крупные вкладчики. Так, напр., в 1633 г. обитель получила «по завещанию земян Оршанского повета на вечное время шесть волок земли, несколько огородов с садами и крепостными». Могилёвские мещане Иван Степанович и Харко Ескович подарили настоятелю 2 волоки земли. В 1635 г. мещане Андрей Карпович Рослин, Авдей Авдеевич и Овтушко Устинович Широнос отдали в распоряжение монастыря 5 волок. В 1637 г. мещане передали в М. Б. м. свои земельные участки и дома с усадьбами ( Мелешко. 1988. С. 196). К 1637 г. М. Б. м. владел в городе 3 домами, 7 земельными участками, 11 волоками пахотной земли, «броваром» и несколькими огородами. В 1638 г. земли и имущество М. Б. м. существенно увеличились. Мещанин Т. Г. Козел подарил обители «добра свои… пляц з садом и стайнею лежачий тут в месте млгилевском над озером», а также «другий пляц з садом лежачий в месте… так теж бровар з лисцем, котлом пивным и всем начинем, до вареня пива належачим, и с колодезем над озером, под горою» (Там же. С. 161). В период с 1634 по 1641 г. от вкладчиков в М. Б. м. поступило 9 домов с усадьбами, 4 земельных участка, «до 22 волок земли, из них шесть волок с поселенными крестьянами и более шести волок лесу» (Там же. С. 224). До 8 июня 1643 г. напротив М. Б. м. был основан «паненский» мон-рь, в котором не было церкви. Киевский митр. Петр (Могила) предоставил монахиням право продажи изготовляемых ими просфор и свечей на территории обители и в др. местах. К 1648 г. часть сестер была переселена в могилёвский Никольский мон-рь ( Жудро. 1890. С. 55). Но жен. мон-рь при М. Б. м. действовал до 1797 г., когда, несмотря на просьбы и протесты, его закрыл еп. Афанасий (Там же. С. 84). В нач. 1650 г. положение братчиков улучшилось после январских переговоров Киевского митр. Сильвестра (Косова) с новым польским кор. Яном II Казимиром Вазой, разрешившим вернуть православным могилёвцам «церковь святаго Спаса, монастыр с приходами». В сент. 1654 г. при посредничестве братчика К. Ю. Поклонского и его сторонников могилёвцы открыли ворота города рус.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Гризельда-Констанция † 1672, за чермнорусским воеводою князем Иеремием Вишневецким (от этого брака родился Король Польский Михаил Вишневецкий) Иоанна-Варвара, за сандомирским воеводою Александром Конецпольским Александр, каноник капитула луцкого Стефан Екатерина, 1) за Журавским; 2) за Шидловецким Анна, за Бедлинским Констанция, за Шидловским Казимир, воевода бельзский † 1692 Мартын, воевода брацлавский и люблинский, великий подскарбий коронный † 1689; женат на Анне-Франциске Гнинской Луиза, монахиня Марианна, за коронным великим гетманом князем Дмитрием Вишневецким Анна, за кастеляном полянецким Станиславом Дуниным-Барковским КОЛЕНО VIII: Фома † 1725; женат 1) на Терезие Гнинской, рождённой Потоцкой; 2) на Антонине Волович, рождённой Загоровской Михаил, воевода смоленский и великий ловчий коронный † 1734; женат: 1) на Анне Дзялынской (3 сына и 4 дочери); 2) на княжне Елисавете Вишневецкой Мартын; † 1720; женат на Констанцие Подбережской Марианна, за коронным великим конюшим Дзедушицким КОЛЕНО XI: Фома, воевода люблинский, † 1737; женат 1) на Лубинской; 2) на Мнишек (от 2-го брака сын) Ян, воевода подольский † 1768; женат на сестре Короля Станислава-Августа Понятовского Андрей, канцлер коронный; женат 1) на Дзялынской; 2) на княжне Констанцие Чарторыжской, вдове его родного племянника (все дети от 2-го брака) Луиза, за Феликсом-Игнатием Виельгорским NN, за смоленским воеводою Станиславом Потоцким Марианна, монахиня-бенедиктинка Анна, за хельмским воеводою Яном Чапским КОЛЕНО XIX: Клементий; женат на княжне Констанцие Чарторыжской (овдовев, она вышла за канцлера Андрея Замойского) Урсула-Мария, рождение 1750 † 18..; за графом Михаилом Мнишком Граф Станислав Андреевич † в марте 1856 года, сенатор-воевода и президент сената в Царстве Польской; потом член российский государственного совета, действительный тайный советник и святого Андрея кавалер; женат на княжне Софие Адамовне Чарторыжской, рождение 1778 † 1837 Анна, за литовским крайчим князем Александром Сапегою Фамилия Замойских занимала в Польше почётное место и прославилась в польской истории; в течении трёх веков, она имела трёх канцлеров, двух гетманов, семь сенаторов-воевод и четырёх сенаторов-кастелянов 258

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Значительный комплекс документов, опубликованных в ДAU-II, посвящен истории православных Галицкой , Львовской и Каменец-Подольской епархий: жалованные грамоты польск. королевы Ядвиги (8 марта 1379) и польск. кор. Казимира IV Ягеллончика (22 окт. 1456) с подтверждением религ. прав и свобод; грамоты кор. Сигизмунда I о назначении наместников в Галицкой митрополии и подчинении им духовенства во Львовском, в Галицком, Коломыйском, Каменецком и Снятинском округах (21 марта 1522), о запрещении правосл. жителям Львова записываться в цехи, заниматься ремеслами и торговлей (17 февр. 1525), об учреждении правосл. епархии в Галицкой Руси и Подолии и посвящении в епископский сан Макария (Тучапского) (1539); грамота кор. Стефана Батория львовскому бургомистру о запрете православным, а также григорианам (армянам) заниматься ремеслами и торговлей в праздники по юлианскому календарю (9 янв. 1584); судебные акты по тяжбам Львовских епископов Гедеона (Балабана) и Ионы (Ивана Лопатки-Осталовского) 1569-1579 гг.; протестация еп. Гедеона против закрытия правосл. церквей во Львове католич. архиеп. Яном Суликовским (1584); грамота К-польского патриарха Иеремии II об отлучении от Церкви еп. Гедеона; протестация правосл. князей А. А. Вишневецкого и К. Ружинского, послов Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств против притеснения «русинского» населения Львовским магистратом (май 1595). Опубликован ряд писем молдав. господарей, посвященных строительству и возобновлению львовской Успенской ц. (1558-1614). Среди документов, касающихся католич. Галицкой епархии,- выписка из буллы папы Бонифация IX о состоянии и доходах католич. Церкви в Галицкой Руси в 1390 г.; грамоты кор. Сигизмунда I старостам подольских и галицко-рус. городов о предоставлении Львовскому католич. архиеп. Бернардину Вильчску и его преемникам права определять наместников в правосл. Галицкой митрополии (15 апр. 1509) и др. ДAU-II содержат ряд источников по истории Брестской унии 1596 г. : польск. перевод письма папы Климента VIII к кн.

http://pravenc.ru/text/178967.html

II. Материалы отечественные Сборник Малороссийских заклинаний, составил П. Ефименко III. Материалы славянские Соседи Славян. Соч. Фр. Б.К. Перевод с Чешского Корреспондента Общества П.П. Дубровского IV. Материалы иностранные Путешествие в Московию Барона Августина Майерберга и Горация Вильгельма Кальвуччи, Послов Императора Леопольда к Царю и Великому Князю Алексею Михай-ловичу в 1661 году. Перевод с Латинского Д. Члена А.Н. Шемякина, с Предисловием О.М. Бодянского (Окончание) V. Смесь Царская жалованная грамота Думному Дьяку Емельяну Украинцову по заключе-нии мира с Польшею 1687 года. Сообщ Д. Член Архимандрит Леонид Жалованная грамота Царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Царевны Софии Алек-сеевны Наместнику Новгородскому Князю В.В. Голицыну. Сообщил Архимандрит Гав-риил421 Царевна Елизавета Петровна в Александровской Слободе и Успенский девичий монастырь в то время. Н.С. Стромилова Рассказы из былого времени. Ф.Н. Винницкого Исследование о происхождении и значении имени Рязань. Священника Николая Любомудрова Церковь Илии Обыдейного на Остоженке в Москве. Дьякона Александра Пшенич-никова Списки Настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Ар-химандрита Григория Надгробные памятники в Московском Высокопетровском монастыре. Его же Несколько писем Иеросхимонаха Сергия, известного под именем Святогорца, и других к Игумену Антонию Бочкову. Сообщ. Д.Д. Б.во Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1874. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Новгородская летопись и ее Московские переделки. Н.Н. Яниша II. Материалы отечественные Реестра всего войска Запорожского, после Зборовского договора с Королем Поль-ским, Яном Казимиром, 1649 года, Октября 16-го дня, составленные и изданные по под-линнику, с Предисловием О.М. Бодянского и двумя литографированными снимками III. Материалы славянские Истории религиозного движения в Чехах (Продолжение). Д. Члена А.С. Клеванова IV. Материалы иностранные Россия при Петре Великом, по рукописному известию Иоанна Готтгильфа Фокке-родта и Оттона Плейера. Перевод с Немецкого Д. Члена А.Н. Шемякина

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отношения переменились, когда вместо Матвея, врага Казимирова, королем венгерским стал сын Казимиров, Владислав, который теперь прислал в Москву ходатайствовать за брата своего, Александра, вместе с третьим Казимировичем, Яном Альбрехтом, королем польским. Короли уговаривали Иоанна помириться с зятем, ибо война их причиняет большой вред всему христианству, развлекая силы христианских государей, которые должны быть все заодно против турок; в случае если Иоанн не примет их ходатайства, Казимировичи грозились помогать брату и княжеству Литовскому, из которого все они вышли, просили также отпустить на поруку пленников, взятых в Литве. Иоанн отвечал изложением известных уже причин, заставивших его начать войну с зятем: " Мы зятю своему ни в чем не выступили, он нам ни в чем не исправил: так если король Владислав хочет брату своему неправому помогать, то мы, уповая на бога, по своей правде против своего недруга хотим стоять, сколько нам бог поможет: у нас бог помощник и наша правда " . Относительно пленных бояре отвечали: " В землях нашего государя пет такого обычая, чтоб пленников отпускать на присяге или поруке, а нужды им нет никакой, всего довольно - и еды, и питья, и платья " . Наконец, Иоанн велел объявить, что если зять пришлет за миром, то он с ним миру хочет, как будет пригоже. Александр прислал пана Станислава Нарбутовича с теми же речами, с какими приезжал и прежний посол, Станислав Кишка, и получил тот же ответ с некоторыми новыми жалобами: " Как наша дочь к нему приехала и он в то время ни одному владыке не велел у себя в Вильне быть, а нареченному митрополиту Макарию не велел венчать нашей дочери, которую дочь княжескую или боярскую греческого закона она возьмет к себе и он ту силою велит окрестить в латинство. Он говорит, что не принуждал русских к латинству, но это делалось не тайно, а явно, ведомо это и в наших землях, и вашей всей Руси и Латыне; которые его люди у нас в плену и те то же сказывают. Он хочет, чтоб мы в его отчину не вступались, отдали ему те города и волости, которые люди наши взяли; но все эти города и волости, также земли князей и бояр, которые приехали нам служить, - все это исстари наша отчина " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пинск Минским братским Петропавловским монастырем, возродился для новой жизни под управлением общего для обоих монастырей архимандрита Лазаря, бывшего вместе с тем и ректором Минской духовной семинарии. 170 Кроме братств выше указанных городов, в XVII и в XVIII веках, сделались известными в западном крае еще нижеследующие братства: I) в г. Бобруйске, в половине XVII века, существовало братство при церкви св. и чуд. Николая (на улице Ильинской), и это братство имело характер обыкновенного медового братства с выборными старостами во главе; оно было достаточно многочисленным и заключало в своем составе «сестер», как это видно из акта общего собрания братчиков от 9 мая 1695 года. 171 Из этого акта также усматривается, что в то же время в г. Бобруйске были такие же братства при других православных церквах. II) В г. Смоленске, как видно из грамоты короля Яна-Казимира Запорожскому войску от 12 января 1650 года, существовало, в средине XVII века, при церкви Бориса и Глеба православное братство (Вилен. Арх. Сб. т. XIV, 17; Собр. Минск. грам. 122). III). в г. Полоцке, благодаря покровительству Брацлавского земского судьи Севастьяна Мирского, выхлопотавшего у короля Владислава IV право на устроение в городе православной церкви и при ней школы и госпиталя, учредилось Богоявленское братство, которое было защищаемо королем Яном III в 1681 году, и которое, по словам униатского митрополита Киприана Жоховского, представляло из себя «целое общество, соединенное между собой одним общим советом, взаимною помощью, единомыслием и присягою, причем этот врач-униат пояснил, что присяга братства состояла в том, чтобы не оставлять друг друга до смерти». (Витеб. Стар. Сапунова, т. V, 90, 131 и 134 (I, II, VI); Опис. Киев. Соф. соб. стр. 154). IV). В г. Шклове, около 1669 года, существовало православное братство при Воскресенской церкви, а также от той же эпохи (именно, от 1686 года) имеются сведения о существовании братства в г. Мстиславле (Ист. юрид. мат. Созонова вып. XXVI, стр. 314; см. также относительно братств в гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 1669 г. 6 ноября король Михаил Корибут подтвердил привиллегию, данную Владиславом IV православным пинской братской Богоявленской церкви и приписной к ней церкви св. Феодора. Учрежденному при них братству дозволено строить церкви деревянные и каменные; монахов закона св. Василия Великого честных людей содержать, набожество употреблять, крестное хождение отправлять, училища свободных наук, для обучения детей языкам латинскому, греческому, польскому и русскому, иметь; во все время двух, Богоявленского и Федоровского, праздников мед варит и чрез две недели продавать; всякими доходами, церкви и училищу и богадельням пожалованными, пользоваться в вечные времена». «Братство тех церквей – говорится далее в привилегии – поступать имеет порядками, от престола патриарха константинопольского братству пожалованными, без всякого препятствия». Привилегия эта была подтверждена в 1676 году 12 февраля Яном Казимиром и в 1744 году 7 сентября Августом III-м. 823 Преемник Кваснинского, униатский епископ Мартиан Белозор (с 1666 г.), продолжал отбирать церкви, возвращенные православным. Сохранился документ об отобрании Плотницкой церкви в имении дворян плотницких Скирмонтов и Стаховских, фундаторов этой православной церкви. В 1674 г. Белозор позвал их в каптуровый суд пинского повета. На суде униаты объясняли, что «священников тамочных шляхта плотницкая подчас ребелии казацкой за прозываемого казака Ивана Лихого, в панстве его королевский милости и в повете пинском зостаючего, зесланного от Хмельницкого, именовавшегося гетманом запорожским, прымучила (принуждала), абы не отзывала быти в соединении з костелом святым римским и в послушенстве его милости отцу Андрею Кваснинскому, Золотому, на тот час епископови пинскому; але бы послушными были отцови Иосифови Тукальскому, который под час ребелии казацкой забрал все церкви и добра епископии пинской и туровской за поданием вышеименованного Лихого Ивана». Каптуровый суд, несмотря на заявления фундаторов и желание их оставить церковь в управлении православных властей, присудил отдать Плотницкую церковь униатам. 824 Православные выстроили себе новую церковь и выпросили у короля в 1676 г. заручный лист на неприкосновенность этой церкви. В том же 1674 г. Белозор жаловался суду на старость г. Турова за то, что они не допустили его обозревать (визити чиниты) церкви в городе и близ лежащих селах, а «посланного им вперед каплана Зубкового срамотными словы телжили и на каплана и на самого его милости ксендза епископа и живот их похвалки учинили». Каптуровый суд приговорил отдать все церкви с священниками и со всеми аппаратами церковными его милости ксендзу бискупови». 825

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вопрос о юрисдикции над деканатами на Кременечщине остается невыясненным. Отсутствуют сведения о генеральных и епископских визитациях в Л. е. в XVIII в. В XVII в. в результате реформ митр. Рутского в униат. епархиальные структуры активно внедрялись василиане, которые подменили традиц. органы управления, в частности клирос. Упомянутое состояние было утверждено в 1667 г. кор. Яном Казимиром. В кон. XVII в. клирос как институт епархиального управления пришел в упадок. В 1698 г. при Луцкой кафедре функционировал совет, состоявший из протопопа, наместника кафедры и генерального писаря консистории. После Замойского собора 1720 г. делались попытки возродить клирос. В Л. е. капитула была восстановлена до 1770 г. еп. Сильвестром Рудницким и утверждена епархиальным собором в 1773 г. Луцкие члены клироса получили должности-прелатуры: архидиакона, кустоша, схоластика и канцлера, в клирос также входили 4 каноника, совершавшие богослужения в кафедральном храме. В 1783 г. капитула состояла из архидиакона, архипресвитера, кустоша, канцлера и 4 каноников. Для обеспечения деятельности капитулы было выделено с. Рованцы (Луцкий повет). Положение мон-рей в униат. Л. е. имело особенности. Фактически были ликвидированы мелкие мон-ри, большинство обителей вошли в состав ордена василиан. После Замойского собора, к-рый принял неск. постановлений о монашеской дисциплине, василианские мон-ри Киевской митрополии объединились в одну провинцию. В XVII в. 12 униат. мон-рей Л. е. входили в конгрегацию Св. Троицы, с 1739 г.- в конгрегацию Покрова Божией Матери. 26 мая 1727 г. митр. Л. Кишка провел в Дубно съезд монашества, на к-ром рассматривался вопрос о реорганизации ордена. Свято-Покровская, или Русская, провинция объединила монастыри восточного обряда в Короне Польской. Вторая Дубенская капитула в 1743 г. объединила 2 василианские провинции в Речи Посполитой в «Русский орден св. Василия Великого», в составе которого до 1780 г. действовала автономная Русская провинция Покрова Божией Матери, включавшая мон-ри Л.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

390 Король посылал в Грецию послов с тем, чтобы узнать, точно ли Феофан был патриархом иерусалимским (которого, как выше мы заметили, униаты провозгласили самозванцем). И вследствие этого убедился в несправедливости доноса униатских епископов. (Об этом рассказывает Силвестр Коссов в своей Апологии Киевской Академии – см. Опис. киев. соб. 159). 391 Различные притеснения, какие терпели в это время православные от униатов, описаны в книге, содержащей привилегии польского правительства русской православной Церкви в Литве и на Волыни; книга эта под названием «Синопсис» напеч. на польском языке в Вильне в 1632 г. (Опис. киев. соб. 159). 394 О епархиях холмской и владимирской не упомянуто, вероятно, потому, что они оставлены были в ведомстве унитском (Любоп. месяцеслов, 1775 г.; Ист. унии. Б. К. 99–100). 395 «Перемышльскому архиерею, по силе статей, ежегодно от нас по две тысячи злотых польских (300 рублей серебром) пенсии будет выдавано» (см. статьи примирения между униатами и не-униатами – 1632 и 1633 гг. в Ист. унии. Б. К. 95–104). 396 Яном Казимиром 24 ноября 1663 г., Станиславом Понятовским 4 апреля 1766 г. (Ист. унии. Б. К. 95). 397 Так, епископы: перемышльский – Иннокентий Виницкий, львовский – Иосиф Шумлянский, луцкий – Мелетий Жабокрицкий, не получая от униатов монастырей, церквей и вотчин, принадлежавших их кафедрам, кроме того, подвергаясь постоянным преследованиям со стороны униатов, принуждены были, наконец, и сами перейти на их сторону (Любоп. месяцеслов, 1775 г.). 398 С 1715 г. он определен был митрополитом коадъютором в Переяславль, где и умер (Ист. унии. Б. К. 144, 160; Любоп. месяцеслов, 1775 г.; Опис. киев. соб. 214). 406 Та именно часть Волыни, которая впоследствии вошла в состав волынской гу6ернии (отч. Подольской). Прочие области древней Волыни присоединены к другим государствам. 408 В предисловии книги «Беседы св. Иоанна Златоуста » (Киев, 1623 г.) описана особенная ревность к православию князя Стефана-Святополка Четвертинского, а также его предков. Здесь же говорится о православном князе Михаиле Вишневецком, «поборнике по Церкви восточной православной». О других см. Киевл. 1840 г. «Острожская старина»; Вол. губ. вед. 1848 г., 22 «Гора почаевская (Почаев 1772 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодняшний вид посёлка привлекает внимание людей своей ухоженностью и чистотой. Особенно красиво выглядят центральная улица Советская и находящийся на площади «17 сентября» сквер. Рядом со сквером находится Свято-Петро-Павловская церковь, которая является одной из жемчужин поселка. Считается, что Ружанская церковь была основана в 1675 году, о чем свидетельствует табличка на фасаде храма: «Памятник архитектуры XVII в. Петро-Павловская церковь 1675 г. Охраняется государством». Эта же дата упоминается и во всех справочниках по истории архитектуры Белоруссии. Строительство церкви имело свою историю. В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане. Своим фасадом с высокой плоской четырехугольной колокольней церковь повернута на восток, а апсидой с алтарем, крестильней и ризницей - на запад. Это объясняется тем, что строительство церкви началось уже после того, как с восточной стороны площади в 1617 году был построен католический костел. Чтобы архитектурно оформить центр местечка Сапеги выбрали для униатского храма противоположную часть Торговой площади. Первоначально церковь имела шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый - святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.

http://sobory.ru/article/?object=09605

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010