епископ Иаков (Домский) (18.07.1823–08.06.1889) епископ Иаков (Домский) Епископ Якутский и Вилюйский, писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Биография Родился 6 июля 1823 года в селе Семенки Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника, настоятеля храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Восприемником его был записан Александр I, вместо которого присутствовал на крещении его адъютант. Окончил Приворотское духовное училище. Учился в Каменец-Подольской духовной семинарии; в 1840 году, после смерти отца, был вынужден прервать обучение. В 1841 году, при поддержке архиепископа Кирилла, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1845 году. В 1849 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 30 ноября 1849 года назначен учителем в Иркутскую духовную семинарию «на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах (для младшего отд-ния), по чтению греч. отцов и латинских писателей (для старшего отд-ния)». 13 июня 1858 года переведён учителем преподавателя словесности в Томскую духовную семинарию, с 8 сентября 1858 года был назначен её экономом. «Также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии)». 8 октября 1860 года пострижен в монашество; 10 октября рукоположён во диакона, 11 октября — во иерея. 25 ноября 1861 года перемещён снова в Иркутск инспектором семинарии и одновременно назначен цензором проповедей, подаваемых духовенством, и цензором «Иркутских Епархиальных ведомостей». 11 июня 1865 года возведён в сан архимандрита. В 1870 года назначен ректором вновь открытой Благовещенской духовной семинарии. 25 мая 1872 года архимандрит Иаков защитил магистерскую диссертацию в Петербургской духовной академии: «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление» по его книге, напечатанной в 1871 году. В 1878 году переведён ректором Пермской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/

С этой точки зрения и отношения к исторической перспективе, за три года невозможно говорить о каких-либо своих заслугах или успехах. Но с помощью Божией, удалось сделать несколько чрезвычайно важных шагов по продолжению начатого нашими великими предшественниками. Так, нашей епархией осуществлен полный перевод Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста на якутский язык, издан совместно с Институтом перевода Библии обновленный перевод на якутский язык Библии для детей, также переведен на якутский язык учебник, входящий в православный модуль ОРКСЭ, возобновлено издание Якутских епархиальных ведомостей. Также в 2013 году увидело свет уникальное издание - книга для чтения по истории Православия в Якутии «На Север сквозь века», которое одобрено министерством образования республики Саха (Якутия). Историческим событием стало возрождение по решению Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода нашей Церкви Якутской духовной семинарии, отметившей в этом году 155-летие со дня основания. Появляются новые храмы, приходы, клирики и монашествующие. Особым знаком милости Божией к нашей земле стало открытие в октябре 2013 года Спасского мужского монастыря г. Якутска, бывшего некогда старейшим монастырем всего Дальнего Востока и форпостом православной миссии, также отметившим в 2013 г. со дня основания 350-летие. В настоящий момент епархия насчитывает 2 монастыря, 1 подворье, 67 приходов, 60 клириков. Ведется строительство 16 храмов и более 15 часовен. Но полагаю, что это только начало трудного пути возрождения. РНЛ : Вам приходится совершать свое служение в географически и климатически непростом регионе. В епархии много удаленных и труднодоступных мест. Как совершается окормление верующих в этих местах? Помогает ли Вам местная власть? Владыка: Действительно, Якутия один из самых трудных регионов нашей страны с точки зрения доступности и климатического фактора. Ввиду своей обширности Якутия находится в границах сразу трех часовых поясов (UTC +10, +11, 12) и чрезвычайно разнообразна географически и климатически.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/01/...

113) От студента LXVI курса Академии Н. Семеновского – брошюра И. Μ. Громогласова, О происхождении Стоглава. Рязань, 1905. 114) От студента LXV курса Академии Свящ. А. Соболева – книги и журналы: а) Отклики сельских пастырей 1906 г., 1–8; б) Князьков, Как начался раскол русской церкви, издание 2-е. Ростов н. Д., 1906; в) Иером. Иосиф, От крупиц евангельских. Сергиев Посад, 1904; г) Иером. Иосиф, В объятиях отчих, 1–2, 3-е издание. Сергиева Лавра, 1905; д) С. Труд и капитал, 4-е издание. Ростов н. Д., s. а; е) Гусев-Оренбургский, Кахетинка. Спб., 1906; ж) Гусев-Оренбургский, Омет. Спб., 1906; з) Елпатьевский, Присяжным заседателем. Спб., 1906; и) Кабанов, Государственное устройство в западноевропейских странах. Ростов н. Д., s. а; i) Сеньобос и Метэн, Новая история с 1815 г., 1–2. Спб., 1905; к) Кильчевский, Богатства и доходы духовенства, 2-е издание. Спб., 1908; л) Уэлльс, Собрание сочинений, тома 1, 2 и 4. Спб., 1901; м) Онэ, Собрание сочинений, 1–2. Спб. 1901; н) Гиляревский, Пособие к изучению психологии, 4-е издание. Москва, 1894; о) Гирн, Анализ вселенной. Москва, 1898; п) Сельский Священник 1906 г., 1, и 1907 г., 1–6; р) Пробуждение 1906 г., 1. 115) От студента LXV курса Академии Диакона С. Фрязинова – книга: Gillmann, Institut der Chorbischöfe im Orient. München, 1903. 116) От группы студентов LXVI курса Академии – книга: Соколов, Проповедническая деятельность Хрисанфа (Ретивцева) . Астрахань, 1907. —507— 117) От Библиотеки Студентов Академии – 40 названий Епархиальных Ведомостей 1909 и 1910 г. г. 118) Получались в дар следующие периодические издания: аа) в 1909 году: а) Вера, и б) Колокол; бб) в 1909 и 1910 годах: а) Bibliographie; б) Allgemeine Bibliographie; в) Current Literature of the month; г) Wöchentliches Verzeichniss; д) The Church Union Gazette; е) Вестник «Народного Дома»; ж) Американский Православный Вестник; з) Братский Листок; и) Аль-Немат (на арабском языке); i) Церковные Ведомости; к) Саратовский Духовный Вестник; л) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник; и Епархиальные Ведомости; м) Архангельские; н) Волынские; о) Екатеринбургские; п) Оренбургские; р) Орловские; с) Ставропольские; т) Тверские; у) Уфимские; ф) Якутские, и х) Ярославские; вв) в 1910 году: Трезвая Жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представитель церковной исторической науки А.В. Карташев в своем обобщающем труде «Очерки по истории Русской Церкви» привел статистические данные, характеризующие итоги церковного строительства ко времени царствования Николая II. Они таковы: «по последней переписи 1915 г., [Русская Церковь ] числила в себе... 115 миллионов православных. В патриаршем периоде Россия имела 20 епархий с двадцатью епископами. Кончила свой императорский период Русская Церковь при 64 епархиях и приблизительно 40 викариатствах, возглавляемая более чем 100 епископами. Числилось в ней свыше 50 тысяч церквей, 100 000 духовенства, до 1 000 монастырей с 50 000 монашествующих. Она обладала 4-мя Духовными Академиями, 55 Семинариями, со 100 Духовными Училищами, 100 Епархиальными училищами, с 75 000 ежегодно учащихся» 15 . С середины XVIII в. оживилась издательская деятельность РПЦ, которая не ограничилась печатанием Библии и святоотеческой литературы. Начали выходить достаточно большими тиражами учебная и детская литература, катехизисы, исторические труды, проповеди , полемические сочинения, агиография и патрология, многочисленные епархиальные газеты и журналы, преследовавшие цель «укоренения образования», прежде всего среди русского духовенства. Преобразования, проведенные в Московской духовной академии по инициативе митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) (1782−1867), способствовали появлению целой плеяды выдающихся русских богословов и церковных ученых. Видный представитель церковной исторической науки А.В. Карташев , оценив Синодальный период как «положительный, прогрессивный», отметил, что это было время «восходящей линии биологической эволюции единого организма России в ее государственной и церковной стороне». Он указал на высокие «духовные, созидательные» достижения РПЦ. Количественный и качественный рост православных к концу имперского периода стали, по мнению ученого, «результатом активного систематического внутреннего и внешнего миссионерства Русской Церкви» 16 . Огромную роль в количественном и качественном развитии жизни второй половины XIX в. сыграл епископ Якутский и Вилюйский Иаков (Домский). Его труды не были проанализированы и по достоинству оценены в отечественной историографии. В церковной и светской исторической науке сложилась особая традиция исследования истории миссионерского служения: главный акцент ставился на анализе наследия святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, стараниями и трудами которого формировались сибирские и дальневосточные епархии, начиналось богослужение на языках коренных народов этих регионов. Епископ Иаков (Домский) продолжил дело великого миссионера, стал его преемником. Просветительская деятельность архиерея получила высокую оценку у современников и потомков. Его почитали при жизни. Это почитание усилилось после его кончины, о чем свидетельствуют материалы, публиковавшиеся на протяжении нескольких десятилетий в «Якутских епархиальных ведомостях».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Призывая помощь и благословение Божие на благие занятия, с глубочайшим почтением и искреннейшею преданностью есмь, всегдашний и всепокорнейший слуга ваш, Дионисий, Епископ Уфимский. 13 декабря 1885 г. г. Уфа. 8. Высокоуважаемый Иван Платонович! В день Благовещения имел я удовольствие получить благостное письмо ваше от 17-го марта, и спешу выразит вам задушевную мою благодарность и за личную память обо мне, и за вашу особую добродетель, явленную усердием и любовью вашею к церквам Уфимским. Благодарение Богу, вложившему в сердце ваше такое усердие к нашему убожеству. Останавливаюсь на том, что письмо ваше дошло до меня ни раньше, ни позже, как в день Благовещения. Думаю, что сие не без смотрения Божия. У меня тотчас мысль перенеслась к приснопамятному владыке: он с особенным пламенным восторгом относился ко дню Благовещения, как к «спасения нашего главизне», потому что он начал служение свое при Благовещенской церкви; по любви его к этому празднику, создан град Благовещенск; есть и еще случаи, известные мне, в его указаниях на значение Благовещения в его и моей жизни, которых поверять хартии неудобно. Объявление о продаже вышедшей в свет книги «Творения Иннокентия, митрополита Московского» велел я напечатать в здешних Епархиальных Ведомостях и в Губернских. Равно и о другой книге. В счет денег, собранных вами по листу, пошлите 30 экземпляров книги «Иннокентий, митрополит Московский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников», я вложу за них деньги, а книги распродам. Для этого, при препровождении листа с деньгами, покажите сумму полностью, как значится в листе, а о расчете за книги приложите лично мне счет. В лист благоволите и от себя вписать пожертвованием книги две или сколько Бог положит вам по сердцу. Эти последние экземпляры должны быть поименованы в бумаге: «собрано по листу деньгами 000, облачение и о книге». Яснее скажу: 30 экземпляров я беру на свою ответственность и уплачиваю вам из имеющихся у вас в сборе; а с епархиальным комитетом рассчитаюсь личными деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хотя каждый пятый респондент отрицает значение религии в современном обществе, а каждый третий никогда не интересовался религией, большинство опрошенных признает необходимость религии для общества и личности по тем или иным причинам, особенно как оплота нравственности (36%). Главная особенность религиозного самосознания республики – неоднородность. Объясняется это прежде всего многонациональностью, неразрывной связью религиозного и национального факторов общественной жизни. Четверть всех респондентов отметили, что религия необходима для сохранения национального самосознания. Большинство респондентов (44%) терпимо относится к появлению и распространению в республике религиозных объединений и братств, но 15 процентов опрошенных не исключают возможности возникновения конфликтов на религиозной почве. При принятии решений по общественно-политическим вопросам большинство респондентов (64%) не руководствуется своими религиозными взглядами и считает: религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства. 63 процента респондентов не имеют никакого понятия об основных религиозных течениях, 27 процентов имеют о них смутное представление и лишь 9 процентов знакомы с их основными догмами, т.е. многие респонденты, считающие себя верующими, не имеют глубоких религиозных знаний. Выводы Г. Эргиса о том, что распространение религиозных конфессий будет прогрессировать, способствуя возрастанию уровня конфессионального самосознания среди религиозного населения различных национальностей, подтверждаются. Так, на 1 сентября 1993 года было зарегистрировано 30 различных религиозных объединений (большинство из них христианского направления), то на 1 июня 1995 года их стало 49. Следует подчеркнуть, если до 1994 года наибольшее распространение получила церковь евангельских христиан, конфессия протестантского толка, то в 1994–95 годах среди новых религиозных объединений преобладают православные приходы и общины. В декабре 1993 года после многолетнего перерыва восстановлено издание газеты «Якутские епархиальные ведомости». В начале октября 1995 года проведена служба в Градо-Якутском Никольском храме после завершения реставрационных работ. Из общественных организаций свою приверженность к православию демонстрируют Якутский казачий полк и русская община г. Якутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе первого в истории архипастырского визита в заполярные села долган и эвенков архиепископ Якутский Роман крестил более 50 человек 1 апреля 2016 г. 21:46 В рамках архипастырского визита в арктические районы Республики Саха (Якутия) архиепископ Якутский и Ленский Роман посетил села Юрюнг-Хая и Жилинда. Владыку сопровождали священники, преподаватели и студенты Якутской духовной семинарии. 25 марта 2016 года архиепископ Роман провел огласительную беседу и совершил Таинство Крещения четырнадцати жителей Юрюнг-Хаи. На следующий день архипастырь совершил первую в историю села Божественную литургию, за которой новообращенные причастились Святых Христовых Таин. После богослужения молящиеся получили в подарок памятные иконки, книги Нового Завета и Псалтири, журнал «Якутские епархиальные ведомости». Архиерей поздравил верующих с присоединением к Церкви и призвал их не оставлять совместную молитву. «Так и рождаются приходские общины, а затем и храмы Божии: люди собираются вместе вокруг Христа и Его Церкви, молятся, читают Слово Божье, а затем несут весть о Господе своим ближним. И я молился сегодня с вами, чтобы Господь благословил начало вашей духовной жизни», — сказал, в частности, архиепископ Роман. Затем к Таинству Крещения приступили еще восемь человек. Юрюнг-Хая — село в Анабарском долгано-эвенкийском национальном улусе Республики Саха-Якутия, в шестидесяти километрах от моря Лаптевых, единственное в республике место компактного проживания народа долган. Основу хозяйства села по сей день составляет оленеводство. 27 марта архиепископ Роман посетил село Жилинда в Оленекском эвенкийском национальном улусе. Архипастырь познакомился с жителями села, побеседовал с ними о духовной жизни, рассказал о деятельности Якутской епархии , ответил на вопросы и передал в сельскую библиотеку Евангелие и другие книги духовного содержания. Хор Якутской семинарии исполнил для собравшихся песнопения православного богослужения. После встречи более тридцати человек приняли решение креститься. Владыка провел огласительную беседу, совершил Таинство Крещения и пообещал продолжить духовное окормление села. Село расположено в труднодоступном месте на берегу реки Анабара; в нем проживают около семисот человек, в основном представители эвенкийского народа. Ранее православные священники Жилинду не посещали. Якутская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4419134.ht...

Накануне праздника Воздвижения Креста Господня великая святыня была перенесена в градоякутский Преображенский кафедральный собор, где пребывала до 7 октября. Знаковыми стали события культурной жизни центра Якутской епархии, также посвященные 20-летию возрождения Православия в Республике Саха. 26 сентября в терминале аэропорта «Якутск» открылась фотовыставка, рассказывающая об истории восстановления Якутской епархии «Моя Якутия: настоящая история». 27 сентября в Национальном художественном музее РС (Я) был дан старт уникальной выставке «Рисунки великих отечественных классиков: от Виктора Васнецова до Суоруна Омоллоона», вобравшей в себя работы знаменитых русских художников из собраний Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, а также неизвестные доселе рисунки, наброски и зарисовки якутского писателя, театрального деятеля, драматурга, педагога Д.К. Сивцева, известного в Республике Саха (Якутия) как Суорун Омоллоон. В рамках торжественных мероприятий состоялись презентации новых уникальных изданий, осуществленных Якутской епархией специально к юбилейным датам. 1 октября в Якутском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук прошла презентация обновленного перевода Библии для детей на современном якутском языке (совместно с Институтом перевода Библии). В этот же день в национальной политехнической средней общеобразовательной школе 2 г. Якутска была представлена книга для чтения по истории Православия в Якутии (середина XVII — первая половина XIX веков) «На Север сквозь века» И.А. Дмитриевой, отражающая основные вехи исторического пути нашей Церкви на якутской земле. Широкая общественность получила возможность увидеть возрожденное старейшее издание Якутии «Якутские епархиальные ведомости», также посвященное юбилейным датам в жизни Церкви и епархии. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по приглашению епископа Якутского и Ленского Романа в столицу Якутии прибыли архипастыри из России, Белоруссии, Польши, Грузии и Азербайджана, которые приняли участие в юбилейных мероприятиях — ректор Московских духовных семинарии и академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений; митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь), архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, епископ Горлицкий Паисий (Польская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Ейский и Тимашевский Герман, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы епископ Воскресенский Савва, епископ Орский и Гайский Ириней.

http://drevo-info.ru/news/16020.html

Публиковались статьи по истории ламаизма в Сибири: «Очерки по истории буддизма: История северного буддизма» (1900. 1, 3, 5-13, 15-18), «Правда о дацане в г. Чите» (1904. 7/8. С. 90-97) и др.; о старообрядчестве: «О расколе в Забайкалье» К. Люкшина (1900. 22-24; 1901. 1, 3, 5, 8-10), «Старообрядцы с. Тарбагатая» свящ. Григория Говядина (1907. 9. С. 141-147). Печатались и этнографические материалы: «Из области народной медицины» свящ. Н. Виноградова (1900. 16. С. 10-13), «Из быта инородцев» (1902. 22. С. 6-12; 23. С. 15-19), «Нет ли и нам дела» Злобина (1906. 11. С. 131-139; 12/13. С. 156-166; 16. С. 194-201; 19. С. 245-252), «Верования, обряды и обычаи корейцев» Уссурийского еп. Павла (Ивановского) (1915. 7/8. С. 237-243; 9. С. 292-297; 10. С. 318-323) и др. В неофиц. отделе были также представлены материалы по истории Церкви в Забайкалье и Сибири, напр. «Забайкальские архипастыри: (Краткий обзор XVII-XIX вв.)» Якутского еп. Никанора (Надеждина) (1900. 12. С. 12-15), «Воспоминание о преосв. Мелетии [Якимове], еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии» (1902. 8/9. С. 1-5; 11. С. 1-7), «Записка о преосв. Михаиле [Бурдукове], архиеп. Иркутском, Нерчинском и Якутском» А. Тараторина (1902. 10; 12/13. С. 10-17; 1904. 9. С. 112-116; 10/11. С. 121-144), «О проезде в 1891 г. через Забайкальскую область и Иркутскую губернию наследника Цесаревича: (Из письма архиеп. Иркутского Вениамина [Благонравова]… К. П. Победоносцеву)» (1914. 24. С. 990-998), «Где могила митр. Арсения Мацеевича?» архим. Ефрема (Кузнецова) (1915. 3. С. 85-91). Местной образовательной системе были посвящены статьи свящ. М. Колобова «К вопросу о церковно-школьном образовании в Забайкалье» (1900. 5. С. 15-16; 6. С. 14-16; 7. С. 14-18; 8. С. 12-16), А. Попова «Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье» (1907. 17. С. 366-373; 18/19. С. 398-408; 20. С. 423-436). Ряд публикаций освещал актуальные события: «О долге сибирских священников пред Церковью, Царем и Отечеством в виду проведения Сибирской железной дороги» свящ. С. Старкова (1900. 20-21), «По вопросам церковной реформы: О выборном начале» (1907. 10. С. 178-207), статьи Читинского еп. Иоанна (Смирнова) «Из военной и мирской жизни» (1915. 1. С. 11-15) и «Об избрании, положении и власти архиерея» (1915. 5. С. 145-153) и др. В 1917-1919 гг. в «З. е. в.» отражались события церковной жизни революционных лет, публиковались документы и воззвания Поместного Собора и св. Патриарха Тихона, статьи «Церковный Собор по вопросу о правовом положении Церкви в государстве» (1918) и др. Особый интерес представляют публикации о церковной жизни в Сибири, напр. «Выписки из постановлений Сибирского церковного совещания в г. Томске, бывшего в ноябре 1918 г.» (1919. 5/8. С. 4-19).

http://pravenc.ru/text/182395.html

Эмисси. Церковь Василия Великого. Олом Кюельская Васильевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Василия Великого Год постройки:Между 1899 и 1903. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, местность Олом Кюель (18 км от поселка Эмиссы) Координаты: 61.373042, 131.024323 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:г. Якутск, автомобильный транспорт до с. Эмиссы (от Якутска 140 км), далее 18 км местность Олом Кюель Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Олом-Кельская Васильевская церковь (Национальный Архив РС(Я) Ф226-и Оп 9) Из истории Эмисского наслега: князь Василий, внук богача Додора (М. Кардашевский) в местности «Олом-Кюел» построил церковь, добротное здание из лиственничного леса. Церковь во имя святого Василия Великого небольшая (может вместить не более 150 человек), стоит на горке, окруженной густыми лиственницами. Иконостас изящной работы, розовый с позолотой, сделан лучшим мастером г. Якутска. Князь Василий рядом построил жилье для священнослужителей и небольшую столовую-трапезную (тэрэпиэнэнньик дьиэтэ). Дата окончания постройки церкви 1852 год. По данным Национального архива Республики Саха (Якутия), Васильевская церковь была построена в 1899-1903 годах на средства прихожан. Церковь освящена 10 марта 1906 года епископом Якутским и Вилюйским Макарием. Владыка отслужил в храме водосвятный молебен и поучение, переводил на якутском языке отец Александр Волков. Храм был полон верующими. В тот день по просьбе благотворителя местного храма Василия Карташевского Владыкою был отслужен молебен о недугующих (больных) (Якутские епархиальные ведомости от 16 мая 1906 года 10). Здание церкви деревянное с колокольней. Церковь однопрестольная во имя святого Василия Великого. Церковною утварью обеспечена достаточно. Из воспоминания жителя Эмисского наслега Устиновой Софьи Александровны: «Внутреннее убранство церкви было очень красивым. В стенах церкви были позолоченные росписи …». В храме имелась метрическая книга, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги.

http://sobory.ru/article/?object=41945

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010