132 . Получались в дар следующие периодические издания в 1902 и 1903 г.: 1) Ελησιαστιη Αληθεια; 2) Χριστιανιη Αληθεια; 3) Allgemeine Bibliographie; 4) Bookseller; 5) Catalogo inensile della libreria italiana; 6) Mittheilungen B. G. Teubner; 7) Periodical; 8) Ενωσις ελησιων; 9) Славянский Век; 10) Живая Мысль; 11) Свет (из Америки); 12) Церков. Ведомости 1902 г.; 13) Моск. Вед.; 14) Московские Церков. Ведомости; 15) Вера и Разум; 16) Вера и Церковь ; 17) Американский Православный Вестник; 18) Руководство для сельских пастырей; 19) Душеполезное Чтение; 20) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 21) Wöchentliches Verzeichnis; и Епархиальные Ведомости: 22) Архангельские; 23) Благовещенские; 24) Екатеринбургские; 25) Калужские; 26) Кишинёвские; 27) Нижегородские; 28) Оренбургские; 29) Орловские; 30) Саратовские; 31) Ставропольские; 32) Тверские; 33) Уфимские; 34) Якутские; 35) Ярославские. 133 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1902 года. Определил и: Благодарить жертвователей. XX. Записку экстраординарного профессора Академии Анатолия Спасского о выписке книг, которые он считает нужным приобрести для академической библиотеки. Определил и: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записке книги и о последующем представить Правлению Академии. XXI. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии: Величкин Николай (выпуска 1900 года), Моисеев Николай (выпуска 1901 года), Буркович Томо, сербский уроженец, (выпуска 1902 года), иеромонах Игнатий (в мире Илья Абуррус, сирийский уроженец), иеродиакон Афанасий Трифонов, Попов Христо и Бунтовников Стефан, болгарские уроженцы, Ващенко Григорий, Нечаев Ксенофонт, Смирнов Алек- —295— сандр и Троицкий Дмитрий (выпуска текущего 1903 года) – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

97 . Получались в дар следующие периодические издания в 1904 и 1905 г. г.: 1) Εκκλησιαστικη; 2) Allgemeine Bibliographie; 3) Church Union Gazette; 4) Monthly Gazette of current Literature; 5) Periodical; 6) Wöchentliches Verzeichniss; 7) Славянский Век; 8) Свет (из Америки); 9) Српски Сион; 10) Церковные ведомости; 11) Московские ведомости; 12) Московские Церковные ведомости; 13) Вера и Церковь ; 14) Православный Американский вестник; 15) Известия Русского Археологического Института в Константинополе; 16) Известия СПБ. Лесного Института; 17) Руководство для сельских пастырей; 18) Душеполезное Чтение; 19) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; и Епархиальные Ведомости: 20) Архангельские; 21) Благовещенские; 22) Волынские; 23) Екатеринбургские; 24) Калужские; 25) Кишиневские; 26) Нижегородские; 27) Оренбургские; 28) Орловские; 29) Саратовские; 30) Ставропольские; 31) Тверские; 32) Уфимские; 33) Якутские и 34) Ярославские. —348— 98 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных ведомостей 1904 и 1905 года. 99 . Получено извещение об оставлении по завещанию кандидатом LI курса Академии Архимандритом Серапионом Машкиным для библиотеки Академии 120 названий книг и периодических изданий на иностранных языках и 134 названий книг и периодических изданий на русском языке, всего 430 томов и тетрадей, но эти книги и периодические издания пока не получены в библиотеку. Справка: 1) По определению Совета Академии от 4 июня 1902 года библиотекарю Академии разрешено представлять годичный отчет по библиотеке с приложением списка пожертвований за отчетный год (считая таковой с 1 июля по 30 июня) к 16 августа каждого года. – 2) По § 52 инструкции библиотекарю Академии: „Ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников Академии, назначенными Советом в начале или конце каникул. Впрочем, Совет может назначить и другое время, необходимое по его усмотрению для освидетельствования.“ Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки заслуженному ординарному профессору А.Д. Беляеву и исправляющему должность до цента Академии Е.А. Воронцову. – 2) Жертвователям выразить от Совета Академии глубокую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18) От Делопроизводителя Училищного при Св. Синоде Совета Π.Н. Луппова его брошюра: «Народное образование среди вотяков». 19) От преподавателя Московской Духовной Семинарии Μ.И. Струженцова его книга: «О пастырстве Христа Спасителя». 20) От преподавателя Якутской Духовной Семинарии И. Явловского его брошюра: «Систематический указатель Якутских Епархиальных Ведомостей (1887–1897)», в двух экземплярах. 21) От доцента Казанской Духовной Академии И. Жузе его книга «Мутазилиты». 22) От С. Введенского его брошюры: а) «Мессианское значение искушений Господа» и б) «Основные черты философских воззрений Ю.О. Самарина». 23) От преподавателя Смоленской Духовной Семинарии Л.Я. Лавровского его книга: «Послание митрополита Климента Смолятича к Фоме, пресвитеру Смоленскому». 24) От А. Высотского его брошюра: «Сведения о состоянии раскола и сектантства в Таврической епархии в 1897 году». 25) От бывшего студента Академии В.Н. Львова книги: а) Maspero. «Histoire ancienne des peuples de 1’ Orient classique», voll. 2; б) Maspero. «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»; в) Lüttke. «Aegyptens neue Zeit», B-de 1–2, vol. 1: г) Gaspey’s Englisch conversations, bearbeitet von Dr. E. Otto; д) Потапенко, «Записки молодого человека»; е) Потапенко, «Пешком за славой». – «Надворный Советник»; ж) А.В. —267— «Письма о современном искусстве»; з) Грот, «О душе в связи с современными учениями о силе». 26) От студента Нежинского Лицея С.В. Горицкого рукописи: 1) «Institutiones christianae seu sincerum Dei Verbum», и 2) Собрание поучительных слов Архимандрита Иринея 1791 г. 27) От студента IV (LIV) курса В. Самецкого брошюра: Bachmann, Dodekapropheton Aethiopum. 28) От студента IV (LIV) курса Е. Кириако книга проф. Певницкого «Священник». 29) От проф. А.Н. Диамантопуло из Афин его книга: «Μρκος Εγενικς κa v Φλορεντ σνοδος». 30) С почты: а) Памяти священника И.И. Крастелева; б) Отчет по Братству Св. Петра митрополита за 1898 год; в) Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги и г) Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции, книга

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 Приходы и церкви Подольской епархии/Под ред. Ев.И. Сецинского//Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Каменец-Подольский, 1901. Вып. 9. 29 Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814−1914 г. М., 1914. С. 207, 526, 556, 616; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721−1895 гг.). СПб., 1896. II. С. 32, 250; Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988−1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 15, 56, 67. 30 Кирилл (Константин Лукьянович Богословский-Платонов)//Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897. С. 657−658. 34 Зосима (Давыдов), еп. Иаков (Домский Иероним Петрович)//Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 20. М., 2009. С. 508. 38 Раздорский А.И. Программа по составлению историко-статистического описания церквей и монастырей Курской епархии в 1830-е 2009. 2010. С. 114–119. 39 Раздорский А.И. Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви (1848−1916): Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007. 59 История Пермской духовной семинарии. URL: http://permseminaria.ru/mod.php?– typ=about&theme=1. 61 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление. СПб., 1871. С. 2−4. 62 См.: Христианское чтение. 1872. Август; Воскресное чтение. 1872. Январь; Странник. 1871. Октябрь; Церковная летопись. 1871. Ноябрь. 63 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Исторический очерк русского проповедничества. Т. 1. СПб., 1878. С. 2. 64 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Исторический очерк русского проповедничества. Т. 1. СПб., 1878. С. 1−2. 66 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб., 1880. С. 135−139. 67 Иаков (Домский Иероним Петрович), архим. Пастырь в отношении к себе и пастве. СПб., 1880. С. 137 73 Иаков (Домский), еп. Путешествие по Лене//Якутские епархиальные ведомости. 1887−1889. 12−17; Там же. 1888. 1−22; Там же. 1889. 1−5, 7−12.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

И. Барсуков От автора С течением времени история выяснит то великое значение, какое имел преосвященный Дионисий среди инородцев: якутов, тунгусов, чукчей и юкагир. Полная оценка этого значения не может входить в пределы нашей задачи. Настояний труд предпринять нами лишь для некоторого освещения апостольской деятельности почившего иерарха; главною же нашей целью было собрать некоторый материал для будущего исследователя. При этом считаем долгом принести нашу глубочайшую благодарность преосвященному Антонию (Храповицкий) , епископу Уфимскому и Мензелинскому, ныне Волынскому и Житомирскому, и священнику Никольской церкви г. Уфы, отцу Петру Хитрову. Преосвященный Антоний, к которому мы обращались с почтительнейшей просьбой не отказать в доставлении письменных материалов, какие отыщутся у кого-либо во вверенной ему епархии, отнесся с полным вниманием к нашей просьбе, в ответ на которую мы получили от него собственноручное письмо, от 4 марта 1902 года, такого содержания: «Как я уже имел честь сообщить вам, племянник покойного владыки Дионисия, священник Никольской церкви г. Уфы, о. Петр Хитров взялся собрать и представить вам хранящиеся у него письма и документы покойного. Затем, сверх этого, трудно найти какие-либо документы, имеющие специальное значение для биографии усопшего иерарха, а брошюра, вышедшая в 1891 году к юбилею, равной некрологи, вероятно, вам известны. Имеются, вероятно, в вашем распоряжении и местные епархиальные ведомости за время управления епархией преосвященного Дионисия. Если же сих документов нет у вас, то с удовольствием доставлю их. Призывая на вас Божие благословение, имею честь быть, покорнейший слуга и богомолец, еп. Антоний». Вскоре затем, благодаря содействию преосвященного Антония, племянник в Бозе почивающего епископа Дионисия, отец Петр Хитров, прислал нам большое собрание писем архиепископа Иркутского Вениамина к преосвященному Дионисию при следующем письме, от 22 марта 1902 года: «…От преосвященного Антония, епископа Уфимского, я узнал о том, что вами предпринят труд по жизнеописанию покойного епископа Дионисия. – Как родственник покойного владыки, я могу сообщить вам некоторый письма к покойному, могущие служить материалом для вашего труда. В настоящий раз посылаю вам письма преосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вверяю вам тайны сердца моего; прошу не умедлить ответом, не оглашая вверяемой вам тайны, и дайте совет на мои мечтания. Хочу просить Св. Синод о дозволении мне, по окончании дел в Казани, проехать в Москву для испрошения от щедрот митрополии ризницы и разной утвари для 20 инородческих церквей, а затем чрез Рязань (родину мою) возвратиться в благословенную Уфу. Тогда бы я растолковал вам все темное и непонятное. Не знаю, теперь ли это сделать или по прибытии в Казань, где гадательно можно полагать, что и Обер-Прокурор будет. Поспешите ответом. Составленную вами книгу о Преосвященном митрополите Иннокентии обещали, да не послали. Что сие? Объявление о книге вашей: «Иннокентий, Митрополит Московский», вышедшей в свет и имеющей вновь явиться, велел я напечатать в Уфимских епархиальных ведомостях. Призывая Божие благословение на вас и на ваше благое делание, имею честь быть вашим покорнейшим слугою. Дионисий, Епископ Уфимский и Мензелинский. 8 апреля 1885 г. г. Уфа. Р. S. Если в письмах найдете что неудобосказуемое, прошу не оглашать, а опустить, помня языческое благоразумное правило: «de mortuis ant bene, aut nihil». А в нынешнем веке пословицу сию употребляют наизворот: о живых говорят с похвалами, а о мертвецах дурно. 3. Достоуважаемый Иван Платонович! Отыскал я еще два письма приснопамятного отца моего, Высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского: одно от 10 февраля 1878 г., а другое от 10 августа того же года. То и другое начаты рукою Владыки и закончены его же рукою, а самые письма с его диктовки писаны рукою сына его, Гавриила Ивановича. Эти письма были последние в земной жизни Владыки ко мне, и потому он обещался пребыть до гроба с любовию о Христе ко мне. В 1879 году в г. Иркутске в день Пасхи сослужил я Преосвященному Вениамину (следуя за Байкал для лечения минеральными водами), и во время самой литургии получили мы телеграмму о блаженной кончине благодетеля моего. Нашедши эти письма, спешу препроводить к вам, присоединяю и письмо Гавриила Ивановича, рукою которого писаны письма. Паки повторяю, по миновании надобности, благоволите воротить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При всем том, желал бы воскресить матушку свою, чтобы со всеми её детьми, внуками и правнуками предстать пред нею каждому в чину своего служения. Я уверен, что она, увидевши всех и каждого, или не поверила бы глазам своим, или от радости умерла бы. И в самом деле, можно ли было ожидать, чтобы из нашей убогой хижины так устроились дети наших родителей? Ни о. Тимофей, ни о. Петр, ни о. Матвей Васильевич ничего подобного не сумели сделать для детей своих, ни о. диакон, ни Павел Сергеевич, ни Николай Епифанович. Великую и богатую милость явил Господь над домом родителей наших; будем молить Его, чтобы он же дал нам сердце чисто и волю непорочную для угождения Ему! О Всемилостивейшем награждении Вас камилавкой впервые узнал я из 11 нумера Рязанских епархиальных Ведомостей, тогда же узнал и об удостоении той же награды высокопочтеннейшего отца Александра Степановича, которого, прошу Вас, от имени моего поздравить и поцеловать. Желал бы сам обнять и поцеловать его, но доведет ли Бог свидеться нам на этом свете?! Минувших лет протекло много, а впереди заканчиваются последние годы воинствующего служения нашего зде, и не далек переход, ведущий в царство торжествующей Церкви. О, если би только служение наше там было для нас торжеством, а не осуждением и карою за грехи наши на земле!! Извини и прости меня великодушно, что я огорчил тебя, любимый братец, желчным письмом своим от 18 февраля. Находясь под влиянием тяжких страданий от известной болезни, я был в таком мучительном положении, что не рад был и жизни. И в этом то страдательном настроении духа писал Вам. Простите великодушно! По любви Вашей ко мне, в которой я никогда и не сомневаюсь, конечно, Вы желаете услышать от меня: «в каком положении теперь мое здоровье»? С 23 сентября 1877 года по 23 апреля 1878 года я терпел мучительнейшие страдания от засорения почек и мочеточников песчинками и камешками. С двадцатых чисел января, хотя и стал служить в воскресные и праздничные дни, но каждая служба так томительна была для меня, что я за обеднею несколько раз вынужден бывал давать себе отдых и смачивать голову холодною водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Абалакская икона Божией Матери Поэтому при пятом Сибирском архиепископе Симеоне из игуменов Боровского Пафнутиева монастыря Калужской губернии, святительствовавшем с 9 марта 1651 года до 1664 года, владычество православного просвещения в Сибири проникло не только к устьям Енисея в Туруханск, где в 1663 году был основан Троицкий монастырь, но еше и на берег реки Лены в далекий Якутск, а также в страну хаминганов (тунгусов), кочевавших на всем протяжении реки Амура до Анадыря. Это воинственное племя, происходившее из Маньчжурии и называвшееся тогда «сущень», было объясачено русскими в 1657 году. Основались в 1653 году г. Балаганск и монастырь в Конде, а также Тобольский Иоанно-Введенский Междугорский женский монастырь во имя Образа Почаевской Божией Матери. При Владыке Симеоне насчитывалось по Сибири белого духовенства до 1500 и монашествующих до ста человек. Незначительное по сравнению с числом монастырей количество монашествующих свидетельствует, что, в сущности, монастыри того времени, по мысли архипастыря Симеона и его предшественников, основывались только «для научения Царствию Христову словом и житием» и поэтому служили пристанищами для учащихся и призреваемых, руководимых монахами. При Владыке Симеоне в 1660 году основан на реке Тунгуске соловецким старцем Тихоном Троицкий монастырь, в который о. Тихон перенес из старой Мангазеи тело девятнадцатилетнего убиенного юноши Василия Мангазейского (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1864 год, «Источники русской агиографии» Н. Барсукова, 284 с. 87–88, и «Странник» за 1866 год, 12, с. 104–112). Время святительства Симеона ознаменовалось с 14 ноября 1654 года явлениями чудес и исцелений от большого Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса в Тобольском Софийском соборе. После Симеона шестым архипастырем Сибири с 24 июля 1664 года по 23 декабря 1678 года был Корнилий из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря, возведенный 25 мая 1668 года Патриархами Макарием Антиохийским и Иосафом Московским в сан первого митрополита Сибирского. Четырнадцатилетнее правление Владыки Корнилия ознаменовалось в 1667 году обращением в Православие родственника китайского богдыхана тунгусского князя Гантимура со всею его семьею. Этот князь имел от богдыхана поручение защищать берега Амура от водворения русского владычества, но уже, будучи в то время под влиянием какого-то неизвестного проповедника Православия, положил оружие перед встреченными казачьими отрядами и вступил в лоно Святой Церкви и в русское подданство со своею семьею и с пятьюстами отборными тунгусскими воинами Лугамоцкого рода. Это обращение влиятельного повелителя тунгусов дало возможность митрополиту Корнилию в 1672 году основать в Иркутске Вознесенский мужской монастырь, который был построен схимонахом Герасимом и вскоре сделался передовым постом владычества православного просвещения и послужил впоследствии колыбелью духовного покорения дальневосточной окраины, благодаря вышедшим из него многим знаменитым дальневосточным миссионерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Что касается литературы о нем, то она довольно обширна. Описание встречи с ним в середине 50-х годов XIX в. оставил известный русский писатель И.А. Гончаров. В издании трудов и биографии Святителя Иннокентия внес огромный вклад его первый биограф И. Барсуков, издавший уже в 1883 г. в Москве объемистую монографию «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников». Отдельные материалы, посвященные жизни и деятельности Иннокентия постоянно публиковались в «Якутских епархиальных ведомостях». Таким образом, в дореволюционное время об Иннокентии (Вениаминове) писалось и издавалось много. Его миссионерская, научно-исследовательская деятельность рано интересовала и зарубежных авторов. Так, еще в 1877 г. в Лондоне была издана работа К. Хейля «Innocent of Moskow the Apostle of Kamchatka and Alaska». Зарубежная литература об Иннокентии дана в библиографии монографии доктора С.А. Мусалимаса «The Transition from shamanizn to Russian Othodoxy in Alaska» (1994). В советское время до 1970-х гг. о нем почти не писали. Одним из первых советских исследователей о своем знаменитом земляке восторженно писал академик А.П. Окладников, который в 1974 г. участвовал в первой совместной экспедиции советских и американских археологов на Алеутских островах. В том же году по возвращении из экспедиции Окладников в соавторстве с Р.С. Васильевским издали научно-популярные очерки «По Аляске и Алеутским островам», где посвятили отдельную главу «Апостолу Америки» Иннокентию Вениаминову . Спустя 3 года в 1977 г. в 7 журнала «Вопросы истории» была опубликована статья А.П. Окладникова «Удивительная судьба Ивана Попова», а уже в 1983 г. в сборнике «Первопроходцы» серии биографии «Жизнь замечательных людей – его же статья « Иннокентий Вениаминов ». В 1986 г. на международной церковно-­исторической конференции в Киеве, посвященной 1000-летию Крещения Руси с докладом «Митрополит Иннокентий – миссионер-пророк» выступил протоиерей Димитрий Григорьев, профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне (США), подробно осветил аляскинский период жизни и деятельности Иннокентия. В 1991 г. в – 3 журнала «Полярная звезда» была опубликована документальная повесть Николая Якутского «Святой Иннокентий». В дальнейшем появились газетные и журнальные статьи Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона, народного писателя Якутии, Е.С. Шишигина, Н.А. Шиндялова и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Мелетий всегда воспринимал новые обязанности как дар Божий: 12 февраля 1893 года он был избран почетным членом состоящего под покровительством Великого Князя Владимира Александровича православного Князь-Владимирского братства в Берлине, 21 марта 1893 года Преосвященный Мелетий впервые в истории Императорского Православного Палестинского Общества открыл Якутский отдел, став его председателем. Идея деятельности отделов внутри ИППО впервые была высказана Д. Д. Смышляевым, нашла полную поддержку председателя Великого Князя Сергея Александровича. История отделов ИППО зародилась именно в Якутске при деятельном участии Преосвященного Мелетия. Вместе с тем все трудности не мешали литературной деятельности Преосвященного. Из-под его пера выходили многочисленные статьи, книги, проповеди , миссионерские записки и отчеты, содержащие интересные исторические и этнографические факты, регулярно печатавшиеся в номерах журнала «Иркутские Епархиальные ведомости», «Странник», «Православное Обозрение», «Миссионер». В 1895 году указом Императора Николая II Преосвященный Мелетий был сопричтен к ордену святого благоверного Великого Князя Александра Невского. 14 октября 1896 года Преосвященный Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру. 17 февраля 1897 года Рязань после долгих ожиданий встречала епископа Мелетия проехавшего 7774 версты от Якутска до Рязани за полтора месяца. В 12.15 преосвященный Мелетий с курьерским поездом прибыл на станцию «Рязань», где его встретили губернатор Н. С. Брянчанинов, Преосвященный Полиевкт, епископ Михайловский, члены Консистории, ректор и инспектор семинарии, городской голова, представители учреждений и горожан. С Рязанского вокзала под колокольный звон всех церквей города владыка проследовал в Рождественский кафедральный собор. Епископ Мелетий произнес первую назидательную речь, в которой кратко рассказал о своей более чем 30-летней службе в Сибири и обратился к священникам с призывом к взаимодействию в духе мира и любви на поприще духовного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010