Илариону, бесспорно, принадлежат также дошедшее до наших дней «Исповедание веры», произнесенное им при архиерейской хиротонии и поставлении Митрополитом, и «Молитва», в которой возносится благодарение Богу за просвещение Руси светом Евангельской истины. В одних списках этот текст помещается как самостоятельное сочинение, в других он присовокупляется к «Слову о законе и благодати». Есть еще ряд литературных памятников, чья принадлежность перу святителя Илариона вызывает сомнение: «Слово на обновление Десятинной церкви» «К старейшему ми брату-столпнику», «Поучения к отрекшимся мира», «Поучение о пользе души». Академик Д. С. Лихачёв считал Митрополита Илариона автором сочинения под названием «Сказание о распространении христианства на Руси», которое, по его предположению, послужило одним из важнейших источников Начальной летописи. Митрополит Иларион был, вероятно, также участником переводческой деятельности, которую организовал Ярослав Мудрый. На время правления Ярослава Мудрого приходится и составление первых летописных сводов На время правления Ярослава Мудрого приходится и составление первых летописных сводов, составивших основание знаменитой «Повести временных лет», окончательный текст которой сформировался уже только в начале XII века и вошел затем с небольшими разночтениями в Ипатьевскую и в Лаврентьевскую летописи. Научную концепцию формирования состава «Повести временных лет» разработал в начале XX века академик А. А. Шахматов. И основные ее положения остаются непоколебленными до сих пор, так что позднейшие версии ее генезиса либо содержат лишь дополнительные детали, уточняющие схему Шахматова, либо, когда существенно расходятся с нею, обнаруживают свою несостоятельность. По Шахматову, древнейший Киевский свод составлен книжными монахами при дворе Митрополита Феопемпта в 1030-е гг. В его основу легли переводы византийских хроник и местные исторические предания. Параллельно в те же годы была составлена при архиерейском доме в Новгороде Новгородская летопись, которая основана на преданиях, в основном отражавших события, происходившие в этом городе и на севере Русской земли, включая и рассказ о призвании Рюрика. В 1050-м г. в Новгороде в результате контаминации «Киевского свода» и Новгородской летописи был создан «Древний Новгородский свод» . Дальнейшая эволюция летописных сводов выходит уже за хронологические рамки правления Ярослава Мудрого.

http://pravoslavie.ru/158555.html

Андрей Полонский: «Братские войны» быстро залечивают свои раны 31.05.2022 14:25:40 «Братья», «не-братья», «братоубийственная война» – эти риторические фигуры использовались в пропаганде последние восемь лет. Вы нам не братья, а мы вам не сестры, – спела какая-то не слишком талантливая девушка в украинском национальном костюме. «Вы посягнули на волю братского народа», – вопили либералы. Между тем с «братскими войнами», братскими конфликтами и братским соперничеством все не так просто. Каждый из нас знает: самые ожесточенные ссоры – между своими, когда похожий язык, схожие привычки, всем понятные сильные стороны и слабости, достоинства и недостатки. Тут если уж нашла коса на камень – дело надо разрешить окончательно и бесповоротно, до полной ясности. Иначе оно никогда не закончится миром. О непростых отношениях братьев говорит нам и мировая культура. Каин убивает Авеля уже на первых страницах Книги Бытия. Не менее символична история Исава и Иакова, борьба за право первородства. Обман, подлог и ревность – всё это было в ходу между братьями с начала времен. Точно так же, как любовь, самопожертвование и солидарность. Подобный исторический миф присутствует в каждой крупной национальной традиции. В нашей, общей с украинцами, истории – это летописный рассказ о киевском князе Святополке Окаянном, верном союзнике поляков, и убиенных им без вины и повода братьях – князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе, ставших первыми национальными святыми и покровителями русского воинства. Но был и четвертый брат, новгородский князь Ярослав Мудрый, который отмстил за погубленных сородичей, выбил Святополка из Киева и подарил Древней Руси эпоху спокойствия и процветания. История нового и новейшего времени знает множество эпизодов «братских войн», когда люди, говорящие на одном или родственных языках, исповедующие одну или близкие религии, связанные множеством личных историй, общественных, культурных и хозяйственных интересов, вдруг в силу тех или иных обстоятельств, того или иного обольщения, эпизода, ложного выбора или враждебной пропаганды, оказывались злейшими врагами. Такие «братские войны» всегда имели черты гражданских, но могли идти и с полным презрением к государственным границам, часто мнимым и произвольным.

http://radonezh.ru/2022/05/31/andrey-pol...

На чем же конкретно " базируются " исторические " прозрения " академика в области математики? Какую небывалую ошибку обнаружил он в области науки, весьма далекой от круга его профессиональной деятельности? Почему так смело и безапелляционно тасует он все даты событий мировой истории, совмещает необходимые личности в одном лице и вообще считает, что до него все историки были заведомыми лжецами, фальсификаторами и идиотами? " Теоретическое " обоснование всех этих благоглупостей весьма примитивное: А. Т. Фоменко пришел к выводу и пытается всех убедить в том, что первый обширный звездный каталог " Альмагест " , составленный знаменитым астрономом II века до н. э. Клавдием Птолемеем, датируется X веком — и все даты истории человечества надо, соответственно, " омолодить " примерно на тысячу лет. Дело в том, что в " Альмагесте " приведены координаты (долгота и широта) для 1020 звезд; астрономы знают, что долгота звезд увеличивается на 1 градус за каждые 72 года — и это позволяет по современным координатам вернуться к " начальной точке отсчета " , отвечавшей времени создания звездного каталога. Современные расчеты по координатам долгот звезд, перечисленных в " Альмагесте " , указывают на I век н. э. Небольшие расхождения объясняются вполне естественными для того времени " техническими " ошибками Птолемея при массовых замерах координат звезд. Но Фоменко пользуется расчетами не по долготам звезд, что дает точные результаты, а лишь по широтам, где точность вычислений очень мала. По мнению профессора Ю. Н. Ефремова, заведующего отделом Государственного астрономического института им. Штернберга при МГУ, А. Т. Фоменко, чтобы избежать расчетов по долготам звезд, пошел на прямую фальсификацию данных Птолемея и заявил, что в " Альмагесте " , якобы, нет указаний на точку начала отсчета долгот. Однако достаточно открыть седьмую часть одиннадцатой книги " Альмагеста " , чтобы прочитать точное указание на Овен, как на первый знак Зодиака в системе координат по долготе. Более того, иной вариант просто невозможен, поскольку точка весеннего равноденствия проходит 12 знаков Зодиака за 26 000 лет и сдвиг датировки возможен лишь на 2160 лет в расчете на один знак (25 000 : 12=2160 лет). Поэтому если координаты звезд " Альмагеста " не привязать к Овну, то следующая ближайшая дата его составления... XXIII век!

http://pravoslavie.ru/733.html

Теперь Владимир меняет форму. Убежденный духовенством, он вводит наказания за преступления в первую очередь предусматривающие возможность исправления преступника, но и защиту того человека, который нуждается в ней. Киев, а потом и другие города Руси покрываются сетью домов призрения, заведений, где нищие, голодные, убогие, больные получают лечение, кров и еду. Раздачи пищи народу. Образовательная система. Внук Владимира Всеволод, сын Ярослава, владел 5 иностранными языками, собирает огромную библиотеку. Ярослав Мудрый уже очень образованный человек, хотя сам Владимир безграмотный. То есть взрывообразный рост культуры. Строительство храмов. При пожаре в Киеве при Ярославе погибают 60 церквей, значит, сколько их было уже к тому времени. Этот процесс изменения имеет ярко выраженный политический характер. Я уже сказал о выкупе пленных, но не только это. Меняется отношение к гражданскому населению. Мы не знаем, как это было раньше. Может, это когда-то было, но городов не было. Теперь и города, и села управляются местным самоуправлением. Всюду появляется вече, то есть князь правит вместе с народом, вместе с вече. Да княжеская власть сохраняется, да это власть варяжских князей, да она передается по наследству в родстве Рюрика, но уже народ принимает участие в управление, он часть властной системы. Это новость. Второе. Новые законы, законы Ярославы, говорят о частном землевладении общины, а на север, в Новгороде, Пскове и своеземцы – частное, частнособственническое владение одного человека или одной семьи на землю. Земля, которая по традиции варягов-язычников всегда считалась собственностью князя вся, поэтому свободные людины превращались в арендаторов. Теперь земля возвращается, они опять собственники земли. А вы понимаете, что на самом деле собственность для обыденной жизни самое главное. Если ты возвращаешь собственность и отказываешься от гарема, значит, ты действительно серьезно изменился. Легко говорить и даже свечку зажечь и постоять с ней в храме. Трудно вот эти вещи сделать: область собственности и область физических утех – это самые трудно преодолеваемые вещи для обычного человека. И мы видим здесь преображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Комедией безграмотности» назвал инцидент историк Андрей Ганжа, присутствовавший на презентации. На вопрос П.П. Толочко: читали ли они, устраивающие погром, его книгу, загодя объявленную «сепаратистской», гопники ответили отрицательно, но выразили полную уверенность в том, что таковой она и есть. Таким образом, понося «проклятое советское прошлое», потенциальные «младоевропейцы» действовали в худших традициях пресловутого «совка»: «не читал, но осуждаю». Здесь уместно вспомнить Рэя Бредберри с его знаменитой формулой: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их». Ну и, конечно же, Дитриха Бонхёффера, учёного-теолога: «Глупец всегда уверен в своей правоте» (вывод, напомним, был навеян ему наблюдениями за событиями в нацистской Германии, непосредственным свидетелем которых он был). Так что мнение Дитриха Карловича (кстати, сына знаменитого - вдвойне авторитетно. Правда, уходя, каждый из ультрас взял себе по экземпляру издания: «на сувенир», как было пояснено. Здесь невольно-ассоциативно мгновенно всплывает в памяти фраза из Стругацких: «зачем вам подорожняя, хамьё? Вы же неграмотны». Но во глубине души теплится и иное: а вдруг таки прочтут? Да, глядишь, и поумнеют. Ведь жизнь, согласно высказыванию Карла Крауса, «усилие, достойное лучшего применения». Гораздо лучшего, чем слепо бить горшки на чужих презентациях. Особенности национального историка Избитая фраза: «в особых представлениях не нуждается», как нельзя лучше применима к Петру Петровичу Толочко. Или всё же нуждается? Сделаем это на всякий случай. Он действительно один их старейших учёных Украины (21 февраля ему исполняется 79 лет, с чем сердечно мэтра и поздравляем, желая доброго здоровья и долгих творческих лет жизни). Он профессор, академик НАН Украины, без малого 30 лет бессменный директор Института археологии НАН Украины, почти столько же - ответственный редактор научного журнала «Археология», в 1993-1998 годах - вице-президент НАН Украины. Автор около четырёх сотен (!) научных работ, в том числе 25 монографий, среди которых памятны «Историческая топография древнего Киева», «Древний Киев», «Исторические портреты», «Летописи Киевской Руси», «Владимир Святой - Ярослав Мудрый», «От Руси к Украине» и другие, что логично расценивается, в одной из справок, как «весомый вклад в решение актуальных проблем истории восточных славян, Киевской Руси и украинского средневековья» (сочетание двух последних слов, правда, несколько режет слух - ибо средневековья собственно «украинского» никогда и не было; до возникновения Украины, как таковой, надлежало ещё потерпеть от времён Владимира Святого столетий этак девять, когда 9 января 1918 года самопровозглашённая УНР объявит о столь желанной её создателям «независимости», и «государственности»).

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/26/...

Если в основе единения племен славяно-русских лежала вера, то усилению и духовному росту государства содействовало законодательство – тем более, чем лучше оно восприняло учение Христово. До христианства Русь не имела писанного закона. Правовые отношения определялись обычаем и властью князя, который не всегда был верен добрым примерам своих предков и нередко действовал или по личным склонностям, или по требованию исключительных обстоятельств. Христианство , выяснив понятие о человеке, положило одну основу его нравственной жизни и по ней определило взаимные общественные отношения. Евангелие и было у нас первым писанным законом. Но это был закон основной; по нему требовалось составить закон общественный – применительно к местным условиям жизни новых христиан и прежде всего установить жизнь церковную. Этому отвечал уже готовый кодекс церковного закона, Византийский Номоканон. Однако это был кодекс Византийский и его нужно было переделать и восполнить по-русски. И вот сам великий князь Владимир первый издает церковный Устав. Как первоначальный, Устав Владимира не мог строго разграничить церковных дел от гражданских и подчинил многие гражданские дела ведению церковной власти. Таким образом, первое законодательство и, вместе, жизнь народа на первое время были в большой зависимости от церковной власти и потому естественно народная жизнь в первое же время христианства на Руси, беспрепятственно со стороны других влияний, проникалась духом Евангелия. Постепенно, по требованию духа Евангелия, изменялось и обычное право, и характер княжеской власти. Последующее русское законодательство выделяло мирское из круга церковной подсудности, но само все-же стояло под сильным влиянием духа Евангелия. Преемник Владимира, Ярослав принужден был в своей «Правде» утвердить коренной обычай языческой Руси – право личной и родовой мести, противное и духу христианства, и цели общежития, но освященный веками; тем не менее, мудрый законодатель старался, по крайней мере, уменьшить зло, дозволив личную месть только ближним родственникам и притом в случае смертоубийства; за прочие же преступления установил денежную пеню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Глава VII Утверждение немецкого владычества в Ливонии. – Войны немцев с русскими. – Падение Пскова. – Удаление Александра из Новгорода. – Возвращение его в Новгород и война с немцами. – Освобождение Пскова. – Ледовое побоище. – Небесная помощь. – Религиозный характер борьбы. – Мир с немцами. – Значение Чудской победы Радуйся, злых козней иноверия, подвигших чуждую рать на землю нашу, разрушителю. Радуйся, Пскова, отечества Святыя Ольги, свободителю. Радуйся, ненавидевших мира умирителю. (Акаф., ик. 5) Немедленно после победы над шведами Александру Ярославичу пришлось бороться с другими еще более опасными врагами – немцами 119 . На восточном побережьи Балтийского моря, там, где теперь Лифляндская и Эстляндская губернии, с незапамятных времен жили финские и латышские племена. Этот край, известный под общим названием Ливонии, находился в зависимости от русских, – от Новгорода и полоцких князей. Там находились издавна русские владения. Ярослав Мудрый построил здесь город Юрьев. По берегам Двины полоцким князьям принадлежали две волости с городами Кукейнос и Герсик. Благодаря сношениям с русскими, туземцы постепенно знакомились с их верой и обычаями. Можно было надеяться, что весь край понемногу сделается русским православным. Но вот в XIII столетии здесь впервые появились немцы и стали силой принуждать ливонцев креститься. Папа объявил против них крестовый поход, обещая отпущение грехов всем участникам похода. Второй немецкий епископ Бартольд прибыл в Ливонию с значительным отрядом. – Отпусти войско домой! – говорили ему туземцы. – Убеждай словами, а не палками! 120 Но немцы не послушались ливонцев. На место убитого в бою Бартольда явился также во главе крестоносного ополчения новый епископ Альберт. Этот замечательный человек отличался железной волей и необыкновенно проницательным и хитрым умом. Его энергия поистине изумительна. Вполне справедливо считают его главным основателем немецкого владычества в прибалтийском крае. В 1200 году Альберт основал при устье Двины город Ригу и населил его вызванными из Германии жителями, но скоро он придумал другое более верное и быстрое средство овладеть краем – основание ордена Воинствующих братий. То были иноки, дававшие Богу, между прочим, обет распространять оружием католичество. Таких военно-монашеских обществ было уже несколько в распоряжении пап. Иннокентий III благословил предприятие Альберта, и в 1202 году основан был орден Меченосцев. Иноки-воины должны были носить белый плащ с красным мечом и крестом. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

И они, чтобы было обоюдное признание, отдали Забайкалье в «окормление» буддистам. И около двухсот лам пришло из Тибета и Монголии. И вот, они пришли, миссионеры, ассимилировались, принесли свои книги и из шаманистского народа сделали буддистский народ. А буряты как были бурятами, так и остались – шаманисты они или буддисты. Как у русских – жили-жили, князь Владимир пришел, Православие приняли. Народ сам выбирает себе веру, но остается самим собой. – И это подтверждает ваш тезис о пользе просвещения. Стала бы Россия православной без просвещения? Князь Владимир, Ярослав Мудрый занимались просвещением народа – храмы, книги, школы, скриптории... Мне кажется, сегодня потребность в просвещении ничуть не меньше, чем тысячу лет назад. Как священник, вы видите плоды христианского просвещения? – Разумеется. Только тут нужна осторожность: каждому времени свойственно что-то свое, каждое поколение отличается от предыдущего. Например, поколение нынешних бабушек и старых священников – они пришли, чтобы храмы построить, чтобы богослужения восстановились. А сейчас новое поколение появляется, и акцент другой: внутреннее укоренение в христианстве, акцент на осознанное следование заповедям Божьим в повседневной жизни, на просвещение, образование. Тогда нужно было формирование внешней стороны, а здесь копают глубже. Но дух и там, и там один и тот же. – Вы это видите своими глазами? И осознанная потребность в образовании есть у бурят? – Конечно! Это аксиома, принцип, без этого никак невозможно. Кроме того, давайте не забывать, что у каждого человека есть тяга к Богу. Наша задача – что священника-миссионера, что любого христианина – помочь этому человеку найти путь ко Христу. – Как это можно сделать? – Совсем не только и совсем не всегда исключительно интеллектуальными упражнениями. Иногда добрый взгляд, искренняя помощь, слово утешения помогут человеку приблизиться к Христу. – То есть чтобы я привел кого-то к Христу, мне самому нужно быть рядом с Ним? – А как же! Рейтинг: 10 Голосов: 365 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наташа 9 марта 2023, 19:59 Спаси Господи! Храни всех Бог! Дай Бог, чтобы автомобиль у Вас появился надёжный! Он Вам очень нужен! Василий 9 марта 2023, 09:17 Я православный бурят из Петербурга, и всегда очень радуюсь таким новостям про мой народ и мою республику. Спаси Господи владыку Савватия, начавшего труды по духовному возрождению Бурятии! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/151351.html

От них в некоторой степени даже зависело, какого князя пригласят править в Киев. Чёрные клобуки Поросья имели в качестве своей столицы городок Канев, а затем – Торческ. Только после монгольского нашествия черные клобуки Поросья были окончательно ассимилированы славянами. Тюркское происхождение и сегодня заметно у многих украинцев. На северо-западе Древней Руси подобной периферийной областью изначально была Прибалтика. В «Повести временных лет» сказано: «А се суть инии языце [народы], иже дань дают Руси: Чудь [эсты, предки нынешних эстонцев], Ям [фины], Литва, Зимегола [земгалы, одни из предков нынешних латышей], Корсь [курши], Нерома [жмудины], Либь [ливы]». Таким образом, племена Прибалтики были зависимы от Руси и платили дань. При необходимости эта зависимость подтверждалась силовыми методами, например, походами княжеских дружин. В этом отношении в IX-X веках племена Прибалтики не отличались от большинства славянских племен Древней Руси. Так, древляне имели своих правителей (князь Мал), платили дань великому киевскому князю. При попытке изменить сложившуюся ситуацию (убийство киевского князя Игоря) княгиня Ольга организовала военный поход, сожгла древлянскую столицу Искоростень и восстановила зависимость древлян от Киева, тогдашней столицы Древней Руси. Подобное мы наблюдаем и в Прибалтике. Выше отмечалось, что местные племена платили дань Руси. В качестве подданных они принимали участие в военных походах русских князей. Так, в русско-византийском договоре 944 года в числе послов Руси был упомянут также ятвяг Гунарев. Племенной союз ятвягов также был периферийной областью Древней Руси. Отказ платить дань или иная попытка обособиться пресекалась силовым методом. В летописях сохранились сведения о походе князя Владимира на земли племени ятвягов в 983 году. На ятвягов в 1038 году ходили дружины князя Ярослава Мудрого, снова утвердив власть Руси над этим племенем. В 1040 году князь Ярослав Мудрый совершил поход на Литву, подчинив её. В 1044 году он совершил вторичный поход на Литву, попутно основав город Новогрудок в качестве оплота Руси на северо-западных окраинах.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

     Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнется междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол – и сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани. И мы знаем, что возмездие все-таки придет: старший брат, Святополк, погибнет, и в Киеве воцарится другой брат Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Ученые пытаются ответить на вопрос, почему князь Владимир крестил Русь, почему он принял Православие. Многие склонны видеть в этом поступке только проявление мудрости и прагматизма, не что иное, как политический ход: мол, выгодно было киевскому князю принять христианство и породниться с византийским двором. Это глубочайшее заблуждение. Князь Владимир не просто сделал выбор в пользу дружбы с Византией – он принял Христа. Мы знаем, что он изменился до неузнаваемости. Ничего не осталось от того разгульного князя, который поражал своей жестокостью и распутством. Владимир стал особенным человеком, и народ прозвал его Красным Солнышком. И доказательством глубокой духовной перемены, которая произошла во Владимире, явилась страстотерпческая кончина его сыновей. Христианство было принято всерьез и не в связи с прагматическими соображениями. Это был духовный выбор князя Владимира, его семьи, а впоследствии и всего нашего народа. И замечательно, что первыми святыми стали страстотерпцы, которые засвидетельствовали перед всей историей – в том числе перед нами, их далекими наследниками, – что выбор был принят всем сердцем и всем умом и что христианство вошло в плоть и кровь нашего народа. Из проповеди на молебне в Смоленске, у памятного знака, сооруженного на месте

http://pravoslavie.ru/81730.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010