Деян.12:6 .  Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя во­инами, скован­ный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. «В ту ночь», т.е. перед тем днем, когда Ирод хотел судить Петра «Петр спал между двумя воинами», прикованный к ним двумя цепями, как полагалось усиленною охраною (Флав. Археол. XVIII, 6, 7; Плин. Ер. X, 65). Деян.12:7 .  И вот, Ангел Го­с­по­день пред­стал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, про­будил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. «Свет осиял темницу» – φς λαμψεν εν τ οιχματι – слав.: «свет возсияя в храмине» – может быть, не во всей темнице, а собственно в том отделении ее, где спал Петр. Сон Петра в такие тревожные минуты был настолько крепок, что лишь толчок мог разбудить его. «Видишь – говорит Златоуст, – Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую ночь, как хотели его вывести на смерть, он спал, предав все Богу». Деян.12:8 .  И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. «Опояшься и обуйся». «Для того повелевает ему опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это не привидение, чтобы он воспрянул от сна и убедился, что это – истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: «востани вскоре». Это – слова не смущающего, но убеждающего не медлить...» (Златоуст). Деян.12:12 .  И, осмотрев­шись, при­шел к дому Марии, матери Иоан­на, называемого Марком, где многие собрались и молились. «Иоанна, называемого Марком», который потом сопровождал Варнаву и Савла в Антиохию ( Деян.12:25 ). Существует несколько различных преданий об этом Иоанне Марке: по одним он – одно лицо с евангелистом Марком и Марком – племянником Варнавы ( Кол.4:10 ). Другие – отличают его и от св. Марка и племянника Варнавы (Чет.-Мин. 4 янв.). Третьи, отличая от св. Марка, считают племянником Варнавы (Чет.-Мин. 11 июня, житие Ап. Варнавы). Это разногласие, конечно, не может говорить против полной исторической достоверности повествуемого в настоящем месте книги Деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.18:14 .  Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы при­чину выслушать вас, Деян.18:15 .  но когда идет спор об уче­нии и об именах и о законе вашем, то раз­бирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. Галлион совершенно справедливо отклоняет от себя возбужденное иудеями дело, объявляя его не подлежащим судебному разбирательству, как дело скорее научной, а не судебной компетенции. «Об учении и об именах», – вероятно – именах Мессии, предвозвещенных в Ветхом Завете, которые разбирал Павел, доказывая, что Иисус есть истинный Мессия ( Деян.18:5 ). «О законе вашем» – верный взгляд Галлиона на это дело, как дело, не касающееся законов римских, охранение которых лежало на обязанности проконсула. Деян.18:16 .  И про­гнал их от судилища. Деян.18:17 .  А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед­ судилищем; и Галлион нимало не бес­поко­ил­ся о том. «Прогнал их», очевидно, силою, вызванный к тому, вероятно, обычною назойливостью иудеев, добивавшихся осуждения Павла с нарушением порядка и всякого приличия. Изгнание иудеев из судилища сопровождалось побоями их, в чем приняли участие, кроме слуг проконсула, «все Еллины», т. е. из бывших тут, причем более всех пострадавшим был Сосфен, начальник синагоги (вероятно, преемник Криспа), расправа с которым должна была дать особенную острастку остальным иудеям. Этот Сосфен был потом обращен апостолом ко Христу, был его сотрудником ( 1Кор.1:1 ) и после епископом в Колофоне, в Малой Азии (Чет.-Мин. Янв. 4). «Галлион ни мало не беспокоился о том», что иудеям причинялась уже явная обида ( Деян.18:14 ), подлежавшая судебным полномочиям проконсула. Так исполнилось обещание Господа апостолу, что «никто не сделает ему зла»; напротив пострадали лишь сами пытавшиеся причинить это зло. Вероятно, Галлион отнесся так безучастно к расправе над иудеями, находя, что суд толпы исполняет в данном случае только то, что должен был сделать сам закон в применении к нарушившим всякое к нему уважение назойливо противозаконными домогательствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.18:4 .  Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. «Говорил... убеждал...» в синагоге, что предполагает само собою разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из Евангелия ( Ин.4:25–59 ). Из дальнейшего ( Деян.18:6 ) видно, что проповедь апостола не приносила вначале желанных плодов ( «противились и злословили»), так что и для подкрепления апостола потребовалось нарочитое явление ему Господа ( Деян.18:9–10 , ср. 1Кор.14:9, 18 ). Деян.18:5 .  А когда при­шли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел по­нуждаем был духом свиде­тель­ство­вать Иудеям, что Иисус есть Христос. «Пришли из Македонии Сила и Тимофей...» – см. Деян.17:14 . «Понуждаем был духом...» – выражение, указывающее на особое напряженное состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев. Деян.18:6 .  Но как они про­тивились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. «Отрясши одежды свои...» – то же, что «оттрясти» прах от ног своих ( Деян.13:51 ) – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. «Кровь ваша на главах ваших...» ( Мф. 23:35, 14:25 ) – т. е. ваша вина, ваша и расплата за нее – кровавыми наказаниями Божиими, возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью. «Я чист...» – поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную гибель, уготованную непокорным ( Рим.1:32, 6:16, 21, 23, 7:5–10, 13 и др.). «Отныне иду к язычникам...» – ср. Деян.13:46 . Деян.18:7 .  И по­шел оттуда, и при­шел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера, сообразовалось с его правилом возбуждать ревность сродников своих по плоти ( Рим. 11:14 ). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Златоуст). И действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам начальник синагоги (ср. Деян.13:15 ), Крисп, один из немногих крещеных самим апостолом ( 1Кор.1:14 ). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин., Янв. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.5:32 .  Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал по­вину­ю­щимся Ему. «Свидетели Ему в сем» (точнее слав.: «глагол сих» – τν ρημτων τοτων – всего о Нем сказанного) «мы и Дух Святый». Свидетельство Апостолов и свидетельство Духа Святого о сказанном возвышении – воскресении и вознесении Господнем – по содержанию совершенно одинаково (срв. Иоан. 15, 26–27 ). Сопоставление и раздельное указание их здесь, как и в Евангелии Иоанна, имеет тот смысл, что Апостолы не были бессознательными орудиями действующего чрез них Духа, но, состоя под Его влиянием, оставались вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями; в особенности же, как очевидцы Его дел и непосредственные слушатели Его учения с самого начала Его общественной деятельности, они, как бы и независимо от Духа, могли быть достоверными свидетелями о Нем, как Мессии – Сыне Божием. «Повинующимся Ему», т.е. не одним только Апостолам, но и всем верующим. Деян.5:34 .  Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законо­учитель, уважаемый всем народом, при­ка­за­л вывести Апостолов на короткое время, «Гамалиил», упоминаемый здесь, как член Синедриона, фарисей и уважаемый народом законоучитель, есть известный и в Талмуде знаменитейший раввин еврейский, сын равви Симеона и внук другого знаменитейшего равви Гиллела. Он был также учителем Ап. Павла ( Деян.22, 3 ), а впоследствии, подобно ученику своему, тоже сделался христианином и проповедником Евангелия, за что Св. Церковь усвоила ему и имя равноапостольного (Чет. Мин., янв. 4 и авг. 2). Деян.5:35 .  а им сказал: мужи Израиль­ские! подумайте сами с собою о людях сих, чтó вам с ними делать. Деян.5:36 .  Ибо незадолго перед­ сим явил­ся Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему при­стало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рас­сеялись и исчезли. Деян.5:37 .  После него во время пере­писи явил­ся Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он по­гиб, и все, которые слушались его, рас­сыпались.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жития святых дают нам другие примеры подлинно первозданного господства человека над творением в Духе Святом, в силе Божией, в безграничной любви. Однажды прп. Макарий Александрийский [память 19 янв.] сидел на дворе близ своей кельи. К нему пришла гиена, держа в зубах слепого детеныша. Гиена положила его к ногам святого. Макарий взял щенка, плюнул в очи его, и помолился Богу. И тотчас щенок прозрел. Мать взяла его и ушла. Прп. Герасим Иорданский [память 4 марта] вынул занозу и очистил от гноя рану в лапе льва. Лев после того не оставлял старца и даже носил в обитель воду. И поныне в обители прп. Герасима имеется зверинец. Прп. Еллий [память 14 июля] нес пищу в пустыню для братии. Утомившись от тяжелой ноши, он увидел пасущихся в пустыне ослов. Тогда он обратился к ним, говоря: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа пусть один придет сюда и понесет мою ношу!» Тотчас один осел подошел к святому, тот положил на него свою ношу и вскоре достиг обители. Другой раз прп. Еллий, ради того, чтобы доставить в один пустынный монастырь пресвитера для совершения богослужения, переправился через реку на крокодиле, призвав имя Господне. Св. Мамант [память 2 сентября] жил на высокой горе близ Кесарии Каппадокийской. К нему собирались из пустыни звери и повиновались ему. Он жалел и ласкал их. Пищей его было молоко диких зверей, которых он доил, а из молока он делал сыры. Сыром диких зверей питался не только он сам, но и питал бедных. От рук прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского питались медведи. Франциск Ассизский беседовал с птицами, а лютый волк, пожиравший овец крестьян, стал мирным жителем деревни. Когда Христос, Сын Человеческий, в течение сорока дней находился в Иудейской пустыне, то был со зверями, и ангелы служили Ему ( Мк. 1:13 ). Третье Божие благословение человеку: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам (сие) будет в пищу ( Быт. 1:29 ). Бог благословляет человеку пищу для телесного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И как приявший имя принимает и именуемого сим именем, так и именуемый приемлет приявшего его имя. Вот почему пришедшему во имя свое врагу Божию поклонятся те, которые не приняли пришедшего во имя Отца Небесного ( Ин. 5:43 ) и имена, которых, следовательно, не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ( Отк. 13:8 ). Господь примет только тех, имена которых будут написаны на небесах, т.е. «начертаны в месте бесстрастия, благодаря благодати усыновления и через осуществление добродетелей» 152 и у которых поэтому имя Его будет написано на челах их ( Отк. 22:4 ). И если нет этого, то нет и повода для радости даже у тех, которым духи или страстные движения повинуются, ибо это может оказаться всего лишь игрой лукавых страстей, а игравшие в эту игру и надеявшиеся на похвалу от Бога могут оказаться вместе с отверженными. И когда скажут они в изумлении: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»? Он ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7:23 ). Аминь. 2006 г. О всеоружии Божьем (Суббота после Богоявления 13/26 янв.) Мф. зач. 7 На лит. в субб. по Богоявлению Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Братья и сестры, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф 6:10 ). Такой апостольский призыв мы сегодня слышали за богослужением. Вслед за этим мы прочитали повествование о том, как диавол искушал Господа, предлагая Ему из камней сотворить хлебы, или броситься вниз с высоты в надежде на чудесную помощь, или поклониться мироправителю тьмы века сего в обмен на получение земных преимуществ ( Мф. 4:1–11 ). Данное повествование подтверждает правильность апостольского призыва, ибо, если диавол дерзал искушать Господа, тем более предстоит борьба с ним у всякого идущего вслед за Господом. Суть искушений Христа диаволом сводилась к попытке последнего исказить во внутреннем мире Сына Человеческого нормы Его отношений к телу и его потребностям, к нынешнему миру и к собственному «Я». Наличность этих искажений в испорченной грехом человеческой природе выражается, во-первых, в подчинении телу его духовных сил, во-вторых, в таком возобладании внешнего мира над человеком, которое доводит его до порабощения посредством механической зависимости и законности тех или иных явлений жизни, и, в-третьих, в нелепом самоутверждении и преувеличенном понимании своего значения и своей личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Из этих примеров кажется ясно, что девы, свято здесь на земле пожившие, подлинно получают великую награду на небесах и подлинно поселяются в Небесном Царствии Божием, вкупе со святыми же подругами своими и с Ангелами небесными. А отсюда какое же для вас утешение, девы-христианки? То, конечно, что из всего сказанного вы без сомнения теперь уверились, что и ваши труды для Господа, и ваши жертвы, и ваши молитвы, и ваше целомудрие даром не пропадут, но воспомянутся Господом, и награду великую вы за них получите. Да, знайте, девы, что если и вы, подобно девам святым, соблюдёте себя чистыми и непорочными в мире, то, несомненно, и вы сопричислитесь к тому небесному сонму, о котором говорит Тайновидец. «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом... Это... девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» ( Откр.14:2–4 ). Тецыте же и вы тако, девы, да постигнете. Аминь. 22-й день 148. Урок матерям (Из жизни святого апостола Тимофея. Чет. Мин. янв. 22) Истина непреложная, что никого так не любит ребёнок, как мать; ни к кому так не привязан, как к матери; и никого не слушает так, как мать. А из этой истины сама собой открывается и другая истина: если ребёнок никого так не любит и не слушает, как мать; то мать прежде всего и обязана учить дитя своё добру и в самом раннем возрасте насаждать в душе его семена благочестия. И поскольку посеянное в раннем возрасте всегда глубоко напечатлевается в душе человека и остаётся в нём на всю жизнь, то благо тому ребёнку, которого мать в детстве научит добру, в противном же случае, то есть если посеет семена злые – худо ему, да не сладко и матери. Святой апостол Тимофей, память которого сегодня воспоминает Святая Церковь , имел отца-язычника, мать же его и бабка были иудеянки родом, были святы и праведны и добрыми делами украшены. Когда апостол Павел исцелил хромого в Листре ( Деян.14:8–10 ), тогда мать Тимофея приняла христианскую веру и, приняв сама, сейчас же стала и учить ей своего сына. И отрок Тимофей, блаженный, говорится в житии, «не тако брашном, яко глаголом Господним от матери своей питаемый, языческого и иудейского заблуждения весьма уклонися». Но этого мало: ревность в христианском воспитании сына у матери Тимофея простиралась до того, что она отдала его в научение святому апостолу Павлу, который возлюбил отрока, утвердил в вере, призвал на служение апостольское, и Тимофей сделался впоследствии ревностнейшим распространителем веры Христовой. Так-то благодетельны стали для него заботы о его воспитании его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Имея такое неполное, но правильное познание о Мессии, он смело начал проповедовать в синагоге Эфесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, взяли его к себе, может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и точнее объяснили ему путь Господень (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27). Вознамерился идти в Ахаию (см. прим. к ст. 12): причиной сего были, вероятно, рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда, главным образом, направлял путь свой Аполлос ( Деян.19:1 ). – Братия, т.е. эфесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), писали к ученикам, т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, располагая их принять его приветливо, вероятно, как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – Благодатью много содействовал уверовавшим: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, что сильно опровергал Иудеев всенародно, не только в синагогах, доказывая Писаниями, т.е. ветхозаветными, особенно, конечно, изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян.18:5 и прим.). Таким образом, насажденное Павлом Аполлос поливал ( 1Кор.3:6 ). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) перед известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4). Глава 19 Павел в Эфесе: крещение учеников Иоанновых (1–7) 1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников, 2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. 3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение. 4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, братие, в виду сейчас слышанного вами, на будущее время на исповеди будьте откровенны. Тайные-то раны сердца, от которых вы духовно, конечно, более всего должны страдать, прежде всего и раскрывайте. А при этом не удерживайте в душе вашей и болезненных вздохов, ибо этими вздохами душа освобождается от грехов. Не стыдитесь ваших сердечных слез, ибо они суть бальзам на раны греховные. И тако тецыте, да постигните полную милость Божью. Аминь. О том, какую пользу приносит нам милостыня (Слово Иоанна Златоустого о милостыни и о воздаянии мзды от Бога. Прол. янв. 27) Все вы знаете, братие, что милостыня приносит вам великую пользу. Но при этом, конечно, сам собою, и прежде всего является вопрос: какую же? И в чем должна состоять она? Как решить это и что ответить на вопрос? Ответим на оный вам словами св. Златоустого, а вы послушайте это слово с надлежащим вниманием. Не ложно, учит св. Златоуст, говорит слово Божие: милуяй нища, взаим дает Богови (Притч. 19, 17). Итак, Господи, когда я подаю милостыню нищему, тогда Ты берешь ее как бы Самому Себе взаймы от меня! Скажи же: когда Ты мне ее возвратишь и когда наступить воздаянию время? Тогда, Ты отвечаешь мне, когда сядет Сын человеческий на престолы славы Своея и поставит милостивых по правую сторону от Себя, а немилостивых по левую, и скажет тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. За что? За то, что когда алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34-36). Почему же Ты, Господи, на суде Твоем ни о каких других добродетелях не воспоминаешь, а только о милостыни? Потому, опять отвечаешь, что милостыня настолько помогает спасению, что ею всякий грех заглаждается. После сего вселенский учитель обращается к слушателям и поучает: " для чего ты получил от Бога земные блага? Ужели для того, чтобы погубить их в объедении и пьянстве? Нет, а для того, чтобы ты предпослал их, чрез руки нищих, для себя же в загробный мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Итак, братие, справедливо мы сказали, что люди, делавшие ближнему добро во время болезни, за это добро как избавление от этой болезни получали, так равно и другие великие милости Господни. Константин, как сейчас слышали, за милосердие к детям и за другие дела милости и от проказы очистился, и Святое Крещение принял. И это пример не единственный. Благочестивый израильтянин Тотив, восьмидесяти восьми лет, потерял зрение и творил милостыни – и через восемь лет прозрел. «И Манассия, – сказано, – творил милостыню и спасён от смертной сети, которую ему расставили» ( Тов.14:2–10 ). А ввиду этого и мы, братие, конечно, и до болезни, а особенно во время неё, для того чтобы получить исцеление, вместе с молитвою приникнем слухом нашим к мольбам нуждающихся, раскроем руки наши для милостыни и отрём слёзы плачущих. Тогда, конечно, и нам Господь явит Своё милосердие и или от болезни избавит, или, если этого не будет, то всё-таки за добро, содеянное нами во время неё, сподобит в будущей жизни и нас услышать оный вожделенный глас: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34–36 ). «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 3-й день 128. К прихожанам, живущим среди тайных раскольников (Из жизни святого мученика Гордия. Чет. Мин. янв. 3) Вы знаете, православные, что в нашем приходе есть тайные раскольники, которые хотя и ходят в церковь , и слушают наши поучения, и молятся по-нашему, и принимают Святые Тайны, но делают это без всякой веры, только наружно, а что втайне же они волки хищные и самые ярые хулители и издеватели над верой и Церковью ; вы знаете также, что эти двуличные люди постоянно говорят вам: «Что же? Переходи в нашу веру, тебе от этого хуже не будет; наружно делай как они, говори им, что ты такой же никонианец, как они, а втайне живи по-нашему и на наши моления ходи». Остановимся пока на этом последнем и спросим теперь ваших совратителей: что, правда ли, что в деле веры слово не причём? Правда ли, что можно спастись, говоря о вере одно, а делая другое? Что они ответят нам на это? Не знаем, что ответят, но мы со своей стороны на ложные слова их, с которыми они обращаются к вам, нашлись, что ответить им. Пусть же и они, да и вы вместе с ними об этом послушаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010