Издание «Русской Правды», как видим, было великим делом Ярослава Мудрого. «Русская Правда» и теперь служит дорогим памятником, свидетельствующим о влиянии христианской веры на нравы русского народа, о жизни и быте нашего народа и его общественном устройстве. Завещание Ярослава. Ярослав Мудрый пред смертью разделил русскую землю, которой правил один, между пятью своими сыновьями. Старшему Изяславу он дал Киев и Новгород, Святославу – Чернигов и Муром с Рязанью, Вячеславу – Смоленск, Всеволоду – Переяславль и Игорю – владимир-волынскую область. Умирая, Ярослав собрал всех своих сыновей и дал им такое завещание. «Вот я отхожу от этого света, дети мои»! говорил он. «Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга. Свой стол-Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу: слушайтесь его, как меня слушались; пусть он будет вам вместо меня». А обращаясь к старшему сыну – Изяславу, Ярослав дал ему лично следующее завещание: «если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному». С того времени земля русская надолго разделилась на несколько уделов, и между князьями нашими начались споры и усобицы. Владимир Мономах . Смуты и междоусобия князей непрерывно продолжались во все время, когда великокняжеский престол киевский занимали один вслед за другим сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод. Сначала Святослав, князь черниговский, сговорившись с братом своим Всеволодом, князем переяславским, выгнал из Киева Изяслава и сам сделался великим князем. Когда Святослав умер, то Всеволод, отличавшийся между своими братьями самым мирным и спокойным характером, не хотел обижать старшего брата Изяслава. Он отдал ему Киев, а себе взял Чернигов. Но недолго мир царил между русскими князьями. Сын умершего Святослава не хотел, чтоб его отцовский черниговский удел доставался дяде его Всеволоду. Поэтому он, подговорив других князей и призвав на помощь диких половцев, пошел с ними войною против Всеволода. Олег разорил черниговскую область и прогнал из Чернигова Всеволода, который бежал к своему брату Изяславу в Киев. Изяслав заступился за Всеволода и братья пошли на Чернигов. Произошла кровопролитная битва между войсками враждовавших князей. Войска Олега Святославича были разбиты, но во время сражения был убит Изяслав. Его место на великокняжеском престоле занял Всеволод. Он был набожен, правдив и всею душою заботился о бедных и несправедливо обиженных. Несмотря на это, княжение его в Киеве было еще более беспокойно, чем в Переяславле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Ярослав Мудрый . Киевским князем стал четвертый сын Владимира святого – Ярослав , который получил в народе прозвание Мудрого (правил с 1016 по 1054 г.). При нем Русь получила первый свод законов под названием «Русская Правда» . В нем еще сохранялись некоторые старые языческие обычаи, как, например, родовая месть, но они были ограничены: разрешалось мстить не всему роду обидевшего, а только ближайшим родственникам, брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю. За уголовные преступления полагалось отнимать имущество, платить штрафы, но не было смертной казни, чтобы не отнимать у преступника возможности покаяться. Следствие велось очень тщательно, вызывали свидетелей и, если дело было неясным, обвиняемых испытывали водой или железом. При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки, и если он при этом робел, то проигрывал дело. При испытании железом обвиняемый должен был поклясться в своей невиновности, держа раскаленное железо в руках. «Русская Правда» часто переписывалась и с течением времени дополнялась и изменялась, но это была первая попытка установить законы христианского государства. Кроме того, Ярослав известен своей заботой о росте и укреплении Церкви на Руси. Он был усердным храмостроителем и собирателем церковных книг, которые сам, в отличие от своего неграмотного отца, читал и высоко ценил. Он также положил начало на Руси образованию, открыв в Новгороде школу, куда было собрано до трехсот мальчиков «в ученье книжное», как думают историки, с целью подготовки своего, русского духовенства. Владимир Мономах . Внук Ярослава (правил в 1113–1125 гг.), мужественный, скромный, милостивый Владимир, был настоящим князем-христианином. Он призывал враждующих князей к миру, устраивал съезды, чтобы поделить княжества с общего согласия. Он оставил замечательное поучение детям, в котором завещает им верить в Бога, молиться Ему, каяться в грехах, всю жизнь трудиться, защищать слабых и держать свое слово. Мать Владимира была греческой царевной из императорской фамилии Мономахов, и есть предание, что греческий император прислал ему шапку, украшенную драгоценными камнями. Впоследствии российские цари во время венчания на царство стали возлагать на себя, как венец, «шапку Мономаха».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

279 В отличие от мощей св. Адальберта Пражского, также выкупленных Болеславом I и ставших польской государственной реликвией, дальнейшая судьба мощей Бруно неизвестна. 282 И в других местах своей «Хроники» Титмар неоднократно указывал на нежелание восточносаксонской знати вести войну с Болеславом I, что отчасти объясняется родственными связями польского князя (см. примеч. 241, 247; Назаренко 1993. С. 157. Коммент. 41). 283 Киевский князь Ярослав Владимирович (Ярослав Мудрый), в 1016 г. изгнавший из Киева брата Святополка, который искал помощи у своего тестя польского князя Болеслава I. Титмар – единственный источник, в котором сообщается, что Ярослав ответил на это союзом с германским императором Генрихом II. 285 В «Новгородской первой летописи» под тем же 1017 г. сообщается о походе Ярослава к Берестью на русско-польской границе (НПЛ. С. 69, 180). Вероятно, именно Берестье, оставшееся под властью Святополка, и было тем городом, о взятии которого Ярославом говорит Титмар. Странным образом, в науке закрепилось совершенно неверное понимание этого места Титмаровой «Хроники», когда слова «nil ad urbem possessam proficisse» переводятся как «ничего не сделал для овладения городом» (см. литературу: Назаренко 1993. С. 157–158. Коммент. 42). И в последнее время ряд исследователей, споря с нами, продолжают настаивать на такой трактовке текста (Рорре 1995. Anm. 67; Свердлов 2003. С. 332). В этой связи еще раз хотим подчеркнуть, что речь идет не об историческом вопросе (интерпретации событий 1017 г.), а о чисто лингвистической адекватности перевода, в отношении которой никакие собственно исторические контраргументы не могут иметь никакого значения. Слова «ad urbem possessam» просто нельзя понимать как «для овладения городом»; в таком случае следовало бы написать «ad urbem possidendam», как и выражается Титмар в других местах (например, II, 6: «ad urbem Mogontiam possidendam»). Если современные медиевисты могут позволить себе путать пассивное причастие прошедшего времени с герундивом, то по отношению к выученику магдебургской кафедральной школы Титмару это вряд ли мыслимо. Ср. 45, примеч. 1027.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь очевидно, что устав Ярославов есть не повторение устава Владимирова, а как бы продолжение его и подробнейшее раскрытие и представляет собою шаг вперед в истории нашего церковно-гражданского законодательства. Святой Владимир определил в своем уставе главные предметы церковного суда в России на основании греческого Номоканона, и если сделал некоторые изменения и дополнения от себя, то согласно с духом того же Номоканона и Моисеевых законов, входивших в состав его. Великий князь Ярослав, кроме того что, опираясь на началах греческого Номоканона, подробнее изложил многие предметы церковного суда, означенные в уставе Владимировом, и присоединил к ним новые, применил еще свой церковный устав к началам гражданского законодательства, действовавшего тогда в России,— разумеем систему выкупов или денежных взысканий за преступления ,— и некоторые преступления подчинил суду не только духовной, но и гражданской власти. При таком характере Ярославов устав в приложении мог иметь благотворнейшие действия, нежели устав Владимиров. Преступления семейные и противные чистоте нравов до обращения русских к Христу едва ли и считались за преступления и вообще не преследовались законом, потому для искоренения их в народе, недавно просветившемся святою верою и грубом, когда они подчинены были суду Церкви, недостаточными казались одни меры духовные — епитимии, а необходимы были и наказания внешние; и вот мудрый Ярослав обложил эти преступления денежными пенями. Некоторые преступления, подчиненные суду церковному как нарушавшие правила нравственности христианской и самые уставы Церкви, в то же время были противны и общественному порядку, и благоустройству, и Ярослав для пресечения этих преступлений определил за них сугубые денежные пени в пользу духовенства и в пользу князя, а иногда и казнь гражданскую. Но, с другой стороны, в этом же самом характере устава Ярославова заключалась для него и двоякая невыгода. 1) Будучи применен к системе денежных взысканий, господствовавшей у нас в известное время, он не мог иметь такого обширного, повсеместного и продолжительного употребления в Церкви, как устав Владимиров, не привязанный своим содержанием ни к какому определенному месту и времени: известно, что сама денежная система от дней Ярослава у нас непрерывно изменялась и даже в разных княжествах была различна. 2) Если же оставался по местам в употреблении и после того, как означенная система взысканий вместе с денежною изменилась, то неизбежно должен был подвергаться изменениям и искажениям. Отсюда легко объяснить, почему устав Ярославов встречается гораздо реже в древних Кормчих и других памятниках нашей письменности, нежели устав Владимиров, и почему первый является до того измененным, например в так называемой западной его редакции, что почти невозможно узнать его .

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благоверная Анна Новгородская — принцесса викингов, ставшая русской святой 8 мин., 23.02.2024 Благоверную Анну Новгородскую, больше известную ее современникам под именами Ингигерды или Ирины, можно без преувеличения назвать самой выдающейся женщиной эпохи. «Я ей не доверяю, потому, что она умнее конунга, но не хочу уклоняться от беседы с нею», — говорил о княгине норвежский военачальник Эймунд Рингссон. Житие Анны Новгородской Церковное предание говорит, что имя Анна вторая жена Ярослава Мудрого шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина), получила после принятия уже на закате своей жизни монашества. Сам святой благоверный князь Ярослав прославился как мудрый правитель: хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, он, по словам летописца, воевать не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, святой князь Владимир, Креститель Руси, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения. Супруга была под стать ему: «Я ей не доверяю, потому что она умнее конунга (князя Ярослава. — Прим. ред. ), но не хочу уклоняться от беседы с нею», — говорил, как передает одна из саг, Эймунд Рингссон — норвежский военачальник, который командовал наемной дружиной на службе князя Ярослава. Алексей Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда Ингигерда родилась в 1001 году и была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. Дома она получила прекрасное образование, много изучала Священное Писание и знакомилась с основами государственного управления. Считается, что Ингигерда знала с детства славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя (ободриты — союз славянских племен в VII–XII bb. — Прим. ред. ). Оказавшись на Руси, она взяла себе имя Ирина. Ингигерда была плоть от плоти своего сурового и воинственного народа, сильной и решительной: в скандинавской саге «Прядь об Эйдмунде» говорится, что Ярослав послал ее лично возглавить войско, отправленное им против полоцкого князя Брячислава. Позже, оказавшись в плену, она выступила миротворцем в споре между обоими князьями. Впоследствии ей же отводилась роль арбитра в спорах между этими правителями.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

Гораздо справедливее сопоставить учреждение училища с общею характеристикой Ярослава у летописца. «И бе Ярослав – свидетельствует летописец – книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне, и собра писцы многы, и прекладаше от Грек на Словеньское писмо и писаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся верни людье, наслажаться ученья божественного». Сам же летописец ставит просветительную деятельность Ярослава в связь с деятельностью св. Владимира. «Якоже бо се некто землю разорет, другый же насеет, ини же пожинают и ядят пищю бескудну, тако и се: отец бо сего, Володимер, взора и умягчи, рекше крещением просветив; се же (Ярослав) насея книжными словесы сердца верных людий, а мы пожинаем, ученье приемлющее книжное». Мудрый сын продолжал великое дело славного отца. Следует заметить, что и до Ярослава в Новгороде уже было училище. Под тем же 1030 г. в Новгородской летописи отмечено: «Преставися Аким новгородский (епископ), и бяше ученик его Ефрем, иже ны (т.е. летописца, с другими) учаше 23 , а у Татищева добавлено – и «греческому языку» 24 . Отсюда ясно, что в Новгороде было училище, в нём были ученики, и не один, а многие, из них один оказался настолько образованным, что сам обучал и был летописцем. Лавровский высказывает справедливое предположение, что школа эта основана была Иоакимом, который «прииде к Новугороду, и требища разори, и Перуна посече и повеле вврещи в Волхов», а людей просветил крещением, тогда же, вероятно, завёл он и училище. Поэтому Лавровский и другие исследователи 25 делают даже предположение, что распоряжение Ярослава имело целью расширение курса и распространение уже существовавшего училища, которое должно было служить высшим рассадником просвещения, на что отчасти указывает привлечение в него детей «нарочитой чади» Новгородской – старост и духовенства. Замечательно различие летописных выражений об учреждении училищ в Киеве и Новгороде: Владимир «послав, нача поимати», а Ярослав – «собра». Значит, учение уже не внушало прежнего страха и, быть может, сделалось даже потребностью, особенно для такого города, каков был великий Новгород; а «нарочитая чад» его, по самому своему положению, даже нуждалась в грамотности. Новгород имел обширнейшие внешние сношения, заключал договоры. Эпоха Ярослава отмечена составлением «Русской правды», «Устава о церковном суде», многими произведениями духовной литературы. Для таких работ надо было иметь высокое образование, которое и давала школа Ярославова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Учение книжное» предполагало курс, наряду с религиозным образованием, полностью или частично охватывавший семь «свободных искусств»: грамматику, риторику и диалектику (тривиум); арифметику, геометрию, музыку и астрономию (квадривиум). В училищах преподавали вначале греческие ученые, главным образом, из Византии, а позже – отечественные. Княжеские школы (училища) стали важными центрами древнерусского образования. Отсюда в списках расходились христианские сочинения, здесь переводились произведения античных и византийских авторов. Освоению «книжного знания» предшествовало обучение грамоте, знакомство с иностранными языками, для чего существовали особые школы. По образцу княжеских, открывались школы при дворах древнерусских князей и их посадников в Переславле, Курске, Суздале, Чернигове. Первое женское училище основано в Киеве княгиней Анной Всеволодовной (1086). С 12-го века в семьях знати практиковалось «кормильство» – домашнее воспитание с помощью специально нанимаемых наставников; в 13 веке их сменили дядьки. С 1037 года действовала митрополичья школа в Киеве при соборе Святой Софии, готовившая священников. В 12 – 13 веках сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Некоторые из этих школ пользовались покровительством русских князей, в них учились даже выходцы из знатных семей ряда стран Западной Европы. Так, в Киевской школе при храме Святой Софии, служившем при Ярославе Мудром центром русской культуры и просвещения, получали образование венгры, норвежцы, шведы, англичане. Ярослав Мудрый продолжил политику отца в области образования народа. В Софийской летописи зафиксировано: «В лето 6538 иде Ярослав на чюдь, и победи я [её], и постави город Юрьев. И приеде к Новугороду и собрав от старост и от попов детей 300 учити книгам». Сам Ярослав читал «днем и ночью» и распорядился перевести на славянский язык много книг, по которым «верующие люди учатся и наслаждаются учением». Возникающие в это время монастыри становились центрами духовного просвещения на Руси, при них создавались библиотеки.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Ярослав дурно жил с женою своею, Ольгою, сестрою суздальских Юрьевичей, и держал любовницу, какую-то Настасью; в 1173 году Ольга ушла из Галича в Польшу с сыном Владимиром, известным уже нам боярином Константином Серославичем и многими другими боярами. Проживши восемь месяцев в Польше, Владимир с матерью пошел на Волынь, где думал поселиться на время, как на дороге встретил его гонец от бояр из Галича: " Ступай домой, велели они сказать ему: отца твоего мы схватили, приятелей его перебили, и враг твой Настасья в наших руках " . Галичане сожгли несчастную на костре, сына ее послали в заточение, а с Ярослава взяли клятву, что будет жить с княгинею как следует. В 1187 году умер Ярослав, князь, по словам летописца, мудрый, красноречивый, богобоязливый, честный во всех землях и славный полками; когда бывала ему от кого обида, то он сам не ходил с полками, а посылал воевод; чувствуя приближение смерти, он созвал бояр, белое духовенство, монахов, нищих и говорил им со слезами: " Отцы, братья и сыновья! Вот я отхожу от этого света суетного и иду к творцу моему, согрешил я больше всех; отцы и братья! простите и отдайте " . Три дня плакался он пред всеми людьми и велел раздавать имение свое по монастырям и нищим; три дня раздавали по всему Галичу и не могли всего раздать. Обратясь к боярам, умирающий князь сказал: " Я одною своею худою головою удержал Галицкую землю, а вот теперь приказываю свое место Олегу, меньшому сыну моему, а старшему, Владимиру, даю Перемышль " . Этот Олег родился от Настасьи и потому был мил Ярославу, говорит летописец, а Владимир не ходил в его воле: мы видели, что он уезжал от отца вместе с матерью и возвратился вследствие торжества врагов Настасьи; Владимир вместе со всеми боярами должен был присягнуть отцу, что не будет искать под братом Галича. Но можно ли было надеяться на эту клятву, можно ли было думать, что убийцы Настасьи будут спокойно видеть на старшем столе сына ее? И вот, едва только умер Ярослав, как сильный мятеж встал в Галицкой земле; Владимир и бояре нарушили клятву и выгнали Олега из Галича; тот принужден был бежать в Овруч к Рюрику, а Владимир сел на столе отцовском и дедовском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый. Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка. Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком. Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя — Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу? Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце. Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания. Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна смерть их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?

http://pravmir.ru/svyatopolk-okayannaya-...

Никифоров : - Тут какое-то удивительное непонимание простой вещи:  нельзя скрестить ужа и жабу. Это совершенно невозможно. Но в его сознании это возможно – вот он и придумал ЕППЦ. Почему единая? Они хотят туда всех запихать? Включая протестантов и греко-католиков? Напомним: греко-католики хотят, чтобы Папа у них как был главой и остался. А то какие же они греко-католики без Папы? Бабич : - Порошенко лезет с политикой в церковные дела, проявляя историческую неграмотность. Он говорит, что Крещение Руси - это был европейский выбор князя Владимира. Он, наверное, думал, что уже тогда в 988 году существовал Евросоюз с европейским выбором, комиссией, субсидиями и т.д. Полноте! В те времена Западная Европа была диким полем, намного менее цивилизованной территорией, чем Восточно-Римская империя, которую немецкие историки после ее падения обозвали Византией. Мы условно сохраняем это название. Хотя правильное название – Римская, Ромейская империя, даже без прилагательного «восточная». Тогда Европа - это был Константинополь. И ветхий Рим, остатки, порушенные варварами, и Греция, сохранявшая великую цивилизацию лишь под землей, лежали в руинах. А нынешние властители Украины насилуют историю. Очень смешно, когда глава американских сил в Европе, генерал Бридлав, очень антироссийский деятель, поддерживавший этот режим, получил от  Порошенко орден Ярослава Мудрого за защиту суверенитета Украины. Порошенко забыл Бридлаву объяснить, что вообще-то Ярослав Мудрый полжизни был князем в Новгороде, который, как известно, никакого отношения к территории современной Украины не имеет. Но в десятом веке это была единая территория, как и столетия впоследствии. И Ярослав Мудрый ничтоже сумняшея из Новгородских князей перешел в киевские,  то есть, с современной точки зрения, нарушил суверенитет Украины! Никифоров : - Вот наша радиостанция эти острые темы поднимает, прямо говорит обо всем этом, научить некому кроме нас, а мы живем очень скромно! Мы вышли в эфир вместе с «Эхом Москвы», на полгода раньше, в одинаковых были стартовых позициях, но какое сейчас идет громадное финансирование для «Эха» от «Газпрома»! А раньше сколько олигарх Гусинский им давал! Но ведь не задаром – «Эхо» работало на его влияние, на определённую идеологию.

http://radonezh.ru/2018/08/28/tomos-razd...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010