культура: Преодолимы ли исторические мифы с помощью науки? Толочко: Безусловно — с помощью настоящей честной науки. Последнее время появилось множество «неофициальных» историков, которые преподносят своим читателям разного рода «альтернативную историю», как «непредвзятый взгляд», «последнее достижение» и так далее. Но у этих людей нет такого багажа и инструментария, как у профессионального историка. Спорить можно только с полным знанием предмета. Иначе это пустая болтовня. культура: Есть ли для Вас сегодня сложность в личном определении понятия «Родина»? Толочко: Когда в ноябре 2013 года патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручал мне Макарьевскую премию за монографию «Ярослав Мудрый», я прямо сказал, что у меня есть Отечество, которое больше, чем Украина — Древняя Русь. Там я могу разговаривать с князьями, листать летописи. Сегодняшнее безумие когда-нибудь закончится. Ради предков и потомков мы обязаны сохранить память о нашей древней истории, об общих культурных и духовных истоках. Культура Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Исторические и религиозные симулякры — тенденция времени. 19.10.2015 09:35:59 Светлана Коппел-Ковтун Чем страшна ложь? Тем что подменяет собой истинную реальность. Оказывается, реальностей может быть много, и мы создаём мир, выбирая ту или иную реальность как подлинную. Одержимый злобой нацист, к примеру,  сначала сам, по доброй воле, выбрал свою реальность, а затем эта реальность сделала его (и продолжает делать) тем, кем он есть. О подобном отношении субъекта с миром говорит и квантовая физика. Трудно в это поверить, но факт остаётся фактом: мы создаём свою реальность. В том числе и фейковую реальность, псевдореальность.  Именно этим сегодня занялись политтехнологи с недобрыми намерениями.   В Риме чествуют Крестителя Руси-Украины, а не Руси В воскресенье, 11 октября, на территории комплекса Святая София в Риме открыли памятник Крестителю Руси-Украины. В торжествах приняло участие духовенство УГКЦ. Событие приурочено к 1000-летию преставления святого князя. И никаких споров по поводу: надо ставить или не надо, где ставить, как ставить, зачем ставить. Можно было бы порадоваться этому факту , если бы не формулировка «Крестителю Руси-Украины», которая красноречиво свидетельствует о политических мотивах установки монумента. Прослеживается нескрываемая тенденция западных технологов переписать историю, создать для Украины «биографию», которой не было. Вот как прокомментировал событие кандидат исторических наук Дмитрий Суржик: « Князь Владимир крестил Киевскую Русь, а всё остальное — политическая конъюнктура . Киевская Русь, как известно, достигнув своего пика развития, пала под бременем княжеских усобиц (сам Владимир пришёл к власти через братоубийственную войну, как в последующем и его сын, Ярослав Мудрый). В состав Руси со столицей в Киеве (правда, к XI веку это „столичное звание“ означало лишь формальные почёт и уважение, а Киев был первым среди равных: Владимира, Новгорода и др. городов) входила и Москва, которая сохранит и православие (митрополичья кафедра будет перенесена из Киева в 1299 г., и воссоздаст государственность во главе с Рюриковичами, которых после Смуты сменят Романовы.

http://radonezh.ru/analytics/istorichesk...

Но есть и другие естественные основания. Ростовская земля, на чьей территории чуть позже появилась Москва, во времена Владимира Святославича окончательно вошла в состав Руси. Князь ликвидировал прежнюю политическую систему, благодаря которой существовали полунезависимые княжества во главе с племенными князьками, и закрепил все эти земли за династией Рюриковичей, «посадив» по городам своих сыновей. Князьями Ростова поочередно были сыновья Владимира Ярослав (будущий Мудрый) и Борис (будущий святой, прославленный вместе с братом Глебом). Хотя крестить Ростовскую землю сразу не удалось, княжеская администрация Рюриковичей обосновалась тут прочно. Кроме того, Владимир дважды ходил военным походом на вятичей, приучая их к необходимости платить, как все, дань русскому князю. А северной границей расселения вятичей были земли вдоль Москвы-реки. Немного позже вятичи, как и прочие жители Руси, давали Владимиру другую «дань» — воинскими людьми. Князь строил в южнорусских степях городки-крепости для защиты Руси от печенегов, а гарнизоны туда набирал со всей страны. Так что предки будущих москвичей вложили свою лепту в оборону и укрепление Древнерусского государства. Что же касается Крыма, «захват» которого российская власть якобы оправдывает через гиперболизацию памяти князя Владимира, срочную установку ему памятника в Москве, через теорию его крещения в Херсонесе, «в обход Киева», — то тут России нечего оправдывать. Таврия в XVIII в. окончательно вошла в границы Русской цивилизации как часть наследия погибшей Византийской империи — по праву обретенного Россией статуса единственной в мире православной державы, центра мирового православия. Малороссийские, волынские, галицкие, подкарпатские земли и их русское население имели точно такое же право на крымское имперско-византийское наследие по факту своей принадлежности к Русской православной цивилизации. При выборе иного цивилизационного вектора они это моральное право теряют, как теряют и свою историческую память. Так уже было в XIV—XVII вв., когда их пытались сделать составной частью другой, католическо-протестантской западной цивилизации.

http://radonezh.ru/analytics/strasti-po-...

Закрыть План «Анти-Россия» – проект бессмысленный и беспощадный Разменная карта в жестокой игре Сергей Овчинников   05:58 08.12.2022 780 Время на чтение 27 минут Источник: Русский Вестник После победы над коммунизмом нам нужны раскол православия и распад России. И поможет нам в этом Украина, где предательство является нормой общественной морали… Зб. Бжезинский «Великая шахматная доска» Помню многие улочки и храмы Киева в деталях и подробностях, они для меня не менее дороги, нежели улицы и храмы Москвы, Питера, Севастополя, Владимира, Тулы. Киев, связанный с Булгаковым, Ахматовой, Паустовским, – огромная часть русской культуры. Потеряв Украину, мы будто лишились части русской души, рана эта с 2014 года кровоточит не переставая. А теперь вот в 2022-м стало еще страшнее... Как же так вышло? Попробуем разобраться. Согласно летописям, Киев основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью около 1200 лет назад. Мелкие же поселения славян на этом месте существовали и раньше. Появление большого города в этих местах, по легенде, предсказал Андрей Первозванный. После принятия христианства князем Владимиром Красное Солнышко именно здесь стали формироваться единое государство и Русский народ. Но на страницах истории о тогдашних временах совсем ничего не сказано об украинцах. Лишь в XVIII веке в академических кругах Киева и Львова заговорили об этой нации. А князь Олег был, по сути, правящим регентом при малолетнем князе Игоре. После смерти Олега князь Святослав распространил власть Киева на все восточнославянские племена, разбив Хазарский каганат – искусственное государственное образование, где религией знати был иудаизм. Киевский князь Владимир в 988 году крестился в Херсонесе в греческое, византийское православие, сделав для будущей империи судьбоносный выбор. При Ярославе Мудром в 1016 года в Киеве были построены изумительные православные храмы, издан свод законов «Русская Правда»… После 1132 года начался распад Киевской Руси. Ярослав Мудрый, умирая в 1054-м, не слишком-то мудро разделил земли огромного государства между пятью сыновьями. На Руси началась феодальная и политическая раздробленность. В 1139 году Русь распалась на отдельные княжества: Киевское, Черниговское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Переяславское...

http://ruskline.ru/opp/2022/12/08/plan_a...

Если говорить о выставке, то перед зрителями в буквальном смысле оживут созданные историками, художниками и специалистами в области самых современных компьютерных технологий далекие события «Повести временных лет», истории созиданий и разрушений, легендарных сражений и древних торговых путей, тайны укрепленных крепостей и хроники великих побед. Подвиги героев и дипломатов, примеры святости, жертвенной любви к Родине, так же как и горькие уроки отступничества и предательства. Известные и забытые страницы истории станут для внимательного зрителя неожиданным ключом к пониманию современности. СХЕМА выставки На выставке «Моя история. Рюриковичи» семисотлетняя история Древней Руси представлена в 18 мультимедийных залах общей площадью 4000 квадратных метров. Перед зрителями в буквальном смысле оживают созданные историками, художниками и специалистами в области самых современных компьютерных технологий далекие события «Повести временных лет», истории древних торговых путей и легендарных сражений, тайны укрепленных крепостей и великих побед, малоизвестные факты периода раздробленности и татаро-монгольского нашествия. Рюриковичи. Схема выставочного зала в Манеже      Отдельные фрагменты экспозиции Александр Невский: крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке      Дмитрий Донской: усиление Москвы, начало объединения Руси      Интересные факты об эпохе Рюриковичей      Ярослав Мудрый: расцвет Руси      Ордынская Русь      Святители Московские, созидатели Руси    ФОТОГРАФИИ Фото: Патриархия.Ru      Фото: Патриархия.Ru      Фото пресс-службы Президента России    Фото пресс-службы Президента России    Изображение на мультимедийном куполе. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru      Изображение на мультимедийном куполе. Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru      Александр Мясников проводит экскурсию будущим экскурсоводам. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru      Экспонаты выставки. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru      Павел Кузенков проводит экскурсию будущим экскурсоводам. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru     

http://pravoslavie.ru/74861.html

Она периодически раздавала дворянские титулы тем, кого считала нужным наградить, после чего социальный, общественный и политический статус награждаемых резко возрастал. Кстати, и британская империя ведь не ушла, а только трансформировалась в так называемое содружество наций, главой коего являются английские монархи. В том числе Елизавета официально являлась королевой Австралии, Канады и Новой Зеландии, не считая десятков других, более мелких как бы государств. Я уж не говорю о финансовых возможностях: одна только недвижимость, принадлежащая английской королевской семье, – это как минимум 18 млрд долларов! А ведь есть и масса других активов, которые постоянно пополняются с помощью недемократичных, мягко говоря, законов. Например, в собственность английской Короны по закону уходят активы умерших людей, у которых не нашлось наследников, а также клады, найденные на территории Англии, Шотландии, Уэльса, или Северной Ирландии. Фото: © REUTERS/Kai Pfaffenbach Правда, умершая королева не всегда полноценно пользовалась своими правами: например, за весь прошлый год она помиловала всего двух преступников, а парламент не распускала вообще ни разу за все свое правление. Но само наличие этих возможностей позволяет монархам решать вопросы и без применения крайних мер. Так, за всю историю ядерное оружие не применял в боевых действиях еще ни один глава государства, кроме президента США Трумэна, однако все равно влияние у руководителей ядерных стран весьма высокое, поскольку многих пугает сама  возможность применения бомбы. Неудивительно, что все английские премьеры (а она пережила за свое 70-летнее правление целых 15 премьеров!) публично и не публично выражали верноподданные чувства по отношению к Елизавете II. При всем при этом королевская семья Британии давным-давно отказалась от той роли христианских монархов, которую некогда исполняли ее предки (замечу, что одним из пращуров Елизаветы II был русский великий князь Ярослав Мудрый, причисленный РПЦ к лику святых). Лондон давно стал оплотом и экспортером безбожных революций всех видов: от социальных и национальных до сексуальных и психоделических. Англия сама оставалась стабильной монархией, но навязывала другим странам «народные» революции и смуты под своим " мудрым " руководством… Именно в Лондоне при очевидном покровительстве короны собирались (анти)русские революционеры: от Герцена и «народников» до эсеров и большевиков с Лениным. А в современную эпоху там тусовался Березовский и ему подобные...

http://ruskline.ru/opp/2022/09/10/traur_...

1512 MGSS, t. 12, р. 776, 777; MGSS, t. 20, р. 726; Немецкий перевод: «Herbords Leben des Bischofs Otto von Bamberg». Übers. von H. Prutz. Berlin, 1869, S. 54. 1515 «Helmoldi presbyteri Bozoviensis Cronica Slavorum», p. 169. Предыдущее издание: MGSS, t. 21, p. 79. Перевод этого места Л. В. Разумовской («в города и северные пространства») нуждается, на наш взгляд, в уточнении (см. Гельмольд. Славянская хроника. Предисловие, перевод и примечания Л. В. Разумовской. М., 1963, стр. 195). 1518 С. Л. Пташицкий. [Рец. на указ. книгу В. Абрахама]. – ИОРЯС, т. 10, кн. 3. СПб., 1905, стр. 395 – 419. 1520 М. Э. Шайтан. Ирландские эмигранты в средние века. – «Средневековый быт». Л., 1925, стр. 203; он же. Германия и Киев в XI b., стр. 23. 1522 MGSS, t. 29, р. 67. Предыдущие издания: «Saxonis Granimatici Historica Danica», rec. В. E. Muller. Havniae, 1858; «Saxonis Grammatici Gesta Danorum». Ed. A. Holder. Strassburg, 1886. 1523 См. Я. Ярмохович. Magistri Vincentii (Kadlubconis), episcopi Cracoviensis, Chronica Polonorum как источник для русской истории. – УИ, 1878, 12, приб., стр. 59 – 79. 1525 См. об этой легенде: А. В. Флоровский. Легенда о Чехе, Лехе и Русе в истории славянских изучений. Прага, 1929. 1529 Н. А. фон Баумгартен. Первая ветвь князей галицких. – «Летопись Историко-родословного общества», вып. 4(16). М., 1908, стр. 3 – 4; он же. Ода Штадская, внучатая племянница паты Льва IX – невестка Ярослава Мудрого. – «Благовест», Париж, 1930, 1, стр. 95 – 102. 1530 С. П. Розанов. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна, стр. 628; М. Э. Шайтан. Германия и Киев в XI b., стр. 18. 1535 E. А. Рыдзевская. Холм в Новгороде и древнесеверный Holmgardr. – «Известия РАИМК», т. 2. Пг., 1922, стр. 105 – 112, она же. К летописному сказанию о походе Руси на Царьград в 907 году. – ИАН, 7-я серия, 1932, 6, стр. 471 – 479; она же. Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюггвасоне. – ТОДРЛ, т. II. М. – Л., 1935; она же. Ярослав Мудрый в древнесеверной литературе. – KCVIMK, вып. 7, 1940, стр. 66 – 72; она же. Сведения о Старой Ладоге в древнесеверной литературе. – KCVIMK, вып. 11, 1945, стр. 51 – 56; А. И. Лященко. Былина о Соловье Будимировиче и сага о Гаральде. – «Sertum Bibliologicum. Сборник в честь А. И. Малеина». СПб., 1922, стр. 94 – 136; он же. Сага про Ольфа Tpirbacoha i лimonuche onobiдahhя про Ольгу. – т. 2. 1926, стор. 3 – 23; он же. Eymundar Saga u pycckue летописи. – ИАН, 6-я серия, 1926, 12, стр. 1061 – 1086.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приезжие с Юга обладали властью системных представлений о мире: они утверждали свою правоту всего лишь суждениями, точно и прочно пригнанными друг к другу. Миссионеры приезжали преимущественно из Болгарии, что не создавало языковых барьеров. Только немногочисленные монахи являлись из далеких экзотических мест; с ливанских гор, из каппадокийских пещерных лабиринтов, из африканских пустынь или островов Эгейского моря. Монахи вели себя замкнуто, но творили поразительные вещи. Рыли по берегам рек глубокие норы и поселялись в них: закапывали себя в землю по грудь, возводили из дерева или камня часовенки и ночами молились в них. Монастыри представляли собой огороженное пространство, но в том городе могли проживать только мужчины, которые подчиняли всю свою жизнь соблюдению внутреннего устава. Когда на Русской земле накапливались вопросы, ответы на которые затруднялись дать даже миссионеры, то появлялись ромеи, которые намного превосходили болгар практически во всех областях знания и были посвящены в таинства божественных откровений. Ромеи со всеми держались одинаково учтиво и лишь перед монахами выказывали подчеркнутое почтение. Из Константинополя приходили чертежи храмов, иконы, монастырские уставы, богослужебные книги, секреты кузнечного и оружейного мастерства, предметы роскоши. Волна христианизации могущественно преображала людей, дисциплинировала их жизнь, взнуздывала их страсти и влекла к высоте нравственного идеала. Владимира не случайно прозвали Красное Солнышко. Свет истины вспыхнул над всей Русской землей, снисходя не только к сильным мира сего, но и к недужным. Миссионеры воспринимали скандинавов и славян, как единый этнос, и чем более князья и воеводы чувствовали себя христианами, тем сильнее они сближались с посадскими и отдалялись от своих родственников в Дании. Миссионеры смягчали и старый антагонизм между скандинаво- славянским (пришельцами) и туземным населением; последних тоже понемногу приобщали к христианству. Под животворными лучами новой религии радикально менялась жизнь практически всех социальных групп. Привходящие символы и образы, подвижники достойные подражания открывали перед жителями Русской земли новые горизонты. Как быстро тают снега дружной весной, так же бесследно уходили в прошлое многоженство, человеческие жертвоприношения, работорговля, культ насилия. Если Святослав Храбрый и многие другие удальцы дохристианской поры прославились своей отвагой и смелостью, то Ярослав Мудрый являет нам совершенной иной тип правителя. Князь пытается равняться на высоко просвещенных византийских вельмож - поборников Слова, он воспринимает власть не столь как орудие грубого принуждения, а как условие для вразумления или исправления людей. Не в казнях и кнуте присутствует Бог, а в справедливости и правде - вот в чем хотел убедить своих подданных великий князь.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

пользовались сотрудники юридической школы (просуществовала до XV в.) (RegImp, N 877, 924, 925; Mich. Attal. Hist. P. 48; Scyl. Hist. P. 476-477; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 608; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 646; Janin. 1969. P. 70-76; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 136-138; Иванов C. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 170-174). Имп. Константин IX Мономах. Эмаль. Фрагмент т. н. короны Константина Мономаха. XI в. (Национальный музей Венгрии, Будапешт) Имп. Константин IX Мономах. Эмаль. Фрагмент т. н. короны Константина Мономаха. XI в. (Национальный музей Венгрии, Будапешт) Внешняя политика К. была в основном пассивной. Византия отражала нападения на всех границах и даже расширяла свои владения в Закавказье, хотя ее положение постепенно ухудшалось. Уже в кон. 40-х гг. XI в. империя с трудом справлялась с войнами одновременно на фронтах в Закавказье, Италии и на Балканах. Византия почти не имела союзников, что делало ее положение уязвимым при возможных обострениях ситуации в будущем. В июне 1043 г., сразу после победы над Маниаком, К-поль подвергся неожиданному нападению рус. флотилии под командованием кн. Владимира Ярославича и воеводы Вышаты. Причины нападения Киевской Руси на К-поль неизвестны. Как предлог были использованы некие оскорбления, нанесенные рус. купцам в К-поле в прежние годы; однако едва ли частные споры оправдывали столь масштабную экспедицию, которую вел. кн. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый готовил неск. лет. Вероятно, Русь, находившаяся на пике могущества, стремилась добиться новых привилегий в торговле с Византией. Тем не менее в морском сражении в Пропонтиде (Мраморном м.) визант. эскадра с помощью греческого огня одержала победу и потопила большую часть рус. ладей и моноксил (лодок-однодревок); утонули более 6 тыс. рус. воинов. К. наблюдал за битвой с возвышения внутри города и отдавал приказы. Многие русские, высадившись на берег, спасались по суше и вскоре были также перебиты или взяты в плен и ослеплены. Ок. 1047 г. был заключен мирный договор с Русью, по к-рому все пленники, в т. ч. Вышата, были освобождены (RegImp, N 879a; ПВЛ. 1996. С. 67, 205; Mich. Attal. Hist. P. 20-21; Scyl. Hist. P. 430-433; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 551-555; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 631-633). Вероятно, в это же время состоялась свадьба кн. Всеволода Ярославича с родственницей К.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

4) «Внешняя Росия» – Северная Русь с центром в Новгороде. 5) Существует также предположение, что деление Руси на «внешнюю» и «внутреннюю» проводилось самими византийцами; таким образом, «внутренняя Росия» – ближайшие к Византии (и Киеву) земли в Приднепровье, «внешняя Росия» – отдаленная Новгородская земля. 564 Нижеследующий перечень древнерусских городов, поставляющих моноксилы росам, последовательно называет центры, лежащие на Днепровском пути, от самого северного – Новгорода – по мере их приближения к Киеву. Особый интерес представляет синтаксическое выделение Константином первого центра – Новгорода: «одни из Немогарда ... другие из крепости Милиниски, из Телиуцы...». Именно он (в отличие от Любеча и др.) играл первостепенную роль в функционировании Невско-Днепровского пути и был крупнейшим средоточием ремесла и международной торговли. Это сообщение Константина весьма важно как свидетельство сложения на Руси к середине X в. сети поселений, связанных едиными внешнеэкономическими и политическими целями. 565 Общепринята интерпретация топонима Немогардас как Новгорода Великого. Интересно также предположение А. Н. Кирпичникова, что под этим названием следует понимать «Невогардас», «город на озере Нево», т. е. Старую Ладогу, которая являлась в сер. X в. крупнейшим торгово-ремесленным центром Северной Руси. 566 Употребление греческой формы имперфекта, соответствующего др.-рус. «седе» (от «сидеть» в значении «править, занимать престол»), рассматривалось как показатель того, что ко времени написания т. 9 правление Святослава в Новгороде окончилось (после смерти Игоря осенью 944 г.). 567 Киевский князь Святослав Игоревич. Согласно Ипатьевской летописи, родился в 942 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 36); умер в 972 г. Славянское имя князя является важным свидетельством быстрой – в третьем поколении – ассимиляции скандинавской по происхождению династии русских князей в славянской среде. Сведения о том, что Святослав «сидел» в Новгороде, сохранились только у Константина. Это известие – раннее подтверждение традиции сажать на новгородский престол сына киевского князя (ср.: Владимир Святославич, Ярослав Мудрый и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010