13. Ярослав Владимировичь, князь Киевский († 1054г.). Его а) Устав о церковном суде (изд. в 1-й и 2-й ч. Достоп.) подвергался одинаковой участи с Уставом Владимира. Любопытно изложение его в Переяславском летописце, стр. 42–44. б) Его Русская Правда (изд. в 1-й Достоп. 1815. Ср. 2-ю ч. Достоп. 1843. М. Tobien. Russka Prawda, Petersb. 1844) дошла до нас в кратком и полном виде; содержание ее – уголовные законы и несколько гражданских. Преподобный Нестор пишет: «Ярослав весьма любил книги, прилежно читал днем и ночью, собрал много писцов и велел переводить с греческого на славянский язык; так написал много книг, которыми просвещались верные люди и наслаждались учением божественным... Он засеял словами книжными сердца верующих... Любя книги, списав множество их, он положил их в св. Софии». Какие же сочинения переведены или переписаны были при Ярославе? Ныне известны: Остромирово Евангелие 1057 года (изданное Востоковым в 1843); Псалтырь с толкованием Афанасия, подаренная митрополитом Евгением частью Погодину, частью Кеппену, по письму – XI века и с некоторыми следами Русского наречия (Извест. Акад. Наук I, 85 , 95 , 101 ; Псалом 103 напеч. у Палаузова: Век Симеона, стр. 142–149); Жития Святых (с 4 по 31 марта) и Слова (20 слов Златоустого, 1 Фотия и 1 св. Епифания) по Супрасльской ркп. XI века (изд. Миклошичем: Monumenta linguae palaeoslovenicae, Vindob. 1851 г., сл. Извест. Акад. I, 24, 25, 97, 102); Каноны Святых XI века в Новгор. библ. (Изв. Акад. I, 89, 97); 13 Слов Григория Назианз. XI века (Библиогр. листы, стр. 85–91. М. 1825); Сборники, переписанные для князя Святослава – один в 1073 г. (Каландовича Экзарх, стр. 102–104, 2 В Востокова Опис. муз. стр. 499–506); снимок со страницы его у Погодина (в Образц. древней письменности М. 1840 г.), у Буслаева, с грамматикою и словарем (Материалы для истории письменности. М. 1855 г.); другой писан в 1076 году; оба с переменами болгарского наречия на русское. В Сборнике 1073 года по ркп. Синод. библ.: «великий в князьях князь Святослав»; а по списку Кирилло-Белозерского монастыря: «великий в царех Симеон желанием зело возжелав». (Шевырева Поездка II, 30–32. М. 1850 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но не погуби нас, Господи, до конца ради твоего святого имени и не лишай нас своей милости ради молитвы святой Богородицы и блаженного епископа Кирилла. Не презрел Господь молитвы и слезы князя Юрия, что приносил он Господу, молясь днем и ночью, чтобы не оскудела правоверная вера христианская. Так и случилось: Господь послал нам великое спасение ради нашего князя, избавил нас Бог от врагов наших; «ведь очи Господа обращены к боящимся его, а уши его к их молитве». За князьями гнались татары, но не настигли их. Как и Саул преследовал Давида, но Бог спас Давида от его руки, так и этих князей Бог спас от руки иноплеменников, благочестивого и правоверного великого князя Ярослава и его благородных сыновей. А было их шесть: Александр, Андрей, Константин, Афанасий, Даниил, Михаил. А Святослав с сыном Дмитрием, Иван Всеволодович, Владимир Константинович, два сына Василька – Борис и Глеб, Василий Всеволодович. И все они были сохранены Божьей благодатью; но мы вернемся к прежнему рассказу. В тот же год татары взяли Переяславль Русский, и епископа убили, и людей перебили, а город сожгли огнем, и, захватив много пленников и добычи, отступили. В тот же год Ярослав пошел к Каменцу; он захватил город Каменец, а княгиню Михаила и большую добычу забрал с собой. В тот же год освящена была великим освящением церковь Бориса и Глеба в Кидекше в праздник Бориса и Глеба священным епископом Кириллом. В том же году татары взяли Чернигов, князья же оттуда выехали в Венгрию; а город сожгли, и людей перебили, и монастыри разграбили, а епископа Порфирия отпустили в Глухове; а сами татары вернулись в станы свои. В тот же год Ярослав выступил в поход из Смоленска против Литвы, и победил Литву, а князя их взял в плен; уладив дела со смольнянами, он посадил у них князем Всеволода, а сам с большой добычей и с великой славой вернулся в свои земли. В тот же год зимой захватили татары Мордовскую землю, и Муром сожгли, и воевали по берегу Клязьмы, и город святой Богородицы Гороховец сожгли, а затем вернулись в станы свои. Тогда было смятение большое по всей земле, и сами люди не знали, кто куда бежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярослав подскакал к крыльцу и легко слетел с седла, расстегивая жуковину и сбрасывая с плеч корзно, — жарко! С исподу взопрел. Ему подали блюдо с зерном и хмелем, он взял, подержал его и возвратил — куцы! еще поезд-то во-о-он где. Борзенько Ветерок доскакал. Хорошо было стоять на крыльце и ждать свадебный поезд. И он испытывал величайшее наслаждение, вдыхая весенний сладостный воздух. Чего еще было желать? Сыны растут, старший только что обвенчался, год-другой и внуков даст, жена в Новгороде снова в ожидании, глядишь, еще один сынок будет. А между этим, который еще в чреве, и Александром — другие пятеро. Андрея на будущий год тоже женить пора. Константину шестнадцать лет, умный молодец, рассудительный. Афанасий и Данила подрастают. Вот только Михаил огорчает — трусоват маленько, перед курицей и то трепещет. Братья дразнят его — Мишка-Зайчишка. Куда сие годится! А и его жалко, он добрый, как Александр, а вот храбрости не хватает. Каб возможно было куда-нибудь послать купцов, чтоб привезли такую воду, от которой люди смелыми становятся, никакую цену заплатить не жалко. Свадебный поезд приближался. Родственники уже стояли вокруг великого князя, тоже ожидая, когда можно будет сыпать на молодых зерно и хмель. Блюдо вновь вернулось в руки Ярослава Всеволодовича. И вот повозка с молодыми встала пред ним, братья вышли из нее первыми, затем вывели жениха и невесту, Борис — Александра, Глеб — Александру. Удачно все же получилось, что у них и имена одинаковые, только святые разные: у него — Александр Воин, у нее — Александра Царица. Можно ли забыть тот предпоследний день мая, светлый, солнечный и благоуханный, когда Сашенька в Переяславле на свет появился. Отмечалась память Исаакия, игумена Далматской обители, и родильное имя второму сыну Ярослава дано было — Исаакий. Смешно и упомнить сие… «Как там Исашка?» — спрашивал Ярослав у жены. «Ну что, Исашенька? Будешь крепким князем на Руси?» — вопрошал он улыбчивого и бодрого младенца, любившего смеяться, особенно во сне, но, когда начинал его о чем-то расспрашивать, личико делалось вдумчивым, будто он и впрямь пытался понять смысл вопроса и размышлял над тем, как достойнее ответить.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Именины в декабре и декабрьские православные праздники 4 декабря Православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. По преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении от неплодства, дали обет посвятить дитя Богу. 30 ноября, 2010 4 декабря Православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. По преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении от неплодства, дали обет посвятить дитя Богу. Именины в декабре: имена каких святых давать детям, рождённым в декабре? Какие православные праздники в декабре существуют? Какие святыни почитают? Именины в декабре (Имена даны в светской форме) 1 — Анастасий, Николай, Платон, Роман. 2 — Авдей, Адриан, Александр, Валентин, Варлам, Вениамин, Геннадий, Герасим, Денис, Дмитрий, Иван, Игнатий, Иларион, Константин, Леонид, Михаил, Петр, Порфирий, Семен, Сергей, Тимофей, Федор, Христофор, Яков. 3 — Александр, Алексей, Анатолий, Анна, Арсений, Василий, Владимир, Григорий, Емельян, Иван, Иларион, Иосиф, Макар, Николай, Татьяна, Фекла. 4 — Александр. 5 — Алексей, Архип, Афанасий, Борис, Валериан, Василий, Владимир, Герасим, Иван, Илья, Максим, Марк, Михаил, Павел, Петр, Прасковья, Прокопий, Савва, Фаддей, Федор, Филимон, Яков. 6 — Александр, Алексей, Борис, Григорий, Иван, Макар, Митрофан, Серафим, Федор. 7 — Августа, Александр, Алексей, Анисья, Григорий, Евгений, Евграф, Екатерина, Иван, Марк, Митрофан, Михаил, Порфирий, Прокопий, Симон, Христофор. 8 — Александр, Андрей, Варлам, Василий, Виктор, Григорий, Дмитрий, Иван, Иларион, Климент, Кузьма, Николай, Павел, Петр, Семен, Серафим, Ярослав. 9 — Афанасий, Василий, Георгий, Даниил, Иван, Илья, Иннокентий, Михаил, Назар, Николай, Никон, Петр, Тихон, Федосий, Юлиан, Яков. 10 — Алексей, Андрей, Борис, Василий, Владимир, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Иван, Николай, Никон, Роман, Серафим, Сергей, Федор, Фекла, Феодосий, Яков. 11 — Алексей, Андрей, Анисья, Анна, Василий, Викентий, Григорий, Даниил, Ерофей, Иван, Константин, Никифор, Николай, Павел, Петр, Прасковья, Серафим, Сергей, Степан, Тимофей, Федор, Фома, Харитон.

http://pravmir.ru/imeniny-dekabrya/

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский». Памятник церковного зодчества, с которым я имею намерение познакомить Владимирскую Архивную Комиссию, есть каменная церковь во имя святителя Петра митрополита Киевского, в городе Переславле-Залесском. В настоящее время, когда с особенным старанием принимаются всевозможные меры к изучению и сохранению памятников отечественной древности и старины, не только в их целом виде, но и в самых мелких деталях, неизлишне будет обратить должное внимание на упомянутую Петромитрополитскую церковь, с одной стороны, как на единственный почти оригинальный и хорошо сохранившийся памятник церковного зодчества первой половины XIV в., с другой, как на безмолвный указатель довольно прискорбного события в иерархии Русской церкви, имевшего место в городе Переславле-Залесском в 1310 г. Святитель Пётр, митрополит Киевский, неожиданно для себя и для всех глубоко почитавших его, был оклеветан пред Афанасием, патриархом Константинопольским, в каких-то очень тяжких винах. Святитель русской церкви, не находя за собой каких-либо преступных деяний, в обвинении, возводимом на него, видел лишь искушение врага рода человеческого. Чиновник патриарший, присланный патриархом Афанасием для расследования обвинений на святителя Петра, немедленно по прибытии в Россию созвал собор в пригороде Московского удела, в Переславле-Залесском, в 1310 г. В это время в Переславле сидел на княжении князь Иоанн Данилович, сын Даниила Александровича, внук святого Александра Ярославича Невского. Переславский князь принял живое участие в обвиняемом святителе русской церкви. Отсюда и началась та святая любовь между князем и святителем, о которой писатель жития святого Петра так замечает: «Его же (князя Иоанна Даниловича) зело от души возлюби великий чудотворец Пётр... Великий князь Иван Данилович всегда необычна старца (то есть святого Петра) пришествия ожидашь». Известно, что начиная с великого князя Всеволода Георгиевича, с 1175 г. почти до начала XVI в., в Переславле проживали великие князья. Здесь они рождались, росли и умирали. Великий князь Ярослав Всеволодович почти безвыездно проживал в Переславле со всей довольно многочисленной своей семьёй. Очевидно, после сего, для помещения великих князей с их семействами и многочисленной дворней должны были находиться в городе обширные княжеские хоромы с теремами, сенницами, клетями, подклетями, повалушками и другими хоромными строениями. Хоромы эти находились близ Преображенского собора, на месте, занимаемом ныне Петромитрополитскою церковью. Вот здесь-то, в хоромах князя Иоанна Даниловича, прибывший на суд святитель Пётр и нашёл себе приют и успокоение.

http://sobory.ru/article/?object=00435

В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского, занимал семь лет великокняжеский престол во Владимире на Клязьме. Отправившись по делам в Орду, на обратном пути князь Ярослав сильно захворал и, чувствуя приближение смертного часа, принял монашеское пострижение с именем Афанасия, после чего скончался в 1271 году. Великокняжеская власть перешла к его брату Василию Ярославичу. Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца, в 1272 году. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, но утолял свой голод простой пищей, вел жизнь воздержную и благочестивую, постоянно боролся с плотью и был злейшим врагом своему телу, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и ободрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его не столько за сан, сколько за благочестие и участие к людям. На Тверской стол благоверный князь вступил после брата своего Святослава между 1282 и 1285 годами. Свое княжение святой Михаил начал богоугодным делом — построением соборного храма в Твери. Вероятно, по совету благочестивой матери отрок–князь в 1285 году заложил каменный храм в честь славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа на месте прежней деревянной церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Вместе с княгиней Ксенией благоверный князь богато и щедро украсил новый храм, снабдил его святыми иконами и священной утварью, необходимой для богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

в Галиции 27 Первые два Евангелия расположены по праздникам и дням недели (согласно чтению Евангелия при богослужении), последнее – по порядку евангелистов и представляет собою полное Четвероевангелие 28 . При чтении Св. Писания, желая лучше уразуметь истинный смысл божественных словес, благочестивые предки наши старались добыть всевозможные к тому пособия, перелагая их с еллинского на свой язык. Это были толкования на Св. Писание (на Евангелие, на послания Апостольские. на Псалтирь, на книги пророческие), поучения отцов церкви ( Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Василия Великого , Афанасия Великого , Иустина Философа , Феодорита, Августина, Иоанна Дамаскина и других). Так, дошли до нас в списках XV века: 1) Пятокнижие Моисеево, писанное в Новгороде в 1136 г, и 2) Книги шестнадцати пророков с краткими толкованиями на них из разных отцов и учителей церкви, написанные в 1030 (или 1047) г. для Новгородского князя Владимира Ярославича. Далее – Псалтирь с толкованием Афанасия, другая Псалтирь с толкованием Феодорита и толкование на Евангелие св. Григория, папы Римского в списках XI века. Толкование на первые пять посланий апостола Павла, – в списке 1220 г. Было также в употреблении собрание текстов Св. Писания о разных предметах догматического и, преимущественно, нравственного учения, известное под именем «Пандектов игумена Антиоха» (VII в.), и сохранившееся в списке XI века. Усердно собирались также «жития святых», представлявшие собою осуществление евангельского учения в жизни избранных слуг Божиих 29 . Главными деятелями в этом отношении были опять-таки наши первые князья. Сами полюбив книги, и в особенности «божественные», они усердно желали поделиться этим сокровищем и с народом своим. Ещё Владимир, по свидетельству летописца, «любил словеса книжная», а преемник его Ярослав до того предан был книгам, что читал их днём и ночью. Он окружил себя целым обществом «писцев», то есть, образованных людей, и поручил им перевести с греческого языка на славянский «книги многы», а другие, уже переведённые (как, например, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Св. Афанасий Великий преставился в 373 году, 80-ти лет от роду. См. 18 янв. Тропарь, гл. 3. Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь , священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына единосущна проповедав, посрамил еси Ария; отче преподобне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость. Кондак, гл. 2. Православия насадив учения, злославия терния иссекл еси, умножив семя веры, одождением Духа, преподобне: темже тя поем Афанасие. Ап. ( Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Мф.5:14–19; 11 зач.). Пренесение мощей святых благоверных князей Российских, Бориса и Глба, во св. крещении Рмана и в 1072 г. и в 1115 г. Тело св. кн. Глеба было сокрыто убийцами на берегу Смядыни в глухом лесу между двумя колодами, прикрытыми хворостом. В 1020 г., по занятии Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело св. Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено там вместе с телом св. Бориса (см. 24 июля). Вскоре на могиле свв. князей начали совершаться чудеса. Когда церковь св. Василия сгорала, мощи свв. князей были перенесены во вновь построенную в честь их в Вышгороде церковь . При открытии гробов свв. князей, митрополит Иоанн со священниками увидали преславное чудо: тела святых оказались белы, как снег, лица их сияли небесным светом, так что дивились митрополит и все люди, которые ощущали великое благоухание. Князь Ярослав вместе с митроп. Иоанном установили в честь свв. князей праздник 24 июля, каковой день был днем кончины св. Бориса и днем освящения новосозданной церкви; тогда же была составлена особая служба свв. князьям. В 1072 г. мощи свв. мучеников были перенесены в новый, построенный кн. Изяславом, храм св. Михаила, а в 1115 г. свв. мощи были вновь торжественно перенесены русскими князьями в построенную во имя свв. князей каменную церковь в Вышгороде. В 1240 г., во время Батыева нашествия на Киев, мощи свв. Бориса и Глеба неизвестно где сокрыты. 78 Мучч. Еспера, Зи и чад их: и еодла. Рабы богатого язычника Катулла, из Атталии Памфилийской, за отказ, по случаю рождения у господина сына, принести жертву Фортуне, они при Адриане были замучены; сначала были мучены дети, а потом все были брошены в разженную печь, где и скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Старец–подвижник не изменял своих правил до гроба, соединяя смирение с подвигами любви к Богу и ближним; после молитвенной беседы с Господом, утешением для него было принимать странных и оказывать возможную помощь нуждающимся. – Приблизившись к кончине своей, он назначил ученика своего Александра в настоятеля обители; потом приобщился св. таин и преподав наставление братии, о себе сказал: «когда умру я, не воздавайте мне никакой почести, а взяв за ноги оттащите меня в болото». 30 сент. 1441 г. он предал дух свой Господу. 300 Мощи его почивают под спудом в каменном храме, сооруженном в его имя и обитель поныне удерживает его фамилию, называясь Лопотовою. Она стоит в 40 верстах от Вологды и в 7 от Кадникова. 301 «Итак братия, мы не обязаны плоти жить по плоти. Если живете по плоти, то умрете: а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:12–13 ). «Любовь познали мы в том, что Он (Сын Божий) положил душу Свою за нас: посему и мы должны полагать души за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Иоан.3:16:18 ). 1 Ярослав. епар. ведом. 1860 г. 26. 1862 г. 18. 19. Ркп. святцы: «святой и блаженный Иоанн, юродивый Христа ради, преставился в л. 7089 сент. 3 д.» 4 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-литовский Симеоновский монастырь к нему Афанасию учиться русской грамоте, по-польски и по-латыни, где и находился семь лет». (Собр. грам. 3:41). Поскольку же после того до сент. 1644 г. Луба жил в Бресте «в иезуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьева истор. 9:343): то оказывается, что Филиповичу Луба отдан был в 1622 г. Сл. переписку между Россиею и Польшею 1613–1644 г. в чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 4, 132–137. Запис. Филиповича в синод. б. 2, 67. 7 «Кратное описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена брестского, преподобномученика нового», нап. в вилен. епар. вед. 1864 г. 1. В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.» В синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена берестейского православного, – повесть чрез послушников его списана, року 1648 сталой». О. Саввы указатель синод. б. стр. 159. Μ. 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не говоря о русских переводчиках, мы знаем некоторых святителей из русских, которые вполне владели греческим языком; так, например митр. Алексий исправлял славянский перевод евангелие по греческому тексту. Необходимость почерпать знание из первоисточников греческой литературы заставляла и светских людей учиться греческому языку. Так, некоторые князья говорили по-гречески, напр. Михаил Юрьевич; держали при себе ученых греков, напр. Константин Всеволодович; приглашали греческих учителей и заводили училища, напр. Роман Ростиславич; заставляли переводить греческие книги, напр. Ярослав 1. Кроме того, вследствие духовной связи с Грецией, люди всякого звания отправлялись в Константинополь и на Афон, и, знакомясь с греческим языком, приобретали и списывали памятники греческой литературы и проповедничества 23 . Но особенною ревностью к изучению греческого языка отличались многие иноки, так как они выражали в своей жизни дух аскетического проповедничества и нуждались в его руководстве. По духовной связи с Грецией, они особенно часто путешествовали в Константинополь, на Афон, в Иерусалим и другие места. Там они жили по целым годам, учились подвижничеству и греческому языку, переводили и списывали памятники греческой литературы и проповедничества. Монастыри Студийский и св. Предтечи в Константинополе, Пантелеймонов и Хилендарский на Афоне, были постоянным пристанищем русских и местом списывания и перевода книг. Здесь же, особенно на Афоне. было много иноков из болгар и сербов, которые содействовали русским в переводе и списывании греческих книг. Так, в монастыре св. Предтечи жил 20 лет игумен Серпуховского монастыря Афанасий и приобрел здесь сборник отеческих сочинений. В студийском монастыре жил митр. Киприан и переводил на славянский язык греческий книги. Так, на Афоне жил Нил сорский , и там позаимствовал аскетические слова об восьми помыслах 24 . Таким образом составились наши богатые древние библиотеки, из коих более замечательны: киево-софийская, новгородско-софийская, патриаршая, троицко-сергиевская, белозерская, соловецкая, волоколамская, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010