287; Тверская, стр. 469 и др.). Тверской князь Михаил Александрович внесён в число местных святых не канонизованных. У архиепископа Сергия, «Полный Месяцеслов Востока», т. II; у Барсукова, «Источники русской Агиографии», стр. 870–871; у архиепископа Леонида «Св. Русь», стр. 118 и др. (архиепископа Димитрия Месяцеслов русских святых, месяц август, выпуск 2, стр. 153). Общее поминовение всех Тверских князей в кафедральном Тверском соборе совершается 16 или 15 сентября (15 сентября 1325 г. был убит, по повелению хана Узбека, Великий князь Тверской Димитрий, прозванный «Грозные очи», старший сын св. Благоверного Великого князя Михаила Ярославича и его преемник по управлению Тверским княжеством; а 16 сентября 1261 г. скончался первый самостоятельный Тверской князь Ярослав Ярославич, сын Великого князя Всеволода (в крещении Димитрия) 3-го Юрьевича («Большое Гнездо»). Тверское княжество, как самостоятельное, стало известным с 1247 г. Ярослав Ярославич, отец св. Великого князя Михаила Ярославича. Он пред кончиной своей принял монашество с именем Афанасия, в основанном им монастыре в честь св. Афанасия Великого , в Твери, близ кафедрального собора. Оба князя (Ярослав Ярославич и Димитрий Михайлович) погребены в Тверском кафедральном соборе. Тверские князья: Имена Ярослав Ярославич 1247–1271 его брат Святослав Ярославич 1271–1282 св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич 1282–1318 его сын Димитрий Михайлович 1318–1325 второй сын Михаила – Александр Михайлович (был убит в Орде с сыном Феодором) 1325–1339 третий сын св. Михаила Константин Михайлович 1339–1345 внук св. Великого князя Михаила Ярославича – Всеволод Александрович. В 1348 уступил Тверское княжество своему дяде Василию Михайловичу Кашинскому, а сам тогда же возвратился в свой удел Холм (но где это было княжество – не известно, так как в нынешней Тверской губернии до 10 сёл с названием Холма, или Красного Холма. Не нынешний ли заштатный город – Красный Холм в Весьегонском уезде? 1345–1348 Василий Михайлович (Кашинский) младший сын св. Великого князя Михаила Ярославича 1348–1368 Михаил Александрович (Микулинский, вышеупоминаемый), внук св. Великого князя Михаила Ярославича 1368–1399 Иоанн Михайлович, сын Михаила Александровича 1399–1425 Александр Иванович, сын Ивана Михайловича (скончался от морового поветрия в том же 1425 году, 25 октября) Юрий Александрович, сын Александра Ивановича, занимал Тверской княжеский престол только четыре недели с 25 октября 1425 г. по 20 ноября того же года († вероятно, от моровой язвы)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В ряде справочных изданий в качестве 1-го упоминания О. У. м. указывается 1205/06 г., что является ошибкой. При описании похорон 1-й жены владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марии Шварновны († 19 марта 1205) в ряде летописей упоминается игум. Отроча мон-ря Михаил (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 425; Т. 7. С. 112; Т. 25. С. 104), однако в данном случае речь идет о смоленском Отроче мон-ре. Автор «Повести о Тверском Отроче монастыре» (согласно исследованиям С. А. Семячко, ее первоначальный вариант датируется приблизительно 70-80-ми гг. XVII в. ( Семячко. 1994. С. 39)) заимствовал данные об основании О. У. м. из поздней (2-я пол. XVII в., списки XVIII и XIX вв.) легенды об отроке вел. кн. Тверского Ярослава (Афанасия) Ярославича Григории (в «Сказании о Отроче мон-ре, еже есть во Твери» Пискаревского летописца речь идет об отроке вел. кн. мч. Михаила Ярославича Феодоре, см.: ПСРЛ. Т. 34. С. 98-99), к-рый из-за несчастной любви удалился от мира и при содействии князя устроил эту обитель. Хотя уже в заглавии «Повести...» датой основания обители указан 1265 год, далее в тексте говорится, что это произошло «на четвертое лето» после заключения брака вел. кн. Ярослава Ярославича и блгв. вел. кнг. Ксении Юрьевны . Однако, по летописным данным, их брак был заключен именно в нач. 1265 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 145), а женился вел. князь в Новгороде на дочери не пономаря (как гласит легенда), а влиятельного новгородского боярина. «Повесть...», как отмечает Семячко, содержит топографические подробности, к-рые «характерны не для 2-й пол. XIII в. (время действия П.), а для 2-й пол. XVII в.» ( Семячко. 1998. С. 197). В «Повести...» также говорится об основании Ярославом Ярославичем и Ксенией Юрьевной каменного Успенского собора в О. У. м., к-рый, если считать эти сведения верными, должен был быть построен в уже существовавшем мон-ре. Если следовать «Повести...», то храм должен был быть построен до смерти Ярослава Ярославича в 1271 г. В «Повести...» фигурирует митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326; назван митрополитом Московским) свт. Петр , причем уже в качестве почитаемого святителя (канонизирован в 1339), есть и др. анахронизмы.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

13 Житие Михаила Ярославича Тверского. Перевод С.А. Семячко//Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1999, т. 6. 40 Клосс Б.М. Избранные труды, т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. – М., 2001, с. 183–185. 41 Конявская Е.Л. Житие св. Арсения, епископа тверского//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – М., 2001, 3, с. 68. 50 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Герб города Амстердама»: Каталог.– М., 1998.168 с., с ил. – (Труды Гос. Ист. музея). 51 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Голова шута»: Каталог. – М., 1997. – 166 с., ил.– (Труды Гос. Ист. музея; Вып. 94). 52 Текст воспроизводится с соблюдением орфографии писца: сохраняются буквы – оу, , ъ, ь, , выносные буквы передаются в строке курсивом, лигатуры раскрываются с помощью угловых скобок. 53 17 в. в Жёлтиковом монастыре было два архимандрита, носивших имя Иов: первый был архимандритом в 1663–1666 гг и в 1671 г., второй – в 1683–1686 гг. См.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – Стб. 457; Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. – М., 1974. – С.45. и прим. В заглавии рукописи указан год по принятому в Древней Руси летоисчислению от сотворения мира. Для современного читателя в скобках указывается год от Рождества Христова. 55 Ярослав Ярославич (после 1220–1271 гг.), князь тверской с 1247 и великий князь владимирский с 1263 г. Михаил Ярославич Тверской (1271–1318 гг.) был младшим из его сыновей. 56 Ярослав Всеволодович (1191–1246 гг.) княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами; участник феодальных войн, потерпел поражение в Липицкой битве (1216 г.). В 1236 –1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. великий князь владимирский. Умер при возвращении из поездки в Орду. Говорили, что он был отравлен. Карамзин ставит версию с отравлением под сомнение, но характерно, что так же впоследствии умерли сыновья этого князя Александр Ярославич Невский и Ярослав Ярославич Тверской. 57 Великая княгиня Ксения (?–1312 гг.), вторая жена Ярослава Ярославича и мать Михаила Ярославича. По наиболее достоверной версии – дочь новгородца Юрия Михайловича (о браке с ней Ярослава Ярославича под 1265 г. упоминают Троицкая и Воскресенская летописи). По другой версии – дочь тарусского князя Юрия Михайловича, сына великого князя Михаила Черниговского. И по третьей – дочь пономаря Афанасия из села Едимоново, неподалеку от Твери. Согласно Тверскому патерику, «отличалась необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями, что видно из её управления княжеством в малолетство её сына... Летописцы называют Ксению премудрою, блаженною, преподобною и святою...». – Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Репринтное издание. Тверь, 1991, с. 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

82 ...Ярослав родися от Всеволода Георгиевича Долгорукаго... внук Игоря Рюриковича... – Имеется в виду отец Ярослава Ярославича Ярослав Всеволодич, бывший сыном Всеволода Большое Гнездо, отцом которого был Юрий Долгорукий. Таким образом, Всеволод был внуком Владимира Мономаха . Отцом Владимира Мономаха был Всеволод Ярославич, который приходился внуком Владимиру Святославичу, а тот, в свою очередь, был внуком князя Игоря Рюриковича. Указанный здесь 981 г. должен обозначать дату рождения Ярослава Владимировича Мудрого, потому что именно ему «даде начало святый равноапостольный великий князь Владмир Святославич», и действительно он родился ок. 978 г. (см.: Творогов О. В. Князья Рюриковичи: Краткие биографии. М., 1992. С. 12), князь же Всеволод Ярославич родился в 1030 г. (Там же. С. 17). 92 Сей благоверный князь Ярослав Ярославич до возшествия на великое княжение ...и княжеским изволенем состави зело красный монастырь во Тфери, нарицаемый Отрочь, идеже свято и добродетельно пожив, ко Господу отъиде. – Этот фрагмент Жития имеет своим источником «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (см. наст. изд. Т. 15), достаточно вольно передающую исторические факты. Ксения была второй женой Ярослава Ярославича (его первая жена и сыновья от первого брака погибли в 1252 г. во время очередного татарского набега), при этом она была дочерью не едимоновского церковнопричетника Афанасия, а новгородского посадника Юрия Михайловича. Вряд ли можно судить сейчас, было ли это супружество браком по любви, однако совершенно очевидно, что оно должно было сыграть свою роль в урегулировании сложных отношений Ярослава Ярославича с Новгородом. ...святаго великомученика Димитрия Фессалонийскаго церковь ... – Архимандрит Макарий, вслед за автором «Повести о Тверском Отроче монастыре», указывает существовавшую в его время в селе Едимонове (примерно в сорока километрах от Твери) и не сохранившуюся до наших дней церковь Димитрия Солунского († 306 г.; святой, причтенный к лику великомучеников) как место венчания князя Ярослава Ярославича, что не соответствует действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294, близ Волока Ламского), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами), 2-й сын вел. кн. Владимирского св. Александра Ярославича Невского , брат св. кн. Даниила Александровича , отец св. кнг. Марии Димитриевны (в иночестве Марфы), 2-й супруги кн. св. Довмонта (Тимофея) . Д. А. впервые упоминается в Новгородской I летописи под 1259 г., когда отец посадил его наместником в Новгороде вместо старшего сына Василия, отказавшегося выполнить приказ вел. князя и принять в городе ордынских численников. В 1262 г. вместе с дядей кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем Д. командовал объединенными войсками Новгорода, Пскова и княжеств Сев.-Вост. Руси в походе на Дерпт (совр. Тарту, Эстония), предпринятом по приказу вел. кн. Александра Невского и завершившемся победой русских войск. Зимой 1263/64 г., после смерти Александра Невского, новгородцы сместили Д. А. с княжения, «зане князь зело мал бяше» (НПЛ. С. 84). Д. А. вокняжился в Переяславле Залесском. Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) В 1268 г. Д. А. по просьбе новгородцев оказал им помощь в войне с Ливонским орденом. 18 февр. он разгромил рыцарское войско у замка Раквере (Раковор). В ливонской «Рифмованной хронике» говорится, что «король Дмитрий был героем: с пятью тысячами русских избранных воинов предпринял он наступление, когда другие войска его отступили» ( Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII - 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 249). В псковской «Повести о Довмонте» (2-я четв. XIV в.) Д. А. прославляется как защитник правосл. Руси: «И бысть сеча велика с погаными немцы на поле чисте, помощию Святые Софеи, Премудрости Божии, и Святые Троицы немецкие полки побиша... И славна бысть вся земля... страхом грозы хрбрьства князя Дмитрея и зятя его князя Довмонта» ( Охотникова. С. 190). Однако общая неудача военной кампании 1268 г. привела к тому, что Д. А. вынужден был оставить Новгород.

http://pravenc.ru/text/178187.html

Василий III Васильевич Темный, Великий Князь Московский, сын Великого Князя Василия II Димитриевича и княгини Софии Витовтовны, род. 1415 г. 10 марта; с 1425 г. Великий Князь; 8 февраля 1433 г. женился на княжне Марии Ярославовне Боровской; † «22 марта 1462 г. и погребен в Московском Архангельском соборе. XXII) Василий II Ярославич (Афанасьевич) князь Серпуховско-Боровский 24 , сын ЯрославаАфанасия Владимировича князя Серпуховско-Ярославецкого и княгини Аннны Симеоновны Ярославской – Новленской (Анна в 1408 г. зимой вышла в замужество; † 1 декабря 1411 года и 13 декабря погребена в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре); род. в 141...г.; осенью 1426 года наследовал весь Серпуховско-Боровский удел кроме того, что находилось во владении бабки его княгини Елены Ольгердовны и теток, княгинь Василисы и Ульяны, жен князей Симеона и Василия Владимировичей: в 1438 году в первый раз женился на княжне неизвестного имени и имел от нее сына Иоанна, который в июле 1456 г. бежал с мачехой в Литву 25 , во второй раз женился в 1450-х годах тоже на княжне неизвестного имени (она в июле 1456 года бежала с пасынком своим князем Иоанном Васильевичем в Литву и там умерла), от которой имел детей: Иоанна, Андрея и Василия (их не стало после 1456 г.: они были с отцом в заточении, погребены в Костромском Богоявленском монастыре). В начале февраля 1448 г. князь Василий Ярославич, вместе с Великим Князем Василием III Васильевичем князем Серигой-Оболенским, Бобром, князем Ряполовским и другими взял г. Углич; с половины июня 1448 г. князь Угличский, уступив Великому Князю Василию III г. Боровск; в июле 1456 г. был схвачен в Москве по приказу Великого Князя Василия III Васильевича «за некую крамолу» и заточен в Угличской тюрьме; в 1462 г. его боярские дети хотели напасть на Углич и освободить князя из тюрьмы, но заговор открылся, после чего Василий Ярославич переведен в г. Вологду, где и умер в заточении «в железех» в 1483 году; погребен в Московском Архангельском соборе. После заточения князя Василия Ярославовича в темницу с июля 1456 г. Углич перешел в полное распоряжение Великого Князя Московского Василия III Васильевича Темного, который и держал Углич за собою (5 лет и 8 месяцев) до своей смерти, т. е. до 27 марта 1462 г. и в духовном завещании назначил этот город четвертому из семи сыновей своих Андрею Большому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.С. Гадалова Неувядаемый венец Перед вами памятник русского средневековья, самого продолжительного исторического периода. Именно в этот период, в XI–XVII веках, создан огромный пласт древнерусской литературы. Самое загадочное и знаменитое произведение – «Слово ο полку Игореве». Широко известны «Житие Александра Невского», «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Житие Михаила Тверского» пока менее известно. Возвышается душа перед нравственным подвигом великого князя Михаила Ярославича Тверского. И через семь столетий слышны и созвучны нам, вступившим в XXI век, заповедные слова: «И задумал положить душу свою за своё Отечество». В год 730-летия со дня рождения выдающегося политического и военного деятеля средневековой Руси, великого князя тверского и владимирского Михаила Ярославича, мы счастливы открыть читателю древнейший текст Жития, подлинная рукопись которого хранится в Государственном архиве Тверской области. Л.М. СОРИНА, начальник Архивного отдела администрации Тверской области, почётный архивист В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области, в одной из многочисленных рукописных книг, затерявшейся в фондах среди других и прежде не привлекавшей к себе особого внимания, сохранилось произведение, представляющее собой подлинный шедевр древнерусской литературы – наиболее раннюю редакцию Жития великого князя Михаила Ярославича Тверского 1 . Особая ценность данной рукописи состоит в том, что это, как выясняется при внимательном чтении, может быть, один из лучших списков этой редакции Жития 2 . Житие Михаила Тверского (Пространная редакция Повести ο Михаиле Тверском) – одно из выдающихся произведений древней русской литературы, по своему значению, литературным достоинствам, нравственному воздействию стоящее в ряду таких шедевров, как «Сказание ο Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха », «Житие Александра Невского». Повесть дошла до нас в части летописей 3 , a Житие в древнерусских сборниках 4 . Это произведение хорошо знали и так или иначе опирались на него при изложении событий начала XIV века почти все русские историки – В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин , H.A. Полевой, митрополит Макарий, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров , В.О. Ключевский , а также историки, писавшие, собственно, ο Твери, – Д.И. Карманов, B.C. Борзаковский, В.И. Колосов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой благоверный князь Владимир Ярославич Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец, старший сын великого князя Ярослава Мудрого, родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята (память 10 февраля). Возмужав, князь стал отважным защитником страны и благочестивым христианином. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор, который был заложен в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукой. Благочестивый воин не только заботился об укреплении княжества (по его приказу сооружена в Новгороде каменная крепость), но и усердно поучался в законе Господнем. Известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями. Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года через 20 дней после освящения Софийского храма, и мощи его положены в созданном им храме. В Новгородском Синодике упоминается его супруга, княгиня Александра. Память святому князю Владимиру установлена в 1439 году святителем Евфимием, архиепископом Новгородским (память 11 марта). Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Россия. XVIII. Собор Новгородских святых (фрагмент). Рисунок (прорись с иконы/изображение, кроме подписей святых в нимбах, зеркальное). Россия. XVIII века. Постников, 1899, таб. LXIX. Ретушировано. Россия. XIX. Прп. Анна и св. Владимир Новгородские (фрагмент иконы " Собор святых князей, княгинь и княжон). Икона. Россия. XIX в. Собор св. кн. Владимира. Санкт-Петербург. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1970-е. Св. Владимир. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.9 х 12.7. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912931.htm...

500. Василий Ярославич, князь боровский, единственный сын Ярослава-Афанасия Владимировича, князя боровского ), от второго брака с Марией Федоровной Кошкиной-Голтяевой ). внук Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-серпуховского 52). – О времени и месте его рождения сведений лет; лишился отца в 1426 г.; постановил договор с Василием Васильевичем, великим княжем московским 44), обязывавший последнего иметь князя боровского «себе братом молодшим и сыном», около 1433 г.; упомянут в договорной грамоте Юрия (Георгия) Дмитриевича, князя звенигородо-галичского 194), с великим князем Василием, его племянником, где, между прочим, сказано: «а что князь Василей Ярославич имал мою (Юрия) вотчину, или люди его грабили мою вотчину, а на то суд и неправа», в 1433 г.; в силу духовного завещания бабки своей по отцу, Елены Ольгердовны, в иночестве Евпраксии 758), наследовал после неё 11 волостей и сел в разных местах, в 1437 г.; посылал своих боярских детей в бой с Литовцами, у Суходрова, и ходил сам, с великим князем Василием, на Ахмета царя, потом на Мамутеку и Ягуба, царевичей ордынских; раненый в битве с Татарами под суздальским Спасо-Евсмиевым монастырём, 6 июля, спасся бегством, но, не желая служить Дмитрию Юрьевйчу (Георгиевичу) Шемяке 75), захватившему великое княжение московское, ушёл в Литву, где получил от короля Казимира IV; Брянск, которым поделился тотчас же с Семёном Ивановичем, князем Оболенским ) и боярином Федором Басенком, Гомель, Стародуб и Мстис лавль, в 1445 г.: собирал, в Мстиславле, совещание об освобождении великого квязя Василия из рук Дмитрия Шемяки, в 1446 г.: но освобождении великого князя, соединился с ним под Угличем, участвовал во взятии этого города и посредничал в мирном договоре Шемяки с Василием, в 1447 г.: утверждены за ним, в знак благодарности от великого князя Василия: Боровск, Серпухов, Лужа, Хотунь, Радонеж и Перемышль, в 1449 г.; послан великим князем к Угличу, против Шемяки, в 1452 г.; заточен великим князем в Угличе, без вины, а его семья бежала в Литву, в 1456 г,; казнены его дворские, за покушение освободить своего князя, а он переселен на Вологду, в 1462 г,; седа его отданы Иваном III Васильевичем, великим князем московским 95), своему брату Борису, князю волоцкому 390) в 1480 г,: ум, на Вологде, «в железех», в 1483 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат дважды, на неизвестных, имел: от 1-го брака – сына Ивана большого 802), бежавшего в Литву; от 2-го–Сыновей: Ивана меньшего 801), Андрея 297) и Василия 448), умерших в Вологде, кажется, при жизни отца. 501. Василий Ярославич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского, занимал семь лет великокняжеский престол во Владимире на Клязьме. Отправившись по делам в Орду, на обратном пути князь Ярослав сильно захворал и, чувствуя приближение смертного часа, принял монашеское пострижение с именем Афанасия, после чего скончался в 1271 году. Великокняжеская власть перешла к его брату Василию Ярославичу. Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца, в 1272 году. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, но утолял свой голод простой пищей, вел жизнь воздержную и благочестивую, постоянно боролся с плотью и был злейшим врагом своему телу, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и ободрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его не столько за сан, сколько за благочестие и участие к людям. На Тверской стол благоверный князь вступил после брата своего Святослава между 1282 и 1285 годами. Свое княжение святой Михаил начал богоугодным делом — построением соборного храма в Твери. Вероятно, по совету благочестивой матери отрок–князь в 1285 году заложил каменный храм в честь славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа на месте прежней деревянной церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Вместе с княгиней Ксенией благоверный князь богато и щедро украсил новый храм, снабдил его святыми иконами и священной утварью, необходимой для богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010