3–5. В Бресте Литовском, главном городе воеводства этого имени и старостве Николая Черного Радзивилла, в Клекке и Несвиже, наследственных имениях того же Радзивилла, построены были сборы вскоре же по принятии им гельветического исповедания. Но при детях его, совратившихся в католичество, все три церкви перешли к католикам (в 70 годах 16 ст.). Лишившись храма, брестские кальвинисты, несколько времени отправляли богослужение в доме Дорогостайского, но в начале 17 века оно запрещено им и в частном доме 598 . В Заславле, городке князей Заславльских происходило то же самое, что и во владениях Радзивилла. Ян Хлебович, получивший Заславль в приданое за княжной Заславльской, передал реформатам католическую церковь . Но сын его Николай Хлебович, перешедший в католичество, отдал ее обратно католикам (в конце 16 или начале 17 столетия 599 ). 7 – 9. В Орше, Шклове и Сервече также еще в 16 столетии основаны были сборы, но в начале 17-го их уже не стало. В Орше самое место, на котором стояла евангелическая церковь , Лев Сапега занял под коллегию. Шкловскую церковь Александр Ходкевич, воевода Троккский передал доминиканцам. Сервечские реформаты лишились храма вследствие особого декрета правительства 600 . 10–12. В городке Головчине, древней резиденции князей Головчинских, в Сокольне, родовом местечке князей Друцко-Соколинских, и Шацке, имении Кржесковского построены сборы (неизвестно когда) их местными владельцами. На содержание первой церкви пожертвовано две деревни, на содержание второй – одна деревня с 20-ю крестьянами и капитал в 7000 гульденов, третьей подарен капитал в 3000 гульденов. Во время русско-польской войны, при Яне Казимире, все три церкви с их городами и деревнями были разрушены. В Сокольне, над гробницами князей, устроена была обширная капелла, в которой отправлялось богослужение для всех горожан, но сами разрушенные храмы никогда и нигде не были восстановляемы. У шацкой общины капитал захвачен был Хрептовичем, (Хрептович обещался на честном слове отдать за него порожние места и крестьян, но умер, не исполнив обещания, и община навсегда осталась без денег 601 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В последующие царствования было еще хуже для протестантов. При Яне Казимире, в злополучное нашествие Густава Адольфа, все восстало на них. Януш и Богуслав Радзивиллы (двоюродные братья) под знаменами Густава сражались против собственного отечества. Воины Густава, во время тридцатилетней войны привыкшие к грабежу, насилию и кровопролитию, грабили нередко и своих единоверцев. Разорения и жестокости, которые они причинили полякам, последние сторицей выместили на протестантах, считая их тайными союзниками шведов. Чернь, войска и школьники иезуитские грабили их дома, лавки и мастерские. Ксендзы благословляли народ на всякое насилие, убийство и грабеж, и собственными руками сжигали дома и церкви протестантов. Тысячи несчастных погибли, или искали спасения в бегстве, удаляясь в Шлезвиг и Бранденбург. В это время протестантских церквей так много отнято было католиками, сожжено и разорено, из средних и низших классов так много было совращено в католицизм, что в течение нескольких лет нигде почти не отправлялось протестантское богослужение, а потом долгое время (в 60 годах) совершалось в трущобах и подземельях. В самых больших городах: Вильне, Витебске, Полоцке, Минске трудно было найти два-три семейства гельветического исповедания. Вообще в злосчастное для протестантов царствование Иоанна Казимира «непотребная ересь и наука» их считались искорененными 638 . В правление Михаила Корибута Вишневецкого и Яна Собесского политический горизонт страдальцев прояснялся иногда, но для того только, чтобы еще гуще покрыться грозными, разрушительными тучами. Из могущественной фамилии Радзивиллов, бывшей единственной защитой и охраной их, теперь оставались лишь две наследницы их несчетных богатств и имений – Мария-Анна и Каролина-Августа. Чтобы иметь в них опору и защиту для себя, протестанты постарались устроить их браки: Анны – с герцогом прусским Богуславом, Каролины – с курфюрстом бранденбургским Людвигом. Но если отцы и деды именитых княжон, имевшие в своем распоряжении военные силы княжества, часто не могли спасать народ от угнетений и гонений, то что могли сделать слабые женщины, жившие вдали от несчастной родины? Верховным покровительницам удавалось вырывать из хищных рук несколько церквей в своих имениях; гонимым проповедникам они позволяли жить в своих дворцах и имениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XII (13.03.1615, замок Спинаццола, Неаполитанское королевство - 27.09.1700, Рим; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691). Принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец - Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать - Порция Карафа, кнг. ди Минервино, дочь герц. Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов , А. Пиньятелли продолжил учебу в иезуитской Римской коллегии (впосл. Григорианский университет ) и окончил ее со степенью доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). Вступил в орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католич. Церкви. В том же году папа Урбан VIII назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В авг. 1643 г. А. Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герц-ство Урбино (c 1631 в составе Папского гос-ва) и находился там до янв. 1644 г. Папа Иннокентий X в 1645 г. назначил А. Пиньятелли губернатором г. Фано в обл. Марке в Папском гос-ве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил до февр. 1649 г. С 11 апр. 1650 г. губернатор Витербо. 14 окт. 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия) in partibus infidelium. Епископскую хиротонию в рим. ц. св. Игнатия 27 окт. 1652 г. провел кард. Марко Антонио Франчотти, бывший еп. Лукки. С 26 окт. 1652 г. папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. нунций при кор. Польши и вел. кн. Литовском Яне II Казимире Вазе (1648-1668). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в ордене василиан . В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом ордена администратора униат. Киевской митрополии еп. Гавриила Коленду , а собравшийся тогда же Тороканский капитул в 3-й раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в кон.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНТЕМИРЫ династия молдавских господарей в кон. XVII - нач. XVIII в. О первых представителях этого рода известно с 1-й пол. XVI в. Широко распространенная в лит-ре версия о татар. (ногайском) происхождении рода новейшими исследованиями не подтверждается; фамилия происходит от прозвища. Константин (8.11.1627, с. Силиштени, ныне Димитрие-Кантемир, жудец Васлуй, Румыния - 16.03.1693, Яссы), молдав. политический деятель, господарь. Историки уточнили дату его рождения (во мн. справочниках указывался 1612); по одним данным, К. происходил из резешей (свободных крестьян), по другим - из боеринашей (мелких бояр). Рано оставшись без родителей, он поступил на службу в молдавские отряды («стяги») польской кавалерии, где при королях Владиславе IV и Яне Казимире прослужил 17 лет. В 1660 г. переехал в Валахию на службу к господарю Григорию Гике. После того как последний лишился трона, К. возвратился в Молдавию. Он служил при неск. господарях, постепенно укрепляя свое положение, и стал одним из наиболее состоятельных бояр княжества. Был женат 4 раза. Его 1-й супругой была Анастасия, родственница валашского господаря Георгия Гики, внезапно скончавшаяся, 2-й - Мария Быя, родственница молдав. господаря Евстратия Дабижи († 1668). Третьей женой стала Анна Бантыш, от которой К. имел 2 сыновей - Антиоха и Дмитрия. Последней его женой была Александра Ганя. Имел также 2 дочерей - Руксандру и Сафту. К. зарекомендовал себя как способный военный деятель. Он быстро продвигался по служебной лестнице, несмотря на то что был безграмотным; получил поддержку мн. бояр и тур. властей. 15(25) июня 1685 г. стал К. господарем Молдавии, когда обострилось польско-тур. соперничество. Осенью того же года в Молдавию вторглись польск. войска, к-рые были разбиты объединенными турецко-татар. и молдав. силами. В следующем году польск. кор. Ян Собеский организовал новый поход в Молдавию, намереваясь сменить господаря.

http://pravenc.ru/text/1470287.html

При жизни митрополита Петра Могилы и короля Владислава IV наружное спокойствие в польском государстве не было нарушаемо, но, в самом конце царствования этого короля, вспыхнуло восстание среди казаков, которое при преемнике Владислава IV, короле Яне Казимире, превратилось в достопамятную казацкую войну с речью-посполитой. Эта война, как известно, была началом постепенного падения польского государства, которое до конца своих дней не переставало держаться своей утеснительной политики в отношении православных, и вообще лиц не католического вероисповедания, называвшихся диссидентами. Начиная с 1648 года и вплоть до 1667 года, несчастная западная Русь служила ареной жестокой войны, которая велась против Польши казаками под предводительством их гетманов, а затем и Московским государством, принявшим с 1654 года под свою защиту отдавшуюся ему Малороссию. В универсале, от 28 мая 1648 года, гетман войска запорожского Богдан Хмельницкий призывал всю Малороссию поднять оружие против поляков за веру, честь, имущество и самую жизнь, и не одно, быть может, восстание не оправдывалось в такой мере невыносимыми жестокостями поработителей, как это малороссийское восстание. 1 Отдача народа в кабалу евреям, повальное ограбление имущества, необузданное своеволие шляхтичей, делавших с шайкой голодных людей дикие наезды на заселенные слободы, преследовавших народ мучениями и побоями, и не останавливавшихся пред убийством даже детей, – как, например, поступил пан Чаплицкий, засекший до смерти десятилетнего сына Богдана Хмельницкого, – и, в довершение всех бед, полное издевательство над верой этого несчастного народа; – все эти смертельные обиды вопияли к небу о мщении. 2 В виде примера можно указать на следующую картину возмутительного насилия над религиозным чувством ни в чем неповинных людей, нарисованную историком Кояловичем в его сочинении «Литовская церковная уния»: «Вот приближается торжественнейший день для христиан, день Пасхи Христовой. Народ угнетенный, убитый, следовательно, особенно настроенный к благочестию, собирается из разных мест к православной церкви, может быть единственной на далеком расстоянии. Прежде всего, он не может войти в церковь до заката солнца; ключи от церкви у жида, а у него еще шабаш. Затем торг с ним о плате за предстоящую службу, за церковную утварь. Но вот торг кончился, церковь отперта и началось величайшее христианское торжество. Однако не пришел еще конец унижению несчастного народа. Едва успел он помолиться в церкви, едва услышал радостное «Христос воскресе», как его благочестивое настроение омрачается новою гнусною сценою. Еврей тут же у церкви торгуется и собирает плату за освящение пасхи. Кто в состоянии изобразить, что происходило тогда в душе этого народа, которому приходилось видеть такое странное сопоставление жидов его времени с жидами времени Спасителя». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Лебедевская церковь была домовой церковью господ Маккшевичей и Мезик. Около 1704 г., когда владельцы отступили от веры, церковь еще существовала, но, за неимением жилища и жалованья, проповедник лишь временно приезжал сюда из Цупрани. В 1754 г. только четыре раза в год он отправлял в ней богослужение 606 . Семеновская церковь в том же 1754 году была приписной к кайдановской 607 . 19–25. По Лукашевичу, существовали еще сборы: в Деревне, Дорьи, Нелевиче, Ракове (городке минского воеводства) Смицке, Тайманове и Устдзье 608 . О каждом из перечисленных сборов известно лишь одно – что в начале 18 века они не принадлежали уже кальвинистам. 26–32. По вновь открытым польским известиям 609 , сборы находились еще в следующих белорусских городах: в Глембоколе (ныне местечко виленской губ. диснинского уезда), Копысе и Быхове (построенные в конце 16 столетия иждивением Христофора Николаевича Радзивилла и Ходкевичами), в Ковальщине, Лукомле, Нелевичах и Рогачеве. О быховском сборе Лукашевич замечает, что в начале 18 столетия кальвинисты не считали его своей собственностью 610 . Итак, из 32 церквей белорусского округа только одна в г. Копише (2) уцелела до настоящего времени, одна – в городе Кайданове (1), поддерживаемая русскими крепостными крестьянами и гражданами, сохранилась до 18 века; остальные все исчезают в конце 16 и в течение всего 17 столетия. 7 церквей вместе с совратившимися в католичество их владельцами и патронами отошли к католикам: из них три: в Бресте (3), Клекке (4) и Несвиже (5) – еще в 70 годах 16 века, четыре: в Заславле (6) Орше (7), Шилове (8) и Сервече (9) – в начале 17 столетия. 6 церквей: в Головчине (10), Сокольне (11), Шацке (12), Витебске (13), Полоцке (14) и Минске (15), самый древние, исторические и богатые, наделенные землями, крепостными, арендными домами и процентными капиталами, погибли во время русско-польской войны при Яне Казимире, и виной гибели их – не русские, которые делали все зависящее, от них, для восстановления общин и возвращения им имуществ их, но латиняне, воспользовавшиеся смутным военным временем в интересах ненасытной своей алчности и фанатического ожесточения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Заславль. Кафедральный собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1577. Адрес: Беларусь, Минская область, г. Заславль, ул. Замковая, д. 6 (Бастионный замок) Координаты: 54.007437, 27.291268 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм был построен из кирпича в 1577 году князем Иваном Глебовичем как кальвинский собор на территории заславского замка. Сам замок и замковые укрепления XVI - XVII вв., которые сохранились, хоть и поросли бурьяном, возводились по образцу итальянской фортификационной системы. В кальвинском соборе читал свои проповеди сам Сымон Будный (роль Сымона Будного в белорусском протестантском движении можно сравнить с ролью Жана Кальвина для Европы). Затем кальвинский собор стал костелом Михаила Архангела. Это случилось во второй половине XVII века при новых хозяевах Казимире Яне и Кристине Барбаре (из рода Глебовичей) Сапегах. Тогда же достроили 37-метровую башню-звонницу. Архитектурное решение башни со многими элементами оборонного строительства свидетельствует об опасности постоянной военной угрозы, в которой жила Беларусь тех времен. Храм получил облик оборонительно-культовой архитектуры эпохи ренессанса. В 1676 году Казимир и его жена Кристина Барбара пригласили в Заславль монашеский орден доминиканцев. " Псы божьи " (так с латыни переводится название ордена) в стенах дворца, который находился рядом с костелом, и фундамент которого археологам удалось обнаружить, основали монастырь доминиканцев, освященный в 1678 году виленским бискупом и существовавший до 1832 года. Усадьба же владельцев города была перенесена за пределы тогдашнего поселения (сейчас место за вокзалом, рядом с ул. Советской). В 1772 году был построен двухэтажный деревянный жилой монастырский корпус. При монастыре существовала библиотека, насчитывавшая в 1818 году 422 тома. После ликвидации монастыря костел некоторое время был приходским. В 1840 году костел был отдан православным и освящен как Спасо-Преображенская церковь. В тот же год храм реставрировался. За счет казны, пожертвовавшей 6000 рублей, в 1864-1865 годах возвели новый купол, заменили пол, крышу покрыли жестью. Во время сталинских репрессий и гонений на церковь в 1937 году по ложному обвинению был арестован настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Порфирий Рубанович. Его заключили в концлагере на 10 лет. В 1943 году он погиб (Порфирия Рубановича в 1999 г. причислили к лику святых местночтимых новомучеников Белорусской Православной Церкви). Церковь частично разрушили во время Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=11463

Но покровительство Короля Яна не доставило, по смерти Иосифа, митрополии Киевской Архиепископу Львовскому, и самая его измена православию не принесла ему личной выгоды: униаты уже имели в Полоцке собственного Митрополита Киприана. Столь же неуспешны были происки другого соперника Антония Винницкого; Лазарь, Архиепископ Чернигова, пастырь опытный и добродетельный, продолжал заниматься делами Киевской иерархии, вместе с ученым архимандритом Печерским Иннокентием Гизелем, до избрания нового Митрополита. В то время, когда гетман Дорошенко, домогаясь совершенной независимости, от России и Польши, еще держался в Чигирине с Митрополитом Иосифом, и все усилия Царя обращены были на Украину, явился другой возмутитель казаков, совсем иного духа и характера, Стенька Разин. Собрав шайку удальцов, он свирепствовал с нею по Волге, Уралу и берегам Каспийского моря, взял Саратов, Астрахань и умертвил там воеводу и Митрополита Иосифа. Число приверженцев его возросло при ложной вести, им рассеянной, будто бы Царевич Алексий, недавно умерший, жив и находится в его стане вместе с Патриархом Никоном , избавленным им из заточения. Неудачная осада Симбирска поколебала счастье Разина, атаман Донских войск довершил начатое воеводами царскими, схватил самого мятежника и представил на казнь в Москву. Это было последнее, сильное потрясение державы Алексия Михайловича; в остальные годы его правления, дела внешние и внутренние, начинали мало-помалу приходить в устройство. Кроме походов Украинских против Дорошенки и набегов Крымских, Царь находился в мире с прочими соседями и отправлял посольства свои во все Европейские государства, даже в Китай, для распределения восточных, непрестанно расширявшихся, пределов наших. Мирна была Швеция: Польша, враждебная столько лет, ослабела в царствование Яна Казимира, который испытал более бедствий, нежели кто-либо из его предместников; последний из дома Вазы, оставляя добровольно корону, он предвидел будущее разделение своей державы между Россиею, Австриею и Пруссией. Преемник его, Михаил Вишневецкий, уже искал союза с Москвою, уступив ей навсегда Киев, а перемирие Андрусовское обратилось в мир при славном победителе Турок, Короле Яне Собесском, который избран был после Михаила, хотя в числе искателей престола Польского находился Царевич Феодор Алексеевич. Но Феодору готовился другой, более прочный престол Московский, и славный преемник в новорожденном брате: – Царь Алексей Михайлович, по кончине первой супруги Марии, сочетался браком с воспитанницею боярина Матвеева, Наталиею, из рода Нарышкиных, и благословенным плодом сего брака был великий Петр. Его исполинскому гению предстояло довершить начатое отцом устроение царства, и велика была радость о его рождении для всей России, как бы предчувствовавшей кто ей родился! 8. Питирим

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Збоинские Фамилия Збоинские (Zboinski) известна была в воеводстве Хельмском с шестнадцатого века. Ян Збоинские был каштеляном Добржанским при Короле Яне Собиесском. Вот поколенная роспись его потомству. отцовский КОЛЕНО I: Ян, каштелян Добржанский КОЛЕНО II: Войцех КОЛЕНО III: Франц, коронный надворный ловчий; женат на Агнесе Карнковской Яков, каштелян Антоний Иосафат; женат на Краевской КОЛЕНО IV: Игнатий, воевода Плоцкий † 1796; женат на Соломее Карсницкой Михаил, генерал польских войск Казимир, полковник войск саксонских Станислав, монах Игнатий, каштелян Добржанский; женат на Элеоноре Дзевановской Антоний Констанция: 1) за Гарцымским; 2) за Глембоцким Магдалина, за Журовским Франциска, за Закржевским Доминик Фаддей Адам, каноник капитула Плоцкого КОЛЕНО V: Граф Франц-Ксаверий, каштелян Плоцкий, потом сенатор-воевода в Царстве Польском и кавалер белого орла; женат на Иоанне Грабинской Ян-Непомук; женат на Викторие Руджинской Ян-Непомук КОЛЕНО VI: Граф Карл Граф Игнатий Франц-Ксаверий 17), каштелян Плоцкий, возведён был Королём Прусским Фридрихом-Вильгельмом III, 5 июня 1798 года, в Графское Прусского Королевства достоинство. Есть ещё ветвь Збоинских, этой же самой фамилии, в воеводстве Плоцком. Андрей Збоинский имел сына Симона, который, от брака с Ежевскою, имел двух сыновей: 1) Андрея, который, от 1-го брака с Горскою, имел сына Павла, и от 2-го брака с Гарнышевскою, сына Стефана, и 2) Варфоломея, который, от брака с Каменскою, имел сына Фому. Дворяне Збоинские приписаны к гербу Огончик (Ogonczyk): красный овальный щит, с серебряною каймою; в нём золотая подкова, шипами вниз, и в неё опирается золотая стрела, остриём вверх. На гербе дворянский шлем, из коего выходят две руки в латах, вверх подъятые. Графы Збоинские имеют тот же герб; только руки, из герба выходящие, держат золотую подкову, шипами вниз, а самый щит держат два дикаря, каждый с венком на голове и с палицею в руке. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3 церкви были приписными: одна в Чернихове (16) со времени своего основания, другие две: в Лебедеве (17) и Семеновичах (18) – по причине своего обеднения и малолюдства, с 18-го столетия 14 церквей (19–32), известных в истории лишь по именам местностей, в которых они находились, отняты или разрушены были католиками, из них восемь не принадлежали кальвинистам в начале 18 века, остальных шести они лишились в неизвестное время. И так как в начале 18 века самостоятельных и благоустроенных общин во всем округе оставалось только две, то белорусская дистрикция вовсе была закрыта 611 . (В столь превратной судьбе церквей округа, более всех других дистрикций населенного русскими, ясно отражается жалкий упадок кальвинизма и слабость влияния его на русское население всей Литвы вообще). В представленную нами статистику и группировку сборов по округам не включены 63 церкви, потому что неизвестно, в каких округах они находились. Ни об одних церквах не сохранилось так мало сведений, как о церквах неизвестных дистрикций. О трех из них – о сборах в Монтвидове, Казанродске и Варниани существуют известия, кто и когда их основал и дотировал; о трех сборах: в Понатири, Упите и Друтовиче известно время разрушения их, именно: о монтвидовской церкви упоминает известный уже нам Лабецкий в вышедшей в 1638 году Anatomia conscientiae, приписывая основание ее Дорофее Подбереске, маршалке браславской. В начале 18 столетия он уже не находить ее у кальвинистов. Козонродский собор построила в 1638 г. та же Дорофея Подбереска. Варшавскую церковь , а при ней школу и госпиталь основал в 16 еще столетии и богато дотировал воевода смоленский Ян Абрамович. Он на свой счет содержал служителя слова Божия, имел постоянного учителя в школе, воспитывал на свои средства 12 юношей, сирот благородного звания, доставляя им пищу и одежду. Понатирский сбор разрушен был в начале 18 столетия, упитский и друтовичский – в половине 17; последний – после русско-польской войны при Яне Казимире 612 . Что касается остальных 57 церквей неизвестных дистрикций, то ни об одной из них нигде не встречается ни малейшего упоминания, кроме голословного поименована тех местечек и сел, в которых они находились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010