Отбросив расчеты по долготе, Фоменко произвольно выбрал из 1020 звезд каталога всего 8 звезд, для которых заметные ошибки в определении широты дают возможность для совершенно необоснованных манипуляций и самой бесчестной " подгонки " под X век н. э. Как известно, расчеты только по широте настолько неточны, что можно подобрать сочетание звезд, при котором кажется, что Древний Рим существовал в прошлом веке! Профессор Ю. Н. Ефремов отмечает также, что расчеты по склонениям звезд, дающие точность около 10 лет, позволяют определить время наблюдения этих звезд великими астрономами древности. Установлено, например, что Тимохархис наблюдал звезды примерно в 290 году до н. э.; Птолемей — в 130 году н. э. Эти годы вполне совпадают с известными по другим данным годами жизни этих астрономов. В хрониках и летописях отмечаются также затмения Солнца и Луны, появления комет и сверхновых звезд — события прошлого датируются и по ним. Например, войско князя Игоря наблюдало затмение Солнца на берегах Донца именно вечером 1 мая 1185 года — и эта дата, как и сотни более древних, давно проверена астрономами и историками. Поэтому Ю. Н. Ефремов считает, что все — без исключения — " хронологические труды " академика А. Т. Фоменко являются всего лишь плодом его необузданной фантазии и бессовестной подгонки под " нужный результат " , а так называемые " труды " А. Т. Фоменко — позор и для РАН, и для МГУ. Умопомрачительны выводы фоменковцев, основанные на сходстве звучания древних имен, названий государств и т. д. Так, например, утверждается, что Сирия Ассирия Ашур, а если читать наоборот, то получим Русь Россия Раша. Отсюда делается вывод: Русь — это Ассирия!!! Кирасиры — это " Кир-Ассиры " , воины ассирийского царя, но они же — " Сар-Руссы " , царские руссы и т. д. Классическим образцом дикого невежества является " критика " , которую провел " академик от математики " для радиоуглеродного метода датирования, автор которого У. Ф. Либби еще в 1960 году вполне заслуженно получил Нобелевскую премию. А. Т. Фоменко снисходительно пишет: " Метод, возможно, является более или менее эффективным лишь при анализе чрезвычайно древних предметов, возраст которых достигает... сотен тысяч лет " . Между тем любой студент-физик знает, что период полураспада радиоуглерода — всего 5730 лет. Поэтому любое вещество на Земле с возрастом древнее 50 тысяч лет радиоуглерода практически не содержит и анализировать его методом радиоуглеродного анализа может лишь полный невежда. Археологи сделали десятки тысяч определений, которые дали науке важнейшие данные и, в частности, позволили выявить в музеях множество фальшивок, сделанных " под древность " в наше время. Естественно, что А. Т. Фоменко склонен именно подделки считать подлинниками, поскольку его " идеи " могут базироваться лишь на фальшивках.

http://pravoslavie.ru/733.html

Но пока жив был Ярослав Мудрый, он умел сдерживать все порывы остальных удельных князей (своих братьев и племянников) к спорам и разногласиям; а едва только умер он, назначив по обычаю своим сыновьям уделы, как опять начались усобицы княжеские. То же самое повторилось и после Владимира Мономаха (1113–1125), соединившего было Русь под своею властью. Яблоком раздора было обыкновенно Киевское великое княжение, благодаря чему Киев подвергался неоднократным нападениям, осаде и разорению, что в свою очередь способствовало ею падению. За тем, и отчасти поэтому, возвысилось на севере княжество Суздальское с великим княжением во Владимире на Клязьме, но наряду с ним, хотя и с меньшим значением, были почти вполне независимыми княжествами также Киевское, Черниговское, Смоленское, Галицкое, Рязанское и др., что было уже прямо распадением Руси на отдельные политические единицы. Как это распадение, так и особенно княжеские усобицы, с одной стороны, препятствовали правильному развитию и дальнейшему процветанию огражданствования и просвещения России, а с другой – ослабляли ее в борьбе с внешними врагами, сперва Печенегами, потом Половцами и наконец Монголами, надолго покорившими Русь своей власти. Хотя поздно, однако поняли наконец русские князья всю непригодность, даже более того, – пагубность удельной системы. Остававшиеся бесплодными, благодаря этой системе, такие предложения, как предложение князей, собравшихся в 1097 году в Любече: «зачем мы своими распрями губим русскую землю и даем Половцам разорять ее? Будем жить дружно и охранять свои отчины», могли иметь полное значение и применение на деле лишь с уничтожением удельной системы и с утверждением единодержавия. За эту мысль об утверждении единодержавия, добрые плоды которого уже видны были в Рюрике (после смерти его братьев), Владимире святом, Ярославе и  Владимире Мономахе , со всею силою взялись, с полным уменьем и блистательно выполнили ее князья Московские, происходившие из рода князей Суздальских и следовательно носившие титул великих князей Владимирских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Казалось бы, вместе с ориентацией на историзм на Руси должен был восторжествовать иудейский тип сознания, когда жизнь, её движение воспринимаются как поступательный процесс, путь к заветной цели. Именно такой целеустремленный тип земного развития, земной истории лежит в основе западного мировосприятия. Русь действительно во многих аспектах своего исторического сознания отличалась эсхатологизмом, но на этом близость с ветхозаветной традицией и заканчивается. История сквозь призму чуда, история как демонстрация постоянства действия провидения и благодати, ставшая основой русского историзма, предполагает обязательный диалог – божественной благодати и личности, неизвестный ветхозаветной традиции. Митрополит Илларион подчеркивает, что закон дается народам, благодать – исключительно личности. «Ты же закона не знавший, пророков не читавший, Распятому поклонився. Почила на тебе благодать». Местоимение «ты» – это обращение к русскому народу, самой Руси. Русь как личность избрана Богом, возлюблена Богом. Так с крещением Русь получает еще одну доминанту своей культуры как судьбы – её неповторимо личностный характер. Вместе с крещением русский народ приобщился к богатейшей книжной традиции. Весь арсенал переводных и оригинальных славянских текстов, существовавших к тому времени, стал достоянием русских книжников и русской Церкви. Книги здесь воспринимались как откровение, как непререкаемый авторитет. Идеал человека-эрудита заведомо отрицал презрение к книжной премудрости и замену её другими видами благочестия или духовного знания. Почитание книги, настоятельное стремление к овладению грамотой, часто сопровождавшееся элементами чуда, стали национальной чертой русских святых. Ярослав Мудрый «многия книги исписа и почитая часто в нощи и во дни», Кирилл Туровский восходил с книгой на столп, большинство русских святых овладевали грамотой благодаря молитве и божественному вмешательству. А слово «чтение» обретает в русском языке двоякий смысл: не только усвоение книжной информации, но преклонение перед её священным смыслом. Книжное знание сокровенным образом пересекалось с представлением об идеальном космосе, созданном божественной премудростью, – о Мудрости Божьей. Книги – «се бо суть реки, напояющие Вселенную, се суть исходящи мудрости; книги – неисчетная глубина». Обращение к книге приравнивается к обращению к Церкви: обе – источники внутреннего обновления человека. Физиолог XIII в. гласит: «А когда согрешишь, то устремись к Церкви, к живому книжному источнику, к пророческому сказанию, и испей воды, то есть святого причастия». Символическое единство книги и Церкви демонстрирует один из первых иллюстрированных русских кодексов – Изборник Святослава. Образ книги здесь неразрывен с образом идеального храма – мироздания; населяющие его члены рода людского распределены по частям храма в соответствии с уровнем книжного, сиречь духовного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письменность появилась в древней Руси вследствие принятия христианства и очень быстро, по историческим меркам, получила широкое распространение — в частности, благодаря школам, которые создал князь Ярослав Мудрый. Узнать о судьбе монастырской коровы — Расширились ли благодаря берестяным грамотам наши представления о церковной жизни Древней Руси? — Да, расширились, хотя и не сразу. Поначалу, когда раскопки велись только на Неревском раскопе в Новгороде, казалось, что берестяные грамоты — явление чисто светское, там вообще не было найдено текстов церковной тематики. Но на Троицком раскопе, где работы ведутся с 1970-х годов, ситуация оказалась совершенно иной. Там более пяти процентов найденных текстов — это тексты церковные. Например, запись церковных праздников, приходящихся на осень. Или, допустим, конспект пасхальной утрени. То есть это были, говоря современным языком, рабочие записи священников, необходимые им в их служении.  Поголовной грамотности в древней Руси не было. Это видно из того, что многие берестяные грамоты явно написаны под диктовку; при этом роль писцов нередко выполняли представители духовенства.  Еще один пример, не новгородский — грамота из Торжка, которая представляет собой пространную цитату из поучения, принадлежавшего, скорее всего, перу святителя Кирилла Туровского. Грамота написана либо в конце XII, либо в начале XIII века. По содержанию это просто длинный перечень грехов. Скорее всего, заготовка для проповеди, которую собирался прочитать священник. Замечу, что подобные грамоты — это не духовные трактаты, не попытки какого-то религиозного самовыражения, а чисто прак­тическая, прикладная церковная письменность.  Есть, кстати, замечательный пример, когда одним и тем же почерком написаны и фрагмент церковного календаря, и деловое письмо от Людьслава к Хотену. Логично предположить, что священник в первом случае сделал запись для себя, а во втором — выступил в роли писца. — То есть к батюшке пришли и попросили помочь написать письмо? — Именно так. И в этом, кстати, особенность новгородской церковной жизни: духовенство и монашество жило не изолированно, а бок о бок с мирянами, влияло на своих соседей, причем влияло еще и в смысле эпистолярной культуры. Например, древнерусские берестяные письма часто начинаются словом «покланяние», а заканчиваются «целую тя». Отсылки к апостольским посланиям очевидны (приветствуйте друг друга целованием святым — слова из Послания апостола Павла к Римлянам, 16:16), и эта традиция явно идет из духовной среды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Самая ранняя редакция «Страстей и чудес блаженного Олава» («Passio et Miracula Beati Olavi»), скорее всего, включала в себя краткую редакцию жития и краткую редакцию (состоящую из десяти «базовых») чудес. Число чудес постепенно увеличивалось, и, примерно, к 1180 г. Эйстейн Эрлендссон (нидаросский архиепископ в 1161–1188 гг.) довел их число до сорока десяти. В настоящее время известно девять рукописей, включающих в себя житие и собрание чудес св. Олава, причем, каждая рукопись уникальна по составу. И житие, и собрание чудес известны как в краткой, так и в пространной редакциях. Чудеса Олава, общие для краткой (ранней) и пространной (поздней, включающей примерно на тридцать чудес больше) редакций, совпадают также с чудесами в «Древненорвежской книге проповедей» (здесь отразилась краткая редакция собрания чудес) и в «Легендарной саге об Олаве Святом». Среди них – два «русских» чуда (см.: и Интересующие нас фрагменты в обеих редакциях жития практически совпадают. Речь в них идет о бегстве Олава Харальдссона на Русь (IV.3.1) и о том, как его принял Ярослав Мудрый Чудеса Олава, во избежание повторов, приводятся в разделе Издание: Passio et Miracula Beati Olaui/Edited from a twelfth-century manuscript in the library of Corpus Christi College, Oxford. With an introduction and notes by F. Metkalfe. Oxford, 1881. Литература: Ellehøj 1965; Holtsmark 1937. S. 121–133; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 1; Джаксон 1994в. С. 126; Phelpstead 2001; Mortensen 2006. IV.3.1 [Олав был прекрасным правителем и христианином, но ему часто приходилось претерпевать зло.] Будучи не в состоянии противостоять множеству [врагов], он ушел в Русцию, считая разумным уступить на время, пока Господь не соблаговолит назначить подходящий срок для исполнения его воли и цели 227 . (Перевод А. В. Подосинова по Passio. 71) И вот, достославнейший мученик Христа прибыл в Русцию и был со славой принят Ярцеллавом, великим королем этой страны, и жил там в большом почете так долго, сколько сам пожелал. Пробыв там немалое время, он оставил [местным] жителям образец достойной жизни и замечательный памятник своей набожности, милости, добродетели и терпения. Наконец, его, опаленного огнем преследований и изгнания, [провидение] сочло подходящим для свершения гораздо больших подвигов, и, вдохновляемый божественным внушением, он двинулся через земли Свеции в собственные [пределы] 228 . (Перевод А. В. Подосинова по Passio. 71–72) IV.4. «Древненорвежская книга проповедей» «Древненорвежская книга проповедей» – древнейшая, из сохранившихся книг на норвежском языке. Рукопись была создана ок. 1200 г. в Бергене, но некоторые проповеди существовали в записи уже к 1150 г. Книга включает в себя, собственно, проповеди, т. е. толкования Евангелий, а также полный перевод «De virtutibus et vitiis» Алкуина (VIII в.), и ряд других сочинений. Здесь также содержатся пространная версия жития и краткая редакция собрания чудес св. Олава (cp. IV.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Но ведь и я приводил их на Русь! – пленник, забывшись, стукнул себя обожженной рукой в грудь и, застонав от боли, услышал: — Не кори себя понапрасну. Тех привел с собой совсем другой князь. Добрый, хороший. Он пытался остановить поганых, не дать им совершить насилие в нашей веси. Но они кричали: «Мы умираем за Русь, но полон – наша добыча!» Муж мой вступился за меня, и они его – саблями, саблями… Обхватив лицо ладонями, женщина выскочила из поруба. — Баба! – с пренебрежением махнул ей рукой вслед охранник. – Чего с них взять? Ты бы все-таки хоть немного поспал, князь. Силы-то тебе еще могут понадобиться! Князь Илья понимающе кивнул, но чем крепче он закрывал глаза, тем все дальше и дальше убегал от него сон. А вместо него наоборот слышались боевые крики… ржание коней… звон оружия… свист стрел… клятвенные братские обещания и проклятья обманутых им людей… Виделся дым, огонь… И вереницы, вереницы уводимых в полон людей: женщин, детей, мужчин… Ему даже вдруг на миг показалось, что он вспомнил лицо нынешнего холопа, тогда еще полнолицего, румяного ремесленника из богатой веси. Или то только пригрезилось? Чем дольше вспоминал он все это, тем горше становилось ему. И уже не столько рука, столько душа разрывалась от боли. За себя и за то, что он сделал другим. Одно было у него оправдание. Единственное, но неоспоримое. Все, что он делал – творили почти все другие князья. И Ярослав Мудрый, и Всеслав Брячиславович, и Святополк Изяславович, и Юрий Долгорукий, не говоря уже о Борисе Давыдовиче и ему подобных…… Даже Мстислав Храбрый, как ни был любим народом, а тоже имел темное пятно на своем, казалось бы, безупречном щите: хаживал в сводном войске Андрея Суздальского на Новгород, где стрелой был пронзен выставленный защитниками крепости лик Пресвятой Богородицы, чей гнев навел на огромную рать неведомый страх и заставил ее в беспорядке бежать… Успокоенный этим, князь Илья начал уже засыпать, как дверь поруба вдруг распахнулась, внося клубы морозного пара. Огонь свечи беспорядочно заметался, словно ища, где укрыться. Пленник поднял голову, и увидел, что в поруб вошли два старших дружинника. Следом за ними появился кузнец. Он сбил оковы князя Ильи с бронзового кольца, и один из дружинников кратко сказал пленнику:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4273...

Есть ли такая гуманитарная возможность — не задача, а возможность — задержать отлёт писателей из России, вернуть писателям место среди наших ценностей? Ведь писатели России создают не просто персонажи, характеры, фиксируют историю. В российской литературе рождается учение, рождается вероучение. У Чернышевского возникла эсеровская народовольческая философия. У Тургенева — нигилисты. В " Отцах и детях " — непротивление злу насилием, у Достоевского — русская всемирность. У Серебряного века были антропософы. А потом это всё кончилось. И мне кажется, что можно эти ценности задержать, внести опять в жизнь, как мы вносим в эту жизнь новое растение, новый злак или новый, искусственно созданный бриллиант. Захар ПРИЛЕПИН. Я думаю, что в той безусловно верной картине, которую вы нарисовали, ещё не хватает нескольких имён, очень важных и определяющих. Потому что Ярослав Мудрый, Иоанн Грозный — тоже писатели, и крупнейшие писатели. Екатерина II — драматург и мечтатель. Они тоже находятся в этом списке. И те, которых я называл в самом начале нашего разговора: от Державина и Чаадаева, до Радищева и Чернышевского. Эти все люди, находящиеся на самых разных уровнях осмысления путей государства, власти. Александр ПРОХАНОВ. Они просто в ЦДЛ не были никогда. Захар ПРИЛЕПИН. В ЦДЛ не были, да. Но мы от них перейдём к ЦДЛ сейчас. Дело в том, что Россия, русская государственность, как я их воспринимаю, построена литераторами, людьми, которые произносили какие-то вещи, записывали их, и сообразно записанному выстраивали государственность. В отличие, скажем, от молодой американской цивилизации, где артисты стали заниматься политикой и, в конце концов, дошли до президентских кресел. Не только Рейган, не только губернатор Шварценеггер, не только мэр Клинт Иствуд, но и Трамп, безусловно — тоже артист: и в прямом, и в переносном смысле. Но поначалу мы хотя бы видели маскулинных артистов, которые играли мышцами, побеждали в фильмах плохих индейцев, плохих арабов или очень плохих русских. А сейчас всё свелось к тому, что во власть пошли комики. И не только в соседней Украине. В Испании, Италии политиками разного уровня становятся комики.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/20/ushel_...

36 Однако книга О. Сулейменова “Аз и я” вышла задолго до перестройки и вызвала к себе повышенный интерес. 37 Этому способствует гораздо большая степень занимательности и “красиво­сти” продукта ФХ по сравнению с реальными историческими событиями. 38 Кажется, что именно о ситуации с Фоменко прозорливо сострил в тех же 60-х скромный переводчик, писавший “для домашнего употребления” юмористические повестушки и снабжавший их вымышленными эпиграфами. Вот один из них: Результаты новейших раскопок показывают, что Ярослав Мудрый был далеко не так мудр, как это принято считать. — “Русская история в кратком переложении для зубных техников”. 39 В курсах истории древних народов или языков Средиземноморья нередко содержится увлекательное описание того, как устанавливались правила чтения текстов (с помощью чтения тех или иных имен собственных) на основе греческих транслитераций, то есть письменной фиксации этих имен в греческих текстах. При этом отмечается, что скрупулезность греков в этом вопросе превыше всяких похвал. 40 В библеистике существует предположение, что, возможно, ранняя редакция Евангелия от Матфея была написана на арамейском или на еврейском. Однако и в таком случае греческая редакция последовала настолько рано, что никаких реальных предпосылок к забвению географии быть не могло. 41 К сожалению, преподавание древнерусской литературы и истории в школе такой возможности, как правило, не дает. 42 Очень многие “новые” теории в философии, а не только в истории, сводятся в конечном итоге к опровержению христианства и к декламациям на тему “роковой” роли Церкви в истории человечества. 43 Примечательная “новая” религия, зародившаяся среди папуасов Новой Гвинеи — карго — культ учит, что вся совокупность материальных благ (она содержится в некоем “высшем” мире) исконно принадлежала духам предков папуасов, но духи белых обманом захватили ее и теперь приходится отвоевывать свое добро сложными ритуалами. Например, в горах устраивается ложный аэродром, зажигаются костры. Самолет в темноте идет на посадку, разбивается, и его груз достается адептам карго-культа. И получается, что учение карго всесильно, потому что верно, а параллелизм в идее отобрать то, что было (якобы) присвоено, налицо.

http://pravmir.ru/son-razuma-porozhdaet-...

В крайне неблагоприятных условиях, в которых исторически развивалась национальная экономика России, именно человеческий фактор всегда играл ключевую роль. Ставка на человека, а не на технику, не на деньги, - вот самый продуктивный и эффективный подход к экономике в нашей стране. Там и тогда, где и когда он реализовывался, экономика развивалась даже вопреки природно-климатическим, геополитическим или каким - либо иным неблагоприятным факторам. Именно поэтому в нашей стране гораздо раньше, чем в европейских странах, стала актуальной проблематика социальной ответственности бизнеса перед обществом. Вспомним хотя бы такой факт: первой в истории данного вопроса специальной научной работой в мировой и отечественной экономической литературе стала книга нашего соотечественника - русского экономиста В.Г.Яроцкого " Экономическая ответственность предпринимателей " (1887г.). А уже в начале ХХ в. эта проблематика становится едва ли не центральной в отечественной экономической науке. Известный русский экономист И.И.Янжул в своей знаменитой статье " Экономическое значение честности: забытый фактор производства " (1906г.) прямо напишет: " Тот народ, который честен, тем самым силен не только нравственно, но и экономически " . И действительно, экономика России традиционно (не смотря на отдельные периоды духовно-нравственной смуты) была более нравственной и гуманной, чем экономика просвещенных европейских стран. Тут нам опять могут возразить, что, дескать, на Руси человека власть " ни в грош не ставила " , что человеческая жизнь не представляла сколько-нибудь значительной ценности. Да вранье все это! Пусть подобные " критики " почитают " Русскую правду " . Еще в XII в. там было прописано, сколько и какая жизнь стоит: за убийство простого крестьянина на виновника налагался штраф в 20 гривен, за убийство тиуна 40 гривен и т.д. Ярослав Мудрый, составивший первую часть " Русской правды " знал, что делал. Ведь гривна весила до 400 граммов серебра. Так сколько же стоила жизнь простого крестьянина? Полпуда серебра - вот сколько она стоила. Много это было или мало? По тем временам - очень много. Достаточно вспомнить арию юродивого из оперы " Борис Годунов " . Современному россиянину плохо понятно то отчаяние, с которым юродивый сокрушается об отобранной у него злыми мальчишками копеечке. А ведь на эту самую копеечку он мог бы жить целую неделю. Ведь целая курица или десяток яиц стоили всего одну копейку. А сколько таких копеечек можно было начеканить из одной гривны серебра!

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Безымянному монаху вторит составитель «Повести временных лет» под 1038 годом: «Велика бо полза бываеть от ученья книжнаго; книгами бо кажеми (наставляемы) и учими есмы пути покаянию, и мудрость бо обретаемъ и вьздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рекы, напаяющи вселенную всю, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, си суть узда вьздеръжанию. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей. Иже бо часто кто чтеть книгы, то беседуеть с Богомъ или святыми мужьми. Почитая пророчькыя беседы, еуангелская учения и апостолская, и житья святыхъ отець, вьсприемлеть души ползу велику» . Праведник управляется и удерживается книгами, а потому не обходится он без повседневного чтения книжного, и его ум постоянно и везде стремится к чтению книжному. Поэтому и создавались рукописные конволюты – «изборники». А благочестивым примером (по)читателя книг выступает в древнерусской летописи Ярослав Мудрый, который «… и книгамъ прилежа, почитая (их) часто в день и вь нощи…» . Как красота воину – оружие, а кораблю – паруса, так и праведнику ­– книги, то есть духовное чтение. «Узда коневи правитель есть и въздьржяние, правьдьнику же книгы». Понимается же прочитанное – очами духовными: «Отъкрый бо, рече, очи мои, да разумею чюдеса отъ закона Твоего, очи бо, глаголетъ, розмыслъ сердечьный». Что есть «розмыслъ сердечьный», то есть очи духовные? Это – ум, пребывающий в сердце. Об этом свидетельствует популярная на Руси «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Сотворив мир невидимый, горний и «умные чинове» на семи небесах – ангельские чины, Творец создает дольний, видимый мир – солнце, луну и звезды, а на земле – «созда человека по своему образу и от своего трисолнечьнаго Божества подобие тричислено дарова ему: умъ , и слово и духъ животен. И пребывает в человецех умъ , яко Отецъ слову; слово же исходит от него, яко Сынъ посылаемо; на нем же почиет Духъ, яко у коегождо человека изо устъ слово без духа исходити не может, но духъ с словом исходит, ум же началствует» .

http://pravoslavie.ru/4506.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010