Здесь тоже инициатива идет сверху — от князя, от иерархии. Сам Владимир, будучи неграмотным, строит школы, его сыновья являют пример уже вполне образованных людей — особенно Ярослав Мудрый, при котором Киев становится одним из мировых центров. При нем работает целая артель переводчиков, он отбирает детей в школы, сам, по преданию, читает день и ночь. Сын его, Святослав Черниговский, имеет у себя «полны клети книг», а писания его сына Владимира Мономаха свидетельствуют о несомненной и значительной начитанности автора в византийской литературе. В Киеве чувствуется сознательная тенденция — создать культуру, полностью овладеть христианским и эллинским населением. В основном, конечно, это культура заимствованная, переводная, но, во-первых, оригинальное творчество иссякает в то время и в самой Византии, а, во-вторых, этот «ученический» период неизбежен в истории всякой культуры. Важно то, что учениками русские оказываются хорошими. Митрополита Илариона Киевского, Голубинский, великий хулитель русской древности, сам назвал «не ритором худших времен греческого ораторства, а настоящим оратором времен его процветания». Проповеди Кирилла Туровского до наших дней сохраняют свою литературную, не только историческую ценность. Ранние летописи насыщены не одними фактами, но миросозерцанием, «идеологией». Их авторы «были люди с определенным и чутким миросозерцанием, совсем не наивные простачки. В развитии русского летописания мы чувствуем всегда определенную религиозно-историческую тенденцию или идею» (Флоровский). И, наконец, эпоху, в которой могло родиться «Слово о полку Игореве» вряд ли можно назвать, вслед за Голубинским, много-много разве грамотной… Для нас важно то, что тогда переносится на Русь и ею усваивается некая «квинтэссенция» православного византинизма, русское сознание включается в эту традицию, и она станет основоположным источником русской культуры. И усваивается эта традиция не только «пассивно», но и творчески. С нею связан тот первый взлет русского уже национального самосознания, которым отмечено и «Слово» Илариона и Летопись Нестора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В 1917 г. приблизительно то же самое кричали «молодцы» из торговых домов Гоцлибердана , Керенского, Ленина и К° и избивали, на этот раз уже до смерти, тех самых молодых людей, надевших тогда защитные фуражки с офицерской кокардой. Головной убор снова служил дипломом. Литературное же определение выросло из очень часто слышанной мною фразы: – Вы, как человек интеллигентный, конечно, в Бога не веруете… Эта формулировка очень глубока и не только для русской интеллигенции. В этом конечно безоговорочном неверии в Бога действительно заключается альфа и омега широчайшего и всестороннего движения общественной мысли (в России с половины XVIII b.), именуемого во всех дореволюционных и пореволюционных учебниках историей русской интеллигенции. Некоторые наиболее осторожные историки добавляют еще эпитеты «передовой», «прогрессивной», допуская этим и какую-то «отсталую» ее часть, но большинство этой части визы на въезд в царство мысли не выдает. Поэтому придется сказать коротко о русской интеллигенции вообще, а предварительно определить само это понятие: – Интеллигентом называют, обычно, человека, производящего материальные, духовные и интеллектуальные ценности, но т. к. степень качества этих ценностей условна, то приходится заменить слово «ценность» более расплывчатым – «продукция». Русская интеллигенция зародилась вместе с русской культурой, т. е. с принятием христианства Великим князем Владимиром. Он и был первым русским интеллигентом, производившим духовные ценности. За ним следовал Ярослав Мудрый, автор «Русской Правды», сводившей к минимуму смертную казнь и отрицавшей наказание тюрьмой; князь-государственник, публицист Владимир Мономах , учивший своих наследников тому, что правительство и государство служат народу, а не наоборот (как раз тому, что теперь отрицают и словом и действием социалистические интеллигенты всех видов): Лука Жидята, дружинный офицер, провозгласивший в 1187 г. единство и неделимость России в Насмешливое прозвание партии меньшевиков, по фамилиям ее лидеров.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Ноговицы — штаны, но надо думать не в точности такие, как мы теперь носим. О Оплечь — на плечах: говорится прежде всего о той верхней одежде, которая не имеет рукавов — плащи, накидки и др. П Пергамент — особой выделки тонкая кожа, на которой переписывали книги. Обычно этим занимались монахи, и изготовление каждой книги занимало несколько лет. Само собой, такая книга ценилась очень дорого. Простые записи, письма и прочее писали на бересте. Перегорода — толстая длинная палка, которую укрепляли на высоте конской груди поперек улицы. Поскольку улицы на Киевской Руси мостили крепким хорошим деревом, то конский топот ночью звучал бы очень звонко. Но если на каждом перекрестке приходится останавливаться, чтобы поднять палку, всаднику лучше не гнать во весь опор, а тихо ехать шагом. Печенеги — степные кочевники. Смуглые, невысокие. Жили в шатрах, все свое имущество легко перевозили с места на место. Жили скотоводством и грабежом. Нападали на Русь, пока их не разбил Ярослав Мудрый. Их кровь течет в жилах современных венгров. Поганые — это не ругательство: так называли на Руси язычников, то есть тех, кто не знает Истинного Бога, а поклоняется идолам — статуям ложных богов. Погост — в те времена — место в глухом лесу, на поляне, образующей пригорок. Огорожено частоколом, за которым стояли идолы, языческие боги. Сейчас значение этого слова изменилось — мы называем так могилы, расположенные около церкви, чаще — деревенской. Половчанин, половцы — тоже степные кочевники, как и печенеги (см.). Поруб — тюрьма. Пращур — предок. Р Руда — кровь. Заговорить руду — остановить кровь, льющуюся из свежей раны. С Слюда — полупрозрачный камешек, может быть разных оттенков. Слюда хорошо расслаивалась, поэтому ее вставляли в окна вместо стекла: небольшими кусочками, каждый из которых был вделан в свою металлическую оправу. Настоящее стекло на Руси уже умели выплавлять, но использовали для украшений. Ровный, большой лист стекла, пригодный для окна, тогда никто не мог и вообразить. Стиль, стилос — заостренная палочка для письма, предок нашей ручки. Само это слово пришло к нам из древнего Рима. Но если ручка оставляет бумагу гладкой, а буквы наносит краской, то стиль их выдавливал — у русских на бересте, а у римлян на покрытой воском табличке.

http://azbyka.ru/fiction/gardarika/

Общегос. вопросы часто решались на вече, в к-ром наряду с новгородцами принимали участие представители др. городов Новгородской земли - Пскова, Ладоги, Русы, что отражало территориальный размах Новгородчины XI в.- от Пскова до бассейна Мсты, от Приладожья до Ловати. Уже в XI в. началось проникновение новгородских даней на северо-восток - в район Онежского оз. и Подвинья (Заволочье). Не позднее 1-й четв. XII в. эти земли были плотно охвачены системой новгородских погостов, о чем дает отчетливое представление Устав кн. Святослава Новгородской епископии 1137 г. Подвижную границу новгородских владений на западе и севере определить трудно, так же как нелегко отделить территории новгородских данников от земель, непосредственно включенных в политическую структуру Новгородской земли. В 1-й пол. XI в. власть Новгорода установилась в области эстов к западу от Чудского оз., где в 1030 г. Ярослав Мудрый основал г. Юрьев Ливонский (совр. Тарту), но эти владения были утрачены после начала в 90-х гг. XII в. экспансии Ливонского ордена и Дании в Вост. Прибалтику, хотя и впосл. выступления эстов против ливонского и дат. господства часто пользовались военной поддержкой Новгорода. Вероятно, одновременно с землями эстов были освоены области води и ижоры на юж. берегу Финского зал., а также карел вокруг Ладожского оз. Позднее данническая зависимость от Новгорода распространилась на фин. племена еми на сев. побережье Финского зал., не позднее рубежа XII и XIII вв.- на финнов Терского берега (беломорское побережье Кольского п-ова). Земли еми были потеряны для Новгорода в сер. XII в., когда их захватила Швеция. Новгородско-швед. конфликт был длительным, принимая порой форму дальних походов: шведов на Ладогу в 1164 г., подвластных Новгороду карел на столицу Швеции Сигтуну (к-рая была взята и разграблена) в 1187 г. Судьбы Киевской земли и механизмы общерусского единства Киевская земля, как и Новгородская, стояла в системе земель-княжений Д. Р. особняком. Традиц. представление о Киеве как о владении княжеского рода, выражавшееся в поочередном замещении киевского стола князьями из разных ветвей в соответствии с принципами генеалогического старейшинства и отчинности (на Киев не мог претендовать князь, отец к-рого никогда в нем не княжил), не позволило столице Д.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Разделы портала «Азбука веры» Священник Ярослав Драгун " decoding="" title="" Ничто не предвещало Сергею, способному студенту технического вуза, того особого пути, который ждал его в близком будущем. Он был человеком рыночного поколения XXI века: инновационно подкован и креативен, лидерски настроен и весьма коммуникабелен, избирательно книголюбив и любознателен. Перспективы успешной карьеры IT-мeheджepa в каком-либо технопарке с нанотехнологиями были налицо. Вместе с этими интеллектуально-психологическими достоинствами Сергею были свойственны и ярко выраженные недостатки – заносчивость и неуступчивость, как следствие болезненного самолюбия и стремления к лидерству, обостренное чувство справедливости на фоне перфекционизма и вытекающие отсюда обидчивость и частое печальное настроение. Все эти слабости не имели бы особого значения для перспективного молодого программиста, но у Бога были другие планы. Однажды мама, прихожанка одного из городских храмов, попросила Сергея помочь их батюшке . Нужен был ночной церковный сторож. Сергей не привык отказывать горячо любимой матери, и вскоре в копилку деятельности безудержно активного студента были добавлены ночные дежурства в храме с превосходно подобранной библиотекой. Вопросы о смысле и бренности земного бытия, подкрадывающиеся к юным сердцам, нередко посещали молодого человека. Здесь, в безлюдном полумраке спящего храма , под светом настольной лампы, направленной на страницы святоотеческих творений и аскетических проповедей о духовном совершенстве, эти главные вопросы нашей жизни в сознании Сергея стали наполняться богооткровенными ответами. Господь коснулся его сердца, и стремительное воцерковление Сергея, словно вынырнувшего из морской пучины бессмысленной житейской суеты и задышавшего спасительным воздухом Истины , было неизбежно. Желания обретения духовника , алтарничества и возвышенные мысли о священнослужении стали возникать последовательно, были искренними и неуклонными. Но мудрый духовник Сергея, тот самый настоятель «маминого» храма, придержал молодого и горячего парня.

http://azbyka.ru/way/o-puti-k-svjashhens...

Разделы портала «Азбука веры» 11 Дек 2023 Фото: Martine Kaspersen, Innlandet Fylkeskommune На другой стороне монеты, отчеканенной между 977 и 1025 годами,— изображение византийских императоров Василия II и Константина VII ОСЛО. В Норвегии с помощью металлоискателя обнаружили 1000-летнюю золотую монету с изображением Иисуса Христа. Находка сделана во время исследования гор в Вестре-Слидре, муниципалитете на юге Норвегии, сообщает интернет-издание Livescience. Этот тип золотой монеты, известный как «гистаменон номизма», впервые был выпущен в Византийской империи около 960 года. На одной стороне найденной монеты изображен Иисус Христос, держащий в руке Новый Завет. На другой стороне монеты — изображения императоров Василия II и Константина VII, двух братьев из Македонской династии, которые совместно правили Византийской империей в конце 10 – начале 11 века. Археологи полагают, что монета была отчеканена где-то между 977 и 1025 годами, во время правления братьев Василия и Константина, судя по трем пунктирным линиям, опоясывающим границу монеты — элементу дизайна, обычно использовавшемуся в тот период времени. Артефакт также содержит две надписи. Первое изречение, написанное на латыни, гласит: «Иисус Христос, Царь царствующих», а второе, написанное по-гречески, гласит: «Василий и Константин, императоры ромеев». Однако исследователи не знают, как монета оказалась на склоне горы в Норвегии. Они предположили, что византийский золотой мог принадлежать Харальду Хардраде, также известному как Харальд III, который правил Норвегией с 1045 по 1066 год. Прежде чем стать королем, Харальд III служил стражником византийского императора. Вполне возможно также, что монета была использована в качестве приданого, которое Харальд III получил при женитьбе на дочери Киевского князя Ярослава Владимировича (также известного как Ярослав Мудрый). Кроме того, золотой мог попасть в Норвегию в результате торговли. Археологи планируют вернуться на горный участок в 2024 году для проведения дальнейших раскопок. Источник: Седмица.RU Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vizantijskaja-zolo...

По номинации «История России» Первая премия — П.П. Толочко, доктор исторических наук, профессор, академик НАН Украины, г. Киев, за труд «Ярослав Мудрый»; Вторая премия — Н.Ф. Демидова, доктор исторических наук, бывший научный сотрудник ЦГАДА, института истории СССР и др., г. Москва, за труд «Служилая бюрократия в России XVII века (1625-1700). Биографический справочник»; Третья премия — П.С. Стефанович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук, г. Москва, за труд «Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI веках»; Третья премия — М.Ю. Анисимов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук, г. Москва, за труд «Российская дипломатия в Европе в середине XVIII века (от Ахенского мира до Семилетней войны)»; Дополнительная молодежная премия — К.А. Соловьев, доктор исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, за труд «Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906-1914)»; По номинации «История Москвы и историческое краеведение» Первая премия — М.В. Николаева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, г. Москва, за труд «Словарь иконописцев и живописцев Оружейной палаты. 1630-1690-е годы: дворовладения. События повседневной жизни, работа по частным заказам»; Вторая премия — А.Ф. Грушина, заслуженный работник культуры РФ, главный редактор «Московского журнала», г. Москва, за труд «“Друг друга тяготы носите…” Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечева»; Третья премия — Е.Л. Ломако, кандидат исторических наук, заведующий отделом Коломенского краеведческого музея, г. Коломна, за труд «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века»; Третья премия — С.Ю. Шокарев, кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, за труд «Повседневная жизнь средневековой Москвы»;

http://patriarchia.ru/db/text/3054350.ht...

С этим почти никто не спорит. Зато спорят последние несколько дней о другом. О рекоммунизации Новороссии. Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии» Читатели в курсе, но, тем не менее, приведу полярные мнения по существу вопроса. Дмитрий Ольшанский: Дорогая власть! Дорогой Кремль! Остановите пожалуйста абсолютно безумных людей, управляющих городом Мелитополем, которые затеяли абсолютно безумное переименование городских улиц. Эти люди всерьез - я подчеркиваю, всерьез, это не пародия, - в России 2023 года решили переименовать улицу Академика Королева - в улицу Куйбышева, улицу Ярослава Мудрого - в улицу Розы Люксембург, Покровскую - в Луначарского, Университетскую - в Свердлова, Академика Патона - в Лазо, Петропавловскую - в Урицкого, Вишневую - в 40-летия Октября, Ялтинскую - в 60-летия Октября, Степной переулок - в Войкова, Соборную площадь - в площадь Революции и так далее. Это - фантастический позор, стыд и плевок в русскую культуру. На каком основании власти Мелитополя решили отменить Россию и русскую историю от Ярослава Мудрого до академика Королева, заменив ее мертвым религиозным культом коммунистических сектантов? Почему вместо названий, связанных с православной верой, на возвращенные территории России должны приходить символы, связанные с убийцами царской семьи, да и просто массовыми убийцами и террористами? Чем почитание Войкова лучше почитания Бандеры? В чем состоит освобождение, о котором мы говорим, если русская культура после прихода России оказывается запрещена? Очень надеюсь, что здравый смысл возобладает, академик Королев, Ярослав Мудрый, русские святые и праздники - не исчезнут с городских улиц, а безумные коммунисты будут приведены в чувство. Максимальное распространение со стороны неравнодушных людей будет очень полезно. И альтернативное мнение Борис Рожин: Ещё по истерике " Ах, о ужас, в Мелитополе возвращают советские названия улиц. Это ужасный заговор коммунистов " . Уж не знаю, за кого держат аудиторию эти люди. 1. Все названия откатываются синхронно в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Это не местное решение. Это решение властей регионов и касается оно не только Мелитополя. Как не трудно догадаться, власти регионов не действуют самостоятельно и не собираются на тайные совещания, чтобы принимать одинаковые решения отдельно от Москвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/31/vm...

365 Стр. 320. Егда же Святоплък… и с самм Васильком. – Имеются в виду события 1097 г., о которых подробно рассказывает «Повесть временных лет» (см. стр. 82–91). 366 Стр. 324. И по погребении блаженного поиде на войну… и взя всю землю их и приседе в свою землю их. – В 1103 г. коалиция русских князей, в которой участвовал и Святополк Изяславнч, нанесла сокрушительное поражение половцам. 367 Стр. 326. …по смерти великого князя Ярослава.Ярослав Владимирович Мудрый (см. прим. на стр. 717). 376 …великому князю Всеволоду – Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, великому князю Владимирскому (ум. в 1212 г.). 379 А нмци радовахуся, далече будуче за синим морем… – то есть до своего прихода во второй половине XII в. в Ливонию. 382 …до ныняшняго Ярослава… – до Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1238 по 1246 г. 383 …до брата его Юрья, князя Володимерьскаго… – до Юрия Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1213 по 1216 и с 1219 по 1238 гг. 385 Исайя пророк – Исайя, сын Амоса, иудейский пророк VIII в. до н. э., которому приписывается составление ветхозаветной «Книги пророчеств» из 66 глав. 386 …аки лице Иосифа, иже б поставил его египетьскый царь втораго царя в Египт. – Согласно Библии, Иосиф Прекрасный разгадал сны фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. 387 . …часть от силы Самсоня. – Самсон – один из героев Ветхого завета, иудейский богатырь и судья. 388 …акы царя римского Еуспасиана… – Веспасиан, римский император (69–79 гг.), прославившийся как энергичный полководец. 392 Соломон, сын Давида, – третий иудейский царь (972–932 гг. до и. э.), прославившийся своим богатством и мудростью. 393 …нкто силен… именем Андряшь… – Андреас фон Фельвен, магистр Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев. «Слуги божии» – перевод немецкого «Gottesritter». 394 …король части Римьскыя от полунощныя страны… – Здесь имеется в виду шведский король Эрик Эриксон, по прозванию Леспе (Картавый). Все воинские дела он поручал своему зятю ярлу Биргеру. В поход 1240 г. отправилось шведское войско под начальством ярлов Биргера и Ульфа Фаси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Мне довелось беседовать со многими историками-профессионалами из МГУ, из Московского исторического музея, из Московской исторической библиотеки и других научных организаций, изучающих проблемы истории. Их мнение однозначно: А. Т. Фоменко — типичный шарлатан, появление которого четко сочетается с общественной смутой, распадом великого государства и подменой русской исторической школы лживыми и разрушительными для русского национального исторического сознания " новациями " , не имеющими под собой никакой научной основы. Особую опасность " идеи " Фоменко несут для современной русской молодежи. Тем не менее Российский фонд фундаментальных исследований (!!!) выделил солидную сумму для дальнейшего развития этой тематики. Иные учителя в школах уже знакомят учащихся с " новыми открытиями " в мировой и русской истории; да и оппозиционно-патриотическая радиостанция " Свободная Россия " из месяца в месяц пропагандирует фоменковские бредни, цель которых — растление русского исторического сознания. В этой связи нельзя не вспомнить, что в свое время бесноватый фюрер в своих застольных беседах в кругу особо приближенных мечтал о том долгожданном времени, когда в завоеванной России радио будет передавать только музыку, музыку и еще раз музыку — в сочетании с " новой русской историей " , которую напишут немцы специально для русских рабов. Похоже, что усилиями " реформаторов " всех мастей это время действительно наступило. Кому, как не врагам России, выгодна сейчас пропаганда идей, достойных внимания лишь Гитлера и Геббельса?.. Надо думать, что фоменковские растлевающие бредни пропагандируются неспроста. И страшный вред, наносимый такой пропагандой русскому национальному историческому сознанию, русскому народу и всей России — вполне очевиден. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/kakyaroslav.htm скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Рита 11 января 2016, 18:41 Наталья Вербицкая, Вы конечно правы, но мне кажется, что нельзя так судить о молодежи... Может я исключение, но в моём окружение стыдно не знать русской истории. Конечно кому-то больше нравится более древняя история и наоборот, но если ты русский, ты должен(!), именно должен знать свою отечественную историю... А если ты еще и хочешь быть умным и делать логические выводы, неплохо было бы знать и всеобщую историю. Спасибо, Александр! Теперь мы во всеоружии!!!

http://pravoslavie.ru/733.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010