Пожалуйста, запомните мои слова: вы нам всем нужны. Вы несете особое служение людям — вы помогаете им быть добрыми, преодолевать свой эгоизм, раскрывать свое сердце навстречу другому человеку». Его Святейшество также поблагодарил руководителей, педагогов и всех тех, кто заботится о детях. Он оставил запись в книге почетных гостей: «Болезнь и физическая ограниченность не могут ограничить бессмертный человеческий дух. Я сердечно благодарю всех, кто трудится в этом святом месте, помогая детям сохранить силу духа и побеждать физический недуг». Богослужебное творчество и канонизация святых За почти уже восемь лет служения Святейшего Патриарха на первосвятительской кафедре активно велось богослужебное творчество. Ежегодно разрабатывались новые и утверждались уже имеющиеся молитвенные чины. Были написаны и утверждены 15 текстов служб, в частности священномученику Вениамину Петроградскому и иже с ним пострадавшим, святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, святому благоверному князю Владиславу Сербскому, священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому, святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому, священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, новомученикам и исповедникам Радонежским, служба и акафист святому преподобному Серафиму Вырицкому. Также утвержден акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица», служба Божией Матери в честь иконы Ее «Свенской-Печерской» и т.д. Священный Синод утвердил тексты тропарей, кондаков и молитв 11 лицам и иконам, в частности святому праведному Павлу Таганрогскому, священномученику Владимиру Амбарцумову, Божией Матери перед иконой Ее «Косинская», святым благоверным князем Петру и Февронии, Муромским. Кроме того, были утверждены 6 новых редакций текста акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша», акафиста праведному Иоанну Русскому, Честному и Животворящему Кресту Господню и др. Канонизированы для общецерковного почитания 33 святых, в числе которых — праведный Евгений Боткин (врач царской семьи) и преподобные Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Феофил, Христа ради юродивый, Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, праведный Павел Таганрогский, святая праведная княгиня София Слуцкая, святой благоверный князь Ярослав Мудрый и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4685455.ht...

Козмодемьянский Новгородский монастырь). Отрочь Успенский монастырь Мужской 2 класса, Тверской Губернии и Епархии, находящийся в Губернском городе Твери на устье реки Тверцы, построен в 1265 году при благоверном Великом Князе Ярославе Ярославиче Тверском, отроком, т. е. одним из придворных его, Григорием, почему и назван Отроч 127 . Повод к построению этого монастыря был следующий: однажды Григорий поехал в деревню, недавно Государем ему подаренную, в селе Эдимоново. Там дочь Эдимоновского церковника Афанасия, именем Ксения, обратила на себя его внимание. По взаимной склонности друг к другу, решились они вступить в супружество с дозволения самого Государя и Отца Ксении. Уже всё было к тому изготовлено, но Ксении предназначена Промыслом другая, возвышеннейшая участь быть Княгиней. Посему, тогда как чета сия располагалась идти к храму в брачном одеянии, Князь Ярослав, приехав к селу Эдимонову, хотел разделить радость отрока своего, но при виде Ксении, его невесты пленившись ею, предложил ей руку свою. Отрок, лишившись невесты своей, решился удалиться от света в уединенную пустыню и, поселившись близ Твери, принял иноческий чин и, по соизволению Государеву, соорудил обитель, которая по имени его названа Отроческой или Отрочь монастырь. В настоящее время в этой обители здания все каменные. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) ЦЕРКВИ а) во имя Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1732 году; б) Святых Петра и Филиппа, Московских Чудотворцев, построена в XVI веке, о двух престолах; 3) КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами; 4) КЕЛЬИ Настоятельские о двух этажах; 5) КЕЛЬИ братские и службы; 6) ОГРАДА с 4 башнями на 190 саженях. В сем монастыре был в заточении Митрополит Московский Св. Филипп, который тут в 1570 году и лишён жизни по повелению Царя Ивана Васильевича опричником его Скуратовым. Св. нетленные мощи его из монастыря сего перенесены были в Соловецкий монастырь, а оттуда в Москву и опочивают ныне в Московском Успенском Соборе. С 1727 года заведена была в этом монастыре Преосвященным Феофилактом Лопатинским Семинария, в коей священно- и церковнослужительские дети Тверской Епархии, человек до 700, обучались Российской Грамматике, Географии, Арифметике, Латинскому и Греческому языкам, также Поэзии, Риторике, философии и Богословию; а ныне при монастыре сем находятся уездное и приходское духовные училища, открытые в 1809 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

293 Это отчасти видно и из завещания его сыну, напечат. in Act. San ctor. Septembr. T. I. p. 544 S. 296 Пролог 28 января; Нестор о св. Борисе и Глебе и в летописи. Третья Новгородская летопись под 1015 г.: «преп. отец наш Ефрем Новоторжский бе в сия времена». Собр. л. 3, 208. 297 Киевская летоп. под 1147 г.: «иде Гюрги воевать Новгородской волости и пришед взя Новый торг, и Мьсту всю взя». Договорная грамота Новгорода с великим князем 1255 г. «А се, княже, волости Новгородские: Торжек, Бежице, Городец» и проч. 299 Ркп. житие (б. общ. ист. 44): «пр. Ефрем отъиде от нынешнего века в вечный покой в л. 6561 (1063)». Ркп. святцы: «пр. Ефрем, архимандрит Борисоглебского монастыря, преставися в л. 6561 месяца января 3 в 28 день, а перенесены мощи его в л. 6574 (1066) июля в 11 день»; в печ. житии сказано, что он преставился в 6523 (1015) г. – это обмолвка, Преп. Ефрема называли архимандритом только потому, что в 1572 г., когда вновь открыты мощи его, обитель его уже была архимандрией. 301 В ркп. житии Тверской князь назван князем Михаилом Александровичем. Но это – очевидная ошибка. При князе Михаиле Александровиче († 1399 г.) не было в Торжке кн. Афанасия. Напротив, очень известна по летописям битва кн. Михаила Ярославича с кн. Афанасием Даниловичем у Торжка 1315 г., см. Львов, л. 2, 70. 71. Русск. времен. 1, 153, 154. 302 Ркп. служба преп. Ефрему у Царского 378, 563. Между ркп. патр. Филарета, по описи 1630 г. «стихиры и канон Ефрему Новоторжскому». Иванова описание госуд. архива, стр. 293. М. 1849 года. 306 Собр. лет. 1, 89, 90. 2, 278, 358. Ист. Русск. Церкви 1, 160, 199–202. Пишут: «по смерти епископа Переяславского Петра был он (Ефрем) рукоположен митроп. Киевским Ионой». Никакая летопись не знает Киев. митроп. Ионы, современного Ефрему. Блажен. Симон говорит, что после Леонтия и Илариона поставлены из Печерской обители епископы Николай и Ефрем, оба в Переяславль. В 1072 г. при перенесении мощей св. князей были Переяславский епископ Пётр и Переяславский игумен Николай (собр. лет. I, 78); Пётр по древнему списку считается первым Переяславским епископом (собр. лет. 2, 338). Итак блаженный Ефрем рукоположен в епископа не после Петра, а после Николая. Г. Максимович (о древн. Переяславской еписк. в Чтен. М. Общ. Ист. кн. 4. 1858) справедливо полагает, что отдельная Переяславская епархия учреждена около 1054 года вслед за тем, как Ярослав назначил Всеволоду Переяславл; а до 1031 года жили в Переяславле Киевские митрополиты. Но г. Максимович напрасно допускает трёх современных Ефремов – Ефрема Переяславского, Ефрема митрополита Грека Митиленского и Ефрема епископа суздальского. Суздаль был тогда под ведением Переяславского князя и след., Переяславского епископа Ефрема; Никон. лет. и Степ. кн. строителя разных зданий Ефрема Переяславского выводят из Митилены, – а не другого Ефрема. Равно вопреки памятникам г. Максимович называет Николая первым Переяславским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На первой странице изображен в раме череп, с синими глазными впадинами и таковыми же под ним костями. Наверху надпись: Кости зрак, Смерти знак. Се всяк Будеши так. А далее написано: «Зри человече и познавай сия глава по смерти твоей будет твоя такова. Глаголю сия зрящему на мя, аз убо бех яко же ты. Ты же будеши яко же аз. Сия глава сама о себе сказует и подобие свое нам показует». На следующем листе, по-видимому, было заглавие, но оно вырвано и заменено белой бумагой. Надпись: «Синодик или помянник» тоже наклеена. Очевидно, срезано именно то, что нас теперь и должно интересовать особенно, а именно: его принадлежность тому или другому монастырю или собору, о чем и остается догадываться по разным данным, которых в первой части нет почти никаких, ибо все здесь носит общий характер, начиная с предисловия и оканчивая 40 листом, где находится помянник патриархов, оканчивая Адрианом. С оборотной страницы 40 листа начинается вторая часть, но не в изначальном виде. Здесь, после рода статского советника Григория Александровича Кудрицкого, помещается род Чебоксарской Покровской церкви Священника Алексея Петрова Орловского, купившего эту книгу, и прежде других внесшего свой род. На следующей странице, в прекрасных колоннах и среди чудных цветов, написаны роды Чебоксарского купца Афанасия Колокольникова и купца Алексея Тим. Казанцева. Но все это, как и многое последуюшее – интерполяции. Только, кажется, через 10 листов начинается старый помянник. Здесь поминаются: Великий князь Владимир, Борис и Глеб, Ярослав, Всеволод, Владимир Мономах , Иоанн Калита, Димитрий Донской, Царевич Димитрий и т.под. Далее поминаются Московские Митрополиты: Петр, Феогност, Корнилий, Алексий и т.под., оканчивая Вениамином, причем Дионисий, Феопемт и Антоний приписаны. Потом идут имена Архиепископов и Епископов, начиная с Серапиона и оканчивая Варлаамом. Далее род (?) Соловецкого монастыря Архимандритов, оканчивая Фирсом Ионою. Потом идет род создателя Валаамского монастыря, род Зосимы Соловецкого, роды: Филиппа Митрополита Московского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Антония Сийского, Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Саввы Освященного, Гурия Казанского, Варсонофия Тверского, Германа Свияжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

КОЛЕНО VII: Князь Михайло Петрович Князь Матвей Григорьевич КОЛЕНО VIII: Князь Андрей Михайлович КОЛЕНО IX: Князь Прохор Андреевич КОЛЕНО X: Князь Иван Прохорович Князь Николай Прохорович Князь Александр Прохорович † в октябре 1793; женат на Ольге Васильевой Иевлевой КОЛЕНО XI: Князь Павел Иванович Князь Владимир Иванович Князь Африкан Иванович Князь Ярослав Иванович Князь Дмитрий Иванович Михаил Александрович Князь Николай Александрович Князь Василий Александрович Князь Павел Александрович Князь Алексей Александрович Князь Сергий Александрович, во иноках Аникита, рождение 1783 † 7 июня 1837 Князь Владимир Александрович Князь Платон Александрович, тайный советник, министр народного просвещения и святого Александра Невского кавалер † 6 мая 1853; женат на Анне Николаевне Спечинской Князь Прохор Александрович КОЛЕНО XII: Князь Андрей Ярославович Князь Александр Владимирович Князь Василий Владимирович, флота капитан 2-го ранга Князь Валериан Платонович, женат на Агние Афанасьевне Соломка Князь Александр Платонович Княжна Ольга Платоновна, за Дмитрием Алексеевичем Кашкаровым Княжна Мария Платоновна, за Сергием Васильевичем Карцовым Княжна Варвара Платоновна Княжна Аграфена Платоновна, за графом Александром Николаевичем Подгоричани Князь Александр Прохорович В 1699 году, в числе владельцев населённых имений, находились трое князей Ширинских и трое князей Шихматовых. Княжеское достоинство окончательно утверждено за фамилиею Ширинских- Шихматовых Императором Николаем Павловичем, 3-го января 1836 года, при утверждении десятой части Общего Российского Гербовника, где герб их помещён под 95-м. Щит разделён на четыре части; 1-я часть разделена, горизонтально, на два поля; в верхнем, черном поле золотой крест, и под ним серебряный полумесяц, рогами вниз; в нижнем, горностаевом поле, княжеская шапка. Во 2-й части, в золотом поле, скачущий вправо на белом коне, всадник в мантие и в шапке княжеской, с подъятым мечём. 3-я часть разделена перпендикулярно на два поля; правое серебряное, левое красное, и в ней башня, красная в поле серебряном, и серебряная в поле красном. 4-я часть разделена горизонтально на два неравные поля; в верхнем, мèньшем, чёрном поле четыре перпендикулярные золотые полосы; в нижнем, бòльшем, голубом поле две серебряные сабли, крестообразно, остриями вверх. Герб покрыт княжескою мантиею и дворянскою короною, над коею находится чалма с пером.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3. Ильинская церковь в селе Сугояк. Основной массив храма был построен в 1868 году. В 1912 году к церкви была пристроена обширная трапезная с колокольней. Разрушается с 1932 года. В годы советской власти в храме размещался склад минеральных удобрений, овощехранилище и гараж. Восстановление этой церкви будет курировать Богоявленский мужской монастырь (настоятель — игумен Афанасий (Фархудинов)). 4. Покровская церковь в селе Кирды. Построена во второй половине XIX века. В советское время использовалась в качестве конного двора и машинно-тракторной мастерской. Восстановление будет курировать приход храма преподобного Сергия Радонежского в Челябинске (настоятель — протоиерей Ярослав Иванов). 5. Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Беликуль. Является ярким образцом православного зодчества, характерного для богатых уральских сел. Построен в 1848 году в стиле позднего классицизма с примесью русско-византийских черт. Последняя служба в церкви состоялась в 1936 году. В советское время храм использовался как зернохранилище. В настоящее время техническое состояние — неудовлетворительное. Восстановление будет курировать приход храма великомученика Георгия Победоносца в Челябинске (настоятель — протоиерей Владимир Воскресенский). 6. Храм Михаила Архангела в селе Феклино. Возведен в 1866 году на высоком берегу озера. В советское время храм сравнительно неплохо сохранился, но получил значительные повреждения уже в постсоветский период. Восстановление будет курировать приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Копейске (настоятель — протоиерей Виктор Вавилов). 7. Храм Сошествия Святого Духа на апостолов в селе Теренкуль. Освящен в 1864 году. До революции приход храма насчитывал до 30 тысяч человек. В годы советской власти были разрушены купола и колокольня, здание перепрофилировано. До настоящего времени здесь расположен сельский дом культуры. Восстановление будет курировать приход храма мученика Иоанна Воина в Челябинске (настоятель — иерей Павел Курбатов). 8. Храм святых апостолов Петра и Павла в селе Нижнепетропавловском. Построен в 1810-1826 годах. Церковь большая, представительная (длина храма — 35,4 м, ширина — 19,62 м). Серьезно пострадала в XX веке. Шанс на ее восстановление есть только при самом широком участии городских приходов, при активной поддержке благотворителей и меценатов. Координировать процесс поручено приходу Свято-Симеоновского кафедрального собора (ключарь — протоиерей Владимир Маничев).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь - православный мужской монастырь в Псковской области, основанный в 1455 году. Был закрыт советской властью в 1918 году, возвращен Церкви в 1990 г. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1455 году афонским монахом, преподобным Саввой Крыпецким, выходцем из Сербии, среди болот. Местоположение монастыря в древних грамотах определяют как «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губернии». Это был один из последних монастырей независимой Псковской республики (в 1510 году Псков был присоединён к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены на псковском вече. Псковский наместник князь Ярослав Васильевич Оболенский принял активное участие в строительстве монастыря известно, что при его участии был сооружён мост на дороге к Святым воротам монастыря. В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни. В 1547 или 1557 году в монастыре была построена каменная соборная церковь. В середине XVI века в Крыпецком монастыре принял постриг преподобный Никандр пустынножитель,основатель Свято-Благовещенской Никандровой пустыни и известный агиограф, пресвитер Василий-Варлаам. В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом. До нашего времени сохранилось описание монастыря, которое относится к 1586—1587 годам: В XVII веке в монастыре был пострижен государственный деятель Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (монашеское имя — Антоний). К концу XVII века монастырь обеднел. В начале XVIII века, после нескольких десятилетий запустения обитель была восстановлена. К 1764 году за монастырём числилось 366 душ крестьян.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

О браке святого князя Александра Невского с полоцкой княжной действительно сообщают древнерусские лето­писи под 1239 г. (75), но ни в одном из источников нет упоминаний о пере­несении в Торопец чудотворного образа. Вместе с тем, существует предпо­ложение о том, что специально к свадьбе Александра и Параскевы (Александры) была написана другая богородичная икона. Ее заказал в 1239 (!) г. отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всево­лодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской» (76). Ничего не говорится о перене­сении из Полоцка «Богоматери Корсунской» и в «Степенной книге царского родословия», составленной в 1560-1563 гг. московским митрополитом Афанасием, — несмотря на то, что о браке Александра Невского там упоми­нается дважды (77). Не обошла вниманием «Степенная книга» и сам образ «Богоматери Эфесской». Там подробно рассказывается о перенесении ее из Византии в Полоцк, но также ничего не сообщается о пребывании ее в XVI столетии в Торопце. Не упоминается икона и в писцовых книгах Торопца 1540 г., где описаны семнадцать храмов города, и среди них нет ни одно­го, посвященного образу «Богоматери Одигитрии» (78). При сравнении рукописного текста с летописями и «Степенной книгой» (79), становится очевидным факт обращения его автора к этим источникам. Иногда они дословно цитируются, но всегда при этом дополняются новыми, неизвестными им сведениями об иконе. Поэтому рассказ о перенесении «Богоматери Эфесской» в Торопец в 1239 г. следует признать поздней интерполяцией текста «Степенной книги» XVI в., внесенной автором «Сказания» в свою рукопись (80). Столь раннее появление иконы в Торопце не подтверждает и история этого города, полностью уничтоженного в XVI в.: сначала в 1337 г. пожаром и наводнением (81), а затем в 1362 г. войсками литовского князя Ольгерда (82), — бедствиями, не оставляющими надежд на сохранение его древностей. Скорее всего, «Богоматерь Эфесская» оказалась в Торопце уже во второй половине XVI столетия.

http://pravicon.com/info-606

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Кафедральным собором епископов Юрьевских был храм св. Георгия, конечно, построенный Ярославом в честь своего ангела, ибо в греческих каталогах епархия Юрьевская называется γιος Г εργιος ες τν Ρσον ποταμν, – святой Георгий на реке Роси (Ралли и П, V, 486). 11. Епархия Смоленская. Ярослав, при своём делении России на уделы, отдал область Смоленскую своему четвёртому сыну Вячеславу, после смерти которого в 1057г. она отдана была его брату Игорю, переведённому из Владимира Волынского. После смерти этого последнего в 1060г., она сначала поделена была тремя оставшимися Ярославичами (Погодин, Древняя История I, 417), а потом (не позднее 1076г.) досталась младшему из них Всеволоду Переяславскому, в роде которого, образовав из себя особое княжество, и осталась на последующее время (линия – Ростиславичи). Не знаем, к какой епархии принадлежала область Смоленская до её поступления в род Всеволодов, но с этого времени она стала принадлежать к епархии Переяславской. Впрочем, князья Смоленские скоро возымели мысль учредить у себя особую епископию, именно – таковую мысль возымел второй же князь Мстислав Владимирович. Не успев почему-то осуществить её сам, он завещал её своему сыну Ростиславу, который и осуществил её, по совету с митрополитом Михаилом, в 1137г. 1342 . Первым епископом Смоленским был Мануил скопец, родом Грек, «певец гораздый», который пришёл из Греции сам-третей к отцу Ростиславову Мстиславу и который, правив очень долго, умер неизвестно когда после 1168г. В одном Требнике XVI века, принадлежавшем Смоленской кафедре, ряд епископов Смоленских после Мануила, по всей вероятности, полный и правильный, перечисляется следующим образом: Константин, Симеон, Игнатий, Лазарь, Афанасий, Иоанн, Дионисий... (и так далее до ΧV Ι века) 1343 . Из них – Константин упоминается под 1180г., Симеон под 1197г. 1344 , Игнатий под 1206г., Лазарь, как уже находившийся на покое, под 1225г. 1345 . Кафедральным храмом епископов Смоленских была церковь Успения Божией Матери, которую в 1101г. Владимир Мономах заложил каменную.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010