епар.”, 310 (преп. Аркадий), 311 (опис. м-ря); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 215, 396; Строев, “Опис. иер. и настоят.”, 604; “Памятн. кн. Смолен. губ. на 1860 г.”, 31 (Макаровского, Аркадиев. жен. м-рь в Вязьме); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., XXVII, 288 (статист. обозр. Вязьмы; в это время м-рь еще не был достроен). 19. Архангельский-Лальский , мужской, приписной к Архангельскому Устюжскому мон., находится в заштат. гор. Лальске, Вологодской губ., Устюгского у. Он основан в XVII ст. в самом городе, на том месте, где находится церковь Богоявления, но в 1700 г., будучи подмываем полою водою, перенесен на нынешнее место. По штатам 1764 г. оставлен на своем иждивении, а в 1860 г. приписан к Архангельскому Устюг. мон. “Ист. Росс. Иер.”, V, 5; Ратшин, 66; “Извл. изъ отч. Об. Пр.”, 1841 г, 84 (наделен лесом); 1860 г., 10 (приписка); “Опис. монаст.”, 1817 г., 64; “Волог. губ. вед.”, 1857 г., 49 (Летоп. Устюга, 1764 г., вместо игуменов-строители); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 780, 53; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 304 (II. гр. 1691 г. о сборе денег на конюшен. расходы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 92 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 344 (в 1700 г. имел крестьян 330 двор.). 21. Афанасиевский , мужской, 3-го класса, в гор. Ярославле, на соборной площади, против памятника Демидова. Существовал в XVI ст., когда в нем был игуменом Вассиан (1570 г.), а потому нужно полагать, что он был лишь возобновлен в 1615 г. по усердию Ярослав. земского старосты Гавриила Ефимова с посадскими людьми в память чудесного обретения тут в 1612 г. иконы Спасителя, находящейся ныне во Всеградской церкви. По штатам 1764 г. оставлен на своем иждивении; в 1857 г. возведен на степень третьеклассной обители, без назначения по сему случаю от казны какого-либо прибавочного содержания и с дозволением настоятелям оного быть в сане архимандрита. Каменным строением возведен в 1658 г. старанием митроп. Ростовского Ионы. В монастыре находится чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти отца великого Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа. На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Косьмы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича Михаил, по праву старшего,получил в Орде ярлык на великокняжеский престол. Но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончанке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благославение Иоанна. “Отче, - сказал святой,- много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи”.

http://pravicon.com/info-2972

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ксения Тверская, св. - житие Великая княгиня «всея Руси» «Мало кому известно в России имя великой княгини Владимирской и Тверской Ксении Юрьевны, или, как ее именовали летописцы, княгини Оксиньи. А между тем великая княгиня Ксения пользовалась высоким авторитетом среди современников, о чем сообщают летописные и литературные источники. Так, например, в 1304 г. сам митрополит Максим (ум. 1305 г.), по свидетельству автора Жития Михаила Тверского, ссылался на мнение княгини Ксении, когда пытался примирить московского князя Юрия Даниловича с князем Михаилом. Удерживая князя Юрия от незаконных притязаний на велико-княжеский престол, митрополит обещал ему «съ великою княгинею Оксишею, матерью великого князя Михаила, чего въсхочешь изъ отчины вашея, то ти дастъ». Социальное происхождение княгини Ксении неизвестно. Большинство историков считают ее дочерью какого-то новгородского боярина, так истолковывая сообщения летописцев о женитьбе в 1265 г. в Новгороде великого князя Ярослава: «поя за ся Юрьеву дщерь Михаиловичя». По другой версии - Ксения дочь князя Юрия Михайловича Тарусского, внучка князя Михаила. Черниговского. Происхождение двух версий связано, вероятно, с исследованием Н.М. Карамзина, который в «Истории государства Российского» указал, что среди тех, кто мог быть отцом невесты, в тот период был один только князь с именем Юрий Михайлович -это князь Тарусский. Однако здесь же историк отметил, что в летописной статье нет титула «князь». Далее Карамзин привел «баснословное» предание о браке князя Ярослава Ярославича и Ксении, первоисточником которого считается литературное произведение второй половины XVII столетия. Согласно легенде, Ксения, подобно великой княгине Ольге, отличаясь красотой и умом, была не знатного рода, а дочерью пономаря Афанасия из села Едимоново. Несомненно, в этой повести наивная попытка оправдать выбор великого князя Божественным предназначением жениха и невесты, о чем свидетельствует таинственный сон Ярослава и Ксении накануне их встречи. По мнению Т. Манухиной, автора книги «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», в основе «Повести о Тверском Отроче монастыре» лежат отголоски событий свадьбы тверского князя, которая показалась современникам необычной и породила толки: «Что-то об этом брачном союзе в народной памяти сохранилось загадочное: не то Ярослав Ярославич отбил в Новгороде чужую невесту, не то самый выбор боярской дочери-новгородки не соответствовал представлению тверитян XIII века о браке великого князя Владимирского и Тверского, старшего из всех Рюриковичей».

http://pravicon.com/info-2745

805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Житие препод. Аврамия, изд. в пр. Соб. 1858 г., a поверье о Меркурие хранится в сборниках, отн. к XVII в. в библиотеке Смоленской духовной семинарии. 371 В 1237г. Орда не коснулась Смоленска. В 1242 г. идя из Венгрии она потерпела поражение от смольян под предводительством Меркурия, но в 1274 г. Орда уже распоряжалась в Смоленске. 372 Женившись на вдове Ярослав. княгини, он приобрел Ярославль, где и жил нередко. Там он и скончался в 1299 г., причтенный к лику святых,вместе с сыновьями: Константином и Давидом. 373 В числе защитников Смоленска был князь Феодор Фоминский по прозванию Красный, сын Константина Юрьевича и отец св. Андрея. За него Симеон Гордый выдал свою кн. Евпраксию – смольянку. 380 На соборе этом между прочим определено было Смоленскому митрополиту поставлять священников в заграничные места – для православных с разрешения местных властей. 381 В галлерее, соединявшей некогда корпус Гедеоновский (Тимофеевский) с Парфениевским, французы на оконных стенах оставили надпись. 382 Есть предание, что в первый раз препод. Ефрем проходил чрез урочище Вязьму тогда, когда шел на реку Альту, чтобы взять там тело своего брата Георгия, убитого вместе с благоверным княаем Борисом. 384 В настоящее время житница и погреб помещаются в одной уцелевшей до сего времени из 9 крепостных башен. Башня эта отдана Аркадиевскому монастырю по Высочайшему повелению. В 1836 г. по ходатайству игумении Аркадиевского монастыря испрашивалось позволение срыть оставшуюся башню как смежную с монастырским строением. Но Государю Императору Николаю Павловичу угодно было дать такую резолюнию: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». Вследствие Высочайшей воли башня эта по предложению губернатора была исправлена тогдашним городским головою Исидором Петровичем Нероновым на его собственный счет (Истор. очерк гор. Вязьмы, сост. И. Виноградовым , стран. 43, примеч. 7). 385 Из надписи над Тайноводственными поучениями, хранящимися в Казанской Академии видно, что Преосвященный Афанасий рассматривал тогда библиотеку Соловецкую и учинил свою надпись на означенной книге (См. в Академ. опис. 168). В 1700 году он прислал в Соловецкий монастырь Толкование на литургию Германа патриарха Константинопольского, переведенное в Холмогорах «в доме Архиерейском келейным иждивением на пользу таинникам церкви». (См. там же 248). Потом было прислано окружное послание 330), (отпечатанное в Страннике 1866г. при ст. о пр. Афанасие), его Шестоднев подлинник коего находится в Семинарской библиотке, а также в 1690 г. грамота о разрешении производит память преп. Германа Содовецкого Чудотворца (См. Акад. опись 551).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

у Семена Гордого родился сын, наречен Даниилом – скорее всего, в честь Даниила Столпника (11 декабря). 7 сентября 1349 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Михаилом – в честь Чуда архангела Михаила в Хонех (6 сентября). 12 октября 1350 г. у Ивана Красного родился сын, наречен Дмитрием – в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 3 февраля 1352 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Семеном – в честь Симеона Богоприимца, память которого пришлась на день рождения! 15 июля 1353 г. у Андрея Ивановича (сына Калиты) родился сын, наречен Владимиром, память которого пришлась на день рождения ! 30 декабря 1371 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Василием – в честь Василия Великого (1 января). 26 ноября 1374 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Юрием – в честь св. мученика Георгия, память которого пришлась на день рождения! 14 августа 1382 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Андреем – в честь Андрея Стратилата (19 августа). 29 июня у Дмитрия Донского родился сын, наречен Петром – в честь апостола Петра, память которого пришлась на день рождения ! 8 января 1388 г. у Дмитрия Донского родилась дочь, названная Анной – в честь Анны пророчицы (3 февраля). 18 января 1389 г. у Владимира Андреевича Храброго родился сын Ярослав, нареченный в крещении Афанасием – в честь Афанасия Александрийского , память которого пришлась на день рождения! 15 мая 1389 г. у Дмитрия Донского родился сын, крещен Константином – в честь царя Константина (21 мая). 26 января 1390 г. у Владимира Андреевича родился сын Федор – крещенный в честь Федора Студита , память которого пришлась на день рождения! 9 июля 1394 г. у Владимира Андреевича родился сын Василий, названный, скорее всего, по имени отца (15 июля). 30 марта 1395 г. у Василия Дмитриевича родился сын, названный Георгием, при этом возможны варианты: в честь преп. Георгия иже в Малеи (4 апреля), в честь Георгия митрополита Митиленского (7 апреля), в честь Георгия епископа Антиохийского (19 апреля), но вероятнее всего – в честь Георгия Победоносца (23 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимиром и Ярославом Мудрым. Но усердием некоторых князей и преимущественно духовенства заводились школы в России. Эти школы обыкновенно устроялись при церквах и учителями в нах были лица духовные. В церковных школах обучали грамоте и чтению церковных книг. Только немногие любознательные люди получали научное образование от приходивших в Россию греков. Большинство же русских, изучив грамоту, дальнейшее образование получали чрез чтение книг. В древней Руси читались и изучались книги преимущественно церковного содержания. К таким книгам относятся: 1) Библия , которая первоначально употреблялась у нас в болгарском переводе 29 ; 2) Отеческие творения в славянских переводах. Из отеческих творений были в употреблении в древней Руси огласительные и тайноводственные поучения Кирилла Иерусалимского , слова св. Афанасия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Ефрема Сирина , некоторые творения Мефодия патарского . Точное начертание православной веры Иоанна Дамаскина (названное у нас Уверием) и другие. В славянских переводах у нас существовали: 3) Жития святых или полные (в Минеях), или сокращённые (в Прологах) и 4) Хронографы (летописи) греческие, содержавшие библейскую историю церковную и гражданскую. Ярослав Мудрый Об умножении книг заботились русские князья. В этом отношении замечательны заботы Ярослава, который, по свидетельству летописи, весьма любил книги и прилежно читал сам днём и ночью. Он собрал множество писцов и переводчиков, которые переписывали славянские книги и переводили с греческого языка на славянский. Он первый основал библиотеку при Киево-Софийском соборе. Это дело было весьма важное, если принять во внимание, с каким трудом приобретались тогда книги. Сын Ярослава, Святослав черниговский, имел у себя полны клети книг, из которых дошли до нас два изборника, содержащие в себе выписки из творений отцов Церкви. Великий князь Константин Всеволодович наполнял книгами церкви Божии. Князь новгородский Мстислав Владимирович оставил памятником своей любви к книгам Евангелие, писанное для него Алексой (10951125).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Собственно говоря, определившая всю последующую историю Руси роль Александра Ярославича вполне «наглядно» и, в сущности, неоспоримо выразилась в том, что именно его прямые потомки оказались, в конечном счете, во главе исторического движения Руси,- несмотря на все нелегкие препятствия. Дело в том, что с точки зрения тогдашнего порядка престолонаследия судьба потомства Александра сложилась очень неблагоприятно. После его кончины Русью правили, как и полагалось, его младшие братья Ярослав и, затем, Василий (до его смерти в 1276-м году). Далее, власть законно перешла к сыновьям Александра - князьям Дмитрию и, затем, Андрею. Однако ко времени кончины Андрея Александровича в 1304 году ни у него, ни у умершего ранее, в 1294 году, Дмитрия не осталось наследников,- их сыновья скончались в юном возрасте... И «династия» Александра Невского в 1304 году как бы бесповоротно пресеклась. Хотя имелись налицо пятеро его внуков - Юрий, Иван и малолетние Борис, Александр и Афанасий Даниловичи,- все они были сыновьями самого младшего сына Александра, Даниила, который до своей кончины, свершившейся в 1303 году (то есть раньше смерти Андрея), правил еще не столь уж значительным тогда Московским княжеством и, скончавшись раньше своих старших братьев, не «успел» занять великокняжеский престол. И, согласно традиции, его сыновья не имели прав на великое княжение Владимирское. Великим князем Владимирским в 1305 году стал тверской (Тверь была в то время намного более значительным городом, чем Москва князь Михаил - сын одного из младших братьев Александра Невского, Ярослава Ярославича, который - в отличие от Даниила - побывал великим князем. Правители Твери еще с 1280-х годов именовались «великие князья Тверские» (правда, статус «великих князей Владимирских» был гораздо выше), а правители Москвы стали зваться «великими князьями Московскими» только с 1328 года). Но внук Александра Невского, князь Московский Юрий Данилович, не был согласен с таким решением - надо думать, именно как потомок, наследник своего великого деда. И между Михаилом Тверским (а после его гибели - его сыном Дмитрием) и, с другой стороны, Юрием Московским началась долгая и упорная борьба за верховную власть.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

Кончится на 7028 годе. 5.) Истории о казанском царстве, писанная в лицах: в ней во-первых пределагается о взятии Батыем престольного града Владимира при Георгие Всеволодовиче, потом о Саипе, преемнике Батыя, построившем Казань на том самом месте, где Ярослав Всеволодович шедшего его на Русь войною встретил и принудил многими дарами примириться с собою, а далее все повествование состоять о бранях между казанцами и россиянами и о взятии Казани. 6.) Летописец русский. Упомянув кратко о начале и происхождении народов, обитавших в России, о местах селения их, о Кие. Щеке и Хориве, о происшествиях по пресечении Киева рода, летописец предлагает родословие князей русских, начиная с Рурика до царя Ивана Васильевича, и кто за тем княжил в сем или том городе, как при том или другом князе были перемены и происшествия, в каком состояли внутрь и отвне находилось каждое княжение. 7.) Сказание о избавлении Троице Сергеевой лавры от нахождения поляков. Сочинение келаря Аврамия Палицына. В сей же книге повесть о граде Муроме. житие св. Василия, московского чудотворца. О крещеши Мурома писано полууставом, а прочее все скорописью. В четвертку» – Все сии рукописи в феврале 1779 года представлены были на рассмотрение Платона, и от него переданы директору московской синодальной типографии Афанасию Пельскому 243 . Под 3-м N в каталоге рукописей опять встречаемся мы с троицким летописцем: жаль, что Аполлос и Гедеон, довольно щедрые на подробности при описании других рукописей, всего менее сказали о летописце троицком. В указе св. синода от 17 августа 1791 года, посланноме на имя Платона, значится, что в 1781 и 1784 году изданы в свет доставленные Платоном, «летописцы новгородский, архангельский , московский в продолжение Несторова, и о осаде троицкого Сергиева монастыря», но о троицком летописце не упоминается. В этоме же 1791 году к Платону по делу о летописцах присланы за раз требования с двух сторон: от св. синода и от графа Безбородко, который писал от имени императрицы. Безбородко просил списать для императрицы три рукописи, хранившиеяся в семинарской библиотеке: 1.) летописец в листе, в котором содержится родословие князей российских и проч., 2.) историю о казанскоме царстве и 3.) историю о сибирском царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Князь же, седши, воззре на Ксению и проразуме сущыя в ней от благодати Божия великия добродетели, еще же и видение, еже виде во сне, ту ему открыся, и рече ко отроку своему Григорию: «Друже, Бог изволит, да сия девица мне супруга будет, ты убо ищи себе другую невесту». И тако, востав, князь поят девицу и, шедше в бывшую тамо святаго великомученика Димитриа Фессалонийскаго церковь , по чиноположению обвенчастася. Князь бо не у бе сочетался браком, юн еще сый, яко 90 двадесяти лет. Таже пришед в дом Афанасиев, сотвори велие учреждение 91 всему народу и, обнощевав ту, наутрие возвратися с супругою своею во град Тферь, идеже любезно срете его весь град, и срадовахуся князю своему, яко Бог дарова ему таковую супругу, яже яко луна вся прочая светила, тако та весь женский пол красотою, мудростию и постоянством превзыде, сего ради ублажаху ю, глаголюще: «Ты утешение граду и всему отечеству покров и надежда». 5 . Сим тако бывшым, предреченный отрок Григорий облечеся во иноческий чин и княжеским изволением состави зело красный монастырь во Тфери, нарицаемый Отрочь, идеже свято и добродетельно пожив, ко Господу отиде. 92 Благоверный же князь Ярослав Ярославич потом возведен бысть на великое княжение, якоже речеся, и бе любим всеми кротости ради и других добродетелей, яже врагов убо страхом поражаху, подчиненных же милостию в след привлекаху. Обаче велия ему печаль бе, наипаче же блаженней Ксении, яко не бяху има чада. Начаша убо о том молитвами Бога умилостивляти, ибо, яко видети есть на святых, сие едино бе врачевство, употребляемое древними разрешения ради неплодства. И тако даде им Бог дщерь едину, яже потом уневестися Христу. 93 Зачат же паки Ксения богомудрая и, духом провидя, каково имать быти носимое во утробе отроча, возрадовася вельми, яко иногда 94 Самуилова мати, 95 и, Бога благодаря, непрестанно воспеваше, в песнех взывая: «Пою Богу моему, вознесеся рог мой, неплоды роди», 96 – и подобная сим. 6 . В то время случися благоверному великому князю Ярославу Ярославичу отлучитися во Орду, 48 ово нужд ради некиих общенародных, ово 97 дая показания повиновения тогдашнему царю, и быв тамо, разболеся вельми, почему, разумев свое ко Господу отшествие, скоро возвратися вспять, желая, да во своем отечестве течение совершит 98 , наипаче же, яко ведяше свою любезную супругу непраздну 99 быти. Обаче, по Божиим неиспытанным судбам, желаемаго не получи. Бывшу бо ему на пути, в конец изнеможе, таже призвав обретающихся тогда при нем духовных лиц, облечеся во святый аггелский образ 100 и преименован бысть Афанасием в знамение ожидаемыя им безсмертныя жизни, 101 и вся благочинно устроив, с миром тленному естеству последний отдаде долг в лето от Христа 1271. Взяша убо бывший тамо тело святаго князя и, опрятавше 102 , якоже подобает толикому лицу, привезоша в славный град Тферь, идеже сретоша его с горкими слезами вси от мала и до велика и, великолепно препроводивше в церковь святых безсребренных Космы и Дамиана, ту погребоша его. 103

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010