Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XII (13.03.1615, замок Спинаццола, Неаполитанское королевство - 27.09.1700, Рим; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691). Принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец - Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать - Порция Карафа, кнг. ди Минервино, дочь герц. Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов , А. Пиньятелли продолжил учебу в иезуитской Римской коллегии (впосл. Григорианский университет ) и окончил ее со степенью доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). Вступил в орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католич. Церкви. В том же году папа Урбан VIII назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В авг. 1643 г. А. Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герц-ство Урбино (c 1631 в составе Папского гос-ва) и находился там до янв. 1644 г. Папа Иннокентий X в 1645 г. назначил А. Пиньятелли губернатором г. Фано в обл. Марке в Папском гос-ве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил до февр. 1649 г. С 11 апр. 1650 г. губернатор Витербо. 14 окт. 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия) in partibus infidelium. Епископскую хиротонию в рим. ц. св. Игнатия 27 окт. 1652 г. провел кард. Марко Антонио Франчотти, бывший еп. Лукки. С 26 окт. 1652 г. папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. нунций при кор. Польши и вел. кн. Литовском Яне II Казимире Вазе (1648-1668). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в ордене василиан . В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом ордена администратора униат. Киевской митрополии еп. Гавриила Коленду , а собравшийся тогда же Тороканский капитул в 3-й раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в кон.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНТЕМИРЫ династия молдавских господарей в кон. XVII - нач. XVIII в. О первых представителях этого рода известно с 1-й пол. XVI в. Широко распространенная в лит-ре версия о татар. (ногайском) происхождении рода новейшими исследованиями не подтверждается; фамилия происходит от прозвища. Константин (8.11.1627, с. Силиштени, ныне Димитрие-Кантемир, жудец Васлуй, Румыния - 16.03.1693, Яссы), молдав. политический деятель, господарь. Историки уточнили дату его рождения (во мн. справочниках указывался 1612); по одним данным, К. происходил из резешей (свободных крестьян), по другим - из боеринашей (мелких бояр). Рано оставшись без родителей, он поступил на службу в молдавские отряды («стяги») польской кавалерии, где при королях Владиславе IV и Яне Казимире прослужил 17 лет. В 1660 г. переехал в Валахию на службу к господарю Григорию Гике. После того как последний лишился трона, К. возвратился в Молдавию. Он служил при неск. господарях, постепенно укрепляя свое положение, и стал одним из наиболее состоятельных бояр княжества. Был женат 4 раза. Его 1-й супругой была Анастасия, родственница валашского господаря Георгия Гики, внезапно скончавшаяся, 2-й - Мария Быя, родственница молдав. господаря Евстратия Дабижи († 1668). Третьей женой стала Анна Бантыш, от которой К. имел 2 сыновей - Антиоха и Дмитрия. Последней его женой была Александра Ганя. Имел также 2 дочерей - Руксандру и Сафту. К. зарекомендовал себя как способный военный деятель. Он быстро продвигался по служебной лестнице, несмотря на то что был безграмотным; получил поддержку мн. бояр и тур. властей. 15(25) июня 1685 г. стал К. господарем Молдавии, когда обострилось польско-тур. соперничество. Осенью того же года в Молдавию вторглись польск. войска, к-рые были разбиты объединенными турецко-татар. и молдав. силами. В следующем году польск. кор. Ян Собеский организовал новый поход в Молдавию, намереваясь сменить господаря.

http://pravenc.ru/text/1470287.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мазепа: образ измены 06.06.2012 920 Время на чтение 18 минут ...Я разорвал постыдный наш союз И под знамена Карла перешел... При дружбе, клятвах верности, родстве - Столь низкая, коварная измена? В.Шекспир. Генрих VI Как выглядел Мазепа, мы не знаем - на приписываемых ему портретах изображены разные лица. Для столь знаково перегруженной фигуры, как Мазепа, такая неопределенность облика символична: совершив измену, он «потерял своё лицо». «Лица» больше нет - есть набор масок. Одна маска - «куртизана» при короле Яне Казимире, другая - «верного слуги» Петра Великого, третья - наушника Карла XII, и конечно, парадная маска изменника. Но, по Павлу Флоренскому, «когда лицо стало маской, мы... уже ничего не можем узнать о ноумене [ здесь - реальное ядро личности. - Ю.С. ] и... не имеем основания утверждать его существования» Личина изменника - это и есть подлинный Мазепа. Другого Мазепы в прошлом просто нет. Изменник - вполне объективная оценка Мазепы, многократно подтвержденная исследованиями историков. Лукавые призывы поискать какого-то другого, «истинного Мазепу» - это всего лишь ангажированные попытки «обелить» изменника, «спрятать» негатив этого имени, а значит - просто «надеть на него» более привлекательную маску: но для этого нужно полностью переписать под Мазепу соответствующий эпизод истории, чем и занимаются мазепофилы . Зачем и кому нужно реабилитировать Мазепу? Его имя давно стало нарицательным для изменников вообще; на рубеже XIX-XX вв. прозвище мазепинцы пристало к украинским сепаратистам, клеветникам и ненавистникам России и русской культуры. Несколько ранее, в 1875 г., М.В. Юзефович писал, адресуясь к «украйнофилам»: «по вас станут судить о вашем народе: ведь обзывали же Малороссиян мазепами и ябедниками, благодаря одной крупной коварной личности и нескольким десяткам плутов. Неужели вы хотите воскресить в народной памяти эти названия?» ( Современное украйнофильство//Русский вестник . 1875. Т. 115. 2. С. 844 . Юзефович подписал статью инициалом Z . ).

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/07/...

Заславль. Кафедральный собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм был построен из кирпича в 1577 году князем Иваном Глебовичем как кальвинский собор на территории заславского замка. Сам замок и замковые укрепления XVI - XVII вв., которые сохранились, хоть и поросли бурьяном, возводились по образцу итальянской фортификационной системы. В кальвинском соборе читал свои проповеди сам Сымон Будный (роль Сымона Будного в белорусском протестантском движении можно сравнить с ролью Жана Кальвина для Европы). Затем кальвинский собор стал костелом Михаила Архангела. Это случилось во второй половине XVII века при новых хозяевах Казимире Яне и Кристине Барбаре (из рода Глебовичей) Сапегах. Тогда же достроили 37-метровую башню-звонницу. Архитектурное решение башни со многими элементами оборонного строительства свидетельствует об опасности постоянной военной угрозы, в которой жила Беларусь тех времен. Храм получил облик оборонительно-культовой архитектуры эпохи ренессанса. В 1676 году Казимир и его жена Кристина Барбара пригласили в Заславль монашеский орден доминиканцев. " Псы божьи " (так с латыни переводится название ордена) в стенах дворца, который находился рядом с костелом, и фундамент которого археологам удалось обнаружить, основали монастырь доминиканцев, освященный в 1678 году виленским бискупом и существовавший до 1832 года. Усадьба же владельцев города была перенесена за пределы тогдашнего поселения (сейчас место за вокзалом, рядом с ул. Советской). В 1772 году был построен двухэтажный деревянный жилой монастырский корпус. При монастыре существовала библиотека, насчитывавшая в 1818 году 422 тома. После ликвидации монастыря костел некоторое время был приходским. В 1840 году костел был отдан православным и освящен как Спасо-Преображенская церковь. В тот же год храм реставрировался. За счет казны, пожертвовавшей 6000 рублей, в 1864-1865 годах возвели новый купол, заменили пол, крышу покрыли жестью. Во время сталинских репрессий и гонений на церковь в 1937 году по ложному обвинению был арестован настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Порфирий Рубанович. Его заключили в концлагере на 10 лет. В 1943 году он погиб (Порфирия Рубановича в 1999 г. причислили к лику святых местночтимых новомучеников Белорусской Православной Церкви). Церковь частично разрушили во время Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=11463

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Збоинские Фамилия Збоинские (Zboinski) известна была в воеводстве Хельмском с шестнадцатого века. Ян Збоинские был каштеляном Добржанским при Короле Яне Собиесском. Вот поколенная роспись его потомству. отцовский КОЛЕНО I: Ян, каштелян Добржанский КОЛЕНО II: Войцех КОЛЕНО III: Франц, коронный надворный ловчий; женат на Агнесе Карнковской Яков, каштелян Антоний Иосафат; женат на Краевской КОЛЕНО IV: Игнатий, воевода Плоцкий † 1796; женат на Соломее Карсницкой Михаил, генерал польских войск Казимир, полковник войск саксонских Станислав, монах Игнатий, каштелян Добржанский; женат на Элеоноре Дзевановской Антоний Констанция: 1) за Гарцымским; 2) за Глембоцким Магдалина, за Журовским Франциска, за Закржевским Доминик Фаддей Адам, каноник капитула Плоцкого КОЛЕНО V: Граф Франц-Ксаверий, каштелян Плоцкий, потом сенатор-воевода в Царстве Польском и кавалер белого орла; женат на Иоанне Грабинской Ян-Непомук; женат на Викторие Руджинской Ян-Непомук КОЛЕНО VI: Граф Карл Граф Игнатий Франц-Ксаверий 17), каштелян Плоцкий, возведён был Королём Прусским Фридрихом-Вильгельмом III, 5 июня 1798 года, в Графское Прусского Королевства достоинство. Есть ещё ветвь Збоинских, этой же самой фамилии, в воеводстве Плоцком. Андрей Збоинский имел сына Симона, который, от брака с Ежевскою, имел двух сыновей: 1) Андрея, который, от 1-го брака с Горскою, имел сына Павла, и от 2-го брака с Гарнышевскою, сына Стефана, и 2) Варфоломея, который, от брака с Каменскою, имел сына Фому. Дворяне Збоинские приписаны к гербу Огончик (Ogonczyk): красный овальный щит, с серебряною каймою; в нём золотая подкова, шипами вниз, и в неё опирается золотая стрела, остриём вверх. На гербе дворянский шлем, из коего выходят две руки в латах, вверх подъятые. Графы Збоинские имеют тот же герб; только руки, из герба выходящие, держат золотую подкову, шипами вниз, а самый щит держат два дикаря, каждый с венком на голове и с палицею в руке. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Паны отвечали, что для кончины блаженной памяти двух государей, царя Михаила и короля Владислава, эти дела надобно оставить, потому что всегда по смерти государя прощают людей, против него виновных; при новом же короле Яне Казимире никогда подобных ошибок в титуле не будет. Послы возражали, что паны говорят это, оставя божий страх и людской стыд, и спросили: а что будет тем, которые и при короле Яне Казимире будут неправильно писать титул? Паны отвечали, что их непременно будут казнить без всякой пощады; тогда послы потребовали, чтоб паны дали о том на себя утвержденье крепкое за своими руками и печатями. Паны, доложивши об этом королю, передали послам ответ королевский, что виновные в умалении титула будут позваны на будущий сейм и наказаны по праву польскому, а утвержденье на этот счет король дать им, панам, не позволил. Послы, стоя о том гораздо, говоря и споря пространными речами, не могли добиться ничего другого и перешли к жалобе на новое оскорбление, злее прежнего: по повелению короля Яна Казимира в первый год его царствования напечатаны в Польше многие книги и разнесены в Московское царство и во все окрестные государства; в этих книгах напечатано многое бесчестье и укоризна отцу великого государя, царю Михаилу Феодоровичу, самому царю Алексею Михайловичу, боярам и всяких чинов людям, чего по вечному докончанью и посольским договорам не только печатать, и помыслить нельзя, от Бога в грех и от людей в стыд. Одна книга напечатана в Кракове в 1648 году Яном Александром Горчином. Напечатано в этой книге мимо всякой правды, будто Смоленск, который обманом был взят и сто лет жестокостию московскою притесняем, королевского величества победою освобожден; московского царя и братьев его выи и гордую упорность король под ноги свои подклонил; потом Владислав Московское государство разорил так, что до сих пор не может оправиться, и другие многие поносные статьи про Московское государство и про смоленскую службу напечатаны. В другой книге, которая напечатана в 1643 году на латинском языке в Данциге, около лика Владиславова против левой руки написано: «Московия покорна учинена», потом напечатано, что Владислав союзопреступных москвитян под Смоленском осадил и в такое отчаяние их привел, что жизнь и смерть всего войска в его воле были, и москвитяне, трижды преклонив колена свои, милости просили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

142 До появления этой библии, на польском языке уже были полные издания библии: для католиков перев. Яна Леополиты, Краков 1561, и для евангеликов – Яна Секлюциана. Кролевец 1551. Перевод Леополиты сделан с латинской библии, известной под именем Вульгаты; но некоторые места исправлены по греческому тексту и учению отцов церкви. Библия эта имела еще два издания в 1574 и 1577 гг.: но церковь римская всегда смотрела на нее подозрительно, находя в ней следы верований не католических (протестантских). Большим авторитетом пользовалась библия, изданная на польском языке в 1593 г. Яковом Вуйком из Венгровца († 1597). Кондратович. Ист. польск. литер. II, стр. 100. 145 Бландрата занимал с 1557 г. должность первого реформатского проповедника в Кракове; в 1536 г. убит одним из своих родственников. 146 Фамилия от Гониондза, заштатного города Белостокского уезда – места родины первого литовского арианина. 148 Зубрицк. Галицкая Русь в XVI стол. – Чтения в общ. Ист. и Древн. Росс. 1862 г. кн. III, стр. 48. 149 Социниане с 1652 г. были изгнаны из Польши; но много последователей их осталось в Польше и после того времени. 152 В XVII столетии руководителем школы в Лешке был знаменитый педагог Ян Амос Коменский (1592–1671 г.). 154 Н. Павлищева, Сочинения. Польская анархия при Яне Казимире и борьба за Украину. Ч. I, стр. 36. Спб. 1878. 157 В начале XVIII ст. в 6-ти округах (Виленском, Новогрудском, Завилейском, Подлясском, Жмудском и Белорусском) считалось только 48 кальвинских церквей, а в 1754 г. – 28 церквей. – Jozef. Lukaszewics, Hisorya Szkol w Koronie i w Wielkiem Ks. Litewskiem II, 5–6. Poznan, 1856. 158 Кардинал Гозий родился в Кракове, проходил курс наук в Италии после был секретарем польского короля, каноником в Кракове, епископом кульмским и наконец варминским. Своими многочисленными сочинениями, в особенности сочинением «Confessio fidei catholicae chrismianae», имевшем в 15 лет 18 изданий на разных языках Гозий приобрел в католическом мире славу знаменитого богослова. На Тридентском соборе он был одним из видных деятелей; а по возвращении с собора он способствовал введению постановлений его в польскую церковь (Парчевский собор 1564 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

3–5. В Бресте Литовском, главном городе воеводства этого имени и старостве Николая Черного Радзивилла, в Клекке и Несвиже, наследственных имениях того же Радзивилла, построены были сборы вскоре же по принятии им гельветического исповедания. Но при детях его, совратившихся в католичество, все три церкви перешли к католикам (в 70 годах 16 ст.). Лишившись храма, брестские кальвинисты, несколько времени отправляли богослужение в доме Дорогостайского, но в начале 17 века оно запрещено им и в частном доме 598 . В Заславле, городке князей Заславльских происходило то же самое, что и во владениях Радзивилла. Ян Хлебович, получивший Заславль в приданое за княжной Заславльской, передал реформатам католическую церковь . Но сын его Николай Хлебович, перешедший в католичество, отдал ее обратно католикам (в конце 16 или начале 17 столетия 599 ). 7 – 9. В Орше, Шклове и Сервече также еще в 16 столетии основаны были сборы, но в начале 17-го их уже не стало. В Орше самое место, на котором стояла евангелическая церковь , Лев Сапега занял под коллегию. Шкловскую церковь Александр Ходкевич, воевода Троккский передал доминиканцам. Сервечские реформаты лишились храма вследствие особого декрета правительства 600 . 10–12. В городке Головчине, древней резиденции князей Головчинских, в Сокольне, родовом местечке князей Друцко-Соколинских, и Шацке, имении Кржесковского построены сборы (неизвестно когда) их местными владельцами. На содержание первой церкви пожертвовано две деревни, на содержание второй – одна деревня с 20-ю крестьянами и капитал в 7000 гульденов, третьей подарен капитал в 3000 гульденов. Во время русско-польской войны, при Яне Казимире, все три церкви с их городами и деревнями были разрушены. В Сокольне, над гробницами князей, устроена была обширная капелла, в которой отправлялось богослужение для всех горожан, но сами разрушенные храмы никогда и нигде не были восстановляемы. У шацкой общины капитал захвачен был Хрептовичем, (Хрептович обещался на честном слове отдать за него порожние места и крестьян, но умер, не исполнив обещания, и община навсегда осталась без денег 601 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

3 церкви были приписными: одна в Чернихове (16) со времени своего основания, другие две: в Лебедеве (17) и Семеновичах (18) – по причине своего обеднения и малолюдства, с 18-го столетия 14 церквей (19–32), известных в истории лишь по именам местностей, в которых они находились, отняты или разрушены были католиками, из них восемь не принадлежали кальвинистам в начале 18 века, остальных шести они лишились в неизвестное время. И так как в начале 18 века самостоятельных и благоустроенных общин во всем округе оставалось только две, то белорусская дистрикция вовсе была закрыта 611 . (В столь превратной судьбе церквей округа, более всех других дистрикций населенного русскими, ясно отражается жалкий упадок кальвинизма и слабость влияния его на русское население всей Литвы вообще). В представленную нами статистику и группировку сборов по округам не включены 63 церкви, потому что неизвестно, в каких округах они находились. Ни об одних церквах не сохранилось так мало сведений, как о церквах неизвестных дистрикций. О трех из них – о сборах в Монтвидове, Казанродске и Варниани существуют известия, кто и когда их основал и дотировал; о трех сборах: в Понатири, Упите и Друтовиче известно время разрушения их, именно: о монтвидовской церкви упоминает известный уже нам Лабецкий в вышедшей в 1638 году Anatomia conscientiae, приписывая основание ее Дорофее Подбереске, маршалке браславской. В начале 18 столетия он уже не находить ее у кальвинистов. Козонродский собор построила в 1638 г. та же Дорофея Подбереска. Варшавскую церковь , а при ней школу и госпиталь основал в 16 еще столетии и богато дотировал воевода смоленский Ян Абрамович. Он на свой счет содержал служителя слова Божия, имел постоянного учителя в школе, воспитывал на свои средства 12 юношей, сирот благородного звания, доставляя им пищу и одежду. Понатирский сбор разрушен был в начале 18 столетия, упитский и друтовичский – в половине 17; последний – после русско-польской войны при Яне Казимире 612 . Что касается остальных 57 церквей неизвестных дистрикций, то ни об одной из них нигде не встречается ни малейшего упоминания, кроме голословного поименована тех местечек и сел, в которых они находились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В последующие царствования было еще хуже для протестантов. При Яне Казимире, в злополучное нашествие Густава Адольфа, все восстало на них. Януш и Богуслав Радзивиллы (двоюродные братья) под знаменами Густава сражались против собственного отечества. Воины Густава, во время тридцатилетней войны привыкшие к грабежу, насилию и кровопролитию, грабили нередко и своих единоверцев. Разорения и жестокости, которые они причинили полякам, последние сторицей выместили на протестантах, считая их тайными союзниками шведов. Чернь, войска и школьники иезуитские грабили их дома, лавки и мастерские. Ксендзы благословляли народ на всякое насилие, убийство и грабеж, и собственными руками сжигали дома и церкви протестантов. Тысячи несчастных погибли, или искали спасения в бегстве, удаляясь в Шлезвиг и Бранденбург. В это время протестантских церквей так много отнято было католиками, сожжено и разорено, из средних и низших классов так много было совращено в католицизм, что в течение нескольких лет нигде почти не отправлялось протестантское богослужение, а потом долгое время (в 60 годах) совершалось в трущобах и подземельях. В самых больших городах: Вильне, Витебске, Полоцке, Минске трудно было найти два-три семейства гельветического исповедания. Вообще в злосчастное для протестантов царствование Иоанна Казимира «непотребная ересь и наука» их считались искорененными 638 . В правление Михаила Корибута Вишневецкого и Яна Собесского политический горизонт страдальцев прояснялся иногда, но для того только, чтобы еще гуще покрыться грозными, разрушительными тучами. Из могущественной фамилии Радзивиллов, бывшей единственной защитой и охраной их, теперь оставались лишь две наследницы их несчетных богатств и имений – Мария-Анна и Каролина-Августа. Чтобы иметь в них опору и защиту для себя, протестанты постарались устроить их браки: Анны – с герцогом прусским Богуславом, Каролины – с курфюрстом бранденбургским Людвигом. Но если отцы и деды именитых княжон, имевшие в своем распоряжении военные силы княжества, часто не могли спасать народ от угнетений и гонений, то что могли сделать слабые женщины, жившие вдали от несчастной родины? Верховным покровительницам удавалось вырывать из хищных рук несколько церквей в своих имениях; гонимым проповедникам они позволяли жить в своих дворцах и имениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010