в 1289 г.- Тарасий , еп. Ростовский, и Андрей , еп. Тверской (последнего прислал как своего кандидата на епископию св. блгв. кн. Тверской Михаил Ярославич ; новый Тверской владыка был сыном литов. кн. Герденя - Приселков. 2002. С. 344-345). В 1295 г. «приеха Максим митрополит ис Киева, Якова, владыку Володимерьскаго, свед с епископьи… того же лета поставлен бысть Семен епископом Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 527-528). Причина сведения еп. Владимирского Иакова с кафедры остается неизвестной.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

«Мы же сего не смеяхом писати, яко не бе свидетельство». В большей части житий не находим следов церковной официальной поверки записанных в них чудес; некоторые, по-видимому, без нее составлялись и распространялись между читателями. Канонизации 1549 г. предшествовали «обыски о новых чудотворцах», производившиеся епархиальными архиереями, которые, собирая жития, каноны и чудеса местных чудотворцев, руководствовались при этом показаниями местных жителей всякого звания. Описания этих обысков не сохранились, но о них можно судить по нескольким уцелевшим обыскным актам XVI и XVII в. В последних есть черты, любопытные для характеристики источников, которыми пользовались биографы при описании чудес Чудеса были необходимым условием для церковного прославления святого. В древней Руси известно было правило, которое требовало для церковного признания открывшихся мощей, «да сотворят три чудеса; глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; а аще сотворят чудеса; то от Бога и от св. апостол; аще ли не сотворят тех чудес, то не пришлите их». В 1634 г. по мысли местного архиепископа открыли гроб кн. Михаила Ярославича Тверского, не вынимая его из земли; чрез несколько дней, как только копавший могилу древоделец рассказал о совершившемся исцелении его руки, архиепископ с собором духовенства и детьми боярскими святительского двора поднял гроб из земли и поставил на приготовленном месте в храме; потом начали приходить к гробу больные и петь молебны. Это правило делало необходимым официальное церковное следствие для поверки чудес на месте, если мощи открывались вдали от высшей церковной власти и не по ее почину. Порядок этого церковного процесса описан в грамоте холмогорского архиепископа Афанасия, посланной в Соловецкий монастырь в 1690 году 572 . Отвечая согласием на просьбу братии праздновать в монастыре память преп. Германа, он прибавляет, что этого нельзя сделать без воли великих государей с патриархом и без свидетельства, «не яко уничижая его (Германа) преподобство, но храня целость святые церкви догматов, яко издревле во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Именно под пером Киприана родилось знаменитое пророчество Петра о грядущем величии Москвы. Кип-риан искусно вложил в уста Петра свою собственную мысль: князь обязан повиноваться «святителю»; только в этом случае он сможет добиться успехов и победы над врагом. «Кто хочет знания, пусть ищет его там, где оно находится»,— говорил французский философ Монтень. Обратимся же к свидетельствам подлинных исторических документов. Будущий митрополит Петр родился где-то в середине XIII в. на Волыни. С детства он имел склонность к затворничеству и уже в 12 лет поселился в монастыре. Со временем он сам становится основателем и игуменом монастыря на реке Рате близ Львова. Однажды края, где находился монастырь, посетил митрополит Максим. Игумен Петр пришел поклониться иерарху и получить от него благословение. Он преподнес Максиму икону Богоматери собственного письма. Эта икона под именем «Максимовской Богоматери» со временем стала одной из главных святынь московского Успенского собора. После смерти митрополита Максима тверской князь Михаил Ярославич направил в Константинополь к патриарху своего кандидата на митрополию игумена Геронтия. Узнав об этом, галицкий князь Юрий Львович решил помешать замыслу Михаила и добиться создания самостоятельной галицкой митрополии. Для переговоров по этим вопросам он направляет к патриарху игумена Петра. Патриарх Афанасий с чисто византийской ловкостью решил дело: на русскую митрополию был возведен посланец галицкого князя, однако в открытии особой галицкой митрополии Юрию Львовичу было отказано. «Двоение» митрополии противоречило интересам византийской дипломатии. Патриарх справедливо опасался, что такой раздел приведет к падению авторитета митрополичьего сана, к усилению вмешательства князей в церковные дела и в конечном счете — к ослаблению влияния Византии на церковную и политическую жизнь Руси. Получив от патриарха сан митрополита Киевского, Петр прямо из Константинополя отправился в Орду. Там 12 апреля 1308 г. ему был выдан ярлык ханом Тохтой (1290—1312). В нем, в частности, говорилось: «А как ты во Владимире сядешь, то будешь богу молиться за нас и за потомков наших» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

«Женися князь Михаил Ярославич Тверской, поя дщерь князя Димитрия Борисовича Ростовского и венчан бысть в соборе св. Спаса епископом Андреем». В 1296 г. в Твери был сильный пожар, истребивший княжеский дворец и много церквей, в возобновлении которых много трудился и Тверской владыка. В 1297 г. он на свои средства за алтарём кафедрального собора построил храм в честь святого Афанасия Великого , Александрийского, вероятно бывший сначала Крестовой церковью у епископа Андрея, – а затем ставший храмом мужского монастыря, (основание которого некоторые приписывают первому Тверскому князю Ярославу, в иночестве Афанасию). Заботился епископ Андрей и о духовном просвещении своей паствы. Тверская Летопись (стр. 466) делает таковой о нём отзыв: «Святоучительный епископ Андрей учаше православных не собирати воа (воинов), ни вопреки глаголати цареви». В этих выражениях можно усматривать, что он, подобно дальновидному и благоразумному Великому князю св. Александру Невскому, убеждал свою паству не восставать против хана, не имея достаточно для того сил, а смиренно, для своего блага, подчиняться до времени воле хана (А. Денницын, Тверские Епархиальные Ведомости, 1904 г. Из летописей (Никоновская, I. Новгородская под 1294) видно, что епископ Андрей обладал выдающимися нравственными достоинствами, своей ревностной пастырской деятельностью снискал глубокое уважение современных ему русских князей и пользовался особенным благорасположением к нему митрополита Максима. Так, в 1294 г. Тверской епископ был миротворцем между Великим князем Димитрием Александровичем и его младшим (беспокойным) братом Андреем, Городецким князем. И Андрей Александрович «послушав владыки Андрея», прекратил дальнейшее преследование своего брата и заключил с ним мир. В 1300 г. митрополит Максим вызвал Тверского епископа Андрея в Новгород для хиротонии архиепископа Феоктиста. Замечательно, что епископ Андрей и после Переяславского собора и по удалению на покой (в Богородицкий монастырь) пользовался глубоким уважением даже и от враждебных Твери Московских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Епископ Андрей, несмотря на тяжёлые обвинения его во вражде со святителем Петром и его какие-то доселе остающиеся неведомыми преступления и даже ереси (?), был один из лучших пастырей древнерусской церкви. Он происходил из княжеского рода, был сын Литовского князя Герденя (Ерденя), отсюда и проименование его Ерденев. Андрей в мире, вероятно, носил имя Афанасия. Отец его был язычник, а мать христианка (будто бы Евпраксия, родная сестра Псковского князя, св. Довмонта), а через неё был он в родстве с Полоцким (впоследствии Тверским) епископом Симеоном, при котором жил с молодых лет. От Симеона принял он монашество и прибыл с ним в Тверь. При содействии святителя Симеона, он основал при р. Шоше (на границе Тверской и Московской епархий) Богородицкий монастырь, (в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм), в котором был настоятелем. По смерти Симеона, 1289 г., по желанию Тверского князя, Андрей был избран на святительскую кафедру в Тверь. В летописях (Никоновская, III, стр. 87. Воскресенская, II, стр. 265 и др.) под 6797 (1289) годом сказано: «Михаил Ярославич Тверской с матерью (Ксенией) посла в Киев Андрея игумена монастыря Общего Пресвятой Богородицы на епископию к митрополиту Максиму и постави его. Бе бо Литвин, сын Герденев, Литовского князя». Андрей был поставлен во епископа для Твери и Кашина и с того времени Тверские Святители именуются Тверскими и Кашинскими. По прибытии в Тверь епископ Андрей озаботился окончанием построения каменного (первого) кафедрального (Спасо-Преображенского) собора и в следующем году (1290) 8 ноября, в день тезоименитства князя Михаила Ярославича, совершил освящение его. По освящению собора епископ Андрей с особенным усердием занялся его благоукрашением, пригласил лучших в то время иконописцев и весь собор внутри расписал стенной живописью и закончил свои работы надписанием: «Святой Спас на Твери» (Никоновская, III, стр. 89), что было совершено в 1292 г. В 1294 г. во вновь устроенном и благоукрашенном соборе совершено было им бракосочетание Великого князя Михаила Ярославича с Ростовской княжной Анной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Димитрий Ростовский , Четьи-Минеи, 28 января). Перед своей смертью пр. Ефрем завещал братии положить главу брата его, Георгия, в его гроб, что и было исполнено. Судя по размеру головы, хранящейся при мощах пр. Ефрема, Георгии был высокого роста. 55. Святитель Пётр Московский и всея России митрополит К этому святителю несочувственно относились в Твери – ни бывший тогда Великий князь Михаил Ярославич, ни Тверской владыка Андрей; последний, по русским летописям, из-за вражды на первосвятителя представляется клеветником, опасным еретиком, но на самом деле он не был таковым (см. Историю русской церкви Е. Голубинского , т. 2; – А. Денницына «Епископ Тверской Андрей», Тверские Епархиальные Ведомости. 1904, и др.). В этой церковной смуте не повинны ни святитель Пётр, ни Тверской епископ. Дело в том, что по смерти митрополита Максима (во Владимире) бывший тогда Великим князем Тверской князь отправил в Константинополь к вселенскому патриарху (Афанасию) игумена одного из Владимирских монастырей Геронтия; туда же отправил своего кандидата (св. Петра, игумена Ратского монастыря) Галицкий князь Юрий Львович, добивавшийся отдельного для Галиции от Московского (Киевского) митрополита, как и литовские короли (особенно Витовт) требовали от Константинопольского патриарха поставления в Литву особого от Киевского (Московского) митрополита, с угрозой в случае отказа обратиться в латинство. В виду таких обстоятельств патриархи вынуждены бывали ставить особых митрополитов для северной (Москвы) России и юго-западной (Галиции и Литвы). По смерти митрополита Максима (6 декабря 1305 г.) в Константинополь явился игумен Пётр ранее Геронтия (из Владимира), об отправлении коего, может быть, и не ведали там. Патриарх, уступая настойчивым требованиям Галицкого князя, возвёл его кандидата (игумена Петра) в митрополита не одной Галиции, но и всей России. После сего спустя не малое время прибыл и игумен Геронтий, но ему было отказано в посвящении, что, конечно, не могло понравиться Великому князю (Михаилу), пославшему его. Таким образом, святитель Пётр являлся нежелательным для северной России митрополитом. – Под влиянием нерасположения Великого князя и Тверский епископ Андрей с подозрением отнёсся к св. Петру, ставленнику Галицкого князя. Но он далёк был от мысли подъискиваться под святителя Петра и стремиться к низвержению его с митрополичьей кафедры, с целью самому занять оную, как несправедливо (впоследствии) обвинял его (епископа Андрея) митрополит Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Саввы (Саввинского) Антоний Краснохолмский Макарий, основатель Троицкого Колязинского монастыря Ефрем Перекопский Нектарий Бежецкий Паисий Угличский Вассьан, основатель Рябовой пустыни XVI b. Нектарий, основатель Нектарьевского монастыря Корнилий Комельский Нил, Столобенский чудотворец Гурий, архиепископ Казанский Максим грек Акакий, епископ Тверской Герман, архиепископ Казанский Филипп 2-й, Московский митрополит Арсений Новгородский Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Казанский чудотворец Трифон Печенгский, просветитель Лопарей Мартирий Зеленецкий Святейший патриарх Иов Феоктист, Тверской архиепископ Константин, Новоторжский игумен Антоний Леохновский Галактион Вологодский Арсений 3-й, архиепископ Тверской (Суздальский) Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий Серапион, митрополит Сарский и Подонский Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский Тихон 1-й, епископ Воронежский, Задонский чудотворец Неизвестного времени Параскева, игумения Ржевская Константин, блаженный Новоторжский Дни памяти святых и подвижников благочестия в Тверской Епархии Сентябрь Дата Память Крестный ход из Новоторжского монастыря в бывший Симеона столпника (в Семёновский) в воспоминание основания оного пр. Ефремом Убиение св. Глеба, Муромского князя (в Борисоглебской церкви г. Твери) Празднество св. Великому князю Михаилу Ярославичу (в воспоминание перенесения его мощей из Москвы в Тверь. Память пр. Иосифа Волоцкого Убиение в орде благоверного Великого князя Димитрия Михайловича День кончины 1-го Тверского князя Ярослава Ярославича (в иночестве Афанасия) Панихида (15 или 16) в кафедральном Тверском соборе по Тверским князьям. День кончины Московского митрополита Киприана Кончина благоверного князя Димитрия Красного Память пр. Галактиона Вологодского Пр. Ефрема Перекопского (кончина) Пр. Савватия Савватьевского. Панихида по нём в церкви с. Савватьева (в память его – крестный ход в первое воскресенье Апостольского поста к пещере (пр. Савватия) Празднество св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу в воспоминание спасения Твери от моровой язвы Октябрь Дата Память Пр. Саввы Вишерского Благоверной Великой княгини Анны (Кашинской) (день кончины её) Обретение мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Память блаженной Пелагеи, матери Патриарха Иова, ради её тезоименитства (панихида в Знаменской (Вознесенской) церкви г. Ржева) Пр. Вассиана, основателя Рябовой пустыни Пр. Параскевы, игуменьи Ржевской Пр. Антония Леохновского Панихида по благоверном князе Димитрие Юрьевиче Красном в Троицкой г. Бежецка церкви Мученическая кончина Тверского князя Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича, в орде Ноябрь Дата Память Святителя Германа, Казанского архиепископа Пр. Макария Колязинского, празднество в Троицком Колязинском и Троицком Клобукове в г. Кашине монастырях Празднество в гор. Кашине благоверной Великой княгине Анне (воспоминание перенесения её мощей из Успенского в Воскресенский собор)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

3 февраля 1996 года последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении монастыря, утвержденное Священным Синодом РПЦ 21 февраля 1996 года. Первым наместником монастыря назначили иеромонаха Мефодия (Казакова). При нём было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий. Адрес: 225011, Республика Беларусь, Брестская обл., Брест, Свято-Афанасьевская улица Телефон: (0162) 36-32-50 . Проезд: от г. Бреста авт. 1 до ост. «Аркадия». Кобринский Спасский женский монастырь [ править править код ] Мужской православный монастырь при церкви во имя Всемилостивого Спаса города Кобрина был основан Кобринским князем Иоанном Семеновичем и его матерью Ульяной. Первое письменное упоминание о монастыре датируется октябрем 1465 года. Имущество монастыря составляли деревня Корчицы, подворья в деревнях Кустовичи, Брилево, Быстрица, имелись мельница, пруд, сенокосы. Монастырь также владел редкими иконами, написанными по золотому фону и украшенными драгоценными камнями, в церковной библиотеке хранились древние книги. В начале XVI века монастырь имел кирпичные жилой и служебный корпуса. На протяжении XVII-XVIII веков они неоднократно перестраивались. В Отечественной войне 1812 года части русской армии под командованием генерала Тормасова, которые двигались через Кобрин, сделали постройки Спасского монастыря своим укреплением на случай уличных боев. Адрес: Белоруссия, 225306, Брестская обл., г. Кобрин, ул. 17-го Сентября, 11 Телефон: (+375 1642) 2-12-15 Пинский Свято-Варваринский женский монастырь [ править править код ] Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления, велось приведение построек и участка в надлежащий порядок. В качестве собора монастырю был передан бывший кинотеатр " Дружба " , выстроенный на месте разрушенного Феодоровского храма. Бывший кинотеатр, перестраивавшийся с 1991 года, был освящен в честь Воскресения Словущего .

http://azbyka.ru/palomnik/Брестская_обла...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010