Вы видите, что пущена в ход клевета, источник коей определить не берусь. Надеюсь вскоре получить дальнейшие вести от С.Д. Шереметева. Во всяком случае, если состоится назначение А.Д. Шереметева и ваше, вам обоим предстоит задача нелегкая. Придется вам очищать авгиевы конюшни. Да хранит вас Бог. Преданный вам С. Рачинский» (ОР РПБ, ф. 855 (Шереметевы), ед. хр. 30, л. 18–19 об.). В газетах сообщалось, что чиновник из Самары Н.К. Лаговской «сделал четыре выстрела в окно дома Победоносцева» («Московские ведомости», 1901, 11 марта). 4 марта на площади у Казанского собора в Петербурге была подавлена демонстрация студентов. 367 Альбом, подаренный Смоленскому учениками Синодального училища в 1901 году, сохранился и находится в архивном фонде Музея-квартиры Н.С. Голованова в Москве (филиал ГЦММК имени М.И. Глинки). О его судьбе см. в предисловии к книге. 368 Глава «С. А. Рачинский и Татево» была написана Смоленским в расчете на читателей, достаточно хорошо знакомых с деятельностью этого великого русского просветителя. Идеи Рачинского, в течение долгого времени преданные забвению, ныне вновь вызывают самый живой интерес. Поскольку же чтение данной главы предполагает знание некоторых обстоятельств жизни Рачинского, было сочтено целесообразным в первом комментарии дать развернутую справку о нем. Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) происходил из древнейшего дворянского рода, корнями своими уходившего в земли Великой Польши. Известно, что к этому роду принадлежал Михаил-Казимир Рачинский – воевода калишский и познанский, бывший дважды послом в Вене. Его внук Казимир являлся маршалом надворным коронным и маршалом постоянного совета, генералом великопольским и одним из сторонников России в последние годы самостоятельного существования Польши. Граф Эдуард Рачинский (1786–1845) вошел в историю как ученый и общественный деятель, составитель прекрасной топографической карты Познанского герцогства, устроитель в Познани первого водопровода. Он основал в собственном дворце публичную библиотеку и подарил ее городу, а также вложил большие средства и много сил в издание материалов по истории Польши, собранных в архивах польских и заграничных (около двухсот томов).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При Владиславе и Казимире III началось соединение польских земель в одно государственное тело. В Мазовии (по обеим берегам Вислы, обнимавшей земли Плоцкую, Черскую, Равскую, Гостынскую, Варшавскую Цехановскую, Ломжинскую и др.) с 1194 г. княжил род меньшего сына Казимира Справедливого, Конрада I, женатого на родственнице Даниила галицкого и бывшего с ним в дружественных отношениях. Край этот, с давних пор находившийся под натиском Ятвягов 33 и Пруссов, и в отражении их опиравшийся прежде на силы целой Польши, теперь, предоставленный самому себе, не в силах был бороться с ними. Конрад пригласил в Польшу оставшихся после крестовых походов без всякого дела рыцарей Тевтонского ордена, чтобы употребить их против пруссов и отдал им во временное обладание Хелминскую землю на прусской границе (1222). Недовольствуясь этой землей, крестоносцы в течение ста лет присвоили себе весь край от Балтийского моря до Вислы. Так образовалось странное государство монахов-воинов, имевшее весьма значительное влияние на ход событий в Руси и Польше. Ошибка Конрада дорого стоила той и другой стране. Конрад († 1251) поделил княжество между двумя своими сыновьями: старший Казимир получил Куявы, княжества Лещицкое и Серадское; младший Земовит – Мазовецкое с Плоцким и Равским воеводствами. Казимир оставил пять сыновей: Лешка Черного, князя серадского и потом короля польского; Земомысла иновроцлавского; Владислава Локетка бресто-куявского; Казимира лещицкого и Земовита добрыньского. Потомки же Земовита разделили Мазовию на княжества или земли: Плоцкую, Равскую, Гостынскую, Черскую и другие. Из князей этой ветви к нашей истории имеют отношение: сын плоцко-мазовецкого князя Болеслава († 1347) Тройден, имевший в замужестве галицкую княжну Марию, дочь или внучку Юрия Львовича, и родившийся от этого брака Болеслав Тройденович, ставший потом наследником галицкого княжества. С половины XIV века (с 1355 г.) мазовецкие князья признали над собой власть польского короля. В 1526 году пресеклась линия Пястов в Мазовии. Последняя отрасль этого владетельного дома, княжна Анна, вступила в супружество с польским вельможей Яном Одровонжем, воеводой подольским. Мазовецкая шляхта просила признать его в достоинстве князя мазовецкого. Литовская шляхта советовала отдать Мазовию Сигизмунду- Августу. Но король Сигизмунд I не согласился ни на то, ни на другое и присоединил Мазовию к Польше. Варшава, бывшая с конца XIV века столицей мазовецкого княжества, со времени Сигизмунда III (с 1596 г.) сделалась столицей королевства. Краков же остался старой столицей и местом коронования королей польских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Три дня гуляли козаки и отправили на тот свет 300 душ: спаслись только те шляхтичи, которые успели скрыться в православных монастырях. Хмельницкий выступил из Чигирина и шел медленно, поджидая хана; Ислам-Гирей соединился с ним в июне 1649 года; присоединилось и 6000 турок, приехали и донцы. 29 июня войска Хмельницкого встретили под Збаражем польское войско, бывшее под начальством Фирлея и Вишневецкого. Поляки окопались в лагере и более месяца отбивались от осаждающих, козаков и татар, терпя голод. В начале августа Хмельницкий узнал, что сам король Ян Казимир с главным войском стоит под Зборовом, и, оставив пехоту держать по-прежнему в осаде Фирлея и Вишневецкого под Збаражем, сам с конницею и с ханом отправился к Зборову; 5 августа дело началось сильным поражением поляков, не ожидавших нападения; к ночи они были окружены со всех сторон. Тогда канцлер Оссолинский придумал средство спасения – отделить хана от Хмельницкого. Ян Казимир послал объявить Ислам-Гирею свою приязнь и напомнить о благодеяниях покойного короля Владислава, который некогда выпустил Ислама из плена; хан отвечал, что готов вступить в переговоры; Хмельницкий писал королю, что никогда, от колыбели до седин, не замышлял мятежа против него, что не из гордости, но, вынужденный безмерными бедствиями, угнетенный, лишенный всего имущества отцовского, прибегнул он к ногам великого хана крымского, чтоб при его содействии возвратить милость и благосклонность королевскую; изъявлял готовность уступить свою власть новому гетману, которого незадолго перед тем назначил король, объявив Хмельницкого лишенным булавы за мятеж. 9 августа заключен был договор: хан взял с короля обязательство прислать в Крым единовременно 200000 злотых и потом присылать ежегодно по 90000, а для своего союзника Хмельницкого выговорил следующие условия: 1) Число Войска Запорожского будет простираться до 40000 человек и составление списков поручается гетману; позволяется вписывать в козаки как из шляхетских, так и из королевских имений, начавши от Днепра, на правой стороне в Димере, в Горностайполе, Корыстышове, Паволоче, Погребище.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Настасьи ж. Ив. Гр-ва Назара Подвойск. 3. За Ив. Вас. Вельяминовым-Сухим Вас. Ис. Федотьина 4. За Вас. Пущиным Матф. Телятева 5. За Мордв.-Моравьев. и Офим Горшк. 6. За Грид. Загозскин. Зах. Перфурова 7. За Игн. Вас. Пушкиным Александр. Самсонова 8. За Фед. Андр. Глебовым-Кутузовым Гриди, Ивашка, Осташка и Юшк. Колесницыных Дмитр. Пахомьева Мих. Ив. Секир. 9. За Ив. Мих. Турчиным Юр. Гавр. Божина 10. За Ив. (сын. Семена Михайловича) Блеклым Андр. и Б. Спицын Сем. Игн. Великопогостского Ив., Фед. и Дмитр. Фом. Хылковых Анны, ж. Вас. Губ. Фед. Ив. Скачельского 11. За Ив. Фед. Новокщеновым Владычних Спасск. с Воцк. д. 12. За Як. Фед. Новокщеновым Владычних 13. За Гр. Фед. Новокщеновым Владычних 7. Усп.-Хрепельский погост Из земель Дворов 1. За Иваном Гагариным Мф. Телятева и Оф. Горошковой 2. За Григ. Картамазов. Настасьи ж. Ив. Гр. 3. За Ал. Фед. Новокщ. Владычних 4. За Як. Фед. Новокщ. Владычних 5. За Бор. Фед. Новокщ. Владычних 8. Коситцкий погост Из земель Дворов 1. За Ив. Вас. Вельяминовым-Сухим Вас. Исакова 2. За Епишем Толбугин. Мих. Берденева 9. Ник.-Передольский погост Из земель Дворов 1. За Ив. Вас. Вельяминовым-Сухим Казимира Богдана Норовова 2. За Игн. Вас. Пушкин. Алекс. Самсонова 3. За Коптем Гр. Бутурлиным Якуша Федотова Ульяны, ж. Я. Царищова 4. За Алекс. Шафров. Родиона Норовова Романа Онкифова 5. Гавр. Тим. Шушериным Андр. и Лук. Борисов. Княжегорских Клима Скачельск. 6. За Епишем Толбугиным Остаф. Ив. Полонского Федора Журавкова 7. За Ив. Фед. Новокщеновым Владычних Десятинского мон 10. Дм.-Городенский погост Из земель Дворов 1. За Иван.-Фом. Гр. Протасовым Ески Максимова Василья Есипова Якова Филиппова Никиф. и Лукн. Алекс. Костковых Ивана Лугина Ескинских 2. За Бакл. Гр. Бутурлиным 16-ти владельцев 3. За Тим. Ив. Зезевитовым Ф. И. Никиф.-Хромого 4. За Ив. Вас. Вельяминым-Сухим Казимира 5. За Ив. Ододуровым Марфы, ж. Ост. Глухова 6. За Сем. Лук. Мякининым Офимьи Горошковой и Ив. Язжчинского 7. За Ив. Путят. Елетцким Оксиньи, ж. Ник. Есипова и Тим. Грузова

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

- И самодержцы подчинялись общему правилу? - Безусловно. Служение правителя Богу заключалось в заботе о народе, вере, стране. Все отлично знали, что душа не умрет, и Господь ее будет судить. Если ты не заботился о подданных, не защищал свою веру и землю, то на Страшном суде за это ответишь. Без учета данных обстоятельств невозможно понять, как была создана Россия. - У вас композиция похожа на иконографическую. Житие с клеймами - в центре святой, а дальше идут события его жизни... - Ивана действительно считали Святым. Он доблестно защищал народ, землю и веру. Он создал государство и завоевал независимость. Это было единственное независимое государство-хранитель истинной веры, православия - то , что мы сейчас, иногда не сознавая, называем Святой Русью. При Иване, как известно, Москва стала Третьим Римом. - Из учебников мы знаем о таком событии как " стояние на Угре " . - Давайте по порядку. Польско-литовский король Казимир IV Ягеллончик, он же Казимир Старый, собирался напасть на Русь с запада в то время как хан Ахмат шел с востока. В это же самое время два Ивановых брата Андрей (Большой) Углицкий и Борис Волоцкий, отправив свои семьи в Литву, подняли мятеж, возник заговор в Новгороде, а Ливонский орден напал на Псков. Русь оказалась в кольце врагов. Иван спешно едет в Новгород и подавляет заговор. Высланные им на помощь Пскову войска с полдороги возвращаются в Москву и отправляются на Оку и Угру, потому как отбить войска хана важнее, чем остановить ливонцев. У нас эту встречу русского войска с войском хана называют " стоянием на Угре " . И, честно говоря, сильно недооценивают эти события. Ведь, если присмотреться, это была война 1812 года в миниатюре, но без сдачи Москвы. Хана постигла та же участь, что и Наполеона. Время работало на нас. Ахмат стоял и ждал. Потом ушел и был разбит по дороге. - Почему выбрали тактику стояния на месте? Это какое-то предвидение? - Нет, стратегически и тактически верное решение. Вспомните, как 300 спартанцев охраняли Фермопильский проход, где 2 повозки не могли разъехаться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Именно поэтому 300 человек долго могли сдерживать огромное войско. У нас на Угре было то же самое, и хотя войск было намного больше, но и " проход " шириной не 20 метров, а 250 километров. Если бы татарская конница прорвалась на каком-либо участке этого " прохода " и создала плацдарм основным силам - это был бы конец Руси. Тем более Москвы. Вы же помните: Дмитрий Донской победил на Куликовом поле, а через два года Тохтамыш сжег Москву. Поэтому главное было - не пустить. Еще до того, как стать единоличным правителем, Иван встречал ордынцев на Оке (недаром Коломенский кремль мощнее Московского). Делал он это и позднее. Поэтому татары боялись переходить Оку, они двинулись на Запад вдоль берега, искать хорошего брода и надеясь на соединение с Казимиром IV. Но дипломатия Ивана сделала свое дело. Союзник Ивана, крымский хан Менгли Гирей, набегом прошел по южным окраинам Великого княжества Литовского и Казимиру стало не до Ахмата. Наконец ордынское войско попыталось форсировать Угру. Четыре дня шли ожесточенные бои при попытках орды переправиться. Войска под командованием старшего сына Ивана - великого князя Ивана Молодого и младшего брата Андрея (Меньшого) Вологодского - отбили все атаки. Ордынцы встали. А время шло. По ходу дела мятежных братьев уговаривали одуматься. Беседовать с ними ездил архиепископ Ростовский Вассиан по прозвищу Рыло - прозвали его так за то, что очень он любил рыть пруды около монастырей и разводить там рыбу. Вассиан вел переговоры с братьями, те постепенно поняли, что их уже предателями считают. Московское войско стоит и отбивает татар, а эти не идут защищать русскую землю, да еще сговариваются с Казимиром и Ахматом, ну и кто они? - Иван ждал конца переговоров? - Не только. Ивана иногда называют нерешительным, но в тот момент он был обложен, как волк, флажками со всех сторон. Но он хладнокровен и расчетлив. Он гениальный психолог. Он просчитывает шаги, он тянет время. Затевает переговоры с Ахматом, но затем не отвечает на его требования приехать к нему в стан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Они точно были оплотами, но только страдательно; прежде, чем опасность угрожала Польше и Венгрии, пропала бы Червоная Русь. Закрыл глаза последний князь, или король ее, и Королевство Русское признало власть перекрещенца, гонителя православной веры 9 . Ужасный яд прекратил его дни, и древнее достояние России, приобретенное оружием св. Владимира, знаменитое Княжество или Королевство Данилово, было разделено между иноплеменниками 10 . Прилежащие Литве границы отданы Казимиром Кестутию и Любарту 11 . Не раз галицкие князья заключали с католическими государствами брачные договоры, входили с ними в дружественные связи; бояре признавали власть католиков; Галичане уже потеряли прежнее противочувствие к враждебной церкви, смотрели равнодушно на поселявшихся внутри их отечества католиков, но, при всей своей слабости, они еще были Русские, и тронуть чувствительную струну их русского сердца еще было больно. Чуждое принимается легко, когда вводится незаметно, но с негодованием и отвращением, когда принуждают принимать его. Поэтому неудивительно, что Червоноруссы, для которых быть под властью католика было не ново, для которых и вера католическая внутри их страны была не новостью, решились лучше отдаться Монголам, лишь бы избавиться от Казимира, который неблагоразумно начал им навязывать римско-католическое вероисповедание 12 . Хотя Поляки и отбили ханское войско, но Галиция долго была целью беспокойных соседей. Так, в 1351 году Монголы напали на какого-то брацлавского князя, присяжника Казимирова Мономахова потомка 13 ; это привело на Галицию Поляков и Венгров. Людовик, король венгерский и польский, думал присоединить ее к Венгрии 14 . Хитрый Ольгерд, достойный сын Гедиминов, действуя за одно с Кестутием и Любартом, хотел расширить свои завоевания на счет русских земель, подвластных Польше 15 . Покровительство, какое оказывали князья литовские в подвластных им землях, исповедовавших греческую веру, располагало в их пользу сердца Русских, недовольных притеснениями великого Казимира 16 . Это заставило королей польских искать мер, которые бы покрепче связали Галицию с Польшей. Людовик венгерский хотел решительно переделать ее в католическую страну. С этой целью он и польский князь Владислав, наместник Польши, испросили у папы Григория XI буллу на заведение католических епископов на Волыни и в Галиции. В 1377 году учреждена была католическая митрополия, а в 1381 году и католическая инквизиция 17 . Факты эти доказывают, что в XIV веке вопрос: какой веры должны быть Русские, занимавший так сильно умы в XVI веке, был непосторонним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Полуденная часть Руси или Малороссии 55 , т.е. Галиция со своими округами, не принадлежит в состав нынешнего Малороссийского с Польшей соединения; ибо она после нашествия Батыя с татарами и по ослаблении и истреблении князей тамошних, переходила первее из рук, в руки то к венгерским, то к польским королям; наконец досталась совсем Польше по притязанию наследственному, королей тамошних, женившихся на княжнах русских галицких. И король польский Казимир третий или Великий, в 1339 году завладел беспрепятственно главным ее городом Львовом, князем киевским Львом Даниловичем, построенным, и всей той страной. Забрав в замках их бессчетные суммы и неоцененные драгоценности, как бы в приданое своей пассии, присоединил ее к Польше под одно с ней право, и разделил тогда же на губернии или воеводства. Почему весьма ошибаются те писатели, кои, приписывая все завоеваниям польским, полагают за одно нынешнее соединение с Польшей, Литвы и Малороссии с прежним непосредственным завладением Польшей – Галиции, которая в сем соединении, в договорах и пактах, притом заключенных, не имела никакого участия. Однако Казимир Великий, соединяя Галицию с Польшей, убежден был справедливостью и, уважая венгерцев, всегда за нее интересовавшихся, уравнял во всех преимуществах шляхетство и народ тамошний, со шляхетством и народом польским, а равномерно и религию русскую греческого исповедания с религией католическо-римской, и утвердил все-то своими привилегиями и пактами. И сия часть Малороссии, также как и вся оная земля, никогда оружием польским покорена не была, а только помощью польской и литовской освобождена от других владетелей и притязателей, каковы были татары и венгерцы. Доказательством тому есть, между прочим, привилегия короля Казимира Великого, в 1339 году, марта 17-го дня состоявшаяся, такого содержания: «Обачивши утыски и Фрасунки люду русского, оскуделого ксенжентами тутешними и як их нивечать кроли венгерские, отродки нахальных Белов и Коломанов, якии издавна землю ону собечели и нищили без слушных причин але начальством и здрадами, обороняем и приврочуем люд то к держави и королевству нашему Польскому на вечные времяна, яко ж есть он нам единоплемен, от одной крови нашей сарматицкой порожонцы, и нам теж кревною посесиею принадлежный, поневаж мы от предков наших и княжни Галицкой урождены есьмы, и прет о уставуем, жебы земля галицкая з ея ксенженствами поделионая на воеводствы и повяты, прилучона и зъедночона зоставала за короною и державою Польскою вечно и без повручена, и жебы оборона ей была певна и не одмовна.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Если последняя, поневоле подчинявшаяся чуждому правительству, стояла крепко в православии, то за Новгород, как добровольно согласившийся на политическую зависимость от католического государства, меньше было оснований опасаться относительно целости православия, – тем более, что он гарантировал себе религиозную свободу как conditio, sine qua non подчинения Казимиру. Правда, намерением новгородской партии подчиниться Казимиру, а не великому московскому князю, Иоанн (Васильевич) III воспользовался с успехом, обвинив новгородцев в измене православию, в склонности к латинству. 216 Летописец представляет Uoahha III говорящим таким образом: «веси, Господи, и все веси тайное сердцам человеческим, яко не своим хотением, ниже своей волей на се (наказание Новгорода) дерзаю, еже бо прольеться многой крови христианской на земле; но стою о божественном ти богоуставном законе св. Апостолов и св. отцов, даже и до истинном православии русской земли, а о их своей отчины отступлении к латинству, – что же они, люди наши, истинной веры благочестия отступают, а к латинянам ся отдавают» 217 … Но нельзя сказать, чтобы в планы новгородской вольной партии входила, хотя бы и вынужденная, решимость изменить православию; новгородцы не опасались даже и за целость православия в случае подчинения Польше. Это видно из того, что между условиями, заключенными по этому случаю новгородцами с Казимиром польским, неприкосновенность веры поставляется новгородцами на первом плане. «А у нас тебе, честный король, – говорится в договорной грамоте новгородцев с Казимиром, – веры нашей греческой православной не отымать; а где будет нам, великому Новгороду, любо в своем православном христианстве, тут мы владыку поставим по своей воле, а римских церквей тебе, честный король, в великом Новгороде не ставить, ни по приходам новгородским, ни по всей земле новгородской». 218 Так обеспечивала себе религиозную свободу партия, не желавшая уступить московскому князю. Сочувствовавшая Москве партия смотрела на подчинение Казимиру как на дело преступное, неслыханное, несообразное ни с прежней историей Новгорода и его отношениями к латинянам, ни с его местными, одинаковыми с общерусскими взглядами на Москву, как политический центр всей Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010