Вдоль всего побережья залива располагались в больших количествах богатые селенья, много здесь было для человека промыслов — рыбная ловля, охота, грибы и ягоды, а главное — место сие лежало на торговом пути из Пскова и Новгорода в Юрьев, который вот уже скоро двадцать лет оставался под владычеством Тевтонского ордена. Доблестный князь Вячко тогда не сумел отстоять город и сам погиб честной смертью в битве с жадными до наших земель иноплеменниками. Но ничего, дай только срок, одолеем Андрияша, наберемся еще сил и пойдем отвоевывать славный град Ярослава Мудрого. Не век же ему носить позорное иноземное наименование Дарбете. Однако после глупого Переяскина рассказа до чего же круто в животе взыграло! Так и ворочается все там, будто в неводе, переполненном уловленной рыбой. Кстати, о рыбе — архиепископ Спиридон сказал, что готов благословить перед битвой вкушение рыбы, но никто не выразил по сему поводу восторга. От ведь какие — понимают, что перед священным сражением лучше всего будет соблюсти Божий пост. А вот каши — другое дело! Сельский староста Кобыльего Городища Пересвет обещал после полудня устроить всему воинству пышный великопостный пир — наварить каш, каких только хочешь. Гороховых с морковью и луком, ячменных с грибами и репой, пшеничных с кореньями и сушеными ягодами, из сарацинского пшена с шепталами и провесным виноградом, из ошастанного проса с маком и медом . — Эх! — воскликнул Александр. — Хорошо, что Мавридон за нас каши не съедает! Глава девятая. Говорящая грамота Вночь с пятницы на субботу княгиня Феодосия Игоревна получила у игумена новгородского Юрьевского монастыря благословение помолиться у гроба своего сына Феодора. Вечером она поручила десятилетней дочери Дуне уложить спать остальных детей, которые находились в сей Великий пост при ней в Новгороде, — годовалого Василько, двухлетнюю Машу, пятилетнюю Ульяшу. Старшие же ее сыновья были теперь кто где: восьмилетний Ярослав и двенадцатилетний Михаил — при отце во Владимире, пятнадцатилетний Данила — в Переяславле, семнадцатилетний Афанасий — в Полоцке. А Костя, коему в это лето исполнялось девятнадцать, вчера отсюда отправился на Чудское озеро, где Андрей и Александр, может быть, уже побились с немцем, а может, еще только намереваются сражаться.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

извест.); 1849 г., 3 (Древн. ист. памятн.); Чистович, “Ист. правосл. церкви в Финлян.», 57; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, 155; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1009, 29 (Сяндемская), 1011 (Синзеозерский), “Акты истор.», I, 197 (Тархан. гр. 1577 г. строит. Афанасию, бывшему игумену Александро-Свир. м-ря, на построение отдельной пустыни Сяндомской); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 36; “Церковн. вед.», 1889 г., 51, прибавл., 1592 (опис. жизни преп. Афанасия и основанной им пустыни). 1216. Теребинская – Николаевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 95 вер. к сев.-вост. от Вышнего Волочка, близ р. Мологи. На месте пустыни в 1492 г. была поставлена церковь во имя св. Николая помещиком Мих. Обудковым для принадлежавшего ему в то время села Теребени, в которую он поместил и находившуюся у него икону св. Николая. При нашествии литовцев церковь была разорена, а в 1611 г. около ее развалин поселился инок Онуфрий, ископавший для себя здесь пещеру, но по кратком житии от недостатков оставил это место. В 1641 г. в пустынь пришел из-за Онежья инок Авраамий, а впоследствии к нему присоединился сподвижник Артемий, из рода бояр Мозовских. Общими усилиями они начали ставить часовню на развалинах церкви и обрели нисколько не пострадавшую от времени икону св. Николая, что заставило их вместо часовни поставить церковь, около которой построили для себя кельи. В 1654 г. заступничеством св. Николая была прекращена появившаяся в пределах Тверских моровая язва, в память чего отсюда совершается ежегодно крестный ход с 23 июня по 12 июля в гор. Бежецк и попутные селения. При м-ре в 1875 г. открыт дом для престарелых и бедных церковных служителей; кроме того м-рь дает помещение для училища, содержимого на счет земства. Иеромон. Илиодор, “Истор.-стат. опис. Никол.-Теребин. пустыни», Тверь, 1860 г.; “Ист. Росс. Иер.», 364; Ратшин, 513; “Опис. монаст.», 1817 г., 104; “Воен.-стат. обозр. Твер. губ.», 230; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1875 г., 267 (дом для бедных); 1884 г., 238 (училище); “Твер. губ. в.», 1848 г., 29 (краткое опис.); 1853 г., 23 (крестн. ход 30 июня в Бежецк); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 479, 43; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 77 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 250 (прошение о разрешении запрещенного крестного хода из пустыни в Бежецк). 1217. Тихвинская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Ярославской губ., Пошехонского у., находилась в 20 вер. от Пошехонья. О ней известно только, что она упразднена в 1764 г. В «Спис. насел. мест Ярослав. губ.» под 4398 значится сельцо влад. Тихвинское, в 25 вер. от Пошехонья по почтовому тракту в Вологду. “Ист. Росс. Иер.», VI, 398; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.», 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Связь собора с русскими правителями в Переславле-Залесском не прерывалась никогда - в соборе были крещены князь Ярослав Всеволодович (1191 г.), отец Александра Невского, и его сын Александр (будущий Невский). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг». Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Прп. Сергий Радонежский был тогда рукоположен во иеромонаха и возведён в игуменский сан епископом Афанасием Волынским, заменявший митрополита Алексия, находившегося в то время в Константинополе. Сергию шёл тогда 33-й год. В Спасо-Преображенском соборе бывал несколько раз царь Иоанн Васильевич Грозный во время т. н. Богомолья по Святым местам. Побывали в храме, князь Даниил Московский, а также царь Иван III, их семьи. В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 год) и его сын Иван Димитриевич (1302 год). Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали. Интересный факт: Оказывается, что судьба собора именно как богослужебного помещения весьма непростая, если не сказать – драматическая. Строго говоря, служили в нём мало. Разве что в самые первые века своего существования на переславской земле. Дело в том, что Спасо-Преображенский собор до 1764 года был главным храмом города, но никогда – за всю свою 9-вековую историю – не отапливался, был летним храмом. Его открывали в мае, закрывали в сентябре. В основном молились люди в Благовещенской церкви, в зимней, что стояла рядом, по-соседству, тоже к собору относилась. А в 1764 году упразднили девичий монастырь неподалёку, и к собору отошли две на тот момент свеженькие церковки, им тогда едва ли 20 лет было – да, именно эти, мы их и сегодня видим. И богослужения вполне логично стали проходить в основном там. А когда в 1789 году решением Святейшего синода закрыли и Переславскую епархию, то главным городским собором становится Успенский, что в Горицком монастыре, и половина притча Спасо-Преображенского собора направляется туда, и конкретно этот древний храм остаётся практически без служб. Надо понимать, что собором тогда назвался весь комплекс храмовых построек на Красной площади Переславля, и оставшаяся часть притча была задействована в более новых храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Каждую весну храм подвергался усиленной сырости – покрывался лужами пол, мокли и давали трещины древние стены, разрушались иконы. В связи с этим были вывезены в Переславский музей как памятники истории и искусства наиболее ценные иконы и другие предметы, в том числе деревянная дарохранительца, серебряная звездница и ковш XVII века. Во второй половине ХХ века в соборе во время реставрации укрепили расшатавшиеся каменные блоки и счистили росписи XIX века, оставив храм внутри таким же белым, каким он был при Юрии Долгоруком. По книге Н. Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные». Изд. «Славпринт». 2004 г. Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля г. Переславля, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества. Это один их немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII в. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: « лета 1152, говорится в летописи, Юрий Владимирович г. Переславль от Клещина (озера) перенес и создал больше старого и церковь в нем поставил камену св. Спаса». Таким образом, собор и город основаны одновременно одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, он окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Боголюбским. История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь в 1201 г. принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь усыпальница Переславских князей… В 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдал и Спасский собор. Так, собор был разграблен в 1238 г. во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 г., в 1281, 1293 гг, в 1385 и 1409 гг. По присоединении Переславского княжества к Москве, московские государи во время своих посещений Переславля молились в этом храме.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Батый оттуду поиде къ Козелску. Б же въ немъ князь младъ, именемъ Василий. Козличи же горожане сами о соб сътворше съвть, яко не датися поганымъ, но и главы своа положити за христианьскую вру. Татарове же пришедше подъ Козелскь сташа, яко и подъ прочими грады, и начаша бити пороки, и выбивше стну, взыидоша на валъ. И ту бысть брань велика, яко и ножи туто съ ними граждане рзахуся; а инии враты изшедше на полкы ихъ много избыша, яко до 4-хь тысячь изскоша ихъ. И тако вземъ градъ ихъ, избы и до отрочаты. А про князя ихъ всти не б; глаголаху бо, яко вь крови утопе. И повел Батый оттол не зваты Козелъскомъ, но злымъ городомъ; убиша бо ту 3 сыны темничи, 178 их же не обртоша въ множеств мертвыхъ. Оттуду иде Батый въ Поле, въ землю Половецкую. Избави же тогда Богь отъ нахождениа поганыхъ: князя Ярослава, сына великого князя Всеволода, и сыновь его: Александра, Андра, Костантина, Афанасиа, Данила, Михаила, и братию Ярославлю: Святослава Всеволодича Юриевского съ сыномъ Дмитриемъ, Иоанна Всеволодича, и Володимера Костантинича, и Василковича два – Бориса и Глба, и Василиа Всеволодича. Ярославъ же по плнении томъ пришедъ сде въ Володимери, очисти церковь отъ трупий мертвыхъ и кости мертвыхъ съхрани, а люди оставшаа събра и утши; и дасть брату Святославу Суздаль, а Ивану Стародубь. Княжение великого князя Ярослава Всеволодича. Въ лто 6747. Князь великий Ярославь Всеволодичь повел принести тло брата своего, великого князя Юриа, изъ Ростова въ Володимерь. Того же лта князь великый Ярослав ходи на литву ратию, смолнянъ бороня; и посади у нихъ на стол шурина своего Всеволода Мьстиславича, внука Романа Мьстиславича. Того же лта оженися князь Александръ Ярославичь, 179 княжа въ Новгород, понялъ дочерь у Полоцкого князя у Брячислава. И внчався въ Торопц; и ту свадбу игра, а въ Новгород другую. Того же лта Александрь Ярославичь съ новогородци сруби Городецъ въ Шелон. Того же лта посла Батый татарове, и взяша градъ Переяславль Рускый, а епископа Симеона убиша. Сей бысть Семионъ 9 епископъ Переяславлю, то и послдний; 1 бо бысть епископь Переяславлю Петръ, 2 Ефремъ, 3 Лазарь, 4 Силивестръ, 5 Иоанъ, 6 Маркель, 7 Еуфимий, 8 Павелъ, 9 Симионъ, иже и послдний; отъ того донын безъ пяти лтъ 300 лть какъ тамо епископа нтъ, а и градъ безъ людей. А иныхъ татаръ посла Батый на Черниговъ. Слышавь то Мьстиславъ Глбовичь, внукъ Святослава Олговича, и прииде на нихъ съ многыми вои кь Чернигову, и бысть брань люта. А изъ града на нихъ камение съ пороковъ метаху за полтора перестрла, а камение два человка възднимаху. Но и тако татарове побдиша Мьстислава, и многыа воа избыша, а градъ взяша и огнемъ запалиша, а епископа ихъ доведъ Глухова отпустиша. А инии татарове Батыеви Мордву взяша, и Муромъ, и Городецъ Радиловь на Волз, и градъ святыа Богородица Владимерскыа. 180 И бысть пополохъ золь по всей земли, не вдаху кто камо бжаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делегация Русской Православной Церкви посетила группировку российских войск в Сирии Москва, 22 сентября 2016 г.      С 12 по 19 сентября состоялся визит делегации Русской Православной Церкви в группировку российских войск в Сирии. В составе делегации находились епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов. Делегацию сопровождал начальник управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации А.И. Суровцев, сообщает Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами .      По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на российской авиабазе Хмеймим был совершен чин освящения часовни во имя святого великомученика Георгия Победоносца и передана икона с частицей его мощей. В богослужении участвовало более 500 военнослужащих, каждому вручена икона св. вмч. Георгия. Епископ Антоний в своем приветственном слове обратил внимание командования и военнослужащих на иконографию св. вмч. Георгия Победоносца, который держит копье, пронзающее змея открытой ладонью, символизируя, что победа совершается не только силой оружия, но в первую очередь силой Божией. Миссия нашего воинства на Сирийской земле – противодействие терроризму и радикальному экстремизму, отстаивание интересов всех людей доброй воли и братского единства народов, отметил епископ.      В рамках визита состоялась рабочая встреча с митрополитом Латакии Иоанном во время которой епископ Антоний выразил глубокую благодарность за духовную и молитвенную поддержку военнослужащих российской авиабазы. Члены делегации встретились также с епископом г. Тартуса Афанасием, который выразил готовность к сотрудничеству во благо наших братских церквей и народов. С командованием группировки обсуждались вопросы религиозной обстановки и организации работы штатного военного духовенства с верующими военнослужащими. Было выражено общее мнение о необходимости пастырской работы среди военнослужащих, воспитания офицеров и солдат на основе высоких духовных принципов служения Отечеству, готовности к самопожертвованию и примерах высшего проявления христианского духа.      В ходе визита были совершены две Божественные литургии, 18 молебнов, крестный ход с иконой святого Георгия Победоносца вокруг авиабазы. Восемь военнослужащих приняли Святое Крещение. Проведено пять пастырских часов и двенадцать групповых бесед, в которых приняли участие более тысячи военнослужащих. Состоялись встречи с личным составом военных кораблей Черноморского флота «Пытливый» и Балтийского флота «Ярослав Мудрый» в г. Тартус. 22 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97251.html

По просьбе Псковичей пришли во Псков сентября 3 из Великих Лук с 10,000 войска братья Великого Князя Московского Андрей и Борис Васильевичи, бывшие тогда в раздоре с Великим Князем и требовали, чтобы приняты были во Пеков жены и семейства их на пребывание. Но поскольку Псковичи, сохраняя верность Великому Князю, принять их не согласились, то и они на Лифляндцев не пошли, а дали волю своим войскам грабить и разорять Псковские волости; потом взявши со Псковичей окуп, удалились из их Областей в Новгородские. Великий Князь Московский по просьбе Псковичей прислал им Московские и Новгородские войска, с которыми они февраля 18 выступили на Лифляндские земли и произвели ужасное опустошение. Осенью для собрания Священников и Диаконов построена в Домантовй стене горница деревянная. Мастерам заплачено 5 рублей. Орденмейстер Лифляндский Бернгард Фон Дер Борг испросил у Великого Князя Московского мир и заключил оный через послов в Новгороде на 10 лет. Князь Шуйский смеен, а во Псков определен Кяязем–Наместником прежний Князь Ярослав Басильевич Оболенский. Запсковляне Богоявленского Конца заложили каменную стену, свою треть, от реки Псковы с Мишариной Горы и через два года свершили, а на осень покрыли. На весну 1484 года соседи их Козмодемьянскаго Конца заложили свои две части стены от Великой реки до Богоявленской стены. Построены Церкви Св. Афанасия, Св. Николая на Валку или Волоку и Св. Георгия в Печках. Псковичи возмутясь, разрубили у Посадников и у иных многих дворы. Псковские Бояре и прочие граждане самовольно некоторых из Смерди казнили, а иных заключили; притом одного Посадника Гавриила июня 13 убили; прочих также заключили и дворы их опечатали. Великий Князь повелел и Посадников и Смердей заключенных освободить и Пскову быть по всей старине. В посольствах своих к Великому Князю Псковичи издержали проестей до 1000 рублей. Зимою Псковичи отправляли к Польскому Королю Казимиру послов своих, Посадника Василия и Андрея Ру6лева с просьбою о разных удовлетворениях. Посланные нашли его в Гродне, благо склонно приняты, получили во всем управу, одарены и отпущены.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В пятнадцати минутах езды на электричке от Твери в сторону Санкт-Петербурга находится станция Тверца, в окрестностях которой по обоим берегам рек Тверцы, Кавы, Шоши располагаются деревни и дачные поселки. Особое место среди деревень, примыкающих к Николаевской железной дороге, занимало село с красивым названием Пречистый Бор. Оно имело в 80-х годах XIX века свою церковно-приходскую школу, которую посещали дети из близлежащих деревень. В этом селе действовала церковь Рождества Богородицы, история которой связана с повестью о тверском Отроче монастыре. Припомним ее содержание: у тверского князя Ярослава Ярославича был верный и любимый отрок по имени Григорий, который собирая подати в селе Едимонове, остановился у пономаря Афанасия и был поражен красотой его дочери Ксении, воспылал к ней любовью и задумал жениться. Вернувшись в Тверь, он просил у князя разрешения на женитьбу. Но, увидев невесту, князь Ярослав Ярославич решил сам жениться на ней. Между тем отрок Григорий, одержимый великой кручиной, снял с себя княжеское платье, купил крестьянское, переоделся и скрылся неизвестно куда. ... Но прежде чем основать Отроч монастырь, он поселился в местечке под названием Боровое, что на реке Тверце в пятнадцати поприщах от города. Сооружением хижины и часовни наметил будущее основание здесь церкви Рождества Богородицы. Если отойти от повести, то в материалах Тверской епархии Богородицкий на Бору мужской монастырь в селе Пречистый Бор Тверского уезда в 18 верстах к северо-западу от города Твери упоминается в 1631 году и был приписан к Отрочу монастырю. Во второй половине XVII века монастырь был упразднен, а его главный храм во имя Рождества Богородицы стал приходской церковью села Пречистый Бор и других сел. В 1729 году этот деревянный храм Рождества Богородицы сгорел дотла, жители успели спасти церковную утварь, книги, снять старинные колокола. Загоревали прихожане, но представился случай купить готовый деревянный храм, стоявший на Заволжском Посаде в Твери. В 1735 году по просьбе архимандрита Отроча монастыря посадский человек Алексей Григорьевич Орефьев уступил прихожанам села Пречистый Бор деревянную церковь, которая и была туда перевезена и освящена в 1736 году.

http://sobory.ru/article/?object=03333

С.А. Нилус в Оптиной. Искушения, постигшие старца Варсонофия. Перемещение его в Старо-Голутвин монастырь Глава 32. Духовный подвиг отца Варсонофия. Его кончина и погребение в Оптиной пустыни. Некрополь 1900-х годов Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) Глава 36. Всероссийский Церковный Собор 1917 года (восстановление патриаршества). Декрет 1918 года о закрытии монастыря Оптина пустынь. Жизнь обители под видом трудовой артели. Открытие музея в монастыре. Отец Феодосий (Поморцев). Кончина старца Анатолия Глава 37. Старец Нектарий (Тихонов). Власти разгоняют монахов из обители Глава 38. Аресты монахов. Оптинские монахи в Козельске. Старец Нектарий в ссылке в селе Холмищи. Отец Никон (Беляев). Крестный путь рассеянного братства Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест Глава 40. Кончина старца Нектария. Жизнь и смерть отца Никона в ссылке Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Список цитируемой литературы Памяти монаха Лазаря (Афанасьева)     Пролог Русский летописец под 6545 (1037) годом отмечает, что от крещения Руси «нача вера хрестьяньска плодитися... и манастыреве починаху быти. И бе Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» 1 , то есть более всего любил монашество. В те времена и многие века позднее монашеским духом пронизан был вообще весь быт православных 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому, прежде всего обратил свое внимание на исправление и усовершение церковно-богослужебного чина и порядка, расстроенного главным образом небрежением и невежеством нерачительного к богослужению духовенства. Так он не мог равнодушно видеть, в каком упадке находилось в церкви русской богослужебное пение, которое начало упадать в России со времен монгольского ига. Привыкши к знаменному или столповому церковному напеву и исполняя его весьма неисправно и небрежно, церковно-служители наши до п. Никона почти совершенно забыли и оставили то древнее «ангело-подобное пение изрядное осьмогласие, и трисоставное сладкогласование, и самое красное демественное пение», какое, после болгарского и простого демественного напева, вновь ввел в церковь русскую Ярослав Великий 82 , и «совершали пение Божие зело по скору» 83 . Патр. Никон, зная из примеров церковной истории, что развивалось же в восточной церкви богослужебное пение, что святые отцы с IV по VIII век не считали грехом слагать новые духовные песни, исправлять древнее пение, – начал смело вводить в русской церкви новое благогласное песнопение, исправляя и восстановляя что было лучшего из древнего пения. Еще будучи митрополитом новгородским он, по словам жизнеописателя его, «первее повеле – в соборной церкви греческое и киевское пение пети.... и превелие име прилежание до пения, и на славу прибрав крылосы предивными певчими и гласы преизбранными, пение одушевленное паче органа бездушного и такового пения, яко же у него, ни у кого не бывало» 84 . А когда в 1652 году он возведен был на патриарший престол, то еще более усовершил церковное пение. Вышеупомянутый жизнеописатель его свидетельствует, что он любил разные напевы, а особенно греческий и киевский. С патр. Никона началась в русской церкви новая эпоха церковного пения. В тоже время он старался ввести в церкви русской внятное и благоговейное чтение при богослужении, ибо от лености и небрежения церковно-служителей укоренился обычай – читать в церкви весьма поспешно, невнятно и даже неблагопристойно, вычитывал, голоса в два или в три за раз, кафизмы, каноны и разные молитвословы и стихословия во время пения, про себя, а не вслух для всех православных 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010